"Ведь говорил я ему тогда за завтраком: "Вы, профессор, воля ваша, что- то нескладное придумали! Оно может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут"
Булгаков М. "Мастер и Маргарита"
В предыдущих эссе были рассмотрены гносеологические и онтологические аспекты восприятия мира. Тем самым предложил варианты ответа на вопросы:
1. Как мы воспринимаем мир?
2. Что есть Мир?
3. Что является первоосновой мира?
4. Что такое Я?
5. Что держит мир и Я ?:
Ответы.
1,2.Мир - результат специфики человеческого восприятия, детерминированного общими априорными качествами мышления и индивидуальными генетическими способностями на которые накладывается конкретная социализация и трансформация со стороны непознаваемой, но, тем не менее, существующей "вещи в себе". Доходит он к нам текстовыми потоками, воспринимаемыми индивидуально в силу всего вышеперечисленного.
3.Онтологической основой мира является идея - как специфически-человеческая форма интерпретации непознаваемого Мира.
4.Специфика упорядочивания (или беспорядка) идей в каждом, по сути, и есть его индивидуальное Я.
5.Фундаментом личностного мировосприятия являются сверх-идеи ("Ветряные мельницы") (идеи, абсолютизированные до мировоззренческих основ). Фундамент этот держится исключительно на Вере в важность и значимость наших мельниц и возможности социальной передачи(навязывания) их в результате. Поскольку Ветряные мельницы имеют тенденцию к разрушению, то смысложизненая ориентация целиком детерминирована нашим умением и желанием(нежеланием) заменять одни сверх-идеи другими. От этого умения(желания)зависит вся практическая жизнь индивида. Так или иначе, сугубо гносеологические и онтологические проблемы оказались перенёсёнными в аксиологическую плоскость.
Теперь осталось ответить на вопрос:- "И что со всем этим делать?..."
Я не собираюсь классифицировать различные этические категории, развлекаться релятивизмом этических понятий, что любят делать авторы как твёрдого SF, так и современной фэнтези. Что такое хорошо, и что такое плохо, и сколько этих граней у этого хорошо и плохо ...читайте у мастеров - от Брэдбери до Дяченко.
У Клифорда Саймака в его утопии "Город" имеется весьма любопытный персонаж - мутант Джо, которому было наплевать на человечество, и который приложил свою руку к его исчезновению не потому, что он был аморален, а потому, что просто был Иным. Уже не человеком!
Кант, придя к выводу о бессилии теоретического разума, заявил, что человек живет и действует в сфере практического разума, который оперирует не знанием, а волей. Деление Разума на теоретический и практический мне кажется довольно спорным. Но здесь не время и не место для глубокой ревизии Канта. Итак, наиболее важной в сфере практического разума становится мораль. Отсюда и Категорический императив Канта.
Буквально: "Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства". Или упрощенно - для домохозяек: "Поступай в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он поступил с тобой".
Спорно? Спорно. А если я маньяк-мазахист? Не завидую тогда объекту.(шутка)
Согласно Канту - моральное чувство и совесть - врождённые качества. В значительной степени это так. Воспитание может усилить или ослабить эти качества, однако "синдром Раскольникова" не появится в том, в ком он не был изначально заложен. Тут уж ни какое воспитание не поможет.
В "Метафизики нравов" Кант соотносит моральное чувство в человеке с законом долга. Долг по отношению к другим делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить её достойно(самосовершенствоваться, например).
Забавно, что понятие ценности опять же впервые появляется именно у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы(необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они - требования, обращённые к воле, цели, поставленные перед ней.
Согласно Канту человеческую волю нельзя ставить в зависимость от внешних по отношению к ней благ и целей, поскольку с изменением этих благ меняется смысл доброго и злого. Не содержание воли определяется внешними ей целями, а наоборот, цели различаются потому, какими ценностями направляется воля. К сожалению, реальность данное положение Канта зачастую опровергает. Припоминаете - "Град обречённый" Стругацких?... Оно. Гнёт нас "вещь в себе".
В принципе, положение Канта относительно воли вполне приемлемо - но к идеально вышколенной личности, строго соблюдающей свой Ритуал. Но таких бого-людей (Кант к ним, кстати, относился) по пальцам можно пересчитать.
Я принимаю концепцию Канта с существенной заменой понятия "должны" - понятием "можем" и вслед за Бретано и Шелером полагаю, что сущность всякого познания ценностей составляет акт предпочтения, в котором устанавливаются ранги ценностей. Мы ничего и никому не должны. Мы только можем. Или не можем...
А наше МОЖЕМ как ни странно воплощается в ритуализме(внутреннем и внешнем) - в готовности соблюдать формальные правила игры; нами же и созданной. Не случайно восточные философы, начиная с Конфуция, ратовали за строгое соблюдение Ритуала. Дисциплина внешних действий создаёт хорошую предпосылку для поддержания пламени веры в избранные ценности. Но опять же - слепое соблюдение ритуала, при отсутствии или потери веры, неизбежно приводит к медленному разрушению Мельниц. Всё взаимосвязанно.
Итак. Ответ на последний поставленный вопрос. "Что же со всем этим делать?"
После того как вы определились (и с мельницами и с верой у вас всё в порядке) - приходится соблюдать ритуал. Даже в том случае, если вы ...заняты процедурой его разрушения.