Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

016 Конец века. Глава 11. Одушевление неодушевлённого

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Настроение в натюрморте.


   Глава 11.
   Натюрморт. Одушевление неодушевлённого.
   (В сокращении)
  
   Как бы парадоксально это не звучало, но мотив одиночества может присутствовать и в натюрмортах. Мы помним, что "натюрморт" - от фр. nature morte -- "мёртвая природа" - это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
   Так уж устроена голова художника: что бы он не изображал, его внутреннее состояние, состояние его души будет отражено в произведении. Возможно -минутный восторг или боль, а может быть - перманентное состояние депрессии, страдания, одиночества.
   Рассмотрим несколько репродукций прекрасных произведений.
  
   Вот два прелестных натюрморта Камиля Коро:
  
   0x01 graphic
   Рис.1
  
   Прекрасный пример поиска художником более лаконичной композиции и, что не менее важно, настроения. Если в натюрморте "Розы в стакане..." мы видим весьма заурядное изображение небольшого букета цветов, где центром композиции является приглушённо алая роза, то в натюрморте "Розы в бокале" слегка повядший склонившийся розовый цветок придаёт всему изображению сентиментально печальное настроение.
   Можно внимательно рассматривать композицию, отметить противопоставление устремившихся ввысь элементов букета и пониклой головки небольшой розочки, отметить для себя нежность увядающего цветка и агрессивную увереннсть насышенно красной розы. Можно обратить внимание на отсутствие мелких деталей, имевшихся в первом варианте и объяснить эту лаконичность желанием художника акцентировать внимание зрителя именно на психологическом, если так можно выразиться в данном случае, конфликте вполне одушевлённой мастером мёртвой натуры.
   О каком настроении можем мы говорить в данном случае? Понятно, что это печаль неразделённого чувства, обида, горечь разочарования, не более.
  
   Блеклая роза печально дышала,
   Солнца багровым закатом любуясь,
   Двигалось солнце,-- она трепетала,
   В темном предчувствии страстно волнуясь.
   Сумерки быстро на землю спустились,
   Мрак непроглядный шел следом за ними,
   Трепетно розы листы шевелились,
   Страстно следя за тенями ночными.
   <...>
   А.Блок. Роза и соловей
  
   ***
  
   "...мысль эта была продиктована парой ботинок, безмолвно стоящих перед ней на полу".
   Агата Кристи. Загадка Ситтафорда
  
   И перед нами два натюрморта Винсента Ван Гога:
  
   0x01 graphic
   Рис.2
   Разделяют эти две картины месяцы, в течение которых Ван Гог, живя в Париже, находился в стадии мучительных поисков своего пути. Вроде бы странный и непонятный сюжет - "старые ботинки" - стал основой шести разных полотен Ван Гога. Очень может быть, что художник в своих старых башмаках видел особую символику. Помятые и изношенные башмаки символизировали тяжкий труд и нелёгкую жизнь.
   Сюжет картины "Пара ботинок" заставляет более вдумчиво всматриваться в картину, нежели любоваться ею. По тому, с какой небрежностью ботинки стоят можно судить о тяжёлой усталости владельца ботинок , словно их скинул с ног человек, для которого каждое движение является болезненно - мучительным. Небрежно разбросанные шнурки, перевёрнутый подошвой кверху один из ботинков - всё это говорит о том, что человек снявший их со своих усталых ног изнурён и, скорее всего, подавлен.
   По сравнению с предшественниками, творчество Ван Гога значительно более психологично. Исследователи отмечали и продолжают отмечать чисто вангоговскую "одушевлённость": чувствовать, двигаться могут горы, деревья, дорога, космос, страдают даже камни. В этом отношении характерны две парные картины, два своеобразных натюрморта: "Кресло Гогена" и "Стул Винсента", так много выражающие отсутствием тех, кому они принадлежали. Поместив эти картины рядом, мы замечаем, что стул и кресло обращены друг к другу, повторяя их былое расположение в интерьере. Трубка, лежащая на стуле Винсента, знак присутствия, и догорающая свеча на кресле Гогена - символ разлуки.
  
  
   0x01 graphic
   Рис.3
  
   В творчестве Ван Гога достаточно сюжетов, привлекающих неоднозначным подтекстом. Помимо названных картин "Стул Винсента" и "Кресло Гогена" , имеются неоднократные изображение пустой комнаты, опустевшей площади в конце праздничного дня, безмолвных пейзажей - это то о чём мы уже говорили.
   Для Ван Гога было характерно брать малое и великое в одинаково огромном художественном масштабе, где мерилом всегда неизменно является человек...
  
   В завершение подведём итог всем нашим длительным рассуждениям.
  
   Как можно было видеть, на фоне сложных социально-экономических условий, когда в Западной Европе кризис охватил всю культуру, в гуманитарной сфере нашли своё выражение глубокие перемены, затронувшие психику людей. Поколебались идеалы гуманности, изменились многие критерии духовной жизни.
   С этими процессами был связан поиск новых изобразительно-выразительных средств, адекватных новому содержанию во всех видах искусства.
   Взаимодействие философских течений, различных направлений в литературе и искусстве привели к значительному усложнению образной системы художественных произведений, в которых нашёл отражение конфликт между человеком и обществом.
   Этот конфликт осознавался как трагедия одиночества личности в враждебном мире. Многостороннее и эмоциональное выражение тема одиночества нашла в литературе и изобразительном искусстве.
   Наиболее глубокое содержание и остросоциальный подход к изображению трагедии одиночества нашли яркое выражение в русле реалистического развития изобразительного искусства. Воздействие и рамки определённых художественных традиций, таких как импрессионизм-постимпрессионизм, академизм, салонное искусство-символизм, обусловили подход к решению данной темы, а взаимодействие видов искусства - литературы, театра, музыки и изобразительного искусства - обогащало не только содержание, но и вызывало к жизни новые изобразительно-выразительные средства.
   Под влиянием различных общественно-культурных условий развивалось своеобразие трактовки мотива одиночества по регионам: Германия, Франция, Бельгия, Скандинавские страны, Италия, Испания.
   Мотив одиночества, как выражение процесса отчуждения личности может рассматриваться в русле актуальной проблемы соотношения образа человека и индивидуальности художника в искусстве. Обращение к теме одиночества побуждало художников к более глубокому проникновению во внутренний мир не только своих героев, но одновременно являлось своеобразным "опытом самопознания".
   Произведения, созданные художниками в русле рассматриваемого мотива, разнообразные по содержанию, манере исполнения, несущие в себе огромный эмоционально-выразительный заряд, являются значительной частью мирового художественного фонда.
  
   Предыдущая глава
  
   Ну и как же без списка литературы!
  
  
   Библиография
  
   Адмони.В.Творческий путь Генриха Ибсена. В кН.: Генрих Ибсен. Собр.соч., И., 1956, т.1.
  
   Алпатов М. Истолкование живописных произведений. Творчество, 1980, N10.
  
   Алпатов М.В. Камиль Коро. М. , 1984.
  
   Андреев Л.Г.Импрессионисты. М., 1980.
  
   Анисимов И. Ромен Роллан. В кн.: Ромен Роллан. Собр.соч., М., 1954, т.1.
  
   Антакольский П. Два века поэзии Франции. Переводы. М., Художественная литература, 1976.
  
   Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. Сб. М., 1977.
  
   Артамонов С.Л. Французская дитература 1871-01917. в Кн., зарубежная литература ХХ века. М., 1973.
  
   Артюр Рембо. В Зелёном кабаре. М., Эксмо, 2007.
  
   Балашов Н.И. Аполлинер и его место во франзуской поэзии. В кН.: Гийом Аполлинер. Стихи. М., 1967.
  
   Аполлинер. Стихи. Литературные памятники. М., Наука, 1967.
   Балашов Н. В кн.: Артюр Рембо. Стихи. Последние стихотворения.
  
   Балашов Н.И. Рембо и связь двух времён поэзии. В кн., Артюр Рембо. Стихи. М., 1982.
  
   Батракова С.П. Художник переходной эпохи. (Сезанн. Рильке).
   В сб.: Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М., 1984.
  
   Батракова С. Художник XX века и язык живописи.
   От Сезанна к Пикассо
  
   Безклубенко С.Л. Природа искусства. М., 1982.
  
   Безрукова М.. Эдвард Мунк. Художник, 1878, N11.
  
   Бельгийское искусство конца XIX-начала XX веков. От Манье до Пермеке. Каталог. М., 1956.
  
   Бореев Ю. Эстетика. М., 1981.
  
   Валлантен А. Пабло Пикассо. Феникс . 1998
  
  
   Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.
  
   Винсент Ван Гог. Письма к брату Тео. СПб., "Азбука-классика", 2010.
  
   Винсент Ван Гог. Письма к друзьям. СПб., "Азбука-классика", 2008.
  
  
   Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. В сб.: Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. М., 1972.
  
   Воркунова Н. Тулуз-Лотрек. М., 1972
  
   Воркунова Н.И. Портреты Вюйара (Со второй половины 1890-х годов) в Кн., Античность.Средние века.Новое время. М., 1977.
  
   Воркунова Н. Дега и Лотрек. В Сб., Импрессионисты. Их современники. Их соратники. М., 1976.
  
   Гвоздев А. А. Западно-европейский театр, Л. - М., 1939.
  
   Горький М. Поль Верлен и декаденты. Собр.соч., М., 1953, т.23.
  
   Государственный Эрмитаж. Западно европейская живопись. Альбом. I. М., 1957.
  
   Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись XIX-XX вв. Д., 1976.
  
   Государственный Эрмитаж. Отдел западноевропейского искусства. Каталог живописи. Л.-М., 1958.
  
   Графика Пикассо. М., 1967.
  
   Громов Е. Трагическое и героическое в жизни и искусстве. Искусство, 1981, N9.
  
   Дмитриева Н.А. Опыты самопознания. В кН.: Образ че
  
   Дмитриева Н.А. Пикассо. М., 1971.
  
   Днепров В. Пруст - художник. В кН., Марсель Пруст. Под сенью девушек в цвету. М., 1976.
  
   Долгов К. Память и забвение отчуждённого сознания. Иностранная литература, 1981, N6.
  
   Дондурей ЛюБю. К проблеме исследований функций искусства. В сб.: Советское искусствознание'79. М., 1980.
  
   Дынник В. Анатоль Франс. В кН., Анатоль Франс. Собр. Соч., М., 1958, т.1.
  
   Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX-XX вв. М., 1967.
  
   Живопись и графика Эварда Мунка. Каталог выставки. Л., 1982.
  
   Западноевропейская живопись в Музее изобразительного искусства Латвийской ССР. Рига, 1977.
  
   Западноевропейская живопись в музеях СССР. Л., 1967.
  
   Западноевропейская живопись в Эрмитаже. Л., 1978.
  
   Западноевропейская и американская живопись из Музеев США., Каталог. М., 1978.
  
   Западноевропейская живопись и скульптура. Под общ.ред. Виппера Б.Р. М., 1966.
  
   Западноевропейская поэзия ХХ века. Библиотека всемирной литературы. Серия третья. М., Высшая школа, 1980.
  
   Зингерман Б.И. Пикассо, Чаплин, Брехт, Хемингуэй. В сб.: Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М., 1984.
  
   Импрессионизм. Письма Художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Л., 1969.
  
   Импрессионисты. Их современники. Их соратники. Сб., статей. М., 1976.
  
   Ионкис Г. Английская поэзия 20 века. М., Высшая школа, 1980.
  
   История Красоты. Под ред. Умберто Эко. М.: Слово/Slovo. 2010.
  
   История Уродства.. Под ред. Умберто Экл. М.: Слово/Slovo. 2009.
  
   Каган М.С. Искусство в системе культуры. В сб., Советсткое искусствознание'78. М., 1979.
  
   Костеневич А.Г. Статья в кн., Пабло Пикассо. Каталог выставки. Л., 1982.
  
   Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1974.
  
   Левик В. Бодлер и импрессионизм. В сб.: Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. М., 1972.
  
   Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1976.
  
   Лерберг Ж.Ван. К выставке бельгийского искусства в Москве и Ленинграде. В кН.: Бельгийское искусство конца XIX-XX веков. М., !(%:.
  
   Либман М.Я. Социальные факторы в искусстве и их роль в методологии исследования. В сб.: Советское искусствознание'78. М., 1979.
  
   Литература ХХ века. Серия третья. Западноевропейская поэзия ХХ века. М., Худ.лит., 1977.
  
   Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980.
  
   Лотман, Ю.М. Об искусстве. СПб. Искусство. 2005.
  
   Лувр. Париж, Серия "Музеи Мира". М., 1970.
  
   Лукшин И. Социальное и индивидуальное в художественном сознании. Искусство,1981, N1.
  
   Лукшин И. Отчуждённый художник. Творчество. 1983, N1.
  
   Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1967.
   Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд., т.42.
  
   Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М., 1983.
  
   Моруа, Андре. Литературные портреты. М., 1970.
  
   Миллер, Генри. Время убийц. М., АСТ, 2009.
  
   Образ человека и индивидуальность художника в западноевропейском искусстве ХХ века. Сборник статей. Гл.репд. Зингерман Б.И. М., 1984.
  
   Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. М., 1979.
  
   Пабло Пикассо. Акробаты и клоуны. М., 1976.
  
   Пабло Пикассо. !**!-!*?N. К 100-летию со дня рождения. Каталог выставки. Л., 1982.
  
   Парсаданов Н. Модели творчества? Творчество, 1980, N1.
  
   Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973.
  
   Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1991.
  
   Перрюшо А. Тулуз-Лотрек. М., 1966.
  
   Петров Ю.В. Художественная жизнь обжества как объект социологии искусства. Л., 1980.
  
   Песис Б. Предисловие к кн.: Хартвиг Юлия. Аполлинер. М., 1971.
  
   Пикассо, Пабло. Сборник статей о творчестве. М., 1957.
  
   Попова Т. Д. Очерки о гомеопатии. К.: Наукова думка, 1988.
  
   Поэзия Франции. Век XIX.М., Худ.лит. 1985.
  
   Проклятые поэты. СПб., Азбука-классика, 2008.
  
   Прокофьев В.Н. Импрессионисты и старые мастера. В сб.: Импрессионисты. Их современники. Их соратники. М., 1976.
  
   Пузиков А. Ги де Мопассан (1850-1893). В кН.: Ги де Мопассан. Собр. Соч. М., 1977, т.1.
  
   Ревалд, Джон. История импрессионизма. М.-Л. 1959.
  
   Ревалд, Джон. Постимпрессионизм. М.-Л., 1962.
  
   Роллан, Ромен. Яд идеализма. Собр. соч., М., 1958. т.14.
  
   Роллан, Ромен. Милле. Собр.соч. М., 1958, т.14.
  
   Седова Т. Делу пролетариата преданный. Художник, 1964, N12.
  
   Сезанн, Поль. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.
  
   Смирнов Н.. Послесловия к кН.: Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973
  
   Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М., 1970.
  
   Стенерсен Рольф. Эдвард Мунк. М., 1972.
  
   О.Сугробова. Ст. в сб.: Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
  
   Федотова Е. Д. Джованни Больдини. М., 2002.
  
  
   Французская живопись в музеях СССР. М., 1962.
  
   Французская живопись второй половины XIX - начала XX века. М., 1971.
  
   Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. Сб, М., 1972.
  
   Французская живопись конца XIX - начала ХХ века в собрании Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. М., 1970.
  
   Хартвиг Юлия. Аполлинер. М., 1971.
  
   Чегодаев А.Д. Импрессионизм. М., 1971.
  
   Wilhelm Worringer: Abstraktion und EinfЭhlung (1907). MЭnchen [1976] 14. Auflage 1987
  
  
  
  
  
   http://lib.ru/INPROZ/ZOLYA/ladyluck.txt
  
   http://www.newpaintart.ru/artists/p/picasso_p/old_jew_and_a_boy.php
  
   http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+Paintings/28499/?lng=ru
  
   http://vangogh-art.ru/kartiny/natyurmorty/bashmaki-1887/
  
   http://vangogh-world.ru/vangogh-biography2.php
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Глава 11.
   Натюрморт. Одушевление неодушевлённого.
   (В сокращении)
  
   Как бы парадоксально это не звучало, но мотив одиночества может присутствовать и в натюрмортах. Мы помним, что "натюрморт" - от фр. nature morte -- "мёртвая природа" - это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
   Так уж устроена голова художника: что бы он не изображал, его внутреннее состояние, состояние его души будет отражено в произведении. Возможно -минутный восторг или боль, а может быть - перманентное состояние депрессии, страдания, одиночества.
   Рассмотрим несколько репродукций прекрасных произведений.
  
   Вот два прелестных натюрморта Камиля Коро:
  
   0x01 graphic
   Рис.1
  
   Прекрасный пример поиска художником более лаконичной композиции и, что не менее важно, настроения. Если в натюрморте "Розы в стакане..." мы видим весьма заурядное изображение небольшого букета цветов, где центром композиции является приглушённо алая роза, то в натюрморте "Розы в бокале" слегка повядший склонившийся розовый цветок придаёт всему изображению сентиментально печальное настроение.
   Можно внимательно рассматривать композицию, отметить противопоставление устремившихся ввысь элементов букета и пониклой головки небольшой розочки, отметить для себя нежность увядающего цветка и агрессивную увереннсть насышенно красной розы. Можно обратить внимание на отсутствие мелких деталей, имевшихся в первом варианте и объяснить эту лаконичность желанием художника акцентировать внимание зрителя именно на психологическом, если так можно выразиться в данном случае, конфликте вполне одушевлённой мастером мёртвой натуры.
   О каком настроении можем мы говорить в данном случае? Понятно, что это печаль неразделённого чувства, обида, горечь разочарования, не более.
  
   Блеклая роза печально дышала,
   Солнца багровым закатом любуясь,
   Двигалось солнце,-- она трепетала,
   В темном предчувствии страстно волнуясь.
   Сумерки быстро на землю спустились,
   Мрак непроглядный шел следом за ними,
   Трепетно розы листы шевелились,
   Страстно следя за тенями ночными.
   <...>
   А.Блок. Роза и соловей
  
   ***
  
   "...мысль эта была продиктована парой ботинок, безмолвно стоящих перед ней на полу".
   Агата Кристи. Загадка Ситтафорда
  
   И перед нами два натюрморта Винсента Ван Гога:
  
   0x01 graphic
   Рис.2
   Разделяют эти две картины месяцы, в течение которых Ван Гог, живя в Париже, находился в стадии мучительных поисков своего пути. Вроде бы странный и непонятный сюжет - "старые ботинки" - стал основой шести разных полотен Ван Гога. Очень может быть, что художник в своих старых башмаках видел особую символику. Помятые и изношенные башмаки символизировали тяжкий труд и нелёгкую жизнь.
   Сюжет картины "Пара ботинок" заставляет более вдумчиво всматриваться в картину, нежели любоваться ею. По тому, с какой небрежностью ботинки стоят можно судить о тяжёлой усталости владельца ботинок , словно их скинул с ног человек, для которого каждое движение является болезненно - мучительным. Небрежно разбросанные шнурки, перевёрнутый подошвой кверху один из ботинков - всё это говорит о том, что человек снявший их со своих усталых ног изнурён и, скорее всего, подавлен.
   По сравнению с предшественниками, творчество Ван Гога значительно более психологично. Исследователи отмечали и продолжают отмечать чисто вангоговскую "одушевлённость": чувствовать, двигаться могут горы, деревья, дорога, космос, страдают даже камни. В этом отношении характерны две парные картины, два своеобразных натюрморта: "Кресло Гогена" и "Стул Винсента", так много выражающие отсутствием тех, кому они принадлежали. Поместив эти картины рядом, мы замечаем, что стул и кресло обращены друг к другу, повторяя их былое расположение в интерьере. Трубка, лежащая на стуле Винсента, знак присутствия, и догорающая свеча на кресле Гогена - символ разлуки.
  
  
   0x01 graphic
   Рис.3
  
   В творчестве Ван Гога достаточно сюжетов, привлекающих неоднозначным подтекстом. Помимо названных картин "Стул Винсента" и "Кресло Гогена" , имеются неоднократные изображение пустой комнаты, опустевшей площади в конце праздничного дня, безмолвных пейзажей - это то о чём мы уже говорили.
   Для Ван Гога было характерно брать малое и великое в одинаково огромном художественном масштабе, где мерилом всегда неизменно является человек...
  
   В завершение подведём итог всем нашим длительным рассуждениям.
  
   Как можно было видеть, на фоне сложных социально-экономических условий, когда в Западной Европе кризис охватил всю культуру, в гуманитарной сфере нашли своё выражение глубокие перемены, затронувшие психику людей. Поколебались идеалы гуманности, изменились многие критерии духовной жизни.
   С этими процессами был связан поиск новых изобразительно-выразительных средств, адекватных новому содержанию во всех видах искусства.
   Взаимодействие философских течений, различных направлений в литературе и искусстве привели к значительному усложнению образной системы художественных произведений, в которых нашёл отражение конфликт между человеком и обществом.
   Этот конфликт осознавался как трагедия одиночества личности в враждебном мире. Многостороннее и эмоциональное выражение тема одиночества нашла в литературе и изобразительном искусстве.
   Наиболее глубокое содержание и остросоциальный подход к изображению трагедии одиночества нашли яркое выражение в русле реалистического развития изобразительного искусства. Воздействие и рамки определённых художественных традиций, таких как импрессионизм-постимпрессионизм, академизм, салонное искусство-символизм, обусловили подход к решению данной темы, а взаимодействие видов искусства - литературы, театра, музыки и изобразительного искусства - обогащало не только содержание, но и вызывало к жизни новые изобразительно-выразительные средства.
   Под влиянием различных общественно-культурных условий развивалось своеобразие трактовки мотива одиночества по регионам: Германия, Франция, Бельгия, Скандинавские страны, Италия, Испания.
   Мотив одиночества, как выражение процесса отчуждения личности может рассматриваться в русле актуальной проблемы соотношения образа человека и индивидуальности художника в искусстве. Обращение к теме одиночества побуждало художников к более глубокому проникновению во внутренний мир не только своих героев, но одновременно являлось своеобразным "опытом самопознания".
   Произведения, созданные художниками в русле рассматриваемого мотива, разнообразные по содержанию, манере исполнения, несущие в себе огромный эмоционально-выразительный заряд, являются значительной частью мирового художественного фонда.
  
  
   Ну и как же без списка литературы!
  
  
   Библиография
  
   Адмони.В.Творческий путь Генриха Ибсена. В кН.: Генрих Ибсен. Собр.соч., И., 1956, т.1.
  
   Алпатов М. Истолкование живописных произведений. Творчество, 1980, N10.
  
   Алпатов М.В. Камиль Коро. М. , 1984.
  
   Андреев Л.Г.Импрессионисты. М., 1980.
  
   Анисимов И. Ромен Роллан. В кн.: Ромен Роллан. Собр.соч., М., 1954, т.1.
  
   Антакольский П. Два века поэзии Франции. Переводы. М., Художественная литература, 1976.
  
   Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. Сб. М., 1977.
  
   Артамонов С.Л. Французская дитература 1871-01917. в Кн., зарубежная литература ХХ века. М., 1973.
  
   Артюр Рембо. В Зелёном кабаре. М., Эксмо, 2007.
  
   Балашов Н.И. Аполлинер и его место во франзуской поэзии. В кН.: Гийом Аполлинер. Стихи. М., 1967.
  
   Аполлинер. Стихи. Литературные памятники. М., Наука, 1967.
   Балашов Н. В кн.: Артюр Рембо. Стихи. Последние стихотворения.
  
   Балашов Н.И. Рембо и связь двух времён поэзии. В кн., Артюр Рембо. Стихи. М., 1982.
  
   Батракова С.П. Художник переходной эпохи. (Сезанн. Рильке).
   В сб.: Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М., 1984.
  
   Батракова С. Художник XX века и язык живописи.
   От Сезанна к Пикассо
  
   Безклубенко С.Л. Природа искусства. М., 1982.
  
   Безрукова М.. Эдвард Мунк. Художник, 1878, N11.
  
   Бельгийское искусство конца XIX-начала XX веков. От Манье до Пермеке. Каталог. М., 1956.
  
   Бореев Ю. Эстетика. М., 1981.
  
   Валлантен А. Пабло Пикассо. Феникс . 1998
  
  
   Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.
  
   Винсент Ван Гог. Письма к брату Тео. СПб., "Азбука-классика", 2010.
  
   Винсент Ван Гог. Письма к друзьям. СПб., "Азбука-классика", 2008.
  
  
   Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. В сб.: Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. М., 1972.
  
   Воркунова Н. Тулуз-Лотрек. М., 1972
  
   Воркунова Н.И. Портреты Вюйара (Со второй половины 1890-х годов) в Кн., Античность.Средние века.Новое время. М., 1977.
  
   Воркунова Н. Дега и Лотрек. В Сб., Импрессионисты. Их современники. Их соратники. М., 1976.
  
   Гвоздев А. А. Западно-европейский театр, Л. - М., 1939.
  
   Горький М. Поль Верлен и декаденты. Собр.соч., М., 1953, т.23.
  
   Государственный Эрмитаж. Западно европейская живопись. Альбом. I. М., 1957.
  
   Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись XIX-XX вв. Д., 1976.
  
   Государственный Эрмитаж. Отдел западноевропейского искусства. Каталог живописи. Л.-М., 1958.
  
   Графика Пикассо. М., 1967.
  
   Громов Е. Трагическое и героическое в жизни и искусстве. Искусство, 1981, N9.
  
   Дмитриева Н.А. Опыты самопознания. В кН.: Образ че
  
   Дмитриева Н.А. Пикассо. М., 1971.
  
   Днепров В. Пруст - художник. В кН., Марсель Пруст. Под сенью девушек в цвету. М., 1976.
  
   Долгов К. Память и забвение отчуждённого сознания. Иностранная литература, 1981, N6.
  
   Дондурей ЛюБю. К проблеме исследований функций искусства. В сб.: Советское искусствознание'79. М., 1980.
  
   Дынник В. Анатоль Франс. В кН., Анатоль Франс. Собр. Соч., М., 1958, т.1.
  
   Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX-XX вв. М., 1967.
  
   Живопись и графика Эварда Мунка. Каталог выставки. Л., 1982.
  
   Западноевропейская живопись в Музее изобразительного искусства Латвийской ССР. Рига, 1977.
  
   Западноевропейская живопись в музеях СССР. Л., 1967.
  
   Западноевропейская живопись в Эрмитаже. Л., 1978.
  
   Западноевропейская и американская живопись из Музеев США., Каталог. М., 1978.
  
   Западноевропейская живопись и скульптура. Под общ.ред. Виппера Б.Р. М., 1966.
  
   Западноевропейская поэзия ХХ века. Библиотека всемирной литературы. Серия третья. М., Высшая школа, 1980.
  
   Зингерман Б.И. Пикассо, Чаплин, Брехт, Хемингуэй. В сб.: Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М., 1984.
  
   Импрессионизм. Письма Художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Л., 1969.
  
   Импрессионисты. Их современники. Их соратники. Сб., статей. М., 1976.
  
   Ионкис Г. Английская поэзия 20 века. М., Высшая школа, 1980.
  
   История Красоты. Под ред. Умберто Эко. М.: Слово/Slovo. 2010.
  
   История Уродства.. Под ред. Умберто Экл. М.: Слово/Slovo. 2009.
  
   Каган М.С. Искусство в системе культуры. В сб., Советсткое искусствознание'78. М., 1979.
  
   Костеневич А.Г. Статья в кн., Пабло Пикассо. Каталог выставки. Л., 1982.
  
   Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1974.
  
   Левик В. Бодлер и импрессионизм. В сб.: Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. М., 1972.
  
   Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1976.
  
   Лерберг Ж.Ван. К выставке бельгийского искусства в Москве и Ленинграде. В кН.: Бельгийское искусство конца XIX-XX веков. М., !(%:.
  
   Либман М.Я. Социальные факторы в искусстве и их роль в методологии исследования. В сб.: Советское искусствознание'78. М., 1979.
  
   Литература ХХ века. Серия третья. Западноевропейская поэзия ХХ века. М., Худ.лит., 1977.
  
   Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980.
  
   Лотман, Ю.М. Об искусстве. СПб. Искусство. 2005.
  
   Лувр. Париж, Серия "Музеи Мира". М., 1970.
  
   Лукшин И. Социальное и индивидуальное в художественном сознании. Искусство,1981, N1.
  
   Лукшин И. Отчуждённый художник. Творчество. 1983, N1.
  
   Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1967.
   Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд., т.42.
  
   Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М., 1983.
  
   Моруа, Андре. Литературные портреты. М., 1970.
  
   Миллер, Генри. Время убийц. М., АСТ, 2009.
  
   Образ человека и индивидуальность художника в западноевропейском искусстве ХХ века. Сборник статей. Гл.репд. Зингерман Б.И. М., 1984.
  
   Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. М., 1979.
  
   Пабло Пикассо. Акробаты и клоуны. М., 1976.
  
   Пабло Пикассо. !**!-!*?N. К 100-летию со дня рождения. Каталог выставки. Л., 1982.
  
   Парсаданов Н. Модели творчества? Творчество, 1980, N1.
  
   Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973.
  
   Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1991.
  
   Перрюшо А. Тулуз-Лотрек. М., 1966.
  
   Петров Ю.В. Художественная жизнь обжества как объект социологии искусства. Л., 1980.
  
   Песис Б. Предисловие к кн.: Хартвиг Юлия. Аполлинер. М., 1971.
  
   Пикассо, Пабло. Сборник статей о творчестве. М., 1957.
  
   Попова Т. Д. Очерки о гомеопатии. К.: Наукова думка, 1988.
  
   Поэзия Франции. Век XIX.М., Худ.лит. 1985.
  
   Проклятые поэты. СПб., Азбука-классика, 2008.
  
   Прокофьев В.Н. Импрессионисты и старые мастера. В сб.: Импрессионисты. Их современники. Их соратники. М., 1976.
  
   Пузиков А. Ги де Мопассан (1850-1893). В кН.: Ги де Мопассан. Собр. Соч. М., 1977, т.1.
  
   Ревалд, Джон. История импрессионизма. М.-Л. 1959.
  
   Ревалд, Джон. Постимпрессионизм. М.-Л., 1962.
  
   Роллан, Ромен. Яд идеализма. Собр. соч., М., 1958. т.14.
  
   Роллан, Ромен. Милле. Собр.соч. М., 1958, т.14.
  
   Седова Т. Делу пролетариата преданный. Художник, 1964, N12.
  
   Сезанн, Поль. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.
  
   Смирнов Н.. Послесловия к кН.: Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973
  
   Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М., 1970.
  
   Стенерсен Рольф. Эдвард Мунк. М., 1972.
  
   О.Сугробова. Ст. в сб.: Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
  
   Федотова Е. Д. Джованни Больдини. М., 2002.
  
  
   Французская живопись в музеях СССР. М., 1962.
  
   Французская живопись второй половины XIX - начала XX века. М., 1971.
  
   Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. Сб, М., 1972.
  
   Французская живопись конца XIX - начала ХХ века в собрании Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. М., 1970.
  
   Хартвиг Юлия. Аполлинер. М., 1971.
  
   Чегодаев А.Д. Импрессионизм. М., 1971.
  
   Wilhelm Worringer: Abstraktion und EinfЭhlung (1907). MЭnchen [1976] 14. Auflage 1987
  
  
  
  
  
   http://lib.ru/INPROZ/ZOLYA/ladyluck.txt
  
   http://www.newpaintart.ru/artists/p/picasso_p/old_jew_and_a_boy.php
  
   http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+Paintings/28499/?lng=ru
  
   http://vangogh-art.ru/kartiny/natyurmorty/bashmaki-1887/
  
   http://vangogh-world.ru/vangogh-biography2.php
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"