ПРОГРЕСС ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО
(пьеса в стихах и в трех действиях)
Действующие лица:
Путниц - курфюрст россиянский
Волошанд - глава администрации курфюрста
Зураберг - пенсион-мейстер
Швыдке - культур-мультур-мейстер
---------------------------------------------------
ДЕЙСТВИЕ 1-ое
В кабинет к Путницу входит Волошанд и застывает
в долгом молчании. Путниц начинает диалог:
Что ж вы молчите, что как рыба 'немы?
Какие жизнь нам назначает темы?
Волошанд:
От тем глобальных ныне отдохните.
Пора подумать нам о СОЦ-КУЛЬТ-БЫТЕ!
Путниц:
Как озадачили меня, однако, вы
Словечком из "совковой" старины.
Что это значит, не возьму я в толк?
Чтоб в красном уголке был красный шёлк?
Волошанд:
Иные времена, мой повелитель,
Иной и смысл находим в "соцкультбыте".
Живет наш социум, простите, как свинья,
Отбросив всякую культуру бытия.
Путниц:
Культуры пития не находил
У нас еще Болтливый Михаил.
Волошанд:
Его оценят, может быть, через века,
Но о другом я говорю пока.
Свободный рынок - весь родимый край:
Соперничай, торгуйся, выбирай!
Но конкуренции, позвольте Вам заметить,
У нас не чтут ни старики, ни дети.
Бесплатного образованья, пенсий
Им без борьбы подай (ну-ну, надейся!).
Изяществу в быту, архитектуре
Они предпочитают бескультурье.
Детишки, чуть оставь их без призора,
Покрыть себя торопятся позором.
По чердакам ночуют и подвалам,
Атласные отвергнув покрывала.
У стариков сценарий одинаков -
Им мимо не пройти помойных баков.
Не единицы, не десятки - тыщи
Себе хрущобы выбрали в жилище.
Путниц:
Проблемы эти, вижу, возрастные.
Они - не камень на державной вые.
Прогресс накатит как течение реки -
Детишки подрастут, а старики...
Волошанд:
Ой, дай-то Бог (я постучу три раза)!
Но старики - ужасная зараза:
Одних спровадишь в Преисподню или в Высь,
Глядь, новые откуда-то взялись!
Из беспризорника же (это всякий знает)
Обычно уголовник вырастает.
Путниц:
Вопрос ребром поставить можем все мы.
В чем вы находите решение проблемы?
Волошанд:
За беспризорников мы с вами не в ответе,
Тем паче, что они не наши дети.
Но вырастут, их содержи в тюрьме.
Что пользы в том родимой стороне?
Состарятся, опять же по закону,
Плати им пенсии до проводов к Харону.
Придем к реформе поздно или рано
Мы к пенсионно-пенитенциарной.
Ну и культуру, где у нас стада талантов,
Взбодрить неплохо чем-нибудь пикантным.
Людей к культурке наших привлечем
И бытиё им станет нипочём.
Народу с вами рай и в шалаше,
Так пусть подумает хотя бы о душе.
Путниц:
Что за реформу вы назвали сдуру?
И как пикантное нам привнести в культуру?
Волошанд:
Проект представят вам сейчас специалисты,
Что образованы, умны и сердцем чисты.
---------------------------------------------------
ДЕЙСТВИЕ 2-ое
Те же и Зураберг. Волошанд представляет Путницу Зураберга:
Знаток всех фондов пенсионных на планете
Он на вопрос поставленный ответит,
Как пенсионную реформу филигранно
Нам совместить с реформой пенитенциарной.
Зураберг:
Позвольте мысль, хоть не Платон и не Монтень я:
Казна растет посредством накопленья
И накопленьем пенсия растет -
Систему эту принял наш народ.
За стаж свой непрерывно-трудовой
Накопленного хватит с головой,
То есть рачительно прожить ну... пять-шесть лет.
И что потом? А мы нашли ответ.
Все знают, что в Бутырке и Крестах -
Там о вакантных речи нет местах.
На нарах (даже под) полно народа,
А как же братство, равенство, свобода?
Хоть о свободе (и не только слова) речь,
Но мысль о том, как здесь доход извлечь.
Рецидивист по десять лет сидит три раза
И что? Налогооблагаемая база
На тридцать меньше человеко-лет,
С учетом ставки отчисления в бюджет
На черта дюжину процентов умножаем,
С четырехлетним, значит, урожаем
Мы расстаемся, что принес бы нам мужик,
Когда б он к сельскому занятию привык.
А даже Папа наш, ну тот который в Риме,
Нам намекая о всего лишь десятине,
Карать за эти деньги не привык,
Конечно если ты не еретик.
Воруешь, грабишь, изнасиловал кого-то?
Так Петр выставит за райские ворота
Тебя потом, а ныне не забудь
Про десятину, покаянье, к мессе путь.
Путниц:
Коль ты не жертва, так зачем людей в тюрьму?
Я это понял. Я другого не пойму,
Причем здесь пенсии, причем здесь накопленья
Мне разъясните без тирад и вдохновенья
Зураберг:
Срока как пенсии до старости копить -
Вот в чем реформы основная нить.
В расцвете сил неси доход стране,
А как состаришься, сиди себе в тюрьме.
К тому же о своей пропащей впредь
Никто не станет юности жалеть.
Отныне гражданам оплакивать осталось,
Свою безвременно загубленную старость.
Хоть в старости почет и ордена,
Но много выше юности цена.
Опять же пенсию, накопленную суть,
В тюрьме подольше можно растянуть.
Баланды в старости почти любому хватит,
А из одежды - теплый серый ватник.
Одет, накормлен и других совсем не хуже -
Какой альтернативный финиш нужен!?
Путниц:
Ну что ж, отлично! И бюджету будет польза
И злобных нищих стариков не бойся.
Но с теми нам останется морока,
Кто за всю жизнь не заработал срока.
Зураберг:
А об убогих (в уголовном плане)
Заботиться курфюрство наше станет:
Любой гражданке или гражданину
Мы гарантированный срок должны накинуть.
Ведь каждый в детстве дрался, голосил,
Газоны мял, на траву падая без сил,
Потом бросал огрызки мимо урны,
В метро чихал и кашлял некультурно,
Не всё всегда переходил по переходу,
Ломал кусты, мутил в фонтанах воду,
На тротуар плевал, мочился на заборы,
Вел экстремистские на кухне разговоры,
Косил от армии, катался без билета,
Воды не экономил, газа, света,
Гнал совершенно безакцизный суррогат -
Короче, года на три виноват
Любой ваш подданный одним рожденья фактом
И мы сполна за всё ему заплатим.
Пусть трудится - препятствий нет ему,
А в старости пожалуйте в тюрьму.
Путниц:
Я понял вас, отличная идея!
Настало время от культуры прохиндея.
---------------------------------------------------
ДЕЙСТВИЕ 3-ье
Волошанд представляет Путницу Швыдке и показывает фотографию обнаженного Швыдке:
В подобном виде, посмотрите, этот малый
Представлен был аж по четвертому каналу
В программе "Давеча", где щедрыми горстями
Эфир перчат неуставными новостями.
Путниц, глядя на фото, обращается к Швыдке:
Культуре деньги чужды, это знаю,
Но может ли культура быть нагая?
Швыдке:
Официоз, застой - культуре нашей гибель!
Вы Леонида Многозвездного могли бы
Бюст заценить? А созерцая бюст Венеры,
В душе трепещут и пенсионеры.
Путниц:
Уж нет давно Венер у нас в элите
Средь женщин даже, об мужах молчите.
Швыдке:
Вот потому-то нам в своем искусстве
Не надо ограничиваться бюстом.
Смотреть должны мы глубже, ниже, дальше,
Отринув цепи ханжества и фальши.
Будь ты врачом, поэтом иль матросом,
Не бюстом славен гражданин своим, а торсом!
И знаменитостям, чтоб сохранилась память,
Отныне торс мемориальный надо ставить
И отказаться от иных канонов прежних,
Чтоб личность не терялась под одеждой.
Путниц:
Я не ханжа, не ретроград, я за прогресс,
Но совершенно нездоровый интерес
Возникнет к личности, возможно, у людей,
А интересом этим только завладей!
Швыдке:
Мы за раскованность, но не за счет приличий
И интерес народа ограничим.
Путниц:
Листком фи'говым или 'фиговым? Но всё ж
Его публично так не назовёшь.
Швыдке:
Листком избрав ограничения основу
Мы в праве выбрать хоть кленовый, хоть дубовый.
Волошанд:
Вот-вот, дубовый, как у маршала погон,
Который как бы желудями окаймлен.
И лист-погон размером и покроем
Заслугам должен соответствовать героя.
Ну, скажем, если торс - премьер-министр,
То пусть тогда огромным будет лист.
А если торс - всего лишь депутат,
Ему листок поменьше прикрепят.
Путниц:
Боюсь, что лист длиной своею, други,
Затмит героя рейтинг и заслуги.
Когда армейский выбран атрибут,
То и символику армейскую берут.
В предметах есть отличий миллионы,
Но звездами ранжируют погоны
И хорошо бы, чтоб на торсе их число
О прототипе информацию несло.
Пусть в юртах, хижинах, дворцах или ярангах
Согласно нашей табели о рангах
Героя почитают бюст.
Волошанд:
А если лист-погон невинно пуст?
Путниц:
Хотя б с одной звездой без службы и без драки
У нас майорствует в истеблишменте всякий.
Ведь даже равный мне по званью колонель
И Розенблюм, в законе менестрель,
Чьи в масть и шлезвигским, и гессенским баллады,
И Ширеножки, чьим скандалам в прессе рады.
Ну а гражданское их звание не ниже
И беспокоиться о звездном их престиже
Нет смысла - хоть с единственной звездою
Листом, но к изваянию закроем
Мы доступ пошлого в народе интереса.
Швыдке:
Хотя бы тайны крошечной завеса
Должна окутывать державный силуэт!
Путниц, бросая взгляд на фотографию обнаженного Швыдке:
У вас, я вижу, от народа тайны нет.
Волошанд:
Стиль новый государственной скульптуры
Ни голубям не об... испачкать и ни курам -
Пусть голова седая от помета,
Но скрыт в надежном месте знак почета.
Путниц:
Найдется где еще одно курфурство,
Где лица первые пекутся об искусстве,
Заботятся о тюрьмах и сиротах?
Волошанд:
Чтоб было много их, как в банке шпротов?
Путниц Волошанду:
Хоть я (иным Усатый был Иосиф) и добряк,
Но кто-то всё же просится в ГУЛАГ.
Волошанд:
Дурак, болтун! Простите, ваша милость!
Путниц:
И дуракам в ГУЛАГе место находилось.
Но не об этом речь сейчас идет,
А речь о том, что должен чувствовать народ
Любовь, заботу нашу и вниманье:
Мы уголовные отсрочим наказанья,
Лишим людей о старости тревоги
И в тюрьмах-хосписах украсим быт убогий
Литыми торсами любимейших вождей,
Решив задачу, что других для нас важней -
Народ наш хлебом обеспечить (грамм по двести
В день хватит, думаю) со зрелищами вместе.
А мы не можем от народа ждать заботы,
Таков наш жребий - трудный, но почетный!