Матыцына Полина Александровна : другие произведения.

Бильбо против Дигори

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Два сказочника, Толкин и Льюис. Две сказки. Сравним? Статья для "ФанCity".

  Толкин Дж.Р.Р. и Льюис К.С. Два сказочника
  Часть 1. Бильбо против Дигори.
  Сказка - практически первое, что формирует наше мировоззрение. Ведь именно со сказок начинается наше знакомство с миром. Мы начинаем со сказок народных и заканчиваем сказками авторскими, многие из которых даже трудно назвать сказками.
  "Хоббит" Толкина и "Племянник чародея" Льюиса. Они писались в разные годы, в разной последовательности по отношению к центральным произведениям, но по хронологии событий в дальнейших книгах эти истории первые.
  Итак, Бильбо и Дигори. Два человека (хоббит ведь тоже человек?), в один обычный день столкнувшиеся с чародеями. И для обоих это столкновение стало началом приключения.
  Уже изначально эти два героя противопоставлены. Хоббит - существо в годах, предельно обыденное, любящее комфорт и вкусно покушать, а так же полное отсутствие приключений. Дигори - мальчик. Ребенок. Тот, для кого приключения, в общем-то, любимое занятие. Он и попал-то в комнату к чародею из-за поиска приключений, правда, достаточно безобидных - вроде прогулки по чердаку.
  Противопоставлены и чародеи. Гэндальф - маг, в общем-то добродушный. Любящий подшутить и зла никому не желающий. Он - добрый. А вот дядя Эндрю - классический злой маг. И тот, и другой используют персонажей, но Гэндальф делает это ненавязчиво - насколько это возможно, а вот дядя Эндрю ставит ребенка перед жестоким выбором. Ведь если Дигори не возьмет кольцо, то его подруга Полли, возможно, погибнет. Потому что ни одна морская свинка не вернулась, а чем - по мнению дяди Эндрю - девочка лучше морской свинки?
  Два магических кольца. Одно - делающее невидимым. Другое - точнее, несколько других - перемещают владельца в волшебное междумирье, а оттуда и в иные миры. Оба кольца - желанная добыча для читающего сказку ребенка. Но кольцо Бильбо позволяет герою спасти гномов, обмануть дракона, выжить в битве Пяти Армий. А кольцо Дигори (ох уж эта вечная детская жажда приключений!) переносит в Лондон, а затем и в только созданную Нарнию, злую колдунью Джадис. Магия "Хоббита" - добрая. Она позволяет помочь и защитить. Магия "Племянника чародея" - злая. Она приводит только к гибели и разрушениям.
  И Бильбо, и Дигори возвращаются домой героями, пережившими немало испытаний. Они оба изменились. Но и здесь авторы делают их полностью противоположными. Бильбо - полюбил приключения и волшебство. Он стал поэтом. А Дигори - тот после пережитого не слишком-то рад волшебству. Даже чудесную яблоню, память о приключениях в Нарнии, спилили и пустили на столь обыденную вещь, как гардероб. Дигори, как и Бильбо, знает, что волшебство есть, но воспринимает его не как радость жизни, а как источник бед.
  Часть 2. "Властелин Колец" против "Хроник Нарнии".
  Почему "Властелин Колец", обычно называемый "фэнтези", все-таки сказка? В своем эссе "О волшебных сказках" Толкин употребляет термин "фэнтези" в его изначальном значении "фантазия". И писал он не отсутствовавшее тогда "фэнтези", а сказку. Продолжение детской сказки "Хоббит, или туда и обратно". Другое дело, что "Властелин Колец" написан так, что уже несколько выходит за привычные для нас рамки сказки. Как, в общем-то, и более похожие на сказку в обычном понимании "Хроники Нарнии".
  Основная разница этих двух произведений состоит в том, что Толкин, согласно своим представлениям о сказке, творил мир. И этот мир в "ВК" абсолютно продуман и детально проработан. А Льюис писал аллегорию, оформленную в форму сказки. Мир Толкина - это вторичный мир, созданный определенным человеком. Мир Льюиса - опирается на дидактику реальности, это повседневность, пересказанная красочным языком. Толкин создает свое, опираясь на существующий фундамент. Льюис - пересказывает уже существующее, придавая ему более привлекательную форму.
  Но фантазия и аллегория - разные вещи! Пусть даже и заключенные в общую форму "сказки".
  Это связано с разным пониманием этими людьми термина "фантазия". Для Толкина фантазия - это основа сказки, приключения, истории. Для Льюиса - фантазия - это область нравственной активности человека, среда, где происходит выбор между добром и злом.
  Борьба Добра и Зла - главная тема в обоих произведениях, и в "ВК", и в "Хрониках Нарнии". Но подана она абсолютно по-разному.
  Толкин изначально описывает внешнюю динамику событий: преследование Фродо назгулами, путешествие отряда-Братства, распад отряда и дальнейшие приключения уже двух групп путешественников. Льюис в "Льве, колдунье и гардеробе" начинает историю с другого - с внутреннего конфликта детей. Они, еще ничего толком не зная об этом мире, должны выбрать, на чью сторону встать: Льва или Колдуньи. Все битвы Нарнии изначально проходят внутри персонажей: они выбирают Льва или "злых" героев.
  Вроде бы, Льюис действует здесь более интересно. Ведь внутренний конфликт гораздо эпичнее внешнего. Но в результате к концу книг позиции авторов меняются!
  Главная борьба "ВК" - внутри Фродо, принимающего решение. Именно он определяет будущее мира, а не крохотная армия перед вратами Мордора. А все действия героев "Нарнии" в результате приводят к эпичным сражениям "снаружи".
  В результате за героев Толкина переживаешь. Даже зная финал, чувствуешь сомнения и колебания героев, неспособных выбрать до последнего момента. Они изначально Добро... Но добро не абсолютное и непогрешимое, а страдающее и нуждающееся в поддержке извне. А герои Льюиса (за исключением меняющихся по сюжету Эдмунда и Юстаса) - статичны. И потому совершенно непонятен в конце серии поступок Сьюзан - как, почему она предала Нарнию, выбрав повседневность? Это выглядит как нечто нарочито-поучительное: "не всем же быть хорошими, есть и те, кто меняются к худшему, так что будьте осторожны, дети".
  Мир сказки Льюиса в результате становится черно-белым. Есть только истина и ложь. А мир Толкина выглядит более притягательным из-за отсутствия четкой границы. И божественная помощь, выраженная в почти случайной помощи извне (поступке Голлума), не столь навязчива, как финальное явление Аслана с его делением на "правых" и "виноватых".
  Такие вот две сказки. А что вы о них думаете?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"