Когда писатель набрал тиражи, встаёт вопрос о переиздании наиболее удачных книг и перевод на другие языки для гонорарной публикации за рубежом. На этом этапе чёртик честолюбия шепчет на ухо: дружище, а не пора ли нам пошевелиться в направлении экранизации нетленок? Тем более, последние пару книжиц вполне себе зрелищные, не хуже чем... Ну да, не хуже самых плохих.
Кинопроизводителей в СНГ много, особенно в России. Что мешает разослать им электронную версию рукописи и заявить: вот он, наш современный блокбастер! Чем не "Великий Гэтсби"? Ну да, у америкосов более раскрученный автор был, и денег они отвалили больше 100 миллионов... Да только кто в СНГ этого Фицджеральда, прости Господи, с каким-то скотским именем, читает? Не переиздавали давно, лишь сейчас тиснули покет с Ди Каприо на обложке, до того и забыли напрочь. Не то что я - звезда, у меня десятки тысяч в год!
Не совсем с такими мыслями, всё же полвека возраста предполагают взвешенный взгляд на вещи, но примерно в том направлении, я взялся за дело. И совершил ошибку, о которой хочу здесь предупредить читателей.
Вы не найдёте мою фамилию среди кинодраматургов, я не умею пока и не учу писать сценарии. Но кое-что уже усвоил, и если кто-то рискнёт взяться за сценарное сочинение, про некоторые грабли узнать не мешает.
Маленькая аналогия с литературой. Допустим, начинающий белорусский автор делает с виду логичные шаги: смотрит сайты СПБ и СБП, читает глубокомысленные суждения "корифеев", таких как А.Андреев из первого союза либо "свядомых" из второго. В голове осаживается алгоритм индивидуального пути в литературе: обучение у местных авторитетов, публикация первой книжки за свой счёт (а кто же напечатает иначе дебютанта), вступление в один из союзов, многолетние попытки пробиться в литературные журналы, "Звязду" или "Мастацкую лiтаратуру"... А уже тогда, надеется наше начинающее дарование, можно подумать и о выходе на международную арену, хотя бы российскую. Если человек стал на этот путь и укоренился на нём, его перспектива как успешного профессионального писателя убита на взлёте так же верно, словно пустил себе пулю в лоб. Через какое-то время превратится в озлобленное существо, возмущённое недостатком внимания, тиражей, денег, зарывающееся в утешительное самоуспокоение "я пишу настоящее, а печатают ширпотреб..."
Я, слава Богу, не сделал эту ошибку, приступив к прозаическому творчеству, зато в полной мере налетел на грабли применительно к сценариям. Нет, не начал спамить киномагнатов рассылкой своих нетленок: превращайте, господа, их в киносценарий и зарабатывайте десятки миллионов долларов, мне достаточно среднеголливудской ставки. В общем, хватило соображения, что роман с тиражом в 4-5 тыс. экз. сам по себе не вызовет ажиотажа. Киноиндустрии нужны киносценарии. У кого можно научиться сценарным навыкам? У корифеев. Бамм! Грабли. Только, в отличие от применения садового инвентаря, о шишке на лбу узнаёшь позже. Я потерял четыре месяца темпа.
Наихудшие советы от "корифеев" я набрался с ресурса "сценарист", доступного по этому адресу http://www.screenwriter.ru/. Они как раз толкают на тупиковый путь, подобный нарисованному двумя абзацами выше.
Знайте же, господа, на этом и на многих подобных ресурсах вывешены (в том числе для изучения и подражания) сценарии, не годные для запуска в производство. Реально полезная информация в Сети есть, но она размазана по блогам и по форумам, чтобы её вычленить, нужны базовые знания. Как преодолеть начальный этап получения знаний, единого рецепта нет. Лучше всего - в живом общении со сценаристами и продюсерами. Но действующие кинодеятели весьма неохотно обучают - они по горло заняты текущей работой. Вырывающиеся же на публику зачастую увлечены самолюбованием, они не станут обнародовать секреты мастерства.
Есть пособия англоязычные, рассказывающие о работе американцев, я читал их в кратком русском изложении. И забросил. Они рассчитаны на Голливуд и американские телеканалы. С российскими сериалами и полным метром так же не совместимы, как линейки, градуированные в дюймах и сантиметрах. А если кто-то сразу собирается писать для Голливуда... Дерзайте, посмотрю на вас.
Кинулся смотреть очные курсы сценарного мастерства. Посмеялся и закрыл тему. В первую очередь, когда профессионал своего дела начинает вещать и поучать, смотришь - чего он достиг. Если остался в лузерах, то и научить сможет только аутсайдерству.
Пример из литературы. Объявление на сайте СБП - литературные курсы для прозаиков, на основном белорусском языке и на мове, вроде как без дискриминации, присылайте произведения, отберём 20 наиболее достойных и ка-а-ак научим писательствовать. Я воздержался и доволен теперь, что не тратил времени зря. Недавно инициаторы оповестили, что отобрали 20 будущих зорак лiтаратуры http://lit-bel.org/by/3680/4389.html, "ужо ѓ гэтую пятнiцу студэнтаѓ чакаюць майстар-класы ад Валянцiна Акудовiча i Вiктара Жыбуля". Один из "майстров" - малотиражный и редко издающийся сочинитель нерифмованных, другой - рифмованных текстов. Ну, они научат... А кого ещё позвать из СБП? Порнографа Некляева?! Боже упаси. Такая же картина и в сценарной области. Чаще всего педагогикой озабочены неудачники, не скажу, что все преподающие относятся к этой категории, но - многие.
Хватит критики, добавлю немного конструктива. Я некоторое время бился головой об стену, опрашивал знакомых знакомых, писал десятки писем и законтачил таки с профессионалами из этой сферы. Подчеркну, моё литературное портфолио сыграло первостепенную роль. А то вряд ли бы вообще приняли всерьёз.
В России несколько белорусов работают на сценарном поприще и вполне успешно, как в полном метре, так и в сериалах. Замечу - в сериалах с участием белорусов почему-то меньше плоских шуточек ниже пояса, чем без них. Пример - "Кухня", где в авторском коллективе заметную роль играет В.Шляппо, капитан звёздной сборной КВН БГУ. Из сценаристов комедийного плана, выросших из той же кузницы юмора, могу вспомнить К.Папакуля. Далее, А.Курейчик (кстати, член литсоюза "Полоцкая ветвь"), известен участием в полнометражных фильмах "Любовь-Морковь-2" и "Ёлки". Сценарным делом активно занимается фантаст А.Жвалевский. Список можно продолжить, но не нужно - каждый пробился как смог, двое из перечисленных через КВН, один успешно работал в театрах и на телевидении РБ, пока не переключился на российский рынок, последний - плодовитый белорусский фантаст 2000-х годов.
Несколько идиотских утверждений, повторяющихся в Интернете многократно.
"В сценарный мир не пробиться, там - своя мафия".
Шляппо, Папакуль, Курейчик, Жвалевский - мафиози? У каждого из них папа - Никита Михалков? Отговорка "не пробиться из-за мафии" такая же распространённая глупость, как и "у меня настоящее искусство, а не попса". Отговорка неудачников.
"Не стоит туда лезть, на российском телевидении, как и в кинематографе, снимают сплошную чушь".
Отвечаю: во-первых, бывают гениальные исключения, тот же сериал "Ликвидация", во-вторых, сочините лучше!
"Сценарии нужно писать исключительно в голливудском стандарте".
Форматирование сценарного текста согласно американским правилам есть на "сценаристе", но весьма многие производители требуют от сценарных групп не выёживаться и писать по-русски, нумеруя эпизоды, не выделяя реплики героев столбиком в середине листа.
"Изучайте работы мастеров".
Зачем?! Сценарий, написанный в СССР в 1960-х годах, совместим с современным кинематографом примерно так же, как задний мост "Москвича-407" с "Ладой-Грантой".
Чужие работы лучше изучать через конечный продукт. Попросту - смотреть кино и сериалы.
Сознательно пропускаю белорусские телеканалы и киностудию "Беларусьфильм", ибо грустно. Обратимся к российским федеральным телеканалам.
Если кратко, на ТВ популярны три вида сериалов: "Кровь", "Слёзы-Любоффь" и "Ха-ха". Иногда жанры пересекаются, чаще всего бурлят в чистом виде.
У начинающего есть два пути: прибиться к работающей команде, которой не хватает рук и идей, чтобы штамповать очередной сезон успешного сериала, или протолкнуть оригинальную идею.
Первый путь лучше. И проще пролезть, и быстрее поймёшь кухню.
Второй путь тоже возможен, но лучше всего набить руку на чужих проектах. Продюсеры телеканалов жалуются на однообразие и отсутствие идей, но предпочитают испытанные вещи, на которых стопудово не потеряешь рейтинг. Иными словами, требуется нечто хорошо известное, но с оригинальной изюминкой, чтобы старая песня о главном заиграла по-новому.
Надеюсь, разобравшись в сценарной технологии и механизме продвижения собственных идей, я снова пересмотрю собственные нетленки. Не исключено, вообще откажусь от экранизации.
В сценарной сфере нужно очень чётко выдерживать условия. Писатель создаёт конечный продукт, сценарист - только одну составляющую для дорогого и хлопотного производства. И это идёт вразрез с менталитетом абсолютного большинства белорусских сочинителей. Наши непризнанные гении, за редким исключением, складывают фразы из букв, руководствуясь эксклюзивно тем, что захотела задняя левая нога, почему-то именуемая "музой", и совершенно наплевав на пожелания издателя и читателей. Так получается "настоящее" творчество, никому на самом деле не нужное.
Сценаристы зарабатывают больше чем рядовые профессиональные писатели. Для этого надо уметь работать в команде и в рамках.
Если "не могу поступиться принципами", а принципом автора является сочинение вне всяких рамок, для задней ноги или инопланетян, кинодраматургию лучше не трогать. Как, впрочем, и другие виды литературного творчества.