"И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один" (Быт. I: 5)
Последующее, пятое уплотнение Духовных Умов "Господства" российского этнического Разума на V ступени Акта Творения IV Российской цивилизации образует материальную форму своих Духовных Умов, которые называются "Силы". Эти умы составляют Средний чин в Средней иерархии Духовных умов, поэтому на V ступени Акта Творения они выполняют исключительно познавательную функцию, способствуя, тем самым, накоплению духовных сил.
На IV ступени Акта Творения происходит лишь разделение единого организма на составляющие его органы.
На V ступени Акта Творения происходит накопление каждым органом собственных сил, собственных знаний и опыта, необходимых именно этому органу для последующего нормального функционирования. В свою очередь, это способствует завоеванию каждым органом собственного пространства и физического, и витального, и духовного, а также определению собственной сферы деятельности в сложном механизме жизнеобеспечения организма, в рамках которой он впоследствии будет функционировать.
Нечто похожее происходит и на V этапе внутриутробного развития зародыша. Там так же происходит самостоятельное развитие наиболее важных органов человеческого организма - органов управления его жизнедеятельностью, образовавшихся в результате разделения единого эмбриона на отдельные органы на IV этапе плодоношения. Также на V этапе плодоношения у зародыша формируется важнейший орган - вилочковая железа (тимус), который сам осуществляет иммунологический надзор за развивающимися клетками плода, и принимает активное участие в этом процессе (см. "Справедливость Закона Акта Творения для исторического процесса).
Сам же иммунологический надзор осуществляется за счет работы защитных механизмов, устраняющих "не свое", при формировании "своего" для каждого отдельно взятого органа в организме.
Нечто похожее происходит и при формировании цивилизации, как самостоятельного организма на V ступени его развития, где также зарождается и начинает активно работать иммунологический надзор цивилизации. Вероятно, именно этим обстоятельством объясняются междоусобные распри, характерные исключительно для этого периода, изгнание народом неугодных правителей и приглашение на правление угодных.
Помимо этого, на V ступени происходит зарождение будущего центра управления всеми органами организма. Для IV Российской цивилизации (837-2997 гг.) - это появление на свет в этот период маленького Московского княжества, которое, со временем, возьмет на себя роль центрального органа управления всей Россией.
Остальные княжества, как отдельные органы единого организма России, на V ступени Акта Творения Российской цивилизации будут обретать свои силы за счет закрепления каждого княжества за определенной ветвью княжеского рода Рюриковичей. И в этом князьям во многом будет помогать сам народ, живший в этих княжествах, изгоняя неугодных им князей и привечая, на их взгляд, заслуженных для данного княжества. Закрепление за каждым княжеством своего, определенного хозяина-князя в дальнейшем будет способствовать укреплению каждого отдельного княжества, а так же и всей Руси в целом.
На V ступени так же отмечается наиболее активный период феодальной раздробленности, связанный с междоусобицами князей.
Борьба за лидерство между князьями, истинного лидера среди них так и не выявит, но именно она будет способствовать правильному распределению князей по княжествам и закрепления их за ними.
* * *
1 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 1125 года по 26 июля 1127-го - время закладки первого камня в основание всей ступени, как отдельного акта творения, и получения директивы основных направлений решения его задач.
V ступень Акта Творения Российской цивилизации начинается со смерти Великого князя Владимира Мономаха.
"В лето 6633 (1125) преставился благоверный и великий князь всея Руси Владимир, сын благоверного отца Всеволода, украсивший себя добрым нравом, прославившийся победами, от имени которого трепетали все страны, и по всем странам шел слух о нем, поскольку он всей душою возлюбил Бога. Преставился в мае месяце, в 19 день, и положен был в Киеве в Святой Софии у отца своего."
По своей смерти Владимир Мономах оставил пять сыновей. С его смертью произошло очередное распределение столов.
"И сел в Киеве Мстислав, сын его старший, княживший с кротостью, а Ярополк, брат его, пошел в Переяславль."
Мстислав Владимирович, наследовав достоинство Великого Князя, сел в Киеве. Соперников ему быть не могло: старшие родичи, Олег и Давыд Святославичи, умерли еще при жизни Мономаха. Хотя в Чернигове сидел их младший брат, Ярослав, который был старше Мстислава, и по закону, Киев должен был отойти к нему. Но этот слабый князь не мог удержать старшинства и в собственно роде.
Здесь, в самом начале V ступени, можно наблюдать первое противоречие между существовавшим законом престолонаследования и реальным положением вещей. Ярослав был слаб, поэтому он уступил старшинство более сильному родичу.
Также не мог спорить с Мстиславом и Брячислав Святополкович, княживший где-то в Пинской волости. Вокняжению Мстислава на великокняжеский киевский стол способствовало также и расположение киевлян к роду Мономаха.
Остальные четыре брата Мсислава осели в своих княжествах в следующем порядке:
Ярополк еще при отце получил стол Переяславский и остался на нем при брате. Сей князь отличался завидной храбростью в бою, что было немаловажным для полоцкого князя, вынужденного постоянно биться с кочевниками из степей.
Третий брат Вячеслава княжил сначала в Смоленске, а потом был переведен в Туров.
Георгий издавна княжил в Ростовской области, в Суздале.
Андрей - во Владимире на Волыни.
В Новгороде сидел старший сын Мстислава - Всеволод.
Изяслав Мстиславович в Курске подле Киева. Он также отличался храбростью и потому нужен был отцу для рати.
В Смоленске - третий сын его, Ростислав
Тут же летопись сообщает:
"Поставил князь Ярополк игумена Марка, его же поставил митрополит Никита епископом Переяславским, месяца октября, в 4 день."
Переяславская кафедра в течение двух с половиной лет пустовала (после смерти епископа Сильвестра 12 апреля 1123 г.) вследствие отказа митрополита Никиты пойти навстречу Владимиру Мономаху, желавшему учредить в Смоленске, в котором сидел его внук Ростислав и который относился тогда к Переяславской епархии, самостоятельную кафедру. Владимир Мономах в свою очередь упорно отказывался утвердить нового кандидата на переяславскую кафедру. Лишь после смерти Владимира 19 мая 1125 г. его сын Мстислав исполнил волю митрополита, о чем и сообщает летопись.
"В лето 6634 (1126) преставился митрополит Никита месяца марта, в 9 день, а княгиня Владимира преставилась месяца июня в 11 день. В то же лето сотряслась земля в августе месяце, в 11 день и в час 8 ночи."
После смерти митрополита Никиты Русская митрополия на целых 4 года оставалась без духовного окормителя.
Далее летопись сообщает:
"В лето 6635 (1127) преставился Брячислав Святополчич, месяца марта, в 28 день, и погребен в апреле в 5 день."
* * *
В 1127 году в Чернигове произошло важное событие: сын Олега, Всеволод напал врасплох на дядю своего Ярослава, согнал его со старшего стола, пленил, а дружину его перебил, и дома его разграбил.
(как видим, иммунологический надзор активизировался с первых лет V ступени)
Оправданием Всеволоду Ольговичу, отнявшему у своего дяди Ярослава его стол, может послужить и сам факт вокняжения Мстислава на Кивском столе в обход того же Ярослава, который был старше Мстислава.
Но Мстислав не захотел смириться с таким, как он посчитал, вопиющим нарушением ступенчатого порядка наследования, тем более, что он клятвенно обещал поддерживать Ярослава в Чернигове. Призвав на помощь брата Ярополка, они пошли на Всеволода.
В свою очередь Всеволод, отпустил из неволи дядю Ярослав в Муром, но, не имея возможности в одиночку бороться с Мономаховичами, послал за половцами, с которыми у Ольговичей были союзнические отношения еще со времен их изгойства. Половцы явились на зов Всеволода и, встав в числе 7000 за рекою Вырой у Ратимировой дубравы, послали гонцов к Всеволоду, известить о том.
Но к тому времени, Ярополк успел захватить всё течение реки Сейма, где посадил по ее городам своих посадников, а в Курске - племянника Изяслава Мстиславовича. Поэтому гонцы от половцев были перехвачены на реке Локне, и приведены к Ярополку. Половцы же, не получив известий из Чернигова, развернулись и ускакали обратно в степь.
После бегства половцев Всеволод занимался подкупом бояр, настраивая их против Мстислава и, таким образом, провел все лето. С другой стороны на Мстислава наседал Ярослав, чтобы тот покарал клятвопреступника Всеволода.
В это время в киевском Андреевском монастыре был игумном Григорий, которого очень любил Владимир Мономах, да и Мстислав и весь народ очень почитали его. Этот-то Григорий все не давал Мстиславу встать ратью на Всеволода за Ярослава. Мстислав не знал, что ему делать, поскольку не хотел ослушаться старца. Митрополита тогда не было в Киеве, так он созвал собор из священников и передал дело на их решение; те отвечали: "На нас будет грех клятвопреступления". Мстислав послушался их и не исполнил своего обещания Ярославу.
Побуждением к миру со Всеволодом могла служить также и родственная связь с ним: за Мстиславом была дочь его. Как бы то ни было, племянник удержал за собою старший стол вопреки правам дяди, но эта удача была, как увидим, первою и последнею в нашей древней истории.
Для Мономаховичей событие это не осталось, впрочем, без материальной выгоды: они удержали Курск и все Посемье, и это приобретение было для них очень важно, потому что затрудняло сообщение Святославичей с половцами.
Ярослав должен был идти назад в Муром и остаться там навсегда, потомки его явились уже изгоями относительно племени Святославова, потеряли право на старшинство, должны были ограничиться одной Муромской волостью, которая вследствие этого отделилась от Черниговской. Таким образом, и на востоке от Днепра образовалась отдельная княжеская волость, подобная Полоцкой и Галицкой на западе.
Ярославу Святославичу ничего не оставалось, как вернуться в Муром, где он через два года тихо скончался. Русская Православная Церковь чтит память князя Ярослава, в крещении Константина, как крестителя вятичей и радимичей в Муромско-Рязанских землях, сравнивая его духовный подвиг с подвигом Константина Великого.
* * *
Далее летопись приводит пример того, как происходило закрепление княжеств за князьями.
"Услышали о том половцы, что умер Владимир и собирались напасть на Русь, объединившись с торками. Но Бог не допустил этого, и не успели они ничего. Ярополк, прознав про то, загнал торков в город той же ночью. Князь Ярополк укрепился Божьей помощью, поскольку не ждал помощи ни от братьев своих, ни от кого другого, только от переяславцев своих, выставил он дружину у Полкъстеня, и когда воротились половцы, сполчился против них. Тогда же благоверный князь, благоверная отросль, Ярополк, призвав имя Божие и отца своего помянув, ударил с дружиною своею и победил поганых силою честного креста, а остальных потопил в реках. Так и воротился князь Ярополк, хваля и славя Бога за такую помощь и о даре Божьем."
Здесь, как видим, ни князь уже не надеялся ни на чью помощь, ни жители Переяславского княжества не надеялись на помощь соседей и на малочисленные силы дружины князя Ярополка Владимировича, поэтому вынуждены были обороняться, рассчитывая только на свои силы. Князь выехал с переяславским ополчением навстречу половцам и, встретив их возле Полокстеня (гор. в Переяславской обл.) разбил их. Этим он, несомненно, снискал великое уважение в глазах всех переяслвцев, как их единственный защитник.
2 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 1127 года по 20 декабря 1129-го - время, когда происходит осознание своего разотождествление с образом, созданном на предыдущем акте творения, на предыдущей ступени, что всегда выражается в попытке реставрации порядка существовавшего на предыдущей ступени.
Важнейшим событием периода 2-ой ступеньки явилось падение дома Полоцких князей, которые изначально стояли в оппозиции ко всей Руси, постоянно претендуя на независимость от нее.
"В то же лето (1127) послал князь Мстислав братьев своих на кривичей четырьмя путями. Вячеслава из Турова, Андрея из Владимира, а Всеволоду из Городно и Вячеславу Ярославичу из Кольчска, тем повелел идти к Изяславу. А Всеволоду Ольговичу повелел идти со своею братию на Стрежев к Борисову. И Ивана Воитшича тоже послал с торками, и сына своего Изяслава из Курска со своим полком послал к Логожску, а другого сына своего, Ростислава, послал со смоленцами на Дрютеск. И на рек им всем выступить в один день месяца августа, в 30 день..."
Мстислав Владимирович решился покорить непокорную до той поры область Кривичей. Для этого он привел в движение силы своих родичей - Мономашичей. Велел идти братьям своим, Вячеславу Владимировичу из Турова, Андрею Владимировичу из Владимира Волынского, сыну Изяславу Мстиславовичу из Курска, дав ему собственный полк, Княжеский. Ростиславу Мстиславовичу, другому сыну, из Смоленска, Всеволодку Давидовичу, внуку Игореву и зятю Мономахову, из Городна, Вячеславу Ярославичу, внуку Святополка-Михаила, из Клецка. И наказал всем начать военные действия в один день.
Всеволод Ольгович, послушный Великому Князю, и братья его вместе с отрядом верных торков, отданных в начальство Боярину Ивану Войтишичу, в то же время шли к Минскому городу Борисову. Изяслав Мстиславович взял Логожск еще ранее назначенного Мстиславом дня и спешил соединиться с дядьями, обступившими город Изяславль, Удел знаменитой Рогнеды, первой супруги Св. Владимира.
Там находился Брячислав, сын Бориса Всеславича, зять Мстиславов. Он захотел бежать к отцу, но попался в руки к своему шурину, который вел с собою многих пленных Логожан. Узнав, что с пленниками и Брячиславом победители относятся благосклонно, осажденные граждане решились сдаться, но требовали клятвы от Вячеслава Владимировича, сына Мономахова, что он защитит их от всякого насилия.
Клятва была дана и нарушена. Ночью, вслед за дружиной, посланной в город, бросились все воины Андрея Владимировича и Вячеслава Владимировича. Сами князья, не в силах остановить их, едва спасли имение дочери Мстиславовой, мечем удержав неистовых грабителей, но горожанами им пришлось пожертвовать.
Скоро и Всеволод Мстиславович, старший сын Великого Князя, вступил с Новгородцами в область Полоцкую. Испугавшись его, жители не стали обороняться и выгнали своего князя Давида, на место которого, согласно их желанию, Мстислав дал им Рогволода, брата Давидова. А чрез два года, в 1129 г., отправил всех князей Полоцких в ссылку за то, как сказано в некоторых летописях, что они не хотели действовать вместе с ним против врагов нашего отечества, половцев.
Всеславичи: Давид, Ростислав, Святослав, и племянники их Василько, Иоанн, сыновья Рогволодовы, с женами и детьми были на трех ладьях отвезены в Константинополь. Мстислав отдал Княжение Полоцкое и Минское сыну своему Изяславу.
3 СТУПЕНЬКА - с 20 декабря 1129 года по 14 мая 1132-го - время образования основы данного акта творения, проявления света его основного замысла.
Летом 1130 г. в Киев прибыл, назначенный и рукоположенный в Константинополе митрополит Михаил I. Уже в ноябре-декабре того же года он посвятил в Новгородские епископы Нифонта.
"В лето 6638 (1130) послал Мстислав сановей своих: Всеволода, Изяслава и Ростислава с дружинами их на Чудь, и взяв их, дань на них возложили".
"В лето 6639 (1131) князь Великий Мсислав ходил на Литву и взял в полон многих, и снова ходил. В то же лето заложил Мстислав церковь Святой Богородицы."
Князь Новгородский Всеволод, с братьями, два раза ходил на Чудь, или Эстонцев, поскольку те не платили дань, возможно, просто было нечем. Согласно закону, записанному в "Правде Ярославичей", должники обращались в батраков.
Сам Великий Князь воевал Литву и привел в Киев великое число пленников. Пленники отчасти шли в продажу, отчасти были расселяемы по деревням.
"В лето 6640 (1132) преставился Мстислав, сын Владимира, месяца апреля, в 19 день. И сел после него брат его Ярополк княжить в Киеве, поскольку киевляне просили за него.
В то же лето Ярополк привел Всеволода Мстиславовича из Новгорода и дал ему Переяславль по крестному целованию."
Великий князь Мстислав, по возвращении из Литвы, скончался на 56 году от рождения. Мстислав имел двух сыновей: Святополка и Владимира.
Перед своей кончиной Мстислав Великий передал престол Киевский своему бездетному брату Ярополку, рассчитывая на то, что Ярополк, передав престол следующему по старшинству брату - Вячеславу, закрепит великий стол Киевский за сыновьями Владимира Мономаха. Тем самым Мстислав Великий снова нарушил лествичный порядок престолонаследования, так как еще живы были братья Владимира Мономаха, которые на великий стол Киевский имели больше прав, чем их племянники. Но это уже произошло не без волеизлияния самих киевлян.
Сыновья же Мстислава Великого, в свою очередь, попытались закрепить за собой Киев, Новгород и Переяславль, что, несомненно, дало бы ветви Мономашичей право на "старейшинство" среди русских князей.
Граждане Киевские объявили Ярополка Владимировича Государем своим и призвали его в столицу. Согласно с торжественным договором, заключенным между им и старшим братом, в исполнение Мономахова завещания, он уступил Переяславль Всеволоду, сыну Мстислава.
Сей Князь Новгородский, приехав туда, чрез несколько часов был изгнан дядею, Георгием Владимировичем, князем Суздальским и Ростовским, который заключил союз с меньшим братом Андреем и боялся, чтобы Ярополк не сделал Всеволода наследником Киевского престола. Великий Князь убедил Георгия выехать из Переяславля, но, чтобы успокоить братьев, отдал сию область другому племяннику, Изяславу Мстиславичу, Князю Полоцкому.
Новгородцы, Ладожане и Псковитяне (которые составляли одну область) уже не хотели принять Всеволода. Несчастный Князь должен был удалиться. Граждане скоро одумались и возвратили изгнанника, но власть его ограничили выбором веча. Таким образом, новгородские посадники, бывшие ранее слугами князей, сравнялись с князем во власти, поскольку их избрание с тех пор уже зависело от народа, а не от князя.
4 СТУПЕНЬКА - с 14 мая 1132 года по 8 октября 1134-го - время разделения света основного замысла на отдельные составляющие его части, проявление ими своей индивидуальности. Время первого религиозного переживания.
На 4-ой ступеньке уже наблюдается обратная картина.
Полочане также, воспользовавшись отсутствием Изяслава Мстиславовича, выгнали брата его, Святополка, и признали Князем своим Василька Рогволодовича, который возвратился тогда из Царьграда.
Держава, создаваемая Мстиславом Владимировичем, после его смерти стала быстро распадаться. И первым в 1132 году отпал Полоцк, куда прибыли из Византии полоцкие князья, изгнанные Мстиславом. Они были приняты согражданами, и, восстановив свои княжеские права, вернулись к самостоятельности, отделившись от Киева.
"В лето 6641 (1133) Ярополк послал Изяслава Мстиславовича к брату в Новгород..."
Желая угодить братьям, Ярополк склонил Изяслава уступить Переяславль дяде своему, Вячеславу. За это он получал Туров и Пинск, сверх его прежней Минской области. И Изяслав был доволен, он ездил в Уделы Мстиславичей, в Смоленск, в Новгород, собирать дары и налоги для Ярополка. Следует отметить, что Новгород, владея отдаленными областями нынешней Архангельской губернии, платил за них Великим Князьям особенную дань, которая называлась печорскою.
Но эта идиллия продолжалась не долго: брат Ярополка Вячеслав, жалея о своем бывшем уделе, забрал у племянника Туров, а Георгий Владимирович взял Переяславль, отдав за то Ярополку часть своей Ростовской и Суздальской области.
Изяслав обратился за помощью к Всеволоду. Новгородский князь незадолго до того времени победил Чудь, взял Юрьев, и, будучи в хорошем расположении духа, пообещал брату завоевать для него Суздаль. Он не сдержал слова: дошел только до реки Дубны и возвратился, поскольку в Новгороде было неспокойно.
В Новгороде народ волновался, избирал, сменял посадников и даже утопил одного из бояр, бросив его с моста в Волхов.
В свою очередь, дружина Всеволода, недовольная неудавшимся походом, требовала снова идти к Суздалю. Напрасно новый Митрополит Киевский Михаил, приехав к ним, старался отвратить их от сего междоусобия: Новгородцы не пустили от себя Митрополита и, несмотря на жестокость зимы, выступили в поле 31 декабря 1133 г..
Они приняли бой 26 января 1134 г. на Ждановой горе (в нынешней Владимирской губернии), потеряли множество людей, убили еще более Суздальцев, но не могли одержать победы. Новгородцы возвратились с миром и немедленно освободили Митрополита, который предсказал им неудачный исход их похода.
На юге Руси Ольговичи - князья Черниговские, объявили войну Ярополку Владимировичу и братьям его Мономашичам, для чего призвали половцев. Вместе с половцами они жгли города, села, грабили, пленяли русичей и в конце заключили мир под Киевом.
Изяслав был тут же. Он не ходил вторично с Новгородцами к Суздалю. Великий Князь уступил ему Владимир, Андрею, брату своему, Переяславль, а Ростов и Суздаль возвратил Георгию, который сверх того удержал за собою Остер в южной России.
Новгородцы, не захотев брать на себя ответственность за грозившее новое междоусобие, прислали своего посадника Мирослава и епископа Нифонта, чтобы тот образумил князей словом. Нифонт, муж строгой добродетели, сильными убеждениями тронул их сердца и более всех способствовал заключению мира.
5 СТУПЕНЬКА - с 8 октября 1134 года по 2 марта 1137-го - время обретения своего статуса каждой разрозненной частью. Время передела территории и сфер влияния, а, соответственно, и время зарождения будущего лидера.
Испытав вредные для себя следствия княжеских усобиц, новгородцы в 1135 году отправили посадника своего Мирослава в Русь мирить Мономаховичей с Ольговичами, но он возвратился, не сделав ничего, потому что сильно взмялась вся Земля русская, по выражению летописца. Князья не помирились при посредничестве новгородцев, но каждый стал переманивать их на свою сторону, давать им, следовательно, право выбора. Новгородцы не замедлили воспользоваться этим правом.
В 1136 году новгородцы призвали псковичей и ладожан и сообща порешили избавиться от князя своего Всеволода. Они посадили его в епископском дворе с женою, детьми и тещею, приставили сторожей стеречь его день и ночь с оружием, по 30 человек на день, и не выпускали до тех пор, пока не приехал новый князь, Святослав Ольгович из Чернигова.
В вину Всеволоду ставилось, согласно летописи:
1) не блюдет смердов;
2) зачем хотел сесть в Переяславле?
3) в битве при Ждановой горе прежде всех побежал из полку;
4) вмешивает Новгород в усобицы: сперва велел приступить к Ольговичам, а теперь велит отступить.
Но и в самом Новгороде стало неспокойно, поскольку в нем оставалось много сторонников правления Всеволода Мстиславовича. В результате споров, по выражению летописца: "Новгород разодрался, как разодралась Русская земля".
В год прибытия Святослава Ольговича (1136) летопись говорит о смуте в Новгороде, в частности о том, что какого-то Юрия Жирославича сбросили с моста. Мятеж удалось подавить, но сторонники Мстичлавича остались.
Сначала попытались своими силами устранить Святослава, на него было совершено покушение - в него стреляли из лука, но без успеха.
Тогда несколько добрых мужей и в том числе посадник Константин (избранный на место Мирослава Гюрятинича, умершего в 1135 году) побежали ко Всеволоду в Вышгород, где приютил его дядя Ярополк. Они, ссылаясь на то, что у Всеволода в Новгороде много сторонников, уговорили его снова занять Новгородский стол.
Всеволод отправился со своим братом Святополком и в самом деле убедился, что в Пскове его принимают хорошо. А когда он ехал мимо Полоцка, то Василько, тамошний князь, сам вышел к нему навстречу и проводил с честью. Хотя, в свое время, Мстислав, отец Всеволода, много зла сотворил всему роду Василько, и Всеволод, казалось, был в его руках, но Полоцкий князь и не подумал мстить Всеволоду за отцовское зло. Оба целовали друг другу крест не поминать прошлого.
Когда в Новгороде узнали, что Всеволод снова хочет сесть у них и уже находится во Пскове, то поднялся большой мятеж. Большинство новгородцев не пожелало иметь у себя князем Всеволода, его сторонники, кои составляли меньшинство, вынуждены были бежать к Всеволоду во Псков. Его противники разграбили дома бежавших, потом стали выискивать сторонников Всеволода среди оставшихся бояр. С заподозренных взяли полторы тысячи гривен и отдали их купцам на подготовку к войне. В этой суматохе пострадали и невинные.
Исходя из пункта главного обвинения Всеволода: "не блюдет смердов", можно заключить, что Всеволод устраивал бояр, тогда, как к его противникам принадлежали преимущественно простой люд.
Святослав Ольгович собрал всю землю Новгородскую, призвал на помощь брата Глеба с жителями города Курска, а также половцев, и пошел выгонять Всеволода из Пскова. Но для Пскова это оказался очень удобный случай освободиться от влияния старшего города - Новгорода, поэтому они подготовились к предстоящей битве со Святославом основательно.
Святослав же с новгородцами, увидев, что война будет трудная и легкой победы ждать не стоит, с дороги воротился назад в Новгород.
Всеволод умер в том же 1137 году, и псковичи взяли на его место брата его Святополка.
Сами новгородцы в то время испытывали большие неприятности, поскольку Мономаховичи осерчали на них за то, что они своим князем избрали Ольговича, поэтому и прекратили с ними всякую торговлю. А это означало, что у Новгорода не было мира ни с Суздалем, ни со Смоленском, ни с Киевом, ни с Полоцком, в результате, от прекращения подвозов поднялись цены на съестные припасы.
Но разделение произошло и в семье Мономаха между старшими племянниками и младшими дядьями. Это разделение и помогло Новгороду выйти из затруднительного положения, а, впоследствии, и Ольговичам поспособствовало получить Киевский стол.
Сами новгородцы всегда признавали своим князем только Владимира Ярославовича (1020 - 1052 гг.), но его сын, Ростислав, стал изгоем, а его сыновья потом уже никогда в Новгороде не княжили. Но тройное разделение потомства Ярослава позволило им всегда выбирать себе князя по обстоятельствам, в тоже время, такое непостоянство всегда было сопряжено с внутренним волнением в городе, производимое приверженцами и противниками того или иного изгоняемого князя.
Также возможность выбора из трех линий усиливала произвол веча, но, вместе с тем, усиливало и его вес, поскольку его требования создавало видимость Новгорода, как вольного города.
Так Новгород, сообразуясь с переменой, произошедшей на юге в пользу Ольговичей, сменяет Мономаховича на Ольговича. Будучи приведен этой сменой в затруднительное положение, он находит средство выйти из него без вреда себе и унижения. Новгородцы легко могут примириться с Мономаховичами, не имея нужды, принимать опять Мстиславича. А могут отдаться в покровительство Юрия ростовского, взять себе в князья его сына, рассчитывая на то, что Юрий защитит его от Ольговичей, как ближайший сосед, и примирит с Мономаховичами, избавив от унижения принять Святополка, т. е. признать торжество псковичей. Наконец, призвание Юрьевича примиряло в Новгороде все стороны, так как для приверженцев Мономаховичей он был внук его, для врагов Всеволода он не был Мстиславичем. Расчет был верен, и Ростислав Юрьевич был призван на стол новгородский, а Святославу Ольговичу указан путь из Новгорода.
6 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 1137 года по 26 июля 1139-го - время определения приемлемой формы взаимоотношений друг с другом, с соседями и с Богом.
"В лето 6646 (1138) Мстислав Всеволодович, внук Владимира, которого выгнали новгородцы от себя, пришел к Ярополку в Киев, и тот дал ему Вышгород" - сообщает летопись.
В 1137 году Святополк Мстиславич сопровождал своего брата Всеволода из Новгорода в Псков. Зимой того года Всеволод умер во Пскове, и псковским князем стал Святополк Мстиславич, который княжил там до 1140 года, когда великий князь Всеволод Ольгович дал ему с братом, Владимиром Мачешичем, город Берестье, не желая отпускать их к новгородцам, которые, выгнали Святослава весной 1138 года (бывшего князем 2 года без 3 месяцев), а новгородцы послали в Суздаль к Юрию Владимировичу просить себе князя. Он послал сына Ростислава Юрьевича князем в Новгород. А через год, в 1139 году, князь Юрий Владимирович прибыв в Смоленск, звал новгородцев в поход на Киев, но безуспешно, и Ростиславу пришлось бежать в Смоленск к отцу. А князем в Новгороде стал опять Святослав Ольгович но не надолго, из-за вспыхнувшего мятежа в Новгороде он опять сбежал.
Новгородцы, избрав Святослава Ольговича, объявили себя неприятелями Великого Князя, также Суздальского и Смоленского. Ни псковитяне не хотели иметь с ними сношения, ни Василько, князь Полоцкий, верный союзник Всеволодов. Лишенные подвозов, они терпели недостаток в хлебе, и недовольство народа обратилось на князя.
И духовенство так же имело некоторую причину жаловаться на Святослава, поскольку тот, по их мнению, сочетался незаконным браком в Новгороде, не уважив Епископа, велев обвенчать себя собственному, придворному Иерею.
Святослав не смог успокоить народ, и был изгнан с бесчестием. Желая защитить себя от мести Ольговичей, граждане оставили в залог у себя его бояр и княгиню, сослав ее в монастырь Св. Варвары и призвали в Новгород Ростислава, внука Мономахова, сына Георгиева.
Они заключили мир с Великим Князем, а также с Псковом и хвалились своею мудрою политикою. Святослав, разлученный с женою, на пути своем в Чернигов был остановлен смоленскими жителями и заперт в монастыре Смядынском, поскольку Ольговичи снова объявили тогда войну роду Мономахову.
Ольговичи вместе с половцами ограбили селения и города на берегах Сулы. Андрей Владимирович не мог отразить их, ни иметь скорой помощи от братьев, которые, в надежде на мир, распустили войско. Он не хотел быть свидетелем бедствия своих подданных и спешил уехать из Переяславля, оставив их в добычу врагам и не менее хищным наместникам. Заключение Святослава еще больше ожесточило Ольговичей. Пылая гневом, они свирепствовали в южной Руси, взяли Прилук и думали осадить Киев.
Но Ярополк собрав уже сильную рать, заставил их удалиться и скоро приступил к Чернигову. Не только все русские Князья соединились с ним, но и Венгры дали ему войско, в стане его находились еще около 1000 конных берендеев или торков.
Жители Черниговские ужаснулись и требовали от своего князя, Всеволода, чтобы он старался умилостивить Ярополка. Черниговцы не обманулись: Великий Князь, тронутый молением Всеволода, явил редкий пример великодушия, заключив мир, утвержденный с обеих сторон клятвою и дарами, он возвратился в Киев и скончался (18 Февраля 1139 г.).
Далее летопись сообщает:
"Той же осенью (1138) преставился Глеб Ольгович, той же зимой (1139) преставился благоверный князь Ярополок Владимирович месяца февраля, 18 день. И положен был в церкви Св. Андрея. И сел в Киеве брат его Вячеслав, и люди, и митрополит посадили его на стол прадеда его Ярослава месяца февраля, 22 день."
В 1139 году по смерти Ярополка Киевский стол принял его брат Вячеслав. Но тут раздором между Мономашичами воспользовался Черниговский князь Всеволод Ольгович, правнук Ярослава Мудрого. Он напал на Киев, выгнал Вячеслава и сел на Киевский стол. Против него выступила Волынская ветвь Мономашичей - князь Изяслав, племянник Вячеслава, пытаясь вернуть Киев Мономашичам. Но Всеволод оказался князем умным, сильным и жестоким, он сумел удержаться на Киевском престоле вплоть до своей смерти в 1146 году. Сильной и властной рукой Всеволод сумел удержать власть, но также и сумел настроить против себя и, особенно против ветви Ольговичей на веки вечные киевлян.
7 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 1139 года по 20 декабря 1141-го - время мирного благоустройства, время отделения Божественного от земного.
Далее летопись сообщает:
"В лето 6647 (1139) сел Ольгович в Киеве и начал замышлять на Влодимировичей и на Мстиславовичей, надеясь на силу свою, и хотел сам всю землю держать со своею братией."
Новый Великий Князь изъявил желание остаться в мире с сыновьями и внуками Мономаха, но они не хотели ехать к нему, замышляя свергнуть его с престола. Тогда Всеволод решился отнять у них владения и послал воевод на Изяслава Мстиславича. Но Изяслав разбил их рать, и те вернулись с позором.
Стараясь загладить неудачу, Всеволод приказал брату князя Черниговского, Изяславу Давидовичу, вместе с Галицкими Князьями воевать область Туровскую и Владимирскую, а сам выступил против Андрея, объявив ему, чтобы он ехал в Курск и что Переяславль должен быть уделом Святослава Ольговича.
На это Андрей ответил отказом. Великий Князь стоял на берегах Днепра и велел Святославу изгнать Андрея, но князь Переяслвский и его обратил в бегство, и этой победой обрел себе мир. К чести Всеволода, сказано в летописи, что он во время договоров, видя ночью сильный пожар в Переяславле, не хотел воспользоваться оным. Эти два князя, обещав забыть вражду, чрез несколько дней съехались в Малотине для заключения союза с ханами половецкими.
Между тем Владимирко Галицкий с Иоанном Васильковичем, брат Черниговского князя с Половцами и Ляхи, союзники Всеволодовы, вошли в область Изяславову и Туровскую. Но гордый Владимирко, не захотел быть слугою или орудием князя Киевского, поэтому они заключили между собой мир и согласие. Сим война и закончилась. Благоразумный Всеволод не отвергнул мирных предложений Изяслава и дяди его, Вячеслава Туровского, дал слово не тревожить их в наследственных уделах.
У Великого Князя Всеволода Ольговича оставался еще один враг - Георгий Владимирович, князь Суздальский. Он прибыл в Смоленск и требовал войска от новгородцев, чтобы отмстить Всеволоду. Но юный князь их, Ростислав, думая о выгодах мирной торговли более, нежели о чести Мономашичей, не захотел вооружиться. Ростислав ушел к отцу.
Георгий в наказание отнял у новгородцев Торжок. Эти люди выгоняли князей, но не могли жить без них, они звали к себе вторично Святослава и в залог верности дали аманатов Всеволоду. Святослав приехал, однако же спокойствия и тишины не было. Распри господствовали в сей области. Князь и любимцы его также питали дух несогласия и мстили личным врагам: некоторых знатных бояр сослали в Киев или заключили в оковы, другие бежали в Суздаль.
Всеволод хотел послать сына своего на место брата, и граждане, в надежде иметь лучшего князя, отправили за ним епископа Нифонта в Киев. Тогда, не уверенный в своей безопасности, Святослав уехал тайно из Новгорода вместе с Посадником Якуном. Народ озлобился, догнал его, оковал цепями и заточил в область Чудскую, равно как и брата Якунова, взяв с них 1100 гривен пени. И изгнанники скоро нашли верное убежище там же, где и враги их: при Дворе Георгия Владимировича, и, благословляя милостивого князя, навсегда отказались от своего мятежного отечества.
Уже сын Всеволодов был на пути с Нифонтом и доехал до Чернигова, когда новгородцы, передумав, дали знать Великому Князю, что не хотят ни сына, ни ближних его и что один род Мономахов достоин управлять ими. Оскорбленный Всеволод задержал их послов и самого Нифонта. Узнав о том, Новгородцы объявили Всеволоду, что они покорны ему как общему Государю России, желая от его руки иметь властителем своим брата Великой Княгини, Святополка или Владимира Мстиславичей. Однако же это не смягчило Всеволода, который призвал к себе обоих меньших шурьев и дал им Брестскую область, для того, чтобы они не соглашались княжить в Новгороде и чтобы его беспокойные жители испытали все бедствия безначалия.
И Новгородцы, лишенные защиты Государя, фактически, стали на положении изгоев. Никто не хотел везти к ним хлеба, и купцы их, остановленные в других городах Российских, сидели по темницам. Они терпели девять месяцев, избрав в посадники врага Святославова, именем Судилу, который вместе с другими единомышленниками возвратился из Суздаля. Потом обратились к Георгию Владимировичу и звали его к себе правительствовать. Он не хотел выехать из своей области, но вторично дал им сына и скоро имел причину раскаяться, ибо Всеволод, в досаду ему, занял Остер (городок Георгиев), а новгородцы, узнав, что Великий Князь, в удовольствие супруге или брату ее, Изяславу Мстиславичу, согласился наконец исполнить их желание и что шурин его, Святополк, уже к ним едет, заключили, по обыкновению, Георгиева сына в Епископском доме. Как только Святополк приехал, граждане отпустили Ростислава к отцу.
Далее летописец пишет:
"Той же зимой (1141) преставился благоверный и христалюбвый, добрый князь Андрей Владимирович в Переяславле, в январе месяце, в 22 день и на третий день похоронен у Святого Михаила. Когда же несли гроб, то дивное знамение было на небеси и страшно было. 3 солнца сияло между собой, и 3 столпа от земли до небес над всеми горами были, как дуги у месяца стояли до тех пор, пока не похоронили.
Той же зимой преставился Всеволодко, Городецкий князь."
В это время преставился Андрей Владимирович. Вячеслав был его наследником, но медлил выехать из Турова. Тихий Вячеслав жил спокойнее и безопаснее в западной России: соседство с половцами требовало деятельной осторожности, что никак не соответствовало его миролюбивому нраву.
8 СТУПЕНЬКА - с 20 декабря 1141 года по 14 мая 1144-го - время рождения лидера и установления межличностных отношений. Время генеральной уборки. На этой ступеньке происходит своеобразная чистка, время избавления от всех накопившихся негативов во взаимоотношениях с лидером, которые мешают дальнейшему развитию.
Начиная с 8-ой ступеньки, война между Мономашичими и Ольговичами разгорается с новой силой.
"В лето 6650 (1142) вошел Вячеслав в Переяславль. А к Турову пошел Святослав Всеволодович, враг рода христианского, дьявол. И сердце Игоря Олеговича восхотело идти в Переяславль, и придя встал у Стреквы, и много пакости сотворив и стоял там 2 месяца, и пришел Изяслав из Владимира на помощь Вячеславу."
Игорь и Святослав Ольговичи объявили Вячеславу войну.
Недовольные тем, что Великий Князь наградил сына уделом и не хотел отдать им ни Северского Новгорода, ни земли Вятичей, они вступили в тесный союз с Князьями Черниговскими, сыновьями Давида, и надеялись оружием приобрести себе выгодные уделы. Они опустошили несколько городов Георгия Владимировича Суздальского, захватив везде скот и товары. После чего напали на область Переяславскую и два месяца жгли села, травили хлеб, разоряли земледельцев. Вячеслав, наблюдая все это, ничего не предпринимал, ожидая защиты от Всеволода и своих племянников, Мстиславичей.
Великий Князь действительно отрядил к нему Воеводу с конницею Печенежскою. С другой стороны пришел Изяслав Владимирский, а брат его, Князь Смоленский, завладел городами Черниговскими на берегах Сожа. Инок Святоша был еще жив: Всеволод послал его усовестить хищников. Наконец они смирились. Великий Князь отдал Игорю Юрьев и Рогачев, Святославу Черториск и Клецк, а Давидовичам Брест и Дрогичин, таким образом, уничтожив опасный союз этих князей с его братьями. Но мятежные князья вторично объединились, когда Вячеслав, с согласия Всеволодова, уступил Переяславль Изяславу Мстиславичу, снова взяв себе Туров, и когда сын Великого Князя, юный Святослав, на обмен получил Владимирскую область.
"В лето 6651 (1143) Всеволод женил сына своего Святослава на дочери Василька, Полоцкого князя. Той же зимой пошел Изяслав к дяде своему Георгию, но не уладив с ним ушел к брату в Смоленск. И оттуда к другому брату своему, Святополку в Новгород, там и зазимовал."
Утвердив себя на престоле Киевском, Всеволод велел сыну Святославу вместе с Изяславом Давидовичем и Владимирком Галицким идти в Польшу, где Герцог Владислав, зять Великого Князя, ссорился с меньшими братьями: с Болеславом (также зятем Всеволодовым) и с другими. К несчастию, русичи, призванные восстановить тишину в Польше, действовали как враги оного и вывели множество пленных поляков, причем, это были мирные люди, а не ратные.
Уверенный в искреннем дружелюбии Всеволода, Изяслав Мстиславич хотел, кажется, примирить его и с дядею, Георгием Владимировичем, и для того ездил к нему в Суздаль, но эти два Князя не договорились, каждый отстаивая свои интересы, и расстались врагами. В сем путешествии Изяслав виделся с верным братом своим, Ростиславом Смоленским, и пировал на свадьбе Князя Новгородского, Святополка, которого невеста была привезена из Моравии, родственница Богемского короля Владислава.
Новгород успокоился: купеческие суда его ходили за море, привозили иноземные товары в Русь и в 1142 году мужественно отразили флот Шведского короля, выехавшего на разбой с шестьюдесятью ладьями и с епископом. Фины, дерзнувшие грабить Ладожскую область, так же были побиты ее жителями и корелами, новгородскими данниками.
Желая прекратить наследственную вражду между полоцкими князьями и потомством Ярослава Великого, благоразумный Всеволод женил сына своего, юного Святослава, на дочери Василька Полоцкого, а Изяслав Мстиславич выдал свою за Рогволода Борисовича, позвав к себе, на свадебный пир, Всеволода, супругу его и бояр Киевских. Но, веселясь и пируя, князья рассуждали о делах государственных: Всеволод убедил их восстать общими силами на гордого Владимирка, который по смерти братьев, Ростислава и Васильковичей, сделался единоличным властителем в Галиче, хотел даже изгнать Всеволодова сына из Владимирской области и возвратил Великому Князю так называемую крестную, или присяжную грамоту в знак объявления войны. Ольговичи, князь Черниговский с братом, Вячеслав Туровский с племянниками Изяславом, Ростиславом Смоленским, Борисом и Глебом, сыновьями умершего Всеволодка Городненского, сели на коней и пошли к Теребовлю, соединясь с новгородским воеводою Неревиным и Герцогом Польским, Владиславом.
9 СТУПЕНЬКА - с 14 мая 1144 года по 8 октября 1146-го - время обретения сил для заявления о себе, как о полноправной части Вселенной.
Владимирко услышал грозную весть: призвал в союз Венгров и выступил в поле с Баном, дядею Короля Гейзы. Река Серет разделяла войска, готовые к битве. Всеволод искал переправы, князь Галицкий, не выпуская его из вида, шел другим берегом и в седьмой день стал на горах, ожидая нападения. Но Всеволод не хотел сразиться, ибо место благоприятствовало его противнику. Когда же Изяслав Давидович, брат Черниговского князя, с отрядом наемных половцев взял Ушицу и Микулин в земле Галицкой, тогда Великий Князь приступил к Звенигороду.
Вслед за неприятелем Владимирко сошел в долины. Видя стан его на другой стороне города, за мелкою рекою, Всеволод тронулся с места в боевом порядке и хитро обманул неприятеля. Вместо того, чтобы вступить с ним в битву, зашел ему в тыл, расположился на высотах, отрезал его от Перемышля и Галича, оставив между собою и городом вязкие болота.
Князь Галицкий, не имея надежды сбить многочисленное войско с неприступного места, начал переговоры с братом Всеволодовым. Он склонил его на свою сторону, требовал мира и дал слово Игорю способствовать ему, по смерти Всеволода, в восшествии на престол Киевский. Великий Князь не сразу, но согласился. Всеволод исполнил наконец его волю и в тот же день обнял князя Галицкого как друга, и возвратился в столицу, доказав, что умеет счастливо воевать, а не умеет пользоваться воинским счастием.
Но в 1145 г. мир был нарушен. Брат Владимирков, Ростислав, оставил сына, именем Иоанна, у коего дядя отнял законное наследство. Этот юноша жил в Звенигороде и снискал любовь народа. Пользуясь отсутствием Владимирка, уехавшего в Тисменицу для звериной ловли, Галичане призвали к себе Иоанна и единодушно объявили своим Князем.
Разгневанный Владимирко приступил к городу. Жители сопротивлялись мужественно, но Иоанн в ночной вылазке был отрезан от городских ворот, пробился сквозь неприятелей, ушел к Дунаю, а потом в Киев. Галичане сдалися. Склонный более к строгости, нежели к милосердию, Владимирко плавал в их крови и с досадою слышал, что Великий Князь взял его племянника под защиту как невинно гонимого.
Однако ж Всеволод еще не думал нарушить мира, слабый здоровьем и предчувствуя свою кончину, он созвал князей в Киеве, чтобы объявить им своего наследника - князя Игоря. Князья присягнули ему. Черниговские и Святослав Ольгович сразу исполнили его волю, а Изяслав Мстиславич долго колебался, но и он не дерзнул ослушаться.
Успокоенный этим, Всеволод перешел к делам Польским, о том, что родич их польский, Владислав, просит помощи утвердить его на трон.
Игорь, предводительствуя войском, вступил в Польшу. Кровопролития не было. Меньшие братья Владиславовы, стоявшие в укрепленном стане за болотом, не хотели обороняться и, прибегнув к суду наших князей, уступили Владиславу четыре города, а Руси - Визну. Несмотря на бескровный итог этого предприятия, Игорь все равно возвратился с добычею и с пленниками. Но Владиславу это не помогло, он вскоре утратил престол и заслужил ненависть народную за гонения единокровных и несправедливою казнь знаменитого вельможи Петра, которому он отрезал язык, выколол глаза и таким образом, по словам нашего летописца, отмстил за русского князя Володаря, в 1122 году коварно плененного этим Петром.
В 1146 г. Владислав бежал к тестю, в надежде на его помощь, но Всеволод, узнав о неприятельских замыслах Галицкого Князя, выступал в поход с дружинами Киевскою, Черниговскою, Переяславскою, Смоленскою, Туровскою, Владимирскою и с союзными дикими половцами, оставив Святослава Ольговича в столице. Успех не соответствовал ни силе войска, ни славе предводителя. Войско продвигалось с трудом, ибо дожди размыли все дороги, и конница тонула в грязи. Добравшись, наконец, до Звенигорода Всеволод осадил его и сжег внешние укрепления, однако же не смог овладеть крепостью, так как там начальствовал воевода Иван Халдеевич, который, узнав, что жители в общем совете положили сдаться, умертвил трех главных виновников сего Веча и сбросил искаженные трупы их с городской стены. Народ ужаснулся, и страх имел действие храбрости, звенигородцы с утра до вечера бились как отчаянные. Всеволод отступил и возвратился в Киев, где скоро начал готовиться к новой войне, сведав, что Владимирко взял Прилуку.
Но болезнь сразила его. Отвезенный в Вышегород - место почитаемое чудесами Святых Мучеников, Бориса и Глеба, Великий Князь напрасно ждал облегчения, объявил Игоря своим преемником, велел народу присягнуть ему в верности и послал зятя своего, Владислава Польского, напомнить Изяславу Мстиславичу данную им клятву. С таким же увещанием ездил боярин Мирослав Андреевич к князьям Черниговским, которые, согласно с Изяславом, ответствовали, что они, уступив старейшинство Игорю, не изменят совести. 1 Августа 1146 г. Всеволод отдал Богу душу.
Игорь, предав земле тело Всеволода, собрал киевлян среди двора Ярославова, требовал вторичного обета верности и распустил их. Но граждане не были довольны, открыли Вече и звали князя. На их совет приехал только один брат Игоря - Святослав.
Киевляне, в основном, были недовольны бесчинством тиунов (боярских чиновников). Так тиун Ратша опустошил Киев, а Тудор Вышегород. Они потребовали со Святослава клятву за себя и за брата, что впредь они сами будут судьями народу, или изберут вельмож достойных. И Святослав в том поклялся, целовав крест.