Мансуров Андрей Арсланович : другие произведения.

Начистоту о рассказах А. Куприна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почти сто лет произведения уважаемого Куприна были чем-то вроде священной индийской коровы: трогать, а тем более критиковать - нельзя! Но так же как мы пользуемся сейчас смартфонами, автомобилями и принтерами, мы пользуемся и другими моральными ценностями и новыми жизненными приоритетами. Попробуем же разобраться...

  Начистоту - о рассказах А. И. Куприна.
  Автор предупреждает: настоящая статья выражает только его, частное и субъективное, мнение. Впрочем, разве мнения всех остальных критиков именно таковыми не являются?!
  
  Я понимаю, конечно, что этой статьёй наступаю на множество мозолей и плюю в душу многим поколениям критиков, как времён до Первой Мировой войны, так и эпохи так называемого соцреализма, кормившихся на гонорары от хвалебных статей о произведениях ув. Куприна, Бунина, и прочих "красиво пишущих" писателей, и писателей-провозвестников общества Развитого Социализма, но! Почему я, как читатель, должен руководствоваться при оценке впечатления, произведённого на меня конкретными произведениями, чьим-то, пусть и весьма авторитетного специалиста-литературоведа, мнением?
  У меня что, своего нет?!
  Есть, как и у любого современного читателя!
  Который книги - покупает! То есть - тратит на них свои, кровные, деньги!!!
  И вряд ли он потратит их на книгу, которая не интересна, "не зацепила", или вообще - вызвала негативные эмоции. Вот об этом - о вызванных эмоциях! - и поговорим.
  
  В 2021 году случилось мне поучаствовать в вебинаре, посвящённом юбилею, и творчеству А. И. Куприна. Профессиональные литературоведы и писатели разбирали его произведения и рассказывали о занимательных фактах из биографии. Захвалили классика жанра короткого рассказа до небес. Со стыдом я вынужден был признать, что почти ничего из его творчества не помню. Только те смутные намёки и тени, которые остались после изучения "Гранатового браслета" в школьные годы - т.е. 50 лет назад!
  Что странно. Так как, например, произведения Шекспира, Пушкина, или Джека Лондона, прочитанные тогда же, в молодости, или, скажем, рассказы современного автора, работающего в жанре "бытоописательства", Дины Рубиной, засели в памяти накрепко: пусть и не дословно, но все перипетии приключений героев этих авторов я помню! Как помню и Д,Артаньяна, Гамлета, Одиссея, Евгения Онегина, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Раскольникова, и десятки других персонажей - ярких, и живых! А вот ни одного из героев Куприна, или Бунина, к стыду своему - не припоминаю...
  Решил выяснить. Почему - так.
  Пришлось "Гранатовый браслет", самое знаменитое произведение Куприна, часто приводимое критиками в пример, и обсуждаемое и превозносимое как образец выдающейся прозы, перечитать.
  И вот что я могу сказать в результате действительно внимательного прочтения, и оценки, явившейся результатом моего подправленного возрастом, жизненным опытом, и новым взглядом на "реалии современного общества", мировоззрения.
  Всё, что нам внушали в школе по поводу творчества уважаемого Куприна, уважаемого Бунина, уважаемого Чехова, 90% произведений Льва Николаевича (Он накропал девяносто томов "полного собрания"!) и некоторых других авторов, чьи произведения входили в программу обязательного чтения по литературе - устаревшая... чушь.
  Попробую пояснить конкретней.
  Во-первых, столь превозносимая коммунистическим режимом пропаганда образа "маленького человека" и его жизненных ценностей, (Типа "классического" Акакия Акакиевича, Премудрого пескаря, и иже с ними.) и жизненных установок, и "гуманного" и уважительного к ним и их носителю отношения, сейчас не актуальна!
  Сейчас все - сами стремятся в Герои нашего времени, то есть - в Победители! И хотят не "быть как все", а - устроиться в жизни. То есть - большой дом, престижная машина, работа с отличной зарплатой. Жена - модель. (Ну, или муж - олигарх.)
  Но в произведениях Куприна или Бунина про то, как этого достичь - ни слова!
  А реалии развития пост-советского Социума сейчас говорят даже самому необразованному человеку о том, что поменялись, как это принято говорить, жизненные приоритеты. И теперь не "Все люди братья!", а - "Каждый сам за себя!"
  И пусть этот мировоззренческий лозунг принадлежит презренному шакалу из книги "Маугли", махрового, кстати, расиста и шовиниста Редъярда Киплинга, это не отменяет его сермяжной и глобальной справедливости в условиях рыночных отношений. То есть - банальной действительности наших дней.
  И если на пространстве бывшего СССР коммунисты пытались с помощью литературы воспитать в людях привычки и традиции верного и покорного служения существующему режиму, и готовности приносить себя в жертву ради Страны и Партии, и всячески преследовали и затирали непокорных духом, и инакомыслящих, стремясь подвести всех к общему знаменателю, то в литературе "гнилого" Запада таких традиций к двадцатому веку уже не имелось. К счастью для литературы.
  То есть - не имелось в художественной, так называемой, светской, литературе, а не в Библии. Главной книге эпохи древнего мира и средневековья в Европе. В которой конкретно говорится о необходимости "подставить другую щёку", и терпеливо дожидаться смерти, когда "воздастся по их делам всем праведникам, и по их грехам - грешникам". Ну и ещё о том, что короли и священнослужители даны людям свыше, и нужно слепо выполнять всё, что они говорят, и ни в коем случае не бунтовать!
  Революцию расхождения и отрыва светского мировоззрения от библейского, первыми произвели, насколько я знаю - Галилео Галилей, и Джордано Бруно, посмевшие утверждать, что Земля - отнюдь не центр мироздания. А Миров, в том числе и обитаемых, в пространствах Космоса - мириады. (За что и поплатились. Но семена пробуждающегося самосознания у мыслящих людей - взошли, и пустили ростки.)
  А в конкретно литературе - провозвестником эпохи Перемен выступил Рабле. Своей сразу преданной анафеме и запрещённой официальной Церковью книгой "Гаргантюа и Пантагрюэль". Где откровенно и конкретно прославляются плотские утехи, и говорится открытым текстом о том, что прекрасно можно жить и свиньёй, при этом наслаждаясь не "возвышенным и духовным", а плотским, и даже скотским, но зато - так человеческому телу приятным!..
  Не будем подробно рассматривать все этапы отрыва художественной литературы от церковной в результате Реформации, и смены приоритетов первой, но результат сейчас виден чётко. И он свидетельствует лишь об одном: поскольку читатель однозначно голосует рублём (Ну, или долларом!), те книги, которые не заинтересуют такого "потребителя книжной продукции", просто останутся... Нераскупленными!
  Следовательно, издательство, выпустившее их, прогорит.
  А поскольку этого не хочет ни одно издательство, его руководители и редакторы чётко просекают потребности рынка. А они сейчас, когда каждый волен выбирать именно то, что ему по душе, и нравится, - однозначны.
  Никому сейчас, как на Западе, так и у нас - не интересно читать про "маленьких людей". С их маленькими запросиками и премудропескарской идеологией.
  Всем подай - Героя! Храброго, сильного, харизматичного! (Ну, или набирающего эти качества в процессе прохождения квестов или приключений, или даже интриг.) То есть - наглядный пример, как нужно решать проблемы, устраиваться, и всего добиваться в этой жизни!
  Вот выдержка из требований к рукописям одного из солидных издательств, размещённая на его официальном сайте. Цитата: "Язык произведения - современный, русский, без архаизмов, диалектизмов и злоупотребления любой терминологией. (...) Крайне не приветствуются подробные описания, не имеющие решающего значения для сюжета. Роман должен иметь только одну сюжетную линию, и линейную структуру. Больше действия, меньше рассуждений. (...) Только один главный герой - в крайнем случае с одним-двумя спутниками. Главный герой не погибает. Подругу героя могут убить, но не должны мучить и насиловать. Наш герой - настоящий мужчина, решительный, уверенный в себе, харизматичный победитель. Произведения о неудачниках не принимаются. Персонаж должен быть психологически достоверным (т.е. никаких студентов, внезапно становящихся великими воинами, и могучими магами). Действие разворачивается динамично, с резкими сюжетными поворотами через каждые 1,5 - 2 авт. листа. В каждой главе герой выпутывается из очередной переделки, и тут же попадает в следующую. Из которой ему предстоит найти выход в следующей главе. (См. классику приключенческой литературы: "Остров сокровищ" Стивенсона, романы В. Скотта, А. Дюма, Ф. Купера и т.д.) По ходу действия герой наращивает экспириенс: концентрирует ресурсы, развивает способности, утверждает или повышает свой статус в социальной среде, в которой оказался. Он заметно эволюционирует к финалу, приключения накладывают на него отпечаток, как внутренний, так и внешний. Финал - оптимистический, на грани с хэппи-эндом: полная победа над противником, и выполнение основной задачи."
  То есть - никаких рохлей, или бледных овец, каковым выглядит главный герой повести Куприна "Гранатовый браслет" - Г. С. Желтков. Безвольные мазохисты, находящие удовольствие в том, что их игнорируют, или презрительно ругают, или "вразумляют", пассивно слушающие нотации от "высшего сословия" (Двух дворян), но не делающие ни малейшей попытки восторжествовать над своими врагами и "гнобителями", ни у кого сейчас не вызывают сочувствия. В лучшем случае - они вызывают брезгливое презрение, в худшем - скуку. И злость на автора - "это же надо, какую муру пришлось читать сорок (!) страниц, чтоб узнать, что герой - сложил лапки, (Совсем как вторая лягушка из басни про попавших в молоко пресмыкающихся.) и просто застрелился от отчаяния!"
  Нетрудно догадаться, что именно "заказные", т.е. соответствующие требованиям крупных Издательств, произведения, и идут сейчас косяком из типографий, представляя львиную долю продукции, лежащей на прилавках книжных магазинов и лотков. И интернетовских библиотек. А такую книгу, как "Гранатовый браслет", современный читатель, избалованный "хэппи-эндами" и сильными, самодостаточными, и встречающими проблемы и опасности лицом, героями, попросту отложит в сторону, чтоб взять другую. Где всё будет - "как положено"! То есть - враги наказаны, добро восторжествовало, и "парень получит девушку!" А лучше - принцессу.
  Кстати - о принцессах. И прочих Золушках.
  Почему сейчас, словно то же стадо тупых однотипных сереньких овец, по всем Российским каналам торжествующей вереницей идут стандартно-предсказуемые, шаблонные, и, словно снятые по одному сценарию, сериалы для домохозяек? Отличающихся лишь именами героинь и местом действия?
  Да потому что сюжет - стопроцентно выигрышный! И предсказуемый! И гарантированно вызывающий и интерес и сочувствие у тех, кто сам не смог подняться над обстоятельствами, и сорвать джек-пот!
  А вот смотреть про то, как этого добились другие, преодолевая жуткие трудности, унижения и проблемы - с удовольствием! (Людям вообще нравится смотреть или читать про тех, кто из грязи - в Князи! А всем врагам и предателям - по заслугам! (Взять того же графа Монтекристо - Дюма...))
  Сценарии таких поделок обычно непритязательны и штампованы: если в первых сериях бедную, добрую и справедливую, Золушку гнобят, унижают, возят фэйсом по стеклу, а то и упекают, оклеветав или подставив, в места не столь отдалённые могущественные враги (Соперница, злой Босс - за то, что "не дала", отец потенциального жениха, и так далее.), то в финальных сериях набравшая экспириенс, и пылающая справедливой жаждой мести девушка, прошедшая огни и воды - крушит в лапшу и смешивает с д...мом всех врагов, повергает в прах главную соперницу (Или - врага.), и получает и деньги и принца! И элитное жильё. Чему бурно радуются и аплодируют те, кто всё это смотрел (читал). Что не мешает через буквально неделю полностью забыть всё это действо, как и главную героиню, потому что по ТВ уже начали показывать новое.
  Не скажу - д...мо, но - сериал.
  А поскольку девяносто процентов домохозяек не смогли в своё время получить "принца" (То ли фэйсом не вышли, то ли - происхождением, то ли - просто сварливы и ленивы, но даже себе в этом никогда не признаются! (Муж - козёл! И дебил. И сам ушёл от меня, лапочки и ангела!)), почему бы не потешить своё самолюбие иллюзией того, что "И они бы смогли!", сложись их жизненные обстоятельства чуть иначе!..
  Ну, или преодолей они свою природную лень и отвратительный характер и привычки. И поработай для улучшения собственной судьбы. Для начала "одолев" учебник знаменитого Карнеги.
  Ну а для мужчин сейчас - вообще благодать. Косяком идут по экранам боевички, где Главный Герой тоже - того! В-смысле, крутой, и крошит в мелкие дребезги всех врагов, и обманывает всех конкурентов, или грабит удачно банк, или женится на дочери чуть не Президента... Ну, или фантастика, или уж фэнтези: где Главный герой вообще - супер-чародей, или супер-пилот, или супер-мэн. В железных роботизированных доспехах. И тоже, конечно, получает и королеву, и королевство, и место Председателя Совета директоров. Ну, или в крайнем случае - становится самым умным и дальновидным в мире учёным ("День независимости").
  Собственно, примеры можно было бы приводить до бесконечности, а вот фильмов о "маленьком человеке-неудачнике", или сколько-нибудь значимых книг о таковых не найти даже с микроскопом и с миллионсвечёвым прожектором среди означенной продукции сверхсовременной фабрики штампования расхожих и востребованных поделок.
  И это - правильно. И логично.
  Никому не интересно читать, как герой или героиня сидит и жуёт сопли, вместо того, чтоб шевелить задом и извилинами, и поработать руками в поисках лучшей жизни.
  Именно поэтому книги и Куприна, и Бунина, и 90% книг Л. Толстого не пользуются сейчас сколько-нибудь заметным коммерческим спросом, и ещё меньше людей их действительно читают. Да, там великолепные описания, красочные метафоры и сравнения, исторические обстоятельства (Интересные, правда, только историкам.) и прочее "классическое" бытоописательство...
  Только кому это интересно - без лихо закрученного сюжета, где Герой торжествует над врагами или соперниками, получив в конце принцессу?! Или пост директора?
  Кому интересны сейчас все эти мелкие помещички, высокородные, и давно вымершие, почти как динозавры, дворяне, и забитые и равнодушные до тупости к своей судьбе и происходящему вокруг, клерки, дьячки и крестьяне?
  Вот именно: никому, кроме литературоведов. И учёных.
  Ушёл их век. Сейчас министерство образования на полном серьёзе ставит на основе социологического опроса огромной читательско-родительской аудитории вопрос об изъятии из программы школьного образования даже "Войны и Мира", чего уж тут говорить о Куприне и Бунине: прошло и никогда не вернётся то время, когда описываемые ими красивые места, события и люди были хоть кому-то интересны. И актуальны.
  И поскольку про собственно Желткова, со всей его "беззаветной любовью" в повести всего девять страниц из сорока одной, вообще затруднительно считать его хоть каким-то "героем". Скорее уж - лохом, позволившим каким-то сволочам и представителям "высшего сословия" распоряжаться его судьбой. Загнать в жизненный тупик. Вынудить принять решение, не соответствующее его природным потребностям (Размножение.) и социальным интересам (Достижение богатства и достойного положения в Обществе.).
  И вот, чтоб не создавать себе проблем, то ли из лени, то ли из самоуничижения, вместо того, чтоб, начав, например, с чистого листа, на новом месте - чтоб устроить свою жизнь так, чтоб стать достойным своей возлюбленной, это ничтожество попросту пускает себе пулю в лоб. Вызывая, повторяю, презрение и злость у читателя с современным менталитетом.
  А не жалость и сочувствие, как, вероятно, рассчитывал автор.
  Нет, конечно, во времена Карамзина у девушек была такая стадная пошатка - топиться в прудах, или речках, просто потому, что "место показалось живописным", и так поступила их любимая книжная героиня - "Бедная Лиза". Но для современных женщин и даже девушек такие моральные и философские установки уместны так же, как смартфон - в руках у Александра Македонского. Все хорошо понимают, чего хотят от этой жизни!
  А если взять, например, другой рассказ Куприна - "Леночка", так там мужчина и женщина после долгих лет разлуки встретились на пароходе, поговорили, и... Всё!
  Современный читатель будет однозначно разочарован: где конфликт, где экшен?!
  Поэтому как бы красочно не выписывали описания природы, метафоры и диалоги Куприн и Бунин - минул век их героев. Которых потому и не запоминаем, что серые и словно пыльные. Безликие, безвольные, и ничего не делающие. Для современного читателя - не разговаривающие, а толкущие воду в ступе. То есть - все эти "достоверные" диалоги - по сути, ни о чём. Скука смертная!
  Так что таких героев, к сожалению, сейчас трудно назвать, вот именно - героями.
  А только - персонажами...
  Устаревшими и чуждыми нам. Оставшимися где-то за бортом нашего Мира, в эпохе карет, а не автомобилей, и ленивых неграмотных помещиков, а не акул от бизнеса.
  А вот рассказы и романы того же Джека Лондона насквозь пронизаны как раз - оптимизмом, экшеном, и верой в неистребимую силу человеческого Духа! И мягким юмором и иронией. ("Как аргонавты в старину!", "Любовь к жизни", "Смок Беллью", и др.)
  Поэтому можно предсказать, что книги Лондона будут переиздаваться ещё много лет - пропагандируемые в них Ценности актуальны до сих пор. А герои - интересны. И менталитет их - победа любой ценой! - актуальны и сейчас.
  А вот книги уважаемого Куприна или Бунина - вряд ли удостоятся такой судьбы. Потому что после их прочтения остаётся тягостный осадок: что герои такие тупые и безвольные, и не испытывают ни малейшего желания улучшить свою судьбу и жизнь.
  Впечатление от большей части из них остаётся весьма гадливое: словно наступил на толстого слизняка: и мерзко, и противно, и поздно сожалеть о потерянном зря времени, поскольку уже прочёл эту дрянь. Поддавшись на восторженные хвалебные отклики критиков-эстетов.
  А ведь как просто обзавестись собственным мнением - просто прочтя оригинал!
  В заключение ещё раз напоминаю: я никому своё мнение о том, что читать, и какого писателя предпочитать - не навязываю.
  Каждый решает - "сам за себя"!..
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"