Мэйан : другие произведения.

Словарь к повестям про Ларбар

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Словарь
  
   Аинг -- часть старинного арандийского наряда, распашная юбка. Состоит из полотнища, заложенного четырьмя и более складками и пришитого к поясу. В старой Аранде аинги были должностной одеждой чиновников и различались по цветам Палат. В новое время в Объединении аинг сохранился как: 1) домашняя одежда; 2) часть парадной формы во флоте и в некоторых сухопутных войсках; 3) подобающая одежда для посещения единобожных обрядов (см. единобожие). Во всех этих случаях мужчины обычно надевают аинг поверх штанов, что в старой Аранде было не принято.
   Араамби -- древний город-государство на северо-востоке Вингарского материка. По преданиям, у власти в этом городе стояли кудесники, и именно преизбыток чародейства привел Араамби к гибели. Считается, что беглецы из Араамби во главе с Мемембенгом положили начало Арандийскому Царству.
   Аранда -- 1) с древних времен до 835 г. Об. -- держава на большей части Арандийского материка (кроме горной страны Дугубер). Основателем ее считается Мемембенг. Правил в Аранде царь, все взрослые полноправные жители имели ранг и числились служащими одной из девяти Палат. Считается, что Арандийское Царство было основано за 1460 лет до Объединения. 2) В 835 г. после распада царской власти в Аранде ее земли вошли в состав Объединенного Королевства Мэйан. В 1118 г. Аранда, будучи частью Объединения, сохраняет значительное своеобразие в укладе жизни, в религии и т.п.
   Аруани -- мера объема, примерно равняется 1 литру.
   Байджи Ларбарский (6 в. Об.) -- мэйанский мастер Устроения стихий, был знаменит как поэт и опасный безумец, считавший себя Творцом, не Имеющим Обличия (см. Семь богов).
   Бенг (аранд. "Змей", "Дракон") -- 1) сокращение от имени Мемембенг. 2) В древности и средневековье -- царь Аранды как священный государь, глава единственного в мире единоначального благозаконного государства. 2) Царь как верховный жрец Единого Бога. Единобожные богословы не считают царя воплощением Бога, его избранником и т.п., но мыслятся его как существо, единое и нераздельное с Богом. Такое же отношение единства связывает Бенга с народом (имеется в виду сообщество верующих единобожников на разных уровнях - в мире в целом, в данном храме, в данной местности и пр.). В этом смысле "Бенгом" может именоваться любой единобожник, поскольку он сознает свое единство с Богом, Царем и народом. Неотъемлемой чертой Бенга-царя и всех царских родичей считается наличие у них особой "змеевой" природы. Подобно Великому Бенгу, каждый из них способен представать не только в человеческом обличии, но и в облике змея.
   Бенгов дом -- то же, что царский род в Аранде, см. царь.
   Бенгова пляска -- 1) По преданию, во времена продвижения предков нынешних арандийцев вглубь земель Аранды Мемембенг при встречах с немирными туземцами, проявляя Любовь и избегая кровопролития, вызывал вражеское войско на состязание, причем принимал облик Змея и совершал чудотворную пляску, которая завораживала противника и приводила его ко Благому Закону, то есть к подчинению арандийцам. "Состязание" со стороны исконного населения Аранды выражалось в том, чтобы, упорствуя в прежнем своем "беззаконном" обычае, не поддаться мемембенговым чарам. 2) В переносном смысле -- состояние, при котором единобожник призывает Бога на помощь, и тот дарует ему способность силою Благого Закона зачаровать неприятеля, чтобы тот сдался без боя. Наглядным выражением "бенгова пляски" считался навык искусных арандийских воинов особым образом выхватывать саблю, натягивать лук либо взводить самострел. Сюда же относятся увещевательные песни и речи и др.
   Благозаконие -- соответствие Благому Закону, основной признак, по которому в старой Аранде оценивали любое событие, лицо, сообщество, обычай и др. По определению "благозаконно" все происходящее по естественным причинам без участия разумного существа ("беззаконным" не может быть явление природы, растение, животное).
   Благой Закон -- одно из основных понятий арандийского богословия и общественной мысли. Целью всякого благочестивого единобожника является постижение Закона, который не может быть до конца усвоен иначе, как в состоянии единения с Богом. В природе Закон выражается в упорядоченной смене времен года, размеренном движении небесных светил, постоянстве ступеней развития живых существ. В языке Закон проявляется в единообразии правил словоизменения, в применимости конечного числа слов к бесконечному множеству различных сущностей. В уме разумных существ Закон -- это способность одного существа понять внятно выраженные мысли другого, а также наличие умозрительных закономерностей (например, математических). В обществе Закон --тяготение разумных существ к установлению обычаев и правил совместной жизни.
   Благородный, благородная -- принятое в Объединении обращение к потомкам дворянских семей.
   Бог -- 1) в единственном числе и с заглавной буквы -- Единый Бог, почитаемый в арандийском единобожии. 2) Со строчной буквы -- один из семи богов мэйанского семибожия.
   Бояре -- 1) в старой Аранде -- представители царского рода, см. царь. 2) В старом Мэйане -- наследственные владетели земли, в большинстве своем считаются потомками предводителей дибульцев, впервые заселивших ту или иную часть равнинного Мэйана. После 1001 г. в Объединении бояре уравнены в правах с дворянами.
   Боярич, боярышня -- устаревшее обращение к потомкам боярских семей.
   Вайантани -- мыслитель 10 в. Об.
   Ведомство Безопасности руководит деятельностью Войска, Военного Флота, Стражи и Охранного Отделения. В начале 12 в. деятельность Охранного Отделения сосредоточена в основном на надзоре за инакомыслящими, а также за сверхъестественными явлениями (включая чародейство, оборотничество, одержимость и храмовые чудеса). Охранное Отделение имеет большое число негласных осведомителей. Кроме того, в каждом трудовом подразделении есть ответственный за безопасность из числа его сотрудников, несущий государственную присягу.
   Велингмуантанинга -- древний арандийский мудрец, по преданиям, жил в 11 в. до Объединения. Ему приписываются многие изречения, ставшие правилами арандийского искусства врачевания.
   Видаджани Коинский (6 в. Об.?) -- мэйанский поэт, был знаменит как безумец, подвижник Плясуньи Небесной (см. Семь богов). Ему приписывается множество стихотворений 5-7 вв. Об.
   Вингара -- материк к югу от Чегура и Аранды.
   Воинская повинность распространяется в Объединении на дворян и приравненных к ним лиц мужского пола. Юноши, обучавшиеся в коронных школах, призываются на службу на два года в исходном чине десятника (см. школы) по окончании школы или высшего учебного заведения. Те, кто получал среднее образование в народных школах, призываются дважды: по достижении девятнадцатилетнего возраста сроком на год и затем еще на два года -- сразу по окончании первого срока службы или по окончании высшего учебного заведения.
   Вонгобул Законодатель -- князь княжества Умбин в Мэйане в 6 в. Об., прославился неуемной законотворческой деятельностью. Упоминается во множестве преданий, сказок, народных песен.
   Высокородный, высокородная -- устаревшее обращение к потомкам княжеских или боярских семей.
   Высшее Училище в Кэраэнге -- одно из самых древних высших учебных заведений в Объединении, прообраз всех позднейших университетов.
   Галерея -- часть арандийского "кольцевого дома": галереи устраиваются на каждом этаже по периметру внутреннего дворика, на галерею выходят двери хозяйственных и жилых помещений, со стороны двора она отгораживается невысокими перилами; галереи верхних этажей опираются на столбы.
   Галликко (рубеж 10-11 вв. Об.) -- Король Объединения в пору Чаморрской войны и составления четвертого Договора Объединения (принятого в 1001 г.).
   Гаямулли Миджирский -- князь княжества Миджир в Мэйане в 6 в. Об., к власти пришел путем вооруженного переворота, поэтому часто именуется также "самозванцем Гаямулли".
   Гильдии -- крупные профессиональные объединения трудящихся, в 12 в. составляют основу общественного строя Объединенного Королевства Мэйан. Гильдиям принадлежит большая часть средств производства и не менее половины недвижимости в стране. Членство в гильдии определяет область деятельности работника, уровень его общественной защиты (включая доступ его и неработающих членов его семьи к здравоохранению, образованию, жилью и др.), а также способы участия в политической жизни. Гильдейское удостоверение -- основной общегражданский личный документ. К Ученой гильдии относятся учителя народных школ, преподаватели большинства высших учебных заведений, врачи, сотрудники книгохранилищ, архивов, музеев, зверинцев.
   Господин, госпожа -- обращение к дворянину или боярину.
   Дантуанг в старой Аранде -- ремесленник, чиновник Палаты Ремесел (см. Палаты)
   Двоебожие -- религия народов Пардвены, широко распространена также на Вингаре. Предполагает почитание двух богов, Пардви и Барра. Определенное влияние двоебожная вера имеет и в Ларбаре, особенно благодаря молодежным союзам мирян. "Милосердные (красные) сестры" знамениты тем, что безвозмездно помогают в больницах, детских домах, приютах для бездомных и пр., а "Справедливые (черные) братья" оказывают содействие страже, патрулируют улицы, несут охрану при крупных городских мероприятиях вроде шествий и народных гуляний. В обиходе считается, что "красные сестры" также не отказывают никому из мужчин в любовных утехах, а "черные братья" каждого готовы бесплатно обучать искусству рукопашного боя и владению оружием. На деле, разумеется, подобные занятия "сестер" и "братьев" допускаются лишь тогда, когда они соответствуют Милосердию и Справедливости. Оба союза находятся вне гильдейской системы Объединения.
   Пардви
   Барр
   Женское
   Мужское
   Красный
   Черный
   День
   Ночь
   Земля
   Море
   Жизнь
   Смерть
   Милосердие
   Справедливость
   Земледелие, скотоводство, врачевание и др.
   Война, охрана правопорядка, судопроизводство и др.
   Дворяне в старом Мэйане -- наследственные не облагаемые налогом держатели королевской, княжеской или боярской земли. За свои земельные угодья дворянская семья обязана была владетелю земли (боярину, князю, храму или королю) воинской службой или выплатой так наз. "щитового" сбора. В отличие от владения, держание может быть отчуждено и передано другому лицу. В 1001 г. Об. дворянские и владетельские семьи были уравнены в правах. В новые времена дворянское происхождение означает прежде всего воинскую повинность для мужчин, а также возможность обучаться в бесплатных "коронных" школах (закрытых учебных заведениях для мальчиков или для девочек) и некоторые преимущества при занятии должностей на государственной службе (в войске, страже, на почте и др.).
   Дибульцы -- древний народ Чегура, предки людей Мэйана и степняков Меа-меи. Первоначально обитали в горах Ирра-Дибула. Отличались коренастым сложением, смуглой кожей, преимущественно рыжими волосами и обилием веснушек. Из их нравственных качеств особенно знаменита готовность прийти на помощь кому угодно и не считаясь ни с какими трудностями. Считается, что благодаря ей потомки дибульцев в итоге сумели привлечь под свое руководство все соседние племена распространить свою державу (Объединение) на весь Чегур, остров Диерри, Аранду и Мунгаи. В широком смысле "дибульцами" могут называть все древние народы, обитавшие в горах Дибулы -- предков карлов, орков и других племен Объединения.
   "Дж" и "Ч" -- старомэйанскому и арандийскому "дж" в новом мэйанском соответствует "ч", ср. "Миджир" -- "Мичир" (название города).
   Джакаданга -- капитан пиратского корабля "Морок", действующее лицо повести "Путешествие на Мороке".
   Джанганни (5 в. Об.) -- арандийская царевна, выданная замуж в Мэйан, за князя Диневанского, возлюбленная Мичирина Джалбери.
   Джангатэнауи (Чангатэнауи), здесь -- действующее лицо повести Инари Чангалиу "Не торопи" (составлена в 910-х гг. Об.)
   Дзирра -- островное государство к западу от Объединения. Жители -- люди и древлени, те и другие светлокожие и светловолосые.
   Дом Господней Меры (Джангаданг, Чангаданг) -- одна из ветвей Царской семьи Аранды, в древности отделилась от основного царского рода и получила особое прозвание. См. об истории этого прозвания стр. 149.
   Древлени -- 1) одно из племен Объединения; 2) см. кадьяры
   Единобожие -- вероисповедание людей Аранды. Означает веру в Единого Бога, нередко отождествляемого единого с Мемембенгом, а также с Царем и с народом. Единобожие учит каждое разумное существо искать единения с Богом в себе самом, постигая и развивая Благой Закон и следуя путем Любви. Вопреки принятому в Мэйане представлению, единобожники не отрицают Семи богов как таковых, но лишь настаивают на их единстве (и говорят не о семи богах, но о семи именах, прославляющих Единого Бога).
   ЖКБ -- желчекаменная болезнь.
   Закон и Любовь -- см. Благой Закон, Любовь
   Змей в Аранде мыслится как наиболее совершенное из живых существ, обладающее свойствами и зверя, и птицы, и пресмыкающегося, и разумной твари, способное перемещаться в любой среде. Поэтому Змей - наиболее подобающий, но, разумеется, не единственный образ для Бога и для Бенга. Появляясь перед народом, царь арандийский надевает золотую личину змия. Благочестивые единобожники держат в своем жилище рисованное, печатное, вышитое либо тканое изображение змия и старший мужчина в доме творит перед ним домашний обряд. Коль скоро в единобожии смерть понимается как воссоединение с Богом, а наиболее соразмерным обличием бога служит Змей, то считается, что умершие могут являться живым в виде Змеев, различных по своему телесному строению, чудесным свойствам и пр. Один такой Змей может почитаться как некий "совокупный" предок, в котором соединяются несколько ушедших поколений одной семьи (или несколько товарищей по службе, учитель и его ученики и т.п.) По преданиям, особенно часты явления таких Змеев бывали в семьях потомков Мемембенга -- в самом царском роду Аранды и в его ответвлениях.
   Змейство, в расхожем представлении мэйан - совокупность черт, присущих змейцам. К таковым чертам могут относиться: жадность, трудолюбие, законопослушание, изворотливость и хитрость, подвижность, жажда деятельности, боязнь уединения и др. См. тж. исполинство.
   Змейцы -- 1) в старину -- жители Царства Арандийского; 2) арандийцы вообще, независимо от места проживания; 3) приверженцы единобожия ("змейской веры"); 4) поклонники всего арандийского независимо от их племенной принадлежности.
   Змии, наряду с Исполинами, согласно мэйанскому семибожному богословию -- самые древние, крупные и могущественные обитатели Столпа Земного. Различается множество пород змиев. Все змии - яйцекладущие, растут скачкообразно, сбрасывают кожу, подобно обычным змеям. Есть змии крылатые (с одной или несколькими парами кожистых крыльев) и бескрылые, водные и сухопутные, хищные и мирные, покрытые чешуей, кожей или шерстью, некоторые дышат огнем, другие - холодом, ядовитым паром и др. Все змии по природе своей разумны и волшебны, большинство имеет также прирожденное чутье на чары. Общие свойства змиев - подвижность (в противоположность исполинской устойчивости), а также алчность (тяга к сокровищам) и способность принимать любое обличье, в том числе и человеческое. Считается, что Змии существовали еще до сотворения Столпа Земного, в области так наз. "чистых стихий": поэтому говорят о "допрежних змиях". Позднее змии вместе с исполинами (первотворениями старших богов) заселили горы Ирра-Дибула. После многовековых войн с исполинами и заключения мира змии, уцелевшие в войне, покинули Ирра-Дибула. Вплоть до 6 в. Об. в дибульских горах находят останки змиев и исполинов, весьма ценимые кудесниками как сырье для чародейских изысканий.
   Инари (Инари Чангалиу) -- писательница конца 9 -- начала 10 в. Об., работала в Кэраэнге. Особенно известна ее повесть "Не торопи". Действие этой книги происходит в среде потомков Царей (царская власть в Аранде была упразднена в 823 г. Об.). Сама Инари тоже принадлежала к этому кругу, семья Чангалиу -- одна из ветвей царского рода.
   Ирианг, в старой Аранде -- священнослужитель, чиновник Палаты Музыки и Обрядов (см. Палаты).
   Исполинство, в расхожем мнении мэйан -- совокупность черт, свойственных Исполинам (см.), а также людям дибульского "горного" происхождения, т.е. мэйанам. К "исполинским" чертам относятся: щедрость, стойкость, простота нрава, свободолюбие, прямодушие, несгибаемое упорство и др.
   Исполины, в мэйанском семибожном богословии -- первые творения четырех старших богов (Старца Каменного Куриджила, Владычицы Вод Гаядари, Плясуньи Небесной Вида-Марри, Воителя Пламенного Муллиана). Исполины имели человеческий облик (точнее, наоборот: люди созданы были по образцу исполинов), тела их состояли из стихий смешанных, но все же еще весьма чистых. Так, каменные исполины имели кости из камня, и т.п. Исполины обитали в горах Ирра-Дибула вместе со змиями, со временем в помощь исполинам были созданы другие разумные существа, в т.ч. люди. Однажды между исполинами и змиями вспыхнула война, длившаяся неизмеримо долгие столетия; она окончилась примирением сторон и их общим исходом с Ирра-Дибула; люди последовали за исполинами (см. Дибульский путь). В новые времена в Объединении немалое влияние имеет "Дружина Исполинов" -- общественная организация, в которую избираются наиболее видные представители различных наук, ремесел и пр. "Исполин" -- почетное звание, носимое членами этой организации.
   Кадьяры -- народ на юге Вингарского материка, относится к древленскому племени. Обычная продолжительность жизни -- триста лет.
   Календарь -- в Объединении год делится на двенадцать месяцев, названных в честь Семи Богов, а также Рогатого Вайамбы, Змиев, Исполинов, Устроения Стихий и Обретения Сущности. Начало года (первое число месяца Безвидного) привязано к весеннему равноденствию. В месяце тридцать дней, из них шесть - праздничные: "новомесячье" (числа с 1-ого по 3-тье) и "преполовенье" (числа с 15-ого по 17-ое). Расчет календаря (ведомый учеными-звездочетами и согласуемый Семью храмами) предполагает несколько "лишних" дней (от трех до семи) между 30-м числом месяца Целительницы и началом нового года. Эти дни тоже объявляются праздничными (праздник "новогодия").
   Месяцы
   Времена года
   Безвидный
   Равноденствие весеннее
   Великаны
   Поздняя весна
   Драконы
   Начало лета
   Устроение стихий
   Середина лета
   Обретение сущности
   Конец лета
   Старец
   Ранняя осень
   Воитель
   Равноденствие осеннее
   Плясунья
   Поздняя осень
   Премудрая
   Начало зимы
   Владыка Гибели
   Середина зимы
   Рогатый Вайамба
   Конец зимы
   Целительница
   Ранняя весна
   Камбурран -- 1) название одного из шести княжеств Первого Объединения, а также столицы этого княжества; 2) город в Мардийской области.
   Кангкангари (7 в. Об.) -- арандийский лекарь, возглавлял отделение Палаты Наук и Чар в земле Пайрунан, знаменит положительным отношением к мэйанской учености в целом и врачеванию -- в особенности. Приложил много усилий по приобщению мэйанских лекарей к арандийской медицинской науке.
   Каратра -- древний мудрец, по разным преданиям, жил в городе Араамби в 16 в до Об. или в Аранде в 14 в. до Об.
   Карлы -- см. племена Объединения
   Каруибенг (6 в. Об.) -- арандийский лекарь, был братом царя Тикаибенга и главой Палаты Наук и Чар.
   Король -- избираемый правитель Объединенного Королевства Мэйан, поначалу ему принадлежала верховная судебная власть, позднее также и исполнительная.
   "Коронный", в обиходе Объединения -- относящийся к Короне Объединенного Королевства Мэйан, тж. государственный, казенный.
   Ланга -- денежная единица Объединения.
   Ланиатунг (402-472 г. Об.) -- арандийский лекарь, автор нескольких сочинений по медицине (они в 6 в. Об. и позднее пользовались влиянием и в Мэйане).
   Лунный орден (орден Лунного Круга) -- рыцарский орден, расцвет его пришелся на 9 в. Об. Рыцари ордена носят серебряные перстни со знаком "лунного круга" -- условным изображением звериной морды, вписанной в круг; по-иному этот же знак толкуется как фигура человека, молитвенно воздевшего руки.
   Лэйгари (6 в. Об.) -- Мэйанская королевна, была замужем за арандийским царевичем, сыном лекаря Каруибенга.
   Любовь (Благая Любовь) -- одно из основных понятий арандийского богословия и общественной мысли (см. тж. Благой Закон). Целью всякого благочестивого единобожника является постижение Любви. Как и Закон, ее невозможно полностью усвоить иначе, как в состоянии единения с Богом. В природе Любовь выражается в законе притяжения, магнитных свойствах металлов, способности веществ к химическому соединению, а также в размножении живых существ, заботе животных о потомстве и пр. В языке Любовь -- соединение слов, согласование форм слов в предложении. В уме разумных существ Любовь -- это любознательность и стремление поделиться знаниями с другими. В обществе -- возможность установления взаимно благоприятных условий сосуществования его членов.
   Марди -- город на Чегуре, столица Мардийской области. В нем находится крупнейшее в Объединении Богословское училище -- высшее учебное заведение, где дается образование священнослужителям различных верований, а также правоведам в области храмового права, мастерам различных видов храмового искусства и т.п.
   Мастер, мастерша -- обращение к гражданам Объединения (кроме дворян и приравненных к ним лиц), не является обязательным, однако применительно к лицам ученых профессий (учителям, врачам и т.п.) используется почти всегда.
   Мемембенг, он же Великий Бенг или просто Бенг -- 1) основатель Царства Арандийского. 2) В старой Аранде -- тронное имя всякого царя. 3) Многие сторонники арандийского единобожия чтут Мемембенга как воплощение Бога (Единого, Пестрого Змия).
   Мичирин Джалбери (5 в. Об.) -- боярин Джалбери, сподвижник князя Диневанского, великий поэт и крупный государственный деятель Объединения.
   "Морок" -- знаменитый пиратский корабль, см. "Путешествие на Мороке"
   Мохноноги -- см. племена Объединения
   Муллаваджи (6 в. Об.) -- князь Диневана, носил прозвище Грозный.
   Мэйан -- собирательное название земель юго-восточной части Чегурского материка, а также шести княжеств Первого Объединения.
   Объединение -- 1) оно же Объединенное Королевство Мэйан -- государство на землях Чегура, Аранды, островов Диерри и Мунгаи, во главе с выборным Королем. См. карту. В нынешнем виде сложилось к концу 10 в. Об., его состав был закреплен Договором Объединения 1001 г. (в 1118 г. этот договор остается основным законом страны). 2) большие эпохи в истории Объединенного Королевства также принято называть "Объединениями". Их насчитывается четыре:
   Первое Объединение
   Союз мэйанских княжеств Камбуррана, Баллу и Умбина. От времени заключения этого союза отсчитываются годы по летосчислению Объединения. Позже к этому союзу присоединились княжества Миджир, Диневан и Диерри. Постоянной столицы не имело, король путешествовал по стране.
   Второе Объединение
   Начинается с 588 г. Об., когда был заключен новый договор Объединения и определен новый порядок выборов короля. Столицей стал город Ви-Баллу, поблизости от которого располагалась постоянная королевская ставка. Позже, в 7 в. Об., ставка была перенесена в Ларбар, а в 8 в. -- в Коин (на острове Диерри).
   Третье Объединение
   Начинается с 835 г. Об., когда в состав Объединенного Королевства вошли земли бывшего Царства Арандийского. Кроме Аранды, острова Мунгаи и княжеств Мэйана в это Объединение входили земли Меа-меи, полуострова Хоб и часть горных областей Гичиригара. Столицей оставался Коин.
   Четвертое Объединение
   Начинается с 1001 г. После победы в Сорокалетней войне конца 10 в. (Объединенное Королевство воевало с княжеством Чаморра) в Объединение вошли все земли Чегура. Столица была перенесена в Чаморру.
   Объединенное Королевство Мэйан -- см. Объединение
   ОТБ -- Отделение для Тяжелых Больных
   Палаты -- по законам старой Аранды, все подданные Царя были приписаны к казенной службе и числились в одном из девяти ведомств:
  
   Название палаты
   Обозначение чиновников
   Области деятельности
   Столичная палата
   Тарунианг
   Дорожное сообщение, почта, служба оповещения
   Палата Земель и Народа
   Тэрианг
   Земледелие, скотоводство, торговля, снабжение, сбор налогов, местное управление
   Палата Музыки и Обрядов
   Ирианг
   Обряды, богословие, распорядок общинной жизни
   Палата Охраны Границ
   Бумеранг
   Войско
   Палата Морских дел
   Кэрианг
   Мореходство, рыболовство
   Палата Внутренних дел
   Агианг
   Разведывательная деятельность внутри и вне страны, охрана правопорядка, слежка за инакомыслящими
   Палата Заморских дел
   Ингарранг
   Посольства царства в иные земли
   Палата Ремесел
   Дантуанг
   Различные ремесленные мастерские, горные разработки и др.
   Палата Наук и Чар
   Римбианг
   Школьное образование, наука, чародейство
  
   За исключением самого Царя, а также неполноправного населения (рабов и вольноотпущенников) чиновниками девяти царских палат являлись все жители Царства и все царские данники в иных землях. Каждому чиновнику при поступлении на службу (по окончании школы, в 14-16 лет) присваивался низший, 12-ый ранг. Повышение в ранге давалось за служебные заслуги и за выслугу лет -- вплоть до 4-ого ранга для обычных чиновников. Три высших ранга (с 1-ого по 3-ий) могли быть присвоены только родичам Царя, потомкам Мемембенга.
   Пардвена -- материк к югу от Вингары и государство на этом материке. Жители большей частью люди, высокорослые, чернокожие, курчавые. В начале 12 в. Об. власть в Пардвене находится в руках жречества двоебожного храма, к каковому принадлежат все государственные чиновники. Объединение не раз оказывало Пардвене помощь в подавлении попыток отдельных ее областей добиться независимости.
   Парига-Старший (начало 10 в. Об.) -- мыслитель и общественный деятель, работал на острове Винга, пользовался большой известностью в Объединении. Автор трактата "О способностях ума".
   Племена Объединения -- после 1001 г. все племена в Объединении имеют равные гражданские права. Небольшая доля каждого из не-людских племен живет замкнутыми общинами и пользуется казенными льготами (особые сроки поступления на учебу, совершеннолетия и выхода в отставку по старости, поддержание исконного образа жизни, народных промыслов и пр.). Большая часть племен расселена вперемежку, уровень межплеменного смешения очень высок -- за исключением мохноногов и гоблинов, не способных к скрещиванию с другими племенами.
   Племя
   Обычный срок жизни
   Рост
   Муж/жен
   Внешность
   Люди
   60 лет
   170/160
   Мэйане -- смуглые, волосы русые или рыжие, сложение плотное
   Арандийцы -- белокожие, волосы черные, сложение худощавое
   Вингарцы Приморья -- смуглые, волосы черные или темно-рыжие, сложение крепкое
   Орки
   60 лет
   160/155
   Кожа желтоватая, волосы темные, длинные конечности, плоское лицо
   Мохноноги
   200 лет
   100/100
   Кожа светлая, волосы курчавые каштановые, сложение округлое, ноги волосатые
   Карлы
   250 лет
   130/120
   Кожа складчатая желтая, безволосые, сложение квадратное
   Хобы
   55 лет
   190/180
   Кожа смуглая красноватая, волосы темные, сложение могучее, у мужчин крупный нос
   Древлени
   300 лет
   155/150
   Кожа бледная, волосы светлые, сложение хрупкое, уши длинные
   Гоблины
   50 лет
   120/125
   Кожа зеленоватая, волосы черные, сложение жилистое, уши лопоухие
   Праздники -- см. календарь
   Предстоятель -- верховный жрец одного из направлений семибожия.
   Призыв воинский -- см. воинская повинность.
   Приморье -- одна из областей Объединения, расположена на юге Чегура на землях старых княжеств Умбин, Баллу и Миджир (частично). Столица -- город Ларбар.
   Приозерье -- одна из областей Объединения, расположена на юге Чегура на землях старых княжеств Баллу и Миджир (частично), по берегам озера Гуна-Гуллы. Столица -- город Марбунгу.
   "Путешествие на М?роке" -- знаменитая приключенческая повесть из жизни пиратов, автор -- Лингамари Литтанга (начало 11 в. Об.).
   Рабаччари Чагирчи (959-1031 Об.) -- уроженец области Хоб, был лекарем при Войске Объединения в годы Сорокалетней войны (конец 10 в. Об.), позднее стал одним из первых профессоров врачевания Чаморрского Университета, основанного в 1001 г. Об.. Заложил основы учения об асептике и антисептике, внес значительный вклад в развитие микробиологии.
   Разряды ученые -- всего в Объединении имеется четыре ученых разряда. Первый присваивается по окончании высшего учебного заведения и успешного прохождения государственных экзаменов. Для получения второго ученого разряда необходимо проработать по специальности не менее пяти лет и представить самостоятельные научные разработки. Так же -- для третьего разряда, но здесь опыт работы должен составлять не менее десяти лет, а представляемая работа должна иметь вид фундаментального научного исследования. Второй и третий разряды необходимо подтверждать каждые пять лет. Четвертый разряд предполагает не только прикладную и научную, но и преподавательскую деятельность и подготовку крупного исследования, а также учебников или учебных пособий.
   Ранг, в старой Аранде -- служебный чин, см. палаты
   Расписание занятий в Университете -- учебный год начинается в месяце Рогатого (см. календарь) и делится на трети. Каникулы приходятся на месяцы Исполинов, Старца и Владыки. В месяце Премудрой проходят основные экзамены.
   Самострел -- то же, что арбалет. В качестве боевого оружия в старой Аранде (а отчасти и в новые времена в Объединении) использовался самострел, рассчитанный на стрельбу металлическими болтами, а для дуэлей применялись самострелы с зарядами в виде лаковых шариков. Такой поединок считался в Аранде наиболее достойным, так как позволял выявить победителя и при этом избежать смертоубийства.
   Сантанга -- тарунианг (чиновник арандийской Столичной Палаты), жил в 6 в. до Об. Составитель знаменитых "Записок", содержащих не только пересказы случаев из жизни самого Сантанги, но и различных преданий, историй о чудесных явлениях и пр.
   Саунги счетчик -- прибор для измерения уровня чар. Имеет шкалу от 1 (чистый свинец) до 1000 (чудотворные предметы, почитаемые как создания богов, например, изваяние богини Бириун, см. Семь богов). Обычный человек по этой шкале имеет уровень чар в среднем 750 саунги.
   Семибожие -- совокупность верований, в той или иной мере разделяемых большинством племен Чегура начиная с древних времен. Семибожие предполагает почитание Семи богов, наличие храмов и жречества, творящего обряды этим богам. При этом как правило каждому из богов творятся обряды в отдельном храме, но возможны также и парные, тройные, семеричные святилища.
   Семь богов в Мэйане:
   Боги
   Цвета
   Области деятельности
   Байаме, Безвидный, Не Имеющий Обличия, Творец Жизни, Хранитель Путей
   Все (пестрый)
   Жизнь в широком смысле, особенно рождение, путешествия, измерение и вычисление, календарь и наблюдение небесных явлений, ремесла и искусства, связанные с крашением, позднее также наземный транспорт, зрелища вроде кино, измерительная и вычислительная техника
   Куриджил,
   Старец Полевой, Старец Каменный, Старец Семейный, Старец-Кормилец
   Желтый
   Земледелие, скотоводство, семейные отношения, пища, лесное хозяйство, горное дело, обработка камня и дерева, строительное, гончарное и др. ремесла, механика, торговля, ростовщичество, банковское дело
   Гаядари, Владычица Вод, Целительница
   Зеленый
   Судоходство, кораблестроение, рыбная ловля, морские и речные промыслы, врачевание, травничество, химия и биология
   Муллиан, Воитель, Пламенный Меч
   Красный
   Военное дело, обработка металлов, тепловая энергетика
   Вида-Марри, Плясунья Небесная
   Белый
   Погода, парусное судоходство, музыка и танцы, незаконные промыслы, безумие, позднее использование электричества, воздушный транспорт, радио
   Мургу-Даррун, Владыка Гибели, Судия Праведный
   Черный
   Смерть и посмертная участь, захоронения, право, суд, наказания
   Бириун, Премудрая, Ткачиха
   Лиловый
   Ткачество, плетение и т.п. ремесла, шитье, образование и наука, чародейство, делопроизводство, сбор, хранение, и распространение разного рода знаний, книгопечатание
   Столица -- 1) город Чаморра, столица Объединенного Королевства Мэйан. 2) "Южной Столицей Объединения" часто называют главный город Приморской области, Ларбар. 3) в речи арандийцев "Золотой (или Царской) Столицей" чаще всего именуется прежняя столица Аранды, город Кэраэнг.
   Страмец (страмница) -- особа, склонная к любовным утехам с лицами своего пола. Издревле в Мэйане "страмство" не осуждается, особенно если не исключает и общения с противоположным полом. В старой Аранде подобный образ поведения порицался как распутный и оскорбительный для окружающих.
   Сумаоро Юлай -- древленский правитель-кудесник в стране Юмбин (позже -- человеческое княжество Умбин в Мэйане), жил в 5 в. до Об.
   Табибаррам (11 в. Об.) -- пардвянский ученый и общественный деятель, изобретатель фотографии, также внес большой вклад в развитие моды (не только в Пардвене, но и в других странах, в том числе и в Объединении).
   Таррилани Ларбарский (6 в. Об.) -- мэйанский лекарь, один из основоположников хирургии в Мэйане.
   Тарунианг, в старой Аранде -- чиновник Столичной Палаты (см. Палаты)
   Тому-римбианг, в старой Аранде -- лекарь, чиновник Палаты Наук и Чар (см. Палаты)
   Умблоо -- в мэйанских поверьях безобразное чудовище синего цвета с множеством глаз, покрытое синей пеной; в переносном смысле -- нечто уродливое, страшное или нелепое. "Умблоо" -- тж. мэйанское ругательство ("какого умбла ради" и т.п.).
   Университет в Объединении -- высшее учебное заведение, в котором дается образование по различным специальностям. Ларбарский Университет, как и большинство других университетов Объединения, имеет пять отделений: Права, Врачевания, Словесности, Механики и Естественных наук.
   Устроение стихий -- 1) в семибожном богословии - одно из важнейших событий мировой истории (наряду с "обретением сущности"): под "устроением" понимается то, когда Творец, Не имеющий Обличия, вверил стихии (землю, воду, ветер, огонь) четырем старшим богам (см. Семь богов). 2) (тж. "наука устроения") всеобъемлющее мироописательное учение, рассматривающее каждое из существ, событий, явлений в мире как определенное сочетание двенадцати стихий. В это список входят стихии Равновесия, Земли, Воды, Ветра, Огня, Смерти и Мудрости, а также "буйная страсть" (соответствует Рогатому Вайамбе), "исполины", "змии" "обретение сущности" и само "устроение стихий" (как событие). Согласно учению об устроении, всякий предмет, доступный наблюдению, живой или не живой, может быть исследован с точки зрения соотношения в нем стихий. С другой стороны, каждый такой предмет сам входит в некую целостность, совокупность вещей как одна из ее двенадцати составляющих. Существуют таблицы соответствия различных явлений стихиям. 3) Процесс приведения стихий того или иного существа, места и т.п. в надлежащее ("равновесное") состояние путем восполнения ослабленных или уменьшения чрезмерно развитых стихий. Мастер, искушенный в науке устроения ("устроитель стихий"), может исследовать стихии и дать советы по их уравновешению: применительно к живому существу это могут быть рекомендации воздержаться от одной пищи и увеличить потребление другой, переселиться из одного типа жилища в другой и пр. Устроение стихий позволяет также понять, к какому роду деятельности более всего предрасположено то или иное лицо, какие знакомства для него предпочтительны, какие черты характера ему надо развивать в себе, а от каких избавляться и др. Скандальную известность в Объединении получил мастер "устроения стихий" по имени Байджи Ларбарский (жил в 6 в. Об.).
   "Фухис" ("Медведь") -- название заграничного крепкого напитка на злаковой основе, в Объединение он поставляется из Океании.
   Хиоле -- древленка, чародейка, жила в 5-6 вв. Об. Была супругой мэйанского боярина Онтала, хотя храмы и не признавали этот брак. См. стр. 135-136.
   Хобы -- см. племена Объединения
   Царство Арандийское (тж. просто "Царство") -- см. Аранда
   Царь, в старой Аранде -- единоличный наследственный правитель, многие единобожники почитали его как верховного священнослужителя, единого с Богом. Родоначальником царского рода считался Мемембенг.
   Чаморрская (Сорокалетняя) война -- война Объединения против княжества Чаморра в 949-989 гг. Об.
   Школы -- в Объединении есть две разновидности общеобразовательных школ: "коронные" ("королевские") и "народные". В первых могут обучаться дети из семей дворян и приравненных к ним лиц, образование дается за казенный счет и занимает тринадцать лет (три года начальных классов, шесть средних и четыре старших). В "народных" школах учатся дети из всех других семей (а также дети дворян по желанию их родителей), образование платное, как правило каждая школа имеет договор с одной или несколькими гильдиями, чьи работники могут записать детей в эту школу на льготных условиях оплаты. Обучение в этих школах занимает двенадцать лет (три года начальных классов, шесть средних и три старших). Во все школы детей принимают в начальные классы с шести лет. В старших классах народных школ возможно обучение без отрыва от работы.
   Школяры -- учащиеся высших учебных заведений.
   Эаи-римбианг, в старой Аранде -- кудесник, чиновник Палаты Наук и Чар (см. Палаты)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   175
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"