в теме про Магистраль рассматривается мир Мультиверсума, т.е. все реальности вообще. Полученные простым перебором всех значений всех параметров всех состояний всех объектов Вселенной. Для людей подавляющее большинство этих параметров ненаблюдаемо, поэтому имеет смысл разделять только те миры(на самом деле получается, что огромные группы миров мы пишем в один, ибо для нас между разными мирами внутри этой группы нет абсолютно никакой видимой, или иным способом ощущаемой, разницы), которые отличаются наблюдаемыми(хотя бы в принципе) для разумных существ типа людей(блин, тут опять надо объяснять, что имеется в виду...) параметрами. Скажем, в этом мире монета упала орлом, а в соседнем решкой. Или там температура вот этого камешка 32 градуса, а в соседнем 31.95... Где-то так.
Базовым постулатом является наличие в некоем мире некоей цивилизации, которая нашла способ связывать миры постоянными порталами с большой пропускной способностью. Ну например, плоский портал площадью в несколько кв. км. По эту сторону наш мир, а по другую - Арда... И, соответственно, появляется смысл строить дороги, прокладывать маршруты и вообще осваивать появившиеся фронтиры. В этом они, собственно, и видят свою миссию - создать интегрированное Многомирье, достаточно комфортное для любого разумного, хотя бы в какой-то определенной(для этого самого разумного существа) зоне. В процессе расширения, они наткнулись на мир, являющийся вариантом нашего. И начали осваивать зону Мультиверса, охватывающую человеческие миры. Сами они вообще непонятно кто, вроде Странников у Стругацких. Процесс этого самого освоения мною в общих чертах и моделируется в постах с тегом "Магистраль".
Пока была только статистика, дальше может быть получится поживее описания давать. Пока описываются глобальные вещи, которые только цифрами и выразимы, ибо любой образ будет только очень частным случаем, ни в коем случае не характерным для Магистрали.
---
Да, еще одна деталь. Чтобы не пускать дело формирования Многомирья на самотёк(ясно же, что люди сперва пару десятков тысяч лет повоюют, а потом уже может быть им надоест, и получится что-то вменяемое и договороспособное), реализована схема, условно говоря, "вертикального прогрессорства". То есть наиболее продвинутые и при этом наименее агрессивные цивилизации человеческой зоны(причем в этой зоне, понятное дело, до хрена и больше нечеловеческих рас, которые людьми где-то как-то были описаны, а значит включены в круг представлений) могут использовать намного бОльше возможностей Магистрали(скажем, целенаправленно открывать-закрывать порталы, добавлять им селективные свойства и т.п.), и их руками(а также языками и прочими эффекторами) идет процесс наставления на путь истинный тоже продвинутых, но немножко поменьше, товарищей. А те, в свою очередь, осуществляют цивилизаторскую миссию у еще менее продвинутых, и так далее. Это общая схема, конкретика может меняться, естественно. И чем более развита цивилизация, тем менее очевидны их цели и методы... В итоге получается нормальная криптократия, причем не потому, что кто-то лучше-всех-спрятан, а потому, что наблюдатель со стороны видит "лукавый обманчивый мир, где у людей есть все, чего они только могут пожелать, а потому желания их извращены, цели потусторонни, и средства уже ничем не напоминают человеческие"(с)"Парень из преисподней". Люденов еще можно вспомнить, да и тех же Странников...
"Центра" как такового у человеческой зоны Магистрали нет, каждый мир в общем-то мнит себя таковым, причем небезосновательно. Но есть некое подобие "окраины" - это миры, населенные существами, которые с людьми имеют очень мало общего и потому практически неконтактабельны.
Порталы появятся во всем множестве человеческих миров одномоментно, пока что идет наработка планов и опытное освоение примерно 10 тыс. миров, которые строители Магистрали посчитали достаточным материалом для моделирования в самых общих чертах всей человеческой зоны. Предполагается, что в момент открытия порталов каждый мир(в особенности это касается населения, но и в природе кое-что подтянут), подключаемый к Магистрали, подтянут до некоего минимально комфортного уровня(тотальный иммунитет и неукусаемость паразитами, еще кой-какие плюшки ко здоровью, интеллекту и даже социальным навыкам...). Там еще много специфических заморочек, но вот свободу воли они в любом случае отнимать не собираются, устанавливать самый правильный строй тоже, а значит заварушки все-таки планом предусмотрены. Другое дело, что их стремятся минимизировать и в итоге не то, чтобы извести(сделать из людей мирных тварей - на это тысячи лет нужны), а перевести в иные плоскости, не связанные с прямым насилием и подавлением личности. Торговые войны, информационные, и так далее. Чтобы это обеспечить, заранее заданы(и будут запущены руками верхнего слоя "прогрессорских миров") социодинамические процессы, которые я собственно и рассматриваю в данном цикле постов.
----
Вот есть у нас одна историческая последовательность(наша), с участием одного кластера(страны) на одной, отдельно взятой, планете(Земля). Какое конкретно множество вариантов доступно его обитателям, исходя из их психологических возможностей?
Примем, что одна личность способна адекватно воспринять и комфортно существовать в среде, ограниченной по времени столетием. Точнее, тремя существенными изменениями менталитета(в обе стороны, так что всего 7... нет, скорее шесть, три вверх - это уже перебор для обычного человека, хватит 2-х). При этом мы берем один период более-менее стабильной ментальности за активное время одного поколения, т.е. по-минимуму около 15-ти лет. Это время верно только для быстро меняющихся социумов, вроде российского в 20-м веке. Таким образом, для человека из середины 20 века теоретически доступны следующие базовые ментальные среды:
1)1900-1916г.
2)1916-1930
3)1930-1953
4)1953-1968
5)1968-1986
6)1986-2000
Деление может быть и иным, но в общем случае шесть разных ментальных сред за столетие, похоже, являются пределом. Политических и иных катаклизмов может быть и больше, но ментальность при этом все равно будет меняться с характерным периодом не меньше 15-18 лет. Но в нашем исследовании мы возьмем не только базовые ментальности, но и вообще все возможные, для данного индивидуума. Для каждой базовой будет существовать как минимум одна альтернативная(присутствующая в социуме, например, "коммунизм шестидесятников", существовавший параллельно с официальной идеологией), одна теневая(альтернативный исторический вариант, оказывающий существенное влияние на базовую реальность, в простейшем случае - вариант иного исхода войны, проигрыш мятежников и т.д.), и одна отрицательная(которую можно игнорировать, ибо она всегда совпадает с иной ментальностью из той же исторической последовательности, предыдущей, как правило). Итого имеем по три ментальности на каждый период. Но мир, в котором личности может быть комфортно, может быть и сочетанием разных ментальностей, что наблюдается и в текущей реальности, в разных формах и масштабах(например, столица живет по ментальности N, а провинция в основном по N-1). В общем случае надо брать все возможные комбинации, даже самые странные(страннее, чем есть, все равно не получится). Итак, несовпадающих по ментальности миров России 20 века у нас получается:
здесь(...+1) означает множество миров, включая один пустой, чтобы учесть и неполные комбинации ментальностей(такое сложно представить, но теоретически возможны миры вообще без представителей прошлых/будущих ментальностей... как правило, в утопиях именно подобные случаи и описаны).
Итого получаем 3 149 280 несовпадающих миров. Причем распределение данной конкретной личности в нужный мир становится очень простой задачей(учитывается только совместимость по ментальности - от нулевой до полной) . Не факт, что мир, в котором личность окажется, будет в его глазах идеальным, но вот "своим" он ему(и наоборот, кстати) точно будет.
Теперь возьмем область пошире, и перейдем от одной личности к социальному мономентальному(в заданных рамках) кластеру. В данном случае, к стране. Время жизни оной определяется с большим трудом(особенно в случае Египта или Китая... да даже и Германии, считающей свою историю от Священной римской империи), но возьмем за базовый характерный период в одну тысячу лет. Примем для простоты, что после этого периода страна настолько меняется по отношению к себе самой, что может считаться уже другой, пусть даже и близкой по языку и этносу. Но изменение ментальностей за всё время жизни страны происходит весьма неравномерно. Примем, для нашего случая, что для трех периодов характерны быстрые изменения(6 за столетие), для трех - менее быстрые(5), для четырех - медленные(4). Можно взять и более медленные, но это уже отдает времяцентризмом(мол, наш век самый быстрый и раньше перемен такого масштаба не бывало) и волюнтаризмом, а потому примем за базовый этот вариант. Тут расчеты существенно проще, ибо ментальности разных веков перемножаться не будут, только складываться. С другой стороны, нельзя не учесть эффект "скольжения", т.к. следует учитывать и варианты для наблюдателя, находящегося в конце одного и начале следующего века... В итоге для расчетов придется брать вариант с наблюдателем в "центре", для которого есть его 3 млн. миров, и добавлять к этому количеству новые варианты комбинаций ментальностей послойно, отсекая при этом уже существующие. Таким образом, получаем общее число ментальностей (6*3+5*3+4*4)*3 = 147, а комбинаций из них, с пределом в 3 ментальности в каждую сторону:
(схема) 24*3 <- 1*3 -> 24*3
3 149 280+(3 149 280*17/18)*24 *2
всего: 149 065 920
Итак, у нас получается 149 065 920 вариантов. Самое забавное, что это число подозрительно напоминает численность населения России в начале 1990-х. В общем случае это количество надо удвоить, ибо по открытости каждого мира возможны три основных варианта - закрытый(контакты с иными культурами не оказывают существенного влияния на ментальную среду кластера, т.е. страны), открытый(соответственно, оказывают) и растворенный(диаспора в чужой среде). Последний вариант кластером не является, так что в расчет берутся только два варианта. Итак, у нас получается Итак, у нас получается 298 131 840 вариантов(а это уже похоже на население СССР...). Варианты с анклавами иных ментальностей, а также с сильным взаимопроникновением ментальностей(как это происходило в реальной истории при Петре или во время монгольского ига), опять же, отдельно не рассматриваются, ибо число комбинаций при этом растет экспоненциально. Прикидочно можно оценить, что таких вариаций будет не менее чем M!*~150 млн., при этом M - общее число вариантов ментальностей, вообще способных к любым контактам с людьми(вплоть до крайних случаев, типа Соляриса). Как их разделять на группы, с которыми можно было бы работать и получать поддающиеся измерению числа, пока не очень ясно. В самых общих чертах, такое деление может быть по признаку близости к человеческой ментальности вообще - ментальности из реальной исторической последовательности и всех ее представимых вариантов, ментальности иных существ, людям хотя бы в принципе понятных и представимых(эльфы-орки-тролли-гномы... килратхи и прочие инопланетяне), и всех остальных(тот же Солярис, Ктулху, разумные грибы с Юготтта и т.д.)
В итоге, в Метавселенной у России есть своя территория примерно в 150 млн. базовых миров, плюс в два раза меньше миров с крупной русскоментальной диаспорой, плюс некоторое количество миров, на которые можно претендовать исторически(скажем, альтернатива, в которой на территории нашей страны основным стал менталитет не русичей, а каких-нибудь кривичей... сюда же всякие Ордуси и Империи-по-Фоменко) с тем или иным основанием(подсчитать их количество пока затруднительно), плюс количество пригодных для освоения пустых миров с подходящим климатом, плюс некоторое количество миров с близкой или же дополнительной ментальностью(но это скорее союзники, чем пространство для экспансии), плюс опять же слабоопределимое количество миров, готовых принять российскую ментальность в качестве "старшего брата", а-ля МНР и Куба.
Пока на этом всё, дальнейшая экскурсия по Магистрали будет позже. Следующим пунктом мы рассмотрим такой интересный вопрос как взаимоотношения внутри метакластера(на примере, опять же, России).
----
Социумы одного кластера могут образовать конечную устойчивую структуру в общем случае только одного типа - уникальность каждого социума образует полное единство всех возможных для данного кластера социумов. Т.е. кластер должен включать в свой состав социумы всех представимых для всех менталитетов данного кластера социальных структур. Не все структуры окажутся устойчивыми, естественно, но и неустойчивые должны быть представлены, например, в "мерцающем"(т.е. периодически возникающие внутри или на периферии устойчивых социумов) режиме. Только в этом случае будут задействованы все ресурсы всех личностей(но не все одновременно и не обязательно на полную мощность, конечно), этот кластер составляющих. Только тогда кластер окажется устойчивым и не начнет со временем "сдуваться".
Поскольку в момент открытия порталов есть возможность мгновенного и при этом сколь угодно масштабного изменения как места пребывания любой личности, так и социальных структур любого отдельно взятого мира, идеальным будет случай одномоментного и при этом полного преобразования всех социумов кластера, согласно представленной схеме, т.е. неоригинальные социумы(все структуры которых полностью совпадают с каким-либо иным социумом данного кластера) имеет смысл преобразовать с целью заполнения лакун в общей ткани кластера. На практике сие означает, что если у нас в русском кластере есть, например, пять идентичных с точностью до обозначений "брежневских СССР", то из четырех следует сделать иные, нереализованные пока что социумы, например, типа Транайского. При этом не обязательно социум совпадает с миром. Поясняю - в итоге у нас будет один брежневский СССР, занимающий бОльшую часть СССР в пяти мирах, а оставшиеся территории будут заняты маргинальными сообществами очень странной структуры. Нечто подобное было в реальной истории - казацкие области до их присоединения к Российской империи.
Социумы можно разделить, кроме прочих вариантов, по двум шкалам:
1)открытость по материальным перемещениям(людей и грузов) и по информации.
2)возможность их влияния на события в иных социумах, включая и социумы иных кластеров
Причем оба параметра зависят по сути исключительно от структуры социума. Ибо физические ограничения на открытость любого мира на Магистрали ничтожны, все будет зависеть исключительно от законов и психологических потребностей в инновациях, импорте и т.д. По второй же шкале, этот параметр полностью зависит от
а)возможности пассионариям реализовать свои способности
б)их востребованности социумом, возможность экспансии
Пункт а) означает, например, для ученого - наличие академической или иной аналогичной среды свободной циркуляции идей, а для военного - перманентные вооруженные конфликты именно такого типа, которые оптимальны для его навыков, знаний и темперамента. А пункт б) означает для ученого - публикации во внешней среде и их востребованность во всех смыслах, для военного же - либо наличие армий, в которые он при желании может кооптироваться, и которые используют его таланты оптимальным образом, либо же пространство для экспансии вовне для той армии, в составе которой он сейчас действует.
Понятно, что "высоких" по этим параметрам социумов, особенно же совмещающих максимум по обеим шкалам(очень открытые и при этом сильно влияющие) будет весьма немного, но именно они будут оказывать решающее воздействие вообще на всю человеческую зону Магистрали(и, косвенно, на прочие зоны), и именно на них будет сконцентрировано как внимание СМИ Магистрали(какой смысл писать о каком-то Шире, где повышение урожайности репы на 10% уже сенсация? А вот пираты Умбара постоянно будут в новостях), так и практически все свободные ресурсы всех возможных сил, желающих влиять на общую ситуацию в данном секторе Магистрали. Положение усугубляется тем, что полная система социумов весьма устойчива, ибо любому недовольному нет никакого смысла устраивать революцию в своем социуме, гораздо проще уйти в тот, в котором именно ему будет хорошо. Даже если вдруг где-то революция и произойдет, то все равно свергнутая социальная структура тут же возродится в ином мире данного кластера, произойдет своего рода "рокировка", но не исчезновение... Разумеется, социумы разных типов будут бороться между собой за ресурсы всех типов(территория, люди, и т.д.), но не до полного уничтожения. К тому же очень быстро будет найден взаимоприемлемый баланс, и открытые конфликты внутри кластера утихнут. Другое дело - "высокие" социумы, которые постоянно стремятся расширяться по своей природе. Причем как внутрь кластера, так и наружу, что может вызвать у иных кластеров претензии вообще ко всему кластеру как таковому. Примерно как у турков были претензии к императорам российским за бесчинства казаков, или как сейчас возникают претензии ко всему арабскому миру за отдельные террористические структуры, этому миру принадлежащие. Это еще одна причина, по которой политические(и прочие) силы разного типа будут стремиться если не контролировать, то хоть как-то на "высокие" социумы влиять.
В прошлом посте я обещал разобраться с ситуацией, которая возникает изначально, т.е. необходимость уживаться разным социальным системам внутри одного кластера. Понятно, что естественным и мирным путем это практически недостижимо. Также понятно, что любой иной путь зальет эти миры кровью и отнюдь не гарантирует стабильного конечного результата. Также можно предсказать, что навязанные извне порядки, если они не будут восприняты как свои, долго не продержатся. В то же время, как "Странники", так и инициированные ими миры прогрессорской ориентации, не могут пустить ситуацию на самотек. Чтобы все достаточно влиятельные и опасные силы в соединяемых мирах приняли рассматриваемую модель(т.е. сосуществование в одном кластере всех возможных социальных структур, аналоги в нашем мире:"Мирное сосуществование", "Одна страна - две системы" и т.д.), необходимы следующие условия:
1)Наличие представления о такой модели, причем в виде понятном и не вызывающим отторжения у человека, имеющего ментальность данного социума.
2)Наличие представления о возможности одномоментного перехода к этой модели, с тем же условием(понятность и отсутствие отторжения).
3)Наличие хотя бы одной социальной группы, включающей в себя хотя бы одного социально активного пассионария, которая явным образом выигрывает от перехода к такой модели. При этом данная социальная группа не должна быть заведомо маргинальной(условие не обязательное, как показывает исторический опыт, но в этом случае неизбежна борьба внутри социума, причем скорее всего длительная и кровавая).
4)Ощущение актуальной прямой и явной угрозы(неважно, внутренней, внешней, либо их комбинации), избежать которую можно только переходом к данной модели. Условно говоря, буржуй должен кожей чувствовать горячее смрадное дыхание орды санкюлотов, которые готовы в любой момент надругаться над ним самим, и над всем, что близко и дорого его сердцу, в особо извращенной форме, а потом убить и бросить труп собакам.
И задача прогрессоров обеспечить весь этот набор, причем желательно - непосредственно перед самим открытием порталов. Чтобы эту модель межмирового взаимодействия восприняли как давно чаемое чудесное спасение, а не как нечто навязанное злыми иномировыми пришельцами.
Есть ли альтернатива? Разумеется. "Красные звезды" Ф. Березина, там была схожая ситуация, контакт двух миров с одинаковым, по сути, населением, но разной историей и как следствие - разными социальными системами. Закончилось всё тотальным уничтожением одного из миров(своего рода продолжение сталинского СССР), путем ракетно-ядерного удара, нанесенного объединенными силами РФ и США. Нечто похожее наверняка будет демонстрироваться непослушным, не желающим жить рядом с не-такими-как-они, в качестве примера того, что из подобного нежелания получается. А потом можно(нужно) намекнуть, что никто не мешает, не трогая соседний "неправильный" социум как целое, слегка урезать его в частности. И показать, как это делается просто, удобно, выгодно и безопасно.
----
Итак, поле, на котором разворачиваются события, в самых общих чертах очерчено. Теперь переходим к описанию стратегий, реализуемых разными группами на этом поле. Точнее, пока что самых основных положений, очерчивающих всё множество возможных стратегий.
Как уже упоминалось, некая общность(например, страна) не равна миру, в котором(-ых) она реализуется. В одном социальном пространстве может существовать множество самых разных идентичностей, также один мир может быть своим для множества кластеров(опять же, как в реальной истории - множество государств, религий, общественных систем и т.д. в пределах даже не одного мира, а и вовсе одного континента). А может и не быть, кстати. Мономиры тоже есть, хоть их существенно меньше. Ибо процесс взаимопроникновения и образования анклавов начнется с самого начала и далее будет идти непрерывно. Контртенденция вытеснения и унификации может господствовать только очень локально. Через некоторый, не очень большой срок, получаем фрактальную полисистему из сосуществующих систем, взаимодействие которых очень сильно, контактирующих с системами, взаимодействие с которыми менее заметно, и испытывающих влияние "дальних" систем, которое наблюдается только при суперпозиции(оказывается либо "приправой к блюду", либо "последней соломинкой", но само по себе, без участия иных сил, влиять не способно). Причем такая полисистема, которую можно считать зародышем Многомирья(Многомирье отличается от полисистемы степенью интеграции, т.е. в нем системы не просто взаимодействуют, они еще и взаимоподстроены и по сути составляют одну метасистему, при этом не растворяясь в ней и не сливаясь друг с другом), имеет два вида фронтиров - внешние(слабозаселенные, малоосвоенные и имеющие слабый контакт с Магистралью миры) и внутренние(мономиры, а также миры-изоляты, которые могут иметь собственную полиструктуру, но при этом изолированы от структур Магистрали). Причем для освоения внешних фронтиров приемлемы и эффективны любые методы, а вот с внутренними приходится осторожничать. И не только потому, что они уже внутри Магистрали, а значит на них распространяются все политические, экономические и прочие договоренности данного сектора(они не обязательно где-то как-то зафиксированы, но как "правила игры" приняты де-факто), но и по той причине, что эти миры уже доказали, что они могут эффективно противодействовать интеграционным процессам, а значит у них есть некий иммунитет(точнее, с точки зрения внешнего наблюдателя, аллергия, но в данном случае это одно и то же). Но и добраться до них существенно проще, опять же, инфраструктуры Магистрали там уже есть, стало быть их освоение несравнимо проще, чем освоение внешних фронтиров. И еще один момент - если новоосвоенный внешний мир может стать узлом связности только в достаточно отдаленном будущем, причем для этого осваивающей стороне нужно приложить усилия и использовать немало ресурса, то фронтиры внутренние уже находятся в узлах связности Магистрали. То есть это весьма лакомый кусочек, чья ценность намного больше, чем вся совокупность прямых выгод от интеграции. Так что в конечном итоге все изоляты будут так или иначе интегрированы. Причем чем раньше это удастся, тем больше будет выгода, и при этом тем меньше будет конкуренция(ибо в самом начале "крепкие орешки" предпочтут игнорировать, затрачивая основной ресурс на банальное расширение и захват того, что "плохо лежит". Вот когда легкой добычи уже не останется, тогда и возьмутся за сопротивляющихся. Пример из истории - последовательность событий: колонизация Индии, давление на Китай, открытие для мировой торговли Японии.).
У любой открытой и нацеленной не просто на экспансию, но именно на взаимную интеграцию с иными социумами, менталитетами и т.д. системы будет преимущество перед закрытой в том или ином смысле системой. И преимущество это в рамках Магистрали будет огромным, даже решающим. Дело в том, что ресурсы закрытой системы ограничены, а открытой - нет. Она может получить ресурс извне, и теоретически в неограниченном количестве. Пример из истории - эпоха колониальных империй, когда страны без своих колоний и с ограниченными ресурсами очень быстро оттерли. Опять же, в случае каких-либо столкновений и конфликтов, у открытых систем будет заведомо больше союзников, причем союзников реально заинтересованных в победе. А из всего множества открытых и при этом экспансионистских систем, решающее преимущество будет у тех, кто:
1) Сразу обратит внимание на внутренние фронтиры, т.е. тех, кто понимает ситуацию, умеет планировать и предпочитает выигрыш в перспективе преимуществам, достигаемым здесь и сейчас.
2) Имеет желание и возможности(т.е. интеллектуальное оснащение, в первую очередь соответствующий менталитет и освоенные методы) вскрывать и интегрировать замкнутые анклавы.
3) При этом устойчивость самой данной системы как минимум позволяет ей использовать плоды своей экспансии, не распадаясь при этом(контрпример из истории - империи, не пережившие своих основателей).
Разумеется, возможны и наверняка будут реализованы случаи открытия анклавов чужими руками, а также разного рода коллективное взаимодействие (пример из истории - политика европейцев в Китае 19 века), но суть остается той же. Тот, кто страдает ксенофобией по минимуму, умеет интегрироваться и интегрировать, не теряя при этом самоидентификации, может планировать события(и их последствия) хотя бы на два шага вперед, может и умеет корректировать свою политику при изменении обстоятельств, тот получит всё, что ему нужно. Изоляционисты теряют всё, в первую очередь собственную свободу.
----
Возьмем какой-нибудь один определяющий параметр социума, и разделим все миры данного сектора Магистрали по этому, отдельно взятому признаку. Поскольку одной из главных задач при построении Многомирья является перевод конфликтов в некровопролитные формы, пусть этим параметром будет агрессивность. Итак, социумы разделятся на такие группы:
A - агрессивные. Граждане склонны решать как внутренние, так и внешние конфликты путем агрессии. Наши современные социумы относятся именно сюда
Б - бетризованные. Граждане знают о возможности использования насилия, когда-то его активно применяли, затем приняли решение о блокировании агрессии тем или иным способом. Граждане психологически неспособны на насилие, а если его применяют, по сути выпадают из социума по той или иной причине(личной либо социальной). Примеры - "Возвращение со звезд" Лема, "Волчья натура" В.Васильева, "Проклятые" А. дин Фостера, "Полдень 22 века", наконец... Степень, форма и способ бетризации не имеют принципиального значения, она может вообще быть тщательно наведенной на социум иллюзией(как в той же "Волчьей натуре"), но суть остается - обычный гражданин на насильственную агрессию неспособен. Следует дополнить: "В нормальных обстоятельствах". Бетризованное общество в общем отличается от пацифистского небетризованного тем, что граница этих самых нормальных обстоятельств, в которых насилие табуировано, в общем совпадает с границей психической адекватности(см. дело Руматы, например).
В - хаоситские. Граждане таких обществ по своему модусу операнди, являются так называемыми "рыцарями левой ноги"(термин взят у вавилонян с Удела Могултая). Захочет - сердце вырежет, захочет - рублем одарит... В нормальных обстоятельствах чаще всего такие общества почти неагрессивны, т.е. центр нормального распределения хаотических поступков находится сильно выше того уровня, с которого начинается прямое и косвенное насилие(вывод сделан из общесистемных соображений, ибо социум "орков по-толкиену" не может существовать сколько-нибудь продолжительное время). В ненормальных же обстоятельствах происходят две вещи - снижение этого центра и расширение спектра реакций. Т.е. поступки становятся еще более хаотическими(по крайней мере в моральном отношении, в прочих они могут быть очень даже целенаправленными и логичными), но теперь насильственно-агрессивными становится процент, достаточный для нанесения неприемлемого ущерба тому, кто является причиной перехода ситуации в ненормальную.
Г - устойчивые. Мораль граждан строго детерминирована фиксированным кодексом, отклонений практически не возникает. Соответственно, применение насилия и проявления агрессии целиком и полностью определяются этим кодексом.
Д - табуированные, они же "пятнистые". Во всем пространстве принятия решений граждан этого социума, есть "запретные зоны", в которых применение насилия невозможно. И есть иные зоны, в которых либо все, либо большая часть социальных запретов снимается(ситуации типа "Королевской битвы" или же "объявление такого-то вне закона"). По сути это более мягкий вариант социального детерминизма, по сравнению с социумами типа Г.
Е - циклические, они же "политкорректные". Агрессия и насилие жестко табуированы, но объект, к которому относятся эти табу, циклически меняется. Сперва нельзя ущемлять индейцев, потом секс-меньшинства, потом еще кого-то... Это позволяет уменьшить общий уровень агрессии, а также канализировать ее в контр-агрессию(в сторону нарушителей табу, например), а смена объекта необходима для поддержания общего градуса пропагандистского пафоса(ибо без мощной системы пропаганды такая схема неработоспособна).
Обратите внимание, что социальных ролей внутри социума я тут не рассматриваю, хотя очевидно, что некоторые роли предусматривают высокий уровень применяемого насилия, а другие напротив, подходят исключительно агнцам. Дело в том, что социальные роли могут меняться, а в ситуациях столкновения с чем-то иным, неизведанным, чуждым, если это столкновение не одномоментно, а длится какое-то время, базовые установки члена такого-то социума превалируют над установками социальной роли. Бывают, разумеется, и исключения, но все равно между средневековым рыцарем и средневековым же монахом разница в уровне агрессии ничтожна, если сравнивать их обоих с гражданином бетризованного социума.
Так вот, у нас есть некоторое количество социумов разного типа(их, конечно, больше шести, но все типы я не могу не то что описать, но даже и вообразить) по данному параметру. Сразу возникает вопрос - будут ли ключевыми социумы только агрессивного, или скажем только хаоситского типа? Можно сразу ответить, что нет. Ибо пассионарность отнюдь не является привилегией только агрессоров, да и расширяться мирным путем можно по крайней мере не менее успешно, чем захватами и аннексиями. Плюс к тому, агрессия часто блокирует другие возможные действия в целых спектрах ситуаций("Зачем платить, если можно отнять?" или "Зачем изучать иные культуры, если мы и так самые сильные?"), по той причине, что человек вообще склонен экономить свою способность к мышлению и потому предпочитает простые и очевидные решения. Хитрость как правило действие вынужденное, когда не хватает сил на прямое насильственное решение. В более моральных социумах же хитрость - явление постоянное, ибо мораль ставит барьеры простым и очевидным действиям намного чаще.
В итоге получаем, что наиболее агрессивные(в том числе и внутри себя, т.е. во взаимодействиях между гражданами) социумы особых бонусов во внешнем мире не имеют, но зато они находятся под пристальным вниманием иных социумов, как исследовательским, так и практическим, т.е. именно в деятельность таких социумов вмешивается максимальное число активных участников политики Магистрали всех масштабов, по многим причинам. Во-первых, там и так постоянно происходят трагедии, так что хуже не будет. Во-вторых, с целью уменьшения числа жертв, т.е. для их же блага. В третьих, чтобы в конечном счете привести агрессивные социумы к нормальному(для вмешивающегося) состоянию... Что характерно, этот мотив полностью отсутствует в обратных случаях, т.е. при вмешательствах агрессивных социумов в дела прочих. Ибо волкам совсем невыгодно, чтобы часть овец превратилась в волков же. В общем, мотивов хватает, желающих наставить злых дикарей на путь истинный тоже. Однако, именно из-за большого количества действующих лиц, результаты будут несколько отличаться от запланированных, иногда даже с точностью до наоборот. Чтобы такого не произошло, есть два выхода:
1) Один из игроков сильнее всех остальных вместе взятых, и легко заруливает их воздействия.
2) Один из игроков намного умнее всех прочих и легко корректирует их воздействия
Возможны, впрочем, всякие комбинации. Например, несколько основных игроков на данном конкретном поле(в каком-нибудь локальном Арканаре) после ряда бесплодных попыток все-таки договариваются между собой и передают контроль одной организации, в которую входят представители всех этих игроков. Или же не входят, а только контролируют ее деятельность, а сама организация нанимается для данной конкретной работы где-то на стороне.
Отступление. Всеобщий враг.
Для того, чтобы у условно говоря "нормальных"(т.е. не слишком агрессивных и при этом достаточно развитых) социумов был стимул, крайне желательно наличие общей опасности, которая должна быть персонифицирована в каком-то ином социуме либо конгломерате таких социумов. Ибо природная угроза воспринимается как чисто технический вызов, решаемый учеными и инженерами, а отнюдь не изменением социальной структуры. Другое дело - угроза военная, идеологическая и политическая. Кто же может стать подобным пугалом? Разного рода "галактические агрессоры" и прочие "Империи Зла" хороши только в локальных масштабах, все человечества всех миров никакой отдельно взятой Империей не напугать. К тому же, даже если вдруг таких Врагов будет очень много, всякий знает, что злодеи перегрызутся между собой, если не сразу, то чуть позже, деля добычу, а значит есть возможность выжидать, интриговать и т.д. Да и не несут по большому счету никакие мегазлодеи угрозы социуму как таковому, ибо им обычно без разницы социальная структура вассалов, лишь бы дань платили и волонтеров поставляли. Значит, нужно что-то типа уэллсовских марсиан, но конечно не таких примитивных. Пока что из всей прочитанной мною фантастики наиболее подходящими на эту роль являются E.T.(инопланетяне т.е., жаргонное обозначение представителей цивилизаций Библиотеки) из цикла Д.Брина про Возвышение. Вкратце: в пяти галактиках уже около миллиарда лет безраздельно правит система, базирующаяся на:
1) Библиотеке - это компьютерное хранилище всей информации, собранной всеми цивилизациями за весь миллиард лет. То, что не описано в Библиотеке, обычно считается несуществующим вообще(ибо за такой срок в масштабах нескольких галактик, считают они, происходило, изучалось или же было придумано вообще все что возможно, и они не так уж неправы).
2) Возвышении - цивилизации как правило находят на неосвоенных либо оставленных когда-то кем-то(вымершими или мигрировавшими цивилизациями) планетах предразумные формы жизни(автор считает таковыми на Земле шимпанзе и дельфинов) и методами генной инженерии, отбора и обучения доводят их до состояния самостоятельно цивилизации. По сути, статус каждой цивилизации определяется в первую очередь тем, кто был ее патроном, и сколько(и насколько продвинутых) взращенных ею самой разумных рас.
3) Вассалитете - выращенные цивилизации служат цивилизации - патрону на протяжении порой сотен тысяч лет. Как правило, после формирования самостоятельной цивилизации, больше генетических и прочих экспериментов над подопечными не проводится, но некоторые это правило нарушают.
Земля с ее самостоятельно развившейся цивилизацией людей оказывается невписывающейся в эту стройную систему и в романах Д.Брина постоянно балансирует на грани поглощения старшими цивилизациями. В самом начале только то, что люди успели "возвысить" два вида(те самые дельфины и шимпанзе) спасло людей от участи получить в патроны одну из старших рас, со всеми вытекающими. Причины, по которым цивилизации Библиотеки не могут не стать искомым Всеобщим врагом, следующие:
1) В количественном отношении миров Пяти галактик, включая сюда их миллиардолетнюю историю, больше, чем всех прочих освоенных миров человеческого сектора Магистрали вместе взятых. Число разумных существ, их населяющих, примерно того же порядка, что и всех прочих разумных нашего сектора.
2) По уровню развития цивилизации Библиотеки превосходят практически все человеческие миры(что неудивительно, ибо их опыт в любой вообще сфере шлифовался миллионы лет, а в некоторых областях деятельности и познания - даже сотни миллионов)
3) Независимо от взаимоотношений друг с другом, почти любая цивилизация Библиотеки хочет стать патроном людей, не спрашивая их мнения. Любых людей, ибо с точки зрения миров Пяти Галактик, люди по сути своей существа неправильные, росшие в диких и ненормальных условиях, требующие длительного надзора и правильного воспитания(это в лучшем случае, в худшем же - требующие полной генетической реконструкции)
4) Само существование независимых от расы-патрона цивилизации - это соблазн для рас-клиентов. Тем более, что в истории Пяти галактик были случаи успешных революций, когда значительная часть рас-клиентов освобождалась от своих патронов тем или иным способом. Каждый раз это заканчивалось восстановлением свергнутой системы, при этом освободившиеся становились главами своих собственных кланов. Концепция равноправия расы-клиента с расой-патроном либо отвергается сразу("Не может быть равноправия у ученика с учителем"), либо отвергается после проверки на практике(порой заканчивавшейся физическим уничтожением молодой агрессивной расой возвысившего ее патрона).
Иными словами, люди не только сами по себе тупы(ибо как правило предпочитают искать ответы на своем собственном человеческом опыте, а не в Библиотеке), никчемны(ибо никому не служат, кроме своих прихотей и примитивных инстинктов... то бишь, как это называли некоторые христианские публицисты, своих "похотений"), аморальны и безответственны, но и являются подрывным элементом по своей природе и сути, даже если сами того не подозревают. Нет, уничтожать их не надо, надо цивилизовать...
В то же время, на людей(и иных рас человеческого сектора) работают другие факторы, которые дают им шанс:
1) Практически ни один социум нашего сектора не способен нормально интегрироваться в систему Пяти галактик. Разве что, после глубокой модификации мозгов... У Д.Брина показано, что даже энтузиасты интеграции и слияния при близком контакте вызывают сильное отвращение у представителей старших рас, и это неудивительно. Допустим, дикарь-людоед возлюбил Вас всем сердцем и стал помогать Вам в меру своего разумения(скажем, решил украсить Вас по своим канонам красоты, вырубив предварительно дубинкой по голове, чтобы Вы не мешали процессу)... сильно Вам его деяния понравятся?
2) Мотивы, ход мыслей и смысл действий людей(любых людей) E.T. как правило непонятны. Кое-что они могут вычислить чисто на интеллектуальном уровне, но не более того. Есть и исключения, но они очень индивидуальны и возникают почти исключительно среди неагрессивных цивилизаций Пяти галактик.
3) Есть и сочувствующие людям, при этом желающие дать им знания и цивилизовать людей исключительно на добровольной основе(миссионеры, можно сказать). Их не так мало, но увы, они в большинстве своем неагрессивны и вмешиваться в действия ортодоксов(ортодоксы в данном контексте - стремящиеся насильно цивилизовать людей и стать их патронами, термин введен Д.Брином) явным образом не станут. Но вот информацией, ресурсами и прочим помочь могут.
4) Ортодоксы эгоистичны, каждый клан работает только на себя, делить добычу они не хотят. Разумеется, альянсы возможны и периодически возникают, но доверять друг другу главы могущественных кланов неспособны. Тем более, что чаще всего агрессивные кланы враждуют друг с другом уже давно и совершенно независимо от наличия людей. Только это в романах Брина и спасло землян от мгновенного поражения и оккупации.
5) Войны в мирах Пяти галактик достаточно сильно ритуализированы, и даже когда ведутся, по их понятиям, без правил, стороны давно знают, какую стратегию и тактику применит противник, к инновациям они непривычны и в эффективность их не верят. Но это несколько компенсируется огромным опытом, причем в данном случае не только теоретическим, ибо воюют в разных областях Пяти галактик постоянно.
-----
Итак, у нас есть множество миров, а в них множество социумов, для простоты обзовем их пока государствами, хотя для многих это будет неверно, но иных названий системообразующих социальных структур пока как-то не придумали... Так вот, у нас есть сотни тысяч разных государств(для каждого кластера, т.е. множества менталитетов, обобщенно укладывающихся в один суперэтнос) и соответствующее количество их потенциальных граждан. В час икс(открытия каналов) у каждого человека появится уникальная возможность выбрать гражданство. Никакого сравнения с возможностями эмиграции, фронтиром и прочими аналогами из нашей истории - тут и выбор несравнимо шире, и место уже готовое(во всех смыслах, включая и жилье, и социальную нишу и много что еще), и окружение можно выбрать по вкусу... Сам процесс контролируется руководством Магистрали, а значит особого интереса не представляет - тут важно только то, что у заинтересованных лиц(будущих правительств тех государств, а также вообще всех, кто заинтересован в большой численности населения какого-либо государства) прямых рычагов влияния на выбор людей непосредственно в этот момент нет в принципе. Причем первый состав этих самых правительств по сути назначается тем же руководством Магистрали, исходя из их представлений о наибольшей адекватности данных конкретных личностей для управления данным конкретным социумом с помощью данной конкретной модели государства.
А теперь представьте, что вы - один из такого вот только что назначенного правительства. И социум, которым вы будете управлять, примерно соответствует вашему родному времени по своему уровню технического развития(по крайней мере - видимому, ниже я объясню, в чем тут нюанс) и соответственно - по социальному устройству. Вы прекрасно знаете, что сами бы вы на месте ваших потенциальных сограждан рванули бы куда-нибудь либо в более технически развитый, либо хотя бы более тёплый мир. Где можно валяться под пальмой, жрать бананы и нихрена не делать... Как же заманить к себе население, которое в большей части исповедует принцип "ubi bene - ibi patria"? Экономические стимулы не помогут, есть много гораздо более богатых государств. Остаются только психологические:
1) Идеологические. Увы, подходят в основном для революционеров-романтиков, и использовать их будут только совсем уж нищие, которым больше привлечь граждан абсолютно нечем. И править подобным сбродом, с точки зрения нормального человека, удовольствие ниже среднего... Зато у таких государств есть нехилый бонус во внешней политике - их активности и безбашенности все боятся. Опять же, туристы из других миров и времён не прочь поучаствовать в шоу "civil war", с них тоже можно что-то поиметь.
2) Ностальгические. По книгам и мемуарам хорошо известно, как в 1920-30-е тосковали по дореволюционной России, а сейчас многие тоскуют по брежневским временам. Если сыграть на этой ноте, то некоторое количество граждан привлечь можно. Особенно пообещав устранить некоторые отдельные недостатки.
3) Привычка. Многие захотят остаться где жили, и никакими дивными новыми мирами их не соблазнить. В разных обществах процент таких людей разный, но в общем случае он весьма велик(исключения составляют совсем уж неудобные режимы, а также времена революций и гражданских войн, но это к первому случаю, т.е. идеологии). Им тоже нужно пообещать ликвидацию тех самых отдельных недостатков.
4) Романтика. А это уже чистый пиар, обеспеченный как ностальгирующими гражданами среди своих потомков, так и разными деятелями искусства. Например, Россия конца 19 века распиарена так, что желающих там поселиться граждан из других времён и стран наберется очень много. Вот этим гражданам, чтобы они сперва к нам пришли, а потом еще и не сбежали через недельку, нужно хотя бы частичное совпадение с нарисованной их воображением картиной. Как "рашн экзотИк", так и разные мелкие детали, которых на самом деле в вашем мире никогда не было, и о которых сочинили Акунины будущего. На самом деле это делается довольно легко и просто, если привлечь к делу режиссеров, этот миф создававших. И на жизни нормальных граждан они почти не скажутся. Еще надо дать возможность понаехавшим романтикам обеспечить себе, хотя бы в своем доме, привычные им удобства. И в общем-то всё, остальное они сами себе сочинят и обеспечат.
5) Возможности, которых в иных социумах нет. Самые разные - от мытья золота в тайге и охоты на соболей в ней же, до баньки с крепостными крестьянками. Или, скажем, возможность проводить научные эксперименты, которые в нормальных странах под строгим запретом. Или возможность кого-то в проруби утопить, с гарантией, что никто настоящих причин смерти доискиваться не станет. В общем-то эта категория граждан совершенно непредсказуема, и планировать заранее сколько их будет и чего им нужно, невозможно.
6) Пятая колонна. Потенциальный противник может счесть нелишним отправить в вашу страну некоторое количество засланцев, предварительно соответствующим образом замотивированных... Тут можно порекомендовать методу Лаврентия Палыча: "Ну и что, что шпион? Мы ему столько платить будем, что он забудет о своих хозяевах!"
7) Иные варианты, всех не перечислишь.
Как можно видеть, от правительства требуется обеспечить, по большому счету, только две вещи. Во-первых, достаточно комфортную(по отношению к той, к которой они привыкли) жизнь граждан. Во-вторых, соответствие повседневного антуража имиджу страны - как реальному(или несколько идеализированному, в случае с ностальгирующими), так и полностью выдуманному, но сохраняющему некоторые реальные детали(в случае с романтиками).
А теперь снова немного теории. Для любой системы, сильно превосходящей в развитии другую систему, несравнимо проще эмулировать её, а не копировать. Точно так же для Магистрали гораздо проще строить социум, скажем, 19 века на "элементной базе" далекого будущего. То есть с синтезаторами, нанотехникой и прочими наворотами. Проблема даже не в том, что местным это не понравится. Очень даже понравится, когда разберутся с управлением. Проблема в том, что в итоге получится не 19 век, а плохая копия этого самого будущего. Чтобы сохранить не просто видимость, а работоспособную модель общества прошлого на экономической базе далекого будущего, необходимо использовать особые имитационные модели. Никакими силами нельзя заставить крестьянина, уже пробовавшего шоколад из синтезатора, каждый день есть тюрю. Зато можно создать некое вкусное блюдо на базе той же тюри(хотя бы слегка похожее на настоящую тюрю) и продавать его в трактирах. Нельзя оторвать ребенка от мультиков, зато можно сделать их на имитации грубой бумаги(технологии электронных чернил и гибких экранов есть уже сейчас) и исполненными в технике лубка. И так далее... Вплоть до генно-модифицированных киборг-лошадей, которые не болеют, ног не ломают, тянут груз больше чем любой тяжеловоз, скачут быстрее орловских рысаков, и притом понимают слова хозяина и в точности их исполняют. Любой крестьянин предпочтет такую идеальную лошадь трактору - зачем ему разбираться с этой воняющей мазутом непонятной железкой? С экономикой придется действовать похитрее, но общий принцип тот же. "Вы вскрываете блок управления и видите примерно то, что ожидали: битое стекло ламп, сломанные шестерни и путаницу оборванных проводов. Однако головка ракеты следит за вашими движениями и отслеживает их, отклоняя рули. Вы пытаетесь разобраться и в конце концов находите среди хлама маленькую черную коробочку сантиметр на сантиметр с двумя десятками выводов, а около нее продолговатый цилиндрик с надписью "Энергайзер 1,5 вольта"."(с)С.Переслегин, "Кто хозяином здесь?.."
Возникает вопрос, а зачем это собственно нужно - сохранение видимости некоего уровня технического и социального развития, когда можно обеспечить высокий уровень того и другого во всех мирах? На то есть много причин. Первая - многим нравится общество прошлого(как они его себе представляют, конечно, а не как оно было на самом деле) и значит в такой социум обеспечен приток туристов, эмигрантов, да и инвестиций тоже, плюс союзники в разных конфликтах, ибо музей(или резервацию, зависит от точки зрения) защищать для многих - святое дело. Вторая - каждый уникальный социум порождает своих уникальных личностей, которые в других социумах просто не возникли бы. Более того, каждый уникальный уровень социально-технического развития порождает некоторое количество людей, обладающих уникальным набором как базовых, так и приобретенных навыков и способностей. Ибо рефлексы охотника на мамонтов никакой имитацией в высокоразвитых социумах не наработать. Точно так же, как и рефлексы Тиля Уленшпигеля, да и простого английского йомена с длинным луком. Как и навыки кодера низкого уровня на перфокартах, к примеру... Имитировать можно, но качество будет несравнимо с оригиналом. Примерно как современный мастер спорта по рапире по сравнению с любым бретером галантной эпохи. Ибо мастер спорта дрался только в светлом чистом зале за спортивные награды, а бретер - на ночных улицах, чтобы выжить. Можно спросить, а зачем собственно навыки того же первобытного охотника вообще нужны, если у нас проблема добычи пропитания не стоит, и охота давно превратилась в чистое развлечение? Но если тому охотнику добавить кое-что из курса молодого бойца, то лучшего разведчика на пересеченной местности не найти. Равно как и лучшего исследователя каких-нибудь диких территорий, да много еще кого... Поскольку Магистраль очень большая, и развивается весьма динамично, то можно с уверенностью сказать, что вообще все навыки, когда-либо освоенные любым социумом, на ней будут востребованы. А значит есть необходимость в обучении этим навыкам на высоком уровне, следовательно есть необходимость в социумах, где эти навыки входят в набор социализации.
Таким образом, Магистраль ни при каких обстоятельствах не превратится в конгломерат унифицированных миров и стандартизированных социальных и технических решений. Именно потому, что любое сообщество, культивирующее такую усредненность, будет тут же захвачено и ассимилировано соседями, сохранившими внутреннее разнообразие. Именно потому, что у этих соседей изначально есть бонусы, которых у стандартизированных социумов нет и быть не может(ну и общесистемный принцип, что любая система с бОльшим внутренним разнообразием имеет преимущество в выживании перед системой с меньшим разнообразием, тоже скажется). Любая "серая" зона, т.е. место применения универсальных и усредняющих социумы решений, по факту тут же становится законной добычей для всех остальных миров(или иных групп социумов, не суть важно).
Само собой, что внешняя и внутренняя политика этих, по сути новообразованных(как на базе существовавших, так и на пустом месте, например в новозаселенных мирах) государств, будет серьезно отличаться от привычной нам. Более того, первоначально эта самая политика будет довольно хаотичной и непредсказуемой. По крайней мере для самих правительств и граждан этих государств. И вот тут огромную роль приобретает институт советников и посредников, причем не так уж важно, откуда они появились и кого представляют. Именно в такой среде и будет начинаться Большая Игра по тем правилам, которые каждый игрок будет устанавливать сам... Руководство же Магистрали явным образом вмешиваться не будет, придерживаясь принципа "Пусть расцветают все цветы, а сорняки мы выполем..."
----
(техническое)
2.5*10E11 масс Земли. Радиус сферы Шварцшильда - примерно 24.5 млрд. км., две оболочки по типу раковины Покровского, но собранные не со сдвигом колец, а по перпендикулярной схеме. Наружная оболочка - 1000 лент шириной 5*10E7 км, толщина при плотность 0.6 среднеземной ок. 1000 км, радиус от 10 до 20 млрд. км, расстояние между соседними лентами 10Е7 км, внутренняя - 5000 труб диаметром 10Е6 км, с вложением в 1000 труб внутри каждой(дистанция между поверхностями - 100 км), толщина стенки трубы ок. 10-20 км(грунт порядка 100м), расстояние между соседними 10Е6 км, радиус труб от 10Е9 до 6*10Е9 км, общая масса внутренней оболочки - 5*10Е10 масс Земли
Проблема с приливными силами - между соседними кольцами действует сила, в 70 раз большая, чем действие Земли на Луну, т. обр. высота прилива может достигать 200м, а в закрытых акваториях намного больше. Проблема несколько снимается тем, что периодичность такого явления составляет от(для внутренних) 6(12 лет) до 26 (52 года, для внешних труб).
Плотность населения от 0.5 до 20 чел. на кв. км. Внутри труб - система планет и источников освещения, общее население планет - 5*10Е16, "солнц" и лун 5*10Е13 человек, плюс внешние(оборачивающиеся вокруг труб, на расстоянии 300 тыс. км. от поверхности, диаметр ок. 5 тыс. км) планеты - 10Е19, солнца - 1.5*10Е17, луны - 10Е18 чел. Здесь "солнца и луны" искусственные образования, радиуса порядка 300 км, с населенной областью радиуса около 100 км и толщиной 1-10 км(тип "стальные пещеры"), исходя из области комфортной гравитации(1g+-10%)
Таким образом, на планетоидах достаточно места для одновременного обучения всего состава управления Магистралью, а на поверхностях - соответственно для всего населения Магистрали.
Структура управления Магистралью.
В среднем на мир 10Е8 обитаемых планет, всего около 10Е9 миров, в среднем на планету 10Е8 жителей. На мир - одна система управления, обычно на одной достаточно вместительной и комфортной планете. Штат:
1) 10Е10 "специалистов", оперативников широкого профиля, аналог - тов. Холованов(Дракон), "Контроль" В.Суворова, в среднем 100 на обитаемую планету(о.п.)
2) 10Е9 "генералов", менеджеров, спец.по индирект-контролю, непрямому управлению и косвенным воздействиям, в ср. 10 на о.п.
3) 5*10Е7 "кураторов"
4) 2*10Е6 "нач. отделов"
5) 5*10Е4 в элите
6) 50 руководство элиты, "Координационные комитеты"(10 по 5 чел.)
7) управляющий
Соответственно на Вердии:
1) 10Е10 "специалистов"
2) 10Е9 "генералов", каждый координирует работу руководства одного мира с работой руководств других миров, направляя ее в соответствии с общим планом развития
3) 5*10Е7 "кураторов"
4) 2*10Е6 "нач. отделов"
5) 5*10Е4 в элите
6) 50 руководство элиты
7) управляющий
--------------------
Особенность системы управления - большое количество сотрудников уровнем ниже, невозможность прямой иерархической системы контроля. Даже у "генерала" не 10 подчиненных, как может показаться, а неопределенное число руководителей локальных подразделений и разного рода сетевых эффекторов на планетах, плюс несколько (в среднем 10) постоянных помощников, но при необходимости он может привлечь любое количество помощников из числа "специалистов", с разрешения их собственного руководства. Точно так же на каждом уровне у каждого руководителя есть несколько относительно постоянных подчиненных, некоторое количество неопределенных подчиненных(которые делают свою часть работы, но при этом не подчиняются непосредственно кому-то из руководства, однако зависят от них, ресурсно или как-то еще), плюс ему могут передаваться в подчинение какие-то структуры от другого руководителя в случае возникновения таковой потребности. Если бы эта система регулировалась людьми, она бы не проработала и дня.
Необходимые этапы в процессе обучения каждого из руководства, включая специалистов:
1)Теория управления Магистралью, вводный курс
2)Знакомство с практикой на каждом уровне(для вердийских - два раза, управление в мире и управление мирами, т.е. локальный уровень и вердийский) 7 либо 2*7 ступеней
3)Теоретическое знакомство с потенциальными объектами управления(около 1000 подтипов)
4)Практика локального управления, от 50 до 200 подтипов, частично одновременно(смешанные группы)
5)Теория управления, конкретный для данного управленца уровень
6)Практика
7)Прохождение отдельных частей из 1-5 пунктов самостоятельно, в соответствии с полученными в процессе пункта 6 представлениями и опытом
Для памяти - ключевые технологии Магистрали. Большой "квантово-вакуумный" Компьютер и система управления, базирующаяся на нем("Людям не верить ни в чем. Компьютеру - во всем"(с)"Луна жестко стелет"), технология управляемых порталов, технология управления историей(Хари Селдон и пр.)
----
немного картинок, более-менее подходящих в качестве иллюстраций:
Итак, есть у нас несколько миров, в которые в час Х открываются порталы Магистрали. Все они подготовлены по общеимперскомумагистральному стандарту, т.е.
1) Среда обитания - комплексно оптимизирована под аборигенов, болезней нет, комары людей не кусают, глисты не заводятся и т.д и т.п.
2) Люди, соответственно, комплексно оптимизированы под среду на физическом уровне. Лет до ста растут без старости, лишены насморка и похмелья.
3) Ментально, соответственно, тоже. Каждый прошел курс адаптации к Магистрали, включая такие обязательные дисциплины как
а)овладение базовыми навыками работы с информсистемами(индивидуальная настройка интерфейса AI происходит и вовсе автоматически), постоянное подключение к Сети с регулировкой юзером всех значимых параметров
б)навыки саморегуляции организма, включая гормональный, проводимость и реактивность нервной системы, включая периферийную
в)раскрытие всех значимых(как индивидуально, так и для саморазвития) талантов - в мере, востребованной самим человеком
Ну и прочий апгрейд по желанию и возможностям, естественно. Нет ничего невозможного, кроме как объять необъятное.
Далее, каждый в час Х попадает в оптимальный для него самого мир, по индивидуальному выбору. Проблема с дорогими его сердцу родными-близкими решается стандартными оптимизационными методами(к тому же, поскольку вариантов этих самых родных в разных близких мирах много, можно поставить опцию автоматической сборки малой группы на базе персональной селекции вариантов одного человека из разных миров), в крайнем случае есть Сеть и есть порталы, в том числе индивидуальной настройки на конкретную личность(амберские карты или иной вариант).
Перейдем теперь к мирам. Основных изменений, кроме, понятно, порталов, два. Первое - информационная среда, то есть тотальный доступ к Сети(технически это делается на вакуумно-квантовом уровне, без всяких базовых станций и вообще без "железа"). Второе - производство, если его можно так назвать... Автоматическая сборка чего угодно заказчику с некоторыми ограничениями по массе и, соответственно, энергии. Распределение возможностей по заказу и по доставке заказанного в нужное место зависят от социальной структуры данного конкретного мира. Собственно, согласование экономических возможностей и амбиций гражданина и в мире Магистрали точно так же будет задавать социально-экономическую политику, как и сейчас. Естественно, там есть и гарантированный минимум, и преград меньше(да и обходятся они проще и легче), но сам принцип тот же, а мелкость жемчуга для людей не менее невыносима, чем жидкость супа. Я уж не говорю про статусность и всё, с ней связанное.
* * *
К примеру, есть у нас средневековый мир, который надо оставить именно средневековым. Хотя бы с виду, ибо по экономике все миры относятся к когнитиву по дефолту. Это означает, что в данном мире реализованы следующие ограничения:
1) Мощность механизмов(включая биологические) и их КПД не превышает возможностей этого же мира до часа Х. Сверхбольшие водяные колеса построить можно, а вот водяные турбины с генераторами уже будут нерентабельны, ибо потери на выработку и передачу электроэнергии в данном конкретном мире очень высоки. Это означает, что грузовик(равно как и танк, самолет...), приехавший в этот мир, резко потеряет в мощности двигателя, а пушка выстрелит, но скорость снаряда будет измеряться десятками м/c, разрывной же заряд в оном снаряде сработает с силой черного пороха, и не более того.
2) Ограничения на информационные системы. Скажем, никакие экраны и проекционные системы не работают, также заблокирована передача информации(любой, в том числе и текстов) по Сети от человека к человеку внутри этого мира(а также между двумя лицами этого мира через иные миры, по принципу "моста"). Т.е. для себя я могу скачать из Сети хоть голографическую игру, хоть учебный фильм(если знаю, откуда скачивать), но передать его соседу не могу. И вывести на печать(или на колонки, проектор и т.п.) тоже не могу. Только пересказать, переписать, перерисовать. Смотрение же оного фильма для постороннего глаза не будет отличаться от праздных мечтаний... Есть, конечно, разные возможности обхода этого ограничения, но поскольку оно является базовым для данного мира, то блокировка будет многоуровневая и весьма хитрая, так что один-два гения для себя обходные лазейки найдут, а вот поделиться ими с кем-то менее продвинутым уже не смогут. При этом ничто не мешает использовать внешнюю информацию для построения всякой техники или для алхимических опытов, петь песни на ноты и тексты, из той же сети скачанные.
Прочие ограничения менее очевидны и касаются главным образом правителей и иных элит(скажем, на некоторые операции с собственностью вне родного мира - дабы не было возможности продать или заложить своё государство или лен целиком кому-то из намного более развитого мира... если же покупатель того же уровня - то пожалуйста, тут игра более-менее на равных). Что будет представлять собой социальная структура, на примере основных сословий:
1) Духовенство. Никаких существенных изменений. Даже рукописные книги сохранятся, только уже не как единственный способ распространения текстов, а как источник доходов(ибо в развитых мирах они будут цениться достаточно высоко).
2) Крестьянство. Эффективность и производительность сельского хозяйства и всяких индивидуальных промыслов резко вырастет, налоги же будут терпимыми(в противном случае я сеньорам не завидую, ибо возможностей у крестьян прибавится на порядки, и боевых, и по социальной самоорганизации...). Основное изменение - резкое повышение товарности хозяйства, ибо значительная часть произведенного отправится на экспорт в высокотехнические миры(там цены на натуральные продукты и изделия ручного труда заведомо выше), оттуда же будет поступать по относительно низким ценам многое, что крестьянину приходилось делать самому(ткани, стройматериалы, скобяные изделия, всякая мелкая механизация вроде ручных мельниц и сепараторов и т.д.). Личная зависимость от сеньора может и сохранится, но примет иные формы.
3) Цеха, торговые гильдии и т.п. Формы групповой организации в общем сохранятся(ибо они элементарно удобнее в данных конкретных обстоятельствах, да и привычнее), а вот содержание может существенно измениться. Кстати, юридическая система, пожалуй, изменится сильнее всего. В том числе и касающаяся деловых отношений, найма и т.п.