Аннотация: Реминисценции на тему "Fin de siécle".
Конец века. Глава 7.
"Скорбные сердца"
В творчестве художников, преодолевающих импрессионизм, мотив одиночества проявился в остросоциальном звучании. Противопоставляя свои искания находкам импрессионистов, они обращались к внутреннему миру человека, стремясь воплотить определённую идею с помощью образа.
В период сложных социальных процессов крушения традиционных общественных условий вряд ли случайно обращение художников к сюжету "Старость". В данном случае мы можем говорить не только о мелочности интересов дряхлеющего человека, о его одиночестве, неизбежных болезнях, расстройстве нервов, всепоглощающих воспоминаниях и окружающей реальности. Существенно будет в данном случае предположить социальные, моральные, семейные и межличностные проблемы.
Подход к данному сюжету, без сомнения, зависел в первую очередь от творческой индивидуальности. Так, вполне в духе голландских жанристов традиционно написан интимный, тщательно исполненный портрет "Мужчины в кресле" бельгийского художника Хендрика де Бракелера (1840--1888), изображающий человека, предающегося размышлениям в залитом светом интерьере.
Рис.01
Прежде, чем сон овладеет мной,
Добрая память приносит мне
Свет прошлых дней.
Печали и радости прожитых лет,
Любви незабвенной умолкшие звуки,
Глаза, излучавшие радостный свет, --
Угасли они, в этом мире их нет!
Сердца были счастливы, ныне -- в разлуке!
Это в тиши ночной
Прежде, чем сон овладеет мной,
Скорбная память приносит мне
Свет прошлых дней.
Вспоминаются мне друзья,
С кем так связана жизнь моя,
Я видел, что гибли они,
Как листья в холодные дни.
Иду я теперь, словно странник чужой,
По зале для пиршеств, отныне пустой,
Померк и весёлых огней её свет,
Гирлянды увяли, хозяина нет!
Это в тиши ночной
Прежде, чем сон овладеет мной,
Скорбная память приносит мне
Свет прошлых дней.
Томас Мур (1779-1852)
Перевод А. Шабельникова
Состраданием к обездоленным, подавленным одиночеством и беспомощностью полны многие произведения Ван Гога. Горькой нотой покорности судьбе звучит этот мотив в нескольких его работах, объединённых общей темой "У порога вечности" -изображение плачущего старика. В 1882 и 1883 Ван Гог выполнил натурные наброски плачущих и литографию "Горюющий старик".
Рис.02
Вновь обратившись к этой теме через семь лет, художник по литографии пишет картину "У порога вечности", наполненную болезненно чутким состраданием к тем, чей печальный образ отражён в стихотворении Верхарна "Февраль":
Есть в мире скорбные сердца,
Что плачут, плачут без конца;
Как мрамор плит в лучах луны,
Они бледны.
Есть в мире много скорбных спин,
Согбенных под ярмом годин,
Как кровли нищенских домов
У берегов.
Есть в мире много скорбных рук,
Иссохших от вседневных мук,
Как листья жёлтые у ног
В пыли дорог...<...>
Перевод В. Брюсова
Не прошёл мимо этой темы Поль Гоген, написавший в 1889 году в не вполне характерной для него манере "Портрет старика с тростью".
Рис.03
Этому же периоду времени принадлежит картина "Обеспокоенная душа" Фердинанда Ходлера (1853-1918), швейцарского живописца и графика.
Рис.04
В экспрессионизме, течении искусства первых десятилетий двадцатого века обнаруживается стремление не только к воспроизведению действительности, но в гораздо большей мере - к выражению эмоционального состояния.
Рис.05
Поколение, травмированное ужасными потерями мировой войны, воспринимало действительность с разочарованием, тревогой и страхом. Образы-символы людей из народа с высокой степенью обобщения созданы бельгийским художником Куртом Пейзером (1887-1962), испытавшем несомненное влияние экспрессионизма, в его картинах присутствуют мотивы боли и отчаянья.
Рис.06
Трагические обстоятельства собственной жизни помогли понять страдания обездоленных бельгийскому живописцу Эжену Лармансу (1864-1940). В картине "Конец осени", имеющей черты символизма, присутствуют метафоры угасания природы и завершения жизненного пути: река - символ течения жизни, покинутый дом, околица - предел пути, сгибаемые порывами ветра ветви деревьев -беспокойство и надломленность душ двух одиноких стариков, поддерживающих друг друга на пороге вечного покоя.
Рис.07
Морис Метерлинк(1862--1949): "Хороший художник -- не будет уже писать Мария, победителя кимвров, или убийство герцога де Гиза, потому что психология победы или убийства элементарна и исключительна, а бессмысленный шум ужасного события заглушает исходящий из глубины, прерывистый и тихий, голос существ и предметов. Он напишет домик, затерявшийся среди полей, дверь, открытую в конце коридора, лицо и руки в покое. Эти простые изображения могут прибавить нечто к нашему сознанию жизни, а это -- приобретение, которого уже нельзя потерять".
Очень близки по настроению к рассмотренным произведениям картины с изображением слепых. Так, Ларманс обратился к традиционной брейгелевской теме слепого с поводырём, которая воплощает для художника не только мысль о том, что человек ощупью, вслепую блуждает во враждебном ему мире, но также идею внутреннего, духовного, более истинного зрения. Картина Э.Ларманса "Слепой" - не только глубокая идейность в изображении не сгибающихся под ударами судьбы человека, но дань символизму Метерлинка (вспомним его пьесу "Слепые" - одно из классических произведений символизма)
Рис. 08
Вполне можно предположить, что в картине нашли отражение страдания теряющего зрение глухонемого художника. Перефразируя С. Кьеркегора можно сказать о Лармансе, что он - художник, в чьём сердце скрыты глубокие мучения.
К теме "скорбных сердец" многократно обращался Пабло Пикассо, усиливая возрастающую драматическую остроту образов. Стремление Пикассо обогатить, насытить художественный образ содержанием, в которое вкладывалась идея одиночества, замкнутости личности, поиска понимания и теплоты, нашла развитие в мотиве "слепые", к которому Пикассо обращается неоднократно, усложняя подтекст в каждой последующей работе.
Рис.09
Пикассо, входя в кафе, где они с Сабартесом договорились о встрече, успел заметить выражение глубокой задумчивости очень близорукого поэта. Спустя пару лет пережитое впечатление воплотилось в картине "Завтрак слепого".
Рис.10
Следует отметить, что приведённые в данном контексте работы Пикассо относятся к 1901-1905 годам, то есть к "голубому периоду" его творчества. Если принять во внимание символику синего цвета, который является цветом печали и горя, то мы можем говорить о том, что именно в этот период художник исследовал тему "ухода в себя" - персонажи его живописных работ сосредоточены на собственных глубоких переживаниях.
Среди картин Пикассо данного периода хочу особо отметить работу, которая является чуть ли не иллюстрацией к пьесе М.Метерлинка "Слепые", которая после первой публикации в 1890 году, была поставлена в декабре 1891 года в "Театре искусства", основанном Полем Фором.
Что же касается картины 1903 года "Нищий старик с мальчиком", то в 1905 году Гийом Аполлинер в статье, которая нравилась Пикассо, нашёл средства словесного истолкования картины "Нищий старик с мальчиком", равные средствам живописного выражения:
Рис.11
"Окутанные ледяными туманами, старики ждут, не размышляя, потому что размышляют только дети...Эти старики могут просить, не унижаясь. Другие нищие изнурены жизнью. Калеки и мальчики удивляются, дойдя до цели, которая остаётся синей, хотя горизонта больше нет. Состарившись, они сходят с ума, как короли, владеющие слишком большими стадами слонов с миниатюрными крепостями на спинах. Есть странники, путающие цветы со звёздами"...