Аннотация: Рассуждения о конструировании конфликта и завязки в остросюжетном литературном произведении
Очередная серия Бондианы появилась в прокате осенью 2012 года. Ценители традиций старого Бонда, не пожелавшие тратить время на просмотр довольно-таки среднего боевика в кинотеатре, на прошлой неделе получили возможность скачать его из Интернета в лицензионном качестве. Оставляя за кадром режиссёрские недочёты и традиционно слабую игру Крейга в главной роли, хочу обратить внимание на существенную разницу в конструировании конфликта для киносценария и приключенческого романа на примере киноопуса "Координаты Скайфолл".
Традиция Бондианы предполагает, что от заставки с логотипом кинокомпании и до титров вмещается динамичный эпизод, задающий напряжение для последующего сюжета, переполненного стрельбой, погонями, приключениями и прочими атрибутами экшна. Оригинальные романы Флеминга не такие, однако в остросюжетной литературе часто используется приём вытягивать конфликт на первую страницу. Например: "Убитый заметен с порога; кто же превратил человека в труп?" Конфликт интересов сыщика по раскрытию преступления и неизвестного преступника, старающегося избежать разоблачения, обозначен вполне конкретно.
В "Скайфолле" Бонд входит в некую комнату, заполненную жертвами, и обнаруживает ноутбук с выдранным накопителем. Большое начальство приказывает не допустить, чтобы хард остался в руках "плохих парней". Агент 007 пускается в погоню по арабскому городу, начинаются перестрелки, переворачиваются автомобили, затем следует виртуозно снятая сцена гонки по крышам на мотоциклах, завершающаяся мордобоем на крыше поезда. Бонд, неудачно подстреленный напарницей, тонет. Титры.
В чём подвох? Какой производственный брак изрядно испортил настроение ещё до титров? Сценаристы начали экшн, не обозначив конфликт! Во время погонь, драк и перестрелок зритель не понимает, какого ляда жалкое подобие суперагента ломает комедию и автомобили?
Минут через пять после титров, а в Бондиане они красочные и длительные, сценарист губами одного из персонажей сообщает, что на том харде очень важные данные о британской агентуре, которые в руках террористов смертельно опасны для той самой агентуры. Вона как! На диске не любимое домашнее порно, а документы!
Отмечу, что американские боевики - не фильмы Феллини или Тарковского, где нужно включать голову. Мы привыкли, что в Бондиане на каждом дереве висит табличка "дерево", а Капитан Очевидность всегда в заметной роли. Поэтому до скупого объяснения о важности харда гонка по крышам смотрится немотивированной. Ребята разминаются, некуда время и силы девать, патронов много.
Сравниваем кинематографию и литературу. Автор не обладает средствами, чтобы полноценно передать визуальный ряд мотогонок по кровле. Есть другие плюсы - можно описать мысли и ощущения Бонда, запах выхлопа, ветер в его лицо австралийского фермера, вибрацию руля и т.д. Но! Упомянуть хоть двумя-тремя фразами о важности злополучного харда необходимо. Лучше, если Бонд с ужасом представляет массовые аресты камрадов сирийскими спецслужбами.
Совсем другое дело, если в книге и в кино с первых страниц или кадров убегает сравнительно положительный персонаж, "наш человек". Конфликт налицо и сразу: "хорошего парня" пытаются убить, он спасается, давайте все дружно за него поболеем. Почему плохиши открыли сезон охоты - можно и потом объяснить, но лучше не затягивать, особенно если сюжет близок к линейному.
Далее, коммерческая сторона вопроса. Зритель УЖЕ купил билет в кинотеатр. Или уже купил диск. Промолчим, что многие бесплатно скачали с торрента. Но если речь идёт о законопослушной деятельности, то деньги уплачены, и нет основания требовать их обратно. Кинотеатр гарантирует качество показа, а не самой киноленты.
Пролистнув в обычном магазине первых пять страниц книги, прочитав начальный кусок текста в Интернет-магазине, потенциальный покупатель, увидев совершенно бессмысленное мельтешение, потянется за работой другого автора, которому и отдаст кровный рубль. Чтение книг, пусть рассчитанных на самый невзыскательный вкус, на порядок более интеллектуальное занятие, нежели пассивный просмотр видеоряда. Под чипсы и колу даже "Скайфолл" съедобен.
Вторая ошибка касается некого условного рубежа реализма. Британская разведка держит самую секретную информацию в плохо охраняемой квартирке в центре арабского мира в бытовом ноуте. Ладно, не привыкать. Бонд получает пистолетную пулю в левую сторону груди, ранение навылет. Но страдает только пиджак, с пробитым лёгким герой бегает, стреляет, дерётся, не подавая признаков приближающейся агонии. Даже пневмоторакса не чувствует - опять ладно. Не документальное кино, некий набор условностей неизбежен. Но получив второе попадание из штурмовой винтовки, Бонд кулём падает в воду с высоты более тридцати метров, считай что на бетон, его валтузит водопадом и утягивает на глубину. А вскоре появляется здоровый! То есть оживший труп, а не все любят фильмы про зомби. Если бы впечатление не испортило отсутствие конфликта в завязке, можно было бы как-то напрячься и смотреть дальше. А так - интерес пропал полностью. Крейг и в предыдущих двух сериях был не слишком живой, что же взять с прострелянного утопленника? Пришлось выключить. Кто дотерпел до конца, поделитесь - он дотянул до финальных титров?
Отсюда мораль. Если бы не огромные деньги, реклама, полувековая слава франшизы, позволю предположить, что указанные два крупных промаха - ошибка в конфликте и превышение критического уровня неправдоподобности - сгубили бы фильм в прокате. Уважаемые коллеги, у нас нет подобных активов и нет права на такие ошибки. Скажем спасибо авторам 007 за науку!