Матыцына Полина Александровна : другие произведения.

Сказочные животные, реальные и придуманные, и иные создания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Без чего невозможно представить современный роман фэнтези - это без выдуманных существ. Волшебные расы, диковинные чудовища, говорящие звери... Все это неотъемлемый атрибут фэнтезийного мира. А начиналось все с обыкновенного очеловечивания простых, хорошо знакомых людям зверей. Статья для "ФанCity".

  Сказочные животные, реальные и придуманные, и иные создания
  
  Без чего невозможно представить современный роман фэнтези - это без выдуманных существ. Волшебные расы, диковинные чудовища, говорящие звери... Все это неотъемлемый атрибут фэнтезийного мира. А начиналось все с обыкновенного очеловечивания простых, хорошо знакомых людям зверей.
  Мы и сейчас впервые знакомимся с миром через сказки, где действуют реальные животные, обладающие человеческими чертами и качествами. Истории, где звери ведут себя как люди - они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся; истории, где животные общаются с людьми... Человек в них либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному.
  Все такие сказки объединены одним: действующими героями, вне зависимости от классификации, будут привычные народу-племени звери. В основе этих сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного.
   Особые суеверия люди связывали с домашними животными: овцой, бараном, петухом, козлом, собакой, конем, мышами. И сейчас считается, будто крик петуха гонит прочь ночную нечисть. Овца и баран, по суевериям, противостоят злой и коварной власти волшебных сил леса. Прочно держалось верование, что корова и лошадь способны понимать человеческую речь и у них есть душа. Воображение людей наделило собаку вещим знанием. Козлу приписывалась способность изгонять чертей. Через века прошло смутно-недоверчивое отношение к коту. В особенности будто бы страшны черные коты.
  Но это все животные привычные нам. В фэнтези их единственное предназначение - быть говорящими спутниками героев. А вот иные звери...
  Из мифов, более древних, чем сказка, пришли к нам другие создания. Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ.
  Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии.
  В мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда - волшебно-прекрасны; нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания.
  Среди них встречаются мифологизированные реальные животные (волк, медведь, змея) - то есть реальные представители фауны, которым приписываются сверхъестественные свойства. Но в основном, это ирреальные, мифические животные, встретить которых "здесь и сейчас" невозможно. Это обитатели мифологического пространства-времени - Змей-дракон, индрик-зверь, рыба-кит.
  Они оторваны от реальности либо толщей времени и пространства ("давным-давно в некотором царстве-государстве завелся Змей"), либо они являются непредставимыми, "глобальными" существами космогонического масштаба (индрик-зверь, колышущий землю). Они в большей степени определены в своем статусе - злого или благого. Так, сказочный Змей (более привычный нам как дракон) - представитель злого начала, и благой герой-змееборец без сомнения вступает с ним в схватку.
  У каждого народа свой комплект мифических созданий. Зачастую их образы перекликаются - Жар-птица - и птица Феникс, Змей Горыныч - и дракон, Кирин/Цилинь очень похож на единорога, а русский Леший имеет родственника в Бразилии - Каипору. Объединяет их и еще одно: они не существуют в реальности, принадлежа миру вымышленному. И потому из сказок они плавно перемещаются в мир фэнтези, где становятся главными героями и полноправными участниками событий.
  Созданные фантазией человека чудовища делятся на две категории: разумные расы, способные взаимодействовать с человеком, и животные. Животные могут быть разумными, говорящими, волшебными, но это - звери.
  Единственный, кто относится к обеим категориям сразу - это дракон. Изначально представитель звериного племени, он незаметно превратился в особую разумную расу оборотней.
  Дракон - существо выделяющееся и говорить о нем можно бесконечно. Его трансформация происходила веками (и значительно ускорилась в конце ХХ - начале ХХ1 века). Из опасного чудовища, изначально враждебного человеку, он стал едва ли не мудрейшим из живущих, воплощением знаний и особой силы. Он по-прежнему сверхъестественен, но теперь он часто выступает в роли защитника, покровителя или хотя бы союзника человека.
  Дракон - единственный представитель волшебных существ, кто сумел пройти такую необычную трансформацию. Все остальные сохраняют свои границы принадлежности к расам или волшебным зверям.
  Эльфы, гоблины, гномы, орки, оборотни, тролли, великаны, вампиры, карлики, феи, пикси, наги, кицунэ, тэнгу, русалки, гарпии, кентавры, да всех не перечислишь. Волшебные расы не только многочисленны, но и разнообразны в восприятии. Одни только эльфы могут представать перед людьми как:
  -крохотные крылатые создания, дети цветов, фэйри;
  -загадочные обитатели холмов;
  -прекрасные дети Илуватара, Перворожденные Толкина;
  -жестокие и коварные сиды;
  -очеловеченные эльфы Сапковского;
  -обитатели Благого и Неблагого Дворов;
  -обыкновенные расы в мире Forgotten Realms - среди них особенно выделяются темные эльфы, дроу.
  -эльфы компьютерных игр Skyrim, Dragon age, др.
  Каждый автор по-своему видит образ эльфов. Где-то они друзья людей, где-то враги, где-то рабовладельцы, как у А. Нортон, а где-то - сами рабы, как в Dragon age. Но одно неизменно: они - всегда враги орков.
  Орки. Вторая, пожалуй, по популярности раса. Слово "orc" происходит из староанглийского языка, где означает великана или демона. Сам Толкин, впервые употребивший это слово в произведениях о Средиземье, утверждал, что взял его из средневековой поэмы "Беовульф", где оно применяется к гигантскому чудовищу Гренделю. В поздних письмах и некоторых неопубликованных работах Толкин писал это слово как "ork". Также, в Древнеримской мифологии упоминался демон подземелий по имени Орк (Orcus). Но изначально у Толкина слово "орк" было синонимично "гоблину".
  Гоблины. Исторически понятие "гоблин" близко русскому понятию бес: это низшие духи природы, из-за экспансии человека вынужденные жить в его среде. Английское слово "goblin" происходит от искажённого немецкого "kobold" (дух шахты, в русской мифологии - стуканец). В английской народной демонологии гоблин - просто проклятие, кара Господня. Гоблины обитают исключительно в горах и горных пещерах. Вечный голод - одна из присущих им черт. Умеют рыть туннели и изготовлять разнообразное оружие и предметы, но чаще всего не занимаются этим, предпочитая заставлять других (рабов, пленников). Имеют предводителя - верховного гоблина. Предпочитают нападать, заставая врасплох. Ненавидят эльфов.
  В литературу гоблины пришли благодаря сказкам Д. Макдональда "Принцесса и гоблин" и Д. Толкина "Хоббит". С тех пор они - практически обязательные участники фэнтезийных историй. Зачастую - наравне с орками, которые превратились в полностью самостоятельную расу.
  Традиционное описание орка в современных произведениях фэнтези заметно отличается от гоблинов Толкина. Орков описывают как высоких, сильных, воинственных существ с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами. Их часто наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов или представителей кочевых народов (например, гуннов или монголов), часто в сочетании с элементами культуры индейцев.
  Еще одна обязательная раса - гномы. Они же - дварфы, цверги, краснолюды... Как и эльфы, они прошли свою историю в человеческом восприятии - от крошек, работающих под землей, до достаточно крупных существ до полутора метров размером. Гномы Диснея и гномы Толкина имеют лишь одну общую черту: они работают в шахтах. В остальном маленькие добродушные человечки полностью отличны от существ вполне симпатичных, но которых никому не придёт в голову назвать "милыми". Современные гномы зачастую неприветливы, мстительны, скупы. Они верны своему слову, но лишь его букве, а не духу. Они преданы своим товарищам, но легко могут и решить, что вы - никакой не товарищ. Зачастую конфликтуют с эльфами - но могут и стать эльфу верным другом.
  Это не единственные, но основные расы. Говорить обо всех - проще написать энциклопедию.
  А уж волшебные звери... Единороги, пегасы, фениксы, василиски, гиппогрифы, гарпии, грифоны, саламандры, мантикоры, химеры... Созданные человеческим воображением, они многообразны и фантастичны.
  Но есть люди, которые верят, что "созданное нашим воображением существует на самом деле" (Д. Пристли). Это криптозоологи, люди, занимающиеся поисками доказательств существования таких выдуманных рас.
  Животные, которых исследуют криптозоологи, получили название криптиды. Этот термин был предложен Джоном Уоллом в 1983 г. Среди наиболее известных криптидов Бигфут и Лох-Несское чудовище.
  Криптозоология исходит из того, что на Земле может существовать определённое количество видов животных, численность которых достаточна для самоподдержания популяций, но мала для обнаружения их зоологами с помощью существующих методов. Основой для криптозоологических исследований служит фольклор, а также сведения, почерпнутые от очевидцев.
  Криптозоология нередко рассматривается наукой (в данном случае зоологией) как лженаука. У ученых есть основания: слишком велико число подделок, которые выдаются мошенниками за реальные доказательства существования сказочных существ. Например, одним из самых известных является случай с фотографией Феи из Коттингли. Это серия фотографий, сделанная шестнадцатилетней Элси Райт и её двоюродной сестрой, десятилетней Френсис Гриффитс. Эти фотографии были призваны наконец-то доказать человечеству существование фей, гномов и прочих сказочных существ, и в свое время наделали немало шума.
  Первая экспертиза состоялась в 1920 году, затем были еще и еще, но к однозначному мнению эксперты не могли прийти, и только в начале 80-х Элси призналась, что фотографии действительно подделка. Раскрашенные и вырезанные из бумаги силуэты, по её словам, держались на шпильках для шляп. Фигурку гномика Элси вылепила из глины. Но сэр Артур Конан Дойл до самой смерти непоколебимо верил в подлинность фотографий из Коттингли. Даже до сих пор находится немало сторонников подлинности этих фотографий.
  Криптозоология - прекрасное поле для мошенников. Но, возможно, зерно правды в сказках и фэнтези все же есть. Ведь существовали же динозавры и великаны? Так почему бы среди древних существ не быть единорогам, циклопам, русалкам...
  Верить в них или нет - личное дело каждого из нас. Главное, что они существуют в книгах. И позволяют создавать фантастические миры, так не похожие на наш собственный.
  А ведь начиналось все с простого очеловечивания животных...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"