Аннотация: Как повлияет новая политика на маргиналов и где искать финансирования.
В последнее время мы можем наблюдать значительные финансовые вливания в культуру со стороны крупных компаний, начиная с закрытого Estel.Fest, заканчивая многочисленными музыкальными фестивалями с приставкой alfa. С другой стороны, мы видим проект программы "основы государственной культурной политики", которая направлена скорее на урезание средств, чем на поддержание современного искусства. Последний жест Мединского по отношению к фильму "Левиафан" однозначно это иллюстрирует. Данные перемены неизбежно ведут к комерческим модификациям культуры, которые можно спрогнозировать.
С тех пор как искусство перестаёт нести национальный апломб, оно становится бесполезным государству. Когда оно встаёт в оппозицию, начинает нести угрозу. В контексте современной политической обстановки, дальновидней было бы поддерживать или, во всяком случае, не мешать современному искусству высказываться. Ведь ещё Дмитрий Александрович Пригов заметил, что авангард цветёт пышным цветом именно во времена цензуры. Однако запреты следуют один за другим и этой весной был принят закон о запрете нецензурной лексики в кино, литературеи на сцене. Под цензуру попадает большинство современных поэтов, Ерофеев, Сорокин, и многие другие. Они вновь принимают заманчивую для творца роль трикстера. Вывод один - авангарду быть!
С другой стороны, крупный бизнес инвестирует в продаваемое искусство, и оно нередко поставляется теми же деятелями культуры, о которых говорилось выше. В одних случаях заказчик позволяет художнику выразиться, в других требовательная публика отсекает такую возможность. Порой тонкая грань между искусством и "джинсой" так и остаётся лиминальной. Кроме того, общество требует нового, и ниша "популярного" ширится и дробится на классы потребителей. Современное искусство становится востребованным благодаря интеллектуальному клише; джаз и академическая музыка становится визитной карточкой состоятельной публики, et. c. И если радио "Монте-Карло" искусственно "поднимает градус" материального обеспечения своей публики, не предлагая какого-то особенного репертуара, то радио "Jazz", определяя высоко обеспеченных слушателей в 67% от всего числа, даёт своим слушателям этакий смузи из лёгкой около джазовой музыки, и некоторого процента джаза.
С популярным искусством всё стабильно, следовательно, растёт и развивается рынок профессионального промоушена. По данным информационного агентства Intermedia, в Москве только в концертном бизнесе занято около 200 компаний. Выход в свет таких книг как " Все билеты проданы" и "Как стать успешным промоутером" говорит о том, что профессия промоутера стала гораздо привлекательней и доступней. Негативная сторона "бума на профессию" в том, что профессионалам приходится часто сталкиваться с "самоучками". Но, так как профессия промоутера нередко связана с большими финансовыми рисками, можно предположить, что бум спадёт раньше, чем это было, например, с психологией.
Выводы: авангард будет пробиваться через тернии законов к звёздам успеха, благодаря тренду, и потребности в современном, а заклеймённые нишевостью искусства будут стабильно в них существовать. Джазовые музыканты могут брать ипотеки и рассматривать факультет "менеджмента в шоу бизнесе" неплохой перспективой для своего ребёнка. А лаборатории современного искусства могут надеяться на инвестирование с самых неожиданных сторон, тут дело за малым (на самом деле нет) - хороший промоутер.