Эль-Ар-Кей знал, что купол залы выложен микропередатчиками, транслирующими его изображение членам приемной комиссии по всему сектору Эннио. Поэтому не стал медлить - войдя к экзаменационную, церемониально поклонился сущности Эйраа (и все-таки смазал последнее движение в поклоне. А ведь две недели практиковался, чуть руку не вывихнул - это перед экзаменом-то!) и сразу же приступил к выбору проверочной пластинки. Снова не повезло - хотел классику, а получил модернизм в трех пространствах. Но тут уже ничего не поделать, не станешь же требовать у компьютера что-нибудь попроще. Юноша достал подходящий сонор, ступил на летающую платформу и быстрым движением вознесся в центр залы, где на гиро-платформе парил специально привезенный участок земли.
Первое пространство. Классические измерения. Это легко, привычно. Словно дыхание. Эль-Ар-Кей включил пюпитр, вставил пластинку, настроил на свою частоту, взмахнул рукой. Полилась мелодия. Сонороиды моментально среагировали на команду - забегали, засуетились, подчиняясь комбинации звуков и вибраций воздуха. Повинуясь приказам, первым делом вырыли и укрепили котлован, нарастили фундамент, наметили схему вакуумных труб, поставили современные кристаллические блоки. Студент чуть поколебался при выборе крыши, но в конечном итоге остановился на гиро-навесе - смеси традиций и модернизма.
Второе пространство. Параллельные миры. Как учили опытные лекторы - перво-наперво техника безопасности. Эль-Ар-Кей переключил режимы, переведя сонороидов в "скользящее" состояние, и принялся развешивать пространственные датчики, защищающие здание от попадания объектов из параллельных миров. Это, конечно, не избавляло от случайностей в виде анти-метеоритов, но от них все равно никакими усилиями не спасешься. После датчиков в ход пошли контролируемые черные дыры - последняя мода предписывала путешествия по другим мирам, не выходя при этом из дома. С дырами приходилось быть очень осторожным - блокировать от злонамеренного пользования, наводить энергетический баланс и хранить в местах, недоступных для детей. Неудачно поставленная дыра в состоянии натворить такого, что ой-ой-ой. Словно в подтверждение мыслей юноши, одна из созданных дыр вдруг активировалась, и туда засосало двух сонороидов. Студент мысленно выругался - сам дурак, забыл перед открытием поставить ограничители. Быстро исправился, втайне надеясь, что потерял на этом не очень много баллов.
Третье пространство. Восприятие. Вот тут-то Эль-Ар-Кей серьезно призадумался. Теорию третьего пространства выдвинули относительно недавно, каких 300-400 лет назад, но споры вокруг не утихали до сих пор. Поговаривали, что восприятие строения на самом деле существует только в голове у инженера, а остальные люди ощущают лишь его далекое эхо. Лекции по третьему пространству изобиловали туманными намеками и непривычными философскими построениями, и лекторы по сути сходились лишь в одном - восприятие есть разновидность психологического воздействия объекта на окружающую среду. Включая работу с эстетикой и подсознанием. В основе же тестов на третье пространство лежала в первую очередь импровизация, то есть, доведение здания до логического завершения при помощи незапрограммированного набора действий. Успешным результатом импровизации считалось попадание образа дома в максимально широкий спектр приятных ассоциаций.
Юноша взглянул на хронометр - времени оставалось всего ничего. Глубоко вздохнул, попытался максимально расслабиться. На ум сама собой пришла любимая популярная песенка. Улыбнувшись приятным воспоминаниям, студент ввел сонор в свободный режим и принялся творить. В свободном режиме сонодроиды чутко улавливали малейшие движения и привносили в постройку поверхностные изменения - минимальные по сути своей, но тем не менее в значительной степени влияющие на третье пространство.
Раздался протяжный звон - отведенное на экзамен время подошло к концу. Эль-Ар-Кей еще раз поклонился, спустился вниз и убрал инструмент. На ближайших к нему гибких экранах появились изображения членов комиссии. Он попытался срисовать общее настроение, но безуспешно. Наконец глава комиссии - верховный инженер Эс-Ши-Рю, - прокашлялся и испытующе посмотрел на юношу.
- Неплохо, неплохо, - буркнул он. - Но переэкзаменовка.
- Подождите, - опешил Эль-Ар-Кей. - Почему?! Я же справился.
- Не совсем, - инженер посмотрел на выданную юноше пластину. - Модернизм с тремя пространствами?
- Да.
- Посмотрите на свой дом.
Студент повернулся. Здание получилось вполне современным и приятным на вид. При взгляде на него в голову приходили легкие и безмятежные мысли. Хотелось махнуть рукой на экзамен и рвануть куда-нибудь в Эрев-Сол, на пляжи... Эль-Ар-Кей встряхнулся, пытаясь сбросить наваждение. Какие пляжи в разгар ледяного сезона?
- О чем вы думали на последней фазе?
- О песне "Где-то летом", - юноша даже слегка покраснел.
- Милый мой, ну какой же это модернизм? - страдальчески вздохнул Эс-Ши-Рю. - Это же самая натуральная попса. Переэкзаменовка. Следующий!