Самоубийца - полностью разочаровавшийся в жизни молодой человек. На вид не больше двадцати пяти лет, хотя никто не знает, сколько ему на самом деле.
Фея - молодая девушка, которую все называют Феей за ее доброту и искреннюю любовь к жизни.
М. - молодой человек Феи. На вид лет тридцать.
Человек в форме N1.
Наряд милиции
Человек в форме N2.
Явление первое.
Сцену дугой пересекает мост - от одного конца в другой. У него деревянное основание и металлические перила. За мостом видны огни, смутные очертания далекого города. Под мостом - скрытое ширмой пространство. Ощущение - что под мостом темнота. Свет концентрируется на поверхности моста. Слышны звуки воды - словно неторопливо течет река.
В центре моста стоит, облокотившись о перила, Самоубийца. Как только зажигается свет, Самоубийца неторопливо достает сигарету, раскуривает, пускает дым кольцами и наблюдает, как они растворяются в темноте.
Самоубийца:
Банальная причина для самоубийства - измена. На самом деле, ничего проще, тривиальнее, абсурднее придумать нельзя. Изменяют же всем и всегда. Может быть, я, конечно, не прав, одерните меня, если что... Скажите, что ситуации разные бывают. Тут добавить нечего. Но вот случилось. Она изменила. И, опять же, банально. Ничего сверхъестественного. Никаких интриг, никаких встреч в кафе на краю города с любовником. Он просто сам пришел к нам домой.
Самоубийца тушит сигарету ботинком и спускается по ступенькам к основанию моста, там, где скрытое ширмой пространство.
Самоубийца:
Вот, посмотрите. Так все и было. Да-да, именно так.
Раздвигает ширму. За ширмой оказывается небольшая спальная комната. В центре стоит кровать, рядом - тумбочка со светильником. На кровати сидят в застывших позах девушка и парень. Они обнажены, прикрыты одеялом, видны голые плечи. У обоих на лицах удивление и стыд. Они словно манекены, только живые глаза следят за рассказчиком. Самоубийца ходит вокруг них, жестикулирует и рассказывает.
Самоубийца:
Конечно, я сначала в спальню не зашел. Я стоял там, в коридоре, снял пальто, шарф, шапку, разулся. Положил сумку на тумбочку. И только потом заметил его тапки. Тапки, понимаете? Он же сосед, ему не надо одеваться, чтобы прийти сюда. Верх цинизма, знаете ли. Никогда в жизни с таким не сталкивался. И, наверное, не столкнусь. Времени не будет больше, чтобы столкнуться.
Задергивает занавес ширмы, закуривает сигарету, разглядывая зал. Неторопливо поднимается на мост, встает, облокотившись о перила.
Самоубийца:
Наверное, настоящая любовь все-таки существует. Наверное. Где-то в пространстве, где-то далеко-далеко. Все верно. И ведь находятся же счастливчики, которым достается эта самая настоящая любовь. Может быть их даже много. Миллионы. Где-то там. Но не здесь.
Явление второе.
Самоубийца выбрасывает сигарету. Перебрасывает одну ногу через перила. В этот момент из темноты на мосту появляется Фея.
Фея (кричит): Стойте! Нет! Не надо!
Самоубийца (останавливаясь, лениво поворачивает голову): С чего бы это?
Фея: Вы же хотите спрыгнуть?
Самоубийца: Логично.
Фея: Тогда не смейте! Не думайте этого делать! Остановитесь сейчас же!
Самоубийца (в сторону): От таких воплей голова разболеться может! (Фее): А есть причины останавливаться? Назовите хотя бы одну и я, может быть, подумаю.
Фея: Нельзя же так! Бог не для того дал вам жизнь, чтобы вы ее обрывали!
Самоубийца: О! Я ехал сорок минут на маршрутке, а потом еще полчаса шел пешком через тот проклятый парк, под дождем и ветром, чтобы здесь, на мосту, встретить набожную фанатичку! Надо было выпить яду и никуда не ехать...
Фея: Я имела в виду, что убивать себя - это глупо! Жизнь не для того дана! Жизнью следует наслаждаться! Нужно ее ценить, заботиться, думать!
Самоубийца: Ну, да. Думать. Горе, как говориться, от ума. И откуда вы здесь такая умная взялась?
Фея: Я жду своего молодого человека.
Самоубийца: В таком случае, заранее извиняюсь, что нарушу ваше свидание своим самоубийством. (Садится на перила, свесив ноги вниз). Конечно, вы можете тут поворковать немного, поцеловаться, пообниматься, там, или еще что, а потом уже вызвать милицию. Я не против, я-то буду мертв. А вы насладитесь друг другом сколько вам будет угодно. Хотя нет, не пойдет. А вдруг я не успею умереть до того, как приедет скорая и милиция? Уважаемая, давайте договоримся так - я прыгаю, а вы никому ни о чем не говорите, всем хорошо, все рады-радехоньки. И ваш милый ничего не узнает, и я спокойно встречусь с вашим богом. Да и вам, милая моя, никаких проблем. Договорились?
Фея: Нет, не договорились.
Самоубийца: С чего бы это?
Фея: Я не желаю быть свидетельницей того, как вы спрыгнете с моста!
Самоубийца: Боже мой, так отвернитесь! Я же не собираюсь вопить тут на всю округу. Я тихо прыгну, обещаю.
Фея: Да я вообще не хочу, чтобы вы прыгали! Что это такое? Кончать жизнь самоубийством - это низко и глупо!
Самоубийца (в сторону): И сейчас скажет: "это удел слабых людей".
Фея: Это удел слабых людей.
Самоубийца: Милая моя, вы перечитали Мураками! Если бы вы тут не болтали, не распинались передо мной, нисколечко меня, между прочим, не зная, то все было бы уже давно кончено. Думаете, мне доставляет радость сидеть задницей на этих холодных перилах и мерзнуть? Вы можете понять, что ваши эти громогласные речи не более чем сотрясание воздуха? Вы же не добрая волшебница и даже не хороший дорогой психиатр, чтобы меня переубедить!
Фея: Ну, многие называют меня феей.
Самоубийца: Ага. А я внешне похож на Джона Леннона. Девушка, отвернитесь. У меня дрожь по всему телу, спазмы в горле и вообще... дайте умереть, в конце концов. Это право каждого свободного человека! Черт возьми, подохнуть не дают спокойно! Надо было все-таки выпить яда!
Фея: Не отвернусь, не надейтесь! А если спрыгните, я тотчас вызову милицию и скорую помощь, и они приедут и вас спасут.
Самоубийца: Вы не фея, вы - ведьма! Так издеваться над несчастным, смертельно уставшим человеком! И что вас сюда занесло? Где молодой человек, который бы увел вас отсюда, с моих глаз долой?
Фея: Он скоро придет.
Самоубийца: Опаздывает. Плохой показатель для мужчины. Хотя, знаете, если бы я опоздал сегодня утром... ну, хотя бы на час... наверное, жизнь сложилась бы о другому...
Фея: Он не опаздывает. Это я пришла пораньше. Не могла усидеть на месте.
Самоубийца (хмыкает): Первое свидание? Занятная вещь. Огромные надежды, музыка какая-то в груди, легкость в сердце... и все еще впереди, там, за горизонтом. Какие-то мысли радостные, кончики пальцев дрожат...
Фея: Да... и места себе не находишь. На месте не сидится, вся работа из рук валится. Смотришь на часы, а там минутная стрелка медленно-медленно движется, словно не хочет, чтобы время пришло.
Самоубийца: И время проклинаешь за то, что оно так неторопливо, смотрит на тебя свысока, и нет ему никакого дела до тревог, переживания, забот... Вы дьявол, а не фея. Нельзя же так! Я умереть хочу! Дайте мне умереть!
Фея: Вы хотите испортить мое первое свидание! Вы злой человек!
Самоубийца: Я предлагал вам альтернативу! Что же вы не соглашаетесь? Мало ли в городе мостов, где можно приятно провести время с молодым человеком?.. Ну вот, у меня из-за вас какие-то странные чувства в груди возникли... Может, камень к шее привязать, чтобы наверняка, а?
Фея: А ваше первое свидание... каким оно было?
Самоубийца: Интересным.
Фея: А расскажите, пожалуйста. Ведь, знаете, я очень сильно волнуюсь... это мое первое свидание вообще, в жизни. Я ужасная трусиха. Я думала посидеть здесь на мосту, собраться с мыслями, чтобы не струсить, когда он придет. Чтобы подобрать заранее слова, которые нужно говорить, чтобы... ну, вы наверняка понимаете...
Самоубийца долго смотрит на Фею, потом вздыхает и спускается с перил на мост.
Самоубийца: Подобрать слова... что за наивные фразы. Дорогуша, да вы когда-нибудь слышали, хоть краем уха, чтобы кто-нибудь когда-нибудь заранее подбирал слова для общения. Это же любовь! Это вам не экзамен по русскому в университете. Какие слова? Да черт его знает, какие. Какие в голову лезут!
Самоубийца стремительно спускается с моста вниз. Подбегает к ширме, распахивает занавес. За ширмой: сад, уходящий вдаль. Кажется, растет виноград. Здесь стоит беседка и белая лавочка, на которой сидит молодая девушка и грызет яблоко.
Самоубийца: Я пришел заранее, на несколько минут раньше нее. И, удивительное дело, я знал, что буду там раньше. Знаете, такое предчувствие, оно у всех бывает. Вот просто так, щелкаешь пальцами, и понимаешь, что ты ЗНАЕШЬ. В голове ясность, знание, уверенность. Эх, если бы так всегда было, если бы знать, где соломку подстелить, когда делаешь шаг в пропасть... Я стоял вон за той беседкой. Видите, моя тень? А она пришла, села на лавочку, достала яблоко и стала грызть. Она у меня обожает яблоки. Большие сочные яблоки. Потом вышел я. Я сказал: "Привет". Она ответила: "Привет, если не шутишь". И улыбнулась. Улыбнулась широко, искренне. Она действительно была рада меня видеть. Как и я ее. Понимаете, это и был взрыв эмоций! Боль в груди! Яркие вспышки света перед глазами! Какие слова? О чем вы? Я стоял, засунув руки в карманы, не знал, что сказать, что предложить. У меня в кулаке, вот здесь, в левом кулаке, были зажаты билеты в кино. Я три часа стоял за ними в очереди. А руки вспотели, и билеты - ну это же бумажки старые, из какой-то туалетной бумаги - они могли размокнуть и пропасть. Но я в тот момент не думал об этом. Я вообще не знал, что сказать. И я сказал: "Как дела? Как настроение? Очень здорово, что ты пришла. Я, честно сказать, и не надеялся". А она засмеялась так звонко, откусила яблоко и сказала: "Чего же не надеялся, если сам пригласил?" "Ну, не знаю, - говорю, - всякое бывает". А она: "Я же не всякое". И засмеялась... А дальше я и не помню уже. Что-то еще говорили. Много всякого интересного. Она меня угостила еще одним яблоком...
Фея: А в кино пошли?
Самоубийца: Пошли. Только на другое, и не в тот день. Тогда мы просто болтали ни о чем до самого заката. Болтали и болтали. А еще я смотрел на нее и не мог насмотреться. Такое бывает, когда любишь...
Самоубийца задергивает ширму и устало, понуро, опустив голову, возвращается на мост. Садится на перила, свесив ноги.
Самоубийца: А потом, наверное, любовь проходит... Лучше всего, когда она проходит у обоих одновременно. Знаете, люди перестают любить друг друга, начинают жить какой-то своей, внутренней жизнью. У них появляются разные развлечения, заботы, другие люди вокруг. А потом они расходятся. Тихо и незаметно. Или продолжают жить, не любя... Вам не понять, вы слишком молоды. Может быть, у вас была влюбленность, или даже первая глубокая любовь, но вот эту... эту преграду в жизни вы еще наверняка не преодолели. Это удел более старых людей...
Фея: Но вы не такой старый.
Самоубийца (делано) Ах что вы, что вы... И зачем мы вообще об этом заговорили? Ну, вот. Теперь мне придется прыгать у вас на глазах...
Фея: Не смейте!
Самоубийца: Знаете, я стал таким циником, что мне уже абсолютно все равно, что будет с вашей психикой и с вашим свиданием. Можете отвернуться.
Фея: Я закричу!
Самоубийца: Господи. Кричите.
Фея кричит, но как-то неуверенно и несерьезно. Самоубийца встает на перила и балансирует, широко размахивая руками.
Самоубийца: О, какой драматизм ситуации! Отвернитесь, черт возьми!
Явление третье.
В этот самый момент из темноты выскакивает М.. На вид ему около тридцати. Он одет в черный костюм, под которым белая рубашка и галстук. М. стремительно оценивает ситуацию, подбегает, хватает Самоубийцу за пояс и стягивает с перил. Вдвоем они падают на мост. Фея визжит. Самоубийца громко смеется. Потом поднимается, отряхивая с колен пыль. Следом поднимается и молодой человек.
Самоубийца: Какой же вы, черт возьми, ловкий и пунктуальный! Не могли опоздать хотя бы на минуту?
М.: О чем это вы?
Самоубийца: Вы же парень этой молодой девушки, если я не ошибаюсь?
М. (Фее): Я ничего не понимаю. Что происходит? Кто он такой, скажи мне? Он к тебе приставал?
Самоубийца: В таком случае, у меня весьма странная манера приставания.
Фея (М.): Он самоубийца.
М.: Кто??
Фея: Он был здесь, когда я пришла. Хотел спрыгнуть с моста.
М.: Это же самоубийство!
Самоубийца (в сторону): О, как мы оригинальны.
М.: Советую выбирать слова, уважаемый!
Самоубийца: В данной ситуации я выбираю именно те слова, которые считаю нужными произносить. Вы и так отняли у меня слишком много времени. Из-за вас я прожил на этом свете лишние полчаса и не собираюсь жить еще. У вас, кажется, свидание? Вот и отлично. Советую вам, молодой человек, подарить даме цветы, а вам, дама, чмокнуть его в щечку или куда там еще вы хотите... и сделайте это, пожалуйста, не на мосту. Избавьте меня от мучений, а?
М.: Вы сумасшедший.
Самоубийца: Поправка. Я самоубийца.
Фея (М.): Он не ведает, что говорит. Он хочет спрыгнуть с моста! Останови его!
М.: Уже остановил. (уходит за сцену, и возвращается с помятым букетом цветов, протягивает Фее). Это тебе. Извини, я их уронил.
Фея: О, как мило!
Самоубийца: Я же просил делать подобные вещи где-нибудь в другом месте.
М.: Объясните мне, что происходит! (Самоубийце) Вы. Зачем вам это надо? Жить надоело?
Самоубийца: В точку.
М.: Я хотел сказать, неужели у вас нет смысла в жизни?
Самоубийца: Неа. Даже больше скажу. У меня нет смысла в смерти. Мне некуда бежать. Моя жизнь такая же пустая и бессмысленная, как и смерть. Я посередине пустоты и бессмысленности. В холодном вязком тумане. Боюсь, что если мне повезет и я, наконец, умру, я не увижу после смерти ничего нового. Но там хотя бы не будет ее.
Фея (М.): Его бросила девушка.
Самоубийца: Не бросила. Изменила. Это гораздо хуже, на мой взгляд. Изменила и разлюбила. Любовь прошла, как говориться, завяли помидоры... Может быть, вы все-таки уйдете?
М.(Фее): Дорогая, я останусь здесь и постараюсь его задержать, а ты, пожалуйста, сбегай за милицией.
Самоубийца: А вы видите в этом смысл?
М.: Да, мы спасем вашу жизнь.
Самоубийца: Вы спасете вот это. (показывает на свое лицо). Мою кожу, мои глаза, мой нос с горбинкой, мои черные волосы и мой небритый подбородок. Еще спасете мои руки, мои ноги, мой живот и даже мой пенис - пардон, мадам. Вы спасете эту одежду. Пусть она не новая, но в отличном состоянии... Но вы душу не спасете. И разум мой не спасете тоже. (пауза) Мне удалось вас переубедить?
М.: Нет.
Самоубийца: Я так и подумал. В ваших глазах слишком много благородства. (Фее) Он хороший человек, я готов вас поздравить. Цените это.
М. (Фее): Не стой, сбегай, позови кого-нибудь. А я постараюсь его задержать.
Явление четвертое.
Фея убегает.
Самоубийца и М. некоторое время молча смотрят друг на друга.
Самоубийца: Я бы, конечно, мог извиниться за то, что испортил вам свидание. Но я такой циничный сукин сын, что, наверное, не буду этого делать. Сами виноваты.
М.: Чего ты хочешь добиться?
Самоубийца: Черт возьми, догадайся!
М.: Нет, нет, нет. Я не о том. Должна же быть какая-то мотивация... Причина... Я пришел сюда пять минут назад, вижу этот кавардак и совершенно ничего не могу понять.
Самоубийца: И не надо. Я не прошу.
М.: Не двигайся.
Самоубийца: Иначе ты попытаешься меня задержать? Ха. Объясни сначала свои поступки, уважаемый, а потом лезь к другим с расспросами.
М.: А что в моих поступках? Ты считаешь, что желание спасти кому-то жизнь - это плохой поступок?
Самоубийца: Спасти жизнь МНЕ - вот плохой поступок. Я тебя не упрекаю и не пытаюсь читать тебе мораль. (в сторону) Боже, с женщинами разговаривать намного легче.
М.: Что вы сказали?
Самоубийца: Неважно... И как ты собираешься меня задерживать?
М. (растерянно): Не знаю...
Самоубийца: Можно схватить меня за руку, когда я постараюсь перелезть через эти перила. А можно постараться обхватить за пояс и оттащить, как ты уже один раз проделал. В другой ситуации... (вскакивает на парапет. М. едва поспевает подбежать). В другой ситуации у тебя не было бы ни единого шанса меня как-то удержать. Видишь, если в следующую секунду я бы спрыгнул, то поделать уже ничего не возможно.
М.: И почему же ты не прыгнул?
Самоубийца: Пока не знаю. Какой-то психологический барьер в голове. Вот тут (стучит по виску). Наверное, твоя возлюбленная виновата... И ты тоже, самую малость. Как-то, не прыгается, когда вы на меня смотрите.
М.: Сейчас она приведет милиционеров, и все закончится.
Самоубийца: Не приведет. Она слишком напугана, чтобы мыслить рационально. Наверняка побежит в какую-нибудь кафешку и начнет звонить 02, хотя тут поблизости есть милицейский участок. Но она его на найдет, потому что не знает, где он расположен.
М.: Бред.
Самоубийца: Согласен. Зато эффективно. Я вообще люблю эффектные вещи.
М.: А вы кем работаете?
Самоубийца: Я? (в задумчивости прохаживается по парапету, потом садиться, свесив ноги). Я фантазер. Сказочник. Занимаюсь постановкой детских спектаклей. Почти что режиссер.
М.: В каком театре работаете?
Самоубийца: Там, на Ященском перекрестке. Такое двухэтажное здание из бетона с зелеными рамами и кривыми металлическими ступеньками. Зимой всегда стоит нелегкий выбор - или сломать себе шею, добираясь до двери, или прогулять работу. Черт возьми, я почти всегда рисковал сломать себе шею...
М.: Я бывал там несколько раз.
Самоубийца: Неужели?
М.: Да. У меня есть дочка... от первого брака... мы ходили на "Винни-Пуха" и "Сказочный ветер".
Самоубийца: "Сказочный ветер" - это моя постановка. Если там играл Вова, такой лопоухий в очках, то значит точно моя... Просто в один период спектакль ставил другой человек, Вова у него не играл, какого-то другого мальчонку нашли.
М.: Лопоухий, в очках! Да. Он еще картавил немного.
Самоубийца: Плохо выговаривал "р", но очень старался.
М.: Вы неплохой режиссер. Нет, честно, без всяких условностей. Вообще, не в моих принципах хвалить людей просто так. Те, кто меня знают - поймут. Мне понравился ваш спектакль. А сценарий? Тоже ваш?
Самоубийца: Мой.
М.: Тогда вы еще и хороший сценарист.
Самоубийца: Это не самый лучший мой сценарий. Он детский... понимаете... для самовыражения, наверное, этого недостаточно. Он мне не очень нравится. Я больше люблю свои "взрослые" вещи. У меня есть драма, называется "Костер". Про человека, который в один момент потерял все, что у него было. И дом, и работу, и семью. И остался совсем один... Как я сейчас... Или еще есть пьеса для театра, для драматического, я ее назвал "День ветра". Об одной девушке...
М.: Могу я вам возразить?
Самоубийца: Да, конечно...
М.: Вот вы говорите, что для детей писать как-то, на ваш взгляд, не престижно.
Самоубийца: Для самовыражения...
М.: Ну, да. А ведь я с вами не согласен. У меня ребенок от первого брака. Девочка. Я с ней провожу очень много времени. И скажу вам, что придумать какую-нибудь историю, которая бы ее заинтересовала - а я имею в виду, чтобы действительно заинтересовала, а не просто так на пять минут - очень сложно. Это же дети. Приковать их внимание очень сложно. А тем более увлечь. Вашим спектаклем моя дочь увлеклась. Она сидела и смотрела. Я повторюсь, что вы хороший сценарист и постановщик, и не надо говорить о том, что детский жанр - это не престижно для самовыражения. Если вы научились увлекать за собой детей, то вы научились увлекать кого угодно. Потому что каждый из нас когда-то был ребенком. И вы, и я, и моя Фея...
Самоубийца (молча слушая, спрыгивает с парапета. Задумчиво бродит по мосту, засунув руки в карманы): Сигарета будет у тебя?
М.: Да-да, конечно.
Самоубийца: Спички или зажигалка?
Закуривает. Помолчав, начинает медленно говорить.
Самоубийца: А знаешь, чем сказки, которые придумали взрослые, отличаются от сказок, которые придумали дети? Это же разные миры, разные вселенные. Вот ты говоришь, что все мы были детьми. Но ведь это ничего не значит. Когда мы были детьми, мы будто жили на другой планете. Вот смотри.
Спускается с моста и одергивает занавес ширмы. За ширмой силуэт далекого дворца. На переднем плане стоит карета, возле кареты стоят придворные. Перед придворными принц с серебряной туфелькой в руке. С другой стороны стоит очередь разнообразных девиц. В конце очереди - Золушка в оборванном платье, перепачканная, трет руки о подол. На стуле перед принцем сидит одна из девиц. Как только ширма открывается, все приходит в движение. Принц неторопливо меряет туфельку. Туфелька не налезает.
Самоубийца: Как-то раз ко мне в гости приезжала племянница. Ей тогда было всего четыре года, но она уже была жутчайше сообразительным ребенком. Умела рисовать на обоях, ломать магнитофон и выдергивать кассеты таким образом, что пленку уже было не спасти. В общем, как любой нормальный ребенок. И один раз она принесла мне своих кукол и предложила поиграть в "Золушку". Ты же знаешь, о чем сказка, верно? Не буду тебе ее пересказывать. Перейду к сути. Мы играли по мотивам. Я руководил злой мачехой, ее дочками и принцем, а племянница всем остальным. У нас происходила и подготовка к балу, и появление доброй феи, и карета из тыквы, и часы, которые в полночь должны были нарушить идеальный ход событий, а потом у нас было горькое разочарование, потерянная туфелька, и под конец, как положено, вот эта самая сцена. Принц объявил, что будет мерить туфельку на всех женщинах королевства, и та, которой она подойдет, станет его женой. А теперь знакомься (указывает на девушку в конце очереди). Это Золушка. А та особа, что перед ней, злая мачеха. А перед ней две дочери. Всем же хочется замуж за принца! И вот тут самое интересное.
Самоубийца отходит в сторону. Принц меряет туфельку на дочерях. Ни одной не подходит, они обижаются, в слезах исчезают за ширмой. Затем приходит черед мачехи. И вдруг ей туфелька подходит. Принц целует ее руку, берет за талию и помогает сесть в карету. Одинокая Золушка в растерянности теребит грязный подол платья.
Самоубийца: Такой неожиданный финт провернула моя племянница. Я был поражен. Я спросил: "А как же Золушка? А как же счастливый конец?". И племянница ответила просто и лаконично: "Ну, пускай будет счастлива мачеха. А Золушка молодая, еще себе найдет". Вот так вот. Суровая правда жизни. А я пишу сценарии для детских сказок, где все всегда хорошо. Я на другой планете. На другом полюсе. Я антипод всем тем детям, которые приходят на мои спектакли. Потому что я взрослый. И я хочу, чтобы в сказке все закончилось хорошо. И добрая девушка нашла своего принца, и красавица влюбилась бы в чудовище, и прекрасная незнакомка увидела бы на горизонте Алые Паруса. Дети представляют нашу взрослую жизнь сказкой. А мы выдаем сказки за нашу жизнь.
Явление пятое.
Из темноты появляются два милиционера (N1 и N2) в сопровождении Феи. Милиционеры выглядят уставшими, не выспавшимися и вообще полностью разочаровавшимися в жизни. Увидев их, Самоубийца садиться на перила, свесив ноги с моста.
Самоубийца: О-го-го! Что-то много народу собралось сегодня в эту прекрасную ночь на мосту! Не иначе зрелище какое намечается!
Фея (милиционерам): Вот он! Это он! Сделайте что-нибудь! Не дайте ему спрыгнуть.
N 1: Отойдите в сторону, сейчас мы все устроим.
М. подходит к Фее, берет ее за руку и они отходят в угол сцены. Свет прожекторов концентрируется на милиционерах и самоубийце. Один из милиционеров достает фотоаппарат. Второй закуривает.
N2: Ну, давай, прыгай.
N1: Стой, стой, подожди минутку. Блин, батарейка! Секундочку, у меня где-то была в кармане еще одна...
N2: Погоди, не прыгай. Сигарету хочешь?
Самоубийца (заинтересованно): Спасибо, только что...
N2: Боишься угробить здоровье? Брось, тебе же тут пара минут осталась. Я бы на твоем месте сейчас целую пачку выкурил. Тем более на халяву. А? Сигаретку?
Самоубийца: Где она вас откопала?
N2: В участке. Сейчас половина двенадцатого. Сержант принес отличный фильм со Сталлоне, мы как раз собирались с ним раскушать по бутылочке пива, креветок купили и все такое... а тут прибегает барышня и говорит, что ты собрался прыгать с моста. Непорядок.
N1: Не даешь честным людям спокойно провести дежурство.
N2: И креветки недоварились из-за тебя. Так что давай, прыгай быстрее.
Самоубийца: Вы хотите, чтобы я спрыгнул?
N2: Мороки меньше, сам знаешь. Сержант тебя сфотографирует, доставим в участок, сдадим судмедэксперту в морг, а там пускай сами разбираются.
N1: Мы люди маленькие, наше дело дежурить, а не самоубийц спасать.
N2: А еще я не люблю теплое пиво. Знаешь, я передумал на счет сигареты. Прыгай так. Время зря не трать.
Фея: Подождите! Вы о чем сейчас говорите?
N2: О самоубийстве.
N1: Его самоубийстве.
N2: Какой-то молодой человек спрыгнул с моста. Мы его выловили, сфотографировали, отправили в морг...
Фея: Но ведь он же еще живой! И вы должны его спасти!
N2: В том-то и проблема, что он живой. Я забыл убрать креветки со стола, а у нас в дежурке котяра водится. Такой большой, жирный, рыжий, похож на мою тетку. Сожрет же, сука. Ему наплевать, сырые они или нет.
Фея: Не дайте ему спрыгнуть!
М.: В конце концов, вы же милиция!
N2: Я знаю, кто я. А вот на счет тебя не уверен. И вообще, что вы тут делали втроем?
М.: Я и моя девушка пришли сюда на свидание. А этот... молодой человек уже здесь был.
N2: Гм. Занятно. Свидание на мосту за городом ночью. (номеру 1) Смешно. Да?
N1: Смешно.
N2 (Фее): Наркотики, контрабанда, проституция?
Фея: Что??
N2: Вот и не мешайте следствию. Я бы на вашем сомнительном месте стоял и помалкивал, пока мы тут фотографируем труп.
М.: Да как вы смеете!!
N2: Нет, как ты смеешь, мать твою, перечить представителю закона? Хочешь пройти с нами в отделение? Я устрою. У меня до следующего вечера дежурство. И есть две отличных камеры с видом на мусорку. Вид просто обалденный. А запах! Какой там чудесный запах! И если не заткнетесь оба, то я вам такую дивную экскурсию устрою, что закачаетесь.
Фея (растерянно): Но вы же должны были помочь...
N2: Девочка, мы милиция, а не спасатели. Помогать - это не наша работа. (поворачивается к самоубийце) Прыгай, давай, мать твою.
Самоубийца: Я уж думал, обо мне позабыли. Вы так мило общались. Может, продолжите?
N2: Язвишь?
Самоубийца: Язвлю. Не люблю, когда в моем присутствии плохо общаются с девушками.
N2 (смеется): Видали, да? Сколько лет живу, первый раз вижу разговаривающие трупы! Тебе ли указывать, как и с кем мне общаться? Ты зачем сюда пришел? С моста прыгать? Вот и прыгай, мать твою. Хочешь сдохнуть - сдохни. И не мешай другим людям жить!
Самоубийца (холодно): Я и не собираюсь мешать. Просто, наверное, у нас с тобой разные взгляды на глагол "жить".
N2: А у нас с тобой нет разных взглядов на глагол "умереть"? А то вот сейчас смотрю на тебя и думаю об этом. Болтлив ты очень, понимаешь?
N1: Столкнем его, а?
Фея: Нет!
Бросается ко второму. Тот отталкивает ее. Выхватывает из кобуры пистолет и наводит на М., который решительно двигался в его сторону.
N2: Не советую, господа! Я бы вообще на вашем месте убрался отсюда. Вы нормальные люди, я вижу, но перегибаете палку. Этот парень с жалкой душонкой самоубийцы вам не нужен. И его жизнь вам тоже не нужна. Тем более, вам не нужно, чтобы ваши жизни портились из-за него. Идите, найдите себе другое место для свидания и не мешайте нам. Хорошо?
Фея: Но вы поступаете неправильно! Так нельзя! Нельзя убить человека!
N1: Простите, он сам хочет умереть.
N2: Точно сержант. Он сам хочет умереть. Если бы не вы, дорогая, он бы уже давно спрыгнул и избавил бы многих людей от проблем. В частности, нас. Нет, конечно, наш жирных котяра наверняка останется доволен столь удачной находке на столе, но я как-то не разделяю его радости.
Фея: Вы не понимаете! Я не хочу, чтобы этот человек умирал! Он не может умереть!
N2: Почему? Вы его знаете?
Фея: Нет, но...
М.: Он режиссер. Очень популярный режиссер в театре. Ставит спектакли для детей.
N2: О, да. Я вас понял. Травма для тысяч детей - узнать, что их любимый режиссер спрыгнул с моста... Да, плевать мне на все это! Он хочет спрыгнуть - пусть прыгает. Его дело. Раз уж он решил таким образом кому-то что-то доказать, пусть прыгает. Зачем создавать из этого целую трагедию и отнимать у честных людей их время? Терпеть не могу тратить свое время!
Фея: Да не во времени дело! В жизни! В его жизни! Пусть она никчемная, как вы говорите, пусть она трагическая, плохая, низкая... но это же жизнь! И если он лишится жизни, то все, все! Для него ее уже больше не будет! Он не сможет вернуть себе жизнь! Не сможет продолжить! Не сможет начать жить заново!
N1: Шеф, есть предложение. Давай, скинем с моста всех троих!
Оба смеются.
N2: Хорошее предложение. Дельное. Только мороки потом много. Давай уж этих гони отсюда к чертовой матери, а я разберусь с самоубийцей.
Фея: Вы не можете так поступить! Я буду на вас жаловаться!
N2: А ты попробуй. Знаешь, сколько я таких перевидал, жалобщиков?!