Матвиенко Анатолий Евгеньевич : другие произведения.

Литературная мастерская Анатолия Матвиенко. Как не надо писать романы. Часть 9. Трудный опыт Андрея Ангелова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья для Литкритики. Считаю себя начинающим писателем, воздерживаюсь от менторского тона, с трудом двигаюсь в литературном мире. Обнаруживаю людей, у которых это получается ещё хуже. Их опыт ценен, но не для подражания, а для избежания повторения чужих ошибок.

  В Интернете выложена полезная для ознакомления работа: Андрей Ангелов "Как продать свой Самиздат! Только практический опыт, ни слова теории и лжи...". Учитывая, что нормальным образом книга не доступна, потому что издана по технологии P&D, а автор не против свободного сетевого распространения своих рукописей, я прочитал её с Флибусты, где она размещена по адресу http://flibusta.net/b/320187/read. Есть и на Либрусеке. Сразу оговорюсь, что не одобряю пиратские ресурсы и не потому, что они выкладывают мои книги бесплатно - как начинающему работнику книжного цеха мне и такая реклама в тему. Скорее вопрос принципа. Интеллектуальный труд должен быть оплачен.
  Я проштудировал приличное количество подобных изданий и с уверенностью могу сказать - здесь нечто особо выдающееся. Ангелов пишет со знанием дела, он сам наступал на грабли, о которых рассказывает не без изящества. Но при этом избрал маршрут с максимально возможным количеством этих граблей, тщательно наступил на все... И считает это удачей! У нас с ним разное видение одних и тех же книгоиздательских проблем, хотя явно черпали информацию из аналогичных источников, беседуя с редакторами и писателями или копаясь в Интернете.
  Заранее абстрагируюсь от содержания и литературной формы книг Ангелова, более того - готов предположить, что они талантливы. Я их не читал, кроме этой. Интересует алгоритм пробивания наверх - к тиражам и известности.
  "Знание Љ 1. Сегодня востребованы только большие печатные формы - романы или повести. Рассказы, стихи, новеллы, сборники статей - их не издаст ни один "гонорарный" издатель. И их не возьмет на реализацию ни один магазин. Только романы и повести! Объем книги не меньше 10 авторских листов". (конец цитаты).
  Есть такой энтузиаст Сергей Чекмаев. Он ежегодно издаёт несколько сборников фантастики, приглашая в числе авторов одного-двух звёздных, остальные - начинающие. Выплачивает гонорары. Я уж молчу про новеллы Веллера, куда менее раскрученный минский писатель Тим Скоренко недавно подарил миру сборник рассказов "Легенды неизвестной Америки", естественно, выпущенный за счёт российского издательства. Но частично Ангелов прав - стартовать с малых форм труднее.
  "Знание Љ 2. Никогда не выпускай в свет рукопись без редакции. Литредакция - дорогое удовольствие. Но проблема не в деньгах! Фишка в том, что в 99 % случаев тебе попадется редактор, что не умеет редактировать. Вокруг одни тупицы, навязывающие свои услуги. Тебе же нужен эксклюзив, что уловит твои настроения и твой стиль!" (конец цитаты).
  Я перечитал этот абзац по второму разу, недоумевая - что за бред. Продвинувшись дальше, понял, что речь идёт об издании рукописи за счёт сочинителя. Естественно, за авторские средства издательство, предлагающие услуги P&D, может и редактуру сделать, а также нашлёпать грандиозный тираж в 100-200 экз. в "авторской" редакции, бережно сохранив грамматические и стилистические ошибки. Выпуск книги за счёт автора я вообще считаю абсурдом. В профессиональных издательствах редакторы и корректоры вполне качественные. Ну да, бывают исключения и эксцессы.
  Если сочинитель плохо владеет русским языком, он подобен хоккеисту, слабо катающемуся на коньках - остальные его достоинства пропадут втуне.
  "Знание Љ 3. Помимо собственно текста рукописи - тебе ПРИДЁТСЯ написать концепт, логлайн и синопсис твоего произведения. Это просто надо!". (конец цитаты).
  Не надо. И аннотации тоже. Синопсиса достаточно. В редакции читают письмо, там упоминается жанр и формат приаттаченной рукописи. Значительная часть тут же идёт в корзину. Потом изучается синопсис. И только если он заинтересовал, читают рукопись.
  "Знание Љ 4. Не верь своим ушам! Даже когда тебя просит поверить сам издатель!... И если тебя просят прислать рукопись - сначала узнай точно, кто просит. И только потом питай или не питай иллюзии... Ты отослал Некту рукопись, он получил и замолчал. Ну и ладно, ты уж и забыл. А через несколько лет или даже месяцев увидел случайно свою повесть в виде печатной книги или фильма. И авторство там не твоё! И не докажешь, и не вспомнишь... Да и зачем вспоминать, кому и что ты высылал, когда твои тексты просто так валяются на "Проза. ру"! (конец цитаты).
  Возможно. Только подобного не случается, если никому не давал рукопись, кроме доверенных бета-ридеров, а потом отослал в издательство для гонорарного опубликования. Любое отступление от этого алгоритма чревато приключениями. Если многочисленные российские издательства безоговорочно послали рукопись на..., гм, в корзину, кроме бессовестных, предложивших P&D, можно выкладывать её на Самиздате - всё одно лучше, чем просто ей валяться на харде ноутбука автора.
  "Знание Љ 5. Сейчас издаться с выплатой гонорара - автору невозможно. Личные связи в "Эксмо" - не в счёт и не гарант издания. А если возможно - то гонорар будет 30-40 тысяч рублей. А права на книгу отберут на минимум 5 лет". (конец цитаты).
  Какой красноречивый обиженный стон автора, огорчённого отказом! Рукопись завернули - постарайся учесть ошибки и написать лучше. Или вообще завязывай с этим делом, требуются каменщики с зарплатой от 9 млн. белорусских рублей (в России зарплаты строителей выше). Именно "Эксмо" вылавливает жемчужины из горы навоза, который идёт самотёком на электронные адреса издательства, имеет "запас прочности" для риска - из нескольких книг, устроивших редактора, одна "выстреливает" на допечатку тиража.
  Естественно, личные связи означают гораздо меньше, нежели прогноз продаж книги. Ни "Эксмо", ни "Альфа", ни "Росмэн" - ни разу не благотворительные организации. Книгоиздательство стоит денег, они должны отбиваться, а как иначе? Многие авторы, публиковавшиеся в "Эксмо", я в том числе, и волей-неволей наработавшие эти самые "личные связи", совершенно не застрахованы от отклонения рукописей. Отклонили? Посылай другим и пиши следующую!
  Если не устраивает гонорар 30-40 тыс. руб., и это только за стартовый тираж в 4000-5000 экз., вам широко открыты двери в конторы P&D, где сам платишь и практически лишён шансов хотя бы затраты вернуть, о заработке в 30 тыс. российских смешно вспоминать.
  Наконец, с начинающими "Эксмо" оговаривает эксклюзивные права на три года, а не на пять. Ангелов явно не заключал контракты с "Эксмо". Абыдна, да?
  "Знание" шестое пропускаем, ибо оно там же опровергается, переходим к следующему.
  "Знание Љ 7. Все самиздатовцы ищут литературных агентов! А в РФ нет литагентов как института инфраструктуры бытия писателей. Такими агентами работают люди, что: либо сами редакторы, либо когда-то были редакторами, либо имеют родственников и знакомых среди редакторов. Их ставки от 10 % до 30 % от авторского роялти. На западе есть специальные "Офисы литагентов", куда можно прийти и предложить себя как автора и/или свои рукописи. Не факт, что с малоизвестным автором согласятся работать, но у автора есть куда прийти! В России прийти некуда". (конец цитаты).
  Ох уж эти уверенные в себе люди! ВСЕ самиздатовцы... Да их - сотни тысяч, как можно говорить за всех?!
  Вопрос иначе стоит: в России (да и в Беларуси, в Украине) нет нужды в этом институте, иначе ниша мигом бы заполнилась. Проходная рукопись издаётся, хорошее произведение набирает популярность. Нетленки, интересные лишь автору и его друзьям, не публикуются и не расходятся.
  Литературный кузнец, умеющий плодить бестселлеры, начинает ощущать внимание издателей и получает свободу маневра. А уж умножить 10, 12 или 20 рублей с экземпляра на объём первоначального предлагаемого тиража и договориться об условиях - литагент не нужен.
  "Знание Љ 8. В самом начале писательского пути нужно заливать свои произведения в блоги и на "Проза. ру". Не надо большие объёмы, которые могут напугать потенциальных читателей. 40-50 тыс. зн., максимум! Рукопись не заметят "агенты Эксмо" - но ты заявишь о себе, как об авторе. Тебе будут писать рецензии - значит, увидишь со стороны свои ошибки.
  В Интернете 90 % рецензий пишут завистливые графоманы и уроды. Отделяй зерна от плевел. Кроме того, рецензии таких прифарков помогут тебе быстрее расстаться с чувствительной кожей. Такая кожа не нужна хорошему писателю, потому что всем всё равно никогда не угодишь!" (конец цитаты).
  Во-первых, из Самиздата в издательства пробиваются, в первую очередь, крупные формы. Например, шедевр минчанина А.Дроздова "Листок на воде" превратился в бестселлер "Господин военлёт" в исполнении "Эксмо". Так что выкладка на Самиздат иногда приводит к неплохой раскрутке, но это скорее исключение из правил. Если бы "Военлёт" сразу появился в "Эксмо" и в электронной версии на "Литресе", через пару недель его бы уже опубликовали пиратские библиотеки "Либрусек" и "Флибуста" - у них те же читатели, что и у Самиздата.
  Во-вторых, любой пиар полезен, тут Ангелов прав. О его работе сплошь отрицательные отзывы, зато их много. Значит - есть интерес.
  Далее идёт огромный кусок о том, как готовить рукопись к публикации P&D. Его лучше сразу пропустить: как бы ты её ни приготовил, издание книг за свой счёт - просто литературное хобби, затратное, но бесперспективное.
  Характеристики издательств ошибочны, здесь больше говорит личная обида отвергнутого. В частности, Ангелов явно не в курсе перипетий взаимоотношений "АСТ" и "Эксмо", хотя заявляет, что его информация актуализирована по состоянию на март 2013 года. "АСТ" выходит из кризиса, и авторы не могут этому не радоваться.
  Столь же бесполезно описание магазинов. Задача автора - сочинять, издательства - печатать и распространять. Ну да, имеет смысл глянуть на дату размещения книг на "Озоне" и в "Лабиринте", белорусам - на oz.by, не более того.
  Отчаявшись в попытках произвести и пристроить удобоваримую рукопись, Ангелов прошёл тернистый путь, сталкиваясь с людьми, которых сам именует "лохотронщиками". Но если произведение потенциально востребованное, зачем искать кружные пути?
  Затем несколько небезынтересных пассажей про сценарный мир. Не буду утверждать ничего наверняка, так как ни одно моё произведение не экранизировано (может - слава Богу, не дорос), но со сценаристами русских сериалов я общался. Впечатление сложилось несколько иное. Телевизионщики и киношники охотно возьмут перспективную идею и предпочтут, чтобы текст в сценарном формате писал человек опытный, в число которых пробиться трудно. Автор романа получит не очень много, впрочем, зависит от его раскрученности.
  И так, получился некий крик души. "Исповедью неудачника" его не назовёшь, что-то у парня получается. Главное - он не опускает руки. Пожелаем успеха Андрею Ангелову и сформулируем единственное на сегодня отрицание:
  Нельзя пробиваться в литературе столь нерационально, как это сделал Ангелов.
  А его сочинение читать полезно. Отрицательный опыт - тоже опыт. Тем более чужой, набитые шишки не болят.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"