Аннотация: Статья для http://litkritika.by/, о фарсе присвоения премии Гедройца
Анекдот. Диалог у книжной полки: "Это хорошая книга? - Да, сегодня уже три украли". Владимир Некляев, лауреат премии имени Ежи Гедройца, формально - за роман "Аѓтамат з газiроѓкай з сiропам i без", представляется мне антигероем подобного анекдота. Никто не сподобился украсть и выложить его роман в Интернете, хотя другие произведения из шорт-листа, хотя бы "Шал" Ю.Станкевича, доступны. Таковы реалии сегодняшнего дня, когда отсутствует действенная защита от несанкционированной публикации в сети. Тем не менее, это объективный показатель популярности. Если тебя не крадут, то и не читают. Выскажусь более резко - ты как писатель не нужен никому.
Недавно на "Литкритике" прошла небольшая дискуссия относительно присуждения премий, отмечалась ангажированность при отборе победителей. Присуждение Некляеву упомянутой награды заставляет вернуться к этой теме.
Не добыв текста "Газировки", я обратился к творческой биографии лауреата. Бывший главный редактор республиканских журналов, бывший председатель Союза писателей, бывший чиновник, бывший радиомеханик, бывший кандидат в президенты, бывший "узник совести". Всё плохое и хорошее позади? В его багаже лишь одно сравнительно крупное произведение, которое он именует "романчиком". Написано лет десять назад, открываем... Извините заранее за длинные цитаты.
"Президент, госсекретарь, председатель Комитета государственной безопасности и все остальные, сколько их есть, герои романчика, в том числе те, которые названы будто бы реальными именами и фамилиями настоящих людей, являются условными, придуманными литературными персонажами, как также условными, придуманными, несмотря на совпадения в названиях, являются город, в котором они живут, и страна, которой, может быть, нет".
Далее следует пассаж про белорусов, привязывающий условный мир к нашему, реальному. Господин Некляев, вы всерьёз считаете, что страны белорусов "может быть, нет"? Позвольте разочаровать - существует, живёт, развивается. Уж простите, господин литератор, что этой новостью вас огорчил.
Первая глава посвящена исключительно сексу и тому, что с ним связано. Если уж герой куда и путешествует, то для достижения "...золотистого, рыжевато-пухового руна, цели всех аргонавтов, в котором и припрятана сама цель с её запахом лона, запахом вульвы...", если летает, то от сексуальных восторгов. Так, впрочем, у него с детства и пионерских лагерей, где ссадины, как правило, на гениталиях, а сотрудницы лагеря интересуют в основном вырезами, через которые видны сиськи. Там и про "юных мастурбантов", голых пионерок, двенадцатилетнюю голую соседскую дочь, подглядывание ребёнком за родительским сексом, педофильный минет, игры первоклассников с презервативом, снова педофилию...
Вторая глава. Так, "затасканный блядун" отправляется в гости, там сплошные алкоголики, вырубленный домашний фикус, в который справляют нужду, опять минет. Во, сцена а-ля Рубенс: "Во весь дверной проём предстала передо мной животастая, с выкаченными на живот и плашмя на него брошенными жерновами грудей, во все стороны обвисающая мясом, необъятная, бело-голубая в наброшенной сети розоватых прожилок, грандиозная, с головы до ног голая и с ног до головы устрашающая баба". Потом зоофилия с козой, с кобылой. Секс с устрашающей бабой, сильно напоминающий зоофилию...
Начинается третья глава. "Ты мог бы посмотреть одного мальчика? - Не мог бы. Ты ведь знаешь, я мальчиков не люблю". Запахло педерастией.
Что дальше - не знаю. Быть может, глубокий социальный протест, проникновенные эпизоды, где условный президент трахает свой может быть не существующий народ, не просто так, а "забыв все предыдущие ласки, диким кабаном, взбесившимся жеребцом" (цитата из Некляева). Честно признаюсь, здесь я сломался и не смог продолжить. Об эротике и сексе можно сочинять красиво, не пошло, с чувством меры и собственного достоинства. Не дано - значит не дано. Человек со здоровой психикой ни читать, ни писать подобное не в состоянии.
Тяжеловесный язык, длиннющие фразы, выплёскивающие на читателя мутный поток сознания, всё это весьма характерно для завзятых графоманов. И такой субъект возглавлял в девяностых Союз писателей страны, на тот момент - единственный? Впрочем, занимая официальные должности, он соблюдал приличия. А как вырвался в эмиграцию, выплеснул наружу наболевшее, накипевшее, сокровенное.
Автор не может творить отстранённо, он пропускает текст через себя. Особенно в повествовании от первого лица. Герой - глубоко несчастный, в детстве морально ушибленный тип, психическая травма которого с возрастом не зарубцевалась, доминирует над сознанием. Докапываться не буду. Без теорий Фрейда понятно, что с бывшим кандидатом в президенты творится неладное. Если бы крохотная кучка людей, отдавшая за него голоса в 2010 году, сподобилась ознакомиться с "Лабухом", электорат лауреата сократился бы до дюжины озабоченных. Допишу статью, вытру файл с некляевской нетленкой и очищу корзину.
Помню, обещал рассказать про российские издательства. Непременно сдержу обещание, просто пример с Некляевым весьма поучителен и с точки зрения публикаций за рубежом.
Обращаясь не к "свядомым, перакананым, упэѓненым" оппозиционерам, а к молодёжи, которой чисто по возрасту свойственен нигилистический протест в отношении официального и традиционного, привлекательно новое и бунтарское, я настойчиво рекомендую одну простую вещь. Белорусским авторам, ищущим популярности в наиболее перспективном направлении - российском, нужно сто раз подумать перед тем, как решиться обливать помоями наше государство перед иностранцами. Лучше - отказаться. В белорусских оппозиционных кругах часто весьма преувеличивается уровень симпатий за рубежом по отношению к противникам "последнего диктатора Европы". На самом деле, абсолютному большинству глубоко наплевать. По аналогии вспоминаю собственное впечатление о визите нескольких киевлян, нещадно критиковавших президента Украины. Я вежливо кивал, а сам думал - зачем вы это мне рассказываете? Возвращайтесь домой, боритесь, агитируйте, голосуйте против, белорусы при чём? Поэтому, унижая на страницах книг главу государства, за которого проголосовало большинство избирателей, в глазах потенциальных читателей выглядишь иудушкой, не уважающим свою страну и её народ.
Второй поучительный урок: не добивайтесь публикации плохих книг. Прочитав две с половиной мерзостных главы "Лабуха", я не куплю и не скачаю шедевр про автомат с газировкой. Политическая ангажированность премии имени Гедройца ясна и без этого. Не в первый и не в последний раз. Помните, как свежеизбранный Обама стал лауреатом Нобелевской премии мира, не успев ни развязать по американскому обыкновению, ни остановить хотя бы одну войну? Похожая картина. Но Обама - политик, Некляев - профессиональный оппозиционер. Их популярность не зависит от литературных дарований. Автор, опубликовавший подобие "Лабуха", отпугнёт потенциальных читателей от последующих творений. Конечно, есть определённая категория граждан, которых привлекает, а не отталкивает подробное описание метода фиксации козы перед скотоложеством по методу Некляева. Позволю предположить, что это - не самая читающая публика.
Премия имени Гедройца составляет 10 тысяч евро, не астрономическая, но далеко уже не символическая сумма. На "плошчы" с Некляевым мёрзли тысячи человек. "Еврики" получил он один. Ни разу не справедливо.
Как обычно, формулирую отрицания.
1. Хотите профессионального роста в литературе - не путайте её и политику.
2. Не добивайтесь публикации гадостей, даже если чёрт попутал написать. Отпугнёте читающую публику от дальнейших ваших произведений.
3. Не обливайте грязью страну и государство. Иудушек не уважают даже те, кто их использует.
4. Не расстраивайтесь, если никогда не получите премию имени Гедройца. Тиражи, популярность, гонорары - лучшая премия, чем 30 серебряников.