Мимо Проходил : другие произведения.

Буквица. Конкурс. Обзор шорт-листа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.28*5  Ваша оценка:

  Пробую высказать свой, читательский взгляд, на рифмованные столбики шорт-листа, летнего поэтического конкурса Буквицы.
  
  Конкурс: Лето-2015 (шорт-лист) [представлено 20 работ]
  
  Напомню, что не являюсь профессиональным критиком, а высказываю своё "фи", с читательской точки зрения.
  Уточняю, что русский - не мой родной язык. Возможны всяческие ошибки и ляпсусы.
  Обзор ведется в том порядке,в котором работы представлены на странице конкурса.
  
  поехали Книги Стихо про книги.
  Довольно интересная завязка, рифмы просто ласкают слух.
  начало:
  
  "Книги живут корешками наружу, к свету,
  В книгах можно спрятать осень и лето:
  Рыжее, карее -
  Хрупким гербарием,
  Чабрецом да мятою,
  Между строк примятыми.
  Можно спрятать в книгу весну и зиму,
  Сделать муху слоном, а слона - незримым:
  Легким, воздушным -
  И хобот, и уши.
  Да будь он железным -
  В две строчки влез бы.
  И только в книгу (готов поспорить),
  Не замочив листа, можно спрятать море.
  Штормы и штили -
  Высоким штилем.
  Мели и рифы -
  Прозой и в рифму."
  
  До этого места все было просто замечательно, свежо и интересно,но
  затем все скатывается к общим фразам, а финальный посыл вообще банален,
  убивает всю прелесть новизны, и блекнет на фоне яркого начала.
  финал:
  
  "Можно сложить аккуратно печаль и радость,
  Было бы только, братцы, чего ради.
  И много, много другой разной всячины
  Без всякой разницы в книги прячем мы...
  Но...
  Жаль только, что для книги рождения,
  Надо срубить дерево...
  И не одно."
  
  
  далее На поезд Про поезд, бессонницу и позывы к суициду.
  
   "Если тянется ночь, как повесть,
   Где теряется смысл и суть -
   Выходи и садись на поезд,
   Идущий куда-нибудь.
  
   Кости, рельсы, цветы и шпалы -
   Не смотри под колёса тут.
   Заплатив непосильно мало,
   Выбираешь не ты маршрут,
  
   Пожирая глазами вехи,
   Так, как ржавчина бритву ест,
   Ты наполнишься медным эхом -
   Вчетверть, наполовину, весь.
  
   А над городом одичалым,
   Где заводы - почти дворцы,
   Телебашня луну поймала
   И ведёт её под уздцы.
  
   Берег режет соломку улиц,
   Заунывно река поёт,
   Вдруг ныряет с моста безумец,
   А лицо у него твоё.
  
   И стыдливо молчат вокзалы,
   И надрывно орёт клаксон...
   Поезд перебирает шпалы,
   Уплывая куда-то в сон."
  
  Сбой ритма в последней строчке первого катрена, очень мешает восприятию.
  Далее у нас идут "кости", что в сочетании с железной дорогой, точно отсылает к Некрасову:
  
  "Прямо дороженька: насыпи узкие,
  Столбики, рельсы, мосты.
  А по бокам-то всё косточки русские...
  Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"
  
  Последняя строчка того же катрена:
  
  "Выбираешь не ты маршрут"
  
   навевает параллель с Макаревичем:
  
   "Один говорил наша жизнь это поезд
   Другой говорил перрон
   Один утверждал на пути нашем чисто
   Другой возражал не до жиру
   Один говорил мол мы машинисты
   Другой говорил пассажиры"
  
  В итоге стихотворение выглядит сильно вторично.
  А пассаж про суицид с лицом ГГ, вгоняет в мрачную тоску.
  
  понравился, однако катрен:
  
   "А над городом одичалым,
   Где заводы - почти дворцы,
   Телебашня луну поймала
   И ведёт её под уздцы"
  
  
  
  далее Смерть-28 Про жизнь, смерь и вообще...
  Магически затягивающее стихо. Читатель посредством интриги,- /хочется выяснить поскорее, до чего же "до него", все не случалось.\
  Так вот, посредством интриги и гипнотизирующим размером строчек, с монотонным перечислением всевозможных "не", читатель с головой проваливается в повествование, очаровывающее и берущее в плен душу.
  Ювелирная игра понятиями смерти, жизни, и рождения,
  очень симпатична.
  Мне понравилось.
  начало:
  
  "До него, - как я помню, совсем ничего не случалось,
  торопливое время совсем никуда не спешило,
  окончания не было видно мне, как и начала,
  расстояния не были малыми или большими,
  
  
  далее Лестница писатель буковками, с помощью плохо зарифмованных столбиков, и скачущего размера,
  пытается донести популярный в интернетах мем,- "прежде чем критиковать, сам чё нить напиши".
  Затянуто.
  Неудачно использованный образ того, "кто сумел и добрался до самого верха", просто-таки толкает перечитать Канатоходец. В.Высоцкий.
  
  "Он смеялся над славою бренной,
  Но хотел быть только первым -
  Такого попробуй угробь!
  Не по проволоке над ареной,-
  Он по нервам - нам по нервам -
  Шел под барабанную дробь!"
  
  далее Впадать в детство
  С любовью о старости. Довольно милые буквы, рифмованные в строчки без столбиков. Слишком личные, что бы подвергнуться критике, или быть выставленными на конкурс.
  
  далее Ваня трогает тигра Политику не трогаю принципиально,- плохо пахнет.
  Комментировать буковки данного тыкателя пальцами по клавиатуре, тоже желания мало.
  Уточню только.
  С добротой и сопереживанием, у автора данных строчек, большие проблемы:
  
   "Чтобы, значит, вместе - зло и добро,
   Чтобы ангел - перо ему под ребро,
   Чтобы - вилы в брюхо по рукоять,
   Чтобы знал, что такое - в детей стрелять"
  
  не пахнет тут и поэзией.
  
  
  далее Зачарованный воин Типичные, красиво зарифмованные буковки "ниочем".
  Вернее о "сферическом воине в вакууме".
  Нити повествования нет, конечного акцента нет, зато полно недосказанно-возвышенных образов сферического воина.
  Еще, хочется поинтересоваться у автора рифмованных букв,- у вас рассвет в стихо?
  Так почему следом "Сон-трава очи смежила"?
  значит закат все-таки?
  
   "Небо в рыжих подпалинах
   Ветром выло нам вслед;
   Закурился окалиной -
   Брызнул медью рассвет.
   В жёлтой мгле над осинами,
   Золотым колесом,
   Скрипнув спицами синими,
   Задрожал окоём.
   Сон-трава очи смежила
   На лиловом лугу,
   Но легли тени свежие
   На последнем снегу."
  
  
  
  далее Изделие неудачно скроенная попытка пошутить на тему Made in China и "сделано Богом", с рваным, плохо воспринимаемым ритмом, но,
  как ни странно с интересными рифмами.
  Резюме: столбики качеством "ближе к ниже-среднему" по палате.
  
  
  далее Случайные мысли
  Мне понравилось, а что тут еще скажешь.
  особенно этот отрывок:
  
   "От мерзости разной молитв не заучишь, -
   прорвётся, как стужа, со льдом и c метелью.
   Случайные мысли бывают живучи,
   случайные пули бывают смертельны."
  
  далее Кириллица попытка пользователя пальцами по буквам клавиатуры, зарифмовать
  старинную азбуку,
  неся при этом добро и свет в массы.
  А зачем, хочется спросить?
  Но, не спросим, ибо ответ известен,- Потому что могу!
  
  далее Мим застывает Прекрасно набросанная легкими мазками, картина застывшего мгновения.
  Картина щемяще-грустная и привлекательная.
  но
  Последние две строчки,- это как бритвой крест-накрест по лицу.
  Грубо, пошло, как плюнуть на свое творение.
  Задумка автора ясна,- резкое противопоставление низменного и творческого начал.
  Исполнено вот только так неудачно, что вызывает отторжение.
  
  "Готические крыши как грачи,
  Черны и остроклювы в поднебесье,
  В карманы прячут ключники ключи,
  Седые карлы бродят по предместью.
  Роятся золотистые жуки,
  По берегам сиреневой реки.
  Где пурпур крыльев расправляет змей,
  На каменном закатном изголовье
  Дорическая дремлет капитель
  В архитектуре снов средневековья.
  Печаль твоя закатная свежа,
  Как сок цветка на лезвии ножа.
  За осенью циркаческой твоей
  И маревой, и в чём-то одиозной,
  Изгибы рук, суставов, плеч и шей,-
  Язык движений в воздухе пастозном
  Сочится. Как сырая акварель
  Всё капает с бумаги на марель.
  И не хватает верного мазка,
  Чтоб заключить портрет его достойный.
  Мим застывает. Солона тоска,
  Звон бубенцов втекает в колокольный.
  Ему не жалко в жизни ничего
  Для козлоногой публики его."
  
  далее Супергерой Признаюсь, нравятся мне такие вещицы.
  Легкий, ироничный стеб над супергеройством.
  Насыщенный к тому же, сочными образами современного общества.
  Рекомендую.
  Хотя вряд ли что то светит стихам в конкурсном плане.
  Поэтическое жюри, оно такое,- далекое от обыденности юмора.
  отрывок:
  
  "Город жадно, неопрятно жрет
  голубцы автобусов пахучих.
  Снова дверь в метро большим ножом
  Режет пешеходный фарш на кучки"
  
  далее В облике седого адмирала
  иронично-грустная перерисовка фразы " что бы стать генеральшей, надо выйти замуж за лейтенанта".
  Мило, но простовато, на фоне предыдущего стихо.
  Но мило.
  
  "Верил в счастье. Выпало иначе.
  Пожелал, любя и не виня,
  Чтобы улыбнулась ей удача,
  Хоть назвала мужем не меня.
  
  Торжествуя, хохоча и веря
  В чудо обручального кольца,
  В суете забыла флибустьера,
  Сгинувшего в море удальца...
  
  Долго не грустила, не рыдала?
  Постарели оба: я и ты.
  В облике седого адмирала
  Не ищи знакомые черты."
  
  
  далее Чешуя Очень сложная для обозрения вещь.
  Куча аллюзий, параллелей, и смыслов и подтекстов.
  Все это приправлено чеканной энергетикой фраз.
  
  При прочтении стихо, настойчиво лезет в голову:
  
  А.П.Чехов. Ванька.
   "А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать."
  
  Не поленитесь прочтите, составьте свое мнение.
  
  
  далее Сыну
  Вечная тема "отцы и дети", в данном случае мать и сын.
  Видно, что автор вложила в столбики толику материнских чувств, и мы это ощущаем и сопереживаем вместе с поэтессой.
  Что касается техники исполнения:
  Сложно читаемая конструкция со сбоями в ритме и громоздкими фразами.
  Начало еще более-менее, затем читатель начинает спотыкаться чаще.
  особенно неудачный катрен:
  
  "И там, откуда сигналили и вечно костры
  Разжигали (дым - верное средство),
  Нет ничего. Как будто Большой Взрыв
  Как-то сумел отыграть назад своё детство"
  
  Финал вызывает вздох облегчения,- слава хосподи, закончилось.
  Наполнение смыслом,- средне-лирическое, без провалов, но и без озарений.
  
  далее Люблю ли
  технически грамотно исполненный буквами текст,не лишенный рифм.
  В столбик.
  Не цепляет.
  
  далее Гретхен Мощный, полный энергетикой посыл, просто расплющивает читателя, припечатывая его затылком о бетон финальной фразы.
  Вслушайтесь только в эти четверостишия, звучащее как клацанье затвора у виска:
  
  Воля к победе - что ещё нужно мне?
  Стонет в печёнках прошлое: "Еду, еду...".
  Под впечатлением, словно восход Моне,
  Гретхен выходит вечером на вендетту.
  
  Там за чертой малиновой злые сны,
  голодом морит разум твой чёртов Фауст.
  Доктор проспал послание сатаны,
  и Валентина в море алеет парус.
  
  Гретхен, достань винтовку, вложи заряд,
  целься в живот - надёжнее и вернее.
  Небо теряет ангелов невпопад,
  впрочем, я о потерянном не жалею.
  
  Он - чернокнижник. Cтоит ли с ним стареть?
  Cтрах за судьбу ребёнка ему неведом.
  И в изголовье тихо присела смерть:
  "Гретхен, а ты ведь будешь свободна в среду?"
  
  Спасибо, автор.
  
  
  далее Песенка о чёрном человеке
  Вся проблема подобных рублено-коротких столбиков, состоит в том, что они безлики.
  Подсознание каждого прочитавшего, выдает свою собственную картинку, отличную от других,
   и ищет подтексты, которых нет.
  Поэтому и кажется, что они наполнены глубоким вселенским смыслом.
  Я прошел мимо, и не собираюсь оглядываться.
  
  далее теплолитебедевица
  блестящее, остро цепляющее стихо,
  но все портит явная паралель с "Морозко".
  Остается послевкусие вторичности.
  
  далее Высинился август васильками
  средне рифмованная "ниочемка".
  О чем? Да ни о чем.
  Ни о чем не заставляет задуматься.
  Не задевает никаких струн в душе читателя.
  Не привносит в картину мира ничего нового,
  про поэзию уже и не говорю.
  
  
  Спасибо за внимание, обзор закончен.
  Еще раз напомню, что автор не профи в критике.
  Просто мимо проходил, и прочел ненароком кое-что.
  
  
  
Оценка: 4.28*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"