Два события, относящиеся к евангелическим рассказам об Иисусе Христе интересны с астрономической точки зрения.Первое - это появление Вифлеемской звезды , приведшей волхвов к яслям, где лежал новорожденный младенец Иисус и внезапное потемнение неба среди дня, наступившее в Иерусалиме во время казни Иисуса Христа. Вифлеемской звезде посвящена обширная литература. Не так давно бывший сотрудник Рутгеровского университета в США, астроном Майкл Мольнар заявил, что ему удалось отыскать дополнительные сведения о библейской Звезде Вифлеема в труде обращенного в христианство астролога Константина Великого Фирмикуса Матерниуса, написанного в 334 году н.э. Сопоставив эти данные с исследованием изображения звездного неба на римской монете того же периода, найденной при археологических раскопках в Сирии, Мольнар попытался составить компьютерную модель изображения, однако столкнулся с недостатком исторически достоверных данных. На монете были помещены стилистические знаки созвездий, и в частности - Овна, который был специфическим знаком для иудеев, связывающим этот знак со спасителями Иудейского царства. После того, как он обнаружил книгу Матерниуса, все стало на свои места: в этой книге четко описывалось некое астрологическое событие, а именно - прохождение одной из лун Юпитера по эллиптической дуге через созвездие Овна. В астрологической практике это событие несло вполне определенное значение: рождение божественного царя. Матерниус, правда, ни разу не упоминает имени Христа. Однако Мольнар полагает, что это связано с его обращением в христианство, в соответствии с нормами которого событиями на Земле управляет Бог, а не звезды. И астрология не пользовалась должным вниманием ни у первых христиан, ни у их последователей в более поздние века.Существует и много других версий Звезды Вифлеема, но мы привели самую свежую.
Второе событие - потемнение неба во время казни Иисуса Христа практически не исследовано, хотя предположения о том, что это могло быть либо лунное, либо солнечное затмение рассматривались. Оба эти события не выдерживают критического рассмотрения, как это будет показано ниже, поэтому мы предлагаем гипотезу, которая может наиболее адекватно описать происходившие события.
Обратимся вначале к Евангелиям и к личностям евангелистов, как свидетелям событий. Существуют четыре Евангелия, "Святые благовествования" - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.В трех из них, от Матфея, Марка и Луки, в главе, в которой описывается казнь Иисуса Христа, приводятся следующие слова: в Евангелии от Матфея -"45. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;51.И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу:и земля потряслась: и камни расселись:54. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшие, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий" (гл.27).
Среди канонических Евангелий в настоящее время общепринятым является признание Евангелия Марка древнейшим.
Марк пишет скупо: " 33. В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. 38. И завеса в храме разодралась на-двое, сверху до низу". (гл.15).
Лука описывает это событие так: "44. Было около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого. 45. И померкло солнце, и завеса в храме раздралаь посередине". (гл.23).
Попробуем определить, насколько достоверны сведения евангелистов, исходя из характеристик их личностей.
Известный церковный писатель второй половины III и первой половины IV века Евсевий, собиратель разнообразных материалов о первых веках христианства и автор "Церковной истории", сохранил древнейшее свидетельство о Евангелии Матфея. Оно принадлежит епископу Фригии Папию и восходит к первой половине II века н.э. "Матфей, - говорится там, записал изречения господни на еврейском языке, а переводил их кто как мог".
Евангелист Марк, по свидетельству того же епископа Папия, был переводчиком апостола Петра, и сопровождал его, тщательно записывая все, что тот говорил в своих проповедях. Существует версия среди исследователей христианства, что Марк, будучи совсем молодым, был свидетелем событий, происходивших в Иерусалиме. Более того, Тайная вечеря происходила в доме, принадлежавшем родителям евангелиста Марка. Это здание с куполом на плоской крыше изображено в мозаике VII века (панорама Иерусалима), найденной в развалинах города Маддаба. А указывают на него рукописи четвертого века. Гефсиманский сад, скорее всего, также принадлежал родителям Марка. "Все свершившееся в Гефсиманском саду происходило на глазах одного свидетеля, какого-то совсем молодого человека, который, вероятно, проводил ночь в соседнем здании для выжимания маслин. Заслышав шум, он приблизился, закутавшись в одеяло. Когда же слуги синедриона стали удаляться, он пошел за ними следом. Это вызвало подозрение и его схватили. Но он вырвался, оставив в руках стражи легкое покрывало и убежал, совсем нагой" (Марк.14.51,52).Исследователи часто задавали себе вопрос, какое значение имеет эта обособленная заметка не имеющая никакой связи с логикой всего предыдущего повествования. Догадка пришла из сопоставления нескольких фактов из биографии евангелиста Марка. Скорее всего в Евангелие от Марка этот эпизод был внесен самим Марком, который и был тем молодым человеком, юношей или почти мальчиком, который в этот трагический день ночевал в доме его родителей в Гефсиманском саду.
Итак, можно считать свидетельства евангелиста Марка, находившегося в день казни в Иерусалиме, правдивыми.
Тот же Евсевий автором третьего Евангелия называет Луку. О нем говорится, что он родом из Антиохии, по профессии врач, общался с апостолом Павлом и другими апостолами и написал Евангелие уже со слов тех, кто был непосредственным участником событий. Сам он их участником, по-видимому, не был, а был современником происходивших событий. Таким образом можно считать, что описаний обстоятельств, происходивших в день казни, то есть внезапное потемнение неба, землетрясение и так далее, описаны в Евангелиях достаточно достоверно.
По свидетельству раннехристианских писателей, Евангелие Иоанна написано позже остальных трех. Евсевий в своей "Церковной истории" называет его "последним из евангелистов".
Интересно отметить, что в Евангелии от Иоанна не приводится описание ни потемнения неба, ни землетрясения. В то же время считается, что из четырех евангелистов на месте казни, на Голгофе, присутствовал только Иоанн, а другие евангелисты, Матфей и Марк, в это время находились в Иерусалиме, то есть в черте города. Отсутствие в Евангелии отИоанна описания потемнения сводится к двум предположениям:либо казнь произвела на Иоанна такое сильное эмоциональное впечатление, что он не обратил внимания на происходящие в природе перемены, что маловероячтно, либо что на месте казни, на Голгофе, то есть несколько западнее Иерусалима и на некотором возвышении над городом тьма не была такой насыщенной, как в самом городе.
В обширном сочинении настоятеля Кентерберийского собора Ф.Фаррара "Жизнь Иисуса Христа" соответствующее место из Евангелий приводится следующим образом: "Был уже полдень и в святом городе солнце должно бы освещать страшное зрелище палящими лучами нашего лета, но вместо этого небо было мрачно и полуденное солнце в этот великий и страшный день Господень "обратилось в тьму". Это не могло быть естественным затмением (имеется в виду солнечное затмение), потому что во время пасхи было полнолуние". Фаррар в подтверждение происшедшего потемнения неба приводит ссылки на античных писателей - историка Талла и летописца Флегона. Талл из Милета жил в I веке н.э. и является автором хроник, а о Флегоне и его сведениях пишет Иероним Блаженный в "Изложение хроники Евсевия Кессарийского":"Иисус Христос, Сын Божий по предреченным о Нем пророчествам, приходит на страдание в восемнадцатый год Тиберия, в каковое время и в других, языческих, памятниках находим буквально следующее: "Было затмение солнца (solis facta defectio), и тьма по всей земле. В Вифинии было землетрясение, и в городе Никее разрушено очень много зданий". Все это соответствует тому, что случилось во время страдания Спасителя. Пишет об этом и Флегон (Flego), вольноотпущенника императора, который в четырнадцати книгах довел хронику событий до 229 Олимпиады [138 г.н.э.] ... той эпохи Римской империи, когда он в XIII книге говоря так: "А в четвертом году 202 Олимпиады [33/32] было великое и выдающееся между всеми прежде случавшимися затмение солнца; в шестом часу день превратился в темную ночь, так что видны были звезды на небе, и землетрясение в Вифинии разрушило много зданий в Никее". Так говорит сказанный муж. А доказательство того, что Спаситель пострадал в том году, представляет Евангелие Иоанна, в котором пишется, что после пятнадцатого года Тиверия Кесаря Господь проповедовал в течение трех лет [15-й год Тиверия - 28/29]. И Иосиф, исконный иудейский писатель, свидетельствует, что около тех времен в день Пятидесятницы священники ощущали сначала колебания почвы и некие звуки.
Попробуем определить день казни Иисуса Христа. Этому вопросу также посвящена обширная литература. Мы приведем лишь некоторые свидетельства, которые могут приблизительно определить временные границы события. Гертц, один из исследователей Евангелий, приводит следующий документ, найденный им: "Иисус из Назарета из еврейского колена Иуды , обличенный в нападках и возмущениях против божественного Величества Тиберия Августа, римского императора, и преследуемый за таковые оскорбления господином нашим Иродом, наместником императора в Иудее, по приказу игемона Пилата приговорен к распятию на кресте. Пусть завтра в день 23 до мартовских ид приведут его в обычное место казни...".
Среди христианских апокрифов сохранилось несколько приговоров, подлинность которых, правда, вызывает сомнение. В одном из них сказано: " Приговор, объявленный Понтием Пилатом, наместником Галилеи, гласит, что Иисус из Назарета должен умереть крестной смертью. В 17-й год правления империей Тиберия в день 25 марта в священном городе Иерусалиме". 17 год правления Тиберия это 31 год по Рождеству Христову.
По астрономическим расчетам распятие произошло в полдень, в пятницу, 14 или 15 нисана между 29 и 33 гг. н.э., то есть 7 апреля 30 г. н.э. или 3 апреля 33 г.н.э.
Летоисчисление на нашей планете в основном ведется от Рождества Христова. Его ввел в 525 г. папский архивариус Дионисий Малый. В основу своих расчетов он положил предание о том, что Иисус Христос умер на 31 году своей жизни и воскрес 25 марта. На этот день приходилась Пасха.
Современные расчеты показали, что папский архивариус либо ошибся, либо искусственно переставил даты. В 31 г. н.э. полнолуние (15 нисана) было не в пятницу 23 марта ( где ему надлежало бы быть в соответствии с евангелиями), а во вторник, 27 марта. По-видимому, Дионисий ввел свое летоисчисление исключительно для удобства расчетов дат Пасхи.
Для правильного определения времени начала и конца потемнения, о котором сказано, что "тьма пала в часу шестом" и прекратилась в девятом, обратимся к тому, как в то время велся отсчет времени. В комментариях к "Письмам Плиния Младшего" ( который назывался Плинием Младшим в отличие от своего дяди, Плиния Старшего, знаменитого естествоиспытателя) сказано: "День в древней Италии делился на 12 часов, начинался с солнечного восхода и заканчивался солнечным закатом. Поэтому римский час не был постоянной неизменной единицей времени, а менялся в зависимости от времени года. Для зимы в день зимнего солнцестояния 6-й час начинался в 11ч15 мин, а 9-й в 1 ч 29 мин, а летом 6-йчас начинался в 10 ч 44 мин, а 9-й в 2 ч 31 мин. Итак, в римской провинции, в городе Иерусалиме (Ерушалаиме), где счет времени велся по римским правилам, потемнение началось прмерно в 10 часов 44 минуты, а закончилось в 2 часа 31 минуту. Таким образом, сразу же отбрасывается предположение о возможности наблюдения лунного затмения - дело происходило среди дня.
Можно полагать, что древние авторы донесли до нас событие, которое выглядит так:
Примерно между 30 и 33 гг. н.э., весной, в первой декаде апреля, в Иерусалиме в течение трех часов наблюдалось резкое уменьшение солнечной радиации, наступило потемнение среди дня. Ориентировочно это событие началось в 11 часов 30 минут и продолжалось около трех часов.Потемнение наблюдалось в основном в восточной части Иерусалима. За пределами города, в западном направлении, оно по-видимому, было не столь темным, как в черте города. В конце оптического явления наблюдались звуковые и оптические эффекты.
Пролет болида, как правило, сопровождается акустическими (звуковыми) явлениями. Очень сильными были акустические явления при падении каменного дождя близ Устюга Великого, причем акустические эффекты наблюдались в Устюге, хотя метеоритный дождь выпал в 20 км от него.
12 февраля 1875 г. после пролета болида через 3-5 минут начались "взрывы, треск, грохот, звон, гром и рев" и несколько сотен метеоритов выпало у городка Хомстэд, в США.
Метеорит в несколько килограммов создает акустическое поле (область, через которую проходит звуковое возмущение) радиусом около десятка км, метеорит массой в центнер производит звуки, слышимые за 100-200 км на площади до 100 000 квадратных км.
Воздушные волны, вызванные движением метеорного тела в атмосфере, дойдя до земной поверхности, частично отражаются обратно, частично поглощаются, передавая некоторую часть своей энергии земной коре, тем самым вызывая в ней поверхностные сейсмические волны. Громовые удары баллистических волн метеорных тел также производят быстропротекающие тахисейсмические явления. Драверт предложил называть их гипергенными, т.е. вызванными внешней по отношению к Земле причиной. Вызванные полетом метеорного тела землетрясения называются космогенными сейсмами.
Достаточно мощная баллистическая волна может вызвать сильное механическое действие. Обычно сначала проходит волна сжатия, затем разрежения и так далее до затухания. Волна сжатия вызывает самое сильное воздействие. При полете болида иногда слышится 2-3 отдельных удара, быстро следующих один за другим. Различается метеорная гиперсейсма и метеоритная гиперсейсма. Метеорная гиперсейсма вызвана прохождением баллистической волны, передавшей часть своей энергии земной коре. Вторая гиперсейсма вызвана ударом о почву при падении метеорита. Это метеоритная гиперсейсма, которая гораздо слабее первой, так как при падении со скоростью 0.1-0.2 км./с выделяемая энергия, конечно, меньше, чем при движении того же тела с космической скоростью, когда большая часть энергии передается атмосфере.
Исключение - падение гигантских метеоритов, достигающих почвы с космической скоростью. Метеорное тело и воздушная волна достигают поверхности Земли в разных точках, например, при падении метеорита Кашин в 1918 г. эти точки были удалены друг от друга на 15 км.
Метеорные гиперсейсмы могут быть весьма сильными. Так, при падении метеорита Л"Эгль (Франция) 26 апреля 1803 г. звуки были слышны на площади радиусом 150 км, а в самом Л"Эгле почва дрожала под ногами и обрушилось несколько старых домов.
Попробуем теперь реконструировать иерусалимское потемнение. Если судить по описаниям, приведенным в Евангелиях, и по другим показаниям современников, облако, выпавшее на Иерусалим было, скорее всего космического происхождения. Пылевые частицы, из которых состояло облако, вызвали мощное поглощение солнечной радиации. Эти частицы должны были представлять собой очень мелкую пыль, размерами в микроны и доли микрон.Такая мелкая пыль могла образоваться в атмосфере в результате разрушения крупного болида в низких слоях атмосферы. Сам болид мог остаться незамеченным наблюдателями и выпасть на каком-то расстоянии от Иерусалима, в пустынном месте, либо полностью распасться в атмосфере на некоторой высоте. Спустя какое-то время после пролета первого болида, заполнившего район траектории своего полета мелкой пылью, произошел полет еще одного болида. Вторым болидом была вызвана метеорная гиперсейсма, воздушная волна которой произвела разрушения и повреждения в Иерусалима (земля потряслась, камни расселись, разорвался пополам занавес в храме).
Такова была последовательность событий, если верить описаниям трех евангелистов - Марка, Матфея и Луки.