Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

006 Конец века. Глава 3. Дополнение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Красота создаётся из восторга и боли, Из желания и воли и тяжёлых цепей. Всё, что хочешь, замкнёшь ты в очертания доли, Красоту ли с грозою, или тишь серых дней. К.Бальмонт

  
  Ч.3. Дополнение.
  
  
  
  " ...Многолюдье, одиночество - слова эти для поэта непоседливого и плодовитого равны и легко заменяют друг друга. Кто не научился заселять своё одиночество людьми, тот не умеет быть одиноким в хлопотливой толпе."
  
  .................................................................... Шарль Бодлер
  
  
  Абсент и Кафе Мон-Мартр [Дега]
  
  Ну что, продолжаем?
  Продолжаем.
  
  И вновь возвращаемся назад, к началу нашего повествования, к картине Эдгара Дега "Абсент".
  Итак, какой у нас год? Или года?
  Спасибо, совершенно верно!
  Да, 1876 -1877.
  
  К сожалению, нам недоступны подготовительные эскизы к этой картине (в отличие от эскизов Мане к "Бару в Фоли-Бержер).
  Однако есть возможность убедиться в том, что тема "Кафе" Дега интересовала. И не исключено, вместе с другом, Эдуардом Мане он делал наброски, сидя где-то за дальним столиком в многолюдном кафе на бульваре Мон-Мартр или в маленьком кафе "Новые Афины" на площади Пигаль, где два столика в правом углу за невысокой перегородкой резервировались обычно для Мане, Дега и их друзей.
  
  Посмотрим эскизы 1877 года:
  
  Женщины в кафе на бульваре Мон-Мартр [Дега]
  Дега. Женщины в кафе на бульваре Мон-Мартр.
  
  
  В кафе 1878 [Дега]
  Дега. В кафе.
  
  
  Женщина в кафе [Дега]
  Дега. Женщина в кафе.
  
  Знакомый сюжет, не правда ли? - Женщины за столиком. Весьма простенько, без особых затей. Сразу видно, что этюды не постановочные, позы персонажей непринуждённы, художника интересует положение рук, поворот головы, что-то характерное в позе.
  Да и внимание художника обращено к внешнему, взгляд скользит по заполненному залу кафе, выхватывая отдельные фигуры, чем-то выделяющиеся из толпы.
  
  Мимоходом заметим, что Дега как бы примеряет найденный композиционный приём "заслоняющей плоскости", Вы, конечно, помните, что это такое.
  
  Кстати, раньше мы уже говорили о том, что художники достаточно много общаются, о том, как они перенимают друг у друга различные приёмы живописи, рисунка или композиции.
  
  Так и Дега, увлечённый на какое-то время мотивом кафе, делает наброски, изучая позы и выражение лиц, соотношение деталей, пытаясь воссоздать атмосферу непринуждённого общения.
  
  Да, да, это нужно запомнить: НЕПРИНУЖДЁННОЕ ОБЩЕНИЕ, которое изображали художники, уступит место КРАЙНЕМУ ВЫРАЖЕНИЮ ОДИНОЧЕСТВА. Именно об этом мы будем говорить в дальнейшем.
  
  Следует отметить, что по мере того, как всё больше художников обращается к теме Кафе, а это именно так, - Дега, отходит от неё, стремясь сохранить индивидуальность. "Вам нужна естественная жизнь, - объяснял он своим коллегам, - мне - жизнь искусственная".
  
  Продолжая исследовать новые области, он сохраняет интерес к человеку и психологическим проблемам. Посещает мюзик-холлы, кафе-концерты и цирки, привлеченный позами артистов, создаёт блистательную серию "В ванной",увлечённый изображением обнажённого женского тела.
  
  Балерины в голубом [Дега]
  
  
  Мисс Лала в цирке Фернандо [Дега]
  
  
  Но не только. Его привлекла передача сложных ракурсов, нервного напряжения и эмоций во время скачек.
  
  Четыре жокея [Дега]
  
  Скаковые лошади [Дега]
   И во всех своих работах он верен своему непреложному принципу: "...Нет искусства менее непосредственного, чем моё. Вдохновение, спонтанность, темперамент мне не знакомы, я должен повторить один и тот же мотив десять, иногда сто раз. Ничто в искусстве не должно выглядеть случайным, даже движение".
  
  
  Не следует забывать, что "импрессионизм" - термин условный, и все художники, которых принято относить к этому направлению, имеют в прошлом академическую школу, которая требовала точной проработки деталей и гладкой, блестящей живописной поверхности.
  Однако по мере профессионального становления многие художники, отказываясь от идеализированных тем и сюжетов (диктуемых Салоном), обращаются к реалистической манере, к повседневности, подлинной жизни.
  В течение некоторого времени каждый из них какое-то время - кто дольше, кто меньше - работают в русле импрессионизма, придерживаясь декларируемых правил, стремясь ОБЪЕКТИВНО ЗАПЕЧЕТЛЕВАТЬ на своих полотнах ЭФФЕКТЫ меняющегося ОСВЕЩЕНИЯ и, пройдя свой импрессионистический этап, большинство обращается к индивидуальным экспериментам, получившим собирательное название "постимпрессионизм".
  
  Здесь следует заметить, что и Эдуард Мане и Эдгар Дега к импрессионистам относятся в определённой мере условно.
  
  О Мане мы уже говорили, отмечая его характерное отличие от импрессионистической манеры - использование чёрного цвета во всём его оттеночном многообразии на фоне сияющих красок.
  
  Условность же причисления Дега к импрессионистам объясняется его равнодушием к основной идее импрессионизма - передаче световых эффектов. Это равнодушие явно проявилось в картине "Абсент" 1876, где общий настрой картины отрицает идею импрессионистов о возможности одновременного сосуществования "болезненной мании" и радостной жизни.
  И если Дега применяет или использует некоторые приёмы импрессионизма, он неизменно остаётся верен реалистическому изображению, добиваясь чёткости рисунка и выразительности линии, фактурности и конкретности.
  
  После купания [Дега]
  ***
  Итак, после "Абсента" Эдгар Дега ещё год-другой проявляет интерес к специфической атмосфере кафе, о чём свидетельствуют несколько незатейливых набросков женщин за столиками в кафе, которые мы уже посмотрели. Позже он больше не возвращается к этой теме. Она для него закрыта.
  
  Абсент 1876 [ Дега]
  
  
  А теперь время поэзии, не так ли?
  
  Эту главу мы начали цитатой из стихотворения в прозе Шарля Бодлера ТОЛПЫ (пер. М.Ваксмахера).
  
  Закончим его же стихотворением ЗАДУМЧИВОСТЬ. (пер. С.Андриевского)
  
  Остынь, моя Печаль, сдержи больной порыв.
  Ты Вечера ждала. Он сходит понемногу.
  И, тенью тихою столицу осенив,
  Одним дарует мир, другим несёт тревогу.
  
  В тот миг, когда толпа развратная идёт
  Вкушать раскаянье под плетью наслажденья,
  Пускай, моя Печаль, рука твоя ведёт
  Меня в задумчивый приют уединенья,
  
  Подальше от людей. С померкших облаков
  Я вижу образы утраченных годов,
  Всплывает над рекой богиня Сожаленья,
  
  Отравленный Закат под аркою горит,
  И тёмным саваном с Востока уж летит
  Безгорестная Ночь, предвестница Забвенья.
  
  ***
  
  Впереди нас ждёт разговор о главном, о том, к чему мы так медленно приближались.
   Продолжение http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle5.shtml
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"