Мартин Евгений Андреевич : другие произведения.

Цвет в поэзии. Моё неожиданное открытие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Цвет в поэзии. Моё неожиданное открытие
  
   Сегодня я вспоминал одно стихотворение Андрея Вознесенского, и сделал неожиданное открытие.
   Я понял, как мало у нас поэтов, пишущих именно цветные, яркие, во всю палитру красок, стихи.
   Вот вчерашняя моя заметка, где я сравнивал Анну Ахматову и Марину Цветаеву, в которой я вроде бы их основное отличие для себя обозначил, теперь, я осознал, не содержала ещё одного важного их противопоставления.
   Ахматова - поэтесса монохромная, "тёмная", все цвета в её стихах сдержанны и приглушены. Большинство её стихов - это скорбь, сквозь которую прорываются очень сильные чувства, но эти чувства уже подавлены, осмыслены, укрощены.
   Если хотите бурлящей радости, восторга перед жизнью, бескрайнего счастья - идите не к ней, открывайте стихи Цветаевой. Сдержанность и закованность чувств в стогую оболочку стихов Ахматовой не поможет вам выразить это буйство чувств.
   Что касается А. Вознесенского, то он тоже в своих стихах на краски не скупился. Бросал на свои "полотна" их полными горстями.
   И дело именно в красках, а не просто в "визуальной" заточенности поэзии Вознесенского.
   ("Поэты, отращивайте глаз!" - призывал он собратьев в одном из своих прозаических произведений, и "отрощенность" его собственного глаза нельзя было не заметить. То, что те вещи, которые он описывает, он очень хорошо в и д и т, и обязательно показывает и читателю, бросалось в глаза. Правда, когда он сравнил ромашку с разрезанным яйцом: желток и белок, я уже не выдержал и взмолился: "АА, хватит! Остановитесь! Это уже чересчур!")
   А теперь, когда я понял, что поэты различаются для меня по цвету, я быстро пробежал по своей памяти, и понял, что самыми живописными из поэтов, несомненно, являются для меня Вознесенский и Цветаева. Плюс Мандельштам, но который рисует, скорее, на чёрном фоне. Зато тем ярче вспыхивают огни голубые, рубиновые, изумрудные, алмазные, впаянные им в его стихотворные полотна.
   Но в своём столь неожиданном вИдении стихов я отнюдь не нов, сразу вспомнил я. Вот Наташа Ростова у Льва Толстого тоже однажды взялась описывать общих ей с её кружком знакомых по форме и цвету, и её характеристики оказались довольно точны. Я уже запамятовал, как она обрисовала "общее впечатление" от Бориса Друбецкого, но зато помню, что Пьер у неё был "квадратным и красно-синим".
   А стихотворение, которое поразило меня сегодня буйством красок, это "Храм Георгия Неокесарийского, что на большой Полянке"
   Названье "Неокесарийский"
   Гончар по кличке "Полубес"
   Прочёл как "Неба косари мы"
   И ввёл подсолнух керосинный,
   И синий фон, и лук серийный,
   И рАзрыв-травы в изразец.
  
  
   И слёзы очи засорили,
   Когда он на небо залез.
  
  
   - Ах отчаянный гончар,
   Полубес,
   Чем глазурный начинял
   голубец?
   Лепестки твои, кустарь,
   из росы,
   Только хрУпки, как хрусталь,
   изразцы,
   Только, цвет твой, как анчар,
   ядовит.
   С высоты своей гончар
   говорит:
  
  
  
   - Чем до свадьбы непорочней, -
   Тем отчаянней бабец,
   Чем он звонче и непрОчней -
   Тем извечней изразец.
   Нестираема краса -
   изразец.
   Пососите, небеса,
   леденец!
  
  
   Будет красная Москва -
   от огня,
   Будет чёрная Москва -
   головня,
   Будет белая Москва -
   от снегов...
   Всё повылечит трава
   изразцов.
  
  
  
   Изумрудина огня...
   Лишь не вылечит меня!
   Я к чужой жене ходил,
   лук косил.
   В изразцы её кровь
   подмесил.
  
  
   И, обняв оживший фриз,
   белый весь,
   С колокольни рухнул вниз
   Полубес.
  
  
   Затуманила слеза,
   Соль веков,
   Изумрудные глаза
   Изразцов...
  
  
   Когда я в полночи бессонной,
   Гляжу на фриз полубесовский,
   Когда тоски не погасить,
   Греховным храмом озаримый,
   Твержу я: "Неба косари мы!
   Косить нам - не перекосить".
  
   Ну вот, кажется, исчерпывающее объяснение того, почему сегодня мне в голову пришла такая неожиданная мысль о "цвете в поэзии".
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"