Манасыпов Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

17: Николай Берг "Крепость живых" (мир Андрея Круза)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    как и прежде - субъективно

  О мире для тех, кто не в курсе:
  Группа ученых разработала хитрый вирус под названием "шестерка". Он лечит все известные заболевания и одновременно может поднять мертвых, превратив их в крайне агрессивных зомби. Мир начинает рушиться, отдельные представители человечества пытаются выжить, для чего в основном используют два метода: огнестрельное оружие и "мародерку". Динамика присутствует в плане отстрела зомби и редких боев с представителями человечества. На данный момент серия состоит не только из книг Круза, например - вышеуказанная книга Николая Берга. Краткость пересказа сюжета не должна напрягать кого-либо чувством нежданного "дежа вю", в данном случае тяжело создать что-то новое. Наиболее важно - как его, подобный сюжет, реализовать. В принципе, именно исходя из этого, прочел немного текста из первых глав второй книги Николая, а возможно, что и третьей. То, каким языком написано - мне весьма понравилось, потому приобрел книгу и прочел. Итак, два мнения, "про" и "контра".
  
  Про (примо):
  
  Язык изложения автором собственной истории, к сожалению, оказался не совсем таким, как ожидалось. Но в данном случае это легко объяснить, так как уровень поднимается с каждой написанной вещью. Потенциал чувствуется, что не может не радовать. Это к тому, что хочется прочесть что-либо кроме, собственно, "Мира или эпохи мертвых". Что именно - скажу чуть позже.
  Весьма живое начало книги сразу дает возможность читателю понять - такое бывает. История про бабушку, терроризирующую ближайшую "скорую" ясна и понятна и невольно воспринимаешь произведение реалистичным. Это очень важно, как на мой взгляд когда сразу отбрасываешь в сторону мысли о явной фантастичности книги. Бабка и бабка, казалось бы... ан нет. Повсюду в нашей стране подобные ей присутствуют, имеются и просто априори есть. Потому далее читаешь уже с полным ощущением того, что автор знает, о чем пишет. В наше время это ведь определенная редкость и роскошь, знание и умение заметить то, что рядом. А не придумать очередного страшноподлого злодеемутанта и иже с ним. Читая далее, убеждаешься в этом еще больше.
  В какой-то момент, к слову, возникает ощущение присутствия на странице чьего-то ЖЖ, либо форума, на котором общаются хорошие знакомые. Почему? Да очень просто: из-за самих персонажей и языка разговорного. Сказать что это плохо нельзя, так как характеры наиболее часто встречающихся персонажей прописаны весьма неплохо, и только употребление неологизмов и чрезмерного количества сетевого слэнга это впечатление чуток портит. Но это на любителя. Скажем употребляемое двумя взрослыми братьЯми "даров" - каждый воспримет именно так, как захочет. Самое главное - живость персонажей. Да и построение книги, схожее с заметками в дневнике воспринимается нормально. Примеров хороших произведений выдержанных в подобном ключе много. Из фантастического жанра достаточно вспомнить "Дракулу" Брема Стокера и пару рассказов Стивена Кинга.
  Исходя из условий построения вселенной, основанной на первых книгах цикла, вполне объяснимо наличие в большом количестве оружия и его ТТХ. Но с этим есть небольшой нюанс, который и заставил меня ожидать от автора немного другого. То ли в силу того, что в российской части цикла Андрей Круз совершил титанический труд и прошелся по большой части стрелкового оружия современности, то ли из-за нескрываемой любви и интересу автора ко Второй мировой войне - основная часть оружия того, далекого времени. Причем сомневаться в словах автора о том, что именно подобное вооружение хранится в Петропавловской крепости и Кронштадте - желания нет, объяснение в тексте вполне аутентичное. При этом стоит отметить, что несмотря на ежестраничное упоминание сокращений, моделей и марок - перебором все это ганофилевская роскошь отдает крайне редко. Учитывая же своеобразную аудиторию книги - даже маловато. К сожалению, или нет - мне неизвестно. Автор, как мне показалось, весьма интересуется характерами людей. А не тем, что принято сейчас в отечественной постапокалиптике, цитируя:
  "У нас, к сожалению, вообще с отечественными постапокалипсисами плохо. Точнее никак. То, что к ним относят, это отдельный жанр, к ПА отношение имеющий весьма косвенное. Суть наших "ПА" это "Москва пропала (сгорела, утонула), теперь рулят власти на местах. БП как таковой применяют лишь с одной целью: для слива Москвы; для доведения российской действительности до абсурда; для того, чтобы каждый мог иметь АКМ не оглядываясь на разрешительную систему; и еще, опционально, для отказа от доллара (смена его на боеприпасы).
   "Дверь открылась. В нее зашел пистолет-пулемет АБВГД-448 с колимационно-диоптрическим прицелом и малокалиберным прожектором на обрезке узкоколейного рельса, местными умельцами с помощью аргоновой сварки закрепленного на ствольной коробке. Универсальный тактический ремень Удавка-48 крепился к плечевому суставу лысого блондина."
   Далее больше ни слова об этом герое, но обязательно про слив Москвы, и по тексту почаще с подробностями менять стрелялки и шмонать мутантов на предмет поиска новых стрелялок ("в карманах его я нашел сто пять семерок, двести девять пятерок, одиннадцать девяток, и один снярад от старого морского 12-тидюймового орудия. Последний порадовал больше всего - он подходит к моему дробовику АБВГД-557 с вентиллятором на рельсе и ..."). И все - книга готова.
   Не критикую "наш ПА" - просто доказываю, что это все же не совсем ПА. Классический ПА это когда на развалинах старого мира вырастает что-то действительно новое, а не стагнируется старое. Апокалипсис вводится как повод к изменению мира, а не к мародерке и краху разрешительной системы.
   Наших, видимо, быт достает сильнее - даже в книгах отвлечься от него не могут.
  Артур Каменистый (с)"
  
   Так вот у Николая Берга присутствуют и дробовики АБГД и прочее, но есть нечто главное - попытка показать людей. Разных, и этим интересных. Во всяком случае мне хорошо запомнились персонажи самого врача, беспризорника, Николаича, поварихи Красы и медсестры Надежды и снайпера Ильяса. И весьма понравились вставки про выживанца Виктора на лоне природы, давно я так не смеялся, за что автору отдельное спасибо. Право слово - стоит дать такого пинка тем, кто действительно готов собирать и складировать тушенку и патроны.
   Впечатлило и то, что автор не прикрывается фиговым листочком толерантности, политкорректности, интернационализма и "любви" к секс-меньшинствам. В данном разрезе за честность стоит проставить несколько баллов как минимум. Во всяком случае, оно не задевает так, как могло бы, используй автор римское приветствие "аве" и друзей с внешностью героя плакатов русских националистических партий. Ну не любит он выходцев из бывших республик, афроамериканцев, израильтян и геев - так и не любит. Хорошо, что свастикой не машет, не цитирует "Ансамблю Христа-Спасителя и Мать-сыру землю", и на том спасибо. Да и снайпера Ильяс зовут, что тому, кто хочет понять - скажет многое.
   К слову - ГГ мне понравился. Спокойный, иногда понимающий собственное бессилие или неопытность, хотя и старающийся показать себя куда как более крутым. При этом хорошо заметно, что крут он в лечении. Один эпизод с разводом мичмана на вооружение с помощью геморроя чего стоит. Очень хорошо, что именно от его лица на страницах книги присутствует краткий ликбез по случаям врачебного вмешательства, так как у нас в стране с этим полный швах. Пусть я согласен и не со всеми тезисами, но большая часть дает четкое ощущение того, что автор знает, о чем говорит.
  Заканчивая положительную часть мнения, хочется сказать:
   С удовольствием прочитал бы что-то про времена второй мировой, возможно, что и с фантастическим уклоном. После того, как тандем "Виктор Бурцев" практически (на данное время) приказал долго жить - данной литературы мне не хватает. У автора Николая Берга явно может что-то выйти в данном ключе, интересное и занимательное. Большое спасибо за попытку донести до юных безграмотных читателей хотя бы основы первой медицинской помощи И отдельно - за Рукожопа. Это нечто.
  
  Контра (секундо):
  
   Апокалипсиса не увидел, вот что самое плохое. Увидел собранную и деловитую работу неожиданно образовавшейся "ганзы" - да. То, что гражданские современники наши в основной массе почему-то глупы, в отличие от ГГ и его товарищей - непременно заметил. Факт того, что властям навалить на всех вокруг - обязательно ощутил.
   Страх перед зомбаками был? Нет, они как бы деталь антуража, не более, есть и ладно, куснут, так того, кого нужно. А хотелось бы попереживать хотя бы за одного из героев, неожиданно оказавшегося в замкнутом помещении и без так любимого авторами серии огнестрела. Посмотреть на его действия и ощущения, но этого автор мне, как читателю, не дал. Равно как не было ни одного момента, который подарил бы мне ощущение бега любой беззащитной жерты. Надеялся на эпизод с детсадом... так он оказался статичен, к сожалению.
   Зато куча оружия, тупых мертвецов, что только и ждут, когда их пристрелят и прочее. Увидел нелюбовь автора к службе в армии. Она настолько сильно ощутима, что почему-то отсутствие собственного изготовления хлеба - никого не удивляет. Все лопают галеты и сухари и довольны. То, что грузинские лепешки-мчади делаются на воде и муке - неинтересно. То, что мука есть. И лепешки можно приготовить на противне - неинтересно, надо есть галеты и сухари. Это не показатель постапокалипсиса. Показателем была бы попытка героев помочь той самой Красе испечь хотя бы лепешки. И не делать итальянок мортусами, а показать - как создали прачечную, к примеру.
   Зато зачем-то упомянут оказался сортир размерами с сарай. Пикантность? Да кто знает, право слово. Далее...
   В Сети в последнее время подобные темы, когда надо выживать - очень популярны. И, как понял лично я сам, многое черпают из подобной литературы. За часть содержания автору сказал спасибо, но не могу пройти мимо некоторых неувязок связанных именно с ним, с выживанием то есть. Про сухари упомянул, упомяну про медицинские жгуты. Все верно - до секунды иногда желательно написать время постановки жгута, все правильно. Но скажите, автор, верите ли вы сами в то, что их стоит таскать на оружии в примотанном вокруг приклада виде? Солнечные лучи, разность температур, грязь, пыль, механические повреждения плохо отразятся, как мне кажется, на выполняемой жгутом функции. Это из личного опыта, так что взгляд субъективный, но опыт был плохой. Также очень хочется попросить подумать над следующим нюансом: сколько по времени ГГ и его камрады будут в дальнейшем таскать скрутку из магазинов, что достигается изоляционной лентой? Опять же личный субъективный опыт показал, что это стоит делать лишь перед боем, чтобы не создавать проблем впоследствии. Я про ту же грязь и пыль, что весьма хорошо попадают внутрь магазина. Но это мелочи, на самом деле.
   Главное лишь то, что апокалипсиса в книге как такового нет. Нет безнадежности Виго Мортесена из "Дороги" и слез юного актера оттуда же. Нет жесточайшей лютости Аль-Атоми, к сожалению. И даже то, что врач готов испытывать способ ампутации на "расписных" - добавляет не ощущения аутентичности, а совершенно другого. А именно - чувства оскотиневания принудительно. Юного свина изначально кличут Крысом, совершенно забыв о том, что только что сами скрысятничали оружие у владельца магазина. Т.е. беспризорнику - аяяй. А героям - можно?
   У автора явно есть потенциал на раскрытие темы настоящей беды, тем более, что он с Питера. Добавить ощущений быта, а не нового образца вооружения - и будет чуток по-другому. Но понятно, дело лично автора.
  
  Резюмируя:
  Любителям творчества Андрея Круза, оружия и пока ещё не существующей реальности, где надо будет быть мужиком - настоятельно рекомендовано к голосованию рублем.
  Любителям зомби - вы их не найдете.
  Любителям просто отдохнуть - обязательно, самое то.
  Тем, кто ищет новых авторов, изучающих людей - стоит попробовать.
  Лично сам - дождусь вторую книгу, мне интересно, что будет в ней.
  
  П.С: интересно, а почему никто не напишет приквел, где дело происходит в Карибском бассейне веке так в 18-ом? Без автоматического оружия и прочих современных антуражей? Но это так, мысли вслух, не более.
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"