"Есть книги, изменяющие взгляд на мир, книги, после которых хочется умереть или жить по-другому..."
Рубен Гальего
Премьера спектакля "Белое на черном" по одноименной книге Рубена Гальего МХТ им. Чехова состоялась больше трех лет назад, и до сих пор этот спектакль собирает полный зал.
Многие читавшие книгу отговаривали от ее прочтения уж тем более от просмотра спектакля - слишком тяжелая тема, слишком мрачная. Мне думается, что эти люди просто не сумели понять главного. Это - очень позитивная вещь, заставляющая пересмотреть свой взгляд на жизнь. Вещь, напоминающая о том, что дано нам очень многое, что наши бытовые неурядицы - пустяки, по большому счету. Да, и спектакль, и потрясающе точный текст действуют как погружение в ледяную воду - холодно, жутко, но вынырнув и судорожно пытаясь восстановить захолонувшееся сердце и сбившееся дыхание, вы чувствуете Жизнь.
Постановка Марины Брусникиной с одной стороны практически один в один совпадает с текстом книги, с другой - все моменты обыграны очень ярко и необычно. Актеры читают книгу главу за главой, рассказ за рассказом, не добавляя ни одного слова к написанному Гальего. Визуализация написанного, создаваемые зрительные образы и используемая символика действуют именно как усилитель текста.
Сам роман написан от первого лица, от первого же лица играется и спектакль. Главного героя играют по очереди все актеры, занятые спектакле, и выходит так, что они все время меняются ролями - в одних эпизодах актер играет главного героя, в других - окружающих его людей (ребят в детдоме, врачей, людей из "внешнего мира"). Актрисы тоже играют в разных эпизодах все время разных персонажей - нянечек, учительниц, студенток, собаку... Это создает эффект обезличивания и схематичности создаваемых образов: размывается граница "герой Гальего - окружающие его люди". Возможно это вышло случайно, а возможно это было одной из целей - подчеркнуть, что в аналогичной ситуации может оказаться каждый, никто не застрахован ни от людского равнодушия, ни от бессилия, ни от болезни. Но в любой ситуации можно остаться Человеком.
Спектакль идет без антракта, на одном дыхании. Любая пауза там была бы лишней, потому что любая остановка действия звучит слишком оглушающе после всего увиденного и услышанного. Выпадаешь из реальности полностью, но не в выдуманный сказочный мир, а в свой внутренний. Выпадаешь, потому что каждый эпизод разрушает привычно-уютную картину мира, разбивает розовые очки и дает увидеть окружающее с большей четкостью и резкостью. После спектакля действительно хочется жить по-другому, ценить то, что нам дано. Думаю, эти слова Гальего о своей книге верны и для спектакля МХТ:
"Если у вас в процессе чтения появляется ощущение безнадежности, это значит только одно: она у вас внутри. Мне кажется, в каждой истории из этой книги есть маленький хеппи-эндик. Если человек готов драться до последнего и не сдаваться, это уже хеппи-энд - и не нужно никаких дополнительних фактов."