Под Гипнозом
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
ПОД ГИПНОЗОМ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Первые упоминания о гипнозе относятся к древнегреческой мифологии. Среди богов-олимпийцев во главе с Зевсом были и боги, олицетворявшие психические явления: Мнемозина - богиня памяти, Гипнос - бог сна, Морфей - сновидений. С древнейших времен элементы гипноза составляли неотъемлемую часть, как религиозных языческих обрядов, так и многих мировых религий.
Африканские колдуны и сектанты-мусульмане приводили себя в галлюцинаторный экстаз с помощью беспрерывных криков, громкой музыки, сильнейшего возбуждения, причем у них развивалась нечувствительность к боли; они могли колоть себя, лизать раскаленное железо, обнаженными ложиться на острые сабли. Своими заклинаниями они умели вызывать и устранять каталепсию, параличи, судороги и ряд других внушенных явлений.
Явления гипноза были известны и древним евреям как состояние, в котором человек "спит и не спит, бодрствует и не бодрствует, и хотя отвечает на вопросы, но душой отсутствует". В подобное состояние приводили себя древние друиды и альруны, сосредоточенно прислушиваясь к шуму деревьев и журчанию ручья. Того же достигали древние оракулы, жрецы-прорицатели воли мифического божества, вдыхая какие-то наркотические газы; сибирские шаманы и дервиши быстрым кружением на одном месте доводили себя до экстаза; в таком состоянии они также могли жечь и резать свое тело без видимого проявления боли.
Для облегчения вхождения в контакт с духами шаманы и жрецы, использовали различные наркотические и галлюциногенные средства. Формы и средства различны в разных традициях, искомые состояния сходны. Употребление наркотических средств в языческих традициях являлось, как правило, сакральным (священным).
Древнегреческие Пифии прорицали в состоянии транса, вызываемого некими курениями. Шаманы Сибири, волхвы и скальды Северной Европы употребляли мухоморы. Широко использовали галлюциногенные грибы индейцы майя, ацтекские и мексиканские племена предпочитали кактус пейотль, содержащий мескалин. Индийская ведическая традиция знает напиток богов "сому". Он изготовлялся из сока различных растений, в том числе индийской конопли. Вообще, многие индуистские божества очень пристрастны к наркотическим напиткам, табаку и алкоголю. В Раджастане есть храм в честь грозной богини Кали, пожертвованиями которой принимаются исключительно крепкие напитки. Ими омывается статуя богини, а затем они добавляются в "прасад" - ритуальную пищу, предлагающуюся присутствующим на службе. Древнеиранские религии также знают "хаому" - растение, напиток из него и божество. Приготовление напитка и его действие описаны в "Авесте" - священном писании зороастризма, составленном из откровений Зороастра (1500 - 1200 гг. до Р. Х.). Сам Зороастр (Заратустра) впервые получил их при приготовлении этого священного "напитка богов".
Внушение старо, как мир. В том, что жрец пользуется внушением, нет ничего странного; странно то, что, пользуясь им, он прибегает к методам, соответствующим теориям современной медицины. Он сочетает мистические элементы внушения с такой практической техникой, как гипноз, фокусничество и бесполезные лекарства. До сих пор их прямые наследники используют механизмы психологического воздействия, которые не зависят ни от этических обычаев, ни от языка, ни от географического района. Очевидно, что в их основе лежат единые черты человеческого характера.
Актуальность проблемы гипноза возросла в нашей стране в последние десятилетия в связи с появлением массы тоталитарных сект. В 90-х годах с началом перестройки в страну хлынули различного рода проповедники и уполномоченные представители различных культов. Приезжие миссионеры обладали большими материальными средствами, жесткой организацией и отшлифованными методами работы. Некоторых из них принимали видные политические деятели нашего государства, что облегчило распространение и легализацию деятельности сект в России. В свою очередь, это позволило получить поддержку и на более низких уровнях власти, успешно внедриться в общество.
Интерес к данной проблеме обусловлен резким ростом в населении психиатрической патологии, граничащей с началом эпидемии. Врачи-психиатры встретились с новыми видами патологии, появилось понятие "культовая травма", под которой понимают комплекс воздействий, используемый в деструктивных сектах и направленный на изменение сознания индивида.
Медицинский аспект
Гипноз - это непрерывно изменяющееся состояние, переходящее от простой релаксации к сомнамбулизму, который включает полную постгипнотическую амнезию (забывание), способность реализовать внушенные галлюцинации и приказы гипнотизера.
Гипнотическое состояние вызывают повторением слов и фраз, в которых врач воспроизводит картину засыпания. Словесное внушение может сопровождаться слабыми физическими раздражениями слуха, зрения или осязания; поглаживанием, миганием синего света, равномерным постукиванием метронома и т. п. При этом в коре головного мозга гипнотизируемого развивается частичное торможение, но остаются отдельные бодрствующие области, через которые осуществляется связь врача с больным: один - от слова, другой - от реального раздражителя.
Исходя из учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, гипноз и сон имеют лишь некоторые особенности. Если сон - иррадиированное торможение, разлившееся по коре больших полушарий без наличия очагов сильного возбуждения, то гипноз - это не что иное, как частичный сон, постепенно распространяющийся из основного пункта, с расхождением функций мозга. Образующееся при этом очаг застойного возбуждения может пребывать длительное время (дни, недели и даже месяцы). В том случае, если возбудимость ослабевает, внушенная формула теряет свое действие.
Таким образом, во время бодрствования у здорового человека все части коры находятся во взаимодействии друг с другом. Но в состоянии внушенного сна уже появляется функциональная расчлененность коры, отсутствует взаимодействие частей больших полушарий друг с другом. Уже при таком состоянии внушаемые слова, слова, исходящие от гипнотизера, не встречают какого-либо препятствия; теперь этим словам и указаниям не противопоставляются противоположные мысли, намерения и чувства пациента.
Современные ученые путем экспериментов получили физиологическое доказательство существования гипнотического транса: стеклянный взгляд. Это когда глаза широко открыты, а взор застыл. Измерение электрической активности мозга с помощью ЭЭГ показало резкое ослабление связи между лобной долей и остальным мозгом. В другой раз правое полушарие стало вдруг более активно работать. Энтузиасты доказали: гипнотизируемый впадает в особое - измененное - состояние сознания. Это когда мозг творит много фантазий и с помощью гипнотических приказов можно целенаправленно и искусно управлять поведением как отдельного человека, так и всей толпы.
Сущность гипноза. Учение о ретикулярной формации.
С открытием основной роли ретикулярной формации мозгового ствола в поддержании бодрствования появилась теория, приписывающая особое значение этой формации в механизме гипноза.
Ретикулярная формация - это совокупность структур, расположенных в центральных отделах мозгового ствола, которая является восходящей, активизирующей системой мозга - "генератором энергии". Это как бы моторный центр, который посылает непрерывный поток импульсов вверх и вниз по мозгу. Кора головного мозга беспрерывно оказывает контролирующее влияние на деятельность механизмов ретикулярной формации, регулирует уровень ее активности. Это то, о чем говорил И. П. Павлов: корковые процессы "умеряют" подкорковую деятельность.
Ретикулярная формация среднего мозга имеет обширные связи с глубинными отделами полушарий головного мозга и выполняет ряд важных функций, в частности совместно с лимбическими структурами участвует в формировании инстинктивных и эмоциональных реакций (пищевые, половые, оборонительные инстинкты, гнев, ярость, удовольствие) поведения человека. Она также участвует в регуляции мышечного тонуса, в осуществлении нормальных биологических ритмов бодрствования и сна, а нисходящие ее пути обеспечивают рефлекторную деятельность спинного мозга.
Очень важной стороной ретикулярной формации является ее способность задерживать на длительный срок раз образованные возбуждения. В настоящее время многие психопатологические состояния (ступор и др.) рассматриваются как результат влияния длительных патологических факторов на образования в подкорке. Доказано, например, что возбуждение, которое возникло в коре головного мозга, может образовать такие сильные очаги застойного возбуждения в подкорке и особенно в ретикулярной формации, что потом они сами, независимо от начальной причины, обусловливают всю картину болезни.
В гипнозе можно вызвать определенную диссоциацию во взаимоотношениях коры и подкорки, в том числе и ретикулярной формации, так как связи, идущие по линии кора - подкорка (вегетативные центры) - орган, являются двусторонними, т. е. импульсы могут идти и в обратном направлении: орган - подкорковые вегетативные центры - кора.
Таким образом, внушением в гипнозе через "пусковые" и "корригирующие" механизмы можно видоизменять, задерживать, замедлять, модифицировать, возбуждать, успокаивать или парализовать значительную часть объективных функций центральной нервной системы, иначе говоря - активно воздействовать на многие стороны как высшей, так и низшей нервной деятельности. Так как гипноз вызывает изменения высшей нервной деятельности и изменения в вегетативной нервной системе, включение подкорки при выключенной торможением коре сможет представлять различные картины, в том числе и патологического характера, то есть вызывать психические нарушения. Иначе говоря, "когда кора спит - подкорка выходит "на большую дорогу".
Кроме того, ретикулярная формация - область избирательного действия наркотических и психотропных средств.
Степени гипноза
Между состоянием бодрствования и глубоким трансом существует целая гамма промежуточных состояний. Различают легкий, средний и глубокий гипноз (сомнамбулизм).
Легкий транс: гипнотизируемый ощущает дремоту и сонливость, мышцы расслаблены, поднятая рука бессильно падает. Невозможно открыть веки, двинуть рукой.
Средний транс: гипнотик отмечает значительную сонливость, восковидная каталепсия (поднятая рука в воздухе остается неподвижной), ослабление кожной чувствительности (анестезия), частичная амнезия (забывание), полное исчезновение собственных мыслей. Легкое дрожание рук и анестезия служат свидетельством наступления транса средней степени.
Глубокий транс: полный сомнамбулизм, характеризующийся глубокой диссоциацией корковой деятельности. Легко реализуются все типы внушенных положительных и отрицательных галлюцинаций (при открытых глазах). Положительные и отрицательные галлюцинации реализуются постгипнотическим приказом. Амнезия после пробуждения (забывание). Легкая реализация "трансформации" возраста (перевод в детское состояние). Крайняя степень диссоциации сознания выражается раздвоением личности или появлением "множественных личностей". Прочие гипнотические феномены можно рассматривать как проявления неполной диссоциации.
Медикаментозный гипноз или наркогипноз. Метод наркогипноза заключается в том, что перед словесным внушением, перед началом гипноза больному дают снотворное или наркотик.
Предварительный прием снотворного вещества создает уже в начале сеанса тормозное состояние коры больших полушарий, проявляющееся в сонливости и дремоте. Наркогипноз рекомендуется для сокращения сроков гипнотизации. Таким образом удается загипнотизировать сопротивляющихся пациентов.
Групповой гипноз. Групповой гипноз - это способ загипнотизировать одновременно несколько пациентов. Главная выгода группового гипноза - это выигрыш времени. Кроме того, групповой гипноз служит экспериментальным целям - для отбора лучших, наиболее гипнабельных субъектов.
Фракционный гипноз. Все гипнотические феномены, включая стадию сомнамбулизма, могут быть получены в течение одного сеанса, если дело имеют с гипнабельными людьми. Другие пациенты требуют большего количества сеансов. Пациенты, сопротивляющиеся гипнозу и успевающие мобилизовать защиту, погружаются в транс частичным, фракционным гипнозом: за один сеанс пациента несколько раз будят и снова гипнотизируют.
Психические функции
В состоянии гипноза можно вызвать у субъекта иллюзии, извращенные реакции, галлюцинации.
Иллюзии - это искаженное восприятие действительности, которые возникают в результате самовнушения. Когда мы "настраиваем" свои мысли в определенном направлении, начинаем, например, думать о ворах, о том, что они забрались в дом, - и тогда любой предмет, даже отдаленно напоминающий человека, может быть принят за грабителя. Иллюзии - это самые безобидные представители из "мира приведений", которые могут возникать и возникают у любого человека. Сложнее дело обстоит в тех случаях, когда имеют место галлюцинации.
Галлюцинации называют сновидения наяву. С психологической точки зрения это объясняется просто. За образный ряд в мозге отвечает правое полушарие, обычно изолированное от повседневного сознания. Чтобы вызвать галлюцинации нужно открыть вход в эту потаенную область сознания. Обычно сознание бывает нам открыто во время сна, когда снимается блокировка, и потому наши сны - вход в область подсознательного.
Образы галлюцинаций создаются обычно запасом тех впечатлений, которые хранит сознание человека. Поэтому рождающиеся образы и картины нередко переплетаются между собой самым нелепым, сказочным образом.
Как правило, галлюцинации являются одним из признаков психических отклонений. Часто галлюцинации появляются у алкоголиков и у наркоманов. Но при сильных переутомлениях нервной системы или под влиянием сильных нервных переживаний галлюцинации могут наблюдаться и у здоровых людей. Иногда это бывает у людей перенесших потерю близких. Образы умерших родных и знакомых могут являться быть столь же яркими, "живыми", как и те, что мы видим порой во сне. В истории известны также достоверные, подробно описанные случаи массовых зрительных галлюцинаций.
Возникновение галлюцинаций часто подготавливается тем же внушением и самовнушением. Причина галлюцинаций, вызываемых искусственным путем, та же, что и обычных. Нередки случаи, когда галлюцинируют глубоко религиозные люди. В сознании, возбужденном всякого рода мистическими рассказами и проповедями, довольно легко формируются образы всевозможных призраков. Эти образы столь явственно предстает перед глазами, что человек убежден, что столкнулся "лицом к лицу" с потусторонним миром.
Галлюцинации можно вызвать, путем пристального вглядывания в поверхность какого-нибудь тускло блестящего предмета, например зеркала, стеклянного шара или созерцая пламя свечи. Это утомляет мозг, и на фоне сумеречного сознания могут всплывать образы галлюцинаций.
Со времен средневековья известна так называемая "мазь ведьм", состоящая из ядовитых и наркотических веществ. Втирая такую мазь в кожу, человек впадает в состояние галлюцинирования. У мексиканских индейцев с давних пор известен как сильный наркотик сок одного из кактусов - пейотль. Этот сок вызывает исключительно яркие и причудливые галлюцинации, как зрительные, так и слуховые.
Сомнамбулизм
Сомнамбулизм - (лунатизм, снохождение). Сомнамбулизм - это выраженное расстройство сна, при котором спящий человек встает с постели и передвигается нецеленаправленно или в соответствии со сновидением. Наутро воспоминание об этом сохраняется смутно или отсутствует. Сомнамбулизм возможен при утомлении, истерии, при некоторых формах эпилепсии.
Сомнамбулизм является болезненным признаком. В то же время сомнамбулизм является главным признаком наступления глубокого транса, при котором пациент может ходить и действовать по приказу. Может правильно отвечать на вопросы, хотя речь его несколько монотонна и приглушена. В таком состоянии можно заставить пациента галлюцинировать с открытыми глазами. Для этого ему нужно сообщить, что он увидит все, что ему скажут. Так, например, внушают: "Вот там, в углу комнаты стоит и смотрит на вас тигр" и сомнамбула с испугом и любопытством наблюдает за "увиденным" животным. Предлагают погладить сидящую на коленях кошку, и сомнамбула гладит пустое место. Мы говорим: "Вот в дверь вошла ваша сестра, которую вы давно не видели", и сомнамбула устремляется ей навстречу, хотя никто в дверях не появлялся. Сомнамбуле говорят, что перед ней стоит богато сервированный стол, приглашают ее пить чудесные вина, и она подносит мнимый стакан к губам, пьет "вино" и находит его прекрасным. Ее уговаривают выпить еще, она отказывается, говорит: "Я могу заболеть", но психотерапевт разуверяет ее, и сомнамбула "подливает себе еще "вина". Потом пациенту говорят, что он опьянел, и, он начинает ходить, как пьяный. Тут же можно вызвать настоящую рвоту, лишь сказав ему, что у него болит под ложечкой и его сильно тошнит. Но, не продолжая эту сцену, ему говорят, что он полностью здоров и трезв. При этом тотчас же все внушенные явления исчезают.
Внушенная галлюцинация может быть направлена на самое существо пациента. По желанию экспериментатора можно превратить сомнамбулу в птицу, кошку, собаку и т. п., и тогда она старается воспроизводить поведение и звуки этих животных, уверяет, что видит и чувствует свой клюв, перья или шерсть. Сомнамбула не замечает противоречивости того, что "животное" пользуется человеческим языком.
Очень легко добиться реализации внушения, касающегося изменения личности, когда сомнамбула, например, обнаруживает поведение другого лица, пола, какого-либо исторического деятеля или как бы переносится в прошлые периоды своей жизни, пластически воспроизводит свое детство, ведет себя, как ребенок. В индуистской традиции гипноза это явление называется реинкарнацией или перевоплощением.
В состоянии сомнамбулизма пациенту делается постгипнотическое внушение, цель которого зависит от намерений гипнотизера.
Воля
В основе волевой деятельности человека лежат действительные желания, которые связаны с мыслью о цели, средствах достижения этой цели, с осознанием возможности достичь ее, а также со стремлением действовать в этом направлении.
Путем эксперимента в гипнозе, прежде всего, можно действовать на двигательные функции. Так, если руку или ногу пациента привести в любое положение и приказать: "Ваша рука должна оставаться неподвижно в этом положении", то это приказание будет в точности выполнено, и пациент совсем не сможет пошевелить рукой. Рука становится ригидной, при этом появляется легкое дрожание.
Указанное явление (так называемая восковидная гибкость) сопровождается гипертонусом всей мышечной системы. Высшее, наиболее эффективное выражение восковидной гибкости - каталептический мост, когда пациента можно положить пятками и затылком на два стула, сильно надавить на туловище и тело спящего остается ригидным, вытянутым, как доска.
В гипнозе можно вызвать параличи различных типов и в различных областях, но они никогда не распространяются соответственно ходу нерва или в определенной области головного или спинного мозга. Они не характеризуются атрофией мышц, как истинные параличи. Параличи в гипнозе имеют ту же природу, что и функциональные истерические параличи.
Гипнотик может проделывать всевозможные движения помимо своей воли. Если речь идет о простых ритмических или мимических движениях (зевота, смех, бег на месте, вращение рук или ног и т. п.), то это явление называется гипнотическим автоматизмом.
Интересно, что после сеанса гипноза исчезает ощущение мышечной усталости. Это явление объяснено И. П. Павловым. Если гипноз представляет концентрированное раздражение в определенном пункте, то это ведет затем "к торможению всего остального", причем это остальное отдыхает. "Вся совокупность нервной деятельности делается сильнее, потому что она отдыхала. Вот откуда у нее берутся лишние силы. Вы гипнозом сосредоточили раздражение в одном месте, а остальную территорию нервной деятельности вы приводите в состояние отдыха, торможения, и поэтому после этого она делается сильнее".
Эмоции
Гипнотику можно внушить самые различные эмоциональные состояния, положительные и отрицательные эмоции. Мы можем вызвать у него повышенное, бодрое настроение, ощущение радости, счастья, блаженства. Эти положительные чувства удается поддерживать более или менее длительное время в течение сеанса и по окончании его. По желанию эти чувства можно изменить на совершенно противоположные, отрицательные. Словесным внушением гипнотика легко привести в угнетенное настроение: вызвать эмоции отчаяния, отвращения, удивления, гордости, капризность, а также чувство раздражения, азарта, паники, гнева, ужаса и пр. Мы, например, говорим гипнотику: "За вами гонится и вас настигает хищный зверь", и при этих словах он обнаруживает явственный страх. Затем мы говорим: "Мы пошутили, никакого зверя нет", и гипнотик сразу же успокаивается, начинает смеяться.
Инстинкты
Наблюдения показали: углубление транса способствует появлению эротических снов и расторможению сексуального инстинкта. Развивающееся при этом половое возбуждение может быть опасным для нравственности. "И нет ничего удивительного, что чувства воспламеняются; воображение вносит некоторое расстройство во весь организм; оно побеждает здравый смысл, оно подавляет внимание, женщины не могут отдавать себе отчет в том, что они испытывают, они не понимают своего состояния", - предупреждал один из врачей гипнотизеров.
Более неприятное явление в гипнозе - сексуальная расторможенность, располагающая многих женщин к занятиям проституцией. Еще в далеком 1784 году, когда началось проникновение магии в область медицинских наук, комиссарами французского короля был опубликован доклад по поводу эпидемии асоциального поведения гипнотизированных пациентов.
Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд также считал, что общение в гипнозе создает условия для сексуальных контактов, так как в процессе гипноза возникает сексуальное подчинение гипнотизируемого субъекта гипнотизеру. Впоследствии был известен инцидент с пациенткой, которая бросилась на шею Фрейду; в своей автобиографии он описал реакцию на это событие: "У меня был достаточно ясный рассудок, чтобы отнести его не за счет неотразимости моей особы, и я почувствовал природу мистического элемента, действующего в гипнозе. Чтобы его устранить или, по крайней мере, изолировать, я должен был отказаться от гипноза".
Гипнотические отношения способствуют пробуждению не только сексуальных инстинктов, но и появлению тенденций, в которых значительную роль играет страх и последующая за ним защитная реакция, выражающаяся в неконтролируемой агрессии.
Внушаемость и восприимчивость к гипнозу
Под внушаемостью принято понимать определенную подчиняемость или готовность изменять поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь требованию, которое исходит от другого лица; при этом сам пациент не отдает себе ясного отчета в такой подчиняемости, а продолжает считать свой образ действий как бы результатом собственной инициативы. Если человеку со стороны даются решения уже в готовом виде, и он принимает их без особой критики, то говорят о внушаемости.
Можно сказать, что все люди до известной степени поддаются гипнозу. Некоторые пациенты чувствуют только легкую дремоту, тогда как другие быстро впадают в состояние глубокого гипноза. Между этими двумя категориями находятся пациенты, более или менее поддающиеся гипнозу лишь некоторым врачам. Существует категория людей, совершенно не доступных внушению со стороны постороннего лица, но зато легко поддающихся влиянию ближайших родственников и друзей.
Что касается интеллекта, образования, то выдающиеся дарования и образованность так же мало являются препятствием для гипноза, как ограниченность и дебильность. Однако лица, привыкшие в силу жизненных обстоятельств к пассивному повиновению, легче гипнотизируются, чем образованные, т. к. последним труднее удержаться от "критической рефлексии" и погрузиться в необходимое для наступления гипноза пассивное состояние. Американский психоаналитик Кауфман (1961) отметил, что солдаты вообще проявляют большую восприимчивость к гипнозу: в течение второй мировой войны, во время тихоокеанской кампании, он применял гипноз в отношении 2500 бойцов, большинство из которых оказались превосходными пациентами. Данное явление объясняется пассивным послушанием, к которому приучены военные.
Тем не менее, констатировано, что большое значение имеет возраст: молодые пациенты, в общем, более внушаемы и легче поддаются гипнозу, чем люди зрелого и тем более преклонного возраста.
Известно также, что внушаемость повышается в состоянии полусна, в дремотных состояниях, которые представляют собою фазу коркового торможения.
Условия повышенной внушаемости имеются и в естественном сне. Человек, который видит сон, доступен в известной мере прямому внушению. Так, прямое внушение у спящего человека можно реализовать, если прикоснуться к его лбу, особенно когда он говорит во сне; при этом естественный сон может быть переведен в гипнотический.
С другой стороны, встречаются люди, настолько легко поддающиеся психическому влиянию, что достаточно бросить на них опытный взгляд, чтобы они совершенно неожиданно для себя, не имея даже малейшего представления о гипнозе, мгновенно впали в глубокое гипнотическое состояние. Это гипноз посредством очарования, или посредством взгляда. Секрет умелого взгляда заключается в том, что он настолько выразителен, настолько красноречив, что может заменить не только слова, но и целые предложения. Взгляд - это не только поворот глаз, это сложной мимический комплекс. Можно ведь сказать взглядом: "Я вас ненавижу" и "Я вас люблю", "Уходите" и "Оставайтесь", а также можно сказать "Успокойтесь, засните". В произведении гениального русского писателя Н. В. Гоголя "Вий" рассказывается, как Вий, начальник духов, гномов, умертвил Хому, осмелившегося взглянуть на него. По-видимому, старинный предрассудок о вредном действии "дурного глаза" связан с гипнотизирующим влиянием взгляда человека.
Загипнотизировать можно "заговорив пациента". Если пациент проявляет хотя бы малейший признак тревоги, гипнотизер начинает говорить скороговоркой, спокойным тоном много бессвязных слов, не требующих ответа.
В некоторых случаях в основе гипноза лежит эмоция страха. Всем известно, что страх, сильный испуг могут вызвать своеобразный паралич воли и мышления у человека, который останавливается "как вкопанный", утрачивает способность мыслить.
На восприимчивость к гипнозу влияет частота усыплений. Так, если гипноз не удавался на первых сеансах, то после многократного повторения сеансов можно достигнуть глубокого сна по одному жесту или по одному слову гипнотизера.
Внушаемость может быть значительно повышена под влиянием истощения, вызванного недостаточным питанием, недостатком сна, умственным и физическим переутомлением, сильным душевным потрясением.
Что касается личности гипнотизера.
Существует огромная индивидуальная разница в достижениях различных гипнотизеров: одни способны загипнотизировать только 10% испытуемых, другие - 80, 90 и даже 96%.
Нельзя подходить к внушаемости односторонне, как к явлению всегда отрицательному. Так, в педагогической практике, в средней и высшей школе, внушаемость играет положительную роль, о чем говорит В. М. Бехтерев: "Внушение или прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании". Чем выше, например, для учащегося авторитет педагога, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово.
Показания к гипнозу
Показания к гипнозу весьма ограничены. Советская школа психотерапевтов отвергала грубые методы "взлома сознания" такие как психоанализ или катарсис. В лечебной практике врачи применяли легкие методики внушения при лечении неврозов и некоторых заболеваний, связанных с нарушениями нервной регуляции внутренних органов, которые приводят к потере слуха или зрения, нарушению сердечно-сосудистой деятельности, вызывают параличи, немоту. Внушением и самовнушением могут устраняться нарушения психики, а, следовательно, и те последствия, которые были ими вызваны.
Тяжелые неврозы или пограничные состояния очень распространенные в настоящее время, не должна лечиться гипнозом, так как он может ускорить переход к психозу.
Гипнотерапия не может оказать большую помощь наркоманам. Наркоманы легко поддаются гипнозу в период зависимости (от наркотика), но почти всегда наступает рецидив.
В настоящее время гипнотерапия широко применяется для лечения алкоголизма (кодирование). Некоторые авторы даже считают, что алкоголизм представляет собой "безусловное" показание для гипнотической терапии. Однако кодирование нарушает психическое равновесие: развиваются депрессии, которые выражаются в виде подавленности настроения, озлобленности, повышенной раздражительности; больные страдают от бессонницы, иногда появляются попытки самоубийства (суицидальные попытки).
Последствия гипноза
Гипноз, его глубокие степени, тяжело влияет на психическое состояние большинства пациентов. Почти всегда гипноз влечет за собой скоропреходящие ощущения утомления, беспокойства, страха, обморок или припадок судорог. Некоторые пациенты при пробуждении могут испытать тяжесть в конечностях, тошноту и т. д. Самое нежелательное осложнение - неожиданный переход гипноза в истерическое сумеречное состояние с сильным проявлением аффектов ("буйством подкорки"). При этой форме гипноза пациент быстро впадает в глубокий гипноз. После усыпления наблюдаются судорожные явления (тремор рук, ног, всего тела). Это состояние может завершиться типичным истерическим припадком, сопровождающимся криком, нечленораздельными звуками, размашистыми движениями рук и ног, изгибанием дугой. Однако известно немало случаев, когда сеанс провоцирует возникновение типичного эпилептического припадка.
Иногда встречаются больные, которые надолго остаются в сумеречном состоянии сознания: в трансе. Длительный транс является осложнением, надолго приковывающих пациентов к психиатрическим койкам.
Известны также случаи, когда пациенты впадают в состояние глубокого летаргического сна и долго не могут проснуться.
В числе серьезных последствий гипноза имеются такие осложнения, как диссоциация сознания - раздвоение личности, требующее серьезного лечения у врача-психиатра.
Судебно-медицинское значение гипноза и внушения
Начиная с девятнадцатого столетия этот вопрос был предметом многочисленных исследований, предпринимавшихся как врачами, так и юристами.
В прошлом судебно-уголовная практика ставила перед врачами такие вопросы: можно ли с помощью гипнотического внушения заставить пациента в состоянии гипноза или после пробуждения совершить преступление? Можно ли путем внушения принудить гипнотика давать в суде ложные свидетельские показания без разоблачения впоследствии этой преступной уловки? Может ли следствие применить гипноз при допросе заведомого преступника или подозреваемого в совершении того или иного преступления? Наконец, может ли сам гипнотизер совершить то или иное преступление над личностью усыпленного, не рискуя быть разоблаченным в дальнейшем?
Производилось очень много экспериментов над гипнотиками, как в состоянии гипноза, так и после пробуждения: их побуждали к убийству указанного лица (обычно воображаемыми орудиями убийства, например, картонным кинжалом или из незаряженного револьвера, при помощи напитков, якобы содержащих яд), к совершению краж. Сомнамбуле показывали на ровном месте воображаемую точку, и приказывали ей после пробуждения вонзить в эту точку нож; это внушение выполнялась без всякого колебания. Это дало повод для категорического утверждения, что с такой же точностью может быть совершено и подлинное преступление. Экспериментальным путем было доказано, что гипнабельный человек может сделаться орудием преступления, действующим с ужасающей точностью, и тем более страшным, что непосредственно после совершения акта все забывается: пробуждение, сон и тот, кто его вызвал.
Известный психиатр прошлого века А. Форель писал: "Для меня несомненно, что очень хорошая сомнамбула под влиянием внушения в гипнотическом сне может совершить тяжелые преступления и при случае совсем не знать об этом впоследствии". По Форелю, такой человек вовсе не должен быть безвольным или плохим, но его поведение обусловлено исключительно высокой степенью внушаемости.
Путем внушения можно также исключить из сознания отдельные моменты, так что пока длится действие внушения, нет возможности вспомнить их. Это так называемая постгипнотическая амнезия. Гипнотика можно заставить забыть свое собственное имя. Он во всем будет отдавать себе отчет, но не сможет вспомнить, как его зовут.
В литературе о гипнозе особое место занимает вопрос о криминальных действиях по отношению к загипнотизированным. В первую очередь речь идет о постгипнотическом приказе, направленном на физическое уничтожение гипнотизируемого. Когда в подсознание вводят программу, направленную на самоуничтожение, гипнотик заканчивает жизнь самоубийством.
Нередко гипнотизеры обвиняются в преступных действиях сексуального характера по отношению к пациентам. И здесь остается в силе все сказанное о неприемлемых внушениях вообще, ведь гипнотик сохраняет самостоятельность лишь постольку, поскольку это желательно гипнотизеру. Ввиду такой возможности, психиатры, дорожащие своей репутацией, предпочитают гипнотизировать лиц только в присутствии свидетелей.
Современная наука достигла ошеломляющих успехов в разработке технологий, которые позволяют контролировать личность и управлять ею. Известность получил даже такой термин, как "психотронное оружие", что говорит само за себя. Выходит, что с человеком можно сделать все что угодно. Поэтому нужно с прискорбием констатировать тот факт, что наука в основном изучает гипноз отнюдь не в плане его перспектив для психотерапии, но по большей части это закрытые проекты методов насилия над личностью, которые заказываются и финансируются государственными структурами.
ЙОГИ
Йоги - последователи одного из течений древнеиндийской философии, которое предписывает самосовершенствование: "очищение духа и тела", а также очищение от лжи и других недостатков и пороков. Учение йогов предусматривает развитие способностей к самовнушению, принятие определенных статистических поз - асан, контроль за дыханием, подавление чувств, самосозерцание, полуголодную диету. Целью практики йогов является достижение такого состояния, при котором человек якобы избавляется от воздействия отрицательных факторов. Для этого рекомендуется сложный и долгий путь тренировок, причем совершенства достигает только тот, кто становится на этот путь с юных лет и в течение всей жизни строжайшим образом выполняет все предписания.
В Индии тренировки и лечебные физические упражнения проводятся под наблюдением наставников. Накопленный веками опыт и традиции позволяют дозировать нагрузки в соответствии с состоянием организма ученика, с учетом его возраста, профессиональной принадлежности, образа жизни и питания.
С позиций современной медицины эти назначения физиологически недостаточно обоснованы и поэтому небезопасны. Особенно опасна самодеятельная практика йоги или занятия у случайных учителей, так как многие асаны призваны оказывать сильное воздействие на эндокринную, сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, а также на функции желудочно-кишечного тракта, почек, кроветворных органов и др. Одно из популярных упражнений йогов - стойка на голове - может вызвать отслойку сетчатки глаз, перелом шейных позвонков, кровоизлияние в мозг. "Поза кобры", выполняемая лежа на животе с выпрямленными и подведенными под грудь руками, подниманием верхней части тела до максимального разгибания позвоночника с запрокинутой назад головой, опасна тем, что при перенапряжении и задержке дыхания может привести к пережатию мышцами шеи сонных артерий и вызвать потерю сознания. "Поза саранчи", выполняемая также лежа ничком с максимально высоко поднятыми ногами и задержкой дыхания, вызывает значительное повышение давления в брюшной и грудной полостях и подъем артериального давления.
Относясь с глубоким уважением к многовековым традициям, древней культуре индийского народа, советская медицина вместе с тем никогда не рекомендовала для укрепления здоровья упражнения йогов. Считалось, что научно обоснованная система физического воспитания, принятая советской медициной, обладала всем необходимым для гармоничного развития человека.
Аутотренинг (самогипноз, релаксация). Аутотренинг основан на максимальном мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.
Аутотренинг базируется на основе индийской йоги, суть его заключается в том, чтобы путем концентрации на монотонных впечатлениях или посредством закрывания глаз привести пациента в состояние отрешенности от внешнего мира. По своему существу релаксация идентична легким степеням гипноза: в этом процессе участвуют все присущие гипнозу проявления соматические и психологические.
Существует несколько систем аутогенной тренировки. Ее приемы усваиваются в процессе систематических занятий, которые проводит врач (психотерапевт); после этого пациент может самостоятельно заниматься аутотренингом. Бесспорное достоинство метода - его безвредность. Вредной аутотренинг становится лишь тогда, когда его стараются подменять, глубоким гипнозом под предлогом самосовершенствования и раскрытия скрытых способностей человека.
ПЕРВОБЫТНЫЙ ГИПНОЗ
Гарри Райт, житель Филадельфии и член клуба путешественников США, значительную часть своей жизни затратил на изучение приемов первобытной медицины.
Начав свои странствия еще до начала второй мировой войны, он продолжил их в послевоенные годы. Ему довелось посетить труднодоступные уголки земного шара - дебри Амазонки, глухие районы Африки и острова Океании. Везде он наблюдал картины тогда еще не тронутой "цивилизацией" жизни туземных общин. Свои наблюдения он изложил в форме записок путешественника, в которых провел поразительную аналогию между первобытным колдовством и современными методами психологии и гипноза.
Приведем некоторые выдержки из этого произведения.
КОЛДОВСТВО
В разных местах его называют по-разному. Он и астролог, и агроном, и метеоролог своего племени. Он говорит, когда сеять и когда начинать уборку урожая. Он решает личные проблемы соплеменников и предупреждает девушек об опасности свободной любви. В сущности это хранитель обычаев своего племени, наставник, заботящийся о моральном, физическом и духовном здоровье соплеменников.
Типичный колдун - человек решительный, находчивый, ловкий и беззастенчивый. Действуя, он всегда уверен в себе и часто использует специальные приемы для приведения себя в состояние транса. Зачастую он подвержен видениям, эпилептическим припадкам и другим анормальным психологическим состояниям. В некоторых племенах знахаря называют тем же словом, что и помешенного, поскольку он осуществляет свои функции с помощью тех же духов, что властвуют над душевнобольными. Его уважают главным образом за то, что его силы вызывают страх, но он сам не делает зла.
Несомненно, что вдобавок ко всем своим профессиональным знаниям и умениям он должен обладать главнейшим компонентом психологических способностей - повышенным уровнем рефлексии. (Рефлексия - отражение, моделирование в психике одного человека психики другого). Не имей колдун ранга рефлексии хотя бы на порядок выше своего окружения - он не может манипулировать психологической атмосферой и сознанием соплеменников, не удержится на своем месте.
Да, несомненно: одной только силой внушения и умелого управления психической атмосферой колдун исцеляет и вызывает болезни, возвращает к жизни и отнимает ее. Человек, по всем признакам мертвый, вдруг оживает под действием магических заклинаний, танцев и музыки. Умирают люди, выпившие испытательное зелье. Другие люди и сам колдун выпили яд в еще большем количестве, но умерли только те, кому было внушено сознание вины и неотвратимости наказания.
Верования и обряды соплеменников колдунов причудливо многообразны. В сущности они живут в двойном мире. Первый - мир их обыденной деятельности, второй - призрачный. Тот и другой для них одинаково реальны и глубоко спаяны в представлении и мышлении. Их миром "управляют" духи. Духи могущественны и коварны, несговорчивы и мстительны. Духи вселяются во все и вся и повсюду вершат свой произвол. Только там, где начинается неподвластное, там, где появляется неопределенность и слепой страх, - кончается мысль и в полной мере вступает в силу нерассуждающая вера и авторитет. Он нужен этот человек, бесстрашно вступающий в связь с Непонятным. Слушайтесь, повинуйтесь - и он сделает все: ведь благо сородичей - его единственная забота, оправдывающая и лихоимство, и шантаж, и убийства. Нагнетая страх и вселяя путаницу в мозги, он добивается одного - безраздельной и слепой веры. Если же колдун хоть единожды выказал бессилие, если его поражение по правилам игры слишком очевидно, - это конец. На его место приходит новый.
МИР ПРИЗРАКОВ, ВЛАСТЬ СТРАХА
В стране Бапенде, простирающейся между Габоном и границей Анголы, самой могущественной из знахарей (или нгомбо) была Лусунгу. На следующий день после нашего прибытия в деревню к Лусунгу за помощью пришел отец изнасилованной девочки. Она умирала, и ей была нужна срочная медицинская помощь. Мы убедили Лусунгу сесть с нами в "джип" и поехать в деревню, где умирала девочка. Ей было около восьми лет... Лусунгу мягко сказала что-то на ухо ребенку, и девочка ответила: "Мбуки". Это было имя напавшего на нее. Лусунгу поднялась и сказала столпившимся вокруг жителям деревни:
- Приведите всех, кого зовут Мбуки!
К ней привели пятерых юношей. Они стояли с опущенными головами и производили жалкое впечатление. На их лицах застыло невыразимое отчаяние, в них было нечто такое, из чего я понял, сколь безграничной властью над ними обладала в тот момент Лусунгу. Она допросила каждого из мальчиков. Каждый из них ответил отрицательным покачиванием головы. Не добившись ничего, она перенесла девочку на помост, который есть в каждой деревне.
Затем она произнесла самую невероятную проповедь на моральные темы, которую мне когда-либо приходилось слышать.
- Ни один из мальчиков не совершал этого преступления, - сказала она, - хотя несомненно, что оно совершено. Виновен в нем ванга - "злой дух", укрепившийся в одном из мальчиков. Этот дух настолько силен, что не позволяет мальчику признаться, поэтому она добьется признания другими средствами.
Мальчики, которым было от девяти до четырнадцати лет, стояли потупившись, но на лицах их не было выражения вины, скорее то было выражение отчаяния. Лусунгу построила их в линию на краю поляны, взяла приготовленную чашу и поднесла ее поочередно каждому из мальчиков. Каждый покорно взял по горстке содержимого - неприятно пахнущего состава из маниоки, - и все принялись жевать это крахмальное вещество. Вдруг Лусунгу отрывисто скомандовала:
- Плюйте!
Она произнесла это так внезапно, что у несчастных не было времени обдумать приказание. Они просто немедленно выполнили его, выплюнув полупережеванную маниоку.
Лусунгу рассмотрела ее и указала пальцем на одного из них:
- Ты виноват!
Мальчик повернулся и бросился в чащу. Его никто не преследовал.
- Пусть бежит, - сказала Лусунгу и, указывая на полупережеванную маниоку объяснила: - Видите, она сухая. Ванга, засевший в мальчике, не смог защитить его, и его рот был сухим.
Позднее, вернувшись в Кинсанбе, мы нашли там беглеца, он прибежал в деревню Лусунгу, и здесь его задержали до ее возвращения. Она сурово посмотрела на него и сказала:
- Через три дня ты умрешь.
Она взяла бутылку из тыквы, побрызгала водой и посыпала каким-то красным порошком вокруг хижины, где стоял съежившийся от страха мальчик. Он не выказывал ни малейших признаков сопротивления и не пытался бежать. Затем она повторила свое пророчество жителям деревни. Это был приговор. Никто и пальцем не тронул мальчика. Через три дня он был мертв.
Здесь кажется правдоподобным только одно объяснение: смерть наступает на фоне психологического воздействия, только потому, что жертва осознает свою вину и верит в неотвратимость наказания. Таким образом смерть может быть внушенной. Мальчик умер просто от одного сознания, что должен умереть. Его не убивали, не наказывали, не отравляли. Его... "убедили умереть".
Читая эти строки из произведения Гарри Райта, уместно вспомнить известный опыт, проводившийся в дореволюционное время. Преступнику, приговоренному к смерти убийце, сообщили, что он будет казнен посредством вскрытия вены. Его привели к месту казни и, показав ее орудия, завязали глаза. Далее был имитирован надрез скальпелем, и на обнаженную руку полилась теплая вода - "кровь". Через несколько минут началась агония, и приговоренный скончался. Вскрытие показало смерть от паралича сердца. Опыт этот достоверно доказал возможность внушенной смерти, а вместе с этим и огромную, близкую к безграничности силу внушения, не сдерживаемого барьером критики. Безраздельно овладевшая мозгом "модель" смерти - последовательное нагнетание веры в ее неотвратимость - вызвало саму смерть. Очевидно, мозг способен превращать свои иллюзии в реальность. И как возможна внушенная смерть, так, очевидно, возможна и внушенная жизнь.
ФЕТИШ
Дагомея известна по трем причинам. Исторически она приобрела мрачную известность как центр работорговли в Западной Африке. Здесь также процветало "общество леопардов" - секретная секта зверопоклонников, которым приписывалась способность обращаться в зверей. Отсюда берет свои истоки культ Вуду - культ поклонения мертвым. Ужасающие обряды этого мрачного культа были занесены в Америку африканскими рабами из Дагомеи. Много лет этот культ процветает на Гаити, а Британской Вест-Индии и в негритянских общинах США. Это, вероятно, самый опасный из всех известных культов Африки, и его жрецы наводят ужас на негров.
Основу культа Вуду составляет вера в силу фетиша. Фетиш - это слово является производным от португальского слова, ... означающего "делать". Оно определяет нечто сделанное руками человека и обладающего большой силой. Считается, что чем большую ценность имеет предмет, из которого сделан фетиш, тем большей силой он обладает. Поэтому для изготовления фетишей лучше всего подходят части человеческого тела. Особенно ценятся, например, глаза белого человека, и, чтобы добыть их, часто разрывают свежие могилы. Чрезвычайно желательными считаются также при изготовлении фетишей куски сердца, желчный пузырь и волосы человека. Верят, что части тела обладают всеми свойствами человека, у которого они взяты, и могут передать его силу новому хозяину.
Вся обрядовая практика Вуду, которая вызывает такой страх у жителей западного полушария, основана на вере в то, что колдуны, господствуя над фетишами, могут использовать свою власть для осуществления своих злобных намерений.
Поклонение таким предметам встречается не только среди первобытных племен, но и в более сложных обществах, достигших высокого уровня развития культуры.
В "ХРАМЕ ЛЕОПАРДОВ"
"Храм" представлял собой группу соломенных хижин, окруженных изгородью из колючего кустарника, где справляли свои ритуалы поклонники различных фетишей. Такие "храмы" обычно бывают настолько тщательно укрыты, что без провожатого посторонний может пройти в нескольких шагах от них и не заметить. У одного из храмов полукругом лежали сухие пальмовые орехи со странной резьбой. Здесь можно было увидеть круги, треугольники, квадраты и даже пятиконечную звезду. Я насчитал шестнадцать таких орехов, а позднее узнал, что то были шестнадцать знаков принца Ахо, божества мудрости.
Мы пришли, когда церемония была в полном разгаре. Мне разрешили делать снимки.
На небольшой площадке при входе в "храм" стояло несколько женщин. Их лица были закрыты покрывалами из раковин каури, и все они явно находились в состоянии гипнотического транса. Мне сообщили, что состояние транса продолжается три недели, и все это время они находятся в полной власти жрецов. В данном случае женщины были в столь глубоком трансе, что даже для совершения самых естественных отправлений человеческого тела они нуждались в посторонней помощи.
Этот метод гипноза очень интересен. Нгамбе рассказал с удивившей меня искренностью, что гипноз основан целиком на вере. Каждая из женщин верит, что фетиш вошел в ее тело и управляет ею. И она покорно подчиняется приказам жреца.
Раздалось несколько ударов барабана, послуживших командой, на которую были способны реагировать находящиеся в трансе женщины. Он означал конец их трехнедельных мук и ознаменовал начало самой торжественной части обряда. Тамтамы начали бить все громче и быстрее. Женщины одна за другой стали издавать странные звуки, которые перешли в крик. Затем они начали танец.
У меня не хватает слов, чтобы описать эффект, производимый таким танцем. В нем не было ни согласованных движений, ни определенного рисунка. Каждая из участвующих женщин, танцуя, приходила во все большее возбуждение, полностью теряя всякое представление об окружающем. Казалось, что они ничего не видят вокруг себя. Часто они сталкивались друг с другом, и иногда одна из них падала. Следуя ударам барабана, она поднималась и возобновляла свой дикий хаотический танец.
Наконец барабаны стали бить тише и медленнее, и на середину вышли три жреца фетиша, держа в руках цыплят и козленка - ритуальные жертвы, заменившие обязательные прежде человеческие жертвы. Кровь животных капала на землю, попадала и на зрителей.
Нгамбе наклонился и прошептал что-то непонятное. Я взглянул на принца. Тот шепотом сказал мне, что сейчас мы увидим одно из самых редких зрелищ в Африке - перевоплощение человека в леопарда. Это был тот самый ритуал, о котором мне столько приходилось слышать. Так называемая ликантропия, форма безумия, когда участник ритуала воображает себя каким-либо животным, копируя некоторые его характерные внешние черты и привычки.
Ахо прошептал мне, что, если зверь появится из-за кустов (видимо это будет леопард), я ни в коем случае не должен его касаться. Нельзя также пытаться убежать. И то и другое является грубым нарушением ритуала и вызовет гнев леопардов.
Главный жрец затянул низким голосом погребальный гимн. Жрец был высокого роста, худой, с глубокими складками на лице, но глаза его горели столь ярко, что мой взгляд был почти гипнотически прикован к ним. Голос его поднялся почти до крика, и по толпе пробежала какая-то дрожь. На площадку вбежала, почти впорхнула девушка. Она была удивительно пропорционально сложена. У нее были сильные руки и ноги, широкие плечи и высокая полная грудь. Ее кожа цвета черного дерева блестела в отблесках затухающего костра. Над нею с каким-то неземным величием склонялись ветки дерева, и казалось, что она танцует в облаке тусклого света.
Неожиданно она остановилась и огляделась, затем произнесла несколько слов низким музыкальным голосом. Барабаны стихли, только последний звук, казалось, еще дрожал в воздухе. Вдруг Ахо схватил меня за руку.
- Смотрите! - прошептал он в каком-то экстазе. - Видите двух леопардов рядом с нею?
Луна поднималась над деревьями, заливая молочным светом темноту за пределами костра. Девушка была всего в нескольких шагах от меня, я никаких леопардов не видел, но глаза зрителей следили не только за девушкой, но и за пространством рядом с нею, как будто бы там было что-то видимое только им.
Ахо продолжал сжимать мою руку.
- Смотрите, там за нею - пять леопардов!
Я не понял, говорил ли он всерьез или издевался надо мной. Но когда он неожиданно скомандовал: "Отойдите на шаг, или вы его коснетесь!" - я понял, что это не шутка. Чтобы ни происходило на самом деле, принц Ахо видел леопардов.
Главный жрец фетиша начал петь еще громче, чем раньше. Барабан снова стал бить громко и быстро. И вдруг мне показалось, что глаза у меня сейчас вылезут на лоб; сразу за девушкой, на границе мерцающего света, я увидел тень животного; я не успел выразить своего удивления, как передо мной появился взрослый сильный леопард. Это могло выть моим воображением. Если так, то, значит, я обладал большим воображением, чем считал прежде. Еще два леопарда появились позади девушки. Они величественно прошли через площадку и все трое исчезли в тени деревьев. Больше всего меня поразило то, что я совершенно отчетливо видел в зубах одного из леопардов цыпленка.
- Вы видели их! - с триумфом воскликнул Ахо, повернувшись ко мне. Я не смог ответить я молчал. Я не знал, видел я что-нибудь или находился под воздействием массового гипноза. Если это был гипноз, то гипноз превосходный, ибо во всем остальном я чувствовал себя совершенно нормально.
Человека, стремящегося приобщиться к культу, обучают способам, позволяющим вызывать видения, которые могут быть просто галлюцинациями; эти способы - форма контакта с "духом", жаждущим вселиться в него. Новообращенные твердо верят, что их видения реальность, зачастую - пророчество. Поэтому они с гордостью рассказывают всем и каждому о своих видениях. Принадлежность к культу "видений" придает им дополнительный вес в глазах односельчан.
ПОСВЯЩЕНИЕ В ЖЕНЩИНЫ
Сила внушения - это, возможно, самый эффективный инструмент колдуна; она же является одним из самых сильных психологических приемов, используемых в современной медицине. Психологическим инструментом связанным прямо с медициной, является танец. Может быть, ярким примером танца как средства психологической разрядки служит так называемый "танец одержимости". Этот термин обычно применяют к африканским танцам. Однако тому, кто наблюдал различные виды подобных танцев, ясно, что в различных странах они преследуют одинаковые цели.
Я видел много местных танцев, но самым выразительным из них - и по содержанию и по живописности - был танец бунга-бунга - "танец посвящения в женщины". Мужчинам этот танец смотреть запрещено. Нарушение запрета грозит штрафом или пожизненным изгнанием из деревни. То был, по-видимому, обряд приобщения девственниц к тайному культу.
Девушек отвели в укромное место в кустах, и старейшие женщины секты раскрасили их пембой - краской для масок. В деревне было около двух тысяч женщин, но обращению в число служителей этого культа были удостоены лишь немногие. Девушки были очень милы: полногрудые, с хорошими фигурами и белоснежными зубами. Глаза у них горели - может быть, в ожидании церемонии, которая введет их в мир женщин.
В центр круга, ударяя в огромный барабан, вошла рослая девушка, затем из укрытия показались раскрашенные девушки, у каждой из них в руках была погремушка. К моему удивлению они шли на четвереньках, странно подпрыгивая, будто подражая гиенам. Встав в круг, они двинулись по нему, постепенно ускоряя ритм и наскакивая друг на друга, временами они терлись лицом о землю и друг о друга. Танец становился все быстрее, скоро танцующие девушки - их было 60 или 70 - слились в одну извивающуюся цепь. Зрелище было захватывающим. Всматриваясь в проносившиеся мимо меня лица, я понял, что девушки были целиком во власти танца.
Существуют дикие формы обрядов, граничащие с ликантропией - формой помешательства, когда больные воображают себя волками. Я видел, как в танце человек буквально становится похожим скорее на животное, чем на человека. Физических изменений при этом, конечно, не происходило, но внешне танцующий, будь то мужчина или женщина, приобретал звериные черты. Может быть, самым ярким примером такого обряда был "танец шакала", который мне посчастливилось увидеть в одной деревне около Килимбе.
Танец начался (как и большинство из них) с медленного ритмичного пения. Знахарь, или нгомбо, вел это пение, и хор отвечал, что было очень похоже на церковную службу. Члены племени, образовав круг, пили какое-то варево, приготовленное колдуном, и, по мере того как они поглощали напиток, ритм барабана становился все быстрее.
Знахарь стоял перед небольшим костром, на котором готовился его напиток. Время от времени он зачерпывал его небольшой чашей и выпивал ее. Неожиданно из густых джунглей донесся оглушительный вой шакала. Темп напева возрос, голоса поднялись до резкого крика, и, перейдя на дикий вопль, похожий на вой шакала, вдруг оборвались, только эхо замирало вдали.
Нгомба начал медленный танец. На голове его была укреплена морда шакала, а на плечах висели шакальи шкуры, тело было изукрашено белами полосами, ребра также подчеркнуты белой краской. Танцуя, он медленно двигался внутри круга стоящих мужчин. Временами он останавливался и пристально вглядывался в их лица.
Танец все ускорялся, и вот нгомбо завел песню, похожую на заклинание. Пение закончилось пронзительным криком, похожим на крик шакала, в ответ из леса раздались завывания, принадлежавшие, по-видимому, людям. Голоса выступали один за другим, и вся ночь наполнилась этими дикими воплями.
Вой шакала приближался и становился все громче. Наконец в нем можно было отчетливо различить визг женщин и рычание мужчин. Темп танца все ускорялся, возбуждение нарастало.
Танец прекратился только тогда, когда нгомбо упал на землю не то от усталости, не то под воздействием выпитого им снадобья. Тогда в круг вошли несколько мужчин и женщин, начавших свой новый танец.
То была самая неприятная часть ритуала. В танце они рычали, бросались друг на друга и в конце его перешли на четвереньки и стали, как животные, обнюхивать друг друга. Вдруг что-то темное влетело в их круг - сначала я подумал, что это кто-нибудь из танцоров, но потом понял, что это настоящий шакал. Он бегал среди танцующих, рыча и кидаясь на них.
Все это кончилось дикой оргией.
"ТАНЕЦ САМОУБИЙСТВА"
На Бали, недалеко от города Клунг - Клунг, я был свидетелем самого неистового и фантастического танца из всех, которые мне доводилось когда-либо видеть. Он называется "танцем криса", потому что танцующие в неистовстве буквально пронзали себя своими острыми крисами, или мечами.
Суть этого танца, как я узнал позднее, заключается в том, что в определенное время - первое новолуние нового года - в последователей культа могут вселяться боги. В это время все жители деревни могут легко представить себе, что в каждом из них поселился бог. Бывали случаи, когда во время этих обрядов все жители впадали в состояние коллективного транса.
Я был поражен, когда увидел процессию "избранных", которая вдруг появилась перед глазами. Они ритмично двигались вперед шаг за шагом и пели, но их движения были какие-то неуверенные и даже неуклюжие. Я заметил, что глаза у них были широко открыты и неподвижны, как будто у них не было сил опустить веки. Казалось, они впали в транс.
Время от времени кто-нибудь из них делал полуоборот в сторону и направлял острие своего криса себе в грудь. Порой, воткнув рукоятку криса в землю, они делали над ним круг, прижавшись грудью к острию. Процессия подошла к воротам, и я увидел, что у многих течет кровь из ран на груди, однако они, казалось, совсем не замечали этого.
Следом за процессией шли люди с носилками, имевшими форму корыта, державшегося на двух длинных бамбуковых шестах. На каждых носилках в домике, похожем на ящик, находился божок.
Когда процессия вступила во двор, окружавший храм, я увидел, как резко возрос эмоциональный накал толпы, насколько возбуждены и взволнованы были зрители. Лица были напряжены, некоторые подались вперед, но их тут же вернули в толпу. Тут мужчины свернули в сторону, а носильщики вдруг двинулись на толпу.
Я нашел себе местечко на глинобитной стене, откуда можно было наблюдать процессию, но сутолока и беспорядок были настолько велики, что трудно было понять происходящее. Пытаясь разглядеть все получше, я подался вперед и вдруг соскользнул со стены во двор.
В это время носильщики беспорядочно метались по двору, совсем потеряв над собой контроль, а женщины в экстазе очень сильно кричали. Мне казалось, что божков с носилок скинут в толпу, но они, очевидно, были как-то прикреплены и, хоть и раскачивались как маленькое суденышко в шторм, все же крепко держались на швартовых.
В воротах храма стремящаяся внутрь толпа создала дикую давку, люди падали, по ним буквально шли другие. Сколько изувечено и убито, я не знаю, но число жертв должно было быть велико. Когда носилки на длинных шестах вонзились в толпу, слышались дикие крики раненых, среди которых было много женщин.
Почетный караул "избранных" к этому времени пришел уже в полное неистовство. Они кружились в толпе, нанося крисами удары друг другу и зрителям, они продолжали выделывать странные пируэты вокруг мечей, рукоятки которых были в земле, а острие - против груди танцующего.
Через несколько минут процессия исчезла в храме. Несколько окровавленных участников почетного караула служители увели, а лежащих на земле окропили священной водой из тыквенных сосудов. Визг труб и грохот барабанов достиг крещендо. Дикие звуки их еще держались некоторое время, затем резко оборвались.
Участники "танца криса", еще способные идти самостоятельно, пошатываясь, направились к храму, другим помогали служители. Некоторых пришлось нести. Когда последний человек исчез в храме, было уже темно; я настолько устал от впечатлений, что сделал знак своему гиду, и мы молча удалились.
Понять этот обряд можно, только уяснив его значение и эмоциональную ценность для участников. Только тот, кто принимал в нем участие, имеет, вероятно, полное представление о своих мотивах и своей реакции. Но мои друзья на Бали, хорошо знающие страну, говорили, что на острове очень мало душевнобольных и причина тому - эти танцы.
Не знаю, насколько это справедливо. Но этот танец так сильно подействовал на меня, хотя я был всего лишь зрителем, что, на мой взгляд, один сеанс "танца криса" может либо излечить, либо убить неврастеника или просто неуравновешенного психически человека.