Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Евангелие (Библия в стихах), глава двадцать третья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Притча о неверном управителе. О разводе; Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.16)

  
  Ещё одну затем поведал притчу
  Учитель для своих:
  "Полезно, чтобы каждый это слышал, -
  сказал Он, глядя ласково на них. -
  Один богач своё именье отдал
  хозяйственному мужу под надзор.
  Но управитель этот - тихий вор,
  немало расточил его и продал.
  И с некоторых пор
  
  узнал хозяин о его проделках,
  потребовал отчёт
  о всех больших делах и мелких сделках.
  Представить всё велел наперечёт,
  сказав при том: "Ты больше не у дела,
  дай мне отчёт, и можешь уходить"!
  "Но как теперь я дальше буду жить? -
  подумал управитель, - что мне делать
  как горе утолить?
  
  Пахать и сеять вовсе не умею.
  с мотыгой не дружу,
  к волам и овцам подойти не смею,
  а милостыню клянчить я стыжусь".
  И в тот же миг к нему, как озаренье,
  пришла идея: "Хватит мне ума,
  так сделать, чтоб меня торговцев тьма,
  когда покину это управленье,
  ввела в свои дома".
  
  Господских должников он призывает
  и каждому из них
  значительные скидки предлагает:
  одним весомей, меньше для других.
  Торговец маслом дал ему расписку
  на сто мер масла, взяв его в кредит.
  На пятьдесят теперь ему велит
  писать мошенник новую записку,
  приняв достойный вид.
  
  Другого он спросил: "Ты сколько должен"?
  "Сто мер пшеницы брал, -
  должник ответил. "Что ж, теперь возможно,
  чтоб новую расписку написал.
  Ты старую расписку забираешь,
  а новую на семьдесят пиши.
  Тебе помочь хочу я от души.
  Дружи со мной - зерна не потеряешь.
  Ты только поспеши".
  
  "И говорили знающие люди, -
  продолжил Иисус, -
  что этот человек надолго будет
  желанным гостем у познавших вкус
  его деяний хитрых, но несложных.
  А всё так ясно: он ведь отдавал
  лишь то, что людям раньше приписал
  и, что теперь присвоить невозможно.
  Хозяин всё узнал
  
  и похвалил мошенника за мудрость,
  за хитрость похвалил.
  Закончив эту притчу, тем же утром
  увидел Иисус, как подходил
  к ним мытарей, людей мирских десяток.
  И Он заметил: "Многие из них
  догадливей учителей своих -
  получше знают дел земных порядок,
  как рыба в море в них.1
  
  Я говорю вам: пользуйтесь всемерно
  тем, что дарует свет,
  чтоб угодить в земном пути безмерно
  Тому, Кого могущественней нет.
  И в час, когда лишась всего земного,
  окажетесь вы в царствии ином,
  радушно примет вас Мессии дом -
  души обитель, вечности основа
  в небесном царстве том.
  
  Кто верен в малом и нелицемерен -
  в большом не подведёт.
  Бесчестный в малом и в большом неверен -
  обманом и коварством обойдёт.
  И коль богатства скромные, земные
  тебе нельзя спокойно доверять,
  то истинные как тебе отдать -
  сокровища небесные, иные,
  всю Божью благодать?
  
  И если здесь тебе нельзя доверить
  беречь и сохранять
  имущество чужое, можешь верить:
  тебе твоё не станут доверять.2
  И ни один слуга служить не может
  двум господам в один и тот же час.
  Он одному любовь свою отдаст,
  но ненависть к другому сердце гложет.
  Обманет и предаст.
  
  Не можете служить одновремённо
  и Богу и деньгам.
  Кто выбрал для служения мамону,
  не может устремляться к небесам.3
  Слова Его слыхали фарисеи,
  с презреньем улыбались про себя.
  Превыше правды серебро любя,
  на людях чли законы Моисея,
  корысть свою тая.
  
  Он им сказал: "Вы говорите людям,
  что праведны, чисты,
  Но знает Бог, что в сердце вашем. Судит
  Он обо всём с небесной высоты.
  Что ценно для людей, то мерзко Богу.
  Он помолчал. Потом стал говорить
  о том, что по закону нужно жить.
  Идти по жизни верною дорогой
  и веру укрепить:
  
  "До Иоанна был закон, пророки.
  Но Иоанн открыл
  ворота в свет. И с нового порога
  приход Мессии миру возвестил.
  И многие стремятся в Царство Божье.
  Но сам закон незыблем, нерушим.
  В нём каждый знак во век незаменим,
  его ничто не может уничтожить -
  ведь Божья воля с ним.
  
  Скорей земля с лазурным небом сгинут,
  чем хоть одна черта
  сего закона потеряет силу,
  нарушится заветов красота.
  Так, всякий разводящийся с женою,
  женившись на другой - прелюбодей!
  А с разведённой в брак вступать не смей -
  прелюбодеянье вершишь иное,
  в позорном браке с ней.4
  
  На свете жил один богач весёлый.
  Доволен жизнью был.
  Беды не ведал горестных уколов,
  одежды дорогие он носил:
  в порфиру и виссоны 5 наряжался
  и тратил жизнь на женщин и пиры.
  Бывало, веселился до зари
  и ничего на свете не боялся.
  Был счастлив до поры.
  
  К его воротам часто приносили
  и клали возле них
  бродягу одного. В грязи и пыли
  лежал он там в мучениях своих.
  То нищий Лазарь, спавший у дороги -
  больной, голодный и полуживой,
  весь в язвах, но с душою золотой,
  здесь ждал еды, и горькой пищи крохи
  он получал порой.
  
  Собаки отбирали эту пищу.
  Он тихо голодал.
  И был он самым нищим среди нищих,
  безропотно и грустно умирал.
  Когда он умер, Ангелы Господни
  забрали душу с матери-земли,
  её на крыльях тихо подняли,
  и к Аврааму, в горний край свободный
  на небо вознесли.
  
  Но вот опять дни траура настали -
  богач в могилу лёг.
  Из царства мёртвых, где его пытали,
  он глянул вверх и там увидеть смог,
  как Лазарь шёл, обнятый Авраамом.
  "О, Авраам, ты сжалься надо мной,
  скажи ему, чтоб Лазарь палец свой
  водой смочил и освежил здесь прямо
  язык несчастный мой! -
  
  воззвал он к Аврааму из геенны, -
  Я мучаюсь в огне"!
  "Мой сын, тебя настигли перемены
  и не дано менять что-либо мне, -
  ответил Авраам, - ты пожил славно,
  не зная ни печали, ни забот,
  а здесь пришёл для Лазаря черёд
  утешится покоем жизни плавным.
  Здесь всё наоборот.
  
  Непроходима пропасть между нами
  и никому не в мочь
  отсюда в ад проникнуть через пламя,
  в мучениях твоих тебе помочь.6
  Тогда богач взмолился к Аврааму:
  "Наш отче, Авраам, прошу тебя,
  в мой отчий дом, сынов своих любя,
  пошли ты Лазаря - пусть скажет самым
  мне близким от себя,
  
  всё братьям пятерым моим расскажет
  о бытии в аду,
  предупредит их, путь для них укажет,
  чтоб не познали муки и беду".
  "У них есть Моисей и есть пророки, -
  так богачу ответил Авраам, -
  Бог повелел во всём их слушать нам.
  В законе их всей мудрости истоки.
  Бог судит по делам".
  
  "Нет, отче Авраам! Ведь если мёртвый
  с советом к ним придёт,
  покаются они, и самый гордый
  совет его безропотно возьмёт"!
  На это Авраам ему ответил:
  "Уж если Моисей им не указ,
  пророков не действителен наказ,
  то не поверят никому на свете
  они и в этот раз".7
  *******************************
  
  Примечания:
  1.Иисус как бы говорит: "да, мудрость, благоразумие в искании себе спасения - великое дело, и Я должен теперь признать, что, к удивлению многих, такую мудрость обнаруживают мытари и не проявляют ее те, которые считали всегда себя самыми просвещенными людьми, т. е. фарисеи";
  2.Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: "верный в малом и во многом верен..." Это общая мысль, не требующая по своей общности и особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно - неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т. е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?;
  3.От верности в употреблении земного богатства Христос переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением мамоне, что в семитских языках значит "деньги" или "богатство";
  4.Последние две строфы имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготовляли иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению. Ев. Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия. Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает через это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом: первый грешит с точки зрения непреложности закона, а второй - как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни;
  5.Порфира - это шерстяная ткань, окрашенная в дорогую пурпурную краску, употреблявшаяся для приготовления верхней одежды (красного цвета). Виссон - тончайшая белая ткань, приготовлявшаяся из хлопка (след,, не льняная) и употреблявшаяся на приготовление нижней одежды;
  6.Еврейское слово "шеол", переведенное здесь выражением "ад", обозначает общее местопребывание отшедших душ до воскресения и разделяется на рай для благочестивых и на геенну - для нечестивых. Кроме того, талмуд говорит, что рай и геенна так расположены, что из одного места можно видеть, что делается в другом. Но выводить отсюда и из следующей беседы богача с Авраамом какие-либо догматические мысли о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы в этом отделе притчи имеем пред собою чисто поэтическое изображение известной, развиваемой в притче мысли. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что богач говорит о мучащей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет;
  7.Некоторые толкователи, помимо прямого смысла, указанного выше, усматривают в этой притче еще смысл аллегорический и пророческий. Богач, по их разумению, во всем своем поведении и судьбе изображает собою иудейство, жившее беспечно в надежде на свои права на Небесное Царство, и потом, по пришествии Христа, внезапно очутившееся за порогом этого царства, а нищий - язычество, которое было отчуждено от общества израильского и жило в нищете духовной, а потом вдруг было принято в лоно Христовой Церкви.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"