14.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 1-8.
ТЕКСТ 1
арджуна увача
джйайаси чет карманас те
мата буддхир джанардана
тат ким кармани гхоре мам
нийоджайаси кешава
арджунах увача - Aрджуна сказал; джйайаси - лучшая; чет - если; карманах - кармической деятельности; те - для Тебя; мата - считающаяся; буддхих - разум; джанардана - о Кришна; тат - поэтому; ким - почему; кармани - в деле; гхоре - в ужасном; мам - меня; нийоджайаси - вовлекаешь; кешава - о Кришна.
Aрджуна сказал: О Джанардана, о Кешава, если Ты считаешь, что деятельность на уровне разума лучше деятельности ради ее плодов, то почему же Ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную войну?
БОГ: Почти правильный перевод. Но речь не о деятельности на уровне ума, а речь идет о буддхи-йоге, или перевод такой: "1.Арджуна сказал. О, Джанардана, Ты считаешь, что путь преданного служения буддхи-йоги выше, чем кармическая деятельность. Так почему же, о, Кешава, Ты вовлекаешь меня в эту ужасную кармическую деятельность.".
КОММЕНТAРИЙ: В предыдущей главе Верховный Господь Шри Кришна подробно описал природу души, чтобы вызволить своего близкого друга Aрджуну из океана мирской скорби.
БОГ: Не был Арджуна другом Бога Кришны. Нельзя это провозглашать, ибо такое понимание греховно. Бог Кришна есть Высший Управляющий, Творец, Изначальная Личность. Арджуна, подчиненное живое существо. Есть Бог и Его творение. Бог отрешен от Своего творения и ни входит с ним ни в какие отношения.
Он также указал ему путь духовного самопознания: буддхи-йогу, или путь сознания Кришны.
БОГ: Да, это верно.
Некоторые люди ошибочно считают практику сознания Кришны пассивным методом духовного совершенствования и пытаются пробудить в себе сознание Кришны, повторяя святые имена в уединении.
БОГ: Если человек вследствие некоторых своих умозаключений пришел к выводу, что из всей практики преданного служения ему следует только читать джапу, вибрирование Святых имен Бога Кришны, в уединенном месте и этого будет достаточно, чтобы пробудить в себе сознание Бога Кришны, минуя духовные практики и изучение Святых Писаний, то надо понимать, что и этот человек получил изнутри такое для себя Указание Бога в соответствии со ступенью его материального и духовного развития. Несомненно, такой путь неверный, но для его ступени, для его уровня качеств, для его степени понимания этот путь лучший, есть привлечение к сознанию Бога Кришна что называется по первому кругу. Этот путь для него приемлем, этот путь дал ему Бог через его мыслительный процесс и дал ему приемлемое для его уровня обоснование такого выбора или решения. Пусть так идет, пусть занимается такой практикой, пусть учится хоть таким образом сосредотачиваться на Боге Кришне. В свое время и своим путем он все будет проходить по полной программе. Всему свое время. Осуждать его не следует. Он пожнет свои плоды. И таким образом тоже Бог в человеке сеет семя преданного служения. Эта работа Бога. Обсуждение таких и других примеров не достойно Святого Писания. Это личный путь человека, его проба, первый опыт. Так ему дал Бог. Каждый к преданному служению идет своим путем, уникально, неповторимо. И нет ни одного, кто бы в итоге не пришел к полноценному и беспримесному преданному служению.
Но человеку, который не овладел философией сознания Кришны, не рекомендуется повторять имена Кришны в уединенном месте, поскольку это не принесет ему ничего, кроме дешевой популярности среди неискушенных людей.
БОГ: Этот путь несомненно не может быть рекомендован никому, ибо это частный случай. Но для данного человека все же и таким образом путь к Богу Кришне начат и будет продолжен.
Aрджуна тоже думал, что заниматься практикой сознания Кришны (буддхи-йогой), то есть использовать свой разум для обретения духовного знания, - значит удалиться от дел и совершать аскезу в уединенном месте.
БОГ: Арджуна думал так, как позволял ему Бог на его ступени материального и духовного развития, думал в соответствии с теми религиозными знаниями и практиками, которые бытовали в то время и другое понимание ему было взять неоткуда. Другое понимание, совершенные духовные знания начинал ему давать Бог. Мыслить через призму этих знаний, оперировать ими применительно к своей ситуации Арджуне было не просто. Он вел себя адекватно в соответствии со своими качествами и духовной ступенью. Но Бог давал Арджуне совершенные духовные знания более высокой религиозной ступени и освоить их сразу было для Арджуны не просто. Поэтому Бог его в диалоге полностью контролировал, давал правильные мысли, правильные вопросы, чтобы диалог состоялся с пользой и для Арджуны. Поэтому осуждать Арджуну не следует. Он был точен в словах и понимании и постепенно шаг за шагом Бог его приближал к тем знаниям, через призму которых он и должен был сделать для себя окончательное решение об участии в сражении.
Иными словами, он хотел уклониться от участия в битве, используя сознание Кришны как предлог.
БОГ: Нет, Арджуна искренне спрашивал, ибо ему не все было понятно. Ни в чем не хитрил и не искал предлог, ибо в противном случае он бы не подошел по своим качествам и уровню понимания для диалога с Богом.
Но, будучи искренним и серьезным учеником, он сообщил об этом своему духовному учителю, Кришне, и спросил, как лучше всего поступить. Отвечая Aрджуне, Господь Кришна подробно рассказал о карма-йоге, или деятельности в сознании Кришны, которой и посвящена эта глава "Бхагавад-гиты".
БОГ: Бог не был духовным учителем Арджуны. Бог Наставлял Арджуну как Высший Управляющий.
Твои противоречивые наставления смутили мой разум. Поэтому, прошу Тебя, скажи определенно, какой путь приведет меня к истинному благу?
БОГ: Перевод правильный. Но Наставления Бога были никак не противоречивыми, но как смешанными и Арджуна не мог в них сосредоточиться и понять, как именно ему употребить те Совершенные знания, которые ему давал Бог, в вопросе своего участия в сражении.
КОММЕНТAРИЙ: В предыдущей главе, которая является вступлением к "Бхагавад-гите", были описаны различные пути и методы духовного совершенствования: санкхья-йога, буддхи-йога, обуздание чувств с помощью разума и бескорыстная деятельность, а также рассказывалось о положении преданного-неофита.
БОГ: Ничего не было сказано о бескорыстной деятельности и ничего Бог не Говорил о неофите в преданном служении.
Все это было изложено без определенной системы.
БОГ: На самом деле все было изложено достаточно последовательно. Но автор комментариев многие стихи переводил произвольно, приукрашивал, терял смыл и суть стиха и связь между стихами, вследствие чего 2 глава ему предстала как запутанная, и видимо такой, как ему показалось, должна была быть понята Арджуной. И не очень ошибся насчет Арджуны, ибо в тексты надо вникать, изучать неоднократно, находить связь между ними, логику последовательности и тогда все будет понятно. Но это требует труда, требует большой духовной практики, ибо сокровенную часть знания Бог открывает через мыслительный процесс тому, кто обладает необходимыми качествами, добродетелен, аскетичен, идет по пути очищения своего существования, непременно поклоняется Богу и достаточно долгое время задействован в преданном служение и духовных практиках.
Но для того, чтобы человек мог овладеть этим знанием и действовать в соответствии с ним, необходимо было изложить его более последовательно. Поэтому Aрджуна хотел разъяснить все кажущиеся противоречия, чтобы обыкновенные люди могли понять слова Кришны однозначно и не искажать их смысл.
БОГ: Не думал Арджуна о других людях, но был сосредоточен на себе, на своем выборе, на том, чтобы поддерживать диалог более-менее достойно, ибо понимал, что это не просто разговор, это передача ему сокровенных духовных знаний и ему надо пытаться их как-то осмыслить, ибо они даются не просто так... но до последнего момента не мог все же оценить великолепие и важность этого события и для себя и для других, ибо полностью был поглощен мыслительным процессом, переживаниями и вопросом о своем участии в сражении, все более и более глубоко осознавая, что стоит перед Богом, и это очень непросто... и это вселяла страх, трепет, почтение... и глубокое внутреннее переживание.
Хотя у Кришны не было намерения сбивать Aрджуну с толку многозначными речами, Aрджуна все же не до конца понял, как применять метод сознания Кришны в бездействии и в активном служении.
БОГ: Нельзя говорить о бездействии и активном служении. Это слишком нерелигиозное высказывание. То, что сражаться надо, Арджуна понял. Поэтому о бездействии речи не должно быть. Но вопрос был в другом: или он должен сражаться, этим самым вовлекаясь в кармическую деятельность, или он должен заниматься буддхи-йогой, о которой достаточно много Говорил ему Бог. Ведь, Бог призывал его сражаться. Но это есть обычная кармическая деятельность. И Бог не отступал, настаивал на том, чтобы Арджуна сражался. Но с другой стороны... Бог также призывает его заняться буддхи-йогой, восхваляя этот путь разумного преданного служения... Арджуна еще не может понять, что эти два направления можно объединить и именно к этому ведет его Бог и именно поэтому Бог в Арджуне создал состояние непонимания, чтобы объяснить, как можно объединить сражение и буддхи-йогу с тем, чтобы Арджуна не был занят греховной деятельностью. Но Бог ему уже примерно об этом говорил, предлагая сначала сражаться ради сражения, потом сражаться в состоянии йоги, далее сражаться в преданном служении. Т.е. Бог подводит Арджуну к карма-йоге, где человек посвящает плоды любого своего труда Богу. Поэтому противоречий в Словах Бога нет. Все становится по своим местам.. И это Бог будет Арджуне объяснять и объяснять всем, как можно в материальном мире служить Богу, быть задействованным в преданном служении и при этом не освобождать руки.
Иными словами, задавая эти вопросы, он стремился сделать путь сознания Кришны понятным и доступным для всех, кто действительно хочет проникнуть в сокровенный смысл "Бхагавад-гиты".
БОГ: Не пытался Арджуна сделать так, чтобы эти знания были понятны всем. Весь диалог вел Бог и так вел, чтобы люди, изучая Бхагавад-Гиту через диалог Бога и Арджуны, приняли Совершенные духовные знания как Слово Бога. И только Бог все учел, и только Бог Знает, на что надо обратить внимание, ибо всегда Святые Писания постигаются с трудом, с двоякомыслием, с ошибками. Только длительное преданное служение, только качества человека, только аскетизм и добродетель могут помочь постичь суть этих сокровенных знаний, которые на самом деле не лежат на поверхности, но для старательного преданного Бог вводит это знание в понимание, в память, в качества и закрепляет их в практике духовного и материального порядка, делая их основным путеводителем и в материальных отношениях и в преданном служении, и они же выводят человека за предел материального мира на духовный план.
ТЕКСТ 3
шри-бхагаван увача
локе 'смин дви-видха ништха
пура прокта майанагха
джнана-йогена санкхйанам
карма-йогена йогинам
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; локе - в мире; асмин - в этом; дви-видха - включающая два вида; ништха - вера; пура - которая была ранее; прокта - описана; майа - Мной; анагха - о безгрешный; джнана-йогена - связующим методом познания; санкхйанам - философов-имперсоналистов; карма-йогена - связующим методом преданного служения; йогинам - преданных.
Верховный Господь сказал: О безгрешный Aрджуна, как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать свое "Я". Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу.
БОГ: Перевод неточен. Правильный перевод: "3.Шри Бхагаван Сказал. В этом мире существует два пути веры, о которых раньше было сказано Мной, о, безгрешный. Гйана-йога - путь философов санкхйи через связующий процесс знания и карма-йога - путь йогов через связующий процесс деятельности (работу).
КОММЕНТAРИЙ: Во второй главе "Бхагавад-гиты" (стих 39) Господь назвал два метода духовного самопознания: санкхья-йогу и карма-йогу, или буддхи-йогу.
БОГ: Снкхйа-йога и карма-йога не есть методы самопознания. Речь идет не о познании человеком себя. Речь идет прежде всего о путях выхода из материального мира и в этой связи с преданным служением и духовными практиками, которые рекомендует Бог. Человек через эти направления религиозных практик постигает не себя, но Бога, ибо Бог есть все, включая самого человека. Т.е. человек не через себя постигает Бога, а через Бога постигает себя и свое перед Богом изначальное положение. Т.е. мыслительный процесс и в себе и вне себя должен быть направлен на Бога.
Здесь Он рассказывает о них более подробно: санкхья-йогой, аналитическим изучением природы духа и материи, занимаются люди, склонные к размышлениям и стремящиеся познать окружающий мир посредством чувственного опыта и философских рассуждений, а трансценденталисты второго типа идут путем сознания Кришны, который был описан в шестьдесят первом стихе второй главы.
БОГ: Санкхйа-йога дана была людям Богом для определенной ступени развития человека с определенными качествами, разрешающей кармой, ступенью материального и духовного развития. Это те люди, которые стоят в преддверии преданного служения, буддхи-йоги, но пока происходит ознакомительный процесс с религией, связанной с Богом Кришной и Совершенными духовными знаниями, пока дается путь посильного поиска Бога через материальный мир, минуя Святые Писания и духовные практики. Но санкхйа-йога бросает семена веры в так идущего человека, и он уже обречен Богом на путь преданного служения во всей своей полноте, но в свое время, ибо последствия греховной деятельности пока не позволяют человеку начать преданное служение напрямую и в соответствии с требованием строгого религиозного направления буддхи-йоги. Но в стихе все же речь о гйана-йоге, о постижении совершенных духовных знаний. Когда человек начинает свой путь преданного служения именно со знаний высшего духовного порядка и не идет по пути аналитического изучения духа и материи. Он просто садится дома и читает Святые Писания, пока без духовных практик, обетов, без аскетизма и простого образа жизни, порою даже и без поклонений Богу... И такое направление религии существует. Но непременно в свое время выводит на полноценное, полнообъемное всемасштабное и без отклонений преданное служение. Ибо в таком человеке Бог дает ему в процессе прочтения нужное понимание, нужные желания, нужный мыслительный процесс, ибо ничего у Бога просто так человеку не дается. Бог Указывает Арджуне эти два направления религии - гйана-йогу и карма-йогу не просто так, ибо эти направления существуют, официальны, даны Богом, на них следует посмотреть Арджуне внимательно, ибо одно из них карма-йога, что есть прославляемая Богом буддхи-йога, но связующий процесс именно с кармой, с работой. А для Арджуны такая карма есть его участие в сражении. Но эту работу Арджуны надо рассматривать через карма-йогу и только в этом случае он поймет, как соединить работу и преданное служение. Просто посвятив свою работу Богу, не привязываясь к плодам, все это делая на уровне ума и разума, ибо это есть буддхи-йога. Т.е. надо последовать Словам Бога посвятить свое сражение преданному служению.
В тридцать девятом стихе второй главы Господь также говорил, что, следуя путем буддхи-йоги, или сознания Кришны, человек освобождается от пут действий и их последствий, а в сороковом стихе - что в этом методе нет изъянов.
БОГ: В стихе 40 говорится не о действиях и их последствиях, ибо это не точный перевод, есть недопустимое обобщение, которое может ввести в заблуждение человека, но Бог Говорит Арджуне, что тот, кто: "... буддхйа йукто йайа партха карма-бандхам прахасйаси" - тот, кто вовлечется в буддхи-йогу, освободится от последствий, от путь именно кармической деятельности, которыми являются привязанность к плодам своей деятельности. Т.е. Бог подводит в этом стихе Арджуну к уже конкретному направлению буддхи-йоги, к вопросу о карма-йоги, ибо в этом есть смысл. Надо объяснить Арджуне, ответить на его последующий вопрос, как сражаться, как сделать сражение негреховным, не влекущим за собой последствия греховной деятельности. Ведь, Арджуна оказался, как известно, в личном тупике, не понимая, как можно и сражаться и быть задействованным в буддхи-йоге. Поэтому пора было ему начинать разъяснить вопрос о карма-йоге, а не об освобождении от путь неких действий. Что касается стиха 40, то действительно, буддхи-йога, можно сказать, не имеет недостатков и благоприятна для любого.
О том же самом, только более определенно, сказано в шестьдесят первом стихе второй главы: заниматься буддхи-йогой - значит полностью полагаться на Всевышнего (Кришну); так человек сможет без труда обуздать свои чувства.
БОГ: Вот стих 61: "ТЕКСТ 61
тани сарвани самйамйа
йукта асита мат-парах
ваше хи йасйендрийани
тасйа праджна пратиштхита
Здесь не говорится о Буддхи-йоге, не говорится о том, что "...заниматься буддхи-йогой - значит полностью полагаться на Всевышнего (Кришну)". Вот правильный перевод стиха 61 гл.2: "61. Все эти чувства контролируя умом и, будучи так, вовлеченный в Высшие отношения со Мной, такой человек, чьи чувства непременно под контролем, имеет утвердившееся знание.". Поэтому данный стих использовать в комментарии нет необходимости. Он относительно ст.3 гл.3 ничего не подтверждает.
В сущности, оба этих метода йоги взаимозависимы, подобно тому как зависят друг от друга религия и философия. Религия, лишенная философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии остается на уровне умозрительных рассуждений.
БОГ: Достаточно греховное высказывание. Не связана религия с философией. Философствуют на тему религии люди очень низкой ступени материального и духовного развития. Недопустимо с позиции философии обсуждать Святые Писания, Святое Слово Бога. Это грех. Не превращается религия в фанатизм. Ни есть сентименты. Автор таких высказываний в комментариях Бхагавад-Гиты будет строго наказан.
Высшей целью всех трансценденталистов является Кришна. Философы, которые искренне и серьезно ищут Aбсолютную Истину, в конечном счете тоже приходят к сознанию Кришны. Об этом сказано в "Бхагавад-гите" (7.19). Цель самоосознания - понять истинное положение души в ее отношениях со Сверхдушой.
БОГ: Бог Кришна есть Высшая цель всех и каждого. Но каждому - в свое время Бог дает к Себе путь. Цель самосознания - не главная и не определяющая цель в преданном служении. В преданном служении главная цель - Личность Бога, изучение Слова Бога, жизнь, посвященная Богу, духовная практика, поклонение Богу. Отсюда автоматически следует и понимание человеком себя, как частицы Бога, своего изначального положения перед Богом.
Путь, которым идут философы-гьяни, обходной: он тоже может привести человека к сознанию Кришны, но не сразу, а спустя много времени, тогда как другой метод - это непосредственная практика сознания Кришны.
БОГ: В данном стихе нет речи о философах-гйани, а о двух направлениях религии: гйане-йоге и карма-йоге. Где гйана-йога есть связующий процесс с Богом через совершенные знания и карма-йога есть та буддхи-йога, которая связывает человека с Богом через работу, посвященную Богу или что то же самое, не претендующую на плоды труда. Именно эти два направления нужно было подчеркнуть в комментариях, указав на то, что карма-йога есть тот путь, который Бог и будет рекомендовать Арджуне, тем соединяя и работу и буддхи-йогу в одной практике преданного служения.
Из этих двух методов лучшим является метод сознания Кришны, так как он не требует очищения чувств посредством философских размышлений. Метод сознания Кришны сам по себе очищает человека от материальной скверны. Будучи непосредственным служением Господу, он одновременно прост и возвышен.
БОГ: Гйана-йога и карма-йога - два пути религии. Оба эти пути есть связующий процесс с Богом через разум. В гйана-йоге человек использует ум и разум, постигая Слово Бога, во втором случае Бог использует разум в посвящении Богу плодов своей деятельности, т.е. человек работает и мыслью при этом сосредоточен на Боге, посвящая Богу плоды своего труда, постоянно в себе находясь на связи с Богом во всех вопросах работы, общения в работе, во всех недостатках, связанных с работой, во всех успехах и ошибках, никак мыслью не претендуя ни на что, не просматривая, как использует плоды своего труда, не думая о вознаграждении... Но надо понимать, что ни один путь не является для человека простым, ибо Бог Знает, кого, когда и как озадачить, какие качества развить, какие дать игры и роли даже в процессе преданного служения и что человек может извлечь из любой духовной практики...