Свое твердое убеждение в невозможности слияния этих понятий воедино, в доказательстве надуманности и подложности многих положений "новых фарисеев", с опорой на материалы исследователей, пытается реализовать автор в предлагаемой Вашему вниманию работе.
Поиск гармонии с окружающим и внутренним миром - вот в чем видится первородный смысл возникновения Веры. Невозможно и допустить собственную единичность, уникальность и самодостаточность. Человек во все времена чувствовал себя "оторванным куском" одного большого и прекрасного целого. Поиск точек соприкосновения с другими такими одиночками и с миром вообще - задача максимум для пришедшего в этот мир. Здесь то и появляется "спрос" на варианты решения этой задачи, спрос на алгоритмы действий, желательно не слишком тяжелые, ЛУЧШЕ ЕСЛИ ВСЕ ПРОИЗОЙДЕТ САМО, каким-то чудеснейшим образом. И ведь действительно - учитель способен только научить как что-то делать, какие существуют для этого приемы - дальше ученик действует самостоятельно, а успехи и результаты зависят от того, как много духовных и физических сил он приложит. Чего совсем не скажешь о Боге. Бог способен разом, в одночасье сделать всех счастливыми, наказать неправедных, (неверных, жадных, богатых и так далее по списку), а для остальных провозгласить тысячелетнее царство.
Здесь мы приходим к первому "водоразделу", где на одном берегу окажется необходимость прилагать собственные усилия для достижения царства справедливости - а на другом возможность легкого достижения схожих целей за чужой, так сказать счёт. Именно на этом берегу, на самых видных его возвышениях и построены ОБРЯДНЫЕ ДОМА, в простонародьи именуемые церковью.
Символ веры
Итак - основания веры в "автоматическое" спасение Души, методом помазания, умывания, поедания, чтения, стояния, говорения (кстати всё это - только за деньги) имеют под собой как бы Божественное происхождение. Фундаментом этого устройства является ни что иное как "Боговдохновленные рукописи", критике которых мы уделим особое внимание
"Хотя религия вообще в большей или меньшей степени следует за породившими ее общественными отношениями - конкретная интерпретация религиозных мифов не находится в непосредственной зависимости от них, она осуществляется при помощи философско-теологических моделей, соответствующих изменяющимся классовым интересам. " (Иожеф Лукач. "Пути Богов" изд. "Политическая литература" 84 год.)
Итак - религия.
Возможно ли определить ЦЕРКОВНУЮ РЕЛИГИОЗНОСТЬ как определенный набор фетишей, изображений, истуканов, (...не сотвори себе кумира и никакого изображения Бога !), оформленных как нельзя более богато, (...легче верблюду пройти в игольное ушко... Продай своё имущество и раздай бедным иди ко мне и следуй за мной...) вокруг которых в определенное время необходимо совершать определенные действия с определенным выражением лица, за определенную плату хозяину заведения - или же это ЕДИНСТВЕННОЕ ПРИБЕЖИЩЕ Бога на земле, погрязшей в крови и невежестве ? И то и другое. И в церкви человек остается человеком, то есть видит и слышит только то, что хочет увидеть и услышать.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - врожденное чувство человека, предельно схожее у всех. Так вот справедливо ли, чтобы один человек присваивал труд другого, распоряжался им как ему вздумается ? Справедливо ли покориться вооруженным захватчикам, отдавая все силы поработителю, успокаивая себя тем, что за всё это воздастся БОГАТСТВОМ (!) в другой жизни? Не болит ли, не протестует ли сердце, когда пусть хоть кто, пусть хоть называющий себя трижды помазанником Божьим призывает к этому? Не является ли ТАКАЯ религия лишь презренным орудием деспотизма ?
Здесь проводим вторую грань. В одной плоскости остается Божественное, истинное божественное, другой для нас послужит религия, в ее глубинном, утилитарном смысле.
Типы религий.
Немецкий исследователь Х. Фон Галезапп правомерно различает восточные религии, с их сверхъестественным мировым законом, и западный тип религии с их историческим Божественным откровением. И хотя в восточной религии откровение не связывается с единственным актом и в них нет, как в западных религиях, стремления к канонизации, все же и здесь религиозным нормам ПРИПИСЫВАЕТСЯ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ и здесь точно так же господствует убеждение, что эти нормы влияют на человека, благодаря некоему откровению, просветлению (например в Буддизме).
Для простого верующего довод, что природа не могла возникнуть из ничего, в ссылке на закон сохранения энергии, не имеет решающего значения, потому что такой человек заведомо трактует творение как принципиально непостигаемый акт. "Восторженное почитание духовной жизни на востоке проявлялось в равнодушии к материальным условиям, при которых реализовывались материальные цели и стремления, подчеркивались пассивные добродетели, такие как покой, созерцание и сила духа, представляющая собой результат самоконтроля и настойчивой борьбы против радости, гнева, злобы. "- писал Радхакришнан.
Суть восточного покоя сводится НЕ К ВООБРАЖАЕМОМУ ИСПОЛНЕНИЮ ЖЕЛАНИЙ, а к СОЗНАТЕЛЬНОМУ ОТКАЗУ от стремления к ним. Это покой самоунижения и самоограничения, который ведет к нирване. Это решение всех проблем методом не замечания проблем, ибо вокруг человека, погруженного в нирвану, не существует добра и зла, угнетателей и угнетенных, не льется кровь и не плачут дети. У него нет никаких желаний и стремлений, в том числе желания кому-то помочь, кого-то защитить или поделиться своей мудростью. У него нет пороков и добродетелей, он не чувствует никакой ответственности, у него даже нет семьи! Вся его долгая жизнь была посвящена ВЫЯСНЕНИЮ МЕТОДОВ ПОСТЕПЕННОГО ВЫКЛЮЧЕНИЯ в себе сначала порочных, потом относительно порочных, а потом и всех остальных рефлексов и эмоций. Он добивается прекрасного состояния ТРУПА В ЖИВОМ ТЕЛЕ, он больше не живет в этом мире! Он добился этого путем внутреннего сосредоточения и вдыхания соответствующих благовоний (действие которых предельно понятно и подробно объяснено медициной).
Не мешайте ему - он учится умирать...
Идеологическое дерево христианства.
Оставим "нирванам" их "нирванию", а сами обратимся к живым. В нашем случае такой живой религией предстанет христианство, происхождение его "идеологических корней." Из какого семени выросло это могучее древо - в принципе ясно. Но вот в какой почве оно произрастало и какой мудрый СЕЛЕКТОР вволю над ним потрудился, отсекая "уродливые" ростки и прививая "культурные" веточки - объект нашего внимания.
"Христианство возникло - с одной стороны из иудаизма - с другой из греко-эллинистических источников. Не менее общеизвестно и то, что эти два источника трактуются в теологии как полярные противоположности. Ветхий завет считает род людской потомками одного предка, народом одного Бога. Время же - дочерью вечности, историю, направляемую в соответствии с Божественными планами - одноразовым неповторяющимся процессом имеющим определенное завершение и цель." (А. Шютц)
Перемена действительности состоит в том, что наряду с общим ослаблением позиций религии происходит активизация деятельности религиозных учреждений и организаций. Их лидеры предлагают свое разрешение разнообразных проблем современной жизни. Приверженцы одной и той же веры сплошь и рядом оказываются по обе стороны классовых баррикад. Одна и та же религия могла вдохновлять противоборствующие силы, служить девизом как восставшим, так и карательным отрядам эксплуататоров. Так деятельность миссионеров бесспорно способствовала колонизации, но под религиозными знаменами проходила и национально-освободительная борьба. На бляхах фашистов было выбито:"С нами бог."
Как всё начиналось
В 63 году до нашей эры римские войска, завоевавшие Сирию, вступили в Иудею. Народные массы не примирились с игом и вторая половина первого века до нашей эры была временем непрерывных выступлений иудейского народа. Большинство народных волнений проходило под религиозными лозунгами - иудеи надеялись, что Бог поможет им в борьбе против чужеземцев, пришедших с запада. Сколько их было в Иудее первого века проповедников и пророков, которые объявляли, что они и есть посланцы и помазанники Божии! Бедняки были готовы верить любому призыву, лишь бы он обещал освобождение. Одно движение сменялось другим: то восторженная толпа шла за человеком по имени Февда к реке Иордан, то проповедник приехавший из Египта собирал на горе тысячи человек, обещая сокрушить господство римлян. Последователи некоторых таких пророков собирались в группы, создавали свои особенные отряды, образовывали религиозные секты, выступающие с требованиями организационных, идеологических и даже социальных изменений в иудейском обществе и господствующей религии.
Иерусалимские священники практически выполняли волю Рима. Все духовные, физические и творческие силы сконцентрировались тогда в стремлении к освобождению. "Это было такое время, когда новые секты, новые религии новые пророки появлялись сотнями, секты которые стали верить не в мессию Февда, не в пророка из Египта, не в учителя праведности, а в мессию- человека по имени Иисус, были затеряны среди этого множества. " (Ф. Энгельс т.3 стр. 68. ) Слишком много было людей готовых поверить в приход мессии, слишком много было людей выдававших себя за него."(И.С. Свенцицкая)
Мы очень мало знаем об этих первых иудейских сектах, уверовавших в смерть и воскрешение Иисуса, потому что они мало отличались от подобных, разве что менялись имена пророков.
До первой крови.
Во второй половине первого века, после иудейской войны, палестинские переселенцы разнесли по городам и провинциям римской империи легенду о мессии Иисусе. Проповедь о втором пришествии их спасителя, который накажет богачей и уничтожит римлян, находили отклик в сердцах всех обездоленных, потерявших надежду освободиться. Естественным является и то, что каждая секта имела не только своих пророков, но и литературу, то есть древнейшие Евангелия. Таких писаний - переводных, перевезенных, подложных и местного изготовления БЫЛО НЕИСЧИСЛИМОЕ МНОЖЕСТВО. Когда только четыре Евангелия были объявлены руководителями объединений христиан - епископами единственно истинными, большинство писаний других сект стали УНИЧТОЖАТЬСЯ. Такие христиане превратились в еретиков, то есть людей отклонившихся от истинных учений церкви, а их произведения стали считаться подложными и тайными - апокрифическими. Тем интереснее для нас выяснить - что же содержали те запрещенные источники, отражающие раннюю стадию развития христианства, почему церковь все таки отвергла эти иудео-христианские Евангелия, КОТОРЫХ БЫЛО ДЕСЯТКИ!
В произведениях церковных писателей 2-4 века упоминается о 4-х типах Евангелий иудеохристиан: Евангелие эбионитов, Евангелие назареев, Евангелие двенадцати апостолов.
В отличии от учения современной церкви, эбиониты верили, что Бог не создатель зла и несправедливости (церковники считают, что зло - божественное наказание за грехи людей) они учили что в мире существуют две противоборствующие силы добра и зла, между которыми идет постоянная борьба. Каждая из этих сил имеет своего пророка на Земле. Пророком добра был Иисус, а вот АПОСТОЛА ПАВЛА ("первого ученика и хозяина его земного дома") эбиониты считали ПРОРОКОМ ДЬЯВОЛА!
Юрий Меркулов*.
*В работе использовались материалы И. С. Свенцицкой.