Миронов Андрей Александрович : другие произведения.

Контракт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Ту-у... ту-у... ту-у...
   Телефон ритмично и безнадёжно издавал длинные гудки. Мне явственно представлялось, как там, на другом конце линии... хотя, какие сейчас линии в эпоху мобилок? Так вот, там, на другом конце условной линии другой телефон издаёт всё одну и ту же повторяющуюся мелодию. А может быть и нет. Возможно, телефон включен в бесшумный режим, пока его хозяйка моется, скажем в душе.
   Впрочем, я занимаюсь самообманом. Ну, раз, другой, пятый могут случится такие неприятные совпадения, что тот человек, которому ты звонишь вот как раз в этот самый момент на звонок ответить не может, но когда такое повторяется постоянно - это наводит на определённые размышления. На размышления неприятные.
   С Лорой - той самой девушкой, которой я так безуспешно названивал сейчас, вчера, позавчера и так далее - я познакомился примерно два месяца назад. Это наше знакомство можно было бы назвать чудесным. Отчётливо помню тот день: с самого утра всё было редчайшим отстоем. Ну, как... набор неприятных мелочей: там споткнулся, тут толкнули, с кем-то поругался, да ещё дождь этот паршивый.
   Вот, и тут как-то внезапно всё это разом закончилось, когда Лора ко мне подошла. Нет, знакомство я уже потом ей предложил, а так-то она просто хотела дорогу узнать. Ну, в итоге, я сначала рассказал, потом на пальцах показал, а потом мы пошли вместе.
   За то время, что мы были вместе отношения наши стали довольно близкими. Ну, вплоть до того, что на моём диване появилась вторая подушка - ранее в том надобности не было.
   А потом - наступило вдруг.
   Вдруг она пропала. Вдруг она перестала отвечать на звонки. Вдруг выяснилось, что по прежнему адресу она больше не живёт. Вдруг.
   Это знаете, так бывает человек строит дом, обустраивает его, мебелью обставляет, сад там какой-то заводит возле дома... а потом вот приходит так с работы - а вместо дома вдруг ничего нет. Ни воронки от взрыва, ни пожарища там какого, ни наводнения - ничего такого, что могло бы хоть как-то объяснить случившееся, а просто пустырь - и всё.
   Я перезвонил ещё трижды. С нулевым результатом.
   "Ну что ж, - подумал я - вернёмся к повседневным заботам."
   К заботам, которые никто не отменял. Которые есть независимо от того, что там у тебя за сердечные переживания и личные катастрофы.
  
   Вагон метро был не то, что бы переполнен - но и далеко не пуст. Люди входили и выходили, а я всё ехал. За малым исключением - через всю ветку без пересадок.
   На одной из этих самых пересадочных станций как-то так удачно сложилось, что вагон почти полностью опустел. Так иногда случается: основная масса ехавших уже вышла - а те, кто готов занять их места- ещё не вошли.
   И я увидел Лору.
   Она одиноко стояла в другом конце вагона, изучая в окне своё отражение.
   В следующий миг в вагон хлынула толпа, перекрывая как обзор, так и вероятные пути подхода.
   Воображаю, какими милыми словами меня провожали люди, мимо которых я пробирался! Вдобавок там как раз был такой перегон... я давно заметил, что рельсы между разными станциями уложены по разному. На ином перегоне можно в вагоне стоять не держась ни за что - и хоть бы что.
   А на этом перегоне рельсы были уложены в том неповторимом стиле, который может только в кошмаре присниться. Строителей-укладчиков этих рельс явно вдохновляли американские горки. Устроить мёртвую петлю им тоннель не позволил - но обеспечить вагону максимальную раскачку по всем возможным осям - это они, строители, сделали.
   Я пробрался к Лоре только когда поезд уже подходил к следующей станции.
   Лора всё так же смотрела в окно. Я коснулся пальцами её, прикрытого полупрозрачной блузкой, плеча.
   Лора вздрогнула, повернулась, увидела меня...
   И побледнела. глаза её расширились в ужасе.
   -Ты? Но нам ведь...
   -Осторожно, двери закрываются, следующая станция... - механический голос заглушил её слова.
   В следующий миг Лора кинулась прочь из вагона. Я опешил на миг - и двери с шипением стали закрываться. Я кинулся на прорыв - и в последний момент, чудом ни за что не зацепившись жилеткой, выскочил на станцию.
   Лора быстрым шагом шла к эскалатору, поминутно оглядываясь. Увидев, что я успел выйти - она прибавила шаг.
   -Лора! Лора, подожди! - крикнул я - но она явно не услышала моих слов из-за прибывавшего на встречные пути поезда. Шум, вой, визг и грохот заполнили низкий вестибюль, эхо запрыгало под сводами, отражаясь от колонн.
   Я нагнал Лору лишь на эскалаторе.
   Одно время мне снились сны про метро. В этих снах эскалаторы всегда были или причудливо изогнуты, или излишне круты, или ступеньки на них болтались - а чаще - всё это сразу. Этот - реальный - эскалатор вёл себя намного спокойней, как и положено нормальному эскалатору. Однако я был настолько взволнован, что едва не свалился на него, не попав ногой на ступеньку.
   Лора пыталась убежать - но во-первых, выше по лестнице люди стояли плотно, а во-вторых - не у всех хватит физической формы, что бы хотя бы неспешным шагом подняться вверх по эскалатору. Я видел, как она уперлась в неподвижно стоящие спины, остановилась, и оглянулась. Видно было, что эта пробежка далась ей не просто -- она шумно дышала, приоткрыв рот.
   -Лора, может быть ты мне объяснишь... - начал было я, подойдя ближе.
   -Нам нельзя видеться, - перебила она, - нельзя, понимаешь?
   -Нельзя?! Чего-чего?
   -Ничего. И я прошу, сделай вид, что не заметил меня и молчи.
   -Но почему?
   -Долго объяснять. Я прошу, - молчи.
   Мы молча поднялись наверх, прошагали по шумному вестибюлю, вышли на улицу.
   -Лора, может ты мне всё-таки скажешь, что...
   -Не здесь.
   -Хорошо, а где?
   Продолжая быстро шагать, она искоса посмотрела на меня. Во взгляде читались отчаяние, презрение, усталость... "Ну что ж ты ко мне привязался?" - как бы говорил её взгляд.
   И это на меня смотрела женщина, с которой мы какие-то пару недель составляли, можно сказать, одно целое! Честно сказать, я чувствовал себя в этот момент препаршивейше - но во взгляде было и ещё что-то.
   Страх.
   Лора безумно боялась. Кого - меня? Нет, скорее за меня. Она боялась кого-то другого. Но кого?
   Мы зашли в какой-то двор.
   -Лора, чёрт подери, ты мне скажешь, что происходит?!
   -Тебе лучше не знать.
   -То есть как! Я тут с ума схожу, а ты заявляешь...
   -Пойми, тебе не надо, не надо этого знать.
   -Но отчего?!
   -Это больно.
   -Что - больно?! Лора, отчего ты разговариваешь со мной как...
   -Больно знать.
   -Ну, знаешь ли!
   Мы прошли один двор, и через арку устремились в следующий. Какая-то серая кошка шарахнулась от нас.
   -Я знаю, - сказала Лора, - я - знаю. И это - больно. Поэтому я не хочу, что бы ты знал.
   -Но, Лора, послушай, ведь, ну... ведь любую боль можно облегчить. Возможно, зная, я смогу тебе помочь.
   -Ты не сможешь помочь и себе.
   -Лора!
   -Это не та боль, которую можно облегчить, разделив. Понял?
   Мы шагали через двор. Странно, что никто из людей не попался нам на встречу... и, отметив этот факт, я отчего-то оглянулся.
   -Что, наконец-то почувствовал? Понял?
   -Понял - что? Лора, говори чёрт подери по-русски!
   Лора внезапно остановилась.
   -Если в бочку мёда бросить чайную ложку дерьма, - сказала она, - то получится бочка дерьма. Так вот, это знание - дерьмо, а бочка с мёдом - это ты. И я не хочу, что бы ты во всё это вляпался.
   Она бегло подёргала глазами влево-вправо. На миг мне показалось, будто за спиной у меня кто-то стоит.
   -Лора, прекрати меня пугать, прошу тебя. Меня так просто не запугаешь, и если ты не прекратишь говорить загадками, то я тебя выпорю.
   Я шутил. Но лора лишь глухо выдохнула, прикрыв глаза.
   -Контракт, - сказала она.
   -Контракт?
   -Я подписала его утром, в день нашей первой встречи. Основной срок действия истёк.
   -Контракт с кем?
   -В контракте указаны дополнительные условия, связанные с истечением срока. Срок истёк.
   -Лора, с кем этот контракт?
   -С судьбой.
   Она резко открыла глаза, коротко наклонившись, чмокнула меня в щёку - и кинулась куда-то влево.
   Я лишь видел, как она вбежала в подъезд.
   Дверь хлопнула, выводя меня из оцепенения. Я кинулся вслед.
   Подъезд был пуст. Я стал затравлено оглядываться и заметил лестницу, ведущую в подвал. Дверь подвала была приоткрыта, и я спустился и зашёл.
   Никогда раньше не видел я таких подвалов! Совершенно пустой, лишь вдоль стен какие-то худосочные трубы, подвал поражал своими размерами, что в ширину, что в высоту - про длину уж не говорю.
   Я осмотрелся. На миг мне показалось, что я зашёл не туда, что Лоры здесь нет - подвал реально был пуст - но затем я посмотрел на пол, на пыльный цементный пол - и увидел там следы от женских туфелек.
   Я кинулся по следу. Я слышал шум шагов - своих шагов, - и это придавало мне уверенности, что Лора стоит где-то за углом.
   В конце подвала была массивная железная дверь - следы вели к ней. Когда я открывал дверь, неприятный металлический визг давно немазаных петель резанул мне по ушам.
   За дверью обнаружился сравнительно узкий коридор. Узкий и тёмный. основной подвал хоть как-то освещался через узкие окошки под подвальным потолком - а вот за дверью было темно.
   Я достал мобильник, включил фонарик.
   Лестница, шесть ступеней вниз. Следы? да, вот они. Вдоль стен снизу - трубы, круглые, сверху - тоже, но прямоугольного сечения. Воздуховоды? Вообще, воздух свежий. Ну что, пошли?
   Я прошагал около ста шагов - я не считал их, разумеется, когда до меня как-то начало доходить, что тут что-то не так.
   "Погоди, - думал я, шагая, - между тем, как Лора вбежала в подъезд и тем, как туда вошёл я прошло лишь несколько секунд. Если даже считать с теми, что я озирался в подъезде - никак не наберётся даже на тридцать секунд. В подвале я никаких шагов, кроме своих, не слышал".
   Я остановился.
   "Что за чертовщина, она же просто не смогла бы дойти через весь подвал до двери! Подвал же здоровенный и просматривается насквозь!Кроме того - дверь. Я же не слышал, как она скрипела..."
   Дверь заскрипела.
   Спускаясь в подвал, я не закрывал дверь за собой - и вот теперь она заскрипела, значит...
   Я рванул назад, споткнулся на ступеньках, чуть не выронил мобильник, подбежал к двери.
   Заперто.
   Я ударил по ней кулаком.
   -Лора! Лора, твою мать, что за шутки!
   Некоторое время я стучал -- руками, ногами, - но ответом мне была лишь тишина.
   -Зашибись, - пробормотал я.
   Назад дороги не было.
   Я был в полной прострации. Попасть в такую дурацкую ловушку... а главное: за что?! Почему?
   Телефон в моих руках освещал коридор -- не весь, только его начало -- а дальше шла только тьма.
   К счастью, до меня вскоре дошло, что если я буду вот так вот тупо сидеть -- то ничего хорошего от этого не будет. Рассиживать-то нечего. Неизвестно ж ведь на сколько хватит зарядки мобильника. Конечно, всё равно тут связь не ловилась, но оставался фонарик. А с посаженным аккумулятором фонарик, ясное дело, работать не будет. И тогда я останусь ещё и в полной темноте.
   -Что ж, тогда пойдём вперёд, - сказал я сам себе.
   Некоторое время, шагая я прислушивался, надеясь, что это всё-таки дурацкая шутка, и что дверь всё-таки заскрипит. Однако, с каждым шагом вера в это всё уменьшалась - и вскоре иссякла окончательно.
   Неуверенными шагами я двигался по коридору.
   Вообще, конечно, следовало считать шаги, - что б хоть как-то определить расстояние, по коридору пройденное -- а с другой стороны -- а не один ли чёрт? Всё равно сворачивать было некуда, никаких боковых отворотов-поворотов и дверей не наблюдалось.
   Так что сколько я так прошагал -- не знаю. Но, как известно, бесконечных коридоров не бывает. Кончился и этот.
   Железной дверью.
   Я толкнул дверь от себя -- не поддаётся. Потянул за ручку -- тоже самое. Да блин!
   Я уже от отчаяния хотел садануть дверь ногой -- но тут заметил, что кроме, собственно, дверной на двери обнаружились ещё две ручки, вроде тех, которыми на кораблях люки задраивают.
   Упершись ногой, я надавил нижнюю из ручек. Она подалась слишком легко -- я ожидал большего сопротивления. Я успел было подумать, что она тупо сломана -- но в этот момент дверь дёрнулась от меня.
   Ну, вот вам и выход.
   За дверью, впрочем, выхода на свободу не наблюдалось. Я вышел на лестничную площадку.
   Лестница вела вниз: семь ступеней, площадка, ещё семь ступеней. Дальше было не видно.
   Спустившись на пару пролётов вниз я обнаружил полуоткрытую дверь.
   Честно скажу -- не понравилось мне то, как она была приоткрыта. Как-то заманивающе. Заходи, мол. Гостем будешь.
   Поколебавшись, я зашёл.
   Посветив туда-сюда телефоном, я осмотрелся.
   Комната была пуста. Пуста абсолютно.
   Когда-то тут были скамьи. Возле стен стояло что-то массивное(Шкафы? Тумбы? Древние ЗВМ?)
   Теперь ничего этого не было. Остались только следы на полу. На стенах были следы от срезанной проводки. Я зачем-то коснулся места, где ранее находился выключатель. А может -- розетка.
   В любом случае, другого выхода из комнаты не было.
   Я вернулся на лестницу, спустился ещё на пролёт -- и увидел, что дальше дороги нет. Ступени упирались в небрежно сложенную из серых шлакоблоков стену. Впрочем, в данном случае "небрежно" -- не означало "непрочно", - по любому, голыми руками я бы эту стенку не развалил.
   -Прелестно... - пробормотал я, - и куда теперь?
   Я поднялся обратно, к коридору -- и тут обнаружил, что кроме двери, из которой я на лестничную площадку вышел, -- есть другая. Углублённая в стенную нишу она осталась в тени и я не заметил её сразу.
   За дверью обнаружился ещё один коридор, похожий на тот, по которому я шёл ранее: трубы, воздуховоды, провода.
   Было, правда, отличие. Примерно через каждые сто шагов коридор расширялся до размеров зала -- и в этих расширениях было полно дверей. Ну, как полно? Не менее трёх, но как правило больше. Толку, правда, с того не было: все двери были заперты. Я только зря время потратил, пока дёргал их за ручки туда-сюда.
   Потом коридор начал плавно уходить вниз. Без единой ступеньки, просто за счёт наклона пола. А может мне это показалось?
   "Интересно, и долго мне так идти?" - подумал я.
   Я остановился, завязать шнурок на ботинке. Телефон пискнул.
   "Зарядка кончается" - с тревогой подумал я. Остаться в полной темноте -- удовольствия мало.
   Конечно, клаустрофобией я не страдал и темноты не боялся, но... сами понимаете: вот так вот идти неизвестно куда -- само по себе неприятно, а если ещё и в полной темноте...
   Покончив со шнурками, я выпрямился, прислушиваясь.
   Темнота и тишина. Я слышал только собственное дыхание и мерное тихое тиканье. Я машинально посмотрел на часы -- выходило, что я уже полчаса тут по подземельям болтаюсь...
   Я похолодел.
   Я отчётливо слышал тиканье часов -- маленьких, наручных -- но мои часы тикать не могли, ибо электронные.
   Я замер, задержал дыхание, а потом не выдержал и крикнул:
   -Кто здесь?!
   Никакого ответа. Даже эхо молчало.
   Я стал светить назад, туда, откуда только что пришёл.
   Ничего. Узкая полоска света -- и дальше темнота.
   И тут мобильник ещё раз пискнул -- и свет погас.
   -М-мать!
   Я замер, прислушиваясь.
   Тиканье исчезло.
   "Что, глюки у меня что ли?"
   Но это были не глюки -- в этом я мог поклясться. Я действительно слышал тиканье часов -- теперь я его не слышу. Выходит, я здесь не один?
   -Эй, кто здесь?! Выходи! - крикнул я, и стал прислушиваться.
   Тишина.
   Значит, кто-то был здесь. Шёл следом за мной, а когда я его окрикнул -- ушёл прочь. Шагов я, правда, не слышал -- но это ничего не значило. У него -- или у неё -- могла быть мягкая обувь, глушащая шаги.
   А если так? Если -- не шёл за мной, а просто вышел посмотреть, кто здесь? Из-за одной из закрытых дверей? Вышел, посмотрел, и вернулся обратно, что бы... Что бы что? Вызвать охрану? Возможно. В конце концов, что это за помещения? Не бомбоубежище -- точно. Тогда -- что? В жизни я не слышал о таких подвалах-коридорах. Секретный объект? Тогда, если меня сейчас тут повяжут -- то могут и посадить... да на здоровье, сажайте, вашу мать! Только бы опять к людям.
   А может он и не смотрел? Просто вышел из одной двери в другую, услышал мой топот по коридору -- и вернулся обратно. Или даже не услышал. Просто шёл из одной комнаты в другую -- и всё. Не обращая на меня внимания. Мало ли кто тут ходит? Ну, ходит и ходит -- на здоровье. Его хождения на скорость света не влияют. Такая примерно логика.
   Ну, хорошо, а мне-то теперь что делать? Света у меня нет. Если б телефон не сел так не кстати -- то можно было попробовать поискать следы этого, с часами, благо что пол пыльный. Найти, узнать куда он ушёл, а там... даже если дверь закрыта -- можно же и постучать.
   А так -- даже не понятно куда дальше идти. Темно, как у негра в желудке.
   Я прислонился спиной к стене.
   Что-то больно упёрлось мне в правую лопатку. Я отскочил в испуге.
   Силясь хоть что-то увидеть в кромешной тьме, я протянул руку вперёд. Стенка. Холодная, шершавая. Я провёл рукой сверху вниз.
   Щёлк!
   Внезапный свет буквально ослепил меня.
   Сначала я даже не понял, что случилось -- и лишь потом, проморгавшись, я увидел, что то, что упиралось мне в спину было выключателем, который я рукой благополучно перещёлкнул.
   В целом, конечно, не сказать, что бы было так уж светло. Тусклые жёлтые лампочки висели на расстоянии десяти-пятнадцати метров друг от друга -- и тем не менее этого было достаточно.
   Я попытался отыскать следы. Следы были -- однако только мои, и ничьи больше.
   "Так что же -- показалось что ли?"
   Судя по всему - да. Отсутствие каких-либо следов...
   -А всё-таки чудно, - подумал я вслух, вспомнив сказку "Аленький цветочек".
   В целом, конечно, жить стало веселее. Теперь, при таком, хоть и скудном, освещении, шагать я мог более уверенно. Кроме того, появилась возможность размышлять на тему того, что вообще за чертовщина тут происходит?
   Вопросов было довольно много. Куда всё-таки подевалась Лора? Ясно, что не в подвал -- но тогда куда? Далее: что она там мне наплела насчёт контракта? С судьбой. И с дополнительными условиями. Возможно, что она просто мне соврала, что б запудрить мозги и сбежать. А если нет? Контракт, как правило, подписывают с двух сторон -- минимум. Но судьба самостоятельно ничего не подписывает. Значит, у неё был какой-нибудь представитель. Бред.
   Тем временем коридор опять расширился до зала с дверьми -- на этот раз дверей было ровно шесть: три слева -- три справа. Как и предыдущие, впрочем, они были заперты.
   Самое интересное было в том, что зал не был освещён. Свет проникал в него из коридора -- но не далее.
   Я прошёл через зал. Впереди вновь был тёмный коридор, но на этот раз я уже знал, что надо делать. Я провёл рукой по стене несколько раз, нащупал выключатель и включил свет.
   В этой части коридора лампы были почему-то не жёлтые, а красные. Мало того, что светлее от этого не стало -- так ещё и выглядело это несколько зловеще. Кроме того, вдоль стен через каждые пятьдесят (примерно) метров висели здоровенные красные огнетушители.
   Возле одного из них я задержался -- сам не знаю почему. Огнетушитель был как огнетушитель: красный, здоровый...
   И полностью закачанный, судя по маленькому манометру.
   Я на всякий случай щёлкнул по этому прибору пальцем, надеясь, что стрелка залипла -- но нет. Пройдя шестьдесят шагов, я осмотрел следующий огнетушитель -- закачан.
   Стало быть, подземелье это было обитаемым -- хотя бы изредка. Во всяком случае, огнетушители тут повесили не так давно -- иначе они бы выдохлись.
   Вот вам и ещё одна загадка... Впрочем -- ладно. Вернёмся к более насущным проблемам. Итак: кто закрыл за мной дверь? И не просто закрыл -- запер. На замок. Или...
   Тут я остановился и чуть не взвыл от досады. Я вспомнил ту, вторую дверь, с запорными ручками. Почему же я, болван, не осмотрел дверь внимательно? Ведь и на ней могли быть такие же рукоятки! Я мог выбраться обратно прямо там, а не шляться по подземным коридорам и залам!
   Ну, и что теперь? Вернуться назад -- и попробовать открыть?
   Я уже было сделал пару шагов назад -- но остановился. Вот не поверите: мне было страшно! Конечно, впереди была неизвестность -- но позади было неизвестно что. Во-первых там был этот. С часами. Кто ж его знает, кто он? Один раз он меня пропустил -- а второй? Более того: он мог сам испугаться меня и услышав, как я возвращаюсь мог меня с испугу и пристукнуть. Во всяком случае, я на его месте так вполне мог поступить.
   Ну и во-вторых -- а ну как окажется, что никаких затворов на той двери нет? Прошагал я уже порядочно -- и вернуться назад, что бы увидеть всё ту же запертую дверь? Кроме того: часть пути вполне возможно придётся проделать в темноте. Насколько я помню, в том, первом коридоре проводов на стенах, как здесь -- не было. Конечно, может там какие фонари и были -- но опять же не факт.
   Кстати, а кто закрыл за мной дверь? Лора? А где она тогда пряталась? Подвал был совершенно пуст -- в этом я мог поклясться чем угодно. Тогда -- кто? И где он прятался? Где, если не в подвале?
   Я пошагал вперёд. На ходу легче думалось, да и что толку было стоять на месте? Тем более идти назад я всё равно не решился.
   А если представить, что этот кто-то вышел из коридора и закрыл за собой дверь? Но ведь и коридор был пуст. Более того, он достаточно широк, что бы двое упитанных мужчин спокойно в нём разошлись -- но ширины его явно недостаточно, что бы незаметно проскочить или спрятаться. Конечно, там было темно, конечно мобильником я светил как попало -- но голову даю на отсечение: если бы мимо меня кто-нибудь попытался проскользнуть -- я бы заметил.
   А если он укрылся под трубами? Когда я заскрипел дверью -- он залёг. Спрятался. Ему было страшно, что вошёл кто-то посторонний. А когда я прошёл вперёд -- он выскочил запер дверь за собой.
   Да нет, бред. Ну, предположим, испугался. Залёг. Потом, значит, выскочил, вышел в дверь и закрыл её за собой. Прекрасно. А запирать-то зачем? Что б не догнали? Так он мог выскочить наружу вообще не трогая двери -- открыл-то я её чуть не во всю ширь! И если бы не этот самый скрип -- я вообще не вздумал назад бежать. Вышел бы он себе да и ушёл преспокойненько.
   Кстати, кто -- он? Какой-нибудь бомж? Да нет, воздух был свежим, а представителей этой братии можно в темноте по запаху ловить. Любитель острых ощущений? Есть, говорят такие: лазают по разным заброшенным (и не очень)тоннелям, санитарным коллекторам, и так далее. Это, кстати, может объяснить то, как он запер дверь -- у этих ребят, как говорят, предостаточно всяких ключей-отмычек. Но совершенно не объясняет -- зачем он это сделал?
   Тут я обратил внимание, что шаги мои стали тише. Я посмотрел под ноги -- так и есть. Ковровая дорожка. Точнее -- скорее половик, ковровая дорожка -- более парадное понятие. А тут имело место нечто более повседневное.
   Рассматривая половик я обратил внимание на трубы, идущие вдоль пола.
   "А ведь пожалуй под ними так просто не спрячешься, - подумал я, - взрослому человеку в эту щель не протиснуться".
   А если ребёнок?
   Когда-то в одной фантастической книжке я читал про специально выведенных маленьких людей -- тоже, кстати, живших в подземном городе, практически в полной темноте. Вывели их на случай ядерной войны -- что б смогли выжить после тотального экстерминатуса и по-быстрому размножиться. Жили они не более десяти, что ли лет, выглядели соответственно возрасту -- но при этом размножаться могли уже лет с трёх и были крайне кровожадными.
   Блин, вот зря я об этом вспомнил. Я помотал головой, что бы отогнать воспоминание о прочитанном. Как бы не так! Словно в насмешку, память выдала мне пару вычитанных образов: кучка малышей, зубами перегрызающих горло чужакам и другой малыш, со свежеотрезаной женской головой в руках.
   Да ну, бред, бред, бред! Ну сам подумай: будь оно так -- этот малыш (как в книге) мог меня уже тридцать три раза зарезать, загрызть и так далее.
   А если он удирал от своих? И поэтому... м-мать такая, ну прекрати бредить! Правду ж говорят: не читайте за обедом советских газет. И российскую фантастику. Хотя -- кто ж знал, что я вляпаюсь в такое дерьмо. Кстати, о чём-то похожем говорила Лора. Не хочу, мол, что б ты вляпался... хм!
   Это она, получается, хотела, как лучше -- а получилось, как у Черномырдина. Скажи она мне всё, как есть -- я бы и в подвал этот грёбаный не полез.
   Погоди, а зачем я, собственно, сюда залез? Ах да, следы. Стоп. Следы. Женские. Они-то там явно были. Во всяком случае -- в начале. Потом-то я как-то на них внимания уже не обращал... кстати, а докуда они вели? На лестничной площадке между коридорами их вроде как уже не было.
   Значит -- какая-то женщина? Прошла впереди меня, услышала шаги за спиной, спряталась, выскочила наружу и закрыла за собой дверь? Отлично. Вот только следы, которые я видел, шли только в одном направлении -- от двери. Это раз. И два: если следы были впереди меня -- как их хозяйка смогла оказаться за моей спиной? Прошла вперёд, потом задним ходом по своим собственным следам... угу, в полной-то темноте? Или она изначально так шла -- спиной вперёд? Ну, или туфли у неё такие были, хитрые, что идёшь вперёд -- а следы указывают назад. Подошла она так к двери -- а тут я. Пришлось ей прятаться под лестницу (или под трубу), а когда я прошёл...
   Но опять же: что это за дамочка в спецтуфлях тут в темноте шлялась и зачем она дверь заперла? Вышла б да и всё тут... а может, она не вышла? А ну как она закрыла дверь не снаружи -- а изнутри? Может, она вообще обо мне не знала. Дежурная какая-нибудь по коридору. Услышала -- дверь скрипит. Непорядок. Пошла и закрыла. На замок, что б не шлялись тут всякие.
   Тогда что ж она не услышала, как я в дверь стучу? И где она тогда пряталась? Выпустила б дурака, (то есть -- меня) обругав напоследок -- и закрылась бы себе.
   Вообще, конечно, мысль в чём-то здравая. Да, насчёт спрятаться: помнится, тогда, на лестничной площадке я вторую дверь не сразу заприметил, из-за того, что она была в нише. Может, я и в коридоре том какую-нибудь боковую дверь не заметил?
   Тут я остановился. И попятился назад.
   Впереди, в стенной нише кто-то стоял.
   -Эй... эй, вы кто? - пролепетал я.
   Неизвестный стоял неподвижно. Я, собственно, и видел-то только носки его сапог и край куртки.
   -Вы кто?! - повторил я.
   Тишина. Стоит. Неподвижно.
   Медленными шагами, нарочито шаркая ногами (что бы быть наверняка услышанным), я стал приближаться к этому... часовому? Может быть, потому и молчит -- не положено, типа, по уставу, болтать. Так он не болтать -- он окликнуть должен. Стой, кто идёт, и тому подобное... чёрт, не стрельнул бы...
   -Слышь, ты стрелять только не вздумай! - сказал я подходя ещё ближе.
   Тишина.
   Я подошёл ещё ближе и...
   Ё!
   Я аж отскочил! Упёрся спиной в стену! Вместо нормальной головы у стоящего было узкое, серое, круглоглазое рачье рыло!
   Я замер в ужасе... и тут до меня дошло, что это и не голова вовсе -- а всего-навсего противогаз, причём -- пустой.
   Я подошёл ближе. Да, противогаз. На гвоздике. Серый -- из-за красного освещения, так-то наверное зелёный. Ниже, на другом гвоздике -- брезентовая куртка, как у пожарных или сварщиков. Внизу, на полу -- сапоги. Кирзовые, крупноразмерные.
   -Ш-шутники! - сказал я вслух, - ос-строумцы! П-петросяны недоделанные! Так же до инфаркта можно довести! Кр-ретины!
   Ф-ф-фух-х!
   Я шумно выдохнул.
   Явно, что это не было каким-то запасным комплектом формы. Во-первых -- где штаны? А во-вторых -- ну кто так хранит противогазы? Насколько я помню из уроков НВП, противогаз должон храниться в специальной сумке -- вместе со всем необходимым барахлом. А у этого даже фильтра не было -- просто тупая резиновая маска без ничего.
   От таких переживаний мне аж пить захотелось.
   А вот с этим как раз были проблемы.
   Вообще, конечно, чем дальше я шёл по этому подземелью -- тем более... цивилизованным, что ли? - оно становилось. Сначала -- темень и срезанные провода, а тут вот и до половиков дело дошло. Так что теоретически был шанс наткнуться рано или поздно на водопровод.
   Интересно, а когда ж оно только кончится, подземелье это? Водопровод -- водопроводом, но ведь так и проголодаться не долго. Кстати, сколько я здесь уже... хм, больше часа...
   Любопытно так же, что ж это за постройка такая? Какой-нибудь секретный объект? Военный, например. Вполне возможно. Законсервированный, скажем. Это, в частности, объясняет тотальную запертость дверей. Уходили когда -- всё обесточили и заперли за собой. Чтоб не растащили, например, как ту комнату, рядом с лестничной площадкой.
   Тогда вполне возможно, что ту, первую дверь заперли снаружи. Подошли, смотрят -- открыто. Непорядок. Закрыли -- и ушли.
   Правда, это не объясняет почему они так торопились уйти. С момента запирания до моих стуков - минуты не прошло. Глухие попались? Далее: следы. Какая-то дамочка тут всё-таки бегала? Впрочем, кто ж её знает, может она тут год назад пробежалась? А в то время, например, лестница не была замурована. Или её после того вымыли. Подвал, правда, в сию стройную гипотезу не вписывается -- там-то следы вряд ли долго сохранились бы... да, что интересно: других следов в подвале не было. Вообще. Что, неужели никто и никогда туда не лазил? Сантехники там, или хулиганистые школьники-сопляки. А что? У нас в детстве подвалы - любимым местом для игр были.
   Ну и те же часы. Тикающие во тьме. Или всё-таки почудились? Померещились?
   Тут я, сам не зная зачем, залез в карман этой самой брезентовой куртки. Ничего там не было, только мусор какой-то. То ли крошка табачная, то ли ещё что-то в этом роде... зато в другом кармане обнаружились несколько семечек и клочок бумаги, на котором было написано крупно: "90". Или "06" - как посмотреть.
   Я перевернул клочок другой стороной -- и... нет, не то, что бы испугался -- после внезапного противогаза меня было сложно испугать -- скажем, сильно удивился.
   На бумажке было написано корявыми печатными буквами: "ЛОРА"
   А ниже были цифры: 21285.
   Ё-п-р-с-т...
   Написано, конечно было крайне небрежно. Кто-то накорябал эту надпись, как курица лапой -- не то в темноте, не то на чём-то неровном... тем не менее, ошибок в прочтении быть не могло. Лора -- и всё тут.
   Больше ни в карманах, ни в сапогах (я даже в противогаз заглянул, дурень) ничего не было. Зажав бумажку в руке, я двинулся дальше.
   "Надо было семечки забрать, - думал я на ходу, - типа, сухой паёк. Хотя, если припрёт -- ими всё равно не насытишься".
   Внезапно я разозлился. Не знаю на кого -- как-то вообще.
   "Ну, заразы, вы мне за всё ответите. Я с вас за это шкуру спущу!"
   И тут я упёрся в очередную железную дверь. Коридор кончился.
   Дверь я со злости пнул ногой -- больно и глупо. Потом повернул рукоятки -- на этот раз пришлось нажимать обе, благо что они не приржавели и нажимались легко.
   Я открыл дверь -- и обалдел.
   Я ожидал увидеть комнату, коридор, зал -- а здесь...
   Здесь было нечто большее. Что именно -- я в темноте не мог толком разобрать, но чувствовал -- большое. Очень большое помещение. Здоровенное. Это чувствовалось по движению воздуха, по гулкому эху, гуляющему по всему этому... ангару? А это что? Присмотревшись, я заметил, что где-то там, внизу -- это я, значит, находился относительно этого ангара на очень большой высоте (а казалось бы -- подвал!) -- тускло-тускло светятся в два ряда какие-то лампы, даже не в пол-накала а так... не ярче светлячков, просто показывая наличие минимального напряжения в сети. Но вот сколько их... и не сосчитать.
   Я оглянулся на коридор за спиной. По сравнению с этим ангаром он казался залит ярким светом.
   "Забавно будет, -- подумал я, -- если это действительно законсервированный военный объект. А я им тут свет везде повключал... ну что -- уходя гасите свет? А чем я вам его погашу? Тут-то у меня выключателя нет."
   И в этот момент, словно подслушав мои мысли свет в коридоре погас.
   Я вздрогнул, а потом всем телом навалился на дверь, на ощупь нашёл ручки и до упора задвинул их.
   Через пару секунд я понял, что свалял дурака. Кто бы ни погасил свет -- он мог легко открыть дверь изнутри теми же ручками, что и я пару минут назад. И потом...
   Я лихорадочно открыл дверь.
   Темнота: чёрная и непроницаемая.
   -Эй, друг! Погоди! - крикнул я, - Включи свет, я здесь! Не оставляй меня, эй!
   Тишина в ответ. Впрочем, он мог меня и не услышать. Коридор ведь был достаточно длинен. Плюс ещё залы эти.
   Я стоял, глядя в тёмный коридор. Идти во тьму мне совсем не хотелось.
   Тем более -- а кто его знает, того, кто выключил свет? Может, он вышел из одной из запертых дверей. Щёлкнул выключателем, что б зря не горело -- и ушёл к себе. Обратно. И заперся.
   Интересно -- а что же там всё-таки тогда за дверями? И -- кто?
   Я опять закрыл дверь в коридор. На обе задвижки.
   Глаза постепенно привыкали к темноте. Через пару минут светлячкового света ламп мне уже хватало для того, что бы разглядеть неясные очертания лестницы, ведущей вниз. Ступеньки были достаточно широкими, зато вот перила... их просто не было!
   Пошарив по карманам, я нашёл какую-то монетку и бросил её вниз. Примерно через две секунды она звонко звякнула там, внизу -- и эхо, отразившись, стало гулять по сводам.
   Однако... не хотелось бы мне свалиться отсюда.
   Лестничные пролёты были сравнительно короткими: пять ступеней -- площадка, разворот, ещё пять ступеней. "Чётные" пролёты шли вдоль стены, и можно было держаться за неё рукой. Ну, не держаться... касаться, конечно. А вот "нечётные" по сути висели над бездной -- ничем не огороженные. Края пролётов я, правда, мог кое-как различать -- но тем не менее...
   Впрочем, в этом был и свой плюс. Знать-то я о высоте знал -- но при этом её толком не видел. Всё-таки не так страшно.
   А через несколько пролётов перила таки появились. Не успел я им обрадоваться, как заметил, что сбоку, рядом с лестницей, что-то свисает.
   Я никак не мог рассмотреть, что это. Это было похоже не то на виноградную лозу, не то на какую-то лиану... нечто свисающее, скрученное и перепутанное.
   В принципе -- оно мне не мешало. Висит -- ну и виси себе. Но мне очень хотелось рассмотреть поподробнее, что же это такое. На ощупь оно оказалось железным.
   "Часами толком не посветишь, мобильник сел... чем бы посветить-то... так, а у меня же вроде зажигалка должна быть! Если я её в другом пиджаке не оставил, конечно... о, вот она. Ну-ка!"
   Чиркнув зажигалкой, я посветил. Увиденное мне очень не понравилось. Оказалось, что сбоку, рядом с лестницей, висят перила. Чудовищно искорёженные, перекрученные, поломанные, местами с кусками выломанного бетона.
   -Это кто ж вас так выломал... - подумал я вслух.
   Зажигалка тем временем нагрелась и слегка обожгла мне палец. Я отдёрнул палец и пламя погасло.
   Зря я стремился эти перила рассматривать. Теперь, из-за огонька зажигалки мне пришлось минут пять стоять неподвижно, ожидая, пока глаза опять привыкнут к мраку. Или сумраку?
   Внезапно мне стало смешно. Я вышел в сумрак! Ура, я теперь -- Иной!
   Так, ладно, нефиг тут ржать, спускаться надо. Не сидеть же тут, между небом и землёй до бесконечности.
   Я спускался вниз: ступень за ступенью, пролёт за пролётом. Один раз меня ждал неприятный сюрприз: несколько ступеней были сильно выкрошены -- до здоровенных дыр. Уж не знаю, каким шестым (или седьмым даже) чувством я эти дыры заметил -- но знаю одно: попади в них моя нога -- и...
   Хорошего было бы мало.
   Наконец, лестница закончилась.
   Здесь, внизу, тускло светящиеся лампы оказались намного ярче, чем смотрелись с высоты. Или это у меня уже глаза настолько привыкли к темноте? В любом случае, оглядевшись, я догадался, что это не ангар, а скорее станция метро. Тёмная, безлюдная, тихая
   Тихая ли?
   Нет, если конечно стоять неподвижно -- стараясь, при этом не дышать -- то, конечно, тихая. Но каждый мой шаг, каждое движение отдавалось в невидимых снизу высоких сводах станции таким эхом -- что жутко становилось. Хотелось замереть, затихнуть, что бы не поднимать лишнего шума.
   Я затих.
   И отчётливо услышал шаги.
   Быстрые-быстрые. Они приближались ко мне -- но я не мог видеть: кто именно идёт ко мне. Казалось, что это бежит ребёнок.
   Ребёнок?
   Мне опять вспомнилась та долбаная фантастика.
   Шажочки были всё ближе -- но как я не всматривался, я не видел никакого ребёнка. Я вообще ничего не видел.
   А потом я увидел это.
   Оно приближалось ко мне -- мелкими, частыми шагами. Белое, маленькое -- и совершенно ни на что не похожее.
   Я невольно попятился. Это вам не противогаз на гвоздике -- там было просто что-то неожиданное -- но зато узнаваемое, а тут было что-то вообще не понятное. А когда это белое внезапно сверкнуло двумя жёлто-зелёными огоньками -- я бегом кинулся к лестнице.
   Грохот от моего бега оглушил меня. На миг мне показалось, что сейчас станция обрушится от этого шума. Подбежав к лестнице и вцепившись в перила, я нашёл в себе силы оглянуться.
   Оно стояло неподвижно посреди станции. Белое, с неясными очертаниями, оно как-то странно ритмично пульсировало -- я видел эти ритмичные движения туда-сюда. Оно словно сокращалось и увеличивалось в размерах.
   Я уже собирался подниматься по лестнице -- как на всю станцию прозвучало громкое: "Мяу!"
   -...ау...ау...ау...ау, - послушно отозвалось эхо.
   -Чего?! - удивлённо сказал я
   -...его...го...го...го.
   Оно вновь начало пульсировать, но я уже сошёл с лестницы и сделал пару шагов к нему.
   Знаете, говорят, что наше зрение так устроено, что всегда ищет аналогии при распознавании образов. Из-за этого возникают оптические иллюзии. Из-за этого мы, порой видим не то, что есть на самом деле, а то, что хотим увидеть.
   Видимо, это и сыграло со мной злую шутку. Я ожидал увидеть ребёнка, ожидал увидеть призрака, ожидал... да всё, что угодно я ожидал увидеть -- но никак не маленького белого котёнка! И ни черта он не пульсировал -- просто сидел на хвосте и вылизывался, мотая пушистой головой туда-сюда.
   И из-за этого пушистого комочка я развёл тут такую панику?!
   -А ну брысь! - рявкнул я.
   Котёнок вздрогнул, коротко глянул в мою сторону и дал дёру.
   -Огоньки, блин -- шёпотом сказал я сам себе, - кошачьих глаз как будто никогда не видел.
   Так, стало быть метро. Станция. Тусклое освещение, и рельсы, пахнущие сырым железом и какой-то химической гадостью, которой обычно шпалы пропитывают. А кстати...
   Я нащупал под ногами какой-то камушек и бросил его на рельсы. Он упал с тихим стуком -- даже эха особого не вызвал.
   Так, стало быть там -- сухо. Значит, воду откачивают регулярно. Это ж ведь только в фильмах про постапокалиптическое будущее показывают тусующиеся в заброшенных, - лет сорок назад, - тоннелях метро племена. А на самом деле, если не откачивать своевременно воду -- то тоннели эти затапливаются довольно быстро.
   Или оно как-нибудь централизовано? Вряд ли ж эта станция изолирована от остального метрополитена. Ну, то есть, в схеме она, понятное дело, не числится -- но с другими-то тоннелями наверняка связана. Вот и откачивают воду заодно.
   Вот только что это за станция?
   Названия на стенах, насколько я мог видеть -- не было. Впрочем, это и не важно, могла она, станция эта, числиться под каким-нибудь номером. А что? Там, наверху, откуда я спустился, располагался какой-нибудь институт, например. Военный и секретный. А ветку метро подвели на случай эвакуации... хотя, почему обязательно -- эвакуации? Может -- как служебная развозка. В конце дня так вот спускались они по лестнице (с ещё не вырванными перилами) на нормально освещённую станцию -- а тут уже поезд на перроне ждёт. Садились они в вагоны -- а дальше по обычным станциям, как ни в чём не бывало. Быстро, весело, удобно. Вот только зачем тогда с другой стороны рельсы? Хотя, если эта станция примерно в середине ветки -- то понятно. Одних -- в одну сторону везут, других -- в другую. Или, к примеру, вторые рельсы ведут на другую похожую станцию... интересно, а есть ли другие такие станции, и если да -- то сколько их?
   Хотя, странно... секретный институт я как-то иначе себе представлял. Ну, во-первых -- зачем под землёй? Хотя, это как раз просто: на случай бомбёжки, например. Или что б космическое излучение на аппаратуру не влияло. Но во-вторых (и в главных) -- а где охрана? Даже что бы попасть на обычный (не секретный) завод, нужно предъявить пропуск. В развёрнутом виде. А сколько я не блуждал по всем этим коридорам -- никакого намёка на даже плохонькую будку вахтёра (с турникетом) -- я так и не видел. И ещё: как они могли отсюда уезжать -- более-менее понятно, а -- сюда? Ну, предположим: объявляют так по составу, что поезд дальше не пойдёт, освободить вагоны. Все выходят -- а какие-то странные граждане -- нет. Правда, для конспирации, они могли, например, быть одеты в форму сотрудников метрополитена -- но, согласитесь, странно выглядит со стороны вагон метро в котором человек пятнадцать машинистов в форме сидят.
   Так, стоп! Маразмировать так можно долго -- но надо как-то отсюда выбираться. Чёрт, устал я всё-таки. Лавки тут никакой нет?
   Лавки не было.
   Стало быть, посидеть-отдохнуть не судьба. А ещё и пить охота. Но найти тут кран с водой представлялось ещё менее вероятным, чем лавку.
   Я прошёл через всю станцию, пока не упёрся в стену. И лестницу.
   Точно такую же, как та, с которой я недавно спустился. За тем лишь исключением, что нижний пролёт был густо опутан колючей проволокой -- и белела какая-то табличка. Что на ней там было написано -- я не разобрал -- но и так было ясно: здесь дороги нет.
   Я посмотрел вверх. Ступени лестницы уходили вверх, во тьму -- и казались бесконечными.
   "And she's buying a stairway to heaven" - подумал я отчего-то.
   Стало быть -- в тоннель? А в какой? И в каком направлении идти?
   В принципе, можно монетку бросить. Подойти к какой-нибудь лампе поближе, что б иметь возможность различить что там выпало -- и -- вперёд на мины.
   Я уже полез в карман за мелочью, как вдруг остановился.
   -Минутку, ребята, - сказал я вслух, в полный голос, - а куда мне собственно торопиться? В тоннель залезть мы всегда успеем, верно? И вы, я полагаю, были бы не против, что бы я туда залез. Так?
   -..так...ак...ак... - откликнулось эхо.
   -Вот и я так думаю. Тем более, что вы мне все условия для этого создали: лестницу замотали, табличек навешали... а вот я вместо того, что б в тоннель лезть -- для начала сяду-ка я и подумаю немножко. Вот как раз на вашу табличку и сяду.
   Я осторожно снял табличку -- широкую, картонную -- с колючей проволоки. Затем, подойдя к краю платформы, я положил табличку на пол надписью вверх и уселся, свесив ноги к рельсам.
   -Вот так вот, ребятки... А вы что думали? Я так и буду от вас бегать, как испуганный заяц? Нет, мои хорошие... Испугать вы, меня, конечно, испугали. Сначала -- противогазом, потом -- котёнком.
   Я сплюнул на рельсы
   -Вот только зайцем вы меня всё равно не сделаете, поняли? Ну, что ж -- подумаем спокойно. Торопиться нам некуда. Человек без еды и воды сколько может прожить? День-то точно -- а он ещё долгий впереди. Так что время у меня есть. Вот и хорошо.
   "Конечно, на самом деле хорошего мало, - думал я, - сижу тут неизвестно где без еды и питья. Так что с одной стороны надо отсюда выбираться и как можно скорее, это верно. Но с другой стороны -- горячку пороть не надо. И так вон на лестнице ноги чуть не поломал... котёнок."
   Я почесал шею
   "Итак, что мы знаем о тоннелях метро? Что в них есть? Ну, в них есть поезда. Не всегда и не везде, конечно -- но поезда. Об этом забывать не надо, хотя увернуться от них можно. В крайнем случае -- падать носом вниз между шпал. Насколько я помню -- места там должно хватить. Далее... котёнок... да, в тоннеле бывает контактный рельс -- и трогать его стопроцентно нам противопоказано. Не знаю, сколько там киловольт, но мне хватит. Ещё в тоннелях бывают крысы... бедный котёнок, эти зверюги его сожрут как нефиг делать... правда, на человека они бросаться не будут, это вам не дешёвый фильм ужасов. Максимум на что они отважутся - это сглодать труп... мой... блин, как-то не вовремя я об этом... кроме того, на них, крысах, могут быть блохи, что для человека может быть вредно.
   Кстати, о кино: был такой фильм со Шварцем - "Бегущий человек". В принципе, ситуация похожая: тоже бегаю тут по всяким тёмным закоулкам. А может, это всё снимается на видео? Скрытой камерой ночного видения?"
   Я показал гипотетической камере средний палец. Потом мне показалось этого мало, и я показал им руку по локоть, помахав кулаком.
   "Вот вам всем, господа режиссёры! Если вы, конечно, есть... во всяком случае -- ключевое отличие от фильма в том, что за мной никто не гонится. А убегаю я по сути от самого себя, а точнее - от собственного страха. Как котёнок. Любопытно, какова роль Лоры во всём этом безобразии? Честно говоря, я был склонен поверить, что она тут вообще не при чём, что она не имеет к этому отношения -- но вот та записка... кстати, куда я её дел?"
   Я обшарил карманы.
   "Нету. Странно... а куда же я её... так, когда я на дверь наткнулся -- записку я держал в кулаке, и никуда её не клал... уронил, должно быть, пока ручки туда-сюда двигал. Что там было написано-то? Цифры какие-то... 214122? нет, как-то по-другому... Впрочем, пёс с ними, с цифрами -- что это вообще за записка была, для чего? Что это был за сварщик(или пожарник?) такой, которому дали эту записку, а он положил её в карман и забыл? Хотя... а что, если эту записку положили специально для меня? Если это действительно какая-то хитрая игра? А что? Один идёт спереди и устраивает разные страшилки -- а второй подгоняет сзади, засекая с секундомером, как я бегу. Как котёнок".
   Я огляделся. Никого, разумеется, рядом не было. Или я не видел? Часы, во всяком случае, не тикали.
   "Но с другой стороны: а как они всё это так хитро организовали? Ведь с Лорой я сегодня встретился случайно, так? Да и в подвал забрёл, собственно, тоже случайно. Или всё-таки не случайно -- а как бы случайно? Этакая пародия на случайность... или пародия на судьбу? На контракт с судьбой. Не зря же Лора мне это сказанула.
   А если -- в порядке бреда -- предположить, что она заранее знала, что со мной произойдёт? Если она подписала этот свой контракт -- с судьбой -- и знала поэтому, какая судьба теперь её, а главное -- меня -- теперь ждёт? Дура, а что ж тогда сразу не сказала? Боялась? Или в этом её контракте было запрещено рассказывать? А если -- как в песне "Алисы": "Я могу предвидеть, но не могу предсказать."? Лора предчувствовала, что что-то может произойти, попыталась изменить это, пыталась заглушить этот свой неясный страх, неясный, как это тусклое освещение на станции. Потому и убежала, без объяснения причин, - потому что объяснить не могла. Вот такие вот пирожки с котятами... Чёрт подери, дались мне эти котята, что мне этот котёнок всё в мысли лезет? Вот же кошачий свербёж в мозгах! Ну удрал он -- и удрал и плевать-то на него и надо..."
   И вот эта мысль как раз и заставила меня подняться.
   "Действительно, как я на это сразу-то внимания не обратил? Котёнок появился как из ниоткуда, верно? И когда он удирал -- он ведь не в тоннели убегал. Он побежал прямо по станции -- и исчез.
   То есть как это -- исчез? Котёнок-призрак? Я поначалу решил, что он скрылся в темноте, но... так, а с какого расстояния я перестал его видеть? Шагов с двадцати примерно?"
   Я прислонил табличку (на которой сидел) к стенке -- стоймя. Затем отошёл назад на двадцать шагов. Потом ещё на десять.
   "Видно. Конечно, не сильно отчётливо -- но видно. Кроме того -- табличка эта серая, а котёнок был белым. Светлее, значит. И видно его должно было быть издалека. А он растворился как в тумане. Давай-ка мы сейчас пройдёмся к той лестнице, и попытаемся примерно определить место, где этот котёнок появился".
   Однако, идти до лестницы не было необходимости. Когда я только-только начал различать её смутные очертания, левой ногой я задел за что-то твёрдое.
   "Что тут за нафиг?" - подумал я, остановившись.
   Это был какой-то люк. Крышка на петлях, откинутая. Как в танке. А что у нас в люке? Темно. Как у негра в... в негритянском танке. Кстати, мне безумно повезло, что я в этот люк не свалился сослепу... Хм... что-то как-то неинтересно туда лезть... а вот и ступеньки какие-то. На ощупь -- стальные скобы. А как же этот пушистый по ним забирался? Или это не тот люк?
   Тут я услышал какой-то ритмичный, приближающийся шум. По станции забегали сквозняки. Шум приближался, становился всё громче -- и, не успев толком подумать, надо ли это делать -- я влез в люк.
   Я стоял ногами на одной скобе, держась руками за другую. Над полом станции торчала лишь моя голова, да и то не полностью.
   Шум тем временем превратился в оглушительный грохот, станцию залило мощным потоком света, больно резанувшего мне по глазам. Я зажмурился, слегка присел. Видеть я не видел - но понял: на станцию прибыл поезд.
   Точнее -- не совсем прибыл. Поезд сбавил ход, злобно клацая по стыкам рельсов, и проследовал станцию без остановки. Я попытался его рассмотреть -- но из-за ослепления локомотивными прожекторами я видел лишь зелёно-жёлтые пятна -- и всё. Единственно, что могу сказать -- у поезда этого не было окон. Во всяком случае, стенки его были тёмными. А может мне показалось только.
   Проехав мимо станции, поезд опять набрал ход и, грохоча, скрылся в тоннеле. Шум постепенно стал стихать и вскоре прекратился.
   "Вот оно как тут бывает, стало быть, - подумал я, - Любопытно, а то, как должна была выпасть монетка; то, в какой тоннель я должен был спуститься -- это у них что, тоже было заранее просчитано? Или они тоже монетку бросили? Что бы внести в судьбу элемент случайности? Господи, что за бред я несу, а?! Так, ну что -- спускаться или нет? Давай так: спускаемся на пятнадцать ступенек вниз. Если люк будет глубже -- то ну его нафиг, вылезаем обратно и будем думать дальше. Вперёд."
   Однако, пятнадцати ступенек не набралось. Уже после восьмой моя нога встала на твёрдый пол.
   Ну, и что теперь?
   Вокруг меня была полная темнота. Полнейшая. Я пошарил рукой по стене, пытаясь найти хоть какой-нибудь выключатель. Фиг вам. Стенка была гладкой на ощупь, однако с ровными прямыми швами или стыками.
   "Похоже -- кафель", - подумал я.
   Стоять на месте было бессмысленно. Так я и пошёл потихоньку: в полной темноте, левая рука -- на кафельной стенке, правая протянута вперёд.
   "Интересно, а на обычных станциях метро тоже такие помещения под платформой есть?", - думал я, медленно крадясь по этому... тоннелю? Коридору?
   Сколько я так брёл -- даже не знаю. Я полностью потерял ориентацию во времени... да и в пространстве, отчасти, тоже. Временами мне казалось, что пол под ногами уходит вниз, что стенка под рукой плавно извивается, то плавно уходя влево, то -- вправо.
   Одно время мне вообще пришла в голову мысль о том, что стенка может быть закольцована -- и тогда я попросту буду ходить кругами.
   "А собственно -- и что с того? В крайнем случае -- наткнусь опять на ту же лестницу да выберусь наверх" - подумал я.
   Всё когда-нибудь кончается. Кончилась и стенка под левой рукой.
   "Что ещё за новости? А, вот оно что, тут, похоже, поворот".
   Я свернул налево -- и увидел свет. Далеко впереди что-то светилось, и довольно ярко.
   -Так вот ты какой -- свет в конце тоннеля, - пробормотал я.
   Теперь шагалось повеселее. Конечно, вокруг меня по прежнему было темно, и приходилось идти, вытянув вперёд на этот раз левую руку -- но теперь хоть какая-то цель была, ориентир был -- куда идти.
   Наконец, я вышел в ярко освещённый коридор. Длинные, мертвенно-бледные люминесцентные лампы дневного света - на стенах; сами стены выложены белым кафелем, пол -- чёрным; а вместо потолка были на массивных железных кронштейнах подвешены какие-то трубы с проводами в большом количестве. То ли изначально тут были подвесные потолки, то ли их хотели повесить -- да так и передумали, решив, что и так сойдёт.
   Ну, что -- опять всё тот же вопрос: куда теперь? Направо или налево?
   В итоге, для начала я решил пойти прямо. Там, правда, никакого прохода не было, а была там дверь, что интересно -- деревянная. До того я в этих подземельях видел только железные.
   Я потянул за ручку. Дверь открылась.
   За дверью оказался банальный сортир. Залитый ржавчиной унитаз, ведро, тряпка, швабра, облезлая раковина, медный одиночный кран.
   Я задумчиво почесал затылок. С одной стороны пить мне хотелось (странно, что по малой нужде не хотелось. Из-за стресса или вся влага в холодный пот ушла?) - но с другой... как бы заразу какую не подхватить. Попьёшь такой вот водички -- потом как пронесёт! Со свистом! Что называется -- пристегните ремни, что б в потолок не улететь.
   В итоге я принял компромиссное решение вымыть руки и умыться -- а там поглядим. Всё легче.
   Вода из крана еле текла -- тонкой струйкой. На вид она была чистой, и пахла хлоркой. Тем не менее, кое-как умывшись, пить я её не решился. Набрав немного воды в ладони, я, немного посомневавшись, втянул её в рот, прополоскал зубы, и выплюнул воду обратно в раковину.
   От холода зубы моментально начало ломить. Я неприязненно поморщился -- впрочем, это быстро прошло.
   Ну что, настало время кидать монетку? Хотя -- зачем? Что я за человек, если сам решить не смогу? С чего бы мне доверять мою судьбу какому-то кусочку цветного металла?
   Я сперва решил идти налево. Выходя из сортира, я завернул кран до упора -- а он и не подумал закрываться. Как текла вода тонкой вялой струйкой -- так и продолжала течь.
   "Оторвут мне за это голову, - подумал я, - Впрочем, сами виноваты! Давно надо было нормальную сантехнику поставить, а не пользоваться всяким старьём до упора".
   И я решил пойти направо от сортира. Если от тёмного тоннеля -- это, соответственно, было налево.
   Шагалось легко. Такое ощущение было, что я этой водой усталость с себя смыл. По пути мне попались ещё две двери -- железных, вдоль правой стены. Одна из них была заперта, а вторая, с табличкой "Не лезь, убьёт!" явно вела к трансформатору, чему лишним подтверждением был мерный гул последнего.
   В итоге коридор закончился стенкой. Тупик? Не совсем. Как выяснилось, в тупике справа был деревянный шкафчик -- я даже заглядывать в него не стал, потому что слева была дверь. Железная, разумеется, и запертая. Но! В ней был кнопочный замок -- помните, раньше такие на дверях в парадное устанавливали, в до-домофонную эпоху? - и, что самое главное, кнопки были снаружи, с той стороны двери. А с моей, внутренней, этот замок открывался элементарно.
   С той стороны слышался шум -- неясный, равномерный и громкий.
   Я открыл дверь.
   Метро. Самая обычная станция метро, с нормальным освещением, обычными поездами и людьми.
   Дверь за моей спиной сама захлопнулась -- но мне на неё было уже наплевать.
   Я прочёл название станции. Однако же! Соседняя ветка... порядочно же я по этим подземельям отмахал!
   И тут мне стало плохо. Я сел на лавку... какое там сел! Я на неё рухнул, обвалился, обрушился. Как мешок с костями. Или с одними потрохами, без костей. Меня стало трясти. Меня трясло, как в лихорадке, как малярийного больного. Это был какой-то невероятный отходняк, реакция организма на нервное напряжение двух с лишним последних часов...
   И тут я увидел Лору.
   Она стояла в вагоне, возле дверей и смотрела на меня каким-то замороженным взглядом. В нём читались: отстранённость, жалость, сочувствие -- и всё это одновременно.
   Я попытался рвануться к ней -- но не смог. Сил не осталось. А в следующий миг двери вагона с шипением захлопнулись и поезд, завывая, скрылся в тоннеле.

* *

   С тех пор, - вспоминая о том, что случилось, - я частенько пытаюсь поразмышлять над тем, что же всё-таки это было, где я побывал, а главное: как всё это случилось? Случайно? Или каким-то хитрым способом подстроено? Я размышлял над ролью Лоры во всём этом (кстати, с тех пор я больше не видел её -- да не особо-то и стремился, честно говоря), об этом её странном контракте...
   Но...
   Как бы это объяснить... окружающая меня привычная, нормальная, уютная обстановка совершенно не располагает к подобным размышлениям. Сколько раз я замечал, что начав вспоминать, пытаясь анализировать происшедшее со мной -- мозг мой совершенно машинально перескакивает на другую, более обычную, повседневную тему. Одно время меня это даже забавляло: начинаешь думать о тёмных тоннелях -- а в итоге оказывается, что обдумываешь какие перчатки купить к зиме: кожаные или шерстяные? Или вообще варежки?
   И только во снах, когда я вновь и вновь прохожу по тёмным тоннелям, спускаюсь и поднимаюсь по странным, перепутанным лестницам, гуляю по тёмным залам и коридорам, заходя в просторные (а иногда -- напротив довольно тесные, как повезёт) запертые комнаты, - мне постепенно становится понятно, что именно было написано в том контракте -- контракте с судьбой -- столь опрометчиво, необдуманно подписанным Лорой.
   Понятным -- вплоть до момента пробуждения.

* *

   Послесловие: скрытые знаки
   номер на записке -- отсылка к песне БГ "2-12-85-06". так же в одной из его песен есть строки:
   "никто не сможет вывести меня
   из этого переплетенья
   перил".
   Да и вообще -- намёков на творчество Гребенщикова в тексте много.
  
   214122 -- модель автомобиля москвич. У меня такой есть -- до сих пор на ходу, хотя и гнилой, конечно.
  
   "с тех пор я больше не видел её" - почти дословная цитата из песни группы "Крематорий" с альбома "Зомби". В оригинале - "...не видел его."
  
   считать количество ступенек или число дверей -- бесполезно. Числа брались с потолка. Но если кто отыщет скрытую закономерность -- пусть возьмёт с полки пирожок. Закономерности, конечно, там нет -- но при желании найти можно всё.
  
   Эпизод с котёнком -- отсылка к старому анекдоту про фильмы ужасов:
   "Чем отличается хороший фильм ужасов от плохого? В плохом -- зомби, кровища, крики -- и зрители, посмеиваясь, жрут попкорн. А в хорошем -- медленно открывается дверь, в комнату входит белый пушистый котёнок -- но весь кинозал уже обоссался со страху"
  
   Имя главной героини было взято от балды -- из немецкой солдатской(кто сказал -- фашистской? Текст нагуглите!) песни "GrЭß mir die Lore!" -и лишь заканчивая написание я вспомнил о неживой героине фильма "Твин Пикс"
  
   Про иных и сумрак -- думаю и так все догадались :-)
  
   про искусственно выведенных подземных малышей -- см. Андрей Лазарчук "Там Вдали, За Рекой..."

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"