Аннотация: Пока отзывы на тридцать пять рассказов. Будет постепенно пополняться.
1. Валентин Быковский "Совесть требует смерти"
Фантастический детектив. Довольно гротескный - очень уж много всего убитый изобретатель умел, и вечные двигатели создавал, и всякие технические прибамбасы, и лекарства от всех болезней... На научную фантастику это уже не тянет.
Неожиданный взгляд на такое понятие, как совесть. С одной стороны, словари действительно говорят, что это наше собственное понимание добра и зла, но с другой, преступление Рязанова совестливым поступком явно не является. А уж о том, как главный герой использует доставшийся ему препарат и какие у этого будут последствия, можно только гадать - и предположения возникают весьма пугающие...
Работа чиновников показана вполне достоверно - тут ни прибавить, ни убавить. А вот принципиальный ГАИ-шник - это уже фант. допущение.
С грамотностью в целом все хорошо, но кое-где есть не хватает запятых и неверно стоят знаки препинания в прямой речи.
2. Александр Бардонов "Восемь дырок ровной строчкой"
Полуфантастическая-полумистическая история. Начало - "классический рассказ незнакомца", когда собеседник главного героя пересказывает случившиеся с ним невероятные события, а читателю так и остается гадать, говорит ли он правду или придумал все, чтобы получить бесплатную выпивку. Но финал у этого рассказа иной - тоже классическая концовка, когда на сцене появляется "охотник на охотника".
Описание ловушек и странных превращений, с которыми встретился отряд героя-рассказчика, получилось очень сильным и даже слегка натуралистичным. И немного жаль, что автор даже не намекнул читателю, что же это было за место и кто его охранял. Хотя для подобных рассказов недоговоренность вполне допустима.
Местами есть ошибки при написании прямой речи в кавычках и путаница со словами "также" и "так же".
3. Ольга Кай "Гость"
Мистическая история на обожаемую писателями тему встречи автора со своими персонажами. Но несмотря на то, что о таком писали очень многие, рассказ получился нестандартным, оригинальным. Обычно персонажи хорошо знают, что автор - виновник всех их несчастий, и пытаются ему отомстить или заставить его переписать свои книги. Здесь же герой понятие не имеет, кто он, долго не может поверить, что главная героиня его придумала, да и в обычный мир попадает случайно, не по своей воле. И ведет себя в нем, как и положено человеку, внезапно оказавшемуся в незнакомом мире - пребывает в полной растерянности. Очень естественно.
Не слишком приятно было читать о том, как ужасна жизнь в современном городе. Если главная героиня видит на улице только развязную молодежь и нищих старух и слышит только мат, то это - проблема главной героини. Другие люди, кроме этого, увидят и хорошее. А явившемуся в наш мир персонажу вообще не с руки осуждать впервые увиденный им город - в его собственном мире города вообще друг с другом воюют, а значит, жизнь там наверняка гораздо хуже. Было бы логичнее, если бы он как раз глазел по сторонам и удивлялся. Что-то ему, безусловно, не понравилось бы, но что-то могло бы и восхитить, и просто заинтересовать.
Финал у рассказа тоже неожиданный. Я предполагала, что главная героиня напишет продолжение, в котором ее гость благополучно выживет, и после этого он вернется в свой мир. Но автор решил иначе: герои здорово рисковали, но при этом все-таки выиграли - персонаж остался жив и никуда не исчез. Интересно, как теперь у них сложатся отношения? Если случится роман, то героиня не сможет даже ни в чем его упрекнуть - на любые претензии последует ответ: "Ты сама меня таким придумала!"
Из ошибок - кое-где не хватает запятых.
4. Key Koree "Джина"
Рассказ о довольно мрачном будущем, где живут не то люди, способные превращаться в собак, не то люди, умеющие проникать в сознания собак и действовать вместе с ними. Как там обстоит дело в точности, из текста рассказа понять невозможно, но в конце автор сообщает, что описанный мир позаимствован из книги других авторов. Это примечание и ссылки на собаководческие и научные сайты - главный недостаток рассказа. Писать надо так, чтобы читатель все понял из текста (или понял не все, если автору хочется оставить что0либо недоговоренным), а не изучал матчасть после прочтения рассказа. Тем более, что ссылки еще и не все работают.
Это же относится и к заимствованию чего-либо у других авторов - мало просто указать на это, надо сделать так, чтобы тебя поняли даже те, кто не читал первоисточник. Иначе все это выглядит неуважением к читателю.
Из достоинств - очень сильно и достоверно переданы эмоции главной героини, эмоции то ли собаки, то ли просто влюбленной женщины. Женщины, которая готова порвать за своего мужчину всех - а благодаря своей собачьей "половинке" еще и может это сделать в самом прямом смысле. Ее можно понять и ей веришь. Однако во всем остальном героиня ведет себя, мягко говоря, странно. Так и не ясно, например, почему она не жаловалась на свое руководство, убивающее бродячих собак-модификантов в ее присутствии? Она знает, что это незаконно, ей самой от этого плохо, но она продолжает покрывать Антуана и мучиться! Зачем?
Ну и под конец, когда она решает родить заведомо ненормального ребенка от своего любимого, а ее отец спокойно это допускает, рассказ окончательно теряет увлекательность. Хотя, безусловно, такие мамаши есть и в жизни: на ребенка им наплевать, рожают они исключительно доля себя, чтобы иметь рядом "кусочек" любимого мужчины, а каково потом будет ребенку, их не волнует вообще. Но автор явно оправдывает такое поведение, а это уже, извините, не дело.
С грамотностью есть огрехи по мелочам вроде лишних запятых или не поставленных тире в диалоге.
5. Игорь Вереснев "Шорох палой листвы"
Космическая фантастика о далеких планетах, на которых возможны любые чудеса. И о людях, готовых на все ради одного-единственного чуда - снова встретиться с давно погибшим любимым человеком. Хотя главная героиня и не может ответить ни этому человеку, ни себе на вопрос, зачем она это сделала. Словами это и не объяснить, но автор сумел сделать так, что читатель чувствует: именно так она и должна была поступить.
Финал у рассказа открытый - о том, успела ли героиня вернуться, можно только догадываться. Как и том, смог ли убежать из того странного леса вслед за ней воскрешенный ею Станислав. Или они так и остались стоять посреди падающих и взлетающих обратно на деревья листьев, глядя друг другу в глаза. Но описывать, чем все кончилось в таких сюжетах и не нужно, здесь недоговоренность тоже очень к месту.
Описания природы других планет получились замечательно - все очень красочно, красиво и необычно. Симпатично выглядит и "привет" Григорию Панченко, и название планеты Радуга, напоминающее о ее "тезке" из повести Стругацких.
А вот ошибок достаточно много - в основном, пунктуация. Запятые, тире и заглавные/строчные буквы в диалогах часто стоят неправильно. А еще частицу "то" во фразах типа "Площадочка то какая ровная" надо писать через дефис.
6. Агапит "Незабудка"
Антиутопия о мире, в котором человечество слишком увлеклось виртуальными развлечениями и остановилось в своем развитии. Были отдельные люди, которые попытались исправить ситуацию, но увы, спохватились они слишком поздно. И в итоге человечество приходит к закономерному финалу: кроме виртуальных игр у них не осталось ничего вообще.
По всей видимости, сверхцивилизация, оставившая после себя один-единственный алмазный шарик с записью игр, в свое время пошла по такому же пути.
Несмотря на мрачность, в рассказе есть и легкий налет юмора: юбка главной героини, меняющая длину по желанию хозяйки, и названия каждой длины выглядят очень остроумно.
Из ошибок заметила только одну: "полчаса" пишется слитно, а в тексте - раздельно.
7. Сергей Беляков "Найди себе Абигайль"
Фантастический боевик. Экшен прописан очень качественно, читать легко и интересно. Но развязка в конце наступает слишком уж быстро и слишком просто: главный герой встретил ученого, и тот сразу рассказал ему всю правду о трифутах. Никакой интриги, никакой тайны, над которой читатель мог бы подумать сам и попробовать догадаться, что автор имел в виду, до окончательной развязки. С точки зрения законов жанра, было бы намного лучше выдавать информацию о трифутах и контакте с ними постепенно, намеками, и только в финале раскрыть авторский замысел полностью. Или даже не раскрывать его до конца, оставив читателю возможность подумать над загадкой рассказа после прочтения.
Решение главного героя завязать со своим рискованным "бизнесом" похвально - такие личности редко соглашаются "остепениться". Надеюсь, у него все получится, и Расула выручит, и Абигайль себе найдет.
Из ошибок - есть лишние запятые и неправильно расставленные знаки препинания в диалогах.
8. Алексей Казовский "Частное дело"
Космическая фантастика. Очень похожая на классическую фантастику об открытии новых планет и встрече разных цивилизаций, с той лишь разницей, что теперь межзвездные экспедиции финансируют частные лица. В результате космонавты вынуждены подчиняться этим частным интересам, и, как результат, все заканчивается войной между гостями из космоса и местными жителями. Правда, в финале автор все же дает надежду, что земляне не повторят ошибку предыдущей экспедиции...
Немного странным выглядит момент, когда рядовой-лингвист очень быстро начинает понимать чужой язык. Да еще и язык оказывается похожим на земные романские языки - а ведь на нем говорят жители другой планеты! Все же более вероятно, что языки у развивавшихся совершенно отдельно друг от друга цивилизаций должны быть совсем не похожими.
Ошибок в тексте не заметила.
9. Светлана Фортунская "Старый Новый год"
Мистическая женская история. Несчастная главная героиня с неприметной внешностью, на которую не обращает внимания сильный пол и которая находит свое счастье в зазеркалье - то ли с единорогом, то ли с каким-нибудь прекрасным принцем. Приятельницы героини, конечно же - глупые и черствые, и отношение их к ней жутко презрительное. Ну а их сокурсники-мужчины - все до одного тупые пьяницы. В общем, классический эскапистский рассказ, целиком состоящий из штампов. Неуверенные в себе девушки, которые считают себя некрасивыми и даже не пытаются сделать свою внешность привлекательнее, от таких историй млеют и мечтательно закатывают глаза...
Диалоги в рассказе получились хорошо - их много, но нигде не мелькают книжные обороты, все персонажи общаются вполне разговорными фразами.
Ошибок почти нет, только пара лишних запятых.
10. Острогаев Н. "Арт-терапия"
Рассказ, начинающийся как реалистический, но завершающийся неожиданным фантастическим финалом. Правда. Догадаться о том, что с приехавшей в сумасшедший дом проверкой не все чисто, читатель может и по ходу чтения. Но и в этом случае он, скорее всего, не сразу догадается, кто именно из пациентов заинтересовал проверяющих, кого и с какой целью они искали.
Главный недостаток рассказа в том, что цитаты из рукописей сумасшедший чрезмерно затянуты. Особенно если учесть, что две из них вообще не имеют отношения в основной сюжетной линии. В данном случае вполне хватило бы нескольких строчек из каждого сочинения.
С грамотностью проблем нет. В сочинениях пациентов психбольницы попадаются ошибки и корявые фразы, но там это допустимо - наоборот, было бы странно, если бы они писали безупречным русским языком.
11. Хаген Альварсон "Белый Сокол"
Сложно сказать, что это по жанру. Рассказ можно назвать и исторической новеллой с элементом мистики, и альтернативной историей, и героическим эпосом в прозе. О событиях истории древней Руси рассказано без малейших прикрас и без идеализации прошлого, но и без какой-либо критики живших тогда людей и их поступков. И в то же время, все они, а особенно битвы, описаны очень красочно.
Это не историческая хроника, кое-что автор додумал сам, основываясь на разных предположениях историков, но при этом остался объективным и показал то жестокое и героическое время таким, каким оно и было. Единственным моментом, от которого веет легкой мистикой, выглядит белый сокол, верный спутник Святослава, пытавшийся защитить его даже после смерти. Однако эту сюжетную линию тоже можно рассматривать как реалистическую - сокол и правда может очень сильно привязаться в человеку.
Стиль у рассказа возвышенный, с множеством красивых и старинных оборотов. С грамотностью все отлично.
12. Дарья Рубцова "Лектор"
Мистическая история, основанная на легенде об Агасфере. В авторском варианте он не просто вечно скитается по Земле, а переходит из одной жизни в другую, умирает и снова воскресает в разных эпохах. Раскрывается его тайна постепенно, сначала он похож просто на сумасшедшего, потом читатель может начать строить самые разные предположения о его "проблеме", и лишь в самом конце автор сообщает ее истинную причину. А затем раскрывается еще одна, совсем неожиданная тайна, тайна главной героини, которой Агасфер рассказывает свою историю. И еще раз подтверждается главная мысль, заключенная и в легенду, и в рассказ - людей, обратившихся к тебе за помощью, нельзя отталкивать!
Ошибок довольно много - со знаками препинания жуткая путаница. Кое-где перепутаны частицы - "не" стоит вместо "ни". Плюс в паре мест обращение "Вы" написано с большой буквы - в художественных текстах оно пишется с маленькой.
13. Нейм Ник "Мой клоун умер"
Довольно странная фантастика, в которой перемешалось все - есть и погибшая сверхцивилизация, отправившая искусственно созданного ребенка на Землю, и вмешательство этого уже выросшего к тому времени ребенка в жизнь первобытных людей, и совсем непонятно для чего приплетенные эпизоды из разных исторических эпох.
Девочку, попавшую из комфортабельного звездолета в первобытный мир, очень жаль. И в то, что она была там счастлива, как-то не верится. Пусть даже ее к этому готовили, пусть новая жизнь оказалась не только тяжелой, но и интересной, пусть в этой новой жизни у нее появились дети, о которых она заботилась - все-таки переход был слишком контрастным.
С грамотностью в целом все хорошо, мне попалась только одна лишняя запятая и пара мест, где их не хватает.
14. Эдуард Шауров "Твари творца"
Антиутопия на очень популярную в последние годы тему - непротивление злу. Мысль, которую автор пытается внушить читателю, придется по душе всем, кто не способен ни бороться за свою жизнь, ни защищать слабых: все плохое, что случается с человеком - это испытание свыше, которое он обязан вытерпеть, и поэтому никто не имеет права помогать тем, кому плохо. К счастью, пока эту идеологию разделяют далеко не все, и большинство мужчин, способных спасти избиваемую ногами женщину, будут ее спасать, а не спокойно наблюдать, как она "проходит выпавшее на ее долю испытание". Хотя то, что рассказы с такой идеей в принципе появляются, безусловно, здорово пугает.
Кроме всего прочего, рассказ предваряет цитата из Библии. Автор хитро манипулирует читательским мнением: не согласен с высказанной в тексте мыслью - значит, идешь против Бога. Старинный прием, использовавшийся еще в средневековых диспутах - но многие до сих пор на это ведутся. В общем, если оставить в стороне этическую сторону текста, то написан он очень профессионально и талантливо.
Со стилем и грамотностью проблем нет.
15. Владимир Яценко "Эффект одуванчика"
Очень необычная фантастика о далеком прошлом, которое поначалу кажется читателю далеким будущим. Цивилизация, о которой идет речь в рассказе, действует вполне закономерно - не останавливается на достигнутом, ищет все новых и новых возможностей и, как и следовало ожидать, разрушает свою планету. Правда, для самой цивилизации это не конец, а ее представители даже получают еще большее могущество. И создают нашу Землю вместе со всей солнечной системой и загадочной дверью на ближайшей к Солнцу планете... А о том, что будет, когда земляне доберутся до этой двери, читателю остается только догадываться... Напрашивается мысль, что все, случившееся с предыдущей цивилизацией, повторится снова. И что, возможно, подобное уже повторялось много раз до этого. С той лишь разницей, что у наших предшественников не было света в ночи...
Странным выглядит то, что когда предшественники нашего человечества обнаружили, что у них больше не рождаются дети, это вообще никого не расстроило. Новые способности могли очень сильно притупить инстинкт, но куда делась просто любовь к детям? Кроме того, у этой цивилизации был явный перебор с захоронениями - если воскрешенных людей хватило на три ветви Галактики, то их могилы должны были занимать всю Землю целиком!
Из ошибок - в нескольких местах прямая речь в кавычках начинается с маленькой буквы.
16. Леонид Шустерман "Дух фон Ноймана"
Мистика на историческом материале и, в каком-то смысле, альтернативная история. Люди прошлого, времен крестовых походов, обращаются за помощью к ученому двадцатого века - но его вмешательство в историю все равно не приводит ни к чему хорошему. Редкий случай для современной фантастики, обычно в ней помощники из будущего меняют историю кардинально!
Не совсем обычна и мистическая линия текста. Вызывать духов уже умерших людей - это авторы умеют уже давно. А вот устроить спиритический сеанс с человеком, который еще только будет жить и умрет много веков спустя - такого, кажется, еще никто не пробовал!
С исторической точки зрения персонажи прошлого описаны очень достоверно, но обилие грубости и оскорблений в речи рыцаря все-таки здорово коробит. Понятно, что, скорее всего, он именно так и разговаривал, но для художественного текста ругани многовато.
Из ошибок - в нескольких местах не хватает запятых после вводных слов.
17. Сергей Кусков "Самозванец"
Еще один рассказ, жанр которого так просто и не определишь. Действие происходит в вымышленном королевстве, но это не фэнтези, поскольку в описанном мире нет ни магии, ни каких-либо мифологических существ - там живут только обычные люди. Зато читается эта история невероятно легко, текст "проглатывается" на одном дыхании. И перечитывать ее тоже очень интересно.
Главное замечание, которое уже не раз делали автору по поводу этого рассказа - чрезвычайная живучесть главного героя, которую даже не объяснишь черным юмором, потому что в целом ничего смешного в рассказе нет. Однако исправить эту странность тоже нет никакой возможности: именно на ней основан весь сюжет.
Ошибок нет.
18. Анатолий Радов "Выигрыш"
Очень мрачная и тяжелая антиутопия. При этом вполне достоверная - если существующие сейчас тенденции довести до крайности, не исключено, что человечество может прийти к чему-то подобному.
Поначалу жизнь в описанном мире кажется совсем безнадежной, а лотереи, в которые играет главный герой, выглядят обманом: сложно поверить, что человек из низов может на самом деле выиграть что-то стоящее, и уж тем более, главный приз. Затем оказывается, что надежда на выигрыш все-таки была оправданной - шанс вырваться из обычной безрадостной жизни у людей в том мире действительно есть. Но в финале читателя снова возвращают в тоску и безнадежность: шанс у главного героя был, но он так и не смог им воспользоваться.
Тем не менее, рассказ нельзя назвать "чернухой" и обвинить в том, что он не дает читателю ничего позитивного. Произведение действительно очень мрачное, но такие вещи тоже нужны. Хотя бы для того, чтобы показать, до чего мы можем дойти, если ничего не изменится.
Из ошибок - есть пропущенные запятые, есть названия лотерей, написанные с маленькой буквы, и есть несуществующее в русском языке слово "разлаживала" вместо "раскладывала".
19. О.В. Артамонова "Новое о Бабушке и ее семье"
Фантасмагория, в которой перемешались и социальная фантастика, и гротеск, и религиозные мотивы. Основная идея рассказа - прошлое вовсе не так красиво и романтично, как его обычно изображают. С этим не поспоришь, но для иллюстрации этой мысли автор выбрал довольно странные символы. Женщина, давшая начало новому человечеству, после того, как старое потеряло возможность иметь детей, которую все считают чуть ли не святой, оказывается глупой ханжой, а первые дети у нее рождаются в результате изнасилования, и поначалу она мечтает избавиться от беременности. А противопоставленная ей племянница - вроде как искренне влюбленная и мечтающая иметь детей - занята тем, что встречается со всеми мужчинами подряд в надежде, что хоть с одним из них у нее получится ребенок. И ее возлюбленный занимается тем же самым. При этом большинство героев еще и почему-то носят библейские имена.
В общем, рассказ оставляет довольно неприятное впечатление. Как-то жаль новое человечество, появившееся на свет таким извращенным образом...
Ошибок довольно много. Недостающие запятые и запятые не на своих местах, "также" вместо "так же" и просто корявые фразы (впрочем, последнее можно объяснить тем, что это дневниковые записи персонажей, которые не обязаны писать красивым книжным языком). Кроме того, странно, что верующая тетя Хавва почти везде пишет слова "Библия" и Бог" с маленькой буквы.
20. Сергей Карлик "Дом фараона"
Мистический детектив. Сюжет развивается в полном соответствии с законами жанра, читателя заманивают в рассказ тайной и не отпускают до самого финала. Читать и строить предположения о том, в чем же заключается загадка таинственного отеля, очень интересно. И даже тем, кто обо всем догадался, концовка все равно преподнесет неожиданный, хотя и невеселый "сюрприз" - главный герой не победил, он понял все слишком поздно, уже после того, как сам стал жертвой владельца отеля.
Плюс рассказа и в том, что мистика в нем основана на реальных легендах о "Книге мертвых" - это гораздо интереснее, чем полностью выдуманные автором фант. допущения. А минус - в не всегда профессиональном поведении главного героя, который, занимаясь расследованием, умудряется в первый же день напиться и упустить девушку, которую ему как раз нужно было найти.
Стиль ровный, но в нескольких местах недостает запятых и есть опечатки. Кроме того, столовая в четырех звездах обычно называется рестораном.
21. Ирина Лежава "Ловец"
Мистика на тему переселения душ. Поначалу кажется, что это будет любовная история и что девушка, в прошлой жизни бывшая женой главного героя, все-таки сведет его со своей матерью в новой жизни. Но рассказ заканчивается не стандартным для женской прозы хэппи-эндом - все оказывается гораздо серьезнее и грустнее. Хотя и остается надежда, что когда-нибудь после, в одной из следующих жизней, герои все-таки будут вместе...
Немного повисает в воздухе линия с Гелей. Хорошего парня она вроде как должна встретить, а вот найдет ли она работу, так и неизвестно. И очень некрасиво выглядит упрек в адрес всех воевавших. Из того, что дед главного героя был неправ, совершенно не следует, что все военные не способны вернуться к нормальной жизни и на них надо ставить крест.
Стиль прекрасный, а из ошибок есть только одна, но много раз повторяющаяся: если предложение заканчивается кавычками, то точка стоит перед ними, а не после.
22. Александр Рыжков "Мы обязаны им Землей"
Фантастика об экспериментах инопланетян над людьми. В рассказе много жестокости, но еще больше удивительно хорошего отношения к людям, что на фоне сегодняшней "моды" на мизантропию выглядит особенно необычным и особенно радует. Больше того, именно способность людей любить, помогать друг другу, сострадать и жертвовать собой ради других в итоге оказывается причиной того, что пришельцы оставляют Землю в покое. Правда, тем, кто погиб во время их экспериментов, от этого не легче...
Многие критиковали этот рассказ за пафос, но именно он, именно сильные чувства, с которыми автор описывает жертв инопланетян, помогает читателю тоже проникнуться их эмоциями, начать сопереживать им. То есть, пробуждает те самые чувства, которые в рассказе спасли нашу планету от уничтожения.
Несколько странной кажется слишком большая выносливость девушки во втором эпизоде рассказа - вытерпеть столько ударов током и хотя бы не потерять сознание все-таки нереально. Ее желание защитить от тока любимого человека, безусловно, помогло бы ей продержаться дольше, но все-таки предел возможностей у человеческого организма есть.
В нескольких местах в тексте не хватает запятых, причем на эти ошибки автору указывали уже давно.
23. Евгений Акуленко "Отворотка"
То ли мистика, то ли фантастика о параллельных мирах. Мысли в рассказе высказаны любопытными - и о том, что любое творение должно содержать ошибки и изъяны, и о том, что чужой мир открыт далеко не каждому, а только тому, кому нет места в своем собственном мире. Но между собой эти идеи в рассказе никак не связаны. Друг главного героя сначала рассуждает об изъянах, а потом уезжает в неизвестность по несуществующей дороге - видимо, чтобы попытаться ее исследовать. И все. Создается впечатление, что автор просто хотел высказать мысль о неизбежности ошибок в природе, а после этого потерял интерес к рассказу и героям. Но для рассказа просто высказать какую-то идею мало, ему нужен еще и связный сюжет, а этого здесь не наблюдается.
Ошибки - недостающие запятые и неправильно оформленная прямая речь в кавычках.
24. Во Ди В. "Сопротивление полезно"
Фантастический остросюжетный боевик. Написан в полном соответствии с законами жанра. Читается легко, за исключением жаргона, на котором разговаривают отрицательные персонажи - их вымышленной речью, непонятной читателю, рассказ немного перегружен. Кроме того, длинные распущенные волосы девушки-полицейского, ничуть не растрепавшиеся во время схватки, выглядят довольно неестественно: это уже не просто закон жанра, а нечто, похожее на штамп.
Ошибок нет.
25. Эмиль Широкий "Кока-кола и зеленый автобус"
История, где смешались и мистика, и элементы антиутопии. Но связь между этими двумя сюжетными линиями довольно слабая. Сначала автор долго рассказывает о малопривлекательной жизни главного героя и его друзей, а потом вдруг резко выясняется, что у них есть возможность сбежать из нашего мира до того, как правительство сделает всех людей послушными и счастливыми. И неясно, забирали ли зеленые автобусы только таких "несостоявшихся" в жизни людей, или шанс спастись был и у других.
Герои рассказа - "модные": неудачники, быстро смирившиеся с тем, что у них не получилось устроиться на хорошую работу, неспособные ужиться с женщинами наркоманы и эскаписты. Большинство современных читателей очень любит таких персонажей. Но хватает и тех, у кого "несчастные и непонятые всеми" неудачники вызывают резкое отторжение.
Из ошибок - много недостающих запятых и попадаются опечатки.
26. Сергей Мякин "Субъективная реальность"
Еще один рассказ о писателях и их персонажах. На этот раз взгляд на книжных героев особенно необычный. Все они живут в каком-то своем мире, но время от времени некоторые из них получаются возможность участвовать в сюжетах, которые мы пишем. И эта "теория" прекрасно объясняет, почему иногда персонажи своевольничают, делают совсем не то, что придумал для них автор! А еще она наводит на другие мысли: а вдруг все мы - тоже чьи-то персонажи?..
Любопытно, случайно ли один из не прошедших кастинг персонажей назван Александром Приваловым? Или это опытный участник реалити-шоу в свое время снявшийся в одном известном сказочно-фантастическом шоу?
Одна из повторяющихся ошибок: предложение начинается с многоточия и после него стоит пробел, а в одном месте оно еще и начато с маленькой буквы. Другая проблема - предложение заканчивается многоточием и кавычками, но после них стоит еще одна точка. А еще в одной фразе точка отсутствует.
27. Альберт Шатров "Есть контакт!"
Фантастика о контакте с иными цивилизациями. Контактеров считают то сумасшедшими, то одержимыми бесами, но жители другой планеты все же прислушались к своему "ненормальному", рассказавшему подробности о нашей Земле, не пожалели об этом. Однако никакого объяснения этому явлению автор так и не дал, а концовка и вовсе написана с юмором и наводит на подозрение, что весь рассказ тоже задумывался, как юмористический. Но при этом смешным основное действие не выглядит, разве что рассуждения о том, какими должны быть хорошие секретарши и их шефы.
Очень удачное выражение - "братья по умопомешательству".
Ошибок не заметила.
28. Дмитрий Троллеев "Остров"
Мистика с шпионским уклоном. Интересный, захватывающий сюжет завершается неожиданным и очень неприятным финалом. Хотя, в принципе, догадаться, что главный герой собирается предать своего напарника, наверное, можно и раньше.
Непонятно, что будет дальше, после того, как тело Олега, в которое вселился один из шаманов, состарится и умрет. С погодой снова начнутся проблемы, или этот старец должен будет к тому времени обучить себе кого-нибудь на замену?
Стиль - на высоте, с грамотностью проблем нет.
29. Оксана Тесленко "Вертикальный мир"
Почти твердая НФ о существовании микромиров - планет, похожих на нашу Землю, но размером с атом. Миров, для которых наши ядерные реакции становятся концом света. Идея любопытная, но объяснение того, что происходит в микромире, дано слишком рано, и в результате следующие эпизоды рассказа, посвященные главному герою и его жизни в обычном мире, кажутся слегка затянутыми и не настолько интересными. Было бы лучше, если бы о причинах катастрофы в мире Аи стало ясно в самом конце, а до этого на них давались бы только намеки.
Немного странно и то, что в микромире все настолько похоже на наш мир. Дело даже не в том, что там примерно такие же растения, животные и люди, а в особенностях их жизни, деревенских реалиях, суевериях и тому подобном. Даже если допустить, что жизнь во всех мирах развивается по одним и тем же законам, в быте и традициях людей все равно должны быть сильные отличия, не могут они быть совсем одинаковыми.
Ошибок нет, только числительные в художественных текстах надо писать буквами.
30. Александр Сорокин "Небо войны"
Антиутопия о мире, в котором воюют женщины (и, видимо, не только воюют, но и во всем остальном заняли место мужчин). И от обычной войны описанное не так уж и отличается, хотя в чем-то героини все же остаются женщинами - чувствуется, что в них и эмоций больше, и отвращение к убийству заложено очень глубоко, на инстинктивном уровне. И все же они убивают, и это делает рассказ особенно тяжелым и безнадежным.
Неизвестно, из-за чего там началась война, чья сторона - главной героини или ее противницы - виновата в ней, а чья только защищается. С одной стороны, это лучше помогает донести до читателя мысль, что война - это в любом случае ужас. Но с другой, не знаешь, кому из персонажей сочувствовать...
Читается текст тяжеловато из-за обилия необычных слов - смысл их понятен, но все-таки приходится сосредотачиваться на их значении, а не на сюжете и смысле самого рассказа. А еще не везде правильно оформлена прямая речь.
31. Ринат Мусин "Экзюпери"
Рассказ о будущем, в котором существуют звери-биороботы, похожие на обычных собак, тигров и других хищников. Очень логичное развитие событий - роботы гораздо удобнее настоящих, живых собак и кошек, они всегда делают то, что им прикажет хозяин, их не надо кормить, а если в них что-нибудь и сломается, то это всегда можно будет отремонтировать. Разработки таких роботов ведутся уже сейчас, так что картина, нарисованная автором в рассказе, выглядит совершенно реальной.
Однако и с биороботами не все так прекрасно, как кажется на первый взгляд - если по недосмотру хозяев у такой собаки все-таки выйдет из строя что-нибудь важное, последствия могут быть самыми страшными. В рассказе вышедший из-под контроля механический пес только начал уничтожать забравшихся на его территорию людей и соседских биороботов, и что будет, когда вернутся его хозяева, читатель может попробовать представить сам.
Антиутопией в полном смысле слова этот рассказ не назовешь - судя по всему, в целом там очень даже не плохая жизнь. Но это, безусловно, очень качественный рассказ-предостережение.
Одна вещь в рассказе нелогична: если все животные-киборги реагируют на слово "мама", то кто мешает грабителям или еще каким-нибудь недоброжелателям произносить его сразу, как только они собираются напасть на робота или его хозяина или влезть в охраняемый им дом?
Кое-где в начале автор слишком резко перескакивает с одного на другое: только что рассказывалось о том, как у собаки-робота постепенно отключаются разные функции, и вдруг - фраза о том, где эту собаку купили, а потом - снова пошла тема потери энергии. Зато с точки зрения грамотности в рассказе все безупречно!
32. Сергей Берестнев "Пожизненная гарантия"
Антиутопия, написанная с юмором, причем довольно-таки черным. Автор с помощью гротеска высмеивает всевозможные маразмы, которые возникают из-за разной интерпретации каких-либо документов и отдельных пунктов из них. И хотя рассказ, в общем и целом, веселый и заканчивается хорошо, от описанного в нем мира все же веет полной безнадежностью.
В рассказе много ошибок, связанных с оформлением диалогов и прямой речи. Иногда в одном и том же разговоре одна реплика дана в кавычках, а следующая - начатой с тире, а иногда прямая речь вообще никак не выделена.
33. Хищная Птица "Легенда о стальных перьях"
Фэнтези о необычных птицах, иногда помогающих людям, но требующих с них за это плату - порой слишком большую. Однако и среди них находятся "отступники", готовые помочь бесплатно и не боящиеся, что их за это накажут.
История красивая, но когда в конце волшебная птица торжественно называет спасенную девочку "светлой" это больше похоже на штамп. Да и то, что двое детей оказались ночью на улице, а взрослые родственники каким-то образом это допустили, выглядит очень сильной натяжкой - такое впечатление, что автору просто было нужно, чтобы дети попали в опасную ситуацию, и придумывать достоверную причину этого он поленился.
Описания кровавого моря очень красочны. А вот стиль во многих местах хромает - много корявых фраз. И в паре мест попадаются лишние запятые.
34. Ольга Алешина "Обман"
По жанру этот рассказ можно назвать и мистикой, и фэнтези. Но по сравнению с современной фэнтези, где волшебники чаще всего бывают положительными героями, в этом рассказе автор описывает героиню-ведьму так, как их представляли люди Средневековья. Рассказ очень символичен: ведьма, портившая людям жизнь, едва не расплачивается за свои преступления самым дорогим - жизнью сына. И хотя он все-таки остается жив, сама она его все-таки теряет. А сына в свою очередь спасает от смерти спасенная им чуть раньше девушка, которую едва не сожгли на костре вместо настоящей колдуньи.
Особенно хорошо автору удался пример с отзеркаливанием: заклинание Хильды и молитва Марион, похожие внешне, одинаково эмоциональные, но противоположные по сути действия.
Стиль у рассказа очень гладкий, читается он невероятно легко. Ошибок нет.
35. Александр Матюхин "Я-сновидение"
Рассказ о жизни после смерти, но по жанру это скорее фантастика, чем мистика. Описывая посмертное существование главного героя, автор постепенно подводит читателя к мысли о том, что даже погибнув, даже потеряв связь с живыми людьми и умея только заглядывать в их сновидения, по-настоящему любящий человек все равно может многое сделать для тех, кого любит. Например, вернуть им потерянные воспоминания.
Рассказ очень грустный, но это та самая грусть, которую называют светлой. И в конце остается надежда, что когда-нибудь потом, на том свете, в лучшем из миров, главный герой и его жена все-таки встретятся и больше уже не расстанутся никогда...
Сомнительным кажется момент с розыгрышем главного героя, когда его любимая "меняет местами" пол и потолок. Каким образом можно привинтить или приклеить к оштукатуренному потолку какой-либо предмет?
По грамматике - очень много проблем с оформлением диалогов (точки вместо запятых, большие буквы вместо маленьких), и кое-где не хватает запятых. А надписи, которые главный герой делает, общаясь с экспериментаторами, следует взять в кавычки.
36. Сергей Лысенко "Кольцо Всевластья"
Сатирический текст, в котором автор вволю поглумился над историей России, используя для этого сюжетные ходы из романа "Властелин Колец". Видимо, кто-то считает это смешным и даже находит в тексте какой-то смысл. Я же ни смысла, ни юмора не увидела.
С грамотностью в целом все нормально, но слово "кольцо" автор пишет то с большой, то с маленькой буквы.
37. Александр Грог "Химия и жизнь"
Еще один мистический рассказ о загробной жизни. Выглядит она крайне необычно - тут фантазия автора на высоте - но не столько страшно, сколько неприятно. Идея же рассказа - тоже доведенное до крайности, воинствующее морализаторство. Автор скопом записал в безнадежные грешники всех городских жителей, всех бизнесменов, чиновников и журналистов. А также любителей сленговых словечек. Независимо от того, как эти люди жили, какие совершали поступки, раскаялись перед смертью в плохом или нет - всем уготованы страшные мучения в аду. Правда, для проституток все же существуют "смягчающие обстоятельства" - какая-то разница между теми, кому нравилось это занятие, и теми, кто не мог по-другому прокормить семью, в рассказе все же упомянута.
Ошибок немного, но попадаются: то вводное слово без запятых, то "по бабски" написано без дефиса. Кроме того, числительные в художественной литературе пишутся прописью.
38. Анатолий Дроздов "Второй шанс"
Мистика об одной мечте, которую хотя бы раз в жизни испытывал, наверное, каждый человек: вернуться назад во времени и исправить сделанную ошибку либо воспользоваться упущенным шансом. Именно воспользоваться шансом и прожить жизнь иначе и предлагается главному герою. Однако исполнение мечты и обретение богатства и власти так и не приносит ему счастья...
Главный герой выглядит слишком уж идеальным - не может быть, чтобы за всю жизнь человек ни разу никого не обманул и не оскорбил. Каким бы замечательным он ни был - в жизни бывает всякое и недостатки есть у всех. К тому же делать его настолько "святым" нет особого смысла: было бы вполне достаточно, если бы он был просто добрым и порядочным.
Стиль рассказа в середине резко меняется: если первые эпизоды написаны спокойным языком, то потом действие резко убыстряется, а фразы становятся короткими и скупыми на эпитеты. Это очень хорошо иллюстрирует новую жизнь героя, его стремительный взлет и заполненные деловой суетой дни. Прекрасно выполненный литературный прием!
Ошибок нет.
39. Максим Усачев "Люлька"
Фантастика о палеоконтакте. Посланец высокоразвитой цивилизации оказывается на планете, где разумная жизнь еще только зародилась, "внедряется" в одно из первобытных племен и ускоряет его развитие, попутно пытаясь связаться со своей родной планетой. Все идет успешно, но будущее обеих цивилизаций, и "старой", и "молодой", кажется не слишком хорошим. У первобытных людей после прилета трехсот миллионов пришельцев вряд ли будут шансы на дальнейшее развитие - а скорее всего, им и выжить не удастся. А пришельцы, похоже, настолько разнежились на своей родной планете, что уже начали вырождаться - раз уж никто из них не решился лететь в космос просто потому, что полет может оказаться неудачным. Вряд ли переселение на другие планеты поможет этим людям продолжить свое развитие - хотя, конечно, есть шанс, что оказавшись в новых условиях они все-таки "зашевелятся".
Способ, которым сверхцивилизация стала проверять планеты на пригодность для жизни - это какой-то кошмар. Неужели люди, способные жить под водой и долететь до других звезд, а также почти достигшие бессмертия, не могли создать какие-нибудь приборы, которые определили бы, можно жить на незнакомой планете или нет? И неужели цивилизация, где все настолько боятся рисковать, согласилась пожертвовать для этого отдельными людьми, пусть и добровольцами?
Некорректно называть сообщество первобытных людей стадом. Они уже разумные, хоть и находятся на самой первой стадии развития. Это уже люди, а значит, их правильнее назвать племенем.
По тексту попадаются опечатки, недописанные фразы и недостающие запятые.