Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Книга пророка Даниила, глава пятая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Осквернение сосудов Храма; Надпись на стене; Царица указывает Валтасару на Даниила; Истолкование таинственной надписи; Награждение Даниила и убийство Валтасара.

  Мидянами и Персов грозной силой
  обложен, окружён и осаждён,
  как царский идол на краю могилы,
  невозмутим, беспечен Вавилон.1
  Ведь неприступны стены вековые,
  неистощимы житницы его,
  и не страшится город никого,
  и веселится в ночи роковые.
  А Валтасар - тщеславный юный царь,
  устроил пир с вельможами, как встарь.2
  
  Две тысячи вельмож собрал в чертогах.
  Рекою льются вина. Пьёт и он
  Вкусив вина, приказ даёт он строгий
  чтоб был на пир из храма принесен
  набор сосудов, что в былые годы
  из Иерусалима вывез дед,
  как знак завоеваний и побед.
  И тотчас слуги на плечах своих
  внесли мешки сосудов золотых.
  
  Сосуды храма Иерусалима,
  что Иегове все посвящены,
  что там, в самом святилище хранимы,
  и именем Его освящены.
  В священном месте золотом сияли,
  левитов лишь рука касалась их.
  И даже здесь, среди богов чужих,
  они неприкасаемы стояли.
  Но царь извлёк их волею своей
  И, как из кубков, пьёт их них Халдей.
  
  Сам царь, вельможи, подданные, жёны,
  наложниц многоцветная гурьба
  из золотых сосудов осквернённых
  пьют вина, прославляя божества
  из золота, и серебра, и меди,
  из дерева, железа и камней.
  Всё громче славословья, всё шумней.
  Царь Валтасар за всю хулу в ответе.
  И тут в чертог с небесной высоты
  явились вдруг людской руки персты.
  
  И на стене, лампадой освещённой,
  увидел царь, как пишет кисть руки.
  Он задрожал, предчувствьем сокрушённый,
  заледенел от страха и тоски.
  И закричал, чтоб привели в чертоги
  провидцев и гадателей его,
  чтоб были тотчас все до одного
  и объяснили, что желают боги.
  И обещал пришедшим мудрецам:
  "Тот, кто поймёт написанное сам
  
  и объяснит царю его значенье,
  тот будет в багряницу облачён,
  и станет третьим в царственном правленье,
  и золотую цепь получит он".
  И долго мудрецы царя пытались
  осмыслить надпись на стене дворца,
  но нет попыткам славного венца.
  Они бессильны. Только зря старались.
  Уменьем и усердием своим
  не разгадать во веки тайну им.
  
  Царь Валтасар встревожился сильнее.
  И страх его лицо перекосил.
  Вельможи все, от ужаса немея,
  лишились прежней наглости и сил.
  Тогда в палату к ним вошла царица.3
  "Живи во веки, царь! Храни покой.
  Покуда царство под твоей рукой,
  тебе любое слово покорится.
  Кто разъяснить ту надпись на стене
  один лишь может - это ясно мне.
  
  Есть в царстве муж. В нём дух святого Бога.
  Во дни отца открыт в нём ум и свет.
  И мудрости Божественной дорога
  в его душе оставила свой след.
  Навуходоносор его назначил
  главою Вавилонских мудрецов,
  гадателей, Халдеев - гордецов.
  А имя Даниил - переиначил:
  за свой большой талант и Божий дар,
  как ты, он носит имя Валтасар.
  
  В нём дух высокий, ведение, разум,
  любые сны способный толковать.
  Пусть призовут его. Провидец сразу
  поймёт, что надпись может означать.
  И вот ввели в палаты Даниила.
  И царь ему, прищурившись, сказал:
  "Однажды сон отца ты разгадал.
  Как говорят, в тебе таится сила,
  и светлый Божий дух в тебе живёт,
  и тайны снов тебе Он выдаёт.
  
  Ты из сынов пленённых иудейских,
  которых мой отец сюда привёл.
  Тут говорят, что мудрецов Халдейских,
  ты мудростью своею превзошёл.
  Никто из них не смог прочесть посланье,
  осмыслить эту надпись на стене
  и объяснить её значенье мне.
  И вот моё заветное желанье:
  Прочти слова и объясни царю.
  А я за это славу подарю.
  
  И, если объяснишь мне слов значенье,
  ты будешь в багряницу облачён
  и станешь третьим в царственном правленье,
  и цепью золотою награждён".
  И Даниил ответил Валтасару:
  "Оставь, мой царь, награды для других.
  Не нужно мне подарков дорогих,
  не нужно славы и иного дара.
  А надпись я прочту. Она не зря
  здесь появилась, на пиру царя. 4
  
  Всевышний Бог Навуходоносору
  величие и славу даровал.
  Царю любое дело было впору -
  Он Вавилон могучий основал.
  Перед величьем царским все народы
  по воле Бога были склонены.
  Все племена царём покорены.
  Решеньям царским полную свободу
  Своею волей дал Всевышний Бог.
  И, что желал, всё царь исполнить мог.
  
  Кого хотел, он мог убить нещадно.
  Кого хотел, он оставлял в живых.
  Одних он мог унизить беспощадно,
  возвысить неожиданно иных.
  Но в сердце царское вошло надменье,
  до дерзости ожесточился дух.
  И при вельможах говорил он вслух,
  что все дела без страха и сомненья
  вершит своею силой и умом,
  и власть, и сила только в нём одном.
  
  И в тот же миг он свержен был с престола.
  Венца и славы тотчас был лишён,
  и в облике зверином, полуголый,
  был от людей надолго отлучён.
  И жил тогда он с дикими ослами.
  Травой его кормили, как вола.
  Небесная роса питьём была,
  он видел мир звериными глазами.
  И лишь тогда царём он снова стал,
  когда величье Божие познал.
  
  Ты Валтасар, как сын его достойный,
  указ царя об этом деле знал.
  А ныне поведеньем непристойным
  ты против Бога, словно он, восстал.
  Ты сам, вельможи, подданные, жёны,
  наложниц многоцветная гурьба
  пьют вина, прославляя божества,
  из золотых сосудов осквернённых.
  Сосудов, посвящённых лишь Ему -
  Небесному владыке одному.
  
  Те божества - печальное наследье
  давно минувших, страшных, тёмных дней,
  из золота, и серебра, и меди,
  из дерева, железа и камней,
  которые не видят и не слышат,
  не разумеют чаянья людей -
  их прославлял ты в слепоте своей.
  Во славу их, с рабами заодно,
  ты из сосудов Божьих пил вино.
  
  Но ты ни разу не прославил Бога,
  в руке Которого вся жизнь твоя,
  дыхание твоё, твои дороги,
  Того, Кто есть причина бытия.
  Он кисть руки послал тебе за это,
  что начертала на твоей стене,
  слова сейчас открывшиеся мне.
  Что ж, приготовься и страшись ответа.
  Вот надпись: МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.
  Так говорит Небесный властелин.
  
  И слово МЕНЕ значит: Бог исчислил
  всё царство Вавилонское твоё
  и положить конец ему замыслил.
  И выполнит решение Своё.
  А слово ТЕКЕЛ значит то, что взвешен
  ты на Его, Божественных весах
  и найден очень лёгким: спесь и страх,
  и в праведных деяньях не замечен.
  Могучего отца ты слабый сын,
  и длить твоё господство нет причин.
  
  И слово УПАРСИН. Его значенье
  открыл мне Бог Небесный. Вот оно:
  меж Персов и Мидян твоё владенье -
  развратный Вавилон, разделено.
  Подавлен царь пророчеством жестоким,
  но Бога Данилова страшась,
  он в шумном зале проявляет власть:
  велит нести награды для пророка.
  И тут же в багряницу облачён
  И золотою цепью награждён,
  
  пророк стал третьим в царстве властелином.
  Но в ту же ночь лишился сана он,
  в мирских делах пред Богом неповинный -
  был Дарием захвачен Вавилон.
  Могучий Кир перехитрил Халдеев:
  проник в столицу по речному дну,
  тем подтвердивши истину одну:
  "Никто на свете Бога не сильнее"!
  Царь Валтасар той ночью был убит.
  И след его Писание хранит.
  
  И Кир великий Дария поставил
  над Вавилоном истинным царём.
  И целый год страною Дарий правил.
  А Даниил вельможей жил при нём...
  ***********************************
  Примечания:
  1.Так, установлено, что длина стороны стены города равнялась 18 км. Данные же о высоте и ширине стен подтверждены раскопками и полностью соответствуют античным. Город окружен глубоким, широким и полным водой рвом, затем идет стена шириной в 28 м., а высотой в 111м. Наверху стены по краям возвели по две одноэтажные башни, стоявшие друг против друга. Между башнями пространство, достаточное для проезда четверки лошадей. Кругом на стене находилось 100 ворот целиком из меди (в том числе их косяки и притолоки)... Город же состоит из двух частей, через него протекает река по имени Евфрат, берущая начало в Армении. Эта большая, глубокая и быстрая река впадает в Красное море. По обеим сторонам реки стена, изгибаясь, доходит до самой реки, а отсюда по обоим берегам идет стена из обожженных кирпичей. Город же состоит сплошь из трех- и четырехэтажных домов и пересечен прямыми улицами, идущими частью вдоль, а частью поперек реки. На каждой поперечной улице в стене вдоль реки было столько же маленьких ворот, сколько и самих улиц. Ворота эти были также медные и вели к самой реке. Эта внешняя стена является как бы панцирем города. Вторая же стена идет внутри первой, правда, ненамного ниже, но уже ее" Кроме того, установлено, что "через каждые пятьдесят метров вдоль стены стояли сторожевые башни. На внутренней стороне их было 360, а на внешней - 250", - как сообщает нам Ктесий (историк, придворный врач персидского царя Артаксеркса Второго. - А.О.), и, судя по всему, что нам известно, эта цифра вполне правдоподобна. Стена свидетельствовала о том, что Вавилон был самым крупным городом на Востоке. "Кроме того, в Вавилоне есть 53 храма верховных богов, 55 святилищ Мардука, 300 святилищ земных божеств, 600 небесных божеств, 180 алтарей богини Иштар, 180 богов Ниргала и Адада и еще 12 алтарей, посвященных различным богам". Как видно из плана, город насчитывал несколько дворцов (среди них 3 царских - летний, южный и замок Навуходоносора), каждый из которых представлял собой комплекс дворцов, дворец-город, раскинутый на огромной площади", поражая своим великолепием даже археологов, увидевших лишь руины. "Дворец был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 метров и представлял собой настоящую крепость внутри города".. Главные ворота города - Иштар поражали своим великолепием, к ним вела между крепостными стенами так называемая Дорога процессий, не имевшая себе равных в мире по великолепию. Не нуждаются в описании и знаменитые висячие сады, вошедшие в число семи чудес света. Геометрические пропорции города, его каналы, мосты поражают современных архитекторов.
  2.о свидетельству кн. пророка Даниила, последним вавилонским царем был Валтасар (Белшацар), сын Навуходоносора , царствовавший более двух лет и убитый в ночь падения Вавилона. Новейшая литература о книге пророка Даниила держится того мнения, что упоминаемый в ней Валтасар есть действительное, настоящее имя последнего вавилонского царя, - имя сына Набонида, внука Навуходоносора.
  3.Поставленный бессилием своих мудрецов в безвыходное положение, Валтасар был выведен из него советом "царицы" пригласить для прочтения и объяснения таинственной надписи Даниила. Под "царицей" разумеется не жена Валтасара, а его мать, дочь или внучка Навуходоносора (Иосиф Флавий). В ее устах Валтасар - сын Навуходоносора не в буквальном, а в переносном смысле, - потомок. С подобным значением слово сын употребляется и в клинообразных надписях.
  4.Отказом от награды Даниил хотел сказать, что он, как пророк Господень, без всяких корыстных видов и расчетов будет изрекать истину, какова бы она ни была - приятна или неприятна для царя.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"