Этот роман является своего рода продолжением романа 'Божественная улыбка отплакавших небес'.
Автор предупреждает, что все имена и события вымышленные, совпадения чисто случайные.
ГЛАВА I
1
Иван вышел из дома, в котором проживал с самого рождения, и невольно сощурился от ослепительного солнца, отражавшегося сотнями сверкающих чешуек на черных булыжниках мостовой еще мокрых, от недавно сошедшего утреннего тумана. Дав глазам привыкнуть к столь непривычному для Питера в конце сентября яркому дню, он посмотрел на небо и на мгновение залюбовался его безоблачной глубокой синевой, усиленной, еще не до конца облетевшим листвяным золотом деревьев, одиноко стоявших вдоль обрывистого берега Малой Невки, с которого местами уже сошла трава, обнажив проплешины чернозема.
Одно умирает, подумалось ему, глядя на грустное увядание природы, чтобы потом дать жизнь новому дню, новому времени. Радоваться ли обретению нового, или скорбеть по уходящему старому, привычному, тому, в чём содержится частичка тебя самого, твоей прожитой жизни, которая умрет вместе с этим временем и больше никогда не возвратится в прежнем обличие. Ей на смену придет другая жизнь со своим новыми целями и задачами, будет насыщена новыми переживаниями, а та, умершая, к нам будет являться лишь в качестве нашего опыта, который нам необходим, как подспорье в решении насущного. И чтобы мы могли отделить опыт от практики, веру от того, во что мы еще не успели поверить, незыблемые устои не проявленного мира, от хаоса мира обозримого, частица нашей жизни должна умереть, то есть исчезнуть из реальной жизни, чтобы попасть в мир иной. И этот неведомый нами мир, существуя по своим законам, незримо сопутствует этому миру, не вмешиваясь и не мешая ему, а напротив, помогает, предлагая к его услугам имеющийся у него опыт прошлых лет, законы ставшие непоколебимыми. Вот, должно быть, для чего существует смерть, вот, наверное, для чего существует рождение.
Размышляя, Иван не обратил внимания, как его ноги, уже шагали по брусчатой мостовой вдоль унылого, безлюдного берега реки в сторону Биржевого моста, чтобы гулко простучав каблуками ботинок по его дощатому настилу, очутиться на другом берегу, на Петроградской стороне - цели его прогулки.
Вот так же и я, еще вчера был студентом университета, и у меня была своя жизнь, свои планы, свои задачи. А сегодня я уже другой, сегодня я уже ощущаю себя не таким, каким был вчера. Пригодится ли мне мой прошлый опыт? Несомненно, все-таки два курса медицинского факультета чего-нибудь да значат в моей жизни. Опять же, книги, общение с интересными людьми, с моим духовным наставником, наконец...
С отцом Игнатием ему определенно повезло, так как он был не только человеком традиционно верующим, что вполне естественно для его духовного звания, но еще и весьма образованным, и не только для священника, но и для своего времени. Кроме того, он был не просто хранителем большого объема знаний, отец Игнатий обладал философским складом ума, и его знания были в помощь ему в его рассуждениях. Иван любил встречаться со своим духовным отцом вне служебной обстановки. Обычно они бродили по Александровскому парку, что находился недалеко от храма, в котором служил отец Игнатий, или беседовали у него дома, сидя за стаканчиком чая, в серебряных подстаканниках. И такие встречи были не редки, так как от них получали удовольствия оба, и студент медицинского факультета Университета Иван Рождественский, и протоиерей Игнатий Введенский.
Ивану вспомнился их недавний разговор с духовником, когда он спросил у него:
- Как думаете, отец Игнатий, большевики - серьезная сила? Могут они, свергнув царя, придти к власти?
- У них, для этого, слишком много слабых мест - немного подумав, начал свои рассуждения священник, и было видно, что его эта тема волновала очень сильно.
- Я не имею в виду структуру их организации - стал он развивать свою мысль - любая структура рукотворна, а значит, вполне может усовершенствоваться. Я имею в виду идеи их идола - Маркса, которые они приняли за основу, и которые, естественно, пересмотру подлежать не могут по определению.
- Чем же, по-вашему, плохи его мысли? Идея создания нового общества людей освобожденного труда, как будто бы, не так уж и плоха.
- Вся беда в том, что их Маркс ставит проблему освобождения общества, но не ставит проблему человека. Для него человек - это винтик производственного общественного механизма, он рассматривает человека как функцию экономики без учета его эстетических и духовных потребностей.
Между тем, большевики, вооруженные лишь идеями Маркса, претендует не только на создание нового общества, но и на создание нового человека. И здесь наблюдается непримиримое противоречие.
Преображение человека может произойти лишь в том случае, если сам человек будет рассматриваться, как высшая ценность. Если же под человеком подразумевают лишь кирпич для строительства нового общества, то этот процесс невозможен.
А революция обязательно произойдет, и, судя по всему, очень скоро. И дело даже не в большевиках, а в том, что сам человек в своем познании материи уже дошел до предела, и дальнейшее его погружение в материю ведет только к его гибели, так как, погружаясь в материю, человек отдаляется от Бога.
Видишь ли - немного помолчав, продолжил свои рассуждения отец Игнатий, решаясь, стоит ли посвящать Ивана в свои сокровенные мысли, которые занимал его, похоже, все последнее время - Бог дал России время, чтобы она могла взрастить свое тело. Поглощенные заботами о теле, россияне из года в год удалялись от Бога. Из года в год их вера в Бога угасала, и однажды настал такой момент, когда они перестали видеть Бога, поскольку видение человеку дается по его вере. Видишь Бога и веришь в Бога, а, уж, коль скоро, плоть заслоняет собой Бога, то и видишь только одну плоть, а значит, и веришь только в силу плоти.
И вот тогда, а именно в шестнадцатом веке, россияне, увлекшись построением тела России, перестали видеть Царя Небесного, и заменили Его царем земным. И власть царя земного укреплялась по мере того, как россияне, совершенствуя тело России, удалялись от Бога. Именно это удаление породило, абсолютную монархию.
А сегодня, когда веры совсем не осталось, то исчезло и видение царя земного. И теперь уже и абсолютная монархия, как форма правления, себя уже изжила. Она уже не справляется с требованиями времени, ни с экономическими, ни с нравственными, ни, тем более, с духовными. Монархия же конституционная в России, с ее-то авторитарным пониманием власти, вряд ли приживется. А посему, царю придется отречься от престола, хочет он того, или нет, и на смену монархической власти должна придти новая форма правления. И придет именно та власть, которая сможет инертное тело человека повернуть обратно к Богу. Так что, мы с тобой Иван живем сейчас в то историческое время, когда последний русский царь доживает свои последние дни. Все больше царю земному не бывать никогда в России, поскольку она после революции направит свои стопы непосредственно к Царю Небесному. Но не сразу, точнее, осознание того, что она уже движется не от Бога, а к Богу, у России появится не сразу.
Что же касается самой революции, то, скорее всего, ее саму будут делать не большевики - они со своими идеями переустройства мира слишком далеки от истинных причин, толкающих к этому переустройству. Царя принудит к отречению буржуазия с их рациональным пониманием мироустройства. И когда выяснится, что гармония мироздания намного выше их узкого рационализма, когда станет ясно видно, что их бездуховная экономическая модель всего лишь паровоз без машиниста, вот тогда власть захватят большевики со своими идеями свободы, равенства и братства.
- В чем же истинные причины таких глобальных преобразований общества, отец Игнатий?
- Вот и ты заговорил, как они. Запомни хорошенько, Иван, что общество состоит из людей, из каждого отдельного человека. И Бог создавал траву и деревья, рыб, птиц и зверей, но Он создал и человека, а не общество людей, поэтому для Бога приятнее созерцать человека, а не толпу. Создавая человека, Бог сотворил его венецом Своего творения, вложив в него помимо Своего образа и подобия еще и всё Мироздание - всю Божественную его составляющую и всю низменную.
Человек же последнее время слишком долго шел в противоположную сторону от Бога. Для того и шел, чтобы создать свой паровоз, чтобы познать свою рассудочную сущность, а вместе с ней и материальную составляющую мироздания. Теперь же, когда этот урок человеком пройден, настала пора возвращаться ему обратно к Богу, потому что Бог, создавая человека по своему подобию, хочет видеть его Своим помощником в управлении материального мира, Своим сотворцом. Для того Бог и принимал человеческое обличие, чтобы человека сделать богом.
Большевики же с их поверхностными идеями, охватывающими лишь самый грубый, самый зримый слой сознания, помогут человеку сделать лишь первый шаг к Нему. Они заложат в человека сам принцип наполнения безжизненной материи смысловым содержанием, чтобы ее оживить, так же, как они своими идеями заряжают все вокруг. Далее, когда человек усвоит и этот урок, большевики уже будут не нужны, и он сам уже сможет самостоятельно идти к Богу. Но это произойдет не скоро, всему свое время, а пока человеку предстоят большие испытания, так как такие повороты в сознании на сто восемьдесят градусов безболезненно не проходят.
Только на мосту он почувствовал дыхание приближающейся зимы, отчетливо дававшим о себе знать холодным ветерком, задувавшим с залива, но он не стал поднимать воротник своей студенческой шинели, как непременно сделал бы раньше - юность закончилась, начиналась взрослая жизнь.
У Князь-Владимирского собора, куда он направлялся, чтобы повидаться с отцом Игнатием, перед службой было непривычно много народа для утра буднего дня. В основном это были молодые люди, кто с матерями, кто уже с женами и маленькими детьми - на фронт - догадался Иван. Люди толпились и во дворе храма, и за чугунной витой оградой, стояли отдельными группками в ожидании начала службы. Проходя мимо одной из таких семейных групп, он услышал выкрик, явно обращенный непосредственно к нему лично:
- Господин студент, на фронт германца бить вместе с нами, не желаете ли? - после чего раздался хохот вопрошавшего, а вместе с ним и еще нескольких, таких же бритоголовых парней, видимо его дружков.
Повернув голову в их сторону, Иван увидел ухмыляющуюся физиономию подвыпившего наголо остриженного молодцы с белесыми глазами, стоявшего в окружении своих сотоварищей, таких же, как и он бритоголовых и также явно навеселе. Того парня с белесыми глазами за рукав его стала одергивать пожилая баба, закутанная до самых бровей в тяжелый платок - наверное, мать - подумал Иван.
- Тише, Егорка, тише, чай у храма находишься. - На ее заплаканном, посеревшем от времени лице, был запечатлен извечный страх. Казалось, она родилась с этим страхом на лице. Такие, как она вечно чего-то боялись, порой даже без причины, так, на всякий случай. Но сегодня причина бояться у нее была веская - она провожала сына на войну, где его могли, не дай Бог, покалечить, а то и убить.
Иван не стал отвечать этому парню, явно не находившему себе места от страха перед предстоящими испытаниями, который он пытался неумело замаскировать показной удалью. Ивану всё это со стороны было хорошо видно, но он не стал ничего отвечать белоглазому парню и прошел мимо, опустив голову, чтобы не показать ему своего глубокого сожаления.
Иван подумал в ту минуту, что, пожалуй, все беды России от разобщенности и непонимания друг друга.
- Что, ваш благродь, на войну за отчизну воевать кишка тонка? - не унимался белоглазый.
- Ну, что ты к молодому барину цепляешься - зашикала на него мать - может господин студент хворый какой - услышал Иван сзади испуганный голос матери того парня, на что тот опять громко загыгыкал.
Войдя в церковь, в которой тоже было полно народа, он не сразу увидел отца Игнатия, стоявшего сбоку и исповедовавшего очередного убывающего на фронт прихожанина, поодаль толпилась, переминаясь с ноги на ногу, большая группа бритоголовых парней и мужчин, в основном из рабочего сословия, реже из мещан. Иван подошел и встал радом с ними, в ожидании своей очереди на исповедь, но протоиерей Введенский, заметив его, дал ему знак, чтобы он был следующим.
- Благословите батюшка - поздоровался Иван с отцом Игнатием, заметив, что тот был какой-то необычно серьезный до сурового, каким Иван его никогда раньше не видел. Он представил себе, что довелось выслушать священнику на исповеди уходящих на войну людей.
- Давненько тебя здесь не было Иван - осеняя Ивана крестным знамением, заметил отец Игнатий - я уж было подумал, не заболел ли ты - и Ивану показалось, что отец Игнатий был рад увидеть знакомое лицо в этом кошмаре надвигающегося апокалипсиса.
- Работы было много в лазарете, - стал он объяснять свое долгое отсутствие, - раненые с фронта все поступают и поступают.
- Уж не в том ли лазарете ты труждаешься, что у вас в университете открыли в главном здании.
- Да в нем. Там сейчас уже все коридоры кроватями заставлены.
- Ну что ж - священник перекрестил Ивана еще раз - дело богоугодное. Исповедоваться будешь? - Иван кивнул - ну, давай, я слушаю тебя.
Иван не стал наклоняться к аналою, на котором лежала Библия с наперсным крестом, а посмотрел священнику в глаза, будто там пытался увидеть ответ на самый свой сокровенный вопрос.
- Батюшка, я сегодня на фронт ухожу. Вот зашел причаститься на дорожку, да заодно и попрощаться - неизвестно, как там все сложиться.
Отец Игнатий, слегка промокнув епитрахилью, вспотевший лоб от охватившего его волнения, произнес:
- Признаться, по твоему виду, каким ты сегодня пришел, я подозревал нечто похожее - он замолчал.
И в его молчание Иван услышал исповедь священника ему, его духовному чаду. В этой молчаливой исповеди духовного отца он услышал откровение, в котором читалось нечто большее, чем просто симпатия к интересному собеседнику в частых и долгих разговорах по вечерам после службы на отвлеченные философские темы и боязнь потерять такое приятное времяпровождение. В его молчание Иван услышал признание в отеческой любви духовного отца к сыну и горечь возможной утраты.
Наконец, после долгого молчания отец Игнатий спросил:
- Ты, конечно, на фронт сам напросился?
- Да, как и многие мои сокурсники не стал дожидаться, когда призовут.
Батюшка, я только сейчас осознал, в какое удивительное и одновременно страшное время мы живем. Вот я, казалось бы, еще совсем недавно вместе со студентами других курсов выходил на манифестацию против призыва студенчества в армию. Я был искренне против войны, я и сейчас против нее, но работая в лазарете, я понял, что сегодня мое истинное место не здесь, а на фронте. Только там я могу, принося пользу людям и отечеству, чувствовать себя полноценным по-настоящему свободным человеком, не зависимым от мнения окружающих.
В конце концов, я сам выбрал себе профессию врача, и спасать людям жизнь стало моей прямой обязанностью и в исполнение этой обязанности я вижу свою свободу.
- Значит, Ваня, и для тебя - тяжело вздохнул отец Игнатий - уже наступило время испытаний. Этот четырнадцатый год еще только начало больших испытаний, которые посылает нам Господь Бог, начало закалки нашей веры. Скоро, очень скоро начнутся для всей России испытания великие, о которых говорили старцы, и о которых мы с тобой недавно толковали.
Береги себя, я уж буду молиться за тебя Богу, чтобы с тобой ничего страшного не случилось.
Выйдя из храма, Иван обратил внимание на то, что с неба падал снег, кружась в воздухе крупными хлопьями. На фоне синего неба и яркого солнца это выглядело чудом.
Россия готовится к Покрову, подумалось Ивану, и похоже, именно Покров Пресвятой Богородицы сейчас необходим России. Это единственное в чем она сейчас по-настоящему нуждается.
2
Когда раздались позывные мобильного телефона, лежавшего на журнальном столике, крепко сбитый, на вид еще не старый, но с совершенно седой головой мужчина, сидевший в кожаном кресле, отложил книгу в коричневом коленкоровом переплете, с пожелтевшими от времени страницами в сторону. Затем осторожно поднес к уху телефон, предварительно взглянув по определителю на номер звонившего.
- Здравствуй - послышался в динамике знакомый баритон.
- Здравствуй - так же лаконично ответил мужчина.
- Ты, вроде, сегодня ко мне должен подъехать? - спросил динамик телефона.
- Да, чуть попозже и подкачу, как обычно - что-то странное показалось мужчине в этом вопросе, да и в голосе, как-то поменьше слышалось привычного холодного металла - к чему бы это?
- Ты, вот что, сам сегодня не светись, а подгони-ка своего помоганца - холодный металл наконец-то зазвучал.
Должно быть, показалось, подумал мужчина.
- Добро - уверенно проговорил он.
- До связи - отозвалось в динамике.
- До связи.
Мужчине не совсем понравился ни сам вопрос, ни тот тон, с каким он был задан - чувствовался в нем какой-то подвох, хотя за Сан-Санычем он никаких подлянок никогда раньше не знал. Сан-Саныч всегда был вор авторитетный, думающий, он все по нескольку раз хорошенько взвешивал, прежде чем принимал решение, поэтому в беспределе никогда замечен не был. Собственно, именно за эти качества сход и утвердил его смотрящим города. Но нотки подвоха он уловил, и теперь нисколько в этом не сомневался. Жизнь давно научила его из миллионов других различных ноток улавливать именно эти, и это умение много раз спасало ему жизнь. С другой стороны, могло и показаться - ведь, именно Сан-Саныч позаботился о том, чтобы он сейчас приглядывал за Юго-Западным районом его империи. Впрочем, времена идут, а главное, основной закон того мира в котором он жил всю свою жизнь, гласивший, что друзей никаких никогда не было, нет и быть не может - каждый сам за себя - подсказывал ему быть начеку.
Из головы не выходил их последний разговор недельной давности, где Сан-Саныч без всяких намеков, прямым текстом ему сказал, что пора завязывать с криминалом, что пора начинать легально зарабатывать бабло. Его слова немало удивили, но Саныч толково стал объяснять, что на дворе уже наступил XXI век, что черный нал отмывать становится с каждым днем все труднее и труднее. Что федералы за годы демократии от них многому научились, и главное, намастрячились, как не упускать своего, поэтому затыкают все дыры и лазейки. И сейчас единственно правильный выход из создавшейся ситуации - это выходить на легальный бизнес, где у федералов бардака еще выше крыши, а значит, там есть, где разгуляться.
В его словах, конечно, был резон. В конце концов, всей отмывкой занимался непосредственно он сам, и ему было виднее. Да и в моем хозяйстве тоже стали возникать проблемы - подумал он тогда - мусорня бабки еще пока хавала, еще на многое закрывала глаза. Но уже чувствовалось, что так бесконечно продолжаться не может, что скоро эта лавочка прикроется. Но все-таки он не доверял лживым законам федералов, которые меняются по десять раз на дню, как у кидал, что фраеров в карты обувают - у тех правила меняются после каждого удачного хода фраера, разумеется, в одни ворота. Хочешь нормально жить, не подстраивайся ни под какие правила, а диктуй их сам - это азбука, которую он усвоил еще на малолетке.
В том разговоре он высказал свои опасения, мол, как Саныч себе это представляет - чтобы мои пацаны все устроились на какую-нибудь фабричку и стали честно деньги получать? В ответ глаза Сан Саныча как-то нехорошо блеснули тогда, всего какое-то мгновение, но он успел уловить этот недобрый прищур - он знал цену таким прищурам, и также давно научился выделять их из миллионов других. Правда, блеск в глазах, как вспыхнул, так и потух, и Саныч тут же стал объяснять, что от него требуется.
- Слушай сюда - сказал он - в общем, тут один депутат Горсовета, Епифанцев его фамилия, ответственный за международные связи, с немчурой добазарился на постройку у нас завода ихней фирмы 'Мерседес'. Чуешь, какая карта нам прёт? Мне тут разведка донесла, что он за эту сделку с бундесОв поимел аж двадцать пять процентов акций будущего завода.
- Ну и чё, нормальный ход!
- Ты, Седой, как был крестьянином малограмотным, так им и остался, хоть и книжки с детства любишь читать - усмехнулся тогда Саныч. - А шняга вся в том - продолжал он - что с немчуры-то он поимел, по их буржуйским поняткам, а по нашим, вроде как скрысятничал. Так как им, народным избранникам, по их депутатским понтам, самим во все терки бизнеса встревать вроде как западло, чтобы народ не подумал, что они могут навар иметь, используя свое исключительное положение. Чтобы народ всегда думал, что их светлые депутатские жбаны только оттого и пухнут, что денно и нощно кубатурят об их народном благе и не заморачиваются ничем другим.
- Ну, ты Саныч, скажешь тоже! - рассмеялся тогда Седой.
- Тебе смешно, и всем смешно, а вот им не до смеха. Поэтому официально они все должны быть белые и пушистые, все должны быть преданы делу демократии, благосостоянию народа, всеобщему процветанию и прочей хрени. А то, что их жены и дети бизнесом по их наводке занимаются, то им вроде как можно, их народ не избирал. Разумеешь?
Так вот - продолжал он - надо прощупать, кому этот Епифанцев скинул на хранение свои акции, и насчет завода всё хорошенько разузнать. Строить его будут на твоей земле, поэтому тебе и банковать. Ну а я, со своей стороны, тебе подсоблю кой-какой информацией об нем самом и кое-какие наколки верные дам.
- А двадцать пять процентов - засомнивался тогда Седой - это много или мало, и стоят ли они того, чтобы весь их депутатский гадюшник ворошить.
- Это много, Седой, очень много, но и это только начало. Со временем мы весь заводик этого шпрехинзидойча к рукам приберем, и тогда ни одна падла не сможет вякнуть, что мы живем на нетрудовые доходы. Чуешь, куда я мечу!
Один такой заводик, если его раскрутить хорошенько, то по бабкам может и к порту приблизиться. А если учесть, что такой заводик в городе будет не один... В общем, будет живое бабло, и расклад совсем иной пойдет. Там уже и до Горсовета будет рукой подать, и уже не они нам, а мы им всем будем диктовать свои понятки. Догоняешь?
Расстались, вроде, по-доброму, - Седой сдвинул брови на своем низком лбу - но осадок остался. С этим Епифанцевым ему весь расклад был ясен до копейки - развести этого фраера на его же косяке по полной - вот и весь сказ. Ему было не совсем понятно, какую роль в этом деле Саныч отводит ему. Все сводилось к тому, что он просто хочет использовать его, как рабочую лошадку, а когда тот всю основную черновую работу проделает, списать подчистую. Это у федералов, когда списывают со счетов, то отправляют на заслуженный отдых, клубнику в огороде выращивать. Ему же клубника не светила, он шел по другой статье, и Седой это ясно понимал.
Ну, ничего, мы еще посмотрим, кто кого - распрямил плечи Седой - хотя, если разобраться, то с Санычем будет трудновато бодаться. А может, я сам себе все накручиваю - начал он сомневаться - может, просто измена покатила, или старею?
Седой посмотрел на мобильник, все еще находившийся в его мощной ладони с сильными короткими пальцами. Казалось, одно неловкое движение и нежный кусочек пластмассы может превратиться в смятую лепешку. Сосредоточившись, от чего его массивная нижняя челюсть отвисла, делая ее еще больше, а его и без того устрашающий вид еще более грозным, он ткнул своим корявым толстым пальцем в одну из кнопок. Найдя в 'адресной книге' нужный ему телефон, он нажал другую кнопку, вызывая абонента, и поднес телефон к уху. Почти сразу же в телефоне послышался четкий голос:
- Слушаю!
- Подскачи ко мне - спокойным голосом произнес Седой - дело есть.
- Щас буду!
- Отбой.
'Слушаю!' - ишь ты, прямо, как на плацу - ухмыльнулся Седой. Да, Душман, как был солдафоном, так, похоже, им и подохнет, даже семь лет строгача не смогли из него это его офицерство выветрить. Если бы я в таком, как он, тогда там, под Сыктывкаром, не нуждался, то и внимания на него не обратил бы, так и промотал бы он весь срок в мужиках. От силы мог бы до бугра приподняться, и то по наводке хозяина - тот офицерью благоволил.
А я его пригрел, от всех его блудней и косяков, что он по первоходу нахапал, отмазал, а он и рад был мне служить верой и правдой. Потому как псом его армия воспитала, и ему все равно кому служить - родине, или мне коронованному - такое уж у него псиное воспитание. Только родине он вдруг стал не нужен, и она его швырнула на нары, чтоб не путался под ногами, а со мной он сыт, обут, одет и крыша над головой, и при бабках, и бабы любят столько сколько душе угодно, и как угодно. Со мной он в авторитете, и даже положенцем стал - вот и служит. Псы, они ласку хозяина всегда ценят и любому за него глотку перегрызут.
У Саныча, конечно, планы наполеоновские, но вряд ли он сам до всего допёр, а значит нужно быть осторожным вдвойне. Сход на мою ликвидацию ему добро по-любому не даст, так как косяков за мной не водится, а подстава не проканает - воры ее сразу просекут. Значит, будет подбираться через мое окружение, и если Саныч на Душмана поставил и хочет его руками меня свалить, то я ему не завидую.
Вроде стал смотрящим района, большого района, прибыльного, а чувствую себя так же, как тогда на строгаче под Сыктывкаром, совсем один остался, ни на кого положиться нельзя. И у меня, как и тогда, вся надежда только на Душмана.
Тогда, в колонии, так получилось, что все корешки его в один момент, кто откинулся, кого в другие зоны перебросили, и остался он один в окружении косяков ссученых и беспредельщиков - наверняка, хозяин всю ту бодягу замутил. Наездов правда откровенных не было, но потому, как в его сторону зыркают, да по этим тревожным ноткам в голосе при разговоре, было понятно, что скоро вся свора на него набросится - власти все хотят и всегда. Хорошо этого капитана в отряд привели. Он мне сразу понравился: офицер, десантник, три года Афгана за плечами, разведчик, хоть и по первоходу шел, а держался так, будто всю жизнь зону топтал. Именно такой тогда мне и нужен был - на него можно было положиться, такой не продаст за шлёмку хряпы. Правда, на контакт ни с кем не шел, и было видно, что и не собирался, держался особняком...
Послышались уверенные шаги по коридору, и в дверь постучались.
- Заходи, Душман - отзвался Седой. - Здравствуй - поприветствовал он вошедшего: высокого, спортивного вида парня, лет тридцати пяти.
- Здравствуй, Седой! - коротко ответил тот - что случилось?
- Вон сумка на столе лежит с баблом - отвезешь ее Сан Санычу.
- А чего не сам?
- Саныч позвонил, сказал, чтобы я не светился у него - думаю, он федералов стремается - я-то каждый раз ему нашу долю отвожу, мог и примелькаться у их наружки. А ты там гость редкий, да и бабки Санычу никогда не отвозил, Контора может, тебя и пропустить, ведь, поди, ждут-то с бабками меня.
Душман подошел к спортивной сумке, лежащей на столе, расстегнул молнию, равнодушно посмотрел на пачки денег, сваленные в кучу внутри ее, и снова застегнул молнию.
- Когда надо ехать?
- Да прямо щас и поезжай. Удачи!
- Седой, сел в свое кожаное кресло и взял книгу с журнального столика.
- Я вижу у тебя новая книжка? - направляясь к двери, мимоходом заметил Душман.
- Углядел-таки, разведка.
- Что-то она у тебя старая какая-то. Ты что, Седой, никак на макулатуру перешел?
- Сам ты макулатура - буркнул Седой. - Если разобраться, то этой книжке цены нет. В этой книжке вся жизнь наша расписана - что было, что есть, и что будет.
- Наша, в смысле нас с тобой, типа гороскопа?
- Хреноскопа! Гороскопа. Наша, в смысле, всех людей вообще. Как оно было, и по каким законом развивается, в общем, тут эти самые законы все как раз и прописаны. А кто знает эти законы, тот знает и что можно ожидать завтра, так как все, по этим законам, следует строго по порядку. Понял?
- Ты же сам всегда учил, что все законы выдумывает сильнейший, чтобы ему было легче управлять толпой, поэтому у одного законы одни, у другого другие, а эти кто придумал?
- Эти законы придумал тот, кто сильнее всех людей и даже самой природы, не знаю даже, как сказать - Бог что ли - потому что и природа развивается по его законам.
- Седой, ты же в Бога никогда не верил, а церковь поставил так, больше для понта. Типа, пропаганды населения за единую веру пацанов с народом. Чтобы народ не крысился на пацанов, а уважал их, как единоверцев.
- Да, от халявы, кто ж откажется, но тут почитаешь, и не захочешь, а поверишь - гнул свое Седой, не обращая внимания на Душмана.
- А кто ее тебе подогнал-то? Может, какой-нибудь фуфлогон-проповедник? Их щас много развелось.
- Да какой проповедник - скажешь тоже. Ты этого барыгу, что на Стачек антикварный салон держит, должен знать.
- Веню Карпа, что ли? Кстати, он с нами еще за тот месяц не рассчитался, я и собирался с тобой перетереть за него.
- Ты этого Карпухина пока не трогай. Эту книжку мне пацаны от него принесли, когда мзду с него за позапрошлый месяц брали. Отдавать не хотел, слезами заливался, кричал, заберите всё, только ее оставьте.
- Да, ладно! Гнал, поди. Что бы Веня из-за какой-то старой книжки так убиваться стал? Наверняка понты кидал - цену набивал.
- Я поначалу тоже так решил. Ну, думаю, гонит, жучара, а потом, стал читать и вижу, что книжица действительно цены необыкновенной. Пацаны ее на Венином столе нашли - мне уважиху сделать решили, типа, пацанского подгона. А Веня, видать, ее просто до их прихода припрятать не успел, поэтому и убивался, потому как чувствовал, что видит ее в последний раз.
Да и книжка-то эта, похоже, в единственном экземпляре. Смотри - видишь, на машинке напечатана, а не в типографии. Ну, максимум, может, еще пару экземпляров имеется, если под копирку, хотя вряд ли.
- Типа, 'самиздата', что ли?
- Ну, типа, да. Секи сюда, там, типа, штемпеля вначале имеется, видишь: 'Из коллекции доктора Рождественского' - указал Седой на экслибрис, пропечатанный красной тушью на внутренней стороне обложки.
- А написал кто?
- Вот, самое-то интересное то, что этот самый доктор Рождественский сам же все и написал. Вот смотри - и Седой открыл титульный лист, на котором было пропечатано крупным шрифтом: 'Законы развития Вселенского разума' сочинение доктора Ивана Рождественского, а ниже чернилами от руки - 'Книга первая', и еще ниже стояла дата - 1924 год.
- Да получается, что этот доктор сам все и написал, и для себя же ее и издал, в домашних условиях. Ито, попробовал бы он со своим вселенским разумом в двадцать четвертом сунуться в какое-нибудь издательство - его бы шлепнули еще по дороге к нему.
- То-то и оно, поэтому я думаю, что она и есть в единственном экземпляре.
Так что, Веню Карпа не трогай, пусть пока живет - книга того стоит. С книгой он прилично лопухнулся - бабки-то он отдаст, куда денется, только книгу назад я ему, пожалуй, действительно не верну - видать не зря он так по ней убивался - чуйка торгашиская его не подвела. Ну, сам посуди, чего добру пропадать. Он ее все равно помусолит-помусолит, да и обратно в какой-нибудь пыльный угол забросит, или загонит какому-нибудь барыге, такому же, как он сам, который ее и вовсе читать не станет. А так хоть я просвещусь, ну, и тебя просвещу, если захочешь. Книги, они на то и существуют, чтобы люди знания с них получали, а не пылились в шкафах. А нам с тобой она нужнее, поскольку мы с тобой вроде как на руководящих должностях, типа, народными массами руководим. Так вот, чтобы нам не лопухнуться, а точно знать, куда этот самый народ направлять, ну, чтобы наше управление не шло вразрез с законами развития Природы, а проходило согласно им, нам с тобой эти знания, ой, как нужны.
Самое смешное во всей этой истории, так это то, что Веня так до конца и не понял, какого сокровища лишился, и теперь будет думать, что самого Седого сделал, как последнего чайника. - Он засмеялся своим хрипловатым смехом, но смех внезапно оборвался, и лицо Седого снова сделалось суровым - а если он эту книжку успел прочесть, то пусть знает свое место. В ней, кстати, об этом хорошо прописано - все люди разбиты на отдельные группы, и каждой группе определено своё место, исходя из ее возможностей.
- Ну, такой туфтой и нам в училище мозги полоскали - халерики там, мелонхолики - только, когда над головой реальные пули свистеть начинали, то любой меланхолик вдруг становился халериком, а халерик мог, наоборот, в ступор войти. Да и потом, армия с ее однообразием и нормативами всех причесывала под одну гребенку и халериков и мелонхоликов, и на индивидуальный подход ни к кому ее уставы расчитаны не были, поэтому та наука мне в реальной жизни так и не пригодилась.
- То, чему вас там в училище учили - действительно туфта, потому как в экстримальных ситуациях человек себя ведет руководствуясь не своей психологической предрасположенностью для обычного своего состояния, а своим инстинктом самосохранения. Когда очко играет не по-детски - в любом человека пробуждается зверь - вот он-то и управляет человеком в такие минуты. А уж потом, когда все пройдет, то снова можно стать и халериком, и мелонхоликом. Вспомни зону - там времени на расслабон вообще не было - весь срок от звонка до звонка ожидаешь удара в спину, поэтому там и не было ни одного человека - все были зверьми, готовыми сожрать друг дружку, лишь бы самому выжить. В этой книге всё про это прописано. А главное, как управлять всем этим.
Душман взял книгу в руки и внимательно стал ее разглядывать.
- Тут значится, что это первая книга. По идее, должна быть и вторая, а может и третья, и четвертая.
- Вот я и говорю, пока Веню не трогай. Дочитаю эту, разберусь и с остальными.
Ну да, заболтались мы с тобой. Давай двигай. Удачи!
* * *
Конец апреля, а весной так и не пахнет - размышлял Душман, проезжая на своем 'бумере' по лужам, покрытыми тонким льдом - видать, и лето будет такое же серое и холодное.
Последнюю неделю его так же беспокоили мысли о предстоящей перестройке деятельности их коллектива.
За завод еще придется хорошенько пободаться, да и федералы его без боя не отдадут - размышлял он. - Но если федералов еще можно обставить их же собственными дутыми законами, то с ворами этот номер не пройдет и битва предстоит кровавая - уж больно лакомый кусок светит. Тут даже Сан Саныч мало, что сможет сделать, хотя разводящий он авторитетный, и своего упускать не захочет, в любом случае, пока нужно держаться его, потому что и без нас он ничего не сможет сделать, а вместе - мы сила.
На всем пути следования к особняку, где размещалась резиденция Сан-Саныча, Душман, как ни старался, но так никакой слежки за собой не заметил.
- Заходи, Душман - кивнул ему Сан-Саныч, приглашая его войти в свой кабинет. - Что там, в сумке - деньги? Брось сумку, вон, в то кресло, я потом разберусь. Проходи, присаживайся, у меня к тебе разговор будет серьезный.
Душмана несколько удивило то, что Сан-Саныч вдруг решил поговорить с таким, как он, да еще серьезно. Ни говоря не слова, он опустил сумку с деньгами на то кресло, что указал хозяин кабинета, а сам расположился в другом, напротив Сан-Саныча.
- Да, ты расслабься, просто хочу поближе с тобой познакомиться. Должен же я знать с кем работаю - улыбнулся Сан-Саныч своей широкой, раполагающей к себе улыбкой, обнажая ряд золотых зубов. И, видя, что этими словами успокоил своего собеседника, и тот даже слегка расслабился, сидя в мягком кресле, он спросил, как ни в чем не бывало, как о вещи вполне обычной.
- Ты ведь у нас сейчас в положенцах ходишь - начал издалека Саныч.
Но от этого вопроса Душман насторожился, зная по опыту, что душевный разговор с вопросов о карьерном росте начальство всегда начинает, чтобы дать какую-нибудь грязную работу. Замполиты и особисты обычно предлагали стучать на товарищей, отцы командиры посылали в такую дыру, куда кабель свой хрен не совал, а что предложит Саныч?
- Да - ответил он - Седой намекал, что сход уже, может, по осени состояться.