Так, кажется, в свое время говаривал граф Толстой. Уже который день пытаюсь одолеть собственные критические позывы, но... Не сдержался, простите. Разрешите вставить свои пять копеек в виде обзора второй группы номинации "Магический реализм". Уж больно забавно смотреть на виртуальное (оценочное) утопление конкурентов и побитие критикующих. Позвольте и мне принять участие в этом мероприятии.
Сразу оговорюсь, что не стремлюсь обрести лавры маститого критика. Да и критик из меня никакой. Именно по этой причине в моем обзоре вы не увидите досконального, по всем правилам литературной науки, разбора достоинств и недостатков произведения. Так, одни читательские впечатления. Да, собственно, никого учить жить я не собираюсь. Кто хочет, тот и сам научится, а кто не хочет, так того учить бесполезно.
Также высказываю кучу благодарностей Кайлин,
http://zhurnal.lib.ru/s/smirnowa_i_n/
согласившейся своими добрыми и мягкими замечаниями умерить мое желчное старческое брюзжание.
Ну, с Богом.
Настин К. Первая ночь любви
Рассказ крайне невыразительный, бледный и путаный.
Кайлин
Рассказ построен по схеме, в которой чередуется "было", "есть", "будет". Однако переходы не видны, кажется, будто лента событий в рассказе скачет от одного эпизода и персонажа к другим.
Цветкова Г. Страшная ночь
Простенькая история о том, что дурно рыть другому яму. Идею поддерживаю двумя руками, а вот все остальное, увы.
Кайлин
Черные глаза, проклятие и неосознанная месть. Хорошая история, но уж очень быстро закончилась. Идея раскрыта слабо.
Мичурин А.А. Друг человека
У Е. Гришковца есть пьеса. "Как я съел собаку" называется. В рассказе Мичурина А.А. дело обстоит с точностью до наоборот. Этот рассказ следовало бы назвать "Как меня съела собака". Написано довольно натуралистично. Вроде бы и особых претензий к автору нет, но не дает покоя вопрос - а ради чего писалось? Напугать? Научить? Предостеречь? Замысел автора скрылся в тумане и до меня, читателя, не дошел. Наверное, хреновый из меня читатель.
Кайлин
Рассказ из серии - случаи бывают разные, как и собаки. Описывается желание героя обладать собачкой, только не мелкой, а большой (мужчина все-таки). Потом - как по заказу - желание превращается в несчастье. Такова мораль рассказа. Первая часть - длинная и затянутая - ждешь, ну, когда уже будет действие. Вторая - насыщена кровавыми подробностями, где герой проявляет выдержку и способности к выживанию. В чем же мистический реализм?
Вербовая О.Л. О вреде куреня
Для меня так и осталось неясным, чего в рассказе больше - плоской морали или авторской наивности? А, может, это тщательно замаскированная ирония или пародия?
Кайлин
Пример того, как из любой самой банальной истории можно попытаться состряпать рассказ. Но идейности названия и комичности происшествия не хватило для того, чтобы раскрыть тему. Звучит как анекдот.
Олейник А.В. Пульт управления
Забавная идея, не нашедшая должного воплощения. Все как-то наивно и прямолинейно вышло.
Кайлин
Начало завлекло. Пульт, который исполняет желания. Все есть для отличного замеса: бар, таинственный незнакомец, коробочка с секретом, которая так влечет. Но... автор не дотерпел, не сумел продержать атмосферу таинственности и решил создать напряженность за счет бойни. Концовка смазалась, как и идея.
Вознесенский В.В. Ледоколы
Довольно бойкий рассказ, но, опять же, расплывчата авторская сверхидея. Ради чего автор потревожил вековой покой фольклорных персонажей? Повествование довольно ровное. Рассказ читается если не легко, то вполне сносно. Вот если бы еще и подтекст найти, смысл и все прочее, то было бы вполне достойно. А так вышел хороший бодрый середняк. Кстати, истории о ночных путешествиях на автомобилях отнюдь не новы. В качестве примера и учебного пособия настоятельно советую автору прочесть рассказ Андрея Дашкова "Черный "Ровер", я не твой".
Кайлин
Схема, почти всегда имеющая успех - переплетение реальности и фантазий. В основе - зимняя дорога, далекое путешествие; тут же странности с телефоном, помехи и чудаки на пути - перечисленное всегда свойственно "дорожным рассказам". Однако идея была в другом, даже не в проделках мифических существ, а в том, чтобы вовремя отличить желаемое от действительного. Как и полагается, герой не сумел и концовка оказалась трагичной.
Плахонин А.С. Бода
Да, братцы, такими рассказами только девочек младшего школьного возраста пугать.
Кайлин
Единственное, что могло порадовать в данной идее - обоснование всех этих событий (подтвердить как-то существование и силу данной травы). Иначе идея сводится к постоянному насыщению одомашненного хищника, что может длиться бесконечно и не нести интриги. Девочка, как персонаж, теряется в конце, говорит по-взрослому.
Фортунская С. Тварь мерзкая
Ну, оно и понятно. Если тварь, то обязательно мерзкая. Впрочем, всю мерзость этой твари ощутить так и не удается, поскольку выписана она несколько гламурно. Да и судя по всему, автор никого пугать на смерть не собирался. Вышло довольно мило, почти с юмором, но на любителя, к коим отнести себя не могу. И, тем не менее, убежден, что многим рассказ придется по душе.
Кайлин
Интрига была, пока не появилась тварь. К месту, где надо бояться, автор подводит читателя с юмором, сопровождаемым забавными похождениями домашнего животного. Много шутливых пассажей, чем рассказ и привлекает.
Соколов И.Д. Колодец
Почти клинический случай. Детские фобии, которые если и не свели героя в могилу, то в колодец уж точно препроводили. Пожалуй, единственный рассказ из прочитанных, полностью отвечающий понятию магического реализма. Немного наивно, немного прямолинейно, но не без морали. Есть определенный образный ряд, оживляющий картинку. Вот только надо бы текст вычистить от повторов и встречающихся порою косолапостей. Автору было бы полезно прочесть у Андрея Дашкова "Латая дыру".
Кайлин
Рассказ отмечен психологизмом и напряженностью. Повествование нарочно петляет, показывая, как обманывается герой, полагая, что все в порядке. Концовка предопределена, но подход к раскрытию темы интересен, загадочен.
Лешуков А.Д. Белый танец
По определению должна была выйти нежная и добрая история, но как-то не срослось. Рассказ слишком наивен, прямолинеен, полон штампов, пафоса и высокопарности. И, собственно, к чему весь этот the end?
Кайлин
Уф-ф-ф... история в отрывках и диалогах. Двое Паш и одна Маша. История о первой любви, призрак которой преследовал героиню всю оставшуюся жизнь. Очень много диалогов и эпизодов, совершенно не нужных для раскрытия идеи.
М.В. Гоша
Забавный, забавный рассказец. Весьма неожиданный. Но не хватило автору образности, экспрессии, гротеска, если хотите. Но есть над чем подумать и поработать. И это не может не радовать.
Кайлин
Интригует начало - все эти подсматривание в глазок, слежка за существом, скрытым под тряпками. А ведь все начиналось с обиженной игрушки... Почему-то к концу повествования напряжение спадает, а ведь оно было!
Ветнемилк К.Е. Про честного мальчика
Сам по себе рассказ вполне читабелен, но не хватает ему атмосферности, внимания к деталям и некоторых других мелочей, которые делают из работы среднего уровня произведение искусства.
Кайлин
Обидно, когда хорошая идея не раскрывается, а пересказывается. Вместо того, чтобы погружать в прошлое, автор - вспоминает его. Концовка - хорошая, шокирующая, благодаря детективности сюжета.
Дерябин Г. А завтра...
Рассказ, конечно, не шедевр, но что-то в нем, рассказе, есть. И это "что-то", скорее всего, является желанием автора не только нарисовать внешнюю канву действия, но и заглянуть в потемки души главного героя. Такой вот, если хотите, ремейк сказки о Колобке. Хотя, по правде сказать, эпиграф мне понравился куда больше.
Кайлин
Взяв линейный сюжет, автор глубоко копает, насыщая рассказ психологическими аспектами и жизненными деталями. Это идет на пользу. Открытая концовка, свойственная таким сюжетам, не дает надежды. В рассказе все предопределено и тем ужасно.
Беловинова Е. Метро
Автор! Езда в метро явно не идет вам на пользу.
Кайлин
Мысли, проекция болезненного восприятия - миниатюра все же как-то проходит мимо, в переживания героини верить не хочется. Не хватает деталей, которые бы ее напугали. Только с ее слов понятно - что-то вызвало страх.
Асотиков О. Демон Взывающий
Рассказ сей подобен дремучим джунглям. Вот только не увидит читатель тропических деревьев, лиан и всяких экзотических плингамос. Повествование сконструировано из сложных словесных конструкций и массы деепричастных оборотов, через которые пробираешься с невероятными усилиями. Плюс ко всему радуют авторские "находки":
"...глядя опытным взглядам повидавшего человека вдаль..."
"...влачащим камень своих грехов и неправд".
"Его мысли бурным потоком начали наполняться ужасами".
Интересно, автор сам-то понял, что хотел сказать?
Кайлин
Пафосный тон и неудачно выбранный стиль мешают проникнуться в идею. Как говориться: все проще, чем кажется, однако, автору хотелось сделать наоборот.
Петров-Одинец В.А. Спираль зла и страха
Здесь есть все: сигмовидная кишка, мочевой пузырь, печень, реки крови... Но какое отношение это имеет к литературе?
Кайлин
Сказать нечего.
Лысенко С.С. Зернышко граната
Смешались в кучу вампиры, древнегреческие боги, зубоврачебные кресла, деепричастные обороты, "моменты", "ситуации" и пр. Количество шипящих и громоздких предложений просто удручает.
Кайлин
Поражает количество информации в столь малом объеме. Наверное, это и повлияло на стиль, и на то, что история в стоматологическом кабинете воспринимается комично. Такова судьба "богов"...
Масленков
Возражаю, Кайлин! К судьбе богов этот рассказик не имеет никакого отношения!
Неуймин А.Л. Жатва
Милая сказочка про сельских вервольфов. Милая, но слишком прямолинейная.
Кайлин
"По грибы по ягодицы..." отправились герои, а попали на передовую разборок между бригадой "крутых" и местных оборотней. Такое вот приключение, которое закончилось вполне счастливо, но особо ничего нового в историю вервольфов не привнесло.
Масленков
По ягодицы? Круто, однако! И для кого счастливо-то закончилось? Для братков? Сомневаюсь.
Ескевич Г.,Лорд А. Зверь
Выдержанный стиль, интрига, внимание к деталям, хороший язык не могут не радовать. Один из лучших рассказов группы. Вот только образности малость не хватило.
Кайлин
Необычно представлена идея о маньяке: зверь ищет пару по астральным следам чужих страданий. Все на месте: грязное прошлое, жертва и убийца, считающий себя спасителем. Стиль авторов держит в напряжении, хочется продолжения истории.
Кажется, что читаю сценарий какого-то американского фильма ужасов. Больница, смерть пациента, призрак-мститель, много-много крови и страха в глазах жертв. Написано неплохо, но развитие сюжета прямолинейно и концовка ожидаема.
Масленков
Протестую, Ваша честь! Прошу присовокупить к делу мое мнение, высказанное в предыдущем обзоре.
Ефимов Н.С. Жизнь без Души
Действительно, а что означает "высосать мою чашу?" Чашу можно опорожнить, опрокинуть, опустошить, выпить на худой конец. Но высосать?! Не сродни ли это понятиям дерябнуть, клюкнуть, дербалызнуть, чекалдрыкнуть, раздавить, всосать?
Кайлин
Речь идет о попытке похитить душу. Обычная студенческая история, в которой много суетливых персонажей. Автор хотел сразить всех потоком действий, но, перепрыгивая с одного на другое, упустил главное - связность.
Эстерис Э. Слишком легко
Довольно милый вампирный ужастик.
Кайлин
Хроники одного вампира или за кровь надо платить. Есть попытка написать в современном духе о вампирах, но клише все же проглядывается: стремление к красоте, полет, да и внешность героя. Читается легко, но не поражает.
Поляков И.В. Читая о смерти
Кажется, господин Поляков уже оценил по достоинству собственное творение.
Кайлин: "Написанное - прочитано, прочитанное - произошло, произошедшее - написано" Ловко закручен сюжет, связь между эпизодами видна. Герои - заложники автора. Предопределенность (цепная реакция) немного огорчает... Традиционный ужастик.
Масленков
А меня так вовсе не вдохновляют страшилки про педофилов.
Дух Н.К. Слезы Королевы
Весьма недурно.
Кайлин
"Просто твой мирок недостаточно чёток, чтобы любоваться им при дневном свете". Сплетение образов, выдержанный стиль и ускользающая грусть.
Deadly.Аrrow Враг внутри
Две исповеди раковых больных на одну группу рассказов. Не многовато ли?
Кайлин
"Он приходит по вечерам, когда холодно и льет дождь. Выползает из опухоли между печенью и селезенкой" очень созвучно с "Чокнемся, мама". Или уже чокнулись. Три проявления смерти в одном рассказе: гибель от рака, самоубийство и многочисленные убийства - не перебор ли?
Карлик С.Г. 666-й Мерседес
Повторы, повторы, повторы... Извечная беда Сергея Григорьевича. Да и все эти "моменты" с "ситуациями" не красят довольно бойкий текст. Но править вам его и править!
Кайлин:
"-- Куда держим путь?
-- В Москву. - обалдело ответил Виталий"
и
"-- Ну чё, братан! Тебе, небось, в Москву?
-- В Москву"
Не поняла этого уточнения. Рассказ о дороге... в Москву... в ад. Призраки на дороге - уж как-то тривиально. Тем более, что текст состоит из сплошных диалогов, а авторская речь не радует богатым словарным запасом. Наверное, благодаря этому, рассказ читается легко.
Масленков
Дык, вот и я талдычу Сергею Григорьевичу о повторах.
Эстебан Д.С. Johny was a good man
Да, блин! Холливуд отдыхает!
Кайлин:
Кладбище, призраки... никуда от них не денешься.
Кингоев С. Твоя личная зима
"Все писатели попадают в ад". А безумные писатели тем паче! Что-то подобное было у Кинга. Но на Кинга пока, увы, рассказ не тянет.
Кайлин:
Сразу обратила внимание - Кингоев-Кинг. Да, идея видна сразу - безумие и писательское проклятие. Описание паранойи затянуто, приговор озвучен сразу. Потому читается без интереса.
Итак, господа-читатели, обзор окончен. Теперь позвольте поделиться с вами некоторыми наблюдениями и соображениями. Впрочем, Америки для многих из вас не открою, но все же...
1. Слишком много банальных и простеньких названий. В них нет интриги, тайны.
2. Многие авторы полагают, что повторы и многочисленные деепричастные обороты украшают текст. Поверьте, это далеко не так.
3. Никак не изживем канцелярит и иностранщину. Кругом одни "моменты", "ситуации", "процессы", "информации".
4. Для писателя явно мало знания азбуки и умения складывать из букв слова.
5. Господа! Сюжет - скелет произведения, а мясо и кожа - яркая образность, сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и пр. О многие рассказы зубы сломаешь. А так хочется чего-то вкусненького.
6. Наблюдается полное небрежение пейзажем. Полагаю, подобное происходит либо из-за неумения, либо из-за непонимания роли последнего в литературном произведении.
7. И последнее, едва ли не самое главное.
Большинство авторов имеют весьма отдаленное представление о Темной прозе. Для иных это всего лишь страшилки. И ради чего, собственно? Кровавые кишки вовсе не самоцель, а средство, попытка сказать о чем-то большем.
Нет, господа! Чтоб писать Темную прозу, так надобно иметь определенное состояние души, а все эти пионерские рассказки никакого отношения к Темной прозе не имеют. Это одно баловство, темненькая потусторонняя попса.
Мой совет таков:
Всем авторам без исключения читать и перечитывать с утра до ночи книгу Н.Галь "Слово живое и мертвое", а с ночи до утра - сочинения Андрея Дашкова.