Старофэндом. Культурная преемственность, традиция в современности.
(памяти В.Б.Кобрина)
...
У старофэндомцев не было своих типографий, сетевая цензура не пускала их на общелитературные форумы, их полемика модерировалась на досках и форумах. Приходилось, забыв о сканерах, брать в руки клавиатуру и вручную, при свете
настольной лампы, глядя в монитор воспаленными от утомительного сидения за монитором днем и чтения бледных от нехватки тонера распечаток ночью глазами, самоотверженно, буква за буквой выбивать на дребезжащей клавиатуре сакральные тексты изначального фэндома.
В конце 20 - начале 21 века сетевая и бумажная литературы сосуществовали, ибо сетевых терминалов(в то время обычно PC плюс модем) было недостаточно, а стоимость бумажных изданий при сколько-нибудь крупном тираже была существенно ниже(а качество выше), чем распечатки того же обьема. Впоследствии, когда дешевые компьютеры устаревших модификаций стали доступны практически всем, дискета и CD(магнитный и оптомагнитный носители информации) стали основным материалом для обмена информацией сколько-нибудь крупного обьема. Из-за того, что мультимедийные презентации требовали дорогой техники и больших затрат рабочего времени, равно как и гипермедийные приложения, триада txt-jpg-avi составила основную массу старофэндомских информобьектов. Не будет преувеличением сказать, что уже к середине процесса отделения старого фэндома от обновленцев практически каждый txt-файл был нелегальным(то есть несертифицированным в качестве сетевого продукта). И основными хранителями и творцами этих текстов (фотографий, клипов и т.п.) тоже были старофэндомцы, не считая околосетевых маргинальных групп, к которым большинство старофэндомцев относились весьма лояльно.
Так получилось, что старофэндомский набранный вручную текст пережил века, и только в этой среде сохранилась традиция их создания. В этой среде текстовый файл(зачастую даже без иллюстраций) и сейчас живой, а не памятник старины. Вспоминается житель поселка Бичи Ньюразянской колонии на Вега-7, отказавшийся продать авторам уникальный архив "Библиотека в кармане - 47". "Там ведь житие Брилевой", со слезами на глазах обьяснял он. "Я его постоянно перечитываю, так душевно написано... А лубок "Купание красного Петровича"? Вот бы на чем молодежь воспитывать, на писаниях Кинн и Антрекота, великих наших богословах, а не погани мультимадийной..." Простим собирателю старины его коррозийные взгляды, ибо именно благодаря старофэндомцам мы имеем уникальную возможность погрузиться в чарующую атмосферу Поганища и Маньяка, побывать на квартирнике Лоры Московской, вкусить "Егерскую"(уникальный рецепт сохранился в мемуаре "Перекресток никогда не кончится!" Роста, предположительно, автора одноименных "окон") и почувствовать дым лесного костра, возле которого собирались грушинцы, яблочники и прочие заслуженные барды Советского Союза. <ссылка на ресурс, с которого можно скачать аудиовизуальный, а также нюхательный ряд. Два баннера с рекламой духов "Утро у Ящера" и "Дым отечества"> Без текстовых и музыкальных(mp3, ранняя версия мультиплэй-формата) файлов мы бы многого не досчитались в нашей культуре. Мало кто знает, что забойные ритмы вторжения Унклуноидов в "Механиках космоса" позаимствованы из арии Лучиэнь в "Финрод-Зонг", а шипение Мгххнфарга в "Капкане Ариадны: ребеллы и Сома" дословно повторяет текст роли Жака де Молэ из рок-оперы "Тампль". Но даже если мы обратимся к классике исторического романа, то и здесь сквозь хитросплетения изысков фотомодернизма и постгиллоизма поступают родимые пятна "Исхода феанорингов" и "Пятой эпохи", а то и "Звирьмариллиона". Только архивные диски старофэндомцев донесли до нас бесценные сокровища духа того бурного времени, такие как "Спутник бухгалтера-аудитора", "Тосты на все случаи жизни", "Полное собрание текстов песен группы "Ногу свело"" и конечно не теряющий популярности которое столетие юмористический сборник "Windows как она есть". Вместе с тем не стоит забывать, что к сожалению и тексты большей части сетевых анархистов и разного рода сектантов позаимствованы из того же источника, чего стоит только пресловутый "Аккалабет" и запрещенный в большинстве цивилизованных миров "Linux для чайников".
Экспедиция
Перед вылетом на Старую Землю мы основательно подготовились, собрали не только все доступные данные по местам относительно компактного проживания старофэндомцев, дивясь старинным названиям сел "Юдживово", "Хоббббитания", "Ллааррароа", но и запаслись дальнодействующими терминалами, ибо старофэндомцы к глобал-сети не подключаются из культовых соображений. А потом мы летали от одной "нноа"(как жаль, что был утрачен смысл этого слова, по косвенным данным аналога общепринятому "сайт"!) к другой, общались со стариками в древних пятнистых одеждах и молодежью, несмотря на вполне современный вид, бойко изъяснявшейся на транслите и квенья. Здесь практически каждый владел искусством художественного свиста "2400 бод", мог собрать древний компьютер из разобранного на части современного терминала, скопировать дискету или заменить шарик у мыши(да, даже первые образцы контактных плоскостных манипуляторов "мышь" кое-где еще сохранились!). Мы перебирали стопки ржавых дискет и потемневших от времени CD, копались на "винтах" древних компьютеров и порой нам улыбалась удача - еще не описанный исходник вируса под Solaris, база данных "Птицефабрика им. Луначарского v.00.3.02" а иногда даже целый(процентов на 20-25) текстовый файл апокрифа по ПТСР! Не говоря уже о трех доселе неизвестных вариантах народной песни "Ave mater die" и уникальном интервью, взятом у представителя движения "Мордовия форевер!"...
...Впервые мы столкнулись со следами это древней распри. В начале третьего векаот рождества Профессора так называемые "полички"(поли-ЧКА) выступили против "заединщиков"(моноэлхистов) с утверждением, что легендарный автор ЧКА Элхэ Иллет Ниеннах на самом деле является коллективным псевдонимом анонимной группы филологов-аспирантов МГУ. Брат шел на брата, феаноринг на эллериахэ, и проистекла от ничтожного, в общем, вопроса великая смута. Именно к тому времени специалисты относят возникновение народной песни "Ой да байк мой вороной", а также обрядовый текст "И все без сомненья умрем!", читавшийся перед очередным набегом последователей короля Олмера на земли правоверных перумистов. Возможно, отрывок великой битвы у стен безымянной крепости, запечатленные в единственном сохранившемся эпизоде "Гоблин Рекордз", запечатлел один из таких набегов. Во всяком случае такое утверждение мы слышали из уст потомка великого хана Лориенского и Дол-Гулдурского Трандуила свет Лисицына, в миру Марка Фирнвыча Роханского...
...Еще один случай убедиться, какие воистину бесценные сокровища духа сохраняются на чердаках и подвалах безымянных "вписок"(старинный отель категории "Only for VIP"), внутри заскорузлых коробок системных блоков певобытных компьютеров и в плетеных вручную из шлейфов коробах с компакт-дисками. Там, где все завешано телефонной "лапшой" и сетевыми кабелями, пятнистыми и липкими, где на голову из под стрехи(этот термин изначально означал подвесные потолки начала первого века от рождества Профессора, современное значение - опорная керамопластовая конструкция - сложилось только к концу второго века) может свалиться огромный винчестер на 200 Мб или картридж от принтера Epson 200E, там, где от ядовитой пластиковой пыли нельзя дышать без респиратора, а пол в любое мгновение может провалиться прямо в недра древней сантехники, только там пытливые исследователи могут найти самые важные, даже порой ключевые носители информации. Так, нашей экспедицией, несмотря на все сложности и потери(двое попали в реанимацию, неосторожно взявшись за кабель, оказавшийся совсем не оптоволокном, а еще один сломал обе ноги, выпрыгнув с чердака двухэтажного флэта - ему показалось, что на него напал дух Батыршина, когда солнечный луч осветил плакат с Боромиром, а сверху свалился ворох кольчуг и прочей амуниции), были собраны уникальные материалы, включающие суперобложку от первого издания ЧКА, текстолитовый меч прекрасной сохранности(см. голограмму 1), две коробки фенечек ручного плетения(предварительная оценка - 60-80-е г. Р.П.) и наконец, жемчужина коллекции - двести страниц распечаток, которые нам удалось восстановить. К сожалению, текст дублирует уже существующий в виде текстового файла политико-приключенческий роман "Пески Универа", но сам факт нахождения столь древних бумажных материалов не может не вдохновлять.
Мистика
Не могу не упомянуть один случай, произведший на всех нас, особенно суеверную молодежь в лице двух практиканток(одна из них госпитализирована с нервным шоком, вторая впоследствии была отчислена с последнего курса, вследствие уход в секту "Путь Нолдор"), но опытных археологов, в общем, почти не напугавший(у всех нас есть страховки, поэтому счета, выставленные невропатологами, ни на кого особого впечатления не произвели). Найденный на одном чердаке артефакт, идентифицированный как неизвестная модель сотового телефона начала первой трети второго века от Р.П. внезапно посреди ночи стал вибрировать, а поскольку он находился в металлической емкости(стандартный контейнер для образцов), соприкасавшейся с корпусом мобильной лаборатории, то сперва возникла мысль об аварии указанного транспортного средства. Но потом он сначала заиграл похоронный марш(причем древний, идентифицированный по показаниям очевидцев как первые такты песни "Вереск", а это как-никак середина 1-го века) , а потом произнес человеческим голосом "Абонент не отвечает, наверное, умер." Поскольку звук проходил через стенку контейнера и корпус лаборатории, впечатление создавалось действительно жутковатое. Хотя это никак не оправдывает мнения, высказанного одной из вышеупомянутых практиканток, что случай с "призраком Батыршина", произошедший на следующее утро, имеет к самопроизвольному включению встроенного автоответчика в древнем телефоне какое-то отношение. Так называемое "Проклятье Апокрифиста" - выдумки чистой воды, а неудачи, преследовавшие порой экспедиции, якобы потревожившие покой мертвых фидошных нод - всего лишь статистические флюктуации небольшого масштаба.