Аннотация: Притча о потерянной овце; О блудном сыне, его отце и брате (Лк.15).
И мытарей и грешников немало
сходилось ко Христу.
И те часами слушали, бывало,
речей Его святую простоту.
А фарисеи, книжники роптали
на то, что Иисус приемлет их
и с ними ест в скитаниях Своих.
Им притчу Он сказал тогда печально.
И не для них одних:
"Почти что каждый, сто овец имея,
но потеряв одну,
пропавшую овечку пожалеет,
оставит тех пастись, и не сомкнув
усталых глаз своих, пойдёт на поиск
заблудшей той, покуда не найдёт.
Найдя, её на плечи он возьмёт 1 -
находка эта дорогого стоит.
Овцу он принесёт
к себе домой, друзьям своим покажет.
"Порадуйтесь со мной, -
пропавшая овца нашлась, - он скажет, -
и этот день - великий праздник мой!
Так, большая на небе радость будет
тому, кто покаяние свершил,
чем целым девяносто девяти,
достойным, праведным и чистым людям".
Закончив, Он решил
поведать притчу им о блудном сыне:
"В селении одном
(их дом на старом месте и поныне)
два сына жили со своим отцом.
И младший сын сказал отцу однажды:
"Прошу тебя именье раздели
и долю мне по праву отдели".
Отец не отказал. Наверно каждый
с ним так бы поступил.
А младший сын, родителям на горе,
имущество собрал
и в дальний край отправился за море
и там добро бездумно растерял.
Но в той стране настал великий голод,
и младший сын нуждался и страдал,
не знал чем жить, болел и голодал,
однако был он крепок, был он молод
и на работу стал:
один из местных жителей за крохи,
(то был не иудей),
послал его на поле за дорогой
при свете дня пасти своих свиней.
И был бы рад изгнанник добровольный
рожками их набить себе живот,
на то взирая, как их стадо жрёт,
но был он на работе подневольным -
хозяин не даёт.2
Одумавшись, тогда себе сказал он:
"У моего отца
наёмников работает немало,
я с ними бы остался до конца.
У них еда и кров над головою,
а мне тут смерть от голода грозит.
Пойду отца родимого просить.
"Я грешен перед Богом и тобою, -
начну я говорить, -
Я недостоин сыном называться.
В наёмники прими.
Любых работ не стану я чураться -
слугою буду с прочими людьми".
И он пошёл к отцу, в страну родную,
неведением мучась и стыдом.
И вот вдали он видит отчий дом,
идёт к нему, волнуясь и тоскуя -
трепещет пред судом.
Его отец увидел на подходе
и бросился к нему.
Как солнце на лазурном небосводе,
так сын его пропавший был ему.
Он плакал, обнимая дорогого,
от счастья на груди его рыдал.
И блудный сын тогда отца обнял
и все слова, что приготовил, снова
он с горечью сказал:
"Отец! Я перед Богом и тобою
безмерно согрешил.
Я сыном называться недостоин:
все годы во грехе и блуде жил".
Отец его слова не стал и слушать.
Одежду он доставить повелел
и перстень сыну на руку надел
и обувь дал ему, обычай не нарушив,
и лаской обогрел. 3
Велел колоть тельца из самых лучших,
весёлый править пир:
"Отпразднуем такой счастливый случай
Пусть с нами веселится Божий мир!
Мой сын был мёртв и ожил Божьей волей! 4
Мой сын пропал - и снова дома он.
Из дальних стран, из чуждых нам сторон
он снова здесь и не исчезнет более.
И это явь - не сон"!
А старший сын в то время был на поле -
работы проверял.
Он целый день провёл в трудах на воле
и возвращаясь, пенье услыхал.
Подходит к дому - музыка играет,
веселье, танцы, настежь дом открыт,
повсюду ликование царит.
"Что это значит? - он слугу пытает.
Слуга и говорит:
"Пришёл твой брат, и твой отец телёнка
откормленного взял.
Велел забить и приготовить тонко,
и всех друзей на пир к себе созвал.
Он очень рад, что сын домой вернулся,
что жив он, что здоров и невредим,
и счастлив твой отец от встречи с ним".
А старший сын нахмурясь, отвернулся:
"Пусть остаётся с ним, -
подумал он, сердясь и негодуя.
Но вышел тут отец:
"Мой сын, иди домой. Ведь я ликую:
твой брат живым вернулся, наконец"!
И старший сын тогда отцу ответил:
"Все эти годы я тебе служил,
твоим я каждым словом дорожил,
работал в поле и зимой и летом
и что я заслужил?
Ты мне не дал ни разу и козлёнка -
с друзьями посидеть,
а тут ты колешь лучшего телёнка
для встречи сына, чтобы обогреть
того, кто всё имущество растратил,
с блудницами в вертепах просадил
развеял, пропил, по ветру пустил.
Не много ли такому благодати?
Мне белый свет не мил"!
И, помолчав, отец ответил сыну:
"Ты сын, всегда со мной.
И у тебя для грусти нет причины:
ведь всё моё останется с тобой. 5
А наш весёлый праздник - наше слово
в честь возвращенья брата твоего.
Ведь был он мёртв и ожил и его
мы потеряли, но нашёлся снова.
И то важней всего"! 6
******************************
Примечания:
1. Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократно воспроизводился на стенах катакомб: так изображали Христа-Спасителя;
2. Младший сын скоро прожил свое состояние, а в это время по всей стране, где он очутился, начался голод. Нечем ему было питаться, и он должен был наняться к одному жителю той страны в пастухи стада свиней. Это занятие - самое низкое с точки зрения иудея, который свинью, по закону, считал нечистым животным. Но хозяин, очевидно, мало давал своему пастуху пищи, и тот принужден был рвать стручки с так называемого "хлебного дерева Иоанна Крестителя". Стручки эти имели форму рожков, почему и названы здесь рожками (τ. κεράτια). Их ели и свиньи, но никто не обращал внимания на его голод и настоящей пищи ему не давали;
3. При виде такой любви сын не мог произнести просьбу о том, чтобы отец принял его в наемники. Он только выразил раскаяние пред отцом своим. На это раскаяние отец ответил приказанием слугам, чтобы те принесли первую, т. е. самую дорогую какая была в доме одежду (στολὴ - длинная и широкая одежда людей знатных Мк 12:38; 16:5; Откр 6:11). Перстень и обувь - знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что вернувшийся сын становится снова членом отцовского дома;
4. Был мертв и ожил. Смерть - это пребывание в грехе, оживление - раскаяние (Евфимий Зигабен);
5. т. е. что тебе сердиться, когда ты всегда находился вместе со мною, тогда как брат твой скитался где-то вдали, не пользуясь отцовской лаской, и когда все в доме собственно уже твое: ты получишь все один после моей смерти;
6. Главная мысль притчи состоит в том, что Бог любит грешников и с радостью принимает их к себе.