Аннотация: Первый стихотворный сборник, где инфантильная лирика Серебряного века пересекается с неистовой поэзией Цивилизации технарей под удары медного колокола.
АЛЕКСАНДР МАРТОВСКИЙ
ВРЕМЕНА ПЕРЕХОДА
1. У ИСТОКОВ
Время было такое, называется Цивилизация технарей, когда физики раздавили лириков. Чувствовать считалось не совсем прилично. Чувства принимались за слабость ума, за бесполезный балласт и ошибку природы. А сами физики походили на те машины, что создавали в неисчислимых количествах в Цивилизацию технарей. Железные, прямые, непробиваемые, в шипах и иголках.
И все-таки они чувствовали.
***
Ложится лист. Спокойно, твердо
Рука скользит, не зная пут.
И строчек ровные когорты
Из-под пера встают, встают.
И вот послание готово.
Его читаешь в сотый раз,
И кажется оно не новым,
Но так желательным сейчас.
И строки придают отваги,
И жизнь становится легка,
Но рвешь листок, и по бумаге
Опять скользит твоя рука.
***
В белой дымке тумана
Оплывают снега,
Обнажая поляны,
И леса, и луга.
В алой дымке рассвета,
Пробуждаясь от сна,
Бьется сердце поэта -
И приходит весна.
***
Жизнь, как река, широка, полноводна,
Льется потоком, грохочет, ревет,
Воды несет по долине бесплодной,
Словно веков золотой хоровод.
Сеет несчастье и счастье срывает,
Влагу дает или сушит поля...
Жизнь, как река - не видать ее края.
Жизнь коротка, как речная струя.
***
Камень каменный,
Железяка железная.
А во мне много пламени
И другие нелепости.
То бывает мне весело,
То пришли мысли грустные.
Но отправлю их к лешему.
Потому что я чувствую.
***
Пустыня. Все глухо, все дико вокруг,
Какой-то абсурд нежилой.
Лишь сердца последний и трепетный стук
Ее нарушает покой.
И мысли и счастья она лишена,
И бурных веселых речей.
Но только наступит в пустыне весна,
Как все переменится в ней.
***
Как хочется всласть искупаться в траве
И руки раскинув глядеть в поднебесье,
И маленькой птичкой парить в синеве,
И петь серебристые, нежные песни.
Как хочется легкою серной лететь
По степи привольной, по кручам и горам,
И огненным солнцем на небе гореть,
И звездным дождем окунаться в просторы.
На тучах кататься и с ветром дружить,
Питаться туманом и отблеском лунным,
Всегда быть любимым и вечно любить,
И вечно в любви быть неистовым, юным.
***
Капелька чистая,
Капля воздушная,
Солнцу лучистому,
Ветру послушная.
С неба слетела
Пушистой снежинкой,
В ветках созрела
Колючею льдинкой.
Долго морозами
Злыми хранилась,
Но на ладони
Твоей очутилась.
Ты улыбнулась,
Ее приласкала -
Капелька белая
Радугой стала.
***
Ночь и тоска. Покрывалом холодным
Скрыли они золотые луга,
Скрыли просторы реки многоводной,
Спрятали в дебрях ее берега.
Сядь на пороге, взгляни на мгновенье
В звездную гладь. Мысли мрачные прочь
Сразу уйдут, и услышишь ты пенье
Русских просторов в безлунную ночь.
***
Тишина на дворе. Все застыло, заснуло.
Голосов ручейки перестали звучать.
В дрему кануло все и в ночи утонуло,
Чтобы с первым лучом пробудиться опять.
Чтоб растаять от сна в лучезарном рассвете
И парить, и греметь над остывшей землей,
Чтобы солнечный луч свежей плесенью встретить,
Любоваться и жить первой вешней зарей.
Так бывает всегда, если в сне одиноком
Вся природа вокруг на мгновенье замрет
И взорвется потом непокорным потоком,
Все сметет пред собою, сломает, снесет.
Чтобы вечно цвести, чтобы вечно рождаться,
Чтобы вечно сиять и такой же мечтой.
Чтобы вечно кипеть, чтобы вечно влюбляться,
Быть прекрасной всегда и всегда молодой.
***
Я тебе подарю
Чувства робкий росток,
И рассвет, и зарю,
И весенний цветок.
И с улыбкою нежной
Оставлю свои
И мечты, и надежды,
И грезы любви.
2. ДВУСТИШИЯ
Техническое стихосложение было в некоторой степени однобоким и узконаправленным. Оно как удар плети. При минимальном усилии достигался практически максимальный успех. Виртуозы стиха вкладывали мысль в одну строчку. И наслаждались. Но эта строчка для непосвященных уже не казалась стихом.