10.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. СТИХ 47-55.
ТЕКСТ 47
карманй эвадхикарас те
ма пхалешу кадачана
ма карма-пхала-хетур бхур
ма те санго 'ств акармани
кармани - в предписанных обязанностях; эва - безусловно; адхикарах - право; те - тебя; ма - не; пхалешу - в плодах; кадачана - когда бы то ни было; ма - не; карма-пхала - результатами деятельности; хетух - побуждаемый; бхух - будь; ма - не; те - тебя; сангах - привязанность; асту - пусть будет; акармани - в отказе от выполнения своего долга.
Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей.
БОГ: Не точный перевод. Точный перевод: 47.Исполняя предписанные обязанности, ты непременно будешь прав, если не устремишься когда бы то ни было к плодам своей деятельности, не будешь считать себя причиной плодов деятельности, и не будешь привязываться к неисполнению долга (работы).
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе рассматриваются три вопроса: обязанности, предписанные шастрами, действия по собственному усмотрению и бездеятельность.
БОГ: В этом стихе следует обратить внимание на: 1. Человек не причина плодов своей деятельности, нельзя привязываться к плодам труда; 2. Человек не причина самого труда или не создающий; 3. Нельзя не выполнять свой долг или отказываться от работы. На предписанных обязонностях особо акцентрировать свое внимание не следует. Не это суть главное в данном стихе. Или и так понятно, что речь о человеке, который занят предписанной работой.
Предписанные обязанности - это деятельность в соответствии с гунами природы, под влиянием которых находится данный человек.
БОГ: Человек никогда не может точно понимать, под влиянием какой преимущественной гуны он находится и какая работа ему предписана. Ему сложно ориентироваться в этом вопросе, ибо в современном материальном мире он может быть занятым на самых разных работах, которые по своему определению никак под влиянием одной гуны не находятся и при этом легко или неплохо справляться с этими работами. Предписанные обязанности для такого человека - темный лес. Поэтому, в современном мире человек может ориентироваться касательно предназначенной ему работы по нескольким признакам. Это - образование человека, которое ему дал Бог, это также желание человека, которое ему дал Бог, это также ситуация, ориентация по тому, на какой работе его взяли или берут и при этом он в себе не находит внутреннего сопротивления или крайнего нежелания. Это также может быть та работа, где он с радостью и без труда может использовать данный ему Богом талант, склонности, великую заинтересованность... А под влиянием какой гуны находится человек можно пытаться понять и по работе, по тому, как он ее исполняет, и по тому к какой работе или виду деятельности человек тяготеет всегда.
К действиям по собственному усмотрению относят те, которые совершаются без дозволения свыше
БОГ: в стихе нет ничего касательно деятельности по своему усмотрению. Но если об этом говорить, то каждый поступает строго согдасно своим качествам, ступени материального развития, согласно карме и Плану Бога на человека. Т.е. строго говоря, всеми Управляет Бог. Никто сам по своему усмотрению не поступает. Но такая видимость возможна. Если есть отклонения в работе человека, если есть некоторые его решения, которые не согласованы с другими людьми или не соответствуют типу работы и ее требованиям, то в таком случае о человеке можно сказать, что он действует и в этом процессе согласно своим качествам и ступени, Управляемый Богом. И неприменно, все, что он делает, есть его опыт, есть его развитие, есть форма проявления своих качеств, есть причина и его наставлять через окружающих, через результаты такой работы, через его личный мыслительный процесс и понимание.
, а под бездеятельностью подразумевают отказ от выполнения своих обязанностей.
БОГ: речь не о бездеятельности, а о привыкании к невыполнению работы или к отказу от работы. Этот вопрос поднят в тексте стиха и есть предупреждение Арджуне.
Господь советует Aрджуне не оставаться бездеятельным, но выполнять предписанные обязанности, не привязываясь к результатам своих действий.
БОГ: Бог советует Арджуне не отказываться от работы.
Тот, кто привязан к плодам своего труда, становится причиной действий.
БОГ: Не становится, а считает себя причиной своей работы и причиной плодов своей деятельности.
Поэтому он либо наслаждается последствиями своей деятельности, либо страдает от них.
БОГ: так можно сказать.
Предписанные обязанности можно разделить на три категории: повседневная деятельность, деятельность в чрезвычайных обстоятельствах и деятельность, соответствующая желаниям человека.
БОГ: это измышление. Нет такого разделения.
Повседневная деятельность, которой человек занимается в соответствии с предписаниями шастр, не стремясь к плодам своего труда, - это деятельность в гуне благости.
БОГ: Это не точно. Надо говорить не о некоей повседневной деятельности, а о работе. Работа, которой человек занимается... и т.д.
Деятельность ради плодов становится причиной нашего рабства в этом мире и потому считается неблагоприятной. У каждого есть право выполнять предписанные ему обязанности, однако при этом надо действовать без привязанности к результату; такое бесстрастное выполнение своих обязанностей, несомненно, выведет человека на путь к освобождению.
БОГ: У каждого есть не право, а долг выполнять свои предписанные обязанности, но поскольку человек об этих обязанностях не знает, то Бог его просто понуждает обстоятельствами, через других людей или через собственные желания и образование. Что касается деятельности ради плодов или с привязанностью к плодам, то Бог не дает материальному человеку ощущение в этом некоего рабства, хотя зависимость любой может увидеть или согласиться с ее фактом. Бог не делает для человека труд невыносимым. Но становясь на путь преданного служения Бог преданному как бы открывает глаза на труд в материальном мире, его особенности и как он может представляться человеку, видящему все через призму совершенных знаний и понимающему, что такое круговорот сансары и что в этом круговороте удерживает...
Именно поэтому Господь призвал Aрджуну сражаться из чувства долга и не думать о результате. Отказ Aрджуны от участия в битве был проявлением материальной привязанности. Подобные привязанности препятствуют освобождению. Любая материальная привязанность, будь то к деятельности или к бездеятельности, служит причиной материального рабства. Бездеятельность греховна, поэтому Aрджуна мог выйти на благой путь, ведущий к освобождению, только выполняя свой долг - сражаясь в битве.
БОГ: здесь надо добавить: выполняя свой долг без привязанности к плодам своей работы и не считая себя причиной. Остальное верно.
О Aрджуна, выполняй свой долг невозмутимо, без привязанности, не беспокоясь о победе или поражении. Такое умение владеть собой называют йогой.
БОГ: Неточный перевод. Точный перевод: 48.В состоянии йоги исполняй свой долг, отказываясь от привязанностей, о, Дхананьджая. В успехе и поражении оставаясь неизменным, ты достигнешь самообладания, которое называется йогой.
Точный перевод необходим в данном случае, ибо здесь уже видно, что Бог постепенно направляет Арджуну на карма-йогу. Ранее Бог советует арджуне сражаться ради сражения. Это в себе несет уже элемент отречения от плодов своего труда. Теперь Бог несколько точнее его начинает направлять, советуя сражаться в состоянии йоги. А это уже путь непривязанности. Путь преданных. Несколько позже Бог укажет Арджуне, что следует сражаться в преданном служении, посвящая Богу свой труд. Но это уже прямая карма-йога. Бог постепенно в диалоге подводит Арджуну к карме-йоге, но пока ее не обозначил. Постепенность - это характерно для работы Бога в материальном мире в управлении живыми существами, в равной степени относится и к материалистам и к преданным, но для каждого у Бога своя задача и свои этапы. Этот момент работы Бога с Арджуной опускать нельзя. И потому надо быть более тщательным, когда работаешь со Святым Писанием и хочешь передать людям Слово Бога. Ни одно Слово Бога просто так не сказано. Также, должна быть ответственность перед Богом, тщательность, понимание важности этого Великого Писания, призванное выводить человека за предел материального существования.
КОММЕНТAРИЙ: Кришна велит Aрджуне действовать в соответствии с принципами йоги.
БОГ: Пока требования Бога сводятся как бы к советам и нет такого требования, чтобы Арджуна действовал в соответствии с принципами религии. Это слишком обширная и глубокая тема, требующая великих практик духовного порядка. Арджуна к ним не готов. У Бога пока пожелание, звучит несколько полегче, чем требование следоваь принципам религии. И пока никаких конкретных требований Бог к Арджуне не обозначил. Сражаться в состоянии йоги - обозначает пока элемент отрешенности... Далее, Бог будет уже уточнять, как надо сражаться, вводя понимание о карма-йоге. Поэтому опережать события не следует.
Что же такое йога? Йога - это практика, позволяющая человеку обуздать свои ненасытные чувства и сосредоточить ум на Всевышнем. A кто такой Всевышний? Всевышний - это верховный повелитель, и поскольку Он Сам велит Aрджуне сражаться, то исход сражения никак не зависит от Aрджуны.
БОГ: Нет причинно-следственной связи. Не очевидно, что, если Бог указывает Арджуне на необходимость принять участие в сражении, то отсюда неприменно следует, что исход сражения не зависит от Арджуны. Нужно комментировать более аргументированно. В приведенном высказывании некая нарушенная последовательность или нет логической убедительности.
Победа или поражение - об этом позаботится Кришна, от Aрджуны же требуется просто выполнять Его указания.
БОГ: Так можно сказать. Но это общие слова, которые не подлежат сомнениям. Их невозможно опровергнуть. Но они не раскрывают суть стиха, достаточно общие, заботящиеся о поверхностном восприятии Бхагавад-Гиты.
Следовать указаниям Кришны - вот истинная йога; эта практика называется методом сознания Кришны. Только она поможет человеку избавиться от стремления господствовать над миром.
БОГ: Указаниям Бога в конкретном случае должен был следовать Арджуна в вопросе принятия участия в сражении. Это уникальное событие. Ни с кем Бог Лично не Говорит и никому не Указывает Лично в непосредственном диалоге. Человек должен следовать Слову Бога в Святом Писании. А также заниматься рекомендованными Богом в Святом Писании духовными практиками. Этот путь определяет сознание человека в Боге Кришне. Здесь истинная йога. Также, говорить об избавлении от желаний господствовать над миром неуместно. Бог такие вещи человеку не дает, но направляет преимущественно его ум и разум на материальный быт и вопросы блее приземленного порядка. А вопросы господства есть мыслительный процесс единиц, не достойный особого внимания, ибо Бог Знает, как с ними работать и как дать им более точное направление мыслительного процесса и желаний. На это круговорот сансары и здесь игры и роли.
Каждый должен стать слугой Кришны или, вернее, слугой Его слуги, - тогда он сможет должным образом выполнять свои обязанности в сознании Кришны.
БОГ: слуга слуги... - это неправильное понимание. Любому необходимо быть слугой Бога, только Бога знать, только Богу служить и не засорять свой ум и разум ничем и никем промежуточным. Только в таком случае никакие усилия человека в духовном направлении не будут безрезультатны.
Этого достаточно, чтобы научиться действовать в соответствии с принципами йоги.
Будучи кшатрием, Aрджуна принадлежал к системе варнашрама-дхармы. В "Вишну-пуране" сказано, что предназначение варнашрама-дхармы - удовлетворить Вишну. Надо действовать не ради собственного удовлетворения, как это принято в мирской жизни, а ради удовлетворения Кришны. Тот, кто не старается удовлетворить Кришну, не следует должным образом заповедям варнашрама-дхармы. Так косвенно Кришна дал понять Aрджуне, что тот должен выполнять Его указания.
БОГ: Так можно сказать. Что касается комментария стиха 48, то он считается не полным.
ТЕКСТ 49
дурена хй аварам карма
буддхи-йогад дхананджайа
буддхау шаранам анвиччха
крипанах пхала-хетавах
дурена - далеко (оставь); хи - безусловно; аварам - порочную; карма - деятельность; буддхи-йогат - благодаря деятельности в сознании Кришны; дхананджайа - о завоеватель богатств; буддхау - в (подобном) сознании; шаранам - к полной преданности; анвиччха - стремись; крипанах - скупцы; пхала-хетавах - те, кто стремится к плодам своего труда.
О Дхананджая, оставь всю порочную деятельность, отдайся преданному служению и в таком умонастроении вручи себя Господу. Только скупцы стремятся к плодам своего труда.
БОГ:Неточный перевод. Правильный перевод: "49. О, Дхананьджая, силой буддхи-йоги непременно отбрось эту отвратительную кармическую деятельность и в таком состоянии разума подчини себе желания. Несчастны те, кто считает себя причиной плодов своей деятельности.". Бог снова возвращает Арджуну к пониманию БУДДХИ-ЙОГА, путь к Богу через разум. На эту тему есть еще что сказать Арджуне. Т.е. речь не просто о преданному служении, а разумном связующем процессе с Богом, где акцент должен делаться на деятельности разума в преданном служении, на внутренней мыслительной активности человека, направленной на Бога в процессе йоги.
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто осознал свою истинную природу - природу вечного слуги Господа, посвящает себя деятельности в сознании Кришны и оставляет все прочие занятия. Как уже говорилось, буддхи-йога - это трансцендентное любовное служение Господу. Вот истинное предназначение каждого живого существа.
БОГ: Буддхи-йога - это не любовное преданное служение, это связующий процесс с Богом черех труд разума человека. Это здесь главное. Все самые важные процессы в этой йоге именно в разуме человека, все, что его держит в тонусе неослабном преданного служения. Человек разумом полностью поддерживает духовную практику, полностью разумом себя контролирует и дает себе указания. По сути разум есть Сам Бог, и Бог через разум Управляет преданным служением человека, не позволяя ему отклониться, ослабить свои старания, выйти за рамки религиозных требований, как и через этот путь требует неослабной связи с Богом.
Только скупцы желают наслаждаться плодами своего труда и тем самым еще больше запутываются в сетях материальной жизни.
БОГ: Не скупцы, а те, кто невежествен. Но те, кто не полон совершенных духовных знаний, они, эти люди, тоже ведомы Богом и непременно проходят с Богом в материальном мире те развивающий мыслительный процесс практики и дают те качества, которые в свое время и откроют врата к преданному служению. Всему у Бога свое время.
Любая деятельность, кроме деятельности в сознании Кришны, порочна, ибо заставляет живое существо вечно вращаться в круговороте рождения и смерти.
БОГ: да, материальный человек неизбежно занят греховной деятельностью. Но меру греха знает только Бог. И наказания за такой грех достаточно бывают умеренными, ибо человек на своей ступени материального развития не может мыслить иначе, чем позволяет его ступень, качества, карма.
Поэтому никогда не следует считать себя причиной действий. Все действия нужно совершать в сознании Кришны, ради удовлетворения Кришны. Скупцы не знают, как распорядиться богатствами, посланными им судьбой или нажитыми тяжким трудом. Все свои силы надо использовать, трудясь для Кришны, - тогда наша жизнь увенчается успехом. Однако скупцы, к своему несчастью, не понимают этого и не хотят тратить силы на служение Господу.
БОГ: Ошибочно думать, что если человек совершает работу ради Бога Кришны, то он непременно избегает последствий греховной деятельности, и его жизь в материальном мире может увенчаться успехом. Не следует так примитивно мыслить. Как бы ни старался преданный, но из прошлых рождений последствия греховной деятельности влачатся по его стопам... Очищение не имеет конца и предела. Успехи временны, и не столь значимы. Все надо претерпеть. Во всем надо полагаться на Бога постоянно. Постоянно за все надо Бога благодарить, проявляя и терпение и смирение и не рассчитывать на избранность, на удачу, счастье, материальное благополучие. Единственно, что Бог может гарантировать, это крышу над головой, хлеб на столе, уменьшение беспокойств со стороны родственников, не очень сильно, но подходящее для преданного служения здоровье, желание заниматься преданным служением, необходимый мыслительный процесс для преданного служения, потерю со временем интереса к общению, наслаждениям, сексу. Все в целом будет способствовать духовному продвижению и не принесет вред, ни в чем преданный не будет избалован, не будет наглеть особым вниманием к себе Бога, не будет мытариться или вести нищенское существование, не отойдет от Бога и не навредит ни себе ни другим. Также, стих 49 не прокомментирован в нужной мере. Есть общие слова, дежурные слова, которые истинны, но не имеют прямого отношения к объяснению стиха.
ТЕКСТ 50
буддхи-йукто джахатиха
убхе сукрита-душкрите
тасмад йогайа йуджйасва
йогах кармасу каушалам
буддхи-йуктах - тот, кто занимается преданным служением; джахати - избавляется; иха - здесь (в этой жизни); убхе - и в том, и в другом; сукрита-душкрите - как в хороших, так и в плохих (результатах); тасмат - поэтому; йогайа - ради преданного служения; йуджйасваЕ занимайся; йогах - сознание Кришны; кармасу - во всех делах; каушалам - совершенство.
Тот, кто преданно служит Господу, уже в этой жизни освобождается от последствий хороших и дурных поступков. Поэтому посвяти жизнь йоге, которая является совершенством всей деятельности.
БОГ: Неточный перевод. Правильно: 50. "Тот, кто вовлечен разумом в преданное служение буддхи-йогу, побеждает в этом мире как хорошие, так и плохие результаты своей деятельности. Поэтому сражайся ради преданного служения. Любая деятельность в преданном служении - искусство.".
Не следует в переводе опускать слова Бога, наставляющие сражаться ради преданного служения. Т.е. речь идет уже о том, что Арджуна должен сражаться в преданном служении. Ранее ему было сказано, чтобы он сражался ради сражения. Далее Бог уточнил. Чтобы Арджуна сражался в состоянии йоги, т.е. в связующем процессе с Богом. И теперь ему конкретно сказано, что надо сражаться ради преданного служения, а точнее в преданном служении, ибо работа в преданном служении есть искусство, т.е. обеспечивается Богом положительным преимущественно результатом. Но не всегда. Так тоже бывает.