Аннотация: Рецензия на роман Павла Виноградова "Хозяин Древа сего".
Татьяна Минасян
Весь мир - Древо...
Рецензия на роман Павла Виноградова "Хозяин Древа сего"
Книги, подобные роману "Хозяин Древа сего" Павла Виноградова, часто бывают сложны для восприятия. Даже любители серьезной философской литературы, прочитавшие много книг со сложной композицией и нелинейным сюжетом, могут поначалу запутаться в переплетающихся ветвях этого "Древа" и не сразу разобраться, как именно устроена описанная в романе реальность, как связаны между собой похожие друг на друга, но при этом разные миры, какие эпизоды происходят раньше, а какие позже. Но тех, кого не испугают эти трудности, тех, кто сумеет пробраться сквозь густые ветви и понять, как именно они растут, ждет награда - увлекательнейшее повествование, полное интересных событий и глубоких мыслей, над которыми они будут долго размышлять после прочтения романа.
Сама тема параллельных миров, которые возникли после того, как реальность разделилась на несколько ветвей, в каждой из которых история стала развиваться по-своему, встречается в фантастической литературе не так уж редко. Но обычно, если авторы обращаются к подобному фантдопущению, они описывают самый простой вариант такого разветвления реальности: какое-то историческое событие происходит не так, как на самом деле, или не происходит вовсе, и возникает новая реальность, с каждым годом все меньше похожая на привычный нам мир, так как одно изменение в истории тянет за собой другие, как правило, очень серьезные. Одним из немногих исключений, пожалуй, являются "Хроники Амбера" Роджера Желязны, явно повлиявшие на автора "Хозяина", - там герои творят новую реальность, Отражения, усилием воли постепенно изменяя ту, в которой находятся.
Но Павел Виноградов сделал не так и не эдак. В созданном им мире реальность разделялась на параллельные потоки не один раз, а много, ее можно представить себе, как дерево с множеством веток, от каждой из которых, в свою очередь, тоже отходят многочисленные отростки - и так до бесконечности. При этом не все ветви одинаковы - у Древа реальности, как и положено любому уважающему себя дереву, есть ствол, от которого отходят все остальные отростки. Этот ствол неизменен, в то время как ветви могут давать новые побеги, а могут разрушаться и полностью исчезать под действием разных мистических сил.
Вот в такой сложной и несколько запутанной реальности и происходит действие романа "Хозяин Древа сего". Его главные герои - это люди и другие существа, способные перемещаться из одной ветви Древа в другую, а порой и менять реальность по собственному желанию, создавать новые ветви или разрушать уже существующие. Автор назвал их "продленными". Есть среди них и такие, кто стремится разрушить как можно больше, добравшись и до основного ствола Древа, а есть те, кто пытается ему в этом помешать. На первый взгляд их противостояние может показаться похожим на обычную для романов, написанных в жанре фэнтези, борьбу добра со злом, при которой воюющие стороны не так уж и отличаются друг от друга, но Павел Виноградов и к этому вопросу подходит более серьезно, чем его собратья по перу. В его книге мы видим не просто противостояние героев, которые соперничают друг с другом. Здесь отрицательные персонажи не рвутся к власти или богатству, а в прямом смысле пытаются разрушить весь мир, а положительные не воюют с ними из-за каких-нибудь разногласий, а в прямом смысле его спасают. В этом романе, как и у классиков жанра фэнтези, таких как Джон Рональд Руэл Толкиен или Клайв Стивенс Льюис, слова "Добро" и "Зло" пишутся с заглавной буквы. И так же, как у этих мэтров, в книгах Павла Виноградова, в том числе и в "Хозяине Древа", сильны христианские мотивы - этот роман, без сомнения, может много дать религиозным людям, а также тем, кто просто интересуется христианством.
Все это может не понравиться многим современным читателям, привыкшим видеть в фэнтезийных романах "неоднозначность" добра и зла, а также всевозможную толерантность и политкорректность. Но Павел Виноградов и не ставит своей целью угодить любителям подобной литературы. Все его книги, включая и "Хозяина Древа сего", написаны для тех, кто против морального релятивизма и кто привык называть черное - черным, а белое - белым.
Из этого, впрочем, не следует, что все герои в "Хозяине" - черно-белые и картонные. Наоборот, каждый персонаж этой книги, включая даже эпизодических и никак не влияющих на сюжет, выглядит живой, реалистичной личностью, имеющей и достоинства, и недостатки, и какие-либо нейтральные черты характера, отличающие его от остальных. Так, главный герой по имени Варнава - вовсе не идеальный "супермен" без страха и упрека, а человек с немалым количеством слабостей, которые он, впрочем, способен преодолеть, когда в этом возникает необходимость. И то же самое можно сказать и о других героях - друзьях Варнавы, его помощниках и просто случайно встреченных им жителях разных ветвей.
Хотя интересны персонажи "Хозяина" не только своими сложными и порой противоречивыми характерами. Многие из них, включая и главного героя, являются известными историческими, библейскими или мифологическими личностями или их двойниками, живущими не в стволе, а в одной из ветвей, однако автор не называет ни одного из них настоящим именем и лишь дает некоторые намеки, по которым можно догадаться, о ком идет речь. Иногда это непросто, и даже хорошо знающий историю читатель может долго раздумывать над тем, кого же из известных людей имел в виду писатель, но в результате чтение романа становится еще и интересной интеллектуальной игрой.
В произведениях, повествующих о каких-либо глобальных событиях вроде уничтожения или спасения миров, авторы обычно уделяют мало внимания судьбам отдельных второстепенных персонажей - по сравнению с главной целью, которой добивается центральный герой, все это кажется писателям "несущественными мелочами". Но "Хозяин Древа" - редкое исключение из этого правила. Главный герой и его друзья не только спасают мир, но еще и не забывают о людях, встретившихся им во время движения к этой цели - и останавливаются, чтобы помочь им, как бы они ни спешили дальше. Потому что абстрактный мир со всеми его ветвями состоит из этих обыкновенных людей, называемых в романе "краткими", не знающих о Древе и не умеющих перемещаться из одной ветви в другую, но таких же живых и достойных счастья, как и те, кто не дает этому миру исчезнуть. Эта мысль не высказывается в книге прямым текстом - читатель сам приходит к ней в конце, увидев, сколько всего Варнава сделал для простых людей, скольким он подарил шанс на новую счастливую жизнь.
Язык, которым написан этот роман, сложный и очень образный. Несмотря на то, что герои почти все время заняты делом и им не до рассматривания окружающих пейзажей, автор не забывает о том, что читателю нужно показать, в каких декорациях происходит действие, как выглядит та или иная ветвь реальности. Так что в книге можно встретить красочные описания разных мест, где оказываются персонажи, и они не только не отвлекают читателя от сюжета, но и дополняют его, позволяют полностью погрузиться в действие. Некоторые описания настолько красивы и необычны, что так и просятся в экранизацию с современными спецэффектами - например, тот момент, когда одна из ветвей начинает разрушаться, и весь окружающий главного героя пейзаж превращается в набор цветных пикселей, которые постепенно исчезают. Эта короткая сцена производит на читателя едва ли не более сильное впечатление, чем описанные в романе битвы и сражения, тоже весьма и весьма зрелищные.
Возможно, когда-нибудь мы увидим эту историю не только изданной в виде книги, но и экранизированной. И как знать - возможно, ее уже экранизировали в какой-нибудь из ветвей реальности?.. Ну а здесь, в Стволе, мы можем пока прочитать эту удивительную книгу, забраться вместе с автором и его героями на самую верхушку Древа и пережить вместе с ними всевозможные события - интересные, захватывающие, а порой и по-настоящему страшные.
А потом долго размышлять об устройстве мира, о Добре и Зле, о Древе и его Хозяине...