С.Балиньский. : другие произведения.

Stanislaw Baliński.Poranek Warszawski

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ностальгия


  Заставка с рисунками М.Zulawskiego и S.Wyspianskiego  []
  
   Станислав Балиньский
   Утро Варшавы
  
   1
   Ночью кто-то будит меня и за руку хватает:
   - Вставай же, в город пойдём. Весна за окном и светает,
   Окутана дымкой тумана, блестящая словно смарагд,
   В цветах утопает Варшава. Не веришь? Но это так!
  
   - Разрушены улицы, что знаменитыми были,
   Дети, павшие за свободу, - в безвестной могиле,
   А над Ратушей - креп злой и надменный:
   Именно это снилось тебе. А здесь - день весенний.
  
   2
  
   И правда, весеннее утро. Тают туманы
   Тёплой фиалковой ночи, нежно пахнут сирени.
   На Театральной площади мило сияют колонны,
   Прошлым вечером в Опере была дана "Виолетта".
   Сдаётся, слышен в раннем шёпоте ветра
   Какой-то гомон вечерний и звук инструментов...
   Остановись на минуту... - Взгляни, гвоздики завяли,
   что у входа в театр на ступени упали.
  
   3
  
   Над Краковскими Предместьями небо светлеет,
   Гаснут последние звёзды, и видны вдалеке
   Крыши Старого Города в розоватом венце,
   Над ними - голуби - облачком дрожат серебристым.
  
   У Gebethner'а в окнах касанье рассвета
   Пыль ночи смахнуло с названий и строк -
   От сна пробуждаются книги, близкие сердцу:
   Вот Прус в синей обложке, там - в краковских лентах
   Выспяньский; а рядом - томики новых стихов,
   В которых сокрыты друзей моих жизни...
   Как славно, домой на заре возвращаясь,
   Думать о книгах, к прошлому вновь обращаясь.
  
   4
  
   Подождём, пока ударит будничный ритм улиц,
   Задумчиво спящих между рассветом и утром.
   Помедлим, прислушаемся, по возможности,
   К слабому оклику уходящего времени,
   Что напоминает нам взгляд отчуждённый
   Кого-то, кто откланиваясь навсегда,
   Напоследок благословляет перед дорогой.
  
   Как миновала заря юности, так пройдёт
   Вечер жизни в чёрном плаще одиночества...
  
   5
  
   Отзвучало. Уплыло... Вот и розовое утро вздохнуло,
   Сдувая с города следы задумчивости.
   Кто-то отодвинул край белых гардин у Lourse'a,
   И... из кафе ударил тёплый запах теста.
  
   Этот аромат печенья и жареного кофе с ванилью,
   Такой характерный для улиц Варшавы,
   Напоминает мне милую, почти трогательную
   Долгую беседу студентов за остывающим кофе.
  
   6
  
   А день нарастает, поднимается выше
   И воздух наполнен карминовым светом,
   Вот уже башни Святого Креста засверкали
   Дворец Сташица и крыши Нового Города;
  
   В пространном дворце Рачинских вдали
   Запылали окна верхних этажей.
   Кажется, холод заполонил исторические кварталы
   И кто-то разжёг огонь - охвачены пламенем трубы и крыши.
   А когда мы дошли до Коперника,
   Всё ещё скрытого фиалковой дымкой,
   Его тут же несмело касается солнце
   И туман, словно забота из задумчивой головы, улетает.
  
   7
  
   Новый Свет вьётся волнистой лентой,
   В эту пору цветной - голубой и чистый.
   По нечётной стороне - знаком каждый дом,
   Каждый магазин волнует давними воспоминаниями;
   Ах, сдаётся мне, стоит лишь только закрыть глаза ,
   Мог бы по памяти переписать все дома.
  
   Из глубины ворот на Святокрыжской,
   как на берег из пруда, вынырнул сонный сторож.
   Не рад весне, в табачном дымке,
   Распыляя воду, поливает кусочек улицы.
   Вода облаком струится из недр каменного дома.
   И перламутрово пенится на чёрном асфальте.
  
   Сквозь искрящуюся пену свежая и радостная
   В лёгком бархатном пальто перебегает девушка;
   Глаза, полные тайн, прячет от света зари,
   Рада скорее укрыться от дня и весны.
   Подобна в этом движении раненной ночи,
   Которая изнемогает в ладонях рассвета без силы и мочи.
  
   8
  
   У кондитерской Blikle, сразу за Варецкой,
   Есть один дом овеянный дымкою старосветской.
   Пойдём-ка туда, чтобы взглянуть с нежным чувством , -
   Сквозь сонную дымку воспоминаний,-
   На воскресный чай у Левенталь пани,
   Где в плюшевом салоне, в стиле сецессиона,
   Под вечер собиралось так много славных знакомых.
   Мы, дети, с печеньем в руке, за портьерой укрывшись:
   - Видишь, та пани в пенсне с нездоровым цветом лица -
   Это Мария Конoпницкая. А тот пан - это Ор-От!
   А тот, очень полный, что с кресла встаёт, -
   Это пан Ленц. Возле него согбенный Тетмайер
   С истрёпанными нервами, запавшими глазами.
   За ним тот, что играет в пьесах Ростана - Остерва,
   А в смежном салоне сквозь приоткрытые двери
   Видится тень - сдающий карты Сенкевич.
  
   Вот пани - актрисы: Пшибылко, Сенницка,
   В чёрном боа и длинных чёрных перчатках - Сулима.
   Там дальше стоят: Френкель, Роланд, Каминьский,
   Ланге в старой тужурке и грустный Пежиньский,
   А с сигаретой в губах - Габриела Запольска,
   Все как бы вышли из книг знаменитого Пруста.
  
   Пани Гортензия проплывает с коробкой от Wedl'а
   Между дамастами, плюшем, духами и струйками дыма
   Гостям улыбается, возбуждена и счастлива,
   С брошкой большой на груди - это дар Деотимы.
  
   На дворе за окном кружит зимняя ночь,
   Газовые жёлтые зажглись фонари.
   Падает, накрывая город атласом, снег,
   Засыпает этот салон, тех людей и то время...
  
  
  
   9
  
   А день опять пошёл выше. Ночь, будь здорова! -
   Уже первый ранний восемнадцатый с Мокотова
   Поворачивает на Иерусалимские. И как прежде,
   Кто-то, запыхавшись, бежит за трамваем.
   Над виадуком, мостом, над Аллеей Мая
   Молодое солнце упивается водами Вислы.
   Безмятежность. И что за чудесное утро!
   Хочу его остановить. Но нельзя. Очень жаль!
   Вот фабричная труба свистнула в голубизне,
   И медленно начинается повседневная жизнь.
  
   10
  
   Повсюду всё больше движение, всё больше прохожих -
   На Смольной из тёмных ворот выплывают фигуры достойных
   Первых дамочек в шалях - крепких и полных,
   Несущих чётки в руках, зонт и корзину.
   Лениво уходит последний бродяга,
   Видно день, как сержант, спугнул его со скамейки.
   Предлагаю несмело ему сигаретку,
   Захочет ли взять? Но он голосом тихим
   Благодарит. И с выраженьем печали,
   В сторону Вислы уходит, - жаждущий снов и мечтаний.
  
   11
  
   Подожди! - вслед зову его иль себя,
   Кто ушёл по мосту перед нами, это он или я?
   Помечтаем, как мальчики в школах мечтают:
   Спать под звёздами, днём же - таскаться.
   Если бы можно было с ним обменяться.
   Отдать нашу жизнь, у него же взять тени.
   И узнать, чего стоит та жизнь,
   (О которой, временем скрытой, до сих пор сожалею),
   Чьё более истинно счастье, чья глубже обида?
   Никогда не узнать этой тайны, что в сердце сокрыта!
  
   12
  
   Загадка бродяги и тайна любви
   Ближе нам в пору сумерек или зари.
   Значит, близок нам приключений искатель,
   на мосту вдруг пропавший,
   И близка запоздалых любовников пара,
   Что на дрожках возвращается после ночи любви,
   Тайные чары которой им глаза обожгли
   И на лицах оставили тёмные тени.
   Юные головы, на охапки цветов уронив,
   через город неспешно так едут они,
   Всё ещё чуждые миру, во власти любви.
  
   13
  
   Удаляется грохот неспешный дрожечек сонных
   И слышится вдруг мелодия вальса девятисотых,
   Который мама моя на цыпочках танцевала
   На варшавских балах в Редутовых Залах -
   красиво кружилась, в руке держала карнэ ...
  
   Я помню эту мелодию, но неточно.
   Словно бы в воздухе, - поймать её силюсь -
   Так тихо звучит... так давно... - И вдруг
   В начале Княжеской, у ворот нараспашку
   Я её слышу: кто-то поёт её так же, так же,
   Как пела много лет назад - помню с детства -
   На потерянных пластинках Виктория Кавецка.
   Теперь дрожащее сопрано из динамика льётся,
   Возле окон открытых остановилась прислуга
   И слушает, и в увлечении клонится
   Над цветочным горшком, где герань в небрежении пылится ...
   Но во дворе уже громко ковры выбивают.
   Динамик стихает. И служанка вверху исчезает.
  
   14
  
   Небо, весеннее небо над площадью Трёх Крестов
   Разлилось, как вода голубая и чистая,
   По которой солнце, плывя на плоту золотистом,
   Гребёт всё сильнее, и восходит всё выше.
  
   В низинах блуждают полосы лёгкой прохлады,
   Ещё на траве дрожат изумрудные росы.
   Какая-то девушка, на ходу, подруге негромко сказала:
   "Смотри-ка, в Варшаве сирень расцвела этой ночью "
  
   А вокруг площади - как на берегу у воды -
   Проветриваются вынутые из комода летние платья, -
   Кружатся на балконах, как воздушные Грации,
   Ворожа лето и скорый отъезд на вакации.
  
   15
  
   В кондитерской Galin'skiego на углу Aллей,
   Как в корчме, над которой чары провинции веют,
   День начинается рано. В дверях услужливый кельнер
   С улыбкой приветствует ранних прохожих.
   Вот в окне появилась кассирша с видом уставшим,
   В чёрном платье, с привлекающим взгляд декольте.
   А на веранде устроился за утренним кофе
   Старичок - с несовременным лицом, довольно увядшим,-
   Что сюда ежедневно - почти что полвека - приходит,
   Дремлет, греясь на солнце, и мечтает, быть может.
  
   16
  
   Только что закончил завтрак и просит кельнера
   Принести утренний выпуск "Курьера",
   Взял в руки газету и вроде б читает,
   Но через минуту страницы из рук выпадают,
   Словно нашёл в них что-то иное,
   Другие слова, что давно уж поблёкли.
   Прикрыл на минуту глаза и видит себя молодым
   В Варшаве былой, когда Прус здесь ходил.
  
   Эпоха родителей, милая Пруса Варшава,
   Со слезами её мы теперь вспоминаем...
   Теперь же прощайте... мне время уйти. А солнце всё выше,
   Часы так знакомо вновь пробили четверть;
   Итак, слегка прикоснувшись к Парижу, перешёл я Аллеи,
   Повернул на Сельскую, и - остановился возле дома.
  
   17
  
   Как тихо... Занавешены окна.
   Ворота забиты. И двери замкнуты на ключ.
   А в садике старом заросшем - во дворе за оградой -
   Забыто письмо, как символ печали.
   Нетерпеливо дрожащей рукой на звонок нажимаю.
   Никто не отозвался, никто не отворяет.
   В доме нет никого. - Проплывает время над нами,
   Уходя, за собою нас манит. И - исчезает.
   А я, блудным сыном сюда возвратившись,
   На пороге уселся - и там до сих пор ожидаю...
   Так минуло весеннее утро Варшавы.
  
   18
  
   Не требуйте от меня глубокого смысла,
   Я знаю - слава там бьёт из каждого камня.
   О городе этом чуть позже сложат легенды
   И о мужестве, что не знает другого названья.
   А сегодня хотелось дать лишь представление счастья
   Полного света и аромата, будто картина деревни,
   По которой когда-то каждый прошёл невозвратно:
   Картины настолько прекрасной, чтобы быть настоящей.
   Но сегодня хотелось мне только - среди ужасов ночи,
   Под бомбами в Лондоне - в то утро вернуться,
   Взглянуть на Варшаву глазами влюблённого,
   Который поверить не может, что вчера это было...
   Я верю, вернётся время свободы и вольная жизнь,
   День придёт после ночи вампира, и на рассвете,
   В прекрасном месяце мае Варшава очнётся
   И в каждом окне расцветут нежные кисти оливы.
   И, полное чар, обаянья и братских улыбок,
   Утро опять заблестит, как томик стихов молодых.
   Для тебя, о, мой сын, может случиться, будет он, первый;
   Ах, подумай тогда обо мне. Для меня он - последний.
  
   Londyn, сентябрь-октябрь1940.
   Stefanii i Juliuszowi Sakowskim
   _____
  Выходные данные книги С.Балиньского
  
   ======
   Комментарии и примечания переводчика::
   Гл.1
   ...разрушены улицы -
   0x01 graphic
  
   - 8 сентября 1939 года немецкие танки подошли к Варшаве.
   22 сентября 1939 года начался штурм города при поддержке с воздуха. 25 сентября в налёте участвовало 1150 самолётов люфтваффе. Было сброшено 5818 тонн бомб.
   28 сентября, исчерпав все силы для обороны города, польское командование было вынуждено подписать акт о капитуляции. Ещё через неделю Польша была полностью захвачена.
   По современным оценкам, в ходе боевых действий в сентябре 1939 года польская армия потеряла 66 тыс. военнослужащих убитыми, 133 700 ранеными и около 400 тыс. пленными.
  
   Гл.2
  
   ...Опера - Большей Театр Варшавы (Teatr Wielki - Польская Национальная Опера)
  
   0x01 graphic
  
   Во время Второй мировой войны театр подвергся бомбардировке и был почти полностью разрушен. Во время Варшавского восстания в 1944-м немцы расстреляли мирных жителей в развалинах театра. Восстановлен и повторно открыт в 1965.
  
   Гл.3
  
   ...Краковские предместья --
   0x01 graphic
  
   один из красивейших проспектов Варшавы.
  
   Главная достопримечательность Краковского предместья -- костёл Святого Креста.
  
   ... Старый Город (Старе-Място) --
   Старый Город []
   исторический центр Варшавы
   -- был полностью разрушен во время Второй мировой и отстроен с нуля. Ни одной реконструкции в мире не удалось лучше варшавской передать дух и атмосферу прежней жизни.
  
   ...В окне у Gebethnera -
   0x01 graphic
   Книгоиздательский дом "Гебетнер и Вольф" основан Густавом Адольфом Гебетнером и Августом Робертом Вольфом в Варшаве в 1857 году, крупнейшая в истории польского книжного дела фирма "Гебетнер и Вольф", выпустившая до 1937 свыше 7 тыс. названий книг и 7147 нотных изданий. В тридцатые годы литературное издательство возглавлял, а в конце 30-х был редактором поэт-футурист Александр Ват.
  
   ... Прус, в синих обожках -
  
   0x01 graphic
   - Боле?слав Прус
   (настоящее имя и фамилия Александр Гловацкий ,1847- 1912) -- знаменитый польский писатель.
  
   ...в краковских лентах Выспяньский -
   0x01 graphic
- Станислав Выспяньский (1869 -- 1907) -- польский поэт, драматург, живописец, дизайнер мебели и интерьеров. Будучи патриотически настроенным писателем, создал серию символических национальных драм, проникнутых художественной философией движения "Молодая Польша". Неофициально его называли "четвёртым польским пророком" (наряду с польской "троицей" поэтов-пророков (Мицкевичем, Словацким, Красиньским).
  
   Гл.5
   ...у Lourse'a -
   0x01 graphic
   - Кафе-кондитерская. Основатель - Laurenty Lourse. Фирма под названием "L. Lourse et Comp" существовала с 1820 до 1944.
   В "Confiserie L. Lourse"(первое название кондитерской) владелец создал
   неповторимую атмосферу, притягивающую интеллигентскую клиентуру. Несколько поколений варшавян ходило в кафе Lourse'a, пробовало чудесные печенья и сладости. Их вид, запах и вкус запоминался навсегда.
  
   Гл.6
  
   ...башни Святого Креста -
   0x01 graphic
   Базилика Cвятого Креста--расположена на улице Краковское предместье. Современное здание было построено в 1679--1696 годах в стиле барокко. В 18 веке - купола башен и фасад. В колоннах храма захоронены урны с сердцами Фридерика Шопена и Владислава Реймонта. В храме помещены эпитафии Болеслава Пруса, Игнация Крашевского, Юлиуша Словацкого и Владислава Сикорского.
   В первые дни Второй мировой войны храм был разрушен. Во время Варшавского восстания, 6 сентября 1944 года, немцы внесли в святилище две самоходные мины "Голиаф". Взрыв разрушил фасад храма, своды над нижней церковью, Большой алтарь, алтарь св. Роха и св. Винсента де Поля. Храм восстановлен в 1945 - 1953 годах.
  
  
   ...Дворец Сташица -
   0x01 graphic
   - построен в 1820-1823 в стиле классического дизайна Антонио Корацци для Королевского общества друзей науки по инициативе Станислава Сташица, польского философа, учёного, писателя и мецената.
   Дворец был разрушен в 1944 году, перестроен в 1946-1950 годах
   Перед храмом в 1858 году установлена статуя Иисуса Христа, несущего крест.
   0x01 graphic
   В сентябре 1944 года в результате детонации взрыва мин "Голиаф" бронзовая фигура Христа упала на мостовую и лежала с рукой, вознесённой вверх, указывая на надпись "Вознесём сердца" на цоколе. 22 октября 1944 года немцы вывезли её из Варшавы с целью переплавки, однако вместе с памятником Николаю Копернику выбросили в придорожный ров, где статуи были найдены польскими солдатами. Оба памятника были перевезены в Варшаву и отреставрированы.
  
   ...во дворце Рачиньских -
   0x01 graphic
   Классицистический дворец, в котором в период меж военного 20-летия находилось Министерство юстиции, а во время II Мировой войны - немецкий суд для захваченных польских земель.
  
  
   ...до ног Коперника -
   0x01 graphic
   Памятник Копернику создан скульптором Торвальдсеном по заказу Варшавского научного общества и установлен прямо перед зданием общества - дворцом Сташица.
  
   Гл.7
  
   ...Улица Новый Свет - часть средневековой дороги, ведущей в Черски и Краков.
   0x01 graphic
   В конце девятнадцатого века улица являлась центром элегантных ресторанов, летних театров, кафе, магазинов и отелей. Во время Второй мировой войны дома здесь были почти полностью разрушены. После войны восстановлены неоклассические постройки, остальные - стилизованы под неоклассицизм для придания улице стилистического единства.
  
   ...Святокрыжская -
   0x01 graphic
   Довоенная улица Святого Креста славилась книжными и антикварными магазинами. Они располагались почти в каждом здании...
  
   Гл.8
  
   ...через Варецку -
   0x01 graphic
   Варецка - одна из центральных улиц. Существует с конца XVI века. Разрушена во время Варшавского восстания в 1944 году. Восстановлена в стиле соцреализма. Начинается от улицы Нового Света и заканчивается площадью Восстания (на снимке). Довоенное фото.
  
   ...Blikle -
   0x01 graphic
   Антонио Казимир Blikle (1845-1912) - кондитер, основавший знаменитую кондитерскую компанию в 1869 году.
  
   ... в стиле сецессиона -
   0x01 graphic
   сецессион (нем. Secession, от лат. Secessio -- "отделение, уход") -- название выставочной организации и группы молодых немецких художников, которые в 1892 г. в знак протеста против официального академического искусства вышли из состава мюнхенской выставочной организации "Хрустальный дворец" (нем. "Glaspalast"). Стремление художников Сецессиона обновить искусство имело важное значение в формировании общеевропейского "стиля модерн", который во Франции и Бельгии называли Ар Нуво, а в Германии и Австрии -- югендштиль ("молодой, новый стиль") и т.д.. Что касается архитектуры модерна (и сецессиона, в частности), то для неё характерен отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, "природных" линий, использование новых технологий. ...Интерьер в стиле модерн отличают некая недосказанность, живописность, пластичность формы, перетекающие одна в другую плавные линии, изгибы, обилие растительных форм, асимметрия, усложнённый рисунок, вызывающий всевозможные ассоциации, изящная мебель, особые приёмы декорирования, присутствие знаковых элементов.
  
   ...Конoпницкая -
   0x01 graphic
   - Мария Конопницкая (1842-1910) -- польская писательница; поэт, новеллистка, литературный критик и публицист, автор произведений для детей и юношества.
  
   ... Ленц -
   Станислав Ленц []
   - Станислав Ленц (1861--1920) -- польский живописец, выдающийся портретист, иллюстратор, карикатурист, профессор и директор Варшавской школы изящных искусств.
  
   ...Тетмайер
   0x01 graphic
   - Казимеж Пшерва-Тетмайер (1865-1940) -- польский поэт, прозаик, драматург.
  
   ...Остерва -
   0x01 graphic
Юлиуш Остерва (1885 -1947 ) -польский актёр и директор театра.
  
   ...Сенкевич -
   0x01 graphic
   Хенрик Сенкевич (1846--1916) -- польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1905 года. Член-корреспондентом и почётный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.
  
   ...Пшибылко -
   0x01 graphic
   Пшибылко-Потоцкая (Przybylko-Potocka; наст. фам.- П ш и б ы л к о), Мария (1880-1944)- польская актриса.
  
   ...Сенницкая -
   0x01 graphic
   Лидия Эразмовна Волынцева (? - 1973), в замужестве Сенницкая. прозаик, поэт, критик, переводчик. Печататься начала в 1920-е годы: стихи, рассказы, пьесы, рецензии в газетах и журналах. После Второй мировой войны занималась переводами французской и польской поэзии. Умерла в 1973 г. в Нью-Йорке. Посмертный сборник стихов "Ледяные узоры".
  
   ...Сулима -
   0x01 graphic
   Хелена Станислава Готтовт(1879- 1944в Варшаве) - актриса. Свояченица писателя Адольфа Новачиньского (1876-1944 в Варшаве) - польского писателя, драматурга, сатирика, поэта, публициста, эссеиста, критика.
   ...Френкель -
   0x01 graphic
   Тадеуш Френкель(Tadeusz Frenkiel) - польский актёр театра и кино. Занимался также и режиссурой. В 1919 по 1939 год играл на сценах краковских и варшавских театров. В годы Второй мировой войны был актёром легальных варшавских театров.
   Расстрелян фашистами в 1943 году.
  
   ...Роланд -
   0x01 graphic
Теодор Александр Роланд(1862-1928 ) - польский актёр.
   Пользовался большой славой в Варшаве. Считался выдающимся декламатором романтичной поэзии.
  
   ...Каминьский -
   0x01 graphic
   Каминьский (Kami?ski) Казимеж (1.5.1865, Варшава, -- 10.9.1928, там же), польский актёр и режиссёр. Работал в театрах Варшавы, один из представителей реализма в польском сценическом искусстве.
  
   ... Ланге -
   0x01 graphic
Антоний Ланге (1861 или 1863 - 1929) -- видный польский поэт, переводчик и литературный критик, один из основателей и теоретиков польского символизма.
   Приходился дядей Болеславу Лесьмяну.
  
   ...Пежиньский
   0x01 graphic
   Владимир Пежиньский(1877 -1930 ) - польский драматург периода "Молодой Польши".
  
   ...Габриеля Запольская -
   0x01 graphic
   Габриела Запольская /Мария Габриэла Корвин-Петровска/ (1857- 1921), польская писательница. Произведения о нравственных пороках польского общества кон. 19 -- нач. 20 вв.: рассказы, повести, романы ("Каська Кариатида", 1887), "мещанские трагифарсы" ("Мораль пани Дульской", 1906). Патриотическая пьеса "Тот" (1899).
   Её отец, венгерский дипломат, привил дочери любовь к хорошей литературе, позже он привез её в Париж, где Габи получила прекрасное образование. Там же, в Париже, она начала писать. К сожалению, все её лучшие произведения были написаны уже к 25 годам, потом Запольска старалась повторить былые успехи, в творчестве повторений не случилось, и тогда она решила повторить свою жизнь - вернулась на родину и написала роман "Мораль Миссис Дульской".
   Источник: http://lib.rus.ec/a/35111
  
   ...Пани Гортензия -
   0x01 graphic
   Гортензия Левенталь, дочь Mathiasa Bersona, известного финансиста, филантропа и коллекционера произведений искусства. Почитательница польской истории, литературы и искусства, организатор и попечитель многочисленных благотворительных институтов, в том числе. противотуберкулёзного дома в Rudce и приюта в Варшаве. Вместе с мужем, Соломоном Левенталем, вела один из более известных и выдающихся салонов в Варшаве, где собирался верх варшавской интеллигентности, ведущие фигуры науки, литературы, искусства, журналистики. После смерти мужа занималась ведением дел его издательства.
  
   ... между дамастами - Дамаст - ткань, обычно шёлковая, одно- или двухлицевая с, как правило, цветочным рисунком , образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения.
   В первой половине XX века дамаст использовали в основном для оформления интерьеров...
  
   ...от Wedl'а -
   0x01 graphic
  
  
  
   ...от Деотимы -
   Деотима - Ядвига Лущевская  []
   - Ядвига Лущевская (1834--1908) - польская поэтесса. "Деотима" - её псевдоним.
  
   Гл.9
  
   ... ранний восемнадцатый с Мокотова -
   0x01 graphic
   - район Варшавы, где расположены в настоящее время многие иностранные посольства и компании. Район был включён в состав Варшавы только в 1916 году (хотя заселён с середины XIV века). Урбанизация района происходила в 1920-30-х годах. Мокотов довольно хорошо пережил период Второй мировой войны и Варшавское восстание, и является одним из наиболее хорошо сохранившихся районов Варшавы.
  
   ...на Иерусалимские -
   0x01 graphic
   Иерусалимские Аллеи (Aleje Jerozolimskie) - одна из самых длинных улиц Варшавы. Пересекает город с запада на восток. Название улицы связано с небольшим посёлком, построенным в 1774 году Августом Сулковским для евреев Мазовии. Посёлок назывался "Новый Иерусалим", а дорога в Варшаву -- "Иерусалимской аллеей". На ней был построен первый вокзал в Варшаве (линии Варшава -- Вена). В конце XIX в. восточная часть Иерусалимских аллей стала одной из наиболее представительных и дорогих частей города. Большинство домов на улице, включая памятники модерна, были уничтожены во время Варшавского восстания.
  
   ... над Аллеей Мая -
   0x01 graphic
   В 1820-х проводилась дорога из Нового Света в порт на Висле. Первоначальное название - "Новый путь из Иерусалима". С 1916 года участок от Нового Света до моста Понятовского (который был разрушен в 1944), носит название "Аллея 3 Мая".
   3 мая 1791 года в Варшаве была принята первая демократическая конституция в Европе (вторая после Соединенных Штатов).
  
   Гл.10
  
   ...на Смольной -
   0x01 graphic
   ул.Смольная (всего-то около 800м в длину!), параллельна, - буквально на расстоянии одного дома, - Иерусалимским аллеям от ул. Новый Свет до Аллей 3 Мая. Тихая улочка, без трамваев и автобусов с брусчаткой и плиткой на мостовой и тротуарах.
  
   Гл.13.
  
   ... в Редутовых Залах -
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
   Редутовы Залы.
   Национальная Опера в Варшаве. В Залах Редутов находится Театральный Музей, а также две из трёх сцен Национального Театра.
  
   ... карнэ -
   0x01 graphic
   В XVIII и XIX веках дамы брали с собой на бал карнэ, или
   "carnet de bal" - записную книжку - блокнот для бала.
  
  
  
   ... в начале Княжеской -
   0x01 graphic
  
   ул Княжеская (около 800 м) начинается от площади Трёх Крестов - симметрично ул.Смольной по другую сторону Иерусалимских аллей, но несколько более в глубину кварталов.
  
   ...на потерянных пластинках Виктория Кавецка -
   0x01 graphic
Виктория Викторовна Кавецкая (ок. 1870 - ?) - знаменитая российская опереточная актриса польского происхождения. Роли: Ева, Ганна, Анжель ("Ева - фабричная работница", "Весёлая вдова", "Граф Люксембург" Легара), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Гейша (Джонса) и др.
   Ария из оперетты "Гейша": (Piosenka z operetki "Gejsza" S. Jones'a. ?piewa W. Kawecka.)
   Архивная звукозапись:
   http://www.youtube.com/watch?v=WN6UbmXNHmo
  
   Гл.14
   ... воздушные грации -
   0x01 graphic
   Грации -- в мифах древних римлян три богини красоты, изящества и радости. Грации соответствуют греческим харитам.
  
   Гл.16
  
   ...когда Прус здесь ходил -
   0x01 graphic
   -Памятник Болеславу Прусу, выполненный по проекту скульптора А. Каменской-Лапинской, установлен в 1977 году в живописном сквере им. поэта Яна Твардовского, "ксёндза, который пишет стихи" , - возле Варшавского Университета. (см. прим. к гл. 3)
  
   == как будто слегка прикоснувшись к Парижу, перешёл я Аллеи -
   0x01 graphic
   В конце XIX в. восточная часть Иерусалимских аллей была одной из наиболее представительных и дорогих частей города. (См. прим. к гл.9)
  
   == вышел на Вейскую
   0x01 graphic
   - ул.Сельская (Wiejskа) - Здесь много отголосков героической борьбы на протяжении всей истории города: например, Памятник Армии Крайoвой (Pomnik Armii Krajowej) на улице Вейской - памятник подпольным вооружённым силам Польского Подпольного Государства во время Второй мировой войны, самой сильной подпольной организации Европы того времени
   В Варшавском восстании 1944 года погибло более 200 тысяч человек, а город был почти стёрт с лица земли. Культурные потери, включая сожжённые библиотеки и музейные коллекции, святыни и дворцы, Королевский замок, и, наконец, нажитое людьми невозможно оценить. На многих варшавских улицах имеются мемориальные доски, установленные в честь мест битв или мест казни поляков во время Второй мировой войны.
  
   Гл.17
  
   == расцветут нежные кисти оливы -
   0x01 graphic
   Олива - Библейский символ Божьего благословения, а её ветвь является эмблемой мира и обновления.
   Популярна, как комнатное растение, цветёт в мае-июне.
  
   Ну, вот и всё...
  
  -------
  
  В заглавном рисунке использованы работы М.Жулявского и С.Выспяньского
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   22
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"