Фердинанд Ходлер (1853-1918) - швейцарский живописец и график эпохи модерна. Тяготел к национально-романтическим идеям, к философски наполненному символизму.
В 80-х гг. создал так называемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной из основных в стиле модерн. Согласно этой теории, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти параллельных линий, что, по мнению художника, является главным источником выразительности. Повторения замедляют движение и тем самым помогают глубже погрузиться в созерцание.
В полной мере масштаб дарования художника отражает фреска"Выступление Йенских студентов в 1813 г." - роспись актового зала старейшего Йенского университета в Германии, выполненная в 1908 году.
Расположение действующих лиц в два яруса позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма.
Чеканный рисунок и мужественное благородство настроения, страстная суровость и огромный энергетический заряд делают эту монументальную композицию необычайно притягательной.
Флаг Германии - представляет из себя строгий триколор с золотой, чёрной и красной полосами по горизонтали. В 1813г. Именно эти 3 цвета в 1813 г. были символом национально-освободительной борьбы в Германии. Именно в эти цвета формы были одеты немецкие корпуса свободы, сформированные из студентов и выступивших против Наполеона.
Цвета флага Германии:
черный - напоминает о годах реакции,
красный - кровь немецких патриотов,
золотой - цвет свободы солнца.
Бесславное окончание похода Наполеона в Россию повлекло за собой антинаполеоновское настроение у части германских союзников. Вспыхнула война за освобождение Германии (1813). Первой отпала Пруссия; генерал Йорк, начальник вспомогательного прусского корпуса, самовольно заключил с русскими генералами конвенцию нейтралитета. Хотя король Фридрих Вильгельм не одобрил поступок Йорка, однако и сам он вскоре удалился из Берлина в Бреславль, вступил в союз с императором Александром I и издал воззвание к народу о добровольном вооружении.
Это воззвание вызвало патриотическое воодушевление в Пруссии, все, кто мог, с радостью брались за оружие, чтобы отомстить за унижение своего отечества; молодежь вливалась в ряды армии или составляла отряды волонтеров.
*****
Александр Дейнека (1899-1969) - советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963).
С 1925 года был членом Общества художников-станковистов, целью которого было создание нового изобразительного языка, способного адекватно отразить современность. Автор многих монументально-декоративных работ. Представитель романтического соцреализма.
"Оборона Петрограда. Осень 1919 года" (1928) - одна из наиболее известных работ художника.
"Прием орнаментального силуэта ясен до предела в моей "Обороне Петрограда". И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов -- внизу идущих на фронт бойцов, слева направо, и вверху по мосту возвращающихся раненых -- вначале создает впечатление плоского двухъярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста. Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины. Это не отвлеченные типы бойцов. Фигуры моделированы объемно. Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных. Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость. Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине". А.Дейнека.