Аннотация: "Я, может, больше не вернусь, а может, я с тобой останусь..." (с)
"- Вам надо проснуться, - сказал Кот. - Принцесса, вам пора проснуться!
"Пора проснуться! Пора проснуться!" - стучали колёса. Марина открыла глаза. В душном купе бабушка Валя неторопливо собирала свой баул, который сутки назад также обстоятельно раскурочила, вытащив невероятное количество снеди."
Это очень необычная история. Осенняя, хрустальная, тревожная. В каком-то отношении, она - про мильтоновский потерянный рай. Про ту самую волшебную, чудесную реальность, какая окружает нас в детстве, и которая бесследно исчезает при взрослении. Может еще помните? Когда в вашем саду жили феи, а под кроватью ночью шумно возился домовой. Когда мир был огромным, молодым и полным волшебства?
Я вот помню.
"В коридоре было почему-то темно. Огромная дверь в ванную комнату уходила ввысь, в чёрный туман, больше похожий на дым от костра. Папин велосипед, висевший в коридоре на стене, смутно отблескивал колоссальным металлическим скелетом динозавра. Совсем, как ужасный чёрный скелет в краеведческом музее Нижнего Тагила, куда вся семья ездила давным-давно, два месяца назад, - на 7-е ноября, - к тёте Ларисе. Музейное чудовище встало на задние лапы и раззявило огромную противную пасть.
Маринка заревела и даже Ирка притихла - очень уж страшным было это проклятое костлявище.
- Не пробрался бы он в Страну Пушистиков, - озабоченно пробормотала Марина. - Придется с ним воевать! Ирка-королевишна опять шоколадом объестся и заболеет. Всё на мои плечи ляжет..."
Марина приезжает в родной город, где только умерла ее сестра и постепенно возвращается в мир их детства.. Это как если бы Алиса, будучи уже взрослой женщиной, вернуась в тот самый сад и попыталась влезть в ту самую нору.
И внезапно обнаружила там кролика с часами в кармане жилета.
И поняла, что, уехав на много лет, оставила волшебное королевство... осиротевшим.
Мне нравится, как в реальную жизнь в повествовании просачивается волшебство, детские страхи и надежды, и постепенно мир снова становится ярким. Молодым. Сказочным.
"- Донесение, - сказал Кот, вынувший из-за отворота перчатки свёрнутый вчетверо лист, запечатанный тяжёлым красным сургучом. Совсем таким, как на почте, где им запечатывают загадочные, обёрнутые белым холстом посылки.
"Сегодня рано утром двадцатилетний Ванечка-секретарь, которого Ирина наняла для форсу, увидел, как директор-королевишна лежит на полу своего кабинета. Ванечка по-бабьи всплеснул руками, рассыпав из папки "На подпись" все бумаги, закричал и трусливо побежал звать на помощь. В голове его вихрем кружились разные обрывки про такие интересные вещи, как "Искусственное Дыхание", "Массаж Сердца", "Положите Больного Так, Чтобы Его Ноги Были Выше Головы"...
Ванечка кричал и в томительно-сладком ужасе представлял себе, как он делает всё это с Красивой Стервой Королевишной Ириной, которая носила короткие юбки, гордясь своими длинными ногами...
И знаешь, принцесса, что самое интересное? Он сейчас жалеет, что не сделал всего этого!
Потому что королевишна навсегда лежит под землёй".
Мне нравится язык и образы.
"Кривой тополь на перекрёстке был ещё жив. Весной, когда Марина приезжала на похороны старшей сестры, на нём только-только проклюнулись молодые, дерзкие, как юность, листочки. Тогда в воздухе остро пахло клейкой зеленью, которая в детстве пачкала руки, одежду, и даже носы, когда они с наслаждением вдыхали горьковатый аромат, забравшись на дерево. А сейчас листья уже побурели и сухо шелестели на холодном бесснежном ветру. Старый тополь казался скрюченным дряхлым стариком и навевал уныние."
Мне нравится это возвращение в Терабитию, когда тебе уже за сорок. Нравится думать, что такое - в принципе возможно. Детстве не сгинуло навсегда, оно где-то там, среди старых игрушек, засушенных, но живых цветков, ждет, когда ты вернешься его навестить. Или, возможно, даже останешься.
"Странная штука эта память. Она упрямо старается втолковать тебе, что звон мечей на турнире в яркий летний день, алое великолепие мантии и тяжесть изящной короны на голове - это просто детское воображение. А будущий муж, разорившийся со стипендии на одиннадцать хризантем - это истинное воспоминание. Что полёты эльфов в лунную ночь и нежное пение морских красавиц - это неправда, а самая, что ни на есть, правда - это слёзы ужаса ночью, в подвале... Что Грызмаг - это просто большой универсальный магазин. Магазин, а не ужас и кошмар, неотступно следующий где-то совсем рядом, - всегда и везде, в каждой твоей минуте, какой бы счастливой не была твоя бесхитростная женская судьба..."
Мне нравится, что тут нашлось место и чести, и отчаянной храбрости. И рыцарям, и волшебным животным. И охотнику, и настоящим чудовищам.
Нужно очень тонко чувствовать, чтобы передать, что Грызмаг - да просто название магазина! - это нечто хитрое, опасное и неведомое. Ужас и кошмар.
"Помнится, уже в старших классах учителя на уроках обществоведения постоянно твердили ученикам об "активной жизненной позиции". Да и в газетах, на радио и по телевизору нет-нет, да и появлялся этот красиво звучащий термин. Что он означал? Да очень просто. В трёх словах: "Не проходите мимо!" Не проходите мимо несправедливости, подлости, воинствующей глупости, воровства, беззакония... словом, активно действуйте, нападайте первым и не сдавайтесь."
Если вы уже взрослый человек, но какая-то спрятавшаяся в глубине ваша часть уверена, что в детстве в вашем саду жили феи - читайте. И к концу книги вы сможете припомнить их имена.