Кожемякин Михаил : другие произведения.

Граждане Речи Посполитой в рядах "черного ордена" Сc

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    О попытках гитлеровских оккупантов в 1939-45 гг. привлечь на службу в Войска СС представителей двух этнических меньшинств Польши - кашубов и гуралей.

  Общеизвестно, что в составе войск СС (Waffen SS) нацистской Германии не было создано ни одной воинской части, имевшей бы статус "польской". Некоторые авторы, причем преимущественно польские, ошибочно используют этот факт для утверждения: "Поляки в СС не служили". На самом деле это не совсем соответствует действительности. Ни в коей мере не ставя под сомнение вклад Польши в разгром гитлеровской Германии и высокое мужество польских борцов-антифашистов, нужно признать, что поляки, а, вернее сказать, граждане Речи Посполитой отнюдь не были редкостью в рядах "черного ордена". При чем речь пойдет отнюдь не только об этнических немцах, так называемых "фольксдойче" (Volksdeutsche).
  
  Расстрел поляков гитлеровскими оккупантами в 1939 г.:
  
  
  Специфика нацистского оккупационного режима в Польше в 1939-44 гг., жестко разграничившая поляков и немцев по принципу "побежденные"-"победители", не создавала предпосылок для появления в собственно польской среде коллаборационизма, как политического явления (что, впрочем, не исключало наличия довольно широкого круга лиц, сотрудничавших с оккупантами в личном порядке).
  Однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что предвоенная Польша являлась многонациональным государством (речь здесь идет не только о больших украинской, белорусской, еврейской и немецкой диаспорах), и межэтнические отношения в ней были далеки от идеальных. Наряду с поляками, в Речи Посполитой проживали такие самобытные славянские народы, как силезцы, мазуры, кашубы и гурали. Наиболее интересны в данном случае два последних, как в значительной степени осознающих свою этно-культурную и историческую самостоятельность. Именно на их поддержку сделали ставку власти "третьего рейха", проводя в покоренной Польше свою политику: "Разделяй и властвуй".
  
  Итак, кашубы (самоназвание: Kaszеbi, нем.: Kschuben) это самобытная западнославянская народность, проживающая на северо-западе Польши, в Поморье, и ведущая род от древнеславянского племени поморян.
  
  Кашубы в национальных костюмах и с национальным флагом:
  
  
  Кашубский язык родственен языку лужицких сорбов (самого крупного славянского меньшинства Германии), а также отчасти - чешскому и словацкому. Более 50% кашубов придерживаются католицизма, но велика и евангелическая община. По состоянию на 1939 г. на территории Польши, согласно германским данным, насчитывалось не менее 200 тыс. кашубов; официальная польская статистика приводила в три-четыре раза меньшую цифру. Исторически кашубы были тесно связаны с Германией, особенно с Ганзейскими городами, а ранее - и с Тевтонским орденом. Жизнь у моря делает этот народ отличными моряками и рыбаками, поэтому германские торговцы и мореплаватели охотно нанимали их на свои корабли. Польша же, у которой до Новейшего времени не было сколько-нибудь значительного флота, могла предложить свободолюбивым кашубам только панское ярмо.
  Непростая ситуация сложилась и в предвоенной Польше, власти которой применяли метод "кнута и пряника", чтобы ассимилировать независимых поморских славян. Варшава всячески подавляла национальное самосознание кашубов и одновременно поощряла "записавшихся поляками". Несомненно, при этом активно полонизировалась, т.е. "ополячивалась" часть местной интеллигенции, особенно люди, желавшие получить доступ к государственным должностям и военной службе (значительная часть офицеров польских ВМС в 1939 г. были этническими кашубами). С другой стороны, активно действовала культурно-политическая организация Кашубско-Померанский союз ("Матица Кашубская"), боровшаяся за сохранение этнической самобытности и гражданских прав кашубского населения и поддерживавшая тесные связи с диаспорами в Германии и Вольном городе Данциг. Сильно было среди кашубской молодежи "сокольское" национально-спортивное движение.
  
  Ученики средней школы, занимающиеся сокольской славянской гимнастикой, польское Поморье, 1930-е (?):
  
  
  Значительная часть кашубов рассматривала Германию как более выгодный вариант подданства, чем Польшу, и потому приветствовала оккупацию 1939 г. Предоставив кашубам статус "граждан рейха", нацистское руководство рассчитывало на их последующую "естественную германизацию", однако на первых порах не препятствовало определенному кашубскому культурно-просветительскому подъему. В ответ некоторые прогермански настроенные кашубы спешили доказать свою верность "новому отечеству", вступая в различные нацистские политические и трудовые организации. Местная молодежь проходила службу в вермахте (особенно в кригсмарине) на общих основаниях (впрочем, процент "уклонистов" и "откосников" среди нее был очень высок, что вызывало сначала раздражение, а с началом гитлеровской агрессии против СССР и репрессии германских мобилизационных органов). В то же время уже в 2 сентября 1939 г. именно на территории Поморья гитлеровцами был создан первый в Польше "идеологический концлагерь" - "Штуттгоф" (Stutthof), в который были брошены, в частности, многие тысячи полонизированных и/или антифашистски настроенных кашубов.
  
  Концентрационный лагерь Штуттгоф, в котором оказались многие кашубы после оккупации Польши Германией:
  
  
  Можно предположить, что с 1939 по 1941 гг. кое-кто из придерживавшихся нацистских взглядов молодых кашубов сумел попасть в ряды СС "в общем порядке" - как любые другие граждане "рейха". Однако первый зафиксированный призыв кашубских добровольцев в действовавшие на Восточном фронте полевые части "черного ордена" относится только к сентябрю 1941 г. Тогда в Данциге и Поморье был проведен целевой набор новобранцев "арийских национальностей" для подготовки пополнения изрядно потрепанной в России в составе группы армий "Север" элитной дивизии СС "Мертвая голова" (SS-Totenkopf-Division, впоследствии 3.SS-Panzer-Division Totenkopf). Согласно данным польского историка С.Мазуркевича, среди прошедших суровый отбор на призывном пункте "Данциг" кандидатов в эсэсовцы, были и "около 50 кашубских парней, в основном из числа студенчества" (Mazurkiewicz S. Antologia zdrady narodowej i polskiej kolaboracji 1939-1945. Krakow, 1999). Учитывая основательную подготовку молодого пополнения войск СС на этом этапе войны, оказаться на фронте они могли не раньше зимы 1941-42 гг., когда дивизия "Мертвая голова" была вовлечена в тяжелейшие бои на Ленинградском направлении в знаменитом Демянском котле. Вполне вероятно, что почти все кашубские добровольцы нашли свою могилу в снегах России.
  
  Солдаты дивизии СС "Мертвая голова" на Восточном фронте:
  
  
  Впрочем, из воспоминаний жителей польской столицы, переживших Варшавское восстание и бои за город между гитлеровцами и войсками Красной армии в сентябре 1944 г., следует, что среди военнослужащих 3-й танковой дивизии СС "Мертвая голова", сражавшихся в варшавском предместье Прага, "были солдаты-кашубы, говорившие по-польски, но к людям они относились даже более безразлично и презрительно, чем немцы" (Ostrogowska E. Warszawskie Dzieci. Warszawa, 1974). Были ли это ожесточившиеся за годы кровавой и беспощадной войны на Восточном фронте новобранцы 1941 г., или этнические кашубы, пополнившие ряды дивизии позднее поодиночке или мелкими группами, остается только догадываться. Очевидно одно: в составе одного из самых элитных соединений войск СС выходцы из Польши были отмечены, как минимум, в 1941 и 1944 гг.
  
  Варшавские повстанцы берут в плен эсэсовца:
  
  
  Другая дивизия СС, в которой сражалась большая группа кашубских добровольцев, наоборот, относится к числу сформированных незадолго до падения "третьего рейха" в отчаянной попытке гитлеровцев задержать мощное наступление Красной армии на Берлин. В январе 1945 г. до нескольких сот преимущественно 17-19-летних курсантов из кашубских областей польского Поморья, проходивших подготовку в тренировочных лагерях СС на территории Германии, влились в состав сформированной в городе Курмарк 32-й добровольческой гренадерской дивизии СС "30 января" (32. SS-Freiwilligen-Grenadier-Division "30. Januar").
  Дальнейший путь этого в значительной степени импровизированного соединения, пролегший через тяжелые бои на Одере и под Берлином, где оно фактически было ликвидировано советскими войсками как боевая единица, известен. Остатки дивизии предприняли кровопролитный прорыв на Запад, чтобы избежать советского плена, который после всех зверств, совершенных "черным орденом" на советской земле, сулил эсэсовцам только заслуженное возмездие. Очевидно, что молодые кашубы полностью разделили бесславную судьбу дивизии и в основном погибли или пропали без вести в феврале-мае 1945 г.
  После войны власти Народной Польши развернули в Поморье широкомасштабную кампанию по выявлению лиц, подозреваемых в сотрудничестве с гитлеровцами. Местные энтузиасты-краеведы полагают, что в результате действий польских органов внутренних дел тысяч людей, отнюдь не все из которых были причастны к коллаборационизму, отправились за колючую проволоку лагерей или в принудительное изгнание. К примеру, почти все кашубы-евангелисты, считавшиеся по родству веры "основными приспешниками оккупантов", были вынуждены эмигрировать в Германию.
  
  Допрос подозреваемого в военных преступлениях советско-польской следственной комиссией, 1945 г.:
  
  
  Однако назвать кашубов "виновной национальностью" (по примеру "большого брата") в Варшаве, к счастью, не решились, памятуя о заслугах кашубских моряков польского ВМС, активно действовавшего в составе британского Royal Navy, о страданиях узников "Штуттгофа" и вообще о том, что большинство кашубов относились к нацизму так, как должен относиться нормальный человек - с неприятием. Польские историки подсчитали, что в 1939-45 гг. в Поморье до 12 тысяч кашубов погибли от рук нацистов.
  
  Польский эсминец "Błyskawica", на котором служило немало моряков-кашубов, в Северной Атлантике в составе Royal Navy:
  
  
  Гурали (самоназвание: Gorali) - славянская народность, проживающая на юге Польши в горных районах Бескид, на Подгалье и в Силезии. Кроме того, большие гуральские общины живут в Словакии и Чехии. Гуральский язык, делящийся на малопольский и верхнесилезкий диалекты, ближе всего к словацкому. В основном католики по вере (есть и евангелисты), гурали этнически ближе всего к словакам (имеется и влашское влияние), однако предпочитают подчеркивать свою самостоятельность. Как типичные жители гор, они отличаются горячим нравом, делающим их хорошими солдатами, а свободолюбием и приверженностью своим традициям гурали сродни поморянам-кашубам. Накануне Второй мировой войны их численность оценивалась различными источниками от нескольких сот тысяч до 2 млн. человек . Отношение официальной Варшавы к этому национальному меньшинству было примерно аналогичным, как и к кашубам. Однако в данном случае полонизаторам из Варшавы противостояла не столько малочисленная гуральская интеллигенция (большинство гуралей были обычными крестьянами), сколько сплоченность верных заветам старины сельских общин.
  
  Гурали в национальных костюмах, нач. ХХ в.:
  
  
  С началом германской оккупации нацисты предоставили гуралям ряд приоритетных политических и культурных прав по сравнению с поляками. Гитлеровцы пошли на это, отчасти желая заручиться поддержкой еще одних противников концепции "Польши от моря до моря", отчасти же - чтобы показать расположение к своему новому союзнику - Словакии, на которого исторически ориентировались гурали.
  
  Польские горные стрелки в предвоенные годы, обратите внимание на их головные уборы - гуральские шапочки:
  
  
  Вероятно, был учтен и чисто практический момент: эти отважные горцы представляли собой прекрасный человеческий материал для горно-егерских частей (гуральская национальная шапочка даже является головным убором польских горных стрелков), однако главной проблемой здесь стал языковой барьер. В отличие от кашубов, большинство из которых хорошо владели немецким и легко "размешивались" в немецких взводах и ротах, малограмотные крестьяне из Бескид и Подгалья охотнее шли на службу в армию Словакии, где приказы отдавались на хорошо понятном им языке. Немцам же пришлось бы формировать чисто гуральские подразделения, да еще во главе со славяно-говорящими офицерами. До тех пор, пока дела у "третьего рейха" шли неплохо, к реализации таких трудоемких проектов немцы, исполненные двойного - тевтонского и нацистского - презрения к "неполноценным славянам", приступали не часто.
  
  Печатают шаг войска Словакии, до 1944 г. - союзника нацистской Германии, а потом вспыхнувшей яростным антифашистским восстанием. Возможно, в этих рядах - солдаты-гурали:
  
  
  Относительно немногочисленные гурали, симпатизировавшие гитлеровцам и сумевшие освоить немецкий, поступали добровольцами в вооруженные силы оккупантов и, в частности - в войска СС, в личном порядке. К примеру, когда весной 1943 г. 4-я Полицай-гренадерская дивизия СС (4. Polizei-Panzer-Grenadier-Division) несла оккупационную службу на юге Польши и на территории протектората Богемия и Моравия, в ее действовавших в горных районах частях были военнослужащие-гурали, использовавшиеся качестве проводников и впервые носившие официальный статус "польских добровольцев СС" (SS-Polnische-Freiwillingen). Жестокая ирония судьбы, заведомо унизившей коллаборационистов, заключалась в том, что в "третьем рейхе" гуралей как раз считали самостоятельным народом, а в войсках СС они оказались "поляками" (затем - "словаками"). Когда летом 1943 г. дивизия была переброшена в Югославию для борьбы с партизанами, горцы-проводники были переданы в состав полиции.
  Уже в качестве "словацких добровольцев", то есть переведенных из вооруженных сил Словакии, в октябре 1944 г. (после подавления гитлеровцами Словацкого национального восстания) группа гуралей была задействована при формировании одной из самых "интернациональных" дивизий войск СС - 31-й добровольческой гренадерской (31.SS-Freiwilligen-Grenadier-Division, "Bohmen-Mahren"). Как отмечает историк дивизии Р.Пенч, "значительное число воинственных горцев из Польши" влились в ее состав наряду с венгерскими и словацкими "фольксдойче", венграми и словаками, хорватами и чехами, и даже отдельными боснийскими мусульманами (Pencz R. The History of the 31st Waffen-SS Volunteer Grenadier Division. - England, Helion & Company. 2002). К сожалению, при условии того, что о численности крупнейших этнических компонентов этой дивизии существуют весьма примерные данные, остается только предполагать, сколько именно гуралей в ней могло быть. Дивизия вела ожесточенные оборонительные бои с частями Красной армии в южной Венгрии и в Силезии, и в конечном итоге была разгромлена танковыми частями Красной армии в мае 1945 г. в районе населенного пункта Кенинггратц на территории "протектората Богемия и Моравия" (Чехия). Уцелевшие солдаты и офицеры дивизии оказались в советском плену, откуда поляки-рядовые были репатриированы в целом к 1946 г. - в распоряжение фильтрационных органов Народной Польши.
  677995866.jpg
  Показательно, что в отношении гуральского меньшинства репрессии со стороны польских властей после окончания войны были относительно недолгими и коснулись, опять же, в первую очередь евангелистов, часть которых была вынуждена выселиться в Словакию. Видимо, в Варшаве решили, что с "темных пастухов" из Бескид и Подгалья спрос невелик.
  Опять же существенным противовесом немногим гуралям, перешедшим на сторону врага, были тысячи их земляков, отважно сражавшихся против гитлеровцев в составе Войска Польского в сентябре 1939 г. и на Западе, в Народном Войске Польском и особенно - в партизанских отрядах в отрогах родных гор.
  
  Польские партизаны в годы Второй мировой:
   ________________________________________________________________________Михаил Кожемякин.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"