Маслаков Андрей Сергеевич : другие произведения.

Большая Гроза - 9

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение. Начало: Большая гроза 1-8

  ГЛАВА 8
  В конце лета 1940 года после открытия нового сезона цирковой режиссер Заслуженный артист РСФСР товарищ Ешенов, Владимир Емельяныч, задумал организовать к Новому году для всех счастливых советских людей программу совершенно новую. Да не программу, а целый спектакль, с единым сценарием, с единой режиссурой.
  За основу решил товарищ Ешенов взять фильм "Волга-Волга", с Любовью Орловой в главной роли. И еще фильм "Цирк" с той же Орловой. Сюда же чуть-чуть оперетты добавить. И репризы новые. Но главное - широко привлечь молодых артистов провинциальных областных и краевых цирков, с которыми он во время гастролей своих последних познакомился.
  Хороший получается спектакль. Веселый, умный, идеологически выдержанный. Здесь всё есть и все есть - и акробаты, и гимнасты воздушные, и клоуны, и дрессировщики, и фокусники-иллюзионисты. А главное - в конце демонстрируется нерушимое единство всего советского народа. В конце - парад-але! Под алыми стягами. Под портретом товарища Сталина. Под музыку славную.
  В общем, подарим людям праздник.
  А еще номера из этого представления можно будет показать в Колонном Зале Дома Союзов на главной Новогодней елке страны.
  И потому сейчас в цирке - полный раскардаш. Разные коллективы, разные группы, разные артисты. Все со своими костюмами, программами, амбициями. Всех выстраивать нужно в общий порядок.
  Бегает товарищ Ешенов по цирковым залам как проклятый. Графики репетиций летят. И акробаты под куполом тоже. Собачки скулят испуганно. Кролики в клетках в сено забились - только ушки торчат. Бобби даже морковку не ест сладкую да салатик свежий хрустящий. Шпрехшталмейстер, товарищ Буше, тоже мало чего ест, тайком коньяком в гримерке лечится.
  Репетиции, репетиции, репетиции. На основном манеже - с утра. На репетиционном - все время для всех, в представлениях вечерних не занятых.
  * * *
  А Алька - как всегда, главная по уборке. Что ей еще делать, коли Иван Иваныч заданий своих уж месяц как не дает, да сам носа не кажет? И она делает. Все у ней чистотою блещет, все вычищено, вымыто, выскоблено - может быть, и получше, чем обычно. Даже товарищ Ешенов на нее не срывается, лишь лицом краснеет.
  Старается Алька не только за совесть - но и за страх. В нашем советском цирке все идеально должно быть. Все по струночке.
  И еще Алька - на всех репетициях. Ей можно, как всегда. Коли дело сделано - почему бы и не посмотреть. Эх, хороши провинциалы молодые да красивые. Эх, хорош Владимир Емельяныч как режиссер. Он ведь и не только режиссер, он еще и участник всего действа со своими клоунскими делами. Потому сидит он в ложе - прямо в гриме. С вечной алой улыбкой. То хмурится, то радуется.
  А то и матерком сочным, с одесским акцентом, ломанет по полному.
  Под общий-то хохот.
  - Закрой рот и не гавкай! ...Миша, Катя, дрессировщики... хде вы пропали? Вы делаете мне так больно! Уберите своих медведЕй - или я за себя не отвечаю... Я ж за вас переживаю - вдруг у вас-таки все хорошо... Женщина, я ж вашу внешность в ответ не оскорбляю, хотя есть куда!..
  И понятно, что не обидно никому. Что общее дело все делают. Что для всего советского народа на манеж все выходят, да комплименты воздушные в зал посылают.
  * * *
  Особенно Альке нравятся ребята из солнечного Поволжья, из славного города Куйбышева. Ребята - акробаты. Точнее, нечто среднее между акробатами и гимнастами воздушными. На этом стыке весь их номер и построен.
  Троица. Пара - молодые парни, третья - девчонка, стройная, красивая, легкая. Работают они без страховки. Специально для их номера новое оборудование установили. Все - в полумасках черных. Парни - в трико облегающих. Девочка - в платье коротком, в блестках.
  Летают акробаты по трапециям. Прыгают. Висят над ареною. Ловят друг друга за руки да за ноги. По проволоке ходят. Прыжок-соскок-комплимент.
  Смотрит, замирая от восхищения, Алька. Вот где бы ей оказаться. Вот бы кем стать! Вот бы под куполом реять, взгляды ловя восторженные! Вот бы по проволоке прыгать, всем телом высоту ощущая!
  Высота - это свобода. Высота - это воздух. Высота - это воля вольная.
  Полет... Полет... Полет!
  Парит над манежем круглым девочка стройная. Прямо как на эмблеме Советского цирка. И на значке том самом эмалевом, что на платьишке ее красном, коктейльном примостился.
  А оркестр в ложе цирковой марш наяривает.
  * * *
  Закончила группа акробатов свое выступление. Орет в рупор товарищ Ешенов:
  - Всем спасибо! Свободны! На сегодня все! Молодцы! Объявляю категорическое спасибо!
  Разбежались все, гогоча весело. А с Алькой рядом та самая девчонка-акробат оказалась. Красивая, духами "Красная Москва" благоухает остро, глаза блестят, губы напомажены, волосы конфетти присыпанные прилизаны гладко, в пук на затылке сеткою стянутый забраны-закручены, вся серебристым светом сияет, платье по фигурке - закачаешься. Смотрит девчонка на Альку:
  - Ну, привет!
  - Привет.
  - Ты кто?
  - Я - Василиса. Точнее, Васька. Для самых близких.
  - Ох, чудно! Прям как в сказке. Или в деревне-колхозе. А меня Римкой зовут. Риммой, то есть. Вообще-то, если честно, я Глашка. Глафира. Но Римма - интереснее. И для афиши звучнее.
  Протянула ладонь тонкую, пожала Алька ладонь, да глазами из-под челки стрельнула.
  - Очень приятно.
  Смущается Алька с настоящей артисткой цирковой общаться. А Римка - нет, так же трещит, как соловей летом на Брянщине.
  - Ты на меня сейчас так смотрела!
  - Как?
  - Притягивающе. Я тебя аж с трапеции увидела. Аж мороз по коже. Думала, глазами всю съешь.
  И улыбка - белозубо-неотразимая, прямо в глаза. В зрачки. Прямо. Залпом.
  Но и Алька не промах. И она может улыбкой шарашить да блеском глаз лупить крупнокалиберно, как гаубица Б-4 по линии Маннергейма. И она может смотреть глаза-в-глаза безотрывно из-под черного ресниц покрывала:
  - Не съем... А ты мне тот прыжок покажешь?
  Хихикнула Римка:
  - А не зассышь?
  Хмыкнула Алька в ответ - да взглядом своим змеиным хлестанула. Не больно, но чувствительно.
  - Сама будь сухой.
  Хохотнула Римка звонко:
  - Здорово! Слушай, мне тут тоже будет одна твоя помощь нужна. У меня тут кое-что не получается. Поможешь?
  Да не вопрос.
  Только главное - никому не ссать!
  На трапеции.
  И на трапецию.
  * * *
  Смыла грим с лица Римка, да облачение скинула сияющее, заменив кринолин с блестками платьем обычным. Распустила волосы, в пук на зытылке во время представления забранные. Подошли Римка да Алька вдвоем к зеркалу в фойе. И ахнули. Две. Глазастые. Стройные. Рыжие.
  Впрочем, различия тоже есть. Алька ростом чуть-чуть меньше. А Римка - чуть щекастее да губастее.
  И глаза у Альки попронзительнее, позмеиннее, польдистее. У Римки - добрее, теплее. Но то - еще присмотреться внимательно надобно.
  Засмеялись на то Алька с Римкой. Повеселилась на них мать-природа.
  Скопировала. Отзеркалила.
  Смотря они друг на друга - словно в зеркало. Только непростое зеркало то. Не просто отражение увидеть можно, но еще и потрогать.
  Разное в одном.
  И еще есть различие существенное: у Альки волосы едва уши прикрывают - а у Римки до лопаток оказались. Прямо как у Альки когда-то - в далекой теперь уже жизни.
  И предложила Алька, глаза змеиные сузив...
  * * *
  - А давай-ка до конца дело природы-матери доведем?
  - Это как?
  - Завта с утра идем в парикмахерскую ближайшую, на углу у Малого Сухаревского. Садимся к мастерам одновременно. Стрижемся одинаково. Как одна - также и другая точно. Слово "нет" не говорить. Слова "нельзя", "хватит" и "я ухожу" не произносить. Кто произнес - тот слабак!
  Замялась Римка, волос своих коснувшись легко:
  - Что мы, как дети малые на спор друг друга вызывать будем?
  Хлестанула Алька взглядом льдисто-змеиным:
  - Боишься? Ну-ну.
  Посмотрела Римка на Альку искоса. Повела плечами решительно:
  - Хорошо. Только не отступать!
  - Уговор! Ты первая струсишь!
  - Посмотрим.
  - Эх, жалко - сейчас уже закрыто все.
  * * *
  Вошли утром следующего дня Алька да Римка в коридор, одеколоном плотно пропахший едким. За руки взявшись. Ладошка - в ладошку. Даже оделись одинаково - в шорты синие да рубашки клетчатые. Сентябрь на дворе стоит теплый - даже чуть жаркий.
  Качают головами им от порога: а мест в женском зале-то, девоньки милые, и - нету. Совсем. И очередь в коридоре. Народу много очень, хотя и час ранний. Суббота. Все девушки и женщины хотят в стране советской красивыми быть. Как в Париже, Лондоне или фильме "Девушка с характером".
  А женский-то зал Альке да Римке для забавы той, ими вчера вечером придуманной, не нужен совсем. Им мужской нужнее. Вошли они, как очередь подошла, да в кресла опустились. Рядом те кресла - руку протянуть.
  Видят они себя в зеркалах широких отраженьями многократно помноженными. В перекрестье зеркал - и не поймешь, где кто, где челка чья, где чье ухо, прядью рыжей прикрытое да чей затылок где.
  Поглядели на них да на гривы их рыжие тетки-мастерицы недоуменно:
  - Девушки, вам, наверное, не сюда, вам в соседний зал надобно.
  Кивнули тем теткам-парикмахершам Алька да Римка одновременно задорно-улыбчиво, бесконечно в отражениях своих отзеркаленные:
  - Нет-нет, именно сюда.
  - Что делать будем, красавицы?
  - Нам покороче. Но главное - чтобы одинаково. Как одной - так и другой.
  Покороче? А это как?
  А это уж - как получится. Поглядим-посмотрим. Вы стригите. Главное одинаково. Как одной - так и другой. Если что - мы сами скажем, когда достаточно будет.
  Вздохнули тетки-мастерицы. Накрыли их простынями белоснежными, взяли в руки гребёнки да ножницы:
  - А жалеть не будете, гражданочки? Лучше бы уж к лету стриглись...
  - Ничего, там мы еще подстрижемся.
  * * *
  Рассыпались под ножницами острыми по простыням, на плечи накинутым, пряди волос светлые рыжие крупные. Так хорошо, барышни? Нет-нет, ну что это, нам еще короче надо. Еще - пожалуйста. Достаточно? Нет-нет, отвечают девоньки. Еще. И еще. И еще.
  Смотрят Алька с Римкою в глаза сами себе сквозь зеркало. На преображение свое. Едва-едва останавливаются тетки - так кто-нибудь из них тут же и торопит: еще и еще. Покороче.
  Так достаточно? Глядит Римка на Альку глазами умоляющими. Смаргивает слезы набегающие. Но молчит. Улыбается Алька. В зеркало сама себе подмигивает:
  - Да что вы. Мы ведь в кружок Осоавиахима записались, а там - строго. Там плавание, бег, стрельба. Там противогаз надевать надо на время. А стрижка короткая для противогаза - самое то.
  Весь зал мужской на них таращится - любопытно ведь!
  Даже из коридора заглядывают.
  * * *
  Молчит Алька. И Римка молчит. Вздохнули тетки-мастерицы утомленно. Это все? Неужели? Посмотрели Алька с Римкою друг на друга. Увидела каждая себя в иной. Оценила. Вздохнули. Обе. Кивнули - не сговариваясь.
  Сдернули тетки простыни, стряхнули на пол паркетный крашенный волосы срезанные. Струйно-сбрызнули "Шипром" колючим.
  Смотрите теперь. Любуйтесь.
  Глядят Алька да Римка в пространство зеркал, сердцами упавшие. Смотрят на них мальчишки, словно отражение раздробилось не в зеркалах, а в реальности: худощавые глазастые, рыжие да стриженные. Коротко. Очень. Даже очень-очень. Зато - одинаково. Как и просили.
  Вышли они из парикмахерской той. Остановились. Посмотрели вдруг друг на друга. Провели ладошками по макушкам мальчишечьим. Не так уж и плохо, только шеям да затылкам оголенным прохладно-свежо да волос своих жалко немного.
  Впрочем, чего волосы те жалеть - не зубы, отрастут.
  Тут - смех разорвал Альку да Римку от макушек до копчиков. Не простой смех, а - страшный. Ах-ха-ха-ха!
  Отсмеялись. И дальше... дальше, дальше побежали. За руки держась. Все веселей каждой будет - со своим-то отражением!
  Есть что-то в этом во всем.
  Дьявольское. Хулиганское.
  * * *
  Поднялись девчонки на площадку под куполом. Дрожит площадка под весом двух тел молодых, хоть и худых, хоть и легоньких. Подвела Римма Альку к трапеции. Сунула в руки поручень скользкий, тросами к куполу принайтованный. Стоят они на площадке почти под куполом. Руки алькины перекладину сжимают. А рядом - Римка, лапкой обхватывает, в ушко нежно пошептывает, слова растягивая:
  - Ты не бойся ее, трапецию. Ты возьми ее - и прыгни. Прыгни! Это как с парашютом. Давай.
  И к краю Альку подталкивает. Знает, что у Альки пояс страховочный - лонжа - пристегнут. Знает, если Алька сорвется с перекладины, страховка медленно, но верно ее на опилки манежа опустит.
  Да и сделать-то надо - пустяк: спрыгнуть на трапеции вниз, в прыжке трапецию отпустить и другую трапецию в полете ухватить. Все просто. Все ясно. Только на словах это все просто и ясно - а прыгни, попробуй!
  Толкает в спину Альку Римка. Шепчет ей слова горячие, успокаивающие. Стоит Алька с перекладиной в руках на краю площадки. Глаза на пол-лица расширила.
  Страх охватил Альку. Вот и - на тебе!
  * * *
  А Римма-девонька губами ее уха касается, щекой к щеке прижимается, рукой за дрожащую под платьем талию обнимает да к себе притискивает плотно и горячо:
  - Спокойно, Василисушка, спокойно. Все хорошо. Ничего страшного...
  Но страшно Альке до пота холодного. До подмышек мокрых. До ладоней влажных. До зрачков расширенных. До дрожи в коленях. До тяжести внизу живота. Как на вышке перед прыжком с парашютом. Тогда тоже Алька испугалась последний шаг сделать. Спасибо инструктору - столкнул вниз.
  Здесь Альке тот же Бог, похоже, помогал: Римка взяла, да и толкнула ее в спину. Сильно-сильно. Ухнула Алька вниз, качнулась на трапеции взад и вперед. Отпустила руки. И почувствовала, как время замерло. И все вокруг тоже.
  Мир превратился в картинку на пленке прозрачной, нарисованную красками яркими. Мир стал единым, плотным, уютным.
  И перекладина второй трапеции сама Альке в руки пошла...
  Хвать.
  Прыжок.
  Соскок.
  Спрыгнула Алька на опилки манежа. И вновь на площадке возле Римки оказалась. Стоит - дышит грудью полной, глаза распахнуты, из-под челки сияют. Выдохнула:
  - А теперь - без страховки!
  Отстегнула карабин от пояса страховочного, сжала в руках перекладину - и быстро вниз ухнула.
  - Оп-па!
  И еще раз.
  Чувствует Алька, что покорилась ей трапеция. Теперь на ней Алька все, что угодно, сможет.
  * * *
  - Теперь давай сальто. Хочешь?
  - Хочу!
  - Ты сальто делала когда-нибудь?
  - Да. На турнике, на брусьях...
  - Отлично! Здесь все то же самое. Только на высоте в несколько десятков метров. Да нам и мало просто сальто сделать, нам надо спрыгнуть именно в точку конкретную... Сможешь?
  - Покажешь - смогу!
  - Помни, главное - не ссать. Зассышь - все дело провалишь. И костюм еще испортишь... Потом попробуем двойное. Если захочешь.
  - Я? Захочу!
  * * *
  - А теперь, - покраснела чуть Римка, - мое самое сложное сальто попробуешь?
  - Я все попробую!
  - Знаешь, а у меня самой оно пока не очень выходит... если честно... Мы его поэтому пока в программу не ставим - но очень поставить хотим.
  - Все у нас получится!
  - Слушай, а давай-ка вместе наш номер репетировать. Ты меня подстрахуешь, я тебя подстрахую...
  - А - давай!
  - Только никому! А то Ешенов узнает - всех выгонит!
  - Могила!
  * * *
  Весь цирк теперь их воспринимал только как двоицу простую. Рыжую. Стройную. Красивую. Глазастую, гибкую да прыгучую.
  Даже братья-акробаты их уже почти не различали.
  Тем более что они и сами старались не расставаться надолго. И рука к руке ходить - везде и всегда.
  Поселилась Римка в каморке Алькиной - на радость товарищу Ешенову, над нехваткой мест в общежитии цирковом бьющемуся безрезультатно. Вышло, наконец, сальто, над которым бились они столь долго. И в программу вошло. Доволен товарищ Ешенов. Всем в пример Римку ставит. Или Альку? Да кто их разберет - отзеркаленных!
  Установилась промеж них та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами.
  Все время - рядом.
  * * *
  Нежданно-негаданно - неожиданность случилась большая: Римка ногу потянула. Сильно. На выступлении в Колонном зале Дома Союзов, на новогодней елке перед детьми счастливыми советскими. Не мудрено - ведь там зал бывшего Дворянского собрания, а не манеж цирковой. И пол наборный, паркетный, дубовый, лаковый.
  А Римка как всегда на выступлении - искусству отдалась. Прыгнула чуть выше, да приземлилась неудачно. Номер доработала, конечно, смеясь сквозь слезы, но в конце - наступить на ту ногу уже не могла.
  Забинтовал врач, пощупал, лед приложил, новокаина вколол, чтоб боль снять острую, и сказал - две недели покоя. Или - акробатика и гимнастика заказаны.
  Рвет на себе волосы товарищ Ешенов, Владимир Емельяныч. Кем заменить Римку? Да некем!
  И тут его взгляд на Альку упал.
  - Ты же с ней номер разучивала?
  Похолодела Алька. Но ответила:
  - Так.
  - Она тебя страховала?
  Еще больше похолодела Алька.
  - Да, конечно.
  - А ты ее на подстраховке держала?
  - Нет.
  - А честно?
  - Ну, держала...
  Задумался Владимир Емельяныч на мгновение. И решил.
  - В общем, так - пусть она Римку подменит. Фигуры у них похожи, в концертном костюме - не отличить. Я лично как-то наблюдал тайком. Обе рыжие. Обе стриженные. Разницы никто не заметит. Номер Васька работает не хуже Римки. В афишах и программках не исправлять, все равно она ведь в маске. Пусть на сцене все Римку видят! Чтоб вопросов лишних не было. В случае чего, и у нас всегда замена будет.
  Интересное кино. Покрутила головой Алька. И товарищ Буше покрутил. Спросил:
  - А вдруг...
  Сверкнул глазами Владимир Емельяныч:
  - Сделает. На репетициях ведь делала.
  Укололо Алькино самолюбие. Выйдет она - но не узнает ее никто. Выйдет Алька, а слава Римке. Но не беда это. Ведь только так можно было на манеж выйти. А под именем Альки-Васьки или Римки - не важно.
  Главное - выйти. И потому забилось сердечко Алькино сладко-сладко - в предкушеньи тожества великого.
  И вышла.
  И еще раз. И еще.
  * * *
  Римка зла не держала. Как и всякий умный человек. Ведь под алькиным именем была всегда она, Римка. В маске. Рыжая. Стройная.
  Не злоупотребляла своими талантами и Алька.
  Они и потом стали друг друга подменять негласно. Когда Алька Римку подменит. Когда Римка за Альку уборку произведет. Даже Бобби, ревновавший поначалу, Римку признал.
  Главное, чтобы спектакль шел, да чисто все везде было.
  Хотя Бобби все равно больше Альку любит.
  * * *
  А как-то в мае Римка ей и говорит:
  - Васенька-масенька, выручай! У нас программа сегодня, а меня человек один в кино пригласил! Ух, какой человек! Культурный. Образованный. Кандидат наук. Москвич! Из управления Мосметростроя. Военинженер второго ранга! Всего двадцать пять лет, а ему уж третья шпала прописана. Красивенький... Ну, Васенька...
  - Так отпросись. Объясни все. Товарищ Ешенов ведь - не зверь какой. Все понимает.
  - Как я отпрошусь? Кто меня отпустит? У нас ведь премьера идет да еще под конец сезона! Номер ведь тогда из-за меня сорвется! Прогрессивки лишусь, премии, зарплаты тринадцатой да еще строгача влепят, в Куйбышев начальству сообщат, на комсомольском собрании песочить начнут. Или вообще привлекут по статье как за прогул. И бюллетень ведь не возьмешь на день - у врачей наших все строго. Без вариантов.
  Знала Алька про мечту Римкину сокровенную - найти жениха знатного, с отдельной квартирой московской да с машиной. Понимала она Римкин интерес. Видела огонь в глазах распахнуто-пьяных. Чувствовала римкин жар да промеж ноженек стройных.
  - Есть вариант. Пригласи-ка ты его на выступление свое. Он и растает, как увидит тебя под куполом. Одним выстрелом двух зайцев убьешь!
  Выдохнула Римка:
  - Ты с ума сошла, Васька? Белены объелась? Не дай Бог он узнает, что я циркачка, да еще и куйбышевская. Это ж такая публика - интеллигенция! Москвичи! Им людей своего круга подавай. С образованием. С культурою.
  Подумала Алька, что осталось в нашей стране еще тяжелое наследие режима царского, хоть и прошло почти двадцать четыре года после октябрьской революции великой, социалистической. Живет еще внутри нас закваска мещанская, живет характер мелкобуржуазный, проклятый.
  И решила она взять минуту на размышление:
  - А где же ты с ним познакомилась?
  Хихикнула Римка.
  - На "Музыкальной истории". Повезло сильно, что интеллигенты московские тоже кино уважают, особенно если там Лемешев снимается. Ну как? Подменишь? У меня шанс такой, какой раз в жизни бывает. Упущу, потом слезы лить буду.
  Пожалела Алька подругу. Но на всякий случай прикрыла тылы:
  - А ребята из группы?
  - Они в курсе. Они же тебя знают прекрасно, с тобой работали, проблем здесь не будет.
  Подумала Алька. И сказала:
  - Ну, хорошо.
  Посмотрела Римка на Альку хитро-лукаво:
  - А платишко мне не дашь? Красненькое... И пальто. И косметичку герленовскую... И туфельки.
  * * *
  Работает Алька программу. Рука-в-руке. Рука-в трапеции. Ногами - хоп - на манеж, на опилочки еловые. Комплимент - поцелуй воздушный на все четыре стороны. Рукоплещет зал. Смотрит в зал Алька внимательно.
  Вообще-то зал она еще из-за полога разглядела - это главное правило. Нужно увидеть зал перед выступлением обязательно. Увидеть тех, кто будет в восторге. Тех, кто будет сопереживать. Тех, кто будет злорадствовать, если свалишься. Всех! Всех! Всех!
  Хорошее у Альки зрение. Потому она и увидела. Сразу. Рядом с оркестром, по центру - мужчину молодого, чернявого в гимнастерке военной с петлицами лазоревыми.
  Да с усами поверх губы тонкими.
  И глазами - влюбленными.
  Летчик. Летун. Сталинский сокол.
  Летуны - они летают. Да ведь и она тоже - летать умеет.
  По трапециям. А они на своих птицах железных - по бочкам. Да по эскадам-глиссадам.
  Хоп-хоп-хоп-поворот-соскок-комплимент.
  Прыжок.
  Соскок-комплимент.
  Как учили.
  Отработала Алька программу. Уходит с арены, воздушные поцелуи посылая. Да взгляд сам к трибуне с летчиком - и тянется.
  И взгляд героя-летчика того отчего-то ей знакомым кажется.
  * * *
  Вспомнила Алька внезапно - видела она того чернявого, с глазами сливово-телячьими неделю назад, когда из-за кулис за представлением наблюдала.
  В тот день в центре группа летчиков военных в кителях наглаженных расположилась. Все с петлицами голубыми да орденами блескучими. Красавцы.
  Много их было, но узнала Алька среди них только генералов товарища Рычагова, товарища Пумпура и товарища Смушкевича, героев Испании и Халхин-Гола, чьи портреты в газетах печатают. Им, героям-летчикам, сталинским соколам славным, советским, овацию еще перед началом программы сделали все залом.
  Среди них и тот, чернявый, был. Не генерал тот чернявый - но с генералами рядом сидел да переговаривался весело, на арену огненным взглядом поглядывая.
  Тогда, когда Римка на манеж выходила - также точно тот чернявый на нее пялился, также аплодировал жарко, также поцелуйчики воздушные отпускал. И сегодня он примерно на том же месте - только без своих героев-друзей знаменитых. Без поддержки. Но взгляд - все тот же. Испепеляющий. Обжигающий.
  Только теперь не на Римку, а на нее.
  Спутал он ее что ли с Римкой?
  Интересно... Может - и спутал.
  * * *
  Окончена программа, ушла Алька в каморку-гримерку свою. Стянула с лица полумаску картонную, клеем пахнущую. Сидит перед зеркалом - таращится, волосы растрепанные приглаживает да дыханье и сердце успокаивает.
  И тут...
  Стук-стук в дверь ей.
  Отопритеся-отворитеся!
  Открыла дверь Алька. Стоит на пороге красавец-летчик: пальто-реглан кожаное, фуражка с шитьем золотым коверкотовая, да гимнастерка с орденами, ремнями новенькими перечеркнутая. Петлицы лазоревым сияют, в петлицах по две шпалы да по знаку золоченому летному. А в руках букет роз алых благоуханных. Пробуйте в Москве в мае 1941 года розы достать. Да чтоб благоухали. Я - даже пытаться не буду. А у летуна - в руках коричневоперчаточных штук сорок пять. В одной руке. В другой - конфет коробка. Из чистого советского шоколада. Фабрики "Красный Октябрь".
  И сам - глазами сияет, бровями союзит, усами тонкими над губою шевелит, зубы белые скалит в улыбке. И парфюмом от него разит за версту - "Красной Москвою".
  Оторопела чуть Алька от блеска летного, красноармейско-хромово-кожанного.
  - А вам чего, товарищ командир, и кого надобно?
  Прет летчик вперед, как танк КВ на укрепления белофинские:
  - А тебя мне, свет-девицу надобно. Увидал тебя, аж в сердцах темно! Люблю я таких - стройных да рыжих. Люба ты мне, дева красная, солнышко ясное!
  Отошла Алька вглубь комнаты, а летчик за нею - сапогами скрыпит да кожаным пальто. И ремнями хрустит сытно.
  - Да, красавица, позволь представиться, - положил летчик коробку с конфетами на столик, а ладонь - к козырьку фуражки кинул ловко, - майор Красной Армии Байсаров. Летчик. Герой Испании, Халхин-Гола и Финляндии. Для всех просто - Мусаиб!
  И пальто распахнул, чтоб ордена виднее были. Ордена - немалые: Красного Знамени, Красной Звезды и еще один, монгольский, большой, круглый. А чуть ниже - медаль серебряная "ХХ лет РККА" на ленте алой, муаровой. Сияют ордена светом ярким - глаз не отвести. И цветы пахнут - как только любовь пахнуть может.
  Значит, не ошиблась она. Действительно, влюблен герой-летчик, человек горячий. Только вот в кого? В нее? Или в Римку?
  - Постойте, - попятилась еще дальше Алька, - постойте, вы ошиблись, наверное...
  - А-а-а, как ошибся - ты же сейчас выступала, под куполом по проволоке ходила да на трапеции прыгала. Не ты? Ты! Римма Новикова, гимнастка-акробатка, ведь так?
  Хотела было Алька раскрыть всю тайну, да призадумалась. Ведь тайна эта не только ее, но и Римкина. Да и ребята из группы к сегодняшней подмене причастны. Что будет, если до начальства дойдет? Что начальство во гневе с Римкой сделает? А Римке и этому летуну все потом объяснить можно, главное его сейчас из цирка увести. Уйдет - все замечательно, не пойман - не вор. И потому промолчала Алька. Улыбнулась она Мусаибу как умела - ослепительно-мило.
  - Ну, да. Конечно, я - Римма. Римма Новикова. Кто же еще? Приятно познакомиться.
  Растаял от той улыбки Мусаиб, человек горячий.
  - Римма, солнце мое, прошу тебя! Поедем со мной. Посидим в ресторане. Отдохнем. Приглашаю. От всего сердца. Все без обмана.
  Хихикнула Алька внутренне.
  - А куда же мы поедем?
  - В одно место хорошее, - сказал Мусаиб. И аж зажмурился. - Переодевайся, солнышко. Машина ждет.
  * * *
  Машина ждала. ГАЗ-М1, "Молотовец", она же "Эмка". Черно-лакированная. Подарок герою-летчику, как Мусаиб объяснил.
  Сам Мусаиб - за рулем. В руль вместо эмблемы заводской - летная эмблема с кокардою краснозвездной вмонтирована умело. Едва сели - рванул Байсаров с места. На бульвар Цветной вырулил на полной скорости, аж шины запели. Руку в гудок вдавил - рааа-рааааа. Вновь газанул - направо свернул, на Петровский, пошел дальше по кольцу Бульварному. Мелькают фар да хвостовых огней вспышки. Догорает закат за домами на западе.
  А товарищ Байсаров байками развлекает Альку. Сидит Алька на переднем сидении - да скоростью наслаждается. Одета Алька в платье синее строгое с воротничком да галстуком белым и плащ бежевый. Да берет еще - по моде, для красы большей на ухо чуть сдвинутый лихо.
  Смеется Алька рассказам Мусаиба. Как Мусаиб от двух испанцев-фалангистов под Мадридом ушел. Как Мусаиб двух летунов-японцев над Хасаном сбил. Как Мусаиб, когда его самого сбили, к своим выползал близ Сортавалы.
  Про последнее, правда, Мусаиб говорит не так охотно, как про все остальное.
  Хмурится.
  * * *
  Время подошло - примчала машина по Бульварному к местечку заметному, местечку хорошему. Глянула Алька, враз то место и узнала, память не подвела: Дом журналиста - место то именуется. Хорошее место. Знатное. Со швейцаром строгим. С дверьми прикрытыми.
  Вышли Алька с Мусаибом из машины, да в двери те ресторанные направились. А швейцар им - ручку поперек: нету местов-то, граждане... Только за чИрик-с... шепотом-с...
  Двинул Мусаиб грудью орденоносной в дверь - швейцар аж на полметра улетел на ковер барсовый. Хмыкнул:
  - Ты своим журналюгам говори - занято. А я тут - полное право имею!
  Пыхтит швейцар, свисток достает. Но тут в фойе еще один человек нарисовался. В костюме и при галстуке. С медалью "За трудовую доблесть" на лацкане. Увидел он Мусаиба - воскликнул призывно-радостно:
  - О, Мусаиб, ты ли это? Друг мой!
  - Я-я, - Мусаиб отвечает. - Я - головка от... бронебойного снаряда. Кто еще? Не узнал? Совсем оборзели халдеи твои!
  А тот, в костюме с медалью, вошью вьется вокруг быстрой:
  - Да все нормально, все замечательно. Ваш с Симоновым столик как раз свободен, Симонов не звонил сегодня, значит, не будет, да плюс еще и Ортенберг бронь свою снял...
  Сбросил фуражку, пальто кожаное да плащик алькин майор Байсаров в гардероб. Зашагал за человеком с медалью хмуро и быстро. Едва-едва Алька успела волосы да платье поправить перед зеркалом в фойе.
  И хорошо, что успела. Ведь в зале - запонки золотые, костюмы мериносовые, сорочки крахмаленные да галстуки заграничные. Ведь здесь - платья шелковые, вечерние, перчатки тонкие на пальцах наманикюренных, шляпки с вуалетками прозрачными на прическах модных, диадемы, серьги и браслеты алмазно-смарагдовые да гранатово-яхонтовые. И еще - кителя да френчи защитные, гимнастерки коверкотовые с орденами, золотом да эмалью сияющими сквозь дым сигаретный, тонкий заграничный. Аромат духов и парфюмов со всего света. Не мудрено в великолепии таком и потеряться - в платьишке-то простеньком да со стрижкой мальчишеской небрежно-приглаженной.
  Но нельзя потеряться где-то и в чем-то с летчиком славным, майором товарищем Байсаровым. Метрдотель тут же подлетает, лучший столик выделяет в зале уютном полутемном, к столику провожает.
  Идут по залу Байсаров с Алькою под взглядами перекрестными. Смотрит весь зал на них вопросительно-удивленно - кто ж они такие, что за птицы важные? Смутилась Алька на мгновение - но затем родительскую школу вспомнила. Спину выпрямила, дыханье успокоила да пятна красные со щек да скул прогнала.
  А майору Байсарову - и того не надобно. Он тут - как рыба в воде. Сел майор Байсаров за стол, Альке стульчик перед тем подав-отодвинув вежливо. И сразу, закрыв меню, выдохнул официанту:
  - Коньяка, вина грузинского сладкого да шашлыка, да лобио, да зелени...
  - А отведать чего изволите?
  - Салатиков да фруктов. Да - шампусика организуй... Ну, и нашего...
  - Понял!
  * * *
  На эстраде - песняры да цыгане разные. Все веселые.
  
  Все девчонки бегают за-а тобой,
  Что же тут поделаешь, коли ты такой.
  Я бы тябя спрятала в роще за рекой. Ой!
  Ой, как ты мне нрависси - ойойоойоййоой...
  
  Сидят Алька и майор Байсаров в ресторане хорошем. Хорош он двумя вещами - кухней и закрытостью своею, то есть, только для своих он. Да, еще и спиртное тут тоже ничего.
  Сидят - выпивают. Беседуют.
  - А в бою не страшно? - спрашивает Алька, улыбаясь.
  - Страшно сейчас, - серьезно Мусаиб говорит. - Страшно, когда комиссовали. Врачи - гады. Я же летун. Летчик. Мне без неба - никак. И без самолета. Жизни нет. Как свалился под Сортавалой да об доску приборную башкой долбанулся - так и все. Ни одну медкомиссию пройти не могу. Что-то всегда находят. Летать нельзя.
  И увидела она в его глазах тоску неминуемую. А на веках - черные слезы крупные. Как жемчуг на ресницах. Хотя может быть, и показалось. Свет бликанул.
  - Я же всю жизнь в авиации. Я же в восемнадцатом в четырнадцать лет на фронт убежал. Ранило в первом же бою, потом чуть от сыпняка да испанки не сдох. Потом авиашколу окончил. Потом самолеты испытывал. Потом воевал. Мне жить-то некогда было. Мне жизнь хотелось выпить всю и сразу. Все удовольствия получить. Жена год назад убежала с каким-то прокурором, орала, что я ни одной юбки не пропускаю, так и хрен бы с ней, коровой-воблой, - мне ее всегда мало было. Бревно! Только что и жил с ней, месяц медовый. Голова, блядь, болит! Бросила, овца тупая, как только меня из летного состава выперли. Теперь даже и на баб-то не особо тянет - без полетов... А вот тебя встретил, солнце мое, так сердце вновь ожило-задрожало-забилось!
  Коснулась Алька его руки крепкой, к штурвалу привыкшей.
  - И давно не летаешь ты?
  - После финской. Отлетался. Никогда не смогу больше. На истребителе нельзя - а на остальном барахле тихоходном и сам не хочу. Я ж истребитель, а не бомбер или транспортник. А истребитель - заказан теперь. Мне врач сказал один, что любая перегрузка критическая - и все, кранты полные. Инсульт в полете. Спасибо, что хоть из армии не выгнали. Паша Рычагов, товарищ генерал, помог, устроил к себе помощником для особых поручений.
  - Адъютантом?
  - Нет, помощником. Помощник документацию да карты для начальника получает в секретной части. Помощник аналитические справки готовит. Помощник выполнение приказов контролирует. А адъютант посетителей принимает, на звонки отвечает, баньку с водочкой организует да девок лихих, сисястых подгоняет начальству своему, если в том надобность есть.
  Умолк Байсаров. Глотнул водки из рюмки холодно-потной. Лоб потер тяжело.
  - Черт! Даже сейчас иногда голову схватывает. Сам чувствую, отлетался. Одна отрада - машина моя... Гоняю по Москве, как черт! Скорость. Маневр. Но - не то. Не полет, не свобода. У машины души-то нет. Мне не машина, мне самолет, мне человек любимый нужен. А тут ты. У тебя душа есть. Чувствую, как моя дрожит рядом с тобой. А мне так нужна душа, отрада. И ты теперь... можешь быть любимой моей, солнышко, если захочешь.
  - Я?
  - Ты, солнышко. Как увидел тебя в первый раз неделю назад, так до сих пор голова кругом идет. Снова силу чувствую, как в небе Испании. Снова - будто к солнцу в поднебесье взлетел.
  * * *
  Умолк на мгновение Мусаиб. Улыбнулся белозубо.
  - Я ведь без тебя жить не смогу, Римушка, солнце ты мое ясное. Ты мне сейчас так нужна.
  - Так уж и жить не сможешь, так уж и без меня, - улыбнулась в ответ ему Алька.
  Посмотрел на нее майор Байсаров серьезно
  - Я не тот человек, чтоб словами бросаться. Выпьем!
  Выпили. И еще. Хорош коньячок. Да и вино красное под мясо неплохое.
  - Полюбил я тебя, дева красная. И вот тебе - в залог любви моей бесконечной, как небо вечернее. От меня!
  Протянул Байсаров ладонь. На ладони - коробочка. В коробочке на бархате синем - брошь. Бриллиантовые цветы. Рубиновые плоды. Изумрудные листики. Основа - платинова. Все вместе - красы неземной.
  Ослепительной.
  * * *
  - Спасибо! - выдохнула с восхищением Алька.
  - Стараемся, - ухмыльнулся майор Байсаров.
  - А не рановато ли? На первом свидании.
  - Пожалуйста, не обижай. Мне уезжать скоро, уже через пару дней. Далеко. Может, на фронт.
  Подстегнула последняя фраза Альку. Какой фронт в мае 1941 года? Пока мир у нас везде царит. Или же фронт грядет в скором времени? Проговорился летун? Задумалась Алька для виду, глазом серозелёным стреляя в героя-летчика.
  Улыбнулся герой-летчик в ответ. Выпил вина. И за шашлык принялся.
  * * *
  Сидят, едят, пьют. Помрачнел внезапно Байсаров. Хмур. Ус зубами кусает. Лоб морщит.
  - Гробят. Нас. Суки.
  - Кто?
  - Есть, ееесть гаденышшши. - хмырится зло Байсаров. - Е-е-есть. Еще выпьем! Война на носу - так перевооружение затеяли. Чем плох Ишак проверенный? Чем плоха Чаечка? Летают медленней? Так ты на вираже возьми, попробуй! Ты пользоваться техникой научись. Не-ет, новые самолеты гонят. Хорошие - но сырые. Скоростные, слов нет. Только на большой высоте. А бой воздушный - он на средних высотах идет. Кого там, за облаками искать? Бомберов? Так вооружите вы высотниками этими систему ПВО. А авиацию поля боя - зачем? Зачем летчиков наших молодых, только-только за штурвал севших, на коней норовистых пересаживать? Когда их переучивать? В бою? Когда технику осваивать? А нам еще и часы налета все сокращают. Бензин, дескать, дорог, он в хозяйстве народном требуется, его экономить надобно... Вот и воюй!
  Замолчал резко Байсаров, словно сам себя оборвал. По сторонам оглянулся быстро. И продолжил, но - спокойнее:
  - Извини, что о делах да о делах. Все проблемы разом решить пытаюсь. Нет, у меня времени, солнце. Совсем нет. Только вечер сегодняшний. Мне перед отъездом в госпиталь на пару дней залечь надо. В Первый Московский коммунистический... Уже завтра. А потом сразу в Минск. Так что времени у нас с тобой на встречи в ближайшие пару месяцев не будет. Потому я так напорист сегодня. Тороплюсь. Боюсь не успеть.
  - Что-то серьезное? Зачем госпиталь?
  - Да нет, обследование обычное. Но я этих врачей, клистирных трубок поганых, знаю. Здорового залечат. Чего нет - найдут. А в округ выехать - нужно в назначенное время. Строго. У меня спецгруз от товарища генерала, а он промедлений не любит.
  Выпили. Продолжили общение далее.
  - А в Минск как - самолетом?
  - Нет, солнышко, поездом. Там контейнер со мной будет с грузом - небольшой, но тяжелый, в самолет загружать неудобно.
  Сузила глаза Алька:
  - Что за груз? Тайна?
  - Нет. Специальные посылки в штаб ВВС для старых знакомых-сослуживцев, да документы кой-какие от товарища Рычагова и из штаба ВВС. Документы хоть и не секретные - но серьезные, по почте пересылать нельзя.
  Навострила ушки Алька:
  - Документы? Что за документы?
  - Так, по мелочи служебной. Сам тольком не знаю. Товарищ Рычагов намеками говорил. Но, думаю, отчеты по аварийности да материалы от НИИ ВВС и военпредов на авиазаводах ведущих. Товарищ Рычагов сейчас очень аварийностью в боевых частях озабочен. Его за это на военном совете песочили и должности сняли. А он говорит - раз сняли, раз я свободен - у меня времени теперь много, со всем досконально разберусь.
  - С чем разберется? С кем именно?
  - С аварийностью нашей проклятой. Тут дело серьезное. Тут копать начнут - головы многих полетят. Особенно в наркомавиапроме. Так что документы те - могут кому-то и головы стоить.
  Подлила Алька Байсарову коньяку в стакан пузатый - да новый вопрос между делом кинула:
  - А зачем их в Минск-то тащить?
  Махнул стакан Байсаров, не поморщившись:
  Хрен его знает. Генерал Копец и товарищ Рычагов друзья еще по Испании. Наверное, товарищ Копец в Западном округе должен все до ума довести с учетом освоения новых истебителей в частях строевых. Ведь они к концу июня вместе с товарищем Смушкевичем доклад большой для товарища Сталина собирались готовить.
  - Прямо для товарища Сталина?
  - Конечно! Дело государственной важности. Смотри, гибнут же классные летуны - один за другим. В мирное время. За последние годы - Чкалов, Хользунов, Серов, Осиипенко, Ляпидевский, Бабушкин... Список продолжать до бесконечности можно. Это - все видные летчики, профессионалы своего дела, асы, летавшие в боевых условиях. Представляешь, что с обычными пилотеми творится? А в последний год, как технику новую осваивать начали - так вообще кошмар.
  - Это были аварии... Несчастные случаи. Так в газетах писали.
  - Аварии??? - напряженно и зло задышал Мусаиб. - Какие аварии, солнце мое? Ни одна авария просто так не происходит. У каждого несчастного случая есть имя, фамилия и отчество. Тут не аварии. Тут - бери выше. Тут вредительство настоящее.
  Хлопнул Байсаров коньячищу сто грамм.
  - Или хуже. Всех их конструкторов, тварей сажать надо... В тюрьме вредить не дадут!
  * * *
  Вспомнила Алька отца и его друзей-конструкторов. Посмотрела она на Байсарова. И вот тут-то Алька почувствовала, что такое настоящее бешенство. То самое. Которое заливает взгляд кровью. Которое нельзя контролировать.
  Сжала она стакан, да так, что стакан трещиной пошел.
  Но не разбился.
  * * *
  Промелькнуло мгновение ярости. Глубоко вздохнула Алька да выдохнула. Посмотрела на Байсарова - не заметил ли чего. Но Байсаров слишком увлечен мыслями своими, теми самыми, которые развивал перед Алькой стремительно, кося глазом горячим, да дыханьем коньячно-одеколонным.
  Шепчет майор негромко, чтоб за столиками другими не слушали за гулом ресторанным, да за музыкой цыганской с эстрады:
  - У нас же, солнышко, понимаешь, везде никто никогда работать не будет без надзирателя. Без нагана да маузера. Без военного режима. Война на носу. Война! А мировая война так и вообще уже идет несколько лет. Нам воевать, а у нас - брак, прогулы, разгильдяйство, очковтирательство. Нас в Финляндии эти враги всех подставили! Вредители! Мандалаи! Нет, ты не думай, наша страна самая лучшая в мире. Мы любого врага разгромим единым могучим ударом на земле, в небесах и на море. Но зачем врагу своей-то глупостью-то помогать. Глупости у нас - ого!
  * * *
  Успокоилась Алька стремительно. Миг - и снова улыбается радостно. Кивает она Байсарову согласно.
  - Нужен жесткий режим. Всех врагов - к стенке. Всех вредителей - на Колыму. Всех этих горлопанов-митинговщиков-политруков - от власти. Только мешают, а делать ничего не умеют. В Финляндии, помню, - газет хуеву тучу привозят, а топлива, блядь, нормального нет, масла нет, боеприпасов нет, полоса взлетная от снега не расчищена! А ты лети - воюй. Всю эту глупость, которая одним врагам на руку, каленым железом выжечь без жалости. У власти должны быть специалисты. Профессионалы. Должны быть те, кто дело знает... Кто работать умеет.
  - А товарищ Сталин, - закинула крючок Алька.
  Налились кровью глаза Мусаиба - вдругорядь. Зашептал майор, заикаясь:
  - Он-то здесь при чем. Охренела? Да если б не он, мы бы ... под Германией да под Антантой были бы. Уже лет двадцать как... Кранты без него государству нашему рабочих и крестьян... Без него кто я? Сейчас бы коз в горах пас. Представь себе, что будет, коли его не станет - ведь... если бы не он, то и нас бы не было!
  Еще водки в стакан налил и - выпил махом одним:
  - За товарища Сталина!
  * * *
  Послушала Алька горячие речи Байсарова. Подумала сперва Алька, что Байсаров - враг скрытый: уж больно странные речи ведет он, уж больно похоже на клевету злобную, что о власти Советской распространяют буржуины проклятые. И подумывала уже Алька сообщить обо всем Ивану Иванычу, товарищу Кнышу или по своему каналу напрямую в ЦК. Байсаров - военный. Герой. Среди его знакомых - высшие руководители Красной Армии и советской боевой авиации.
  А что, если они промеж собой такие разговоры ведут? А что, если дело разговорами не ограничивается?
  Это же...
  Это же - заговор!
  Как в 1937 году.
  Как группа Тухачевского. Только сейчас все страшнее - сейчас они и не скрывают, что скоро грянет война. Заговор на пороге войны.
  Заговор. Заговор! Заговор!
  * * *
  И вновь заставила себя Алька в одно мгновение успокоиться.
  Если и заговор это, понеслось у нее в голове, то странный какой-то. Заговорщики не прячутся, не скрываются. Заговорщики открыто пьют и недовольство свое по пьяни выбалтывают. Заговорщики не просто выбалтывают - но выбалтывают первой попавшейся девчонке, которая обязательно на них настучит, куда следует, просто потому, что это долг любого советского гражданина.
  И про почти-секретный пакет-бандероль в штаб ВВС Западного особого военного округа выбалтывают тоже.
  Поняла Алька, что никакого заговора нет. Что летчики переживают просто и остро за свое дело военное, за успех войны грядущей, за бои и сражения будущие - и только.
  Что из них заговорщики - как пуля из одного материала всем известного.
  Только... язык бы им всем держать. За зубами.
  А то так - договорятся, добрешутся. И ордена не помогут.
  * * *
  И сказала тогда Алька Мусаибу:
  - Не печалься. Давай-ка лучше выпьем. Чтоб ты генералом стал.
  Выпила чуть-чуть, лишь губы смочив. И еще улыбнулась.
  И коробочку с подарочком драгоценным подле себя на стол положила.
  Нужно ли сообщать о заговоре. Да.
  А о пьяных разговорах уставшего от жизни героя - зачем?
  Мучила ли Альку совесть? Нет, не мучила!
  * * *
  Пошли Алька с Мусаибом к выходу. Выпил Мусаиб не много. В смысле, не то чтобы много, но очень-очень много. Но идет ровно и говорит трезво. Одежду взял в гардеробе, в двери пропускает Альку.
  Аж зарделась Алька от ухаживаний таких, мужских, сильных, красивых. Тут тебе и цветы, и ресторан, и брошечка платиновая - вот она, в лапке чуть вспотевшей. Не кладет Алька в карман плаща коробочку бархата синего. Уж больно по нраву ей букетик платиново-рубиново-изумрудный.
  Никогда за собой она слабости к ювелирным побрякушкам не замечала - а вот подишь ты!
  Вышли Мусаиб с Алькой на бульвар, к месту, где машину оставили.
  Вот тут-то и фокус - место есть, а машины нет. Даже следов.
  * * *
  Увидел Мусаиб отсутствие машины. Узрел. Ногою топнул да рукой прихлопнул.
  - Вот же блядь. С-с-суки!
  И ликом кровью налился бурдовой. Альку от двери отодвинул, дверь тяжеленную в сторону отшвырнул - и вновь в холл двинулся, на швейцара испуганного наступая:
  - Ты чего тут стоишь, бля! Ты какого хера!.. Где моя машина, мудак?!
  И швейцара за грудки - обеими руками - к роже своей перекошенной, глазам кровушкой налитым да рту слюною брызжущей - притянул. Отпрянул швейцар, толкнул Мусаиба в грудь орденоносную.
  Тут - потерял Мусаиб равновесие. От алкоголя выпитого - иль еще от чего. Начал падать товарищ Байсаров - как, наверное, когда-то под Сортавалой на своем "Ишаке" с движком пробитым. Только теперь без "Ишака", пешком. Рухнул Мусаиб на спину плашмя - позвоночником в порожек, а головою в дверь, в проем открытый. Отлетела фуражка его летная в угол, золотом бликуя да лазоревым околышем отсвечивая.
  И дверь - та, которую он сам пять секунд назад отшвырнул в сторону со всей силы своей богатырской - с той же силой ударила его в голову. В висок. Краем сталью окованным. С кровью.
  Хрюкнул Мусаиб. Захрипел Мусаиб. И ногами задергал в сапогах хромово-блестящих. И глаза закатил.
  * * *
  И вот тут-то вновь, как в Варсонофьевском, увидела Алька - как умирает человек. Как вместо человека приходит его отсутствие. Как стон переходит в хрип - и наоборот. Как пред тобою свершается великое таинство смерти.
  Только не быстро-мгновенно, как в тот раз, а медленно. И ужасно.
  И почувствовала, как сама падает - вниз, вниз, вниз...
  И схватилась она за дверь.
  Тут и швейцар выскочил, в свисток свой дуя.
  Как ветром сдуло с тротуара от того свиста Альку. Кинулась Алька прочь, опасность чуя инстинктом внутренним. В трамвай вскочила, звонко-звенящий, который как раз рядом проходил. На подножку. Оп-па! На матерящуюся кондукторшу не глядя. Кондукторше - рубль коричневый в лапу сразу. Чтоб замокла.
  Только ее и видели.
  Бегут к дверям ресторана два милиционера от Арбатской площади, сапогами топают.
  Уходит трамвай вверх по бульварам, к Никитским воротам, сверкая огнями.
  А коробочка синего бархата - на асфальте тротуара сером осталась.
  Лежит себе, полеживает.
  * * *
  Почему Алька бежать бросилась? Почему повела себя так, будто это она виновата в том, что Байсаров потерял равновесие, потому что хотел ударить швейцара, потому что вышел из себя, потому что, выпив, он легко теряет над собой контроль, а сейчас он его потерял мгновенно, потому что пропала его машина, и из-за того всего вечер, столь романтически начавшийся и перетекавший в столь же романтическую ночь, закончился столь неромантично?
  Сложно сказать. Возможно, потому что все вокруг нее смешалось камушками калейдоскопа пестрого - римкино свидание, байсаровские ухаживания, терпкое вино и тонкий дым сигарет заграничных. Возможно, потому что кавалерийский натиск майора Байсарова в какой-то момент заставил даже ее забыть о холодном рассудке и ясном разуме. А возможно - виной тому заговор, занявший мысль Алькину плотно и жестко, как заноза, не вынешь-не выкинешь.
  Может быть, все происходящее - и есть того заговора след?
  Начал Байсаров языком трепать - и сработал механизм невидимый?
  * * *
  Прошуршал трамвай по Бульварному кольцу. По Никитскому да по Тверскому, по Страстному да по Петровскому. Люди входят и выходят. Больше выходят. Время позднее.
  Пошел вагон вниз от Петровки к Трубной. Остановился.
  Выпрыгнула Алька из трамвая.
  Покатил вверх трамвай, к Сретенке. А Алька - по Цветному поскакала пешочком. Время уже позднее, а бульвар-то темный. Это только в песне поется, что стала ныне в Москве ночь на день похожа, а товарищу-прохожему встречному ночью на улице московской люди песню петь предлагают.
  В песне-то, может, и так, а на Цветном да на Сретенке вечером поздним весенним люди лихие прохожим предлагают обычно другое. Например, кирпич купить. Просто кирпич. Купить. Червонцев за десять. Или советуют просто поделиться по-хорошему. Всем, что есть. А ты что, ты против? Ты разве не любишь ближнего своего? Любишь, сука? Так делись!
  Потому Алька - вся внимание. Но ей все проще: кто за сто первым километром выжил, тот и в Москве на районе паханом станет.
  Бежит Алька по тротуару - цоп-топ! Обогнал тут Альку еще один трамвай, желтым светом сияющий, что по бульвару к Садово-Самотечной спешит. Тормознул трамвай на остановке. Из трамвая - девчонка выскочила с букетом цветов в руках. И сразу - влево метнулась, к цирку. Будто тень ее, Алькина. Узнала сразу Алька Римку. Точнее, платье свое красное, да туфли к нему, да пальто светлое.
  Заспешила Алька за Римкой. Но быстро бегает Римка - не успела Алька до перехода добежать, а Римка уже в подворотне скрылась.
  Понятно - почему.
  Центральный вход в цирк уже закрыт, и потому сейчас можно пройти только в боковой, из дворика того самого, куда та подворотня ведет: там хоть вахтер и побухтит тяжело, но пропустит. Правда, директору бумагу напишет, но это не так страшно. А с вахтером лучше вдвоем беседовать, в численном, так сказать, превосходстве.
  * * *
  Забежала Алька следом за Римкой в подворотню длинную, во двор внутренний глухой ведущую. Из нее - мимо помойки - нужно пробежать через дворик к воротам, а за ними - к служебному входу. Дрожит над тротуаром запах тонкий духов французских. Какое-то движение, шорох, возня в подворотне. Вроде как кто-то палкой в забор лупанул. И вскрик - иль не вскрик, а так, почудилось. Темнота здесь - кромешная. Даже пальцев руки, к глазам поднятой, не видать.
  С писком брызгают крысы из-под ног. Эх, хорошие крысы, толстенькие, хвостатые. Правильно - ведь здесь же буфет цирковой всю продукцию второй свежести утилизирует. Не боится крыс Алька. Воняют помойные контейнеры. Но и вони Алька тоже не боится. А вот когда в темноте под ногами что-то мягкое и скользкое оказывается - не столько страшно, сколько, так сказать... неприятно. И еще падать на это все тоже неприятно.
  Вот Алька и упала. Что-то нащупала. Ткань знакомая. Как у платья красного. Нога человеческая. Ступня в туфельке. Цветы в беспорядке разбросанные. И рука. И клач чуть в стороне валяющийся. И голова. И волосы. И липкая гадость теплая, густая. И кровью - вонью в нос.
  Похолодела Алька. А тут и глаза к полумраку попривыкли.
  И увидела она. Точнее - почувствовала глазами широко распахнутыми.
  Тело. Свое. Точнее, свое платье, свои туфли. Себя.
  С перерезанным горлом. От уха до уха.
  * * *
  Согласитесь - два трупа за день это перебор. А если один из них твой собственный - тем более.
  Хотя мозг тут же выдал: если она здесь, то там не она. И платье ее - не на ней.
  И вывод все тот же безжалостный мозг - это тело ее двойника.
  Римки.
  И вот этого уже Алька вынести не смогла.
  И никто бы не смог.
  Села Алька рядом. В кровь густеющую. Задницей своей. И икрами.
  И заплакала.
  * * *
  Плачет Алька. Во второй раз в жизни.
  Плач - это плач. Слабость. Ведь ты плачешь - а ноги в крови. И ты плачешь - а труп пред тобой.
  Остановила рыдания Алька резко и внезапно. Секунд через пять.
  Дыханье перевела.
  И только потом услышала шаги удаляющиеся - топ-топ-топ!!!
  Там убегал он.
  Убийца. Затаился, пока Алька не вбежала во двор, и - деру дал.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"