Всему бывает свой черёд Аннотация: Верлибр, может быть, как ни один другой стихотворный размер требует ответственности за каждое сказанное слово, за каждое приведенное сравнение.
А.Верницкий
Верлибр, пройдя ряд типологических метаморфоз, рождался в условиях, когда вольных стихов, то есть рифмованных, но со значительным и неурегулированным перепадом стопности, уже стало недоставать и всё сильнее сказывались личные установки и пристрастия апологетов свободного стиха.
"...Прошу лишь не обречь стихов моих на гибель,// Дабы, когда умру, их слава шла на прибыль." "От Возрождения - через барокко - к Просвещению - и далее". Истоки своеобразия, особенности формирования, преобразования и расцвета польской поэзии. От Яна Кохановского до Игнацы Красицкого.
"Господь своим безвидным чадам // Послал искусство, свод наук,// Их жизнь вовлек в небесный круг,// Чтобы земля не стала адом..." Конец XIX - середина XX века. Борьба за творческую независимость и суверенность искусства, проблема смысла существования польского национального искусства. Адам Аснык, Мария Конопницкая, Ян Каспрович, Тадеуш Мициньский, Леопольд Стафф, Станислав Выспяньский, Болеслав Лесьмян.
"Костёл или кофейня,// Кинематограф, митинг, армия, форум сейма, // Народ, семья, община, читальня ли, молельня - // Всё ужасом зияет и пустотой смертельной..." После Первой мировой войны в литературе звучали мрачные прогнозы и предостережения, тема "грядущего Апокалипсиса" оказалась центральной и в творчестве поэтов нового поколения. Юлиан Тувим, Антоний Слонимский, Ярослав Ивашкевич, Станислав Игнацы Виткевич, Бруно Шульц, Витольд Гомбрович,Мария Павликовская-Ясножевская.
"Поэзия не всегда // принимает форму стихотворения..." Трудные для свободы слова условия и исторические обстоятельства способствовали формированию "польской поэтической школы". Кшиштоф Камиль Бачинский, Тадеуш Ружевич, Чеслав Милош, Збигнев Херберт, Вислава Шимборска,