Не буду приводить многочисленные определения сионизма и антисемитизма, имеющиеся в различных словарях и энциклопедиях, и различающиеся, главным образом, степенью эмоциональности оценок. Углубимся в истоки...
Основоположником доктрины сионизма считается Теодор Герцль. В своей книге "Еврейское государство", написанной в 1896 г., он обосновал и технически развил в новых условиях библейскую идею массового переселения евреев в Землю Обетованную и проработал многочисленные детали этой во многих отношениях непростой операции. В частности, он предлагал начать с переселения беднейшей части евреев для обустройства новых мест, а затем могли бы подтянуться и более состоятельные соотечественники. Как мы видим сейчас, первой стадией всё и ограничивается: богатые евреи находят для себя возможности безбедно существовать во многих странах - в США, Европе, России...
Герцль считал, что никакими другими средствами антисемитизм не преодолеть. Вот что он писал о еврейском вопросе и антисемитизме:
"Итак, я думаю, что электрический свет был найден не для того, чтобы повсюду освещать некоторые украшение пышных комнат, а чтобы при его свете могли разрешаться мировые вопросы человечества, из которых одним, и далеко немаловажным, является еврейский. Разрешая его, мы делаем благое дело не только для себя самих, но в для многих других тружеников, обремененных невзгодами жизни.
Еврейский вопрос существует, и было бы безумием его не признавать. Это несчастное наследие средних веков, с которым культурным народностям едва удается теперь справиться при всем своем великодушном желании, обнаружившемся в том, что они дали нам эмансипацию, но она не была в состоянии устранить существующего порядка вещей, и еврейский вопрос неминуемо возникает там, где только мы скопляемся в значительном количестве, где же его нет, туда привозят его эмигрирующие евреи.Мы, конечно, стремимся туда, где нас не преследуют, но с нашим появлением наступают и преследования. Это будет продолжаться даже в таких высокопросвещенных странах, как Франция, до тех пор, пока еврейский вопрос не будет политически разрешен. Несчастные евреи ввозят теперь антисемитизм в Англию, как они ввезли его в Америку. Я хотел бы разобрать и уяснить себе антисемитизм, который оказывается слишком запутанным явлением, я рассматриваю его как еврей, но без всякой тени ненависти или страха. Я хотел бы понять, что в антисемитизме - голая насмешка, общая зависть, врожденное предубеждение, религиозная нетерпимость, и что - мнимо-необходимая оборона; считая вместе с тем еврейский вопрос - вопросом социальным и вопросом религиозным, насколько в нем есть мотивы на подобное название, я, чтобы разрешить этот национальный вопрос, нахожу необходимым и предлагаю сделать его мировым вопросом с политическим оттенком, и тогда пусть разрешат его культурные народы.
Мы народ своеобразный, народ особый.
Мы повсюду вполне честно пытались вступить в сношения с окружающими нас народами, сохраняя только религию наших предков, но нам этого не позволили."
(выделено М.Л.)
Вот для чего, оказывается, было изобретено электричество!!! А еврейский вопрос до сих пор не решен... Что же еще нужно изобрести для его решения?!
Чем еврейский вопрос отличается от любого другого национального вопроса?!
Почему, несмотря на происходящее по различным поводам обострение межнациональных отношений, например, между русскими и чеченцами, грузинами, эстонцами не возникает даже терминов вроде античеченизма, антигрузинизма, антиэстонизма?!- Может быть потому, что многие разумные люди понимают, что нельзя возводить неприязнь на уровне межличностных отношений на межнациональный уровень? Может быть, потому, что разумные люди считают некорректным превращать свои национальные вопросы в "мировые"? Обратите внимание на откровенность постановки вопроса Герцлем - давайте поднимем статус наших проблем на общемировой уровень и пусть все "культурные народы" этим займутся!
Почему никакому другому народу подобная идея не пришла в голову?- Да потому, что никто из них не претендует на свою особую роль в мировой истории, а евреи претендуют.
Если говорить о других малых нациях, не имеющих собственной государственности (в состав СССР входило более сотни таких наций), то отличие евреев, главным образом - в декларируемой ими своей "особой роли".
Евреи подвергались жестоким притеснениям?- Да. А другие малые народы, разве нет?! Вспомним хотя бы депортацию народов в России во времена Второй мировой войны...
Если говорить о "титульных нациях" типа русской, немецкой, французской и т.п., то еврейский вопрос отличался отсутствием собственного государства (до образования государства Израиль). Сейчас и этот "недостаток" исправлен, однако еврейский вопрос всё равно никак не хочет решаться!
В связи с этим возникает другой вопрос: "Что же предполагает, по мнению евреев, решение еврейского вопроса?" Возможно, честный ответ на этот вопрос звучал бы так:
"Чтобы все признали особую роль евреев и чтобы евреям везде было хорошо."?
Боюсь, что этого не случится никогда. Разве неясно, что само возникновение христианства, ставящее на равные основания "и иудея, и эллина", имело в своей основе нравственный протест против формализма и схоластики иудаизма и претензий иудеев на свою исключительную роль среди всех населяющих землю народов?
Похоже, что этот вопрос вообще не имеет ответа - он некорректно поставлен.
Как мы видим, основной причиной возникновения антиеврейских настроений Герцль считает "скопление евреев в значительном количестве", т.е. сам факт присутствия евреев в данной местности.
Почему такие настроения не возникают в отношении любых других малых наций, как то армян, латышей, чукчей и многих других? - Герцль не задается напрямую этим вопросом, но дает на него косвенный ответ: "Мы народ своеобразный, народ особый."
Таким образом, хотя сионизму и удалось решить главную поставленную перед собой задачу - создание собственной государственности на Земле обетованной - еврейский вопрос сейчас дальше от своего разрешения, чем сто лет назад:
- многие евреи не является последовательными иудеями и/или сионистами. Они ставят своё материальное благополучие выше идеологических соображений и предпочитают жить там, где они могут получать более высокую норму прибыли, пусть даже во враждебном окружении. Хотя, разумеется, они, по мере возможности, как всякий нормальный человек, стараются обеспечить себе и своим родственникам должный уровень безопасности "в месте временного пребывания" и "надёжный запасной аэродром" в виде альтернативного гражданства, а также денежных вкладов и недвижимости... так, чтобы, при возникновении угроз, можно было быстро и без особых потерь уехать.
- ведущаяся по всему миру в СМИ затратная борьба с антисемитизмом (независимо от его фактического наличия), выполняет чрезвычайно важную функцию - превентивное снижение рисков пребывания евреев вне Земли обетованной;
- борьба за признание жертв холокоста, при всей своей "идеологической обложке", имеет в основе экономический характер - это способ заставить раскошелиться на компенсации многие развитые страны и, в первую очередь, Германию. Дурные примеры заразительны, поэтому нет ничего удивительного в том, что Украина требует признать "голодомор", а страны Прибалтики пытаются получить с России компенсацию за "оккупацию"... и стоит только дать слабину - Россию разденут догола.
Таким образом, сионизм, в его современном виде, считает своей основой антисемитизм. С другой стороны, антисемитизм черпает свои истоки в неприятии базовой идеи сионизма - идее "своеобразии, особенности" и исключительной роли, "богоизбранности" еврейского народа.
Таким образом, сионизм появился в качестве антитезы антисемитизма, будучи выражением древней еврейской идеи "обретения земли обетованной".
Антисемитизм, в свою очередь, возник как отрицание "избранной роли" еврейского народа, приобретая, по мере развития, различные формы.
Будучи формальными антагонистами, сионизм и антисемитизм сходятся в главном: евреи должны жить отдельно от остальных народов, в своей собственной стране.
То, что для одних - основа объединения, для других - причина отторжения.
По сути, антисемиты, поддерживая декларируемую евреями "исключительность" своего народа, настаивают на исключении их из мест обитания своих народов.
Стоит заметить, что многие из тех, кто бросает во все стороны обвинения в антисемитизме, не являются последовательными сионистами, т.е., несмотря ни на что, предпочитают жить "в странах, где их не любят".
В отличие от Герцля, они уже не считают антисемитизм "неистребимым злом", а смело вступают в борьбу с ним "на его территории", и, в ряде случаев, успешно. Чего стоит одно только судебное решение, осуждающее одного из европейских ученых за непризнание холокоста?! Хотя, казалось бы, признание/непризнание чего-либо - личное дело каждого.
Никто не может и не должен преследоваться за свои убеждения!
Однако, общественное мнение некоторых европейских стран уже деформировано настолько, что считает "правильное решение" еврейского вопроса важнее общечеловеческих ценностей!