Краткие рецензии на некоторые рассказы второго номера Интернет-журнала "1,5 парсека"
Александр Голиков "Милосердие как оно есть"
Рассказ о войне и в то же время - о милосердии. На первый взгляд странное и вряд ли вообще возможное сочетание, однако автору оно удалось. В войне, которую ведут земляне и другая разумная цивилизация в рассказе, виноваты обе стороны, которые даже не пытаются договориться мирным путем. А обычные люди и обычные алгойцы вынуждены убивать друг друга. Да еще и представителей третьей, нейтральной стороны...
Читая рассказ, до последнего надеешься, что оба главных героя все-таки выживут и спасутся. Но трагический финал закономерен и подчеркивает всеобщую трагедию того мира намного лучше, чем хэппи-энд.
Стиль рассказа завораживает, затягивает читателя в глубину охваченного войной мира и не дает ему оторваться от чтения до конца. С грамотностью тоже порядок, но местами попадаются неправильно поставленные знаки препинания - впрочем, выглядят эти ошибки, скорее, как опечатки, сделанные по невнимательности.
Владимир Мясоедов "Старатель"
Юмористическая космическая фантастика. Классический "перевертыш", ситуация, когда жертва и охотники внезапно меняются местами - причем этот "перевертыш" в финале действительно оказывается неожиданным для читателей. Рассказ написан от первого лица, и автор прекрасно передает живую, эмоциональную и не всегда идеально грамотную прямую речь главного героя. Начало и конец рассказа красиво "закольцованы". Грамотность в полном порядке.
Александра Руда "Дракон"
Классическая фэнтези о тяжелой жизни драконов. Однако вопреки привычным сюжетам драконы не всесильны и заняты не только войной с людьми и собиранием несметных сокровищ. Иногда бывает и так, что люди им помогают...
Стиль рассказа хорош, но имя главного героя-дракона слишком уж нечитабельно. Конечно, драконы и должны иметь имена, непохожие на человеческие, но в любом случае все имена, названия и другие вымышленные слова должны быть такими, чтобы читателю не трудно было проговаривать их про себя.
Вячеслав Хватов "На острие жизни"
Еще один рассказ-"перевертыш", в котором, впрочем, довольно быстро становится понятным, что главный герой - вовсе не человек, а нож. В результате получился любопытный взгляд на мир и на людей с точки зрения неодушевленного предмета, инструмента. Который "просто делал свою работу", но в конечном итоге оказался на свалке. Если провести аналогию с человеком, выглядит все очень символично...
Стиль рассказа в одном месте сбивается: сначала главный герой рассказывает о себе и своем хозяине в прошедшем времени, а потом вдруг переключается на настоящее. В принципе, при повествовании от первого лица это допустимо, но все же этот момент выглядит немного корявым.
А еще непонятно, каким образом каменный нож в музее мог бы "покрываться прожилками от удовольствия". Прожилки в минералах либо есть изначально, либо их нет.
Павел Алексеев "Прапорщик и черт"
Юмористическая мистика на классический, а в чем-то уже, пожалуй, и избитый сюжет: встречу пьяницы с нечистой силой. Сюжет забавный, но уж очень предсказуемый, а персонажи до невозможности стандартны. Особенно прапорщик, который обязательно должен быть пьющим, тупым и проворачивающим незаконные сделки. Кроме того, в сцене встречи прапорщика с чертенком слишком уж много натурализма - читать просто-напросто неприятно. Ну и концовка вполне ожидаема: читателю изначально понятно, что главные герои между собой договорятся и ни один из них не останется в накладе.
Кроме того, в паре мест попадаются лишние запятые.
Клавдия Вербицкая "Лешка"
Мистика о лесных мифических существах и их взаимоотношениях с людьми. О том, что главный герой - не человек, можно смутно начать догадываться в самом начале, но окончательно читатель убедится в этом позже. Впрочем, ведет он себя вполне по-человечески, в отличие от некоторых "настоящих" людей, выведенных в рассказе.
Как-то очень неестественно выглядят отношения молодых людей и девушек в приехавшей в лес компании. Сейчас девушки и на ласковую просьбу приготовить завтрак запросто могут закатить скандал или прочитать лекцию о равенстве полов - а уж чтобы беспрекословно подчиняться грубым приказам... Причем так себя ведет вся женская половина компании, и не с мужьями или женихами, а просто с приятелями. Об остальном происходящем в компании я уже и не говорю.
Странно также, каким образом Светлане удалось убежать из палатки, где она якобы готовилась к интиму с парнями. Почему они, не дождавшись, пока их позовут, не полезли в палатку, а обнаружив, что их жертва сбежала, не помчались сразу ее искать?
Стиль хороший, но тоже есть кое-где лишние запятые.
Ирина Сыромятникова "Колонизация"
Фантастический космический боевик. Сразу бросается в глаза сильное отличие от классической фантастики об исследовании и заселении других планет. Там этот процесс показан интересным и романтичным, и желающих осваивать новые миры, как правило, предостаточно, несмотря на все трудности и опасности. В этом же рассказе колонизаторов загоняют на открытые планеты чуть ли не силой, заманивают обещаниями, а потом не выпускают домой рабскими законами.
Экшен в рассказе прописан отлично. Столкновение десантников с местными жителями неизбежно и логично. Хотя колонисты, потащившие с собой на опасную планету детей, особой симпатии тоже не вызывают. Но все же здорово, что они смогли несмотря ни на что освоиться на новом месте.
Со стилистикой все в порядке, а из грамматических ошибок встречается одна - восклицательный знак, поставленный перед вопросительным.