"Необычное допущение" - внутренняя энергия живого существа в качестве оружия массового поражения. Сама по себе идея не нова, однако, обыгрывался ли ранее вариант: циркач-бомба - не знаю. Замысел точно отражён в зачине.
Тем, кто призван нести радость, тоже приходится испытывать скорбь.
Сентенция в первой строке выявляет главную мысль, создаёт настроение и подталкивает к внимательному чтению. Немного напыщенное, но выигрышное начало. По прочтению рассказа, однако, сентенция воспринимается уже по-иному, в варианте: Циркачи тоже плачут.
Почему так мыльнооперно? Причина в неубедительности персонажей. Психологические портреты всех циркачей сведены к общему знаменателю: "рабская психология". Сопротивление к внешнему насилию у них низкое, а желание жить отсутствует. Финал рассказа подтверждает суицидальный типаж героев. Этого ли добивался автор?
Важный вопрос: почему, обладая сверхспособностями, циркачи (биоморфы) не воспрепятствовали бойне зрителей на представлении и(или) не сопротивлялись собственному аресту, находясь в "сценическом образе"? Что помешало использовать способности для побега позже, в момент анонсированного выступления на сцене? Кстати, какая она - сцена (арена) для биоморфов? Ни слова о ней.
Все герои без речевых характеристик, без детализации (за редким исключением) - скучны, картонны. Главгад - махровый штамп.
Круг людей, взявшихся за руки, очень символичен. Но что это? Круг покаяния, искупления, круг возмездия?.. Что бы то ни было, представить его сложно. Семь из круга одиннадцати (десяти) циркачей обезличены абсолютно - лишь голая цифра.
Сопереживать некому. Даже рассказчик ГГ, после эпизода: - Будьте вы прокляты! - заорал я. Точнее, только хотел заорать - и не смог, потому что горло сжал спазм. Лицо вспыхнуло, словно мне надавали пощечин, глаза заволокла багровая муть. - резко теряет в симпатии - герой элементарно струсил. Кстати, личность, которую легко запугать, вряд ли освоит опасную работу циркача. Подобная профессия требует, как минимум, авантюрной жилки.
Нет живых картинок мира.
По исполнению: рассказ-объяснялка.
Эпизод с приглашением на гастроли явно затянут. Логика принятия решения несколько странная. Почему бы не почитать пропаганду обеих враждующих сторон? Причина сказать "да" заурядна - безопасные деньги. Акцент на идейную константу - "устроить людям праздник" - опущен. Из-за чего не может быть и речи о некой нравственной составляющей финала.
Десантная операция по похищению циркачей с учётом неизбежных затрат и возможных боевых потерь выглядит искренне анекдотично. У колонистов не было своих артистов? К тому же теракт на стадионе, по моему, устроить проще, чем гнать армаду гипертранспортников с десантом за тысячи километров.
Из текста:
Должно быть, транспортники зунов стартовали, когда мы только-только вышли на арену. Сначала для отвода глаз они направились к какой-нибудь абстрактной точке и лишь затем, неожиданно для сидов, сделали крутой разворот на Армдаль. - т.е. средства обнаружения воздушных целей у сидов отсутствуют? Это значит, что они давно бы проиграли войну.
...город Армдаль в доброй полутысяче километров от границы. Оказывается, именно там формировались воинские части для отправки на передовую. - т.е. это просто скопление безоружных необученных призывников, не способных дать отпор десанту?
Мне было плевать, какими он нас себе представлял, но ему явно стоило поинтересоваться, вполне ли мы живы-здоровы и есть ли жалобы. - а где главный и очевидный вопрос: почему нас бросили в тюрьму? Тут отправная точка неверна!
- Подождите, майор. Мы выступим, но среди нас тяжелораненый. Ему с каждым часом все хуже. Вы можете помочь?.. - почему бы циркачам не выдвинуть условие о немедленной медицинской помощи их товарищу в обмен на выступление. И сразу же вырисовывается моральная проблема для персонажей. Зачем лечить одного, если умрём все; зачем выступать, если раненный безнадёжен; зачем договариваться, если всё определено? Однако, если использовать подобный ход, то оригинальный финал рассказа уже невозможен. Кайл должен умереть, чтобы умерли все!
Охрана полегла почти сразу и практически не повлияла на ход бойни. - лучше сказать так: охрана не смогла остановить бойню
Однако из дальнейшего текста следовало... - для героя-рассказчика излишний канцелярит
Узкое окно ... перекрывала прозрачная плита из супергласса. - древнее название оргстекла (плексигласа) или новое? из современности: супергласс - моющее средство, мягкая битумная черепица, защита сенсорной панели айфонов. предложу вариант: узкое окно с решёткой - звучит понятней и создаёт настроение.
"Былья" за два десятка, в некоторых случаях по соседству:
Он был явно разочарован. - Наслышан, как же. Только представлял вас по-другому.
проезд "бизнес-классом" - в 1992 году термин модный, но не народный, пока ещё без признаков ироничной трансформации
Андрей (Том); Анна; Вера; Ольга; Диана; Артур; Димка; Оксанка - избыток имён на 10 000 зн
Заголовки без текста. Афиши. Трейлеры. - слово имеет несколько значений, лучше использовать вариант: калейдоскоп сюжетов
Рядом с мокрыми кроссовками возникают сапожки, из которых вверх уходит тонкая, как вязальная спица, девушка. - две ноги - две спицы
...ироничная, чуть насмешливая... - синонимы
О важном:
Главному герою не верю и не сочувствую. Почему? Не думаю, что можно считать нормальным поведение человека, переживающего (разрушительно переживающего) разлуку тридцатилетней давности с женщиной, которая его беспричинно предала. Беспричинно - потому что в тексте это никак не обыгрывается. О подоплёке поступка можно только догадываться.
Какой-то иностранец... Банальная история... - в качестве запала для тридцатилетних страданий этого не достаточно. Что именно заставило Анну уехать из российских девяностых, бросить Андрея (любимого или нелюбимого - неважно)? Предположу, что банальное желание жить на берегу тёплого моря, спать в мягкой кровати и сладко кушать? Нет? Иное? Но ни намёка в рассказе.
Почему Андрей "настоящий" не связался с Анной "настоящей", не узнал, как она живёт (или уже не живёт), как сложилась её судьба, всем ли она довольна, помнит ли его через тридцать лет? Странный вопрос? Странный персонаж. Предпочитающий вместо действий страдания, замешанные, наверняка, на жалости к себе. Тихий наркоман, мучающий родных и близких. А есть ли у него серьёзная причина для побега в воспоминания? Что толкает человека в прошлое? Что-то случилось в настоящем? Ответов нет. Внутренний конфликт ГГ - этого, конечно, достаточно для создания сюжета, но, в данном случае, мало для понимания персонажа - человека.
Считаю, что расшифровка истинных причин случившегося, точные ориентиры - кто грешил, а кто искупил - качественно дополнят рассказ и изменят оценку "отлично" до оценки "превосходно".
И всё же: а хотела ли Анна себе "новой" жизни, хотела ли стареть с другим мужчиной?
Рассказ удивительным образом перекликается с монологом Сатина горьковской пьесы "На дне". Через образ Маана (мамонта), его воспоминания, размышления, эмоции нас подводят к основной мысли рассказа: "Человек - это звучит гордо!" Отрицать или соглашаться, добавлять ли в утверждение саркастическую, горькую, сладкую нотку - решать читателю. Авторская позиция, как мне послышалось, неуловимо на стороне Маана, но выбор: кому сочувствовать, а кого порицать, остаётся свободным для каждого. Лично я сочувствую шейху.
Хорошая идея, хорошая постановка героев, но неудовлетворительное исполнение.
По тексту:
...и семья становилось все меньше и меньше...
В той красной расселине было темно. - думаю, стоит изменить предложение, исключив двоякое восприятие (эротика)
Логовище удобно и нагрето. Маан перенял у двугов привычку устилать снег колючими ветками. Очень невкусная еда, но Маан уже привык. - нарушена логика: ветки - ложе или ветки - еда?
От логовища к перевалу вел небольшой овраг - это короткий путь. - любая потеря высоты при подъёме на перевал не может быть коротким путём.
Отец хотел еще что-то сказать, но передумал, покачал головой и ушел в сторону жилища двугов. Почти сразу оттуда стали доноситься странные звуки, будто кто-то ломал стену. Двуги кричали... - т.е. конфликт начал отец Маана? А каковы причины его агрессии? И, конечно, огорчает, что ключевой сюжетный конфликт (люди-мамонты) не имеет убедительных объяснений.
Закон жизни таков, что в нашем мире выживает только одна разумная раса. Так было уже не раз... - откуда Дворн это знает?
Ещё:
Противительный союз "но" использован более 30 раз, для небольшого текста это несимпатично
"Былья" два или за два десятка.
Часто используется глагол будущего времени "будет", в некоторых случаях по соседству:
Еды будет все меньше и меньше. Мои сородичи одичают. Все их силы будут уходить на поиски пропитания. Даже здесь скоро будет очень холодно.
Одна и та же вводная обыгрывается с многократным повторением:
Двугов тоже стало заметно меньше.
Теперь их стало немного
Двугов немного.
...остался один
Теперь нас осталось очень мало.
Но нас слишком мало.
...каждый раз семья становилась все меньше и меньше.
...постепенно уничтожали семью.
...остался один
...и семья становилось все меньше и меньше.
Антагонист Дворн появляется в рассказе несколько запоздало.
Вопрос: откуда шейх взял патрон (боеприпас; заряд) для аннигилятора, если последний патрон (боеприпас; заряд) Дворн истратил на Маана?
Простой, приятный рассказ. Без всяких глупостей со сверхидеей, без двойного дна и неожиданных коленцев сюжета. Читается легко, авторская ирония не напрягает, а лёгкий налёт эротики приятно бодрит.
Однако, есть несколько замечаний:
Уже неделя прошла со дня свадьбы, а всё как-то не верится. Изменение социального статуса с холостого на семейный... - последнее уточнение явно лишнее
В течение этой недели он помог Свете перевезти на съёмную квартиру кое-какие вещи... - читается так, словно, он помог соседке, и сам там жить не собирается. а свои вещи?
...обнажились стройные гладкие ножки. Солнечные зайчики призывно отражались в этой приятной гладкости. - солнечные зайчики на коже ног? допускаю, что возможна игра света на волосках, но должен быть определённый угол обзора... тут скорей представишь отполированный нос с зайчиком, лысину, коленку, в конце концов, пластмассовое бедро.
принцип Оккма - Оккама
странности, закидоны. - думаю, синонимы
...все командировки, какие он помнил, приходились только и исключительно на новолуние. - т.е. Светлана не просто волшебница (колдунья; чародейка; травница; ведьма) - она зооморф (ликантроп)?
В завершение она достала из холодильника початую бутылку шампанского, налила в поилку... - её об этом попросили или она любит животных? не нашёл в тексте
Не совсем понятна привязка к рассказу темы йогов. Йоги и хомяки? Как-то не складывается это вместе, или расчёт на контраст?
Персонаж Аделаида Сергеевна с её пронзительным взглядом воспринимается после финальной строчки, как не выстрелившее ружьё.
Ещё: есть неслабое разочарование, что с хомяками ничего не случилось (не раздавила каблуком Жанет; не заперла случайно в холодильнике; не принесла с собой кота и пр.) - упущенная возможность развить конфликт. Так и остаётся рассказ, можно сказать, бесконфликтным. А значит, и не встаёт перед героями выбор. Жаль. Наверное.
Вопрос (философский): почему герой прямо не спросил у жены о её командировках?
Вопрос (риторический): не рано ли новоиспечённому мужу заглядывать под юбки подруг жены?
Вопрос (практический): сколько они потеряли на возврате путёвок?
...опустилась рядом с пацаном на колени. Обхватила его голову и смотрела неотрывно, не в силах отвести взгляд. - как обхватила, чем? ладонями, руками? если руками, то на что смотрела? полная картинка для читателя не прорисовывается
...и с каждым шагом внутрь попадало изрядное количество жидкой грязи. - громоздко, предложу вариант: ...и с каждым шагом внутрь затекала жидкая грязь.
...очнулась с ножем в руке...
Это мне здесь пояснили.- здесь - это где?
Зыркнула по сторонам, не видел ли ни кто. - как мне кажется, в утвердительном предложении отрицательная частица лишняя
б-мен - почему не написать просто: бармен
Ливень все не заканчивался, словно в небе сорвало кран. Чуть отдышавшись, подставила руки под холодные струи. Дождевая вода смешиваясь с кровью, потекла по пальцам. Плащ намок и повис бесформенной тряпкой. Но дождь не смыл кровь с одежды. - почему не смыл? ведь всё описание говорит об обратном. или это намёк на призрачность героини, но тогда почему: Дождевая вода смешиваясь с кровью, потекла по пальцам. - абсурд, помутнение сознания ГГ?
И теперь молча взирал на застывшую меня. - несколько неуклюжее построение
Мог целыми днями не отходить от скрипки своей. - не отходить от чего-то массивного, от фортепиано, например. тут лучше сказать так: Мог целыми днями не выпускать скрипку из рук.
По существу:
Понравился непрекращающийся дождь - замечательный фон для мрачноватого нуара. Понравился рваный стиль письма - замечательно подсвечивает динамику действий героя, максимально точно передаёт его монолог.
При этом не совсем понятны мотивы преступлений Дерека и его любовницы. Какая им выгода убивать? Развёлся бы Дерек с женой и сошёлся с любовницей - в чём проблема? И почему одну жертву быстро зарезали, а другую медленно травили?
Почему ГГ сразу не узнаёт в призраке-парнишке своего приёмного сына? Пока сама не узнала (поняла), что мертва, не могла разглядеть сына? Замечу, что поведение ГГ при повторной встречи с мертвецом, мягко сказать - неправдоподобно. Несколько затянут эпизод с посещением дома подруги (на фоне иных эпизодов).
И самый главный вопрос: какая главная мысль этого рассказа? "Живи мёртвым ради мести"? не уловил идею, но всё же надеюсь, что этот мрачный нуар не ради "чернухи".
Удачи!
06.11.2018/6
Вознин Андрей Андреевич "Обращение" 14k - 5 группа
Заметки:
...задремавшие было подозрения тут же закружили в послеполуденном шабаше.
...восставшие из пепла подозрения... с радостным воем накинулись на мою бедную душу. - колоритно и эмоционально, но, по сути, реприза (во всех значениях)
- Итак, - парень, закончив свои поиски, выпрямился и перевел на меня свой скучающий взгляд...
Время безвозвратно истекало, пока клерк нудно копался в ящике своего стола. Скрюченная спина интереса не представляла... - во вступительной части рассказа желательно избегать рифмованных звучаний
- Понимаете, у меня есть подозрение, что в мою реальность вмешались... Кхм... Некоторые личности. И сейчас, - неопределенно покрутил в воздухе пальцами, пытаясь фигурально передать всю деликатность момента, - я могу... - излишнее уточнение, контекст понятен
...а расстановка книг на полках позади него не вызывала тревоги - обычный хаос, порожденный небрежным распихиванием куда придется, вне смысловой корреляции с цветами обложек и толщиной томов... - что ж так сложно-то и не художественно? книги на полках стояли вразнобой, напоминали покосившийся разноцветный заборчик - это успокаивало
- Дело в том...
Василий, наверное, понял мои затруднения и перебил:
- Что вас натолкнуло на мысль об искусственности воспринимаемой реальности?
Облегченно вздохнув, я также перевел разговор в иную плоскость... - герой ничего не успел сказать. это и есть иная плоскость?
Всегда подозревал, что модуль восполненной реальности, вживляемый каждому гражданину по достижении условного совершеннолетия... - термины без объяснений
Зажмурил глаза от дикой нестерпимой головной боли... - в данном случае синонимы
...качаюсь в ее адских волнах... - лучше: на её адских волнах
Только сейчас понимаю, что кирпичная стена имеет повторяющий рисунок после пятого ряда. - думаю, правильно будет: повторяющийся
...в центре которого стояло стоматологическое кресло, хитроумно оплетенное разноцветными кабель-трассами... - кабель-трассы - это жёсткие лотки для провода
Океан, песок и кряжи на берегу... - это холмистое плоскогорье или бревно с корневищами? песок, солнце, тёплый бриз, девочки... и пр. обмылки деревьев? как-то не стыкуется кряж с мечтами о пляже
Не в качестве замечаний:
Лисья морда собеседника с постоянно соскальзывающим к кончику носа взглядом... - забавный и косноязычный персонаж "клерк":
-Понимаете. Я адекватный человек, понимаю, что...
-Временно конечно. На время клининга.
О герое:
Сочувствия герой не вызывает. Думаю, автор и не ставил такую задачу. Мы наблюдаем несчастного "заблудившегося" в реальностях человека, уповающего на помощь со стороны, и надеющегося, что всё сделают за него, решат все насущные проблемы и позволят наслаждаться лимитированным счастьем. Авторская интонация иронична, авторский посыл простой: "Не будь куклой, живи самостоятельной жизнью!" Перефразируя: нельзя, чтобы "за нас" с нами же и боролись. Сколько бы ни было реальностей вокруг. А что из этого получится? Поживём - увидим!
Удачи!
07.11.2018/7
Баранов Николай Александрович "Сережка" 30k - 5 группа