Минасян Татьяна Сергеевна : другие произведения.

Обзор рассказов Комплексного остросюжетного конкурса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Татьяна Минасян

  
   Краткий обзор рассказов Комплексного конкурса остросюжетного детектива
  
   Сергеич "Я Дубровский!"
  
   Детектив в стиле нуар, с легким элементом альтернативной истории. Столь необычное сочетание жанров получилось очень гармоничным, в рассказе, кажется, невозможно ничего улучшить - он и так хорош во всем. Все законы жанра нуар соблюдаются точно и безупречно, все элементы этого жанра в рассказе присутствуют на своих местах. Главный закон детективного жанра - вычисление преступника - тоже выполняются и даже перевыполняются: разгадка личности преступника оказывается настолько неожиданной, что даже общепризнанные мастера детектива, прочитав этот рассказ, позеленели бы от зависти. Альтернативка логична и понятна - ситуация, сложившаяся в рассказе, вполне могла бы иметь место и в нашем мире.
   Персонажи в рассказе на редкость живые, у каждого выписан свой характер, каждый, включая отрицательных героев, является личностью. А главные герои в финале еще и открываются с самой неожиданной стороны.
   Присутствует в рассказе и чуть-чуть юмора - черного, как и положено в нуаре, но употребленного очень к месту. Также к месту вставлены в детектив и аллюзии на повесть А.С. Пушкина, хотя на первый взгляд такие отсылки могут показаться слишком неожиданными.
   А еще определенным новаторством в этом жанре является одно из мест действия: кроме кабаков и прочих злачных заведений, автор изобразил еще и библиотеку.
   Недостатком рассказа можно было бы назвать ненормативную лексику, которой разговаривает большинство его персонажей, однако и ругательства в данном случае употребляются к месту и звучат естественно - наоборот, было бы странно, если бы персонажи-уголовники и их ближайшее окружение обходились бы без нецензурных выражений.
   Грамматических ошибок в рассказе нет.
  
   Алле-Оп "Небанальный детектив"
  
   Пародия на иронический дамский детектив, а кроме того, попытка автора, как он сам признался, написать детективный рассказ, небанальный во всех отношениях. Эта попытка, без всякого сомнения, получилась удачной. Персонажи в рассказе очень колоритные, каждого из них можно назвать пародией на штампованных героев современных детективных романов. А развязка в лучших традициях качественных детективов крайне неожиданна. Как и в случае с рассказом "Я Дубровский!", известные писатели-детективщики до подобных финалов не додумались. Однако в данном случае разгадка преступления выглядит излишне циничной, а юмор - излишне черным.
   Любопытной получилась композиция рассказа: это классический "рассказ в рассказе". Основной детективный сюжет обрамляется описанием публичного чтения этого самого детектива. Правда, юмор этой обрамляющей части рассказа будет понятен только прототипам изображенных в ней персонажей.
   Основной сюжет в начале несколько затянут - события развиваются слишком медленно (об этом, кстати, говорится и во "внешней" части рассказа). Кроме того, в тексте есть одна нелогичность: несчастного кота, отравившегося ядом экзотической пальмы, несколько раз приводят в чувство, делая ему массаж сердца, однако для того, чтобы не дать парализованному организму умереть, этого мало, необходимо делать еще искусственное дыхание.
   Стиль рассказа в целом ровный, но иногда попадаются шероховатости. Ошибок практически нет, была только одна опечатка.
  
   Небейлежачего "Смерть в яйце, или чисто материалистическое убийство"
  
   Детектив в стиле фэнтези с элементами черного юмора. Тоже резкое сочетание разных жанров и тоже более чем успешное. А вот развязка более предсказуемая: о том, что к концу рассказа автор перебьет всю описанную нечисть, начинаешь догадываться уже после смерти Змея, а после безвременной кончины Кащея Бессмертного в этом не остается почти никаких сомнений. Кроме того, нетрудно было догадаться, что в смерти вампира виновато окошко, через которое проникал солнечный свет - не зря же автор в самом начале о нем упоминает!
   Но зато все остальные загадки оказались сложнее, да и точно вычислить виновников и их мотивы до самого последнего момента тоже непросто. Правда, с Кащеем Бессмертным как-то слишком уж просто все получилось - я, когда читала, начала придумывать, каким способом убийца мог на расстоянии воздействовать на яйцо в сейфе, а оказалось, что все было грубо и даже примитивно. А еще не очень логично выглядит мотив братьев-чертей: ведь даже если бы им удалось извести всех своих коллег, сама их контора никуда бы не делась, потому что в ней все равно остались бы два сотрудника - сами черти. А потом туда могли бы прислать новое начальство, и их бессрочная служба на ненавистной работе продолжилась бы. Впрочем, это можно списать на общую глупость чертиков.
   И последняя претензия: о том, что чеснок парализует вампира, нужно было как-нибудь вскользь упомянуть раньше, а не в тот момент, когда первое убийство уже раскрывается. В том виде, в каком эта информация дана в рассказе, она выглядит "роялем в кустах".
   Читается текст очень легко. Если в нем и есть какие-нибудь корявости и ошибки, во время чтения их просто не замечаешь.
  
   Мел Бейкерсфел "Тайна Столбун-горы"
  
   А это - самый обычный детектив, написанный в классическом стиле, без "примеси" других литературных жанров. И снова перед нами лихо закрученный сюжет, несколько подозреваемых, ложные версии и их опровержение и, в конце концов, непредсказуемая развязка. Интрига строится безупречно, все мелкие детали, которые затем должны навести героев, ведущих расследование, на верный путь, даны именно тогда, когда это нужно, заранее. Причем даны ненавязчиво, так что поверхностный читатель может их и не заметить - чтобы потом, когда эти детали всплывут, удивленно хлопнуть себя по лбу. Внимательный же читатель может запомнить эти подробности и начать строить свои собственные версии событий - а в финале с радостью получить подтверждение своей правоты. Впрочем, полностью разгадать все планы преступников даже самому вдумчивому читателю будет сложно - об этом автор позаботился.
   А вот характеры героев получились не очень яркими. Иногда создается впечатление, что они ведут себя так, как надо автору, а не так, как вели бы себя настоящие, живые люди. Марина любит то одного, то другого своего кавалера, то терпит ревнивого мужа, то решает с ним развестись, а в финале и вовсе выходит замуж за третьего. Липкин, несмотря на это, соглашается на ней жениться. А уж дружба Марины с любовницей ее мужа и вовсе выглядит нереальной - как бы многие мужчины ни мечтали о таком, это абсолютная фантастика.
   Тем не менее, рассказ очень интересен, у него захватывающий сюжет и прекрасный стиль, и нет грамматических ошибок.
  

СПб, 2010

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"