Медведев Александр Александрович : другие произведения.

Сволочи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конечно, Владимир Кунин писатель хороший, но попсовый, попсовый по-особенному. С эдаким специфическим привкусом. Живёт в Германии и пишет про Россию. Особенно известная серия у него про кота "Кыся", "Кыся 2" и далее по списку. Продаётся товарисч огромными тиражами, читается легко и принадлежит к целой плеяде постперестроечных писателей, которых восхищает патриотизм в американцах или немцах, но пугает в русских. Они до сих пор боятся большого "красного дракона", который давно издох. Сдох-то он сдох, но пинать его некоторым травмированным господам до сих пор приятно. Отсюда некоторая раздвоенность и парадоксы сценария.


"СВОЛОЧИ"

   В ролях:
   АНДРЕЙ ПАНИН, АНДРЕЙ КРАСКО, АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН, СЕРГЕЙ РЫЧЕНКОВ, ВЛАДИМИР КАШПУР, ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ, РОСТИСЛАВ БЕРШАУЕР, АЛЕКСАНДР НИКУЛИН, АЛЕКСЕЙ СОБОЛЕВ, НИКИТА ЕРУНОВ, МАРИУС ШТАНДЕЛЬ, ОЛЕГ БУГАНОВ, ВЕЛИМИР РУСАКОВ, ИЛЬЯ СЫСОЕВ, ИГОРЬ ЮРТАЕВ, АЛЕКСАНДР ВЕРБИЦКИЙ, ДМИТРИЙ ГОРЕВОЙ, КИРИЛЛ ЕМЕЛЬЯНОВ, СЕМЁН СИВКОВ, АНДРЕЙ БОБРОВ, ЮРИЙ СЫСОЕВ, АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ, РОМАН САВЧЕНКО
   Художник-постановщик: МАКСИМ ФЕСЮН
   Оператор-постановщик: ДМИТРИЙ ЯШОНКОВ
   Композитор: АРКАДИЙ УКУПНИК
   Звукорежиссер: ЮЛИЯ ЕГОРОВА
   Подбор актеров: ЯНА АВДЕЕВА
   Художники по костюмам: АЛЕКСЕЙ КАМЫШОВ и ЕЛЕНА СТАНКЕЕВА
   Художник по гриму: ЕЛЕНА ФОМИЧЕВА
   Редакторы: ТАТЬЯНА СЕРГЕЕНКО и АСЯ ГЕРГОВА
   Монтаж: УИЛЬЯМ ШАРФ A.C.E. и ЧАВДАР ГЕРГИЕВ
   Продюсеры: ГЕВОРГ НЕРСИСЯН и ЮРИЙ КУШНЕРЕВ
   Ассоциативный продюсер: МАРТИН АДОЯН
   Исполнительный продюсер: АРМЕН АДИЛХАНЯН
   Сценарий: ВЛАДИМИР КУНИН и АЛЕКСАНДР АТАНЕСЯН
   Режиссер-постановщик: АЛЕКСАНДР АТАНЕСЯН
   Производство: Продюсерский центр "ПАРАДИЗ" и продюсерская кинотелевизионная компания "РИТМ" при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.
  
   Пафосная реклама фильма не могла не вызвать некоторую настороженность. Огромные щиты с традиционным клином персонажей, а ля "Девятая рота", которых я по своей близорукости воспринимал, как вариацию на тему "Бригады", не придавали мне энтузиазма. То есть шаблоны восприятия даже отфильтровали мальчиков во взрослых мужиков, с голым торсом. Такое ощущение, что ничего кроме строя "обречённых на убой" героев, дизайнеры плакатов предложить не могут. Или это мода такая? Эти летящие со всех плакатов клинья персонажей из-за скученности, как пить дать, побьёт птичий грипп, таков мой прогноз. Итогом рекламной компании стало для меня твёрдая решимость в кинотеатр на этот продюсерский шедевр не ходить. Второго "Первого после бога" мне было бы не пережить. Я и от "Первого" ещё не успел отплеваться.
    [] Потом пошли отзывы моих друзей приятелей, знакомых и малознакомых.
   Фильм никому не понравился. Ругались на неисторичность, на отдельные фантастические моменты, на всё и сразу. В инете волна негодования залила форумы и жж.
   Этот фильм повествует о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.
   Какие-то гэбэшники сочли нужным заявить, что никаких диверсионных лагерей для малолетних преступников советские спецслужбы не организовывали. Более того, выяснилось, что их организовывали немцы. Есть документальные материалы о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах городов Орша и Смоленск
   Радостные либералы говорили, что фильм, конечно, плохой, но вот государство у нас всегда было монстром и "кровавая гэбня не спрячет преступлений режима".
   Когда у меня выдалась свободная минутка и в руки попала хорошая копия фильма, я решил посмотреть. Получилось в два захода. Как раз в перерыве пришёл Саня Дьячков, очень хороший поэт и мой друг, и дополнительно охаял фильм. Правда, я уже был осторожен и попросил внятной аргументации. Саня посмотрел на экран и сказал, что "вот до этого момента ещё ничего, но потом будет так плохо, что лучше даже не смотреть".
   Он ушёл, а продолжил это бесперспективное занятие. И правильно сделал.
   Как ни странно, но фильм мне скорее понравился, чем не понравился. Не так, чтобы я вопил от счастья или даже стал пересматривать его во второй раз сразу после просмотра, как у меня время от времени бывает. Но некоторые моменты я всё-таки открутил назад.
   У этого фильма есть слабые и сильные стороны. Проблема в том, что сильные стороны сосредоточены ближе к началу, а слабые эпизоды целиком портят конец. Да и рекламная компания, видимо, проведена слишком шаблонно и неумело.
   Но есть и фундаментальные проколы.
   Конечно, Владимир Кунин писатель хороший, но попсовый, попсовый по-особенному. С эдаким специфическим привкусом. Живёт в Германии и пишет про Россию. Особенно известная серия у него про кота "Кыся", "Кыся 2" и далее по списку. Продаётся товарисч огромными тиражами, читается легко и принадлежит к целой плеяде постперестроечных писателей, которых восхищает патриотизм в американцах или немцах, но пугает в русских. Они до сих пор боятся большого "красного дракона", который давно издох. Сдох-то он сдох, но пинать его некоторым травмированным господам до сих пор приятно. Отсюда некоторая раздвоенность и парадоксы сценария.
   Дракон был действительно омерзительным созданием, но ничем не хуже "большой зелёной жабы", которую с таким трудом пытаются спровадить из России в последнее десятилетие. Современная российская политическая элита, кроме своего питерско-гэбэшного происхождения, традиционного стремления к быстрому обогащению отличается тягой к осмысленным и эффективным действиям в области внешней и внутренней политики. Дело это сложное, иногда не более реализуемое, чем желание серфингиста и удержаться на волне и управлять ею. Но надо признать, что высокие цены на нефть, экономический рост и политическая стабильность в Россию не забредали очень давно. Может из-за малого гостеприимства Горби и ЕБН, которые с трудом удерживали страну от катастрофы? А может из-за бОльшего прагматизма современной политической элиты? Трудно сказать.
   Однако, многочисленные кунины и веллеры в наше время несколько не в тему. Какой смысл пинать мёртвого красного дракона или спекулировать по поводу его возрождения, притворно пугаться и прятаться за границей, когда призрак коммунизма бродит теперь только в головах пожилых американских советологов?
   Остаётся лишь вечный либеральный пафос борьбы с монстром государственности российской. Вечный всхлип о свободе и демократии, "погубленной кровавой гэбнёй".
   Монстр государства конечно есть. Кто будет спорить? Разве наши гаишники или милиционеры стали в один миг вежливыми поборниками правоохранения, а чиновники вдруг превратились в чётких исполнителей законов?
   Но это наше, НАШЕ государство, наши законы, наше правительство и наша страна. В нашей России живёт наш народ. А БЫДЛО, КРОВАВАЯ ГЭБНЯ находится в основном в воспалённом сознании задвинутого в политический угол либерального болтуна.
   Поэтому возникает странный парадокс. Главные герои фильма малолетние уголовники, убийцы и сволочи. Вряд ли Кунин стал бы с такими типажами дружить лично, персонально, ему больше по сердцу спокойные немецкие бюргеры. Ведь рядом с ними он и живёт. По крайней мере, уезжал в Германию он, наверное, не в поисках блатной романтики.
   Однако, для реэкспорта в Россию пригодились именно эти борцы с режимом или его жертвы, как вам будет угодно. Писатель Кунин талантливый, так что малолетки чрезвычайно привлекательны, светлы и симпатичны. Но дело портит гигантская доля сиропа. К середине фильма мы видим просто ангелочков: справедливых, выдержанных, честных и независимых личностей, которых неизвестно вообще из-за чего обрекают на гибель генералы из спецслужб.
   Матом никто особенно не ругается, младших не обижает, взрослых насильников превентивно мочат в течение пяти секунд, убийства сторожей и сыскарей из уголовки выглядят чище, чем пейнтбол менеджеров, когда убитые встают и, весело переругиваясь, бредут обратно в офис. А попал бы Кунин в своём детстве к ним в камеру... был бы он таким романтиком? Но, тем не менее, диалоги, за исключением идеологической либеральной составляющей вполне приличные. Да что там говорить, диалоги хорошие.
   Все более или менее "честные в своём сердце" люди начинают нашим блатным малолеткам сочувствовать. А такие подонки, как я - раздражаться.
   Вряд ли это сделано специально. Просто занесло автора. А мастерство режиссёра сделало восприятие изначально литературной и вдобавок очищенной от грязи кадра жизнь "сволочей" совсем уж сусальной.
   Не надо насильно пихать всюду мораль антигосударственности -- вылезает блатная романтика. А она стала уже несколько неактуальной.
   Да и нечестно так писать. Это же неправда. В жизни всё жёстче, грубее и грязнее. И пафоса нет этого дурацкого.
   И самое поганое, что идею, которая воплотили в жизнь нацисты приписывают советским органам безопасности. Опять внедряется в головы равенство между сталинской Россией и гитлеровской Германией. Следующим шагом в этом направлении обычно было утверждение, что неважно, кто бы победил во Второй Мировой войне. Коллаборационистов во Франции вешали, а власовцев совсем недавно нам навязывали в качестве национальных героев. Даже когда пересказываешь эти дикие мысли, создаётся ощущение вывалянности в грязи.
   Перестроечная чернуха, постперестроечная лакировка чернухи... В искусстве существует некая инерция. Пока придёт идея в голову сценариста, пока она воплотится на бумаге, пока запустят процесс кинопроизводства - глядишь, а идеология уже не в тему.
   Кино, конечно, имеет свою специфику. Некоторые идеи при впихивании в материал становятся ещё более фальшивыми. Поэтому два подростка, рассуждающие в самолёте о своей обречённости на убой выглядят просто нелепо. Это взрослые понимают, что бросать подростков в бой довольно аморальная затея. Но и им, наверное, трудно сразу определить, что операцию ждёт провал. В реальной жизни людей, а особенно подростков захватывало мощное патриотическое чувство. Принадлежность к "своим" в противовес "чужим", захватчикам, оккупантам, просто носителям другой культуры в любом обществе составляет основу системы ценностей. И если в субкультуре преступного мира некоторые компоненты системы ценностей отличаются, то такое простое чувство, как патриотизм никуда не денешь всё равно. У малолетней урлы цинизм, жестокость и любовь к родине сплетались в единую гремучую смесь. Вот интересно было бы исследовать психологию чужих, таких, которые попадали в диверсионные лагеря Абвера. Как там ломалось мировоззрение юного человека, как он становился на сторону врага? Вот об этом бы кино снять.
   А в этом фильме всё всем ясно сразу. Такое ощущение, что их бросают на танки с винтовками и поэтому гибель стопроцентная. На самом деле идея операции довольно простая. Подойти в горах, где трудно осуществлять полный контроль периметра базы и, не проникая на саму базу, обрушить козырёк входа на базу. Конечно, возможны засады, патрули, но эти парни совсем недавно лихо резали оперативников уголовного розыска. ""Фрицы" разбирать не будут", -- говорят пацаны, но стали бы разбирать опера из уголовки, когда их жизням угрожает смерть, сомневаюсь. Тем более в военное время.
   Вообще, нефтяная база в горах явление феноменальное. В горах нефти не добывают, значит, её откуда-то подвозят, но в горах её и тратить особенно не на что, значит, её куда-то увозят. Зачем тогда она сдалась в горах, эта база, куда нефть ещё нужно завезти?!!
   Всё очень просто -- специфика кинематографа. Горы -- это данность, великолепная натура, есть личные связи, легко договариваться с местным начальством. Нефть -- взрывы, огонь, пламень, пиротехника, опять же красота.
   Вот и появляется гигантская нефтяная база в горах. Хорошо, что не под водой, хотя был бы у режиссёра в родственниках Ив Кусто, то подрывали бы пацаны гигантскую нефтяную базу в глубинах океана. Никуда не денешься -- кино!
   Два главных героя спаслись только благодаря записке симпатизирующего им начальника разведшколы. Странная, кстати, история.
   Допустим, начальник почувствовал нечто, предательство или плохую организацию операции, почему он не дал команду выпрыгнуть всем пораньше.
   Почему ребят вообще выбросили прямо на зенитки, а не за десять километров от цели? Промежутки между прыжками были солидные, как же удалось им всем так сблизиться, чтобы купола парашютов едва ли не путались?
   Опять таки специфика кинематографа. Вся эта мулька нужна для психологического обоснования. Два оставшихся в живых героя должны отомстить за погибших товарищей, что сложно представить, учитывая их шкурнические разговоры перед акцией. В реале люди с такими мыслями в головах посмотрели бы на расстрел своей группы и драпанули бы подальше. У трусости появилось рациональное оправдание. А в фильме актёры вязнут в глубоком снегу и дебильных диалогах, но дело делают. А как иначе? Взрывы-то давно в смете, куда пиротехнику девать, если парни будут себя вести адекватно своим психологическим портретам. Но ни слова о родине, ни слова о том, что страна воюет со страшным врагом. Трудно обойти эту тему, но возможно. Плюс ещё надо окололиберальную тематику впендюрить, вот и получается полный бред.
   Большинству зрителей сложно сформулировать, почему происходящее на экранах им не нравится. Поэтому они и говорят, что фильм плохой. И всё.
   На самом деле фильм не плохой. Он пока никакой. Неудачный, но вселяющий некоторую уверенность, что следующий фильм, который может снять эта команда будет хорошим. Думаю, что всей съёмочной группе удалось сделать очень многое. Но нельзя сделать невозможное, нельзя снять фильм по либерально ориентированному сценарию, работающему на поле патриотической тематики.
   Можно начать с подбора актёров. Все на своём месте. Играет каждое лицо, каждый темперамент маленьких актёров, но и сами они хороши, раскрепощены и убедительны.
   Основную линию ведут Саша Головин ("Ералаш", "Повелитель луж", Норд-Ост) и Сергей Рыченков, воспитанник интерната. У Головина были интересными сцены допроса в уголовке. Его герой силится быть настоящим мужиком, его нервы на пределе, но он держится и помогает выжить своему другу. Рыченкову удалось создать психологический портрет очень харизматичного, доброго, вызывающего симпатию парня. Девочки от него в восторге. Быть на первом плане всегда сложно, поэтому в игре обоих есть и спады и подъёмы. Да и в фильме полно сцен, где надо либо быть гениальным актёром, либо дураком, а лучше и то и другое, чтобы не чувствовать фальшь ситуации и пытаться играть на одной технике, без понимания роли. Взрослый актёр так может. Очень хотелось бы снова увидеть этих актёров в большом кино. Хорошо поработали и другие ребята, занятые в фильме.
   Сцена, где на расстрел ведут Студня, а его малОй приятель просто смотрит ему вслед выше всяких похвал.
   Известные актёры тоже сработали точно и профессионально. Краско и Панин делают свои роли на симпатии Дяди Паши и Вишневецкого по отношению к Коти и Тяпе.
   К чести писателя Кунина в этом сценарии им есть что играть. Путь от лагеря за спиной и нравственной раздавленности до нежной заботы о своих подопечных сыгран достоверно. Сволочи, которые превращаются в мальчиков, почти сыновей -- это действительно история, хорошая история. Жаль, так и не сделанная до конца!
   Операторская работа отменная. Для проведения сложных высотных съемок в Армению из Киева был привезен уникальный, чуть ли не единственный в своем роде операторский кран, в свое время участвовавший в съемках легендарного "Титаника".
   В картине задействовано огромное количество инженеров, консультантов, пиротехников. Проведены сложные вертолетные съемки с использованием новейших технологий кинопроизводства.
   На картину была приглашена группа каскадеров Александра Балабушевича, в которую кроме десяти опытных мастеров, вошли и каскадеры-дети - Илья Сысоев и Иван Балабушевич.
   Эту бы энергию, да в хорошее русло!
   Режиссёр Александр Атанесян должен ещё раз проанализировать свою работу, собраться с духом и снять фильм для подростков, в котором бы каждый мальчишка мог представить себя главным героем. Фильм, в котором существующие сейчас в юных россиянах любовь к родине и жизни не вступали бы в противоречие с предложенным эмигрантом-либералом подземельным видением мира. Фильм, который бы отвечал законам жанра.
   Этот фильм в прокате сделал бы очень хорошие деньги, и за него не было бы так стыдно.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"