Где славили имя Твоё - там разруха, забвенье и тишь.
Народ Твой в плену, пьёт он рабства позорного чашу.
И мы повергаем моленья и слёзы свои пред Тобой.
На праведность нашу мы искренне не уповаем.
Но о милосердье Твоём, что дарил Ты народу порой,
к Тебе, о, Господь наш, смиренно из мрака взываем.
Услыши нас, Господи! Внемли мольбам,
не умедли спасти.
Имя Твоё на народе Твоём, на Иерусалиме.
И ради Тебя Самого, светлой волей Твоей прекрати
опустошенье святынь, униженье в котором мы ныне".
Я так молился до вечерней жертвы
и продолжал, почти лишившись сил,
когда меня рукой коснулся верный
посланник Божий Ангел Гавриил.
И, вразумляя, говорил со мною:
"Явился я, чтоб передать тебе
всю правду об Израиля судьбе.
Господь решил, что ты её достоин.
Тебя избрал Он милостью своей.
Так вникни в слово и уразумей.
Срок семьдесят седьмин даны народу
и городу святому твоему,
чтоб преступлений чёрная порода
с лица земли сошла навек во тьму. 2
Чтоб сила действия грехов слепая
обуздана была, и человек
безгрешно проживал свой долгий век,
закона, что дал Бог, не нарушая.
И, чтоб была за этот срок до дна
искуплена вина и прощена.
Чтоб правда вечная торжествовала,
приведенная Богом для людей.
И, чтоб пророки видеть перестали
видения вдали бегущих дней.
И, чтоб в конце седьмин сошли напасти,
чтоб ветер разрушающий утих,
И, чтоб помазан был Святый святых.
в Его безмерной, бесконечной власти.
Вскипев отхлынет древняя волна,
и новые настанут времена. 3
Итак, теперь узнай: как только гордо
издаст указ Персо-Мидийский царь,
чтоб Иерусалим - священный город
был восстановлен, стал таким, как встарь,
до появления Христа Владыки
пройдут над миром полных семь седьмин
и срок ещё добавится один -
назначенный вам Господом великим:
за шестьдесят и две седьмины он
по воле Неба будет завершен. 4
Народ вернётся на места родные.
Воспрянет город, словно после сна.
Дома отстроят, стены крепостные,
но трудные настанут времена.
Пройдут те шестьдесят и две седьмины,
когда Мессию смерти предадут.
И до поры Его не будет тут.
А город и святилище в руины
народ вождя чужого превратит, 5
как наводненьем край опустошит.
И вот придёт последняя седьмина.
Она для многих утвердит завет. 6
Когда её настанет половина,
последней жертвы испарится след,
и приношение там прекратится,
а на крыле святилища порой
шакалы взвоют в тишине ночной,
да вороны там станут копошиться.
И всё, что было свыше решено,
свершится окончательно должно". 7
***********************************
1 Первый год правления Дария Мидянина (538-537 г. до Р. Х.) был вместе с тем и годом падения Вавилонской империи . И так как последнее событие поставлено у пророка Иеремии в прямую связь с окончанием семидесятилетнего вавилонского плена (Иер 25:9-12), то предсказание Иеремии и обратило теперь на себя особенное внимание Даниила. Вавилон пал; 70 лет плена подходят к концу, а между тем народ еврейский находится еще в рабстве. Что же это значит? Даниил не сомневается ни в истинности предсказания Иеремии, ни в том, что настало время его выполнения. Его мучит и тревожит мысль, не замедляется ли исполнение пророчества греховностью народа. И так как она имела достаточные основания , то размышления над пророчеством Иеремии и привели Даниила к молитве о прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над Иерусалимом гнев.
2.При равенстве седьмины семи годам, период в 70 седьмин составит 490 лет. Они, говорит далее откровение, определены (буквально с еврейского "нехтак" - отрезаны, отсечены) для народа твоего и святого города твоего, т. е. имеющие совершиться в течение их события будут иметь ближайшее отношение к народу еврейскому.
3.Водворение на земле "вечной правды" должно сопровождаться наложением печати на видение и пророчество, т. е. прекращением дальнейшего продолжения ветхозаветного пророческого дара, ветхозаветных пророческих предвещаний и видений, предметом которых и служило уничтожение на земле зла и водворение правды. Носители и провозвестники ветхозаветного откровения - пророки были помазанниками. Но с прекращением пророчеств прекратится и помазание возвещавших их лиц; оно сменится помазанием "Святого святых": "и помазан был Святый святых" Мессия.Христос.
4.Естественно, что указ стал приводиться в исполнение сразу после своего появления. Сообразно с этим нужно думать, что для построения города откровение назначает первые семь седьмин. В пользу того же самого говорят и начальные слова 26 ст.: "и по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос".
5.Разрушение Иерусалима и храма приписывается не вождю, а его народу. Эта подробность заставляет экзегетов думать, что в откровение имеет в виду завоевание Иерусалима Титом в 70 г. после Р. Х. Он, как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его. Случайно брошенная одним воином головня зажгла храм, и никакие усилия не могли остановить пожара.
6.Завет будет утвержден "для многих". Так как откровение дано Даниилу по поводу его молений о своем народе и касалось судьбы этого последнего, то под "многими" естественно разумеются "многие" из народа еврейского.
7.По смыслу от еврейского чтения, чтение LXX и Вульгаты: "и на храм будет мерзость опустошения". Исполнение этого предсказания видят в нашествии на Иерусалим римских войск. Начавшиеся при прокураторе Гессии Флоре в 66 г. по Р. Х., они закончились разрушением города и храма при Веспасиане в 70 г. Римляне, исполнители божественного приговора о разрушении Иерусалима и храма, доведут его до конца: "и до конца приговор изольется на опустошенное" (точный перевод еврейской фразы: "ве ад кала венехераца титтак ал шомем").