Мелихова Галка : другие произведения.

Женщины Дойля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О женских образах в произведениях Артура Конан Дойля, экранизациях Ричи и ВВС. Написано для фестиваля WTF Combat 2015, команда Мэри Ватсон.

  Сильный подруга - лучше!
  Генри Каттнер, "Механическое Эго"
  
  Если внимательно перечитать Артура Конан Дойля, легко понять, откуда взялась Мэри Ватсон, какою мы видим её в экранизациях Ричи и ВВС. Это же собирательный образ дойлевской женщины в декорациях конца XIX и начала XXI века!
  Конечно, в произведениях Дойля встречаются разные дамы - как внешностью, так и характером. Нежная, хрупкая синьора Лукка, кругленькая, аппетитная Энни Гаррисон, статная, атлетичная миссис Уэстмакот. Легкая и жизнерадостная Ида Уокер, пылкая и непреклонная Бэрил Гарсия, гордая и независимая Мод Беллами. Есть среди них самоотверженные и ласковые хранительницы домашнего очага, отважные и грозные воительницы, но всех объединяют два качества: женственность и сила. Того и другого у Мэри с избытком.
  Прежде всего, дойлевская женщина - не тепличный цветок. Да, она красиво одевается, но если юбки мешают ей, то она их обрезает или перевоплощается в мужчину (миссис Уэстмакот, Ирен Адлер, синьора Лукка). А то вдруг явится взору читателя прекрасная амазонка верхом на горячем скакуне (Люси Ферье, Сибилла Бернак). Миссис Уэстмакот во владении разнообразными видами спорта даст фору и Шерлоку Холмсу. Мало ей тенниса, гольфа, велосипедной и верховой езды, она ещё боксирует, ходит под парусом и с гирями упражняется - на минуточку, пятнадцатифунтовыми.
  Дойлевская героиня умна и хорошо образована. Обычно она дочь или супруга военного, врача, а то и сама врач. Клара Уокер, по признанию отца, изучила медицину достаточно хорошо, чтобы защитить диплом, если бы на минуту задумалась о себе, а не о благополучии домашних; то же самое можно сказать о миссис О`Джеймс. Доктор Верриндер Смит даст фору коллегам-мужчинам - второго специалиста такого класса в Гэмпшире просто нет. В чопорную викторианскую эпоху женщины Дойля смеют быть не только домохозяйками, компаньонками, учительницами, гувернантками и горничными, что ещё куда ни шло, но и артистками (Ирен Адлер, Эжени Рондер), учёными (доктор Смит), капитанами яхт (миссис Уэстмакот), шпионками под прикрытием (мисс Барнет). Автор статьи ничуть не удивлён, что вторая дочь сэра Артура, Джин, воевала в рядах WAAF и дослужилась до командира авиации, высшего звания, возможного для женщины - право, этого следовало ожидать.
  Рядом с этими дамами медсестра, снайпер и бывший агент разведки из экранизаци ВВС выглядит вполне органично, да и ричивская Мэри скромна разве что в выборе профессии. Она тоже умеет обращаться с пистолетом, щёлкает шифры, как орехи и не даёт спуску братьям Холмсам. Согласитесь, неплохо для гувернантки. Шерлок Холмс в "Знаке четырёх" выказывает уверенность, что Мэри способна стать для них с доктором Ватсоном прекрасным помощником, так что в "Игре теней" нам это просто показали.
  Такая леди может спокойно ждать жениха с очередного подвига, вышивая возле окна в белом платье с чем-то розовым у шеи и талии (Мэри Ватсон в каноне). Может бежать с ним за тридевять земель (миссис Маултон, Этти Шефтер). Может нестись верхом сквозь армейский лагерь, чтобы выручить его из тюрьмы и обнаружить, что он ей в подмётки не годится (Сибилла Бернак). Рождённая созидать и разрушать, любить и ненавидеть, она ничего не делает наполовину. Ей претит ханжество, она презирает молву и поступает так, как хочет и считает нужным. Дойлевскую героиню не заставишь совершить подлость, ни угрозами, ни физическим насилием (Бэрил Гарсия), но если загнать её в угол, она выстрелит и не промажет (леди Хаксли). Самообладание её в критической ситуации удивительно. За жизнь ребёнка будет драться, как волчица (миссис Фергюсон), за смерть дорогого человека отомстит, продумав каждый шаг, да так, что её не поймают и концов не найдут (София Кратидес).
  Счастье дойлевских мужчин в том, что эти несравненные их, как правило, любят. Даже суфражистка миссис Уэстмакот, неутомимый борец с господством противоположного пола, ничего не имеет против отдельных его представителей. Брак она называет естественным состоянием человека при условии, что он основан на глубоком взаимном уважении. Другими словами, герой должен быть достоин героини - столь же умён, щедр, великодушен и отважен, а труса или лжеца ждёт участь Люсьена Лесажа - отставка и презрение.
  Из рассказов Дойля получилось бы неплохое пособие по семейной жизни. Если ты замучаешь женщину ревностью или перестанешь обращать на неё внимание, она тебя разлюбит. Если изменишь ей - найдёт другого и будет права. Осмелишься поднять на неё руку - будешь убит. Так работает справедливость в его мире. Преступления женщин против мужчин у Дойля можно по пальцам пересчитать, и мотивом их почти всегда оказывается самооборона или месть - то есть самооборона отсроченная.
  Дойлевская героиня - не просто романтическая возлюбленная, живой приз для победителя, она равный партнёр и надёжный друг. Не мужчина придаёт смысл её жизни, а скорее наоборот. Такая не нуждается круглосуточно в защите и утешении, такая сама кого хочешь утешит и защитит. Ей можно доверить любую тайну, она надёжней банковского сейфа. Напуганные люди жмутся к Мэри Ватсон, как к тёплой скале. Пока суженый валяется с нервной горячкой, Энни Гаррисон охраняет его комнату и спрятанные там секретные документы. Рыцарственная и мудрая миссис Уэстмакот легко разрешает кризис, с которым не могут справиться четверо джентльменов. Клара Уокер - хозяйка дома, отец без неё совершенно беспомощен; её сестра Ида, хохотушка и модница, станет главой своей семьи, поскольку соображает лучше мужа. С другой стороны, очаровательная доктор Смит и вовсе легко обходится без мужчин, но это уже их проблема.
  
  В статье поименованы:
  
  Бэрил Гарсия, "Собака Баскервилей" (1902)
  Доктор Верриндер Смит, "Женщина-врач" (1894)
  Ида Уокер, "Приключения в загородном доме" (1892)
  Ирен Адлер, "Скандал в Богемии" (1888)
  Клара Уокер, "Приключения в загородном доме"
  Леди Хаксли, "Конец Чарльза Огастеса Милвертона" (1899)
  Люси Ферье, "Этюд в багровых тонах" (1887)
  Мисс Барнет, "Происшествие в Вистерия-Лодж" (1892)
  Миссис Маултон, "Знатный холостяк" (1892)
  Миссис О`Джеймс, "Жена физиолога" (1894)
  Миссис Уэстмакот, "Приключения в загородном доме"
  Миссис Фергюсон, "Вампир в Суссексе" (1896)
  Мод Беллами, "Львиная грива" (1907)
  Мэри Ватсон, "Знак Четырёх" (1890), "Человек с рассечённой губой" (1891)
  Сибилла Бернак, "Дядюшка Бернак" (1897)
  Синьора Лукка, "Алое кольцо" (1902)
  София Кратидес, "Случай с переводчиком" (1888)
  Эжени Рондер, "Дело необычной квартирантки" (1896)
  Энни Гаррисон, "Морской договор" (1888)
  Этти Шефтер, "Долина ужаса" (1915)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"